Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года архиепископ Костромской и галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале 90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно—просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев). За минувшие 8 лет своего существования Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался деятельной поддержкой и руководствовался мудрыми наставлениями Предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил: «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы».

http://sedmitza.ru/lib/text/429976/

  разделы   рассылка  распечатать Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви (3-8 октября 2004 года). О внешней церковной деятельности Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за период, истекший со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжал осуществлять и координировать многогранную внешнецерковную деятельность. Направления, методы и структура этой деятельности определялись Уставом Русской Православной Церкви, принятом на предыдущем Архиерейском Соборе, решениями Архиерейских Соборов, определениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода. Согласно его Уставу, одобренному Священным Синодом в 1992 году, Отдел внешних церковных связей представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром, осуществляет ее связь с находящимися в Российской Федерации и за ее пределами Поместными Православными Церквами, инославными церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, правительственными, парламентскими и общественными организациями и учреждениями, средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми, туристическими и другими организациями. Отделом внешних церковных связей осуществляется также попечение о диаспоре Русской Православной Церкви, находящейся в разных странах. Отдел информирует Святейшего Патриарха и Священный Синод о событиях и мероприятиях, происходящих вне Русской Православной Церкви и затрагивающих ее интересы, представляет Святейшему Патриарху и Священному Синоду материалы и рекомендации для принятия решений, касающихся церковно-государственных отношений, отношений Церкви и общества. В рамках заботы о жизни нашей церковной диаспоры Отдел осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории.

http://religare.ru/2_10585.html

  разделы   рассылка  распечатать " Репортер.РУ " : Ксения Лученко. " Православный контекст " избирательных кампаний. Источник:  Фрагмент статьи " Православный контекст " избирательных кампаний " продолжает презентацию готовящегося к печати сборника " Повестка дня " избирательных кампаний 2003-2004 гг. " . Другой аспект темы прошедших выборов – поведение региональных СМИ - вы найдете в отрывке из статьи Индиры Дунаевой " Региональная площадка " в разделе Политика. Вопрос о том, возрастет ли роль так называемого «религиозного фактора» на выборах 2003-2004 годов по сравнению с предыдущими, стал волновать журналистов, политологов и представителей религиозных организаций задолго до официального старта избирательных кампаний. Так, уже 24 октября 2002 года (то есть за год до парламентской кампании) в Москве состоялся круглый стол «Религия и выборы. Использование религиозного фактора в СМИ и предвыборных технологиях», организованный фондом им. Конрада Аденауэра и «Медиасоюзом». Тогда официальный представитель Русской Православной Церкви (РПЦ) протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, напомнил, что Церковь «сознательно отказалась от участия в выборах, поскольку к Церкви принадлежат люди разных политических взглядов. Кроме того, следует учитывать, что около половины приходов Русской Православной Церкви находится за границами Российской Федерации». Действительно, это заявление сделано на основании принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых говорится, что «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а, следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования».

http://religare.ru/2_9496.html

«В период гонений епископ обыкновенно первая жертва…» 70 лет назад, 23 января 1938 года, в Кылтовской сельхозколонии Ухт-Печорского исправительного лагеря НКВД в Коми закончился крестный земной путь священномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского и Херсонского. Из Бутырки – в крестный ход Образ священномученика Анатолия Одесского Владыку Анатолия называли Златоустым. И в своем последнем слове, сказанном в Одессе незадолго до ареста в 1936 году, владыка повторил слова, произнесенные некогда святителем Иоанном Златоустом: «Молите Бога обо мне, братия, и если любите Христа, не отходите от церквей ваших. Для меня приблизилось время бед, и, приняв много скорбей, я должен отойти из этой жизни. Вижу, что сатана, не вынося моего учения, созвал против меня сборище. Но вы не скорбите обо мне, но поминайте в ваших молитвах… Пусть пенится и ярится море, но камня оно не может сокрушить. Пусть вздымаются волны, но Иисусова корабля не могут потопить. Чего нам бояться? Смерти? Но мне жить – Христос, и умереть – приобретение. Изгнания бояться? Но Господня земля и наполнение ее. Бояться отнятия имущества? Но всем известно, что мы ничего не принесли с собой в мир и ничего не возьмем с собой. Я ни нищенства не боюсь, ни богатств не желаю, ни смерти не страшусь, молю только об одном, чтобы вы преуспевали в добре». Рассказы о проповедях необычайной силы воздействия, которые произносил отец Анатолий в тех городах, где ему выпало служить, передавались из уст в уста. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, замечательный историк и богослов, оставивший ценные научные труды, редкий молитвенник, неутомимый борец с расколами, являющий всем последующим поколениям православных христиан пример верности Христу и Его святой Церкви… На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский, причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День память священномученика Анатолия – 10 января.

http://pravoslavie.ru/4060.html

ГАЗЕТА " ИЗВЕСТИЯ " ОБЪЯВИЛА О ВЫПУСКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ 21 января 2000 года в газете " Известия " вышел первый выпуск приложения " Религия " . Подготовил ее литературный критик и публицист Александр Архангельский . Это уже не первая московская газета, которая решила посвятить свои специальные страницы религиозной проблематике. Религиозное приложение существует в " Независимой газете " , " Советской России " , " Московском комсомольце " . Стремление политической газеты отражать на своих страницах религиозную проблематику вполне понятно - социологи свидетельствуют, что верующих в Бога в нашей стране 79,4 % населения, не верят в Бога - 9,3 %, затруднились ответить - 10,8 %, отказались ответить - 0,5% (Институт социологии РАН, грант РГИФ, 1999). Православное Рождество 2000 года, например, отмечало более 70% наших граждан. Впрочем, в предисловии к своему религиозному приложению редакция объявляет: " Известия " - газета светская; она в равной мере адресована атеистам и верующим самых разных конфессий " . Уже само признание равенства в глазах редакции атеистов и верующих воспринимается как факт отрадный, поскольку до этого дня большая часть материалов, посвященных религии вообще и Православию - в частности, отражали взгляд атеистов, чаще всего тех, которых в советские времена было принято называть " воинствующими " . Например, 6 января, в день, когда большая часть населения нашей страны праздновало 2000-летие Рождества Христова, " Известия " публикует два материала, как бы отражающие эти события. Один - Виктории Авербух - кощунственно назван " Рождество патриарха " и посвящен пребыванию Бориса Ельцина в Израиле, причем автор умудрилась ни одним словом не обмолвиться об истинной причине поездки Б. Ельцина на Святую Землю - участвовать совместно со всеми предстоятелями поместных православных Церквей и президентами тех стран, где Православная Церковь является доминирующей, в юбилейном празднике Рождества Христова. Другой материал - письмо читателя о том, что Рождество Христово было в другой день и в другой год, что Иисус Христос - это совсем не тот, за кого его выдают христиане. Конечно, письмо, почти дословно повторяющее аргументы героя " Мастера и Маргариты " председателя МОССОЛИТа Михаила Берлиоза, имеет право на существование, но насколько публикация его накануне праздника Рождества была тактична по отношению к чувствам верующих, которые составляют значительное большинство населения страны?

http://pravoslavie.ru/press/izv_rel.htm

Глава 25 1–9. Субботний и 10–55. юбилейный годы. Лев.25:1 .  И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Лев.25:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; Лев.25:3 .  шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, Лев.25:4 .  а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; Круг древнееврейских праздников (см. Лев.23 ), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы ( Лев.25:2, 4 ), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась ( Лев.25:4 ), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались ( Лев.25:5 , ср. Исх 23.11 ); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле – год; и как у людей после 6 рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове – суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении. Лев.25:5 .  что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; Лев.25:6 .  и будет это в продолжение субботы земли всем вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; Лев.25:7 .  и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения 7 червня 2008 р. 08:49 Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! В период с 2000 по 2004 год Учебный комитет при Священном Синоде осуществлял разностороннюю деятельность в сфере богословского и духовного образования, руководствуясь решениями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, определениями Священного Синода, а также указами и распоряжениями Святейшего Патриарха. Помимо традиционных направлений деятельности Учебного комитета — таких, как контроль за уровнем образования в духовных учебных заведениях и работа по совершенствованию учебного и воспитательного процесса, в центре внимания учебного ведомства нашей Церкви находились также вопросы лицензирования и аккредитации духовных учебных заведений, а также их взаимодействия с органами государственной власти по вопросам профессионального религиозного образования. Изучался вопрос об участии Русской Православной Церкви в деятельности открывшихся теологических факультетов, отделений и кафедр в государственных и негосударственных вузах России. Приоритетным направлением работы стало также расширение информационной и издательской деятельности. Однако прежде чем подробнее остановиться на этих и других аспектах нашей работы, необходимо сказать о том, что в связи с реформой системы духовного образования в межсоборный период было осуществлено структурное преобразование Учебного комитета. Согласно резолюции Святейшего Патриарха от 14 декабря 2001 года была утверждена новая структура Учебного комитета, реализующая деятельность по четырем направлениям: Мы надеемся, что эти структурные изменения позволят нам более эффективно работать над реализацией задач, поставленных перед нами священноначалием нашей Святой Церкви.   1. Реорганизация и реформа духовных учебных заведений В межсоборный период наблюдалось незначительное увеличение числа духовных учебных заведений. В 2001 году в Новосибирске был открыт Православный богословский институт, в Пензе, Ростове Великом (Ярославская епархия), Верхотурье (Екатеринбургская епархия), Сведловске и Алчевске (Луганская епархия) были открыты духовные училища, в Калуге — епархиальное женское училище, в Красноярске — пастырские курсы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762471...

Документы Выступление Патриарха Кирилла на пленуме Синодальной богословской комиссии РПЦ 04.05.2009 17:16 4 мая 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседании Патриарх Кирилл выступил с докладом. Христос воскресе! Выше Высокопреосвященство, дорогой владыка Филарет! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы и братья! Рад приветствовать собравшихся на пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии ее членов и приглашенных экспертов. Это первое заседание Богословской комиссии после моего избрания на Московский Патриарший Престол и первое заседание Комиссии, которое проходит под председательством Патриарха. Оснований для моего участия в этом заседании несколько. Во-первых, особая актуальность вопросов развития церковной науки и богословия. Во-вторых, общецерковная значимость тех задач, которые стоят сегодня перед Богословской комиссией. Наконец, в-третьих, меня многое связывает с Комиссией: я был ее членом более 15 лет со времени ее учреждения Священным Синодом в конце 1993 года. О богословской комиссии Для чего создавалась Комиссия? Для решения актуальных проблем церковной жизни и служения на основании взвешенного, ответственного богословского анализа. На первом этапе работы Комиссия по преимуществу рассматривала проблемы, связанные с контактами Русской Православной Церкви с инославием. Эта работа осложнялась болезненной реакцией, которая имела место в церковной среде в связи с этой проблематикой, а также разными, порой антииерархическими выступлениями в околоцерковной среде. Разумеется, тема межхристианских связей не была самой главной богословской проблемой, но она была самой острой с точки зрения единства и мира в Церкви. Богословской комиссии удалось успешно справиться с задачей, возложенной на нее Священным Синодом и Архиерейскими Соборами. На все «взрывоопасные» вопросы были найдены мудрые ответы. Многолетние труды Комиссии по тематике межхристианских связей увенчались принятием на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. доктринального документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Вся эта работа шла в тесном взаимодействии организационном и содержательном с Отделом внешних церковных связей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» 26.06.2008 11:36 Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года В своем выступлении на заседании рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года  архиепископ Костромской и Галичский Александр рассказывает о деятельности возглавляемого им отдела и о тех мероприятиях, которые проводит Отдел по делам молодежи и связанные с ним молодежные организации. Ваши Преосвященства! Двадцать лет прошло после судьбоносных событий празднования 1000—летия Крещения Руси, знаменовавших благоприятные перемены во взаимоотношениях государства и Русской Православной Церкви. Уже в начале   90—х годов наряду с развитием первых церковных инициатив в области миссионерского и социального служения был создан ряд православных молодежных организаций (братств). В 1991 году в Москве с успехом прошел Съезд православной молодежи, завершившийся образованием Всецерковного православного молодежного движения – самого крупного братства в лоне нашей Церкви. К началу XXI века Русская Православная Церковь  столкнулась с задачей ввести в канонические рамки всё более расширяющуюся активность православной молодежи в различных епархиях. В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского патриархата. Председателем новообразованного Отдела был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев).  За минувшие 8 лет своего существования  Синодальный отдел по делам молодежи неизменно пользовался  деятельной поддержкой и руководствовался  мудрыми наставлениями предстоятеля нашей Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, обращаясь к подвижникам православного молодежного служения, в частности, говорил:  «Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас  в новых начинаниях, поможет осуществить  новые молодежные инициативы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Если будущее России — дети, то их надо воцерковлять». К 10-летию Православного центра духовного возрождения в Туле С этих детей начинался тульский ПЦДВ Вот уже 10 лет в Туле действует Православный центр духовного возрождения (ПЦДВ). Основная цель его работы — забота о детях, в особенности брошенных, заблудших, беспризорных, их воцерковление. С 2000 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла Православным центром совместно с Тульской епархией была начата круглогодичная детская благотворительная программа «Рождественский ангел». Постепенно сформировалось четыре основных направления деятельности центра: организация и проведение занятий с детьми в воскресной школе, детских рождественских и пасхальных праздников, миссионерских духовно-просветительских поездок в детские и исправительные учреждения (в том числе с учащимися воскресной школы, которые приезжают к своим сверстникам с концертами и спектаклями, общаются с обездоленными детьми или осужденными подростками), а также организация и проведение летнего детского православного лагеря. С самого возникновения центра его возглавляет Романовская Людмила Александровна, окончившая миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института. Нам удалось встретиться и побеседовать с руководителем центра незадолго до юбилейного праздника, который состоялся в конце сентября уходящего года. – Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, когда и как вам пришла мысль о создании Православного центра духовного возрождения в Туле? – Нельзя сказать, что пришла какая-то мысль… Это было время, когда возрождалась активная жизнь в Русской Православной Церкви. В 1980-е годы в Туле было всего четыре действующих прихода. Жизнь в этих приходах текла вяло. Прихожанами были в основном пожилые люди. И вот, может быть потому, что я всегда чего-то искала, изучала труднодоступную в то время православную духовную литературу, пристально следила за церковной жизнью, регулярно читала «Журнал Московской Патриархии», который был очень интересным, у меня внутри созрело понимание того, что Церковь находится на каком-то переломном этапе своей жизни, что сейчас она снова начинает свою активную деятельность. Посещая храм, я видела большую религиозную необразованность молящихся, но, с другой стороны, чувствовала возрастающий интерес, желание узнать что-нибудь о Церкви, ее учении, истории, культуре. Всем своим сердцем я ощущала, что это нужно, ведь Церковь призвала нас к творческому православному труду. Поэтому еще до того, как наш центр родился, я уже знала, что он будет, что он должен быть. Тут, наверное, сказалось и семейное воспитание. У нас была большая многодетная семья, я — седьмой по счету ребенок. Родители приучали нас к ответственности с детства: если мы за что-то брались, то знали, что это нужно довести до конца и сделать хорошо. Так вот и родился центр.

http://pravoslavie.ru/695.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010