Сентября 19 (2 октября) Священномученик Нил (Смирнов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 года в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника. Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 год работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощника товарного кассира, помощника билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятии его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Воскресения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 года, отец Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве. В ноябре 1921 года Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 года отца Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картино Можайского уезда. В ноябре 1925 года отца Нила вновь назначили в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. В 1930 году он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 году отец Нил был возведен в сан протоиерея. 17 февраля 1933 года протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 года, рассказал следователю, что отец Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти». 23 февраля, давая показания следователю, отец Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от Церкви, и я, видя такой отлив народа от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием. В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 января 2008 г. Украинский статут и Устав Московского Патриархата На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года был принят важный канонический документ — изменения в Устав (Статут) об управлении Украинской Православной Церкви. Можно ли говорить о том, что эти изменения носят принципиальный характер? Следует ли ожидать перемен в устроении церковной жизни на Украине? Обзор изменений в Устав и комментарии к ним подготовлены в рамках совместного проекта газеты «Церковный вестник» и интернет-портала «Богослов.ру». В ближайших номерах ЦВ  мы продолжим разговор об этом документе. Ныне действующий статус Украинской Православной Церкви установлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года. Собор постановил, что «Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении, в связи с этим наименование “Украинский экзархат” упраздняется. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул “Митрополит Киевский и всея Украины”, избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул “Блаженнейший”. Как Предстоятель Украинской Православной Церкви, он является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины». Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25–27 ноября 1990 года. Последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов УПЦ 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве. На прошедшем 13–16 августа 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ. По итогам прений Юбилейный Архиерейский Собор принял особое определение, касающееся Украинской Православной Церкви:

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

Приближается трехсотлетняя, радостная для всей России годовщина царствования Дома Романовых. К этому юбилейному торжеству уже теперь обращены взоры России и Европы. В виду предстоящего столь грандиозного события важно не только воспроизвести самое историческое событие воцарения в Ипатьевском Троицком соборе боярина Михаила Феодоровича, но с возможной полнотой осветить различные относящиеся к нему моменты и детали. В ряду таких очень важное место занимает московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года. Однако это историческое событие доселе не имеет для себя целостного археологического эскиза в отношении указания пути следования и особенно вступления в Ипатиеву святую обитель. Предлагаемый историко-археологический экскурс 1 в эту мало исследованную область представляется первым опытом. В смутный период на Руси с 1605 года и особенно в междуцарствие с 1610 до 1613 года все Российское государство претерпевало величайшие бедствия. Россия была внешне разорена злодействами поляков и литовцев, безнаказанно производивших насилия и грабежи в городах и весях, а главное, глубоко потрясены были основы государственной ее жизни как самыми появлениями самозванцев, претендовавших на царский трон, так и усиленными стремлениями утвердить на московском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Печальное и даже гибельное состояние России обусловливалось или довершалось и гнусными интригами и раздорами среди русских вельмож, из коих оказалось немало изменников отечеству. Для того чтобы спасти русскую народность и православную веру от иноверного ига поляков и утвердить поколебленный разными самозванцами царский трон, собрался в Москве к 12 февраля 1613 года великий земский совет для избрания главы государству – царя православного. Хорошо памятуя указание патриарха Гермогена, земский совет единогласно избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова, сына боярина Феодора Никитича, тогда уже митрополита Филарета. В неделю Православия 21 февраля православная Москва уже присягнула единодушно православному царю Михаилу Феодоровичу. Последний, по освобождении своем 26 октября 1612 года из плена, в котором держали его поляки, завладевшие тогда Москвой, сначала проживал в своей костромской вотчине – селе Домнино, но затем для большей безопасности от небезызвестных ему дерзких умыслов поляков вынужден был, одновременно с незабвенным патриотическим подвигом крестьянина Ивана Сусанина, укрыться вместе с матерью своей – инокиней Марфой Ивановной за стенами в Ипатьевском монастыре, вблизи города Костромы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Закрыть Самое памятное событие времен учебы - это постриг 08.06.2012 434 Время на чтение 7 минут Иеромонах Евгений (Решетников), будущий архиепископ Верейский, в год окончания Академии (1987 год) 25 лет назад ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений получил академический диплом. Сегодня владыка вспоминает годы учебы, рассказывает, как он и его однокурсники не верили, что Церкви вернут Донской монастырь, и готовились к Юбилейному собору и что значит самому совершать хиротонию. - Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное? - Постриг. Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы. Иеромонах Евгений (Решетников), будущий архиепископ Верейский, в год окончания Академии (1987 год) - А что-то связанное с Академией? - Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас. Панихида по погибшим в пожаре 1986 года студентам, 27 сентября 2011 года Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена. На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

— Как осуществляется руководство издательством, кто ставит задачи, определяет и разрабатывает планы работы? — Стратегию деятельности издательства определяет правление, которое, согласно уставу, возглавляет ректор духовной академии. Все тактические, оперативные вопросы текущей деятельности издательства решают проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич и директор, которые также входят в состав правления. — Какие издания уже вышли в свет, что можно сказать о периодике? — С осени 2013 года по настоящее время выпущены: учебные пособия — «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (автор Д.Г. Добыкин), «История Древней Греции» (А.Б. Егоров), «Россия и православный Восток» (Л.А. Герд), «“Русская идея” в русской литературе» (П.Е. Бухаркин), монография М.В. Шкаровского «История Болгарской Православной Церкви», сборник материалов юбилейной научной конференции «Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях», нотный сборник «Осмогласие на “Господи, воззвах”». Весной 2014 года также вышли в свет мультимедийные учебные пособия из цикла «Библейская археология»: «Святая Земля», «Малая Азия», «Иордания». Этот уникальный проект осуществлен кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. Научно-богословский журнал «Христианское чтение» в течение этого года приобрел новое оформление и более строгий, академический вид. В августе 2013 года журнал включен в Российский индекс научного цитирования, а со второго полугодия 2014 года входит в каталоги «Роспечать» и «Почта России». Таким образом, журнал «Христианское чтение» теперь подписное издание, и в любом отделении «Почты России» по всей стране и в странах ближнего зарубежья можно подписаться на наш журнал. После небольшого перерыва было возобновлено издание студенческого журнала «НЕвский БОгослов» (НЕБО). Рассчитанный на самую широкую аудиторию журнал стал издаваться в новом, более качественном полиграфическом оформлении. Обновился состав молодежной редакции журнала, теперь в нее входят студенты бакалавриата, магистранты и аспиранты духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727191...

2 сентября сего года мне была сообщена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно деятельности «Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе»: «Преосвященному митрополиту Ювеналию: Ваше Высокопреосвященство, благословляю проведение первого и последующих заседаний Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе под Вашим председательством. Готов провести заключительное заседание Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников при Патриархе перед Архиерейским Собором 2016 г.» В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, полученные из Управления делами Московской Патриархии, касающиеся реализации задач, поставленных в принятом Архиерейским Собором 2011 года документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года до настоящего времени, мною в 2013 году были направлены запросы в 147 митрополий и епархий Русской Православной Церкви с просьбой дать исчерпывающую информацию о деятельности в этой области, а также высказать идеи и предложения, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. По данному вопросу также было предложено высказаться и членам Совета. Из анализа полученных материалов следует, что в 54 епархиях работа велась удовлетворительно. В остальных — недостаточно: некоторые епархии начали свою деятельность в этой области только после Архиерейского Собора 2011 года, а другие ее пока не начинали. Следует отметить, что наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Это касается четырех митрополий Екатеринбургской (22), Омской и Таврической (21), Кемеровской и Прокопьевской (17), Санкт-Петербургской (14) и Московской епархии (97). Большая часть храмов посвящается Собору новомучеников и исповедников Российских, без обозначения конкретных имен, или царственным страстотерпцам, и лишь в редких случаях — в честь конкретного новомученика или исповедника. Но, как правило, их немного и касается общеизвестных святых и туда не входят имена тех святых, которые подвизались в конкретной епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3854972...

9 декабря 2005 г. Солдаты Победы В юбилейный год 60-летия Великой Победы более 350 ветеранов войны — жителей Костромской области получили благословенные грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Среди удостоенных почетной награды Предстоятеля Русской Православной Церкви были и священнослужители Костромской епархии, прошедшие фронтовыми дорогами: протоиерей Константин Ильчевский и архимандрит Михаил (Беляев). Одним из ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в юбилейном параде Победы на Красной площади в Москве 9 мая 2005 года, стал клирик Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромской епархии, почетный гражданин Костромы протоиерей Константин Ильчевский. Будущий пастырь родился в 1924 году в селе Городное Пинской (ныне Брестской) области в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши. Семье крестьян Ильчевских довелось в полной мере пережить тяжесть немецкой оккупации; целых полгода через их село проходила линия фронта. В 1942 году, за два дня до своего 18-летия, Константин Ильчевский под сводами Свято-Никольского храма в Городном обвенчался со своей супругой Верой Петровной, ставшей доброй спутницей его жизни почти на шесть десятилетий и матерью пятерых детей. В июле 1944 года советские войска освободили село, а уже 1  августа двадцатилетнего Константина призвали в армию. В декабре он попал на фронт. О своем участии в боевых действиях отец Константин вспоминает так: «С 20 декабря 1944 года я был артиллерийским разведчиком-наблюдателем на Первом Белорусском фронте. Наш полк громил немецкие позиции у реки Вислы в Польше, а после успешного прорыва мы шли по пятам убегавших немцев до реки Одер в Германии. В жарких боях за маленький плацдарм на западном берегу Одера возле деревни Гроснойдорф в мое дежурство наш наблюдательный пункт был обстрелян, и меня легко ранило осколком в лицо. Закрепив свои позиции, мы пробыли на этом месте около трех недель до переброски на такой же плацдарм около города Кюстрин; здесь я 27 марта 1945 года был ранен осколком в бедро и после перевязки доставлен в город Нойдам, в госпиталь. Проводивший операцию хирург подарил мне на память осколок, извлеченный из раны. Затем начались переезды по госпиталям  — в Германии, в Польше и наконец в России. Здесь, на больничной койке в селе Кожла-Сола Марийской республики, я встретил день Победы».

http://e-vestnik.ru/history/soldaty_pobe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года 20 апреля в Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Совершив молитву перед началом заседания, Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал членов Священного Синода. Его Святейшество, в частности, сказал: «Я сердечно приветствую членов Священного Синода. Наше заседание проходит во время Великого поста, мы уже вступили в последнюю его неделю. Желаю завершить в добром здравии и в молитвенном подвиге спасительное поприще Великого поста, Страстную седмицу и в радости встретить Господа Воскресшего. Недавно у Нас был телефонный разговор с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, которому я, в частности, сообщил о предстоящем заседании Священного Синода. Президент просил передать приветствия всем членам Синода и пожелать успехов в трудах. От лица членов Священного Синода еще раз поздравляю Владыку митрополита Филарета, которому недавно исполнилось 70 лет. Мы направляли Вам приветствие, и посланник Священного Синода в лице Владыки митрополита Климента приветствовал Вас в Минске. Мы высоко ценим Ваше служение, особенно много Вы потрудились по подготовке церковно-общественных торжеств, посвященных юбилею преподобного Серафима Саровского, являясь сопредседателем Юбилейной комиссии. Приступим к нашим делам». Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ Об изменении титула правящих архиереев Бобруйской епархии на «Бобруйский и Быховский». СПРАВКА: Священный Синод 24 декабря 2004 года (журнал 91) постановил образовать Бобруйскую епархию, выделив ее из состава Могилевской епархии. Преосвященным Бобруйским иметь титул Бобруйский и Осиповичский.

http://sedmitza.ru/lib/text/429871/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви X. Русская Православная Церковь в 1980-е годы К оглавлению Ввиду приближения юбилейной даты - 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом в 1981 году была образована Юбилейная Комиссия под председательством Святейшего Патриарха Пимена, которая возглавляла работу по подготовке юбилейных торжеств. В 1983 году по просьбе Священноначалия Русской Церкви Правительство передало Московскому Патриархату древнейший в Москве монастырь святого благоверного князя Даниила. В монастыре развернулись реставрационные и строительные работы. Данилов монастырь стал административным центром Русской Православной Церкви, резиденцией Патриарха и Священного Синода. Весной 1985 года политическим руководителем СССР стал М.С.Горбачев. Перемены, получившие название «перестройки», начались во всех сферах жизни. Демократизация политической системы, широкое освящение в печати беззаконий 30 - 50-х годов, в результате которых тяжело пострадала Церковь, озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обстановку, в которой для Русской Церкви открылись новые возможности. Юбилейный 1988 год принес с собой существенные перемены в церковной жизни. Самой серьезной проблемой, начиная с 60-х годов, было недостаточное количество приходов, которое не соответствовало числу членов Церкви. В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам. В 1988 - 1989 годах были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена была новая - Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. Русской Православной Церкви были возвращены монастыри: Толгский - в Ярославской епархии, знаменитая Оптина Пустынь - в Калужской, древняя святыня Руси - Киево-Печерская Лавра. 29 новых монастырей открылось в других епархиях: Московской, Рязанской, Ивано-Франковской, Курской, Кишиневской, Львовской.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010