Закрыть itemscope itemtype="" > «Господне кино» в Николин День «Годеновский день» в Никольском храме 20.12.2023 175 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором В престольный праздник Святителя Николая Чудотворца архиепископа Мир Ликийских 19 декабря в храме свт. Николая в Новой Слободе настоятель храма, глава синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий возглавил Божественную Литургию. После этого состоялось подведение итогов Общероссийского миссионерского Крестного хода с копией Годеновского Креста и награждения его активных участников. Не обошлось и без сюрпризов... Ставшая уже знаменитой и «намоленной» копия Годеновского Креста, на которой ступни Спасителя стерты до дерева поцелуями тысяч богомольцев, сегодня встречает входящих в храм с шумной Долгоруковской улицы столицы. С молебна в этом храме 30 августа начинался невиданный доселе миссионерский проект – Крестный ход с полноразмерной копией Годеновского Креста, «перекрестивший» своим маршрутом русскую землю – от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока. Крестный ход, как мы помним, был посвящен 600-летию чудесного явления с неба «от греческой стороны» Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте близ Годеново 11 июня 1423 года. А «представил» эту святыню местным пастухам никто иной, как Святитель Николай. Так что подведение итогов уникального «годеновского» Крестного хода на исходе юбилейного года и конкретно – в праздник «Николы зимнего» было логично и более того – благодатно. Нынешняя Литургия в Никольском пределе, освященном 22 мая этого года в день перенесения мощей Николая чудотворца из Мир Ликийских в Бари малым освящением, была по-архиерейски торжественной и по-престольному праздничной. Радостное настроение «возгоняло» то, что среди молящихся мелькали «знакомые все лица»: в храме встретились многие из тех, кто непосредственно участвовал в Крестном ходе, занимался его организацией и освещением в СМИ. А по завершении службы состоялась торжественная процедура, ради которой владыка Евфимий и созвал сюда «крестоходцев». В своем пастырском слове он отметил, что больше всего храмов на Руси испокон века посвящалось Святителю Николаю – к этому великому греческому святому у русских всегда было особое отношение. Видимо поэтому именно он и сопровождал чудесное явление византийского Креста в ростовском княжестве в XV веке.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наш журнал всегда с вами рядом…» Обзор журнала «Краснодар литературный» (июнь, 2023 г.) 27.06.2023 552 Время на чтение 5 минут Журнал «Краснодар литературный» учреждён Краснодарским региональным отделением Союза писателей России и Администрацией города Краснодара в 2006 году. С 2010 года журнал не издавался, а в 2020-м наша краевая писательская организация возродила проект. Наш журнал всегда с вами рядом, достаточно пройти по ссылке . Предлагаем вашему вниманию обзор второго номера 2023 года, который открывает материал «Союз кисти и пера», посвящённый тридцатилетию художественной галереи «САНТАЛ» и многолетнему сотрудничеству с краевой писательской организацией. Рубрика «Новая книга» представляет вышедшие в свет весной этого года книгу стихов С.Н.Макаровой-Гриценко «Жить на этой земле», поэтический сборник тихорецкого ЛИТО «Родник», посвящённый бойцам СВО «Я чистым сердцем с миром говорю» и стихи для детей Любови Деткова " В гостях у Леночки " . В мае 2023-го читающая Россия отметила 100-летие со дня рождения Анатолия Дмитриевича Знаменского, лауреата Государственной премии, нашего выдающегося земляка-кубанца. В свежем номере журнала «Краснодар литературный» читатели познакомятся с биографией писателя и историей создания главного труда его жизни – романа-хроники «Красные дни». О личных встречах с Анатолием Дмитриевичем, об интересных и малоизвестных фактах из его жизни вспоминают Геннадий Пошагаев в лирическом очерке «Следуя полезным советам» (рубрика «Имена и даты»), и Виктор Ротов (1931-2005) в литературоведческой статье «Озабоченный гражданин» («Литература и общество»). О ещё одной юбилейной дате в культурной жизни Кубани и всей страны, о 85-летии со дня рождения мэтра русской народной песни, всемирно известном руководителе Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко повествует краснодарский музыковед Павел Гаврилов. Исследование творчества Михаила Пришвина литературный критик Алла Новикова-Строганова приурочила к 150-летию знаменитого писателя. Юбилейные материалы читайте в рубрике «Имена и даты»

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сказ о том, как архиепископ-врач и врач-космонавт спасают жизнь врача-диабетика 09.05.2013 1267 Время на чтение 25 минут Вчера, 9 мая, в День Победы , исполнилось 136 лет со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, а 11 июня мы будем отмечать 52 года со дня кончины архиерея-врача, который называл себя «художником в анатомии и хирургии» и «скальпелем в Божьих руках». В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя святителя Луки было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Это один из самых выдающихся деятелей российской медицины и Русской Православной Церкви. По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. В разные годы он был правящим архиереем нескольких епархий: епископом Ташкентским и Туркестанским, епископом Елецким, викарием Орловской епархии, архиепископом Красноярским и Енисейским, архиепископом Тамбовский и Мичуринским, архиепископом Симферопольским и Крымским. Он пережил русско-японскую войну, революции, две мировые войны. В годы Великой Отечественной войны владыка был военным хирургом и вернул жизнь и здоровье многим офицерам и солдатам, за что был удостоен наград. С 1946 года он был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Но вскоре ему запретили выступать перед аудиторией в архиерейском одеянии, и он покинул Хирургическое общество. На дверях его квартиры было написано, что профессор медицины ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Он исцелил большое количество безнадежных больных. Иногда исцеления происходили лишь по его молитве. К сожалению, современные люди часто ничего не знают о святителе Луке. Когда-то к владыке-хирургу за врачебной и духовной помощью шли тысячи людей. Многих он привел к вере не только при помощи своей книги «Наука и религия», но, прежде всего, примером собственной жизни, в которой научные знания и вера в Бога не противоречили друг другу, а помогали добиваться беспрецедентно высоких результатов в лечении больных.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковнославянский язык как общеславянская ценность Резолюция по Церковнославянскому языку, принятая на юбилейном Всеславянском съезде в июне 2017 года 29.11.2017 833 Время на чтение 3 минуты Напоминаем читателям , что 3 июня сего года в Санкт-Петербурге завершил свою работу юбилейный Всеславянский съезд, открывшийся 26 мая в Москве . (См. материалы юбилейного Всеславянского съезда (26 мая - 4 июня 2017 года ). Сегодня публикуем Резолюцию по Церковнославянскому языку, принятую на съезде. Она должна быть разослана главам государств и правительств славянских стран, министру образования РФ, министру культуры РФ, в политсовет «Единой России». По происхождению название славян родственно словам слава, слово, слух, слыть и т.п., поэтому, говоря об общеславянских проблемах, невозможно обойти вниманием языковую тематику. Характерно, что первым текстом славянской миссии Кирилла и Мефодия было пасхальное зачало Евангелия от Иоанна, которое начиналось со слов «В начале было Слово...» - Бог-Слово. Таким образом, вопросы языковой, религиозной и национальной идентичности славян оказались связанными воедино. На протяжении последних веков в развитии национальных славянских языков все более и более усиливаются признаки разобщения, а с недавнего времени даже неспециалисты отмечают во всех славянских языках нарастающий избыток неоправданных инокультурных заимствований. Для разрешения этой общеславянской проблемы необходимо объединить усилия и выработать единый подход. Могущественной объединяющей наши народы силой является церковнославянский язык. Возникнув в эпоху общеславянского языкового и канонического единства, он представляет собой реально существующий наднациональный языковой оплот славян, а потому в равной степени принадлежит южным, западным и восточным славянам и остается языком отцов для них всех. Церковнославянский язык объединяет славян физически (связь с предками во времени и связь между собой в пространстве) и метафизически - будучи языковым ядром славянской цивилизации. Примечательно, что этот язык связан не столько со сферой быта, права, торговли, промышленности, науки или искусства, но именно со святоотеческим наследием.

http://ruskline.ru/analitika/2017/11/30/...

Монументальная гробница, в которой до революции помещалась деревянная рака с мощами, сейчас проходит длительную многоэтапную реставрацию. «Изделие разборное, состоит из примерно сотни деталей, — рассказывает Иванникова. — Сам саркофаг уже приведен в порядок: в частности, реставраторы тщательно очистили металл и покрыли его специальным полимером, чтобы исключить возможность потемнения в будущем. А декоративное украшение над саркофагом — так называемая пирамида — реставрируется прямо сейчас. Для него реставраторы даже соорудили специальный стеллаж, в каждое отделение которого помещают деталь, чтобы не перепутать при последующей сборке». При снятии серебряных пластин внутри гробницы были обнаружены «приветы» из минувших эпох: пожелтевшие записки о здравии и о упокоении, мелкие монеты, бумага с текстом молитвы Александру Невскому и даже цифровая шифровка, разгадать содержание которой пока не удалось. Нельзя не упомянуть еще об одном впечатляющем проекте юбилейного года, реализованном в Эрмитаже. Здесь для посещения открылась постоянная экспозиция в Александро-Невской домовой церкви Главного штаба. Это объект музейного показа, открытие которого тем не менее началось с молебна, который возглавил наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.  Храм по проекту Карло Росси был освящен 2 сентября 1828 года и считался домовым для сотрудников Министерства иностранных дел и для семьи самого министра, квартира которого располагалась в здании. Перед началом службы каждый сотрудник должен был принести в храме присягу. В 1832 году к такой присяге был ­приведен поэт Александр Пушкин, ­служивший в этом ведомстве. После революции большая часть убранства церкви оказалась утрачена.  Два десятка лет назад закончилось воссоздание помещения, а тематика открытой постоянной экспозиции во многом связана с Отечественной войной 1812 года. Так, здесь установлен иконостас походной церкви Александра I, небесным покровителем которого был святой благоверный князь Александр Невский.

http://e-vestnik.ru/analytics/dovmontov_...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года 20 2005 р. 18:25 20 апреля 2005 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Совершив молитву перед началом заседания, Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал членов Священного Синода. Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я сердечно приветствую членов Священного Синода. Наше заседание проходит во время Великого поста, мы уже вступили в последнюю его неделю. Желаю завершить в добром здравии и в молитвенном подвиге спасительное поприще Великого поста, Страстную седмицу и в радости встретить Господа Воскресшего. Недавно у Нас был телефонный разговор с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным , которому я, в частности, сообщил о предстоящем заседании Священного Синода. Президент просил передать приветствия всем членам Синода и пожелать успехов в трудах. От лица членов Священного Синода еще раз поздравляю Владыку митрополита Филарета, которому недавно исполнилось 70 лет. Мы направляли Вам приветствие, и посланник Священного Синода в лице владыки митрополита Климента приветствовал Вас в Минске. Мы высоко ценим Ваше служение, особенно много Вы потрудились по подготовке церковно-общественных торжеств, посвященных юбилею преподобного Серафима Саровского, являясь сопредседателем Юбилейной комиссии. Приступим к нашим делам».   Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1496074...

Публичное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 22 октября 1912 года в зале Костромской городской думы. Воцарение Михаила Феодоровича Романова. Бедственное состояние Московского государства в начале его царствования. Внутренние и внешние враги России. Смутьян Заруцкий и Марина с Ивашкой. Очищение государства от воровских казачьих шаек и от лисовчиков. Война со шведами и Столбовский договор. Первая война с поляками и Деулинское перемирие; возвращение ростовского митрополита Филарета Никитича в Россию и его патриаршество. Вторая война с Польшей и Поляновский договор. Взятие донскими казаками города Азова и отказ России от него. Внутренняя деятельность царя Михаила Феодоровича. Участие в ней земских соборов. Упорядочение податной системы. Участие патриарха Филарета в государственных делах. Великий земский собор 1619 года и его мероприятия для внутреннего благоустройства государства. Восстановление самодержавной власти при земской думе. Заботы Михаила Феодоровича о развитии промышленности. Исправление богослужебных книг. Принесение в Москву ризы Господней. Построение городов и храмов в России и постройки в столице. Кончина Михаила Феодоровича. Царская самодержавная власть в его лице. Значение его царствования для Российского государства В ряду выдающихся событий в истории России XVII века день 14 марта 1613 года является особенно достопамятным для граждан ее. Тогда юный боярин Михаил Феодорович Романов, вследствие неотступной просьбы именитого московского посольства, изволил в Троицком соборном храме Ипатьевского монастыря принять царский скипетр всей России. Означенное событие служит ныне основанием грандиозного юбилейного торжества по случаю исполняющегося в 1913 году трехсотлетия царственного Дома Романовых. Царем Михаилом Федоровичем оказаны несомненно большие услуги дорогому нашему отечеству и вместе Православной Церкви: попечением и энергической деятельностью его Российское государство введено на свой исторический путь и получило твердый порядок и умиротворение. Свыше 32-летнее царствование первого самодержца из Дома Романовых послужило прочным залогом последующего благоденствия, постепенного развития и возвышения национального могущества ныне первоклассной державы всероссийской – под скипетром Романовых. Живо воспроизвести в своем сознании в юбилейную трехсотлетнюю годовщину царствование Михаила Феодоровича Романова составляет долг каждого истинного гражданина России, и в нем чрез представление всех тяжелых переживаний печального периода царствования первого царя Романова еще сильнее может укрепиться любовь к нашему отечеству и беззаветная преданность царю – помазаннику Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Мой доклад будет касаться работы Синодальной Комиссии по канонизации святых за межсоборный период с 2000 года до настоящего времени, а также предложений к общецерковному прославлению четырнадцати подвижников благочестия, ранее прославленных как местночтимых святых, и обозначения ряда проблем в современной церковной жизни, связанных с вопросами канонизации. I 1.1. Четыре года назад в жизни Русской Православной Церкви произошло одно из важнейших исторических событий — канонизация на Юбилейном Архиерейском Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Было также определено: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14). В послесоборное время состоялось 19 заседаний Комиссии. На них обсуждались материалы, поступившие из различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских ХХ века, а также других подвижников минувших веков. Итоги работы Комиссии обсуждались на 17 заседаниях Священного Синода (см. приложение За обозреваемый период в состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода включены имена 478 подвижников, материалы о которых поступили из 35 епархий и 1 ставропигиального монастыря (см. приложение 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий доклад подводит итог деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых со времени последнего Архиерейского Собора 1997 года и обобщает ее многолетние труды по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских. К десятилетию своей деятельности Комиссия в 1999 году выпустила в свет книгу «Канонизация святых в ХХ веке». В ней помещены основные церковные документы, относящиеся к работе Синодальной Комиссии по канонизации святых. С самого начала своего исторического бытия Русская Православная Церковь, следуя древней традиции почитания святых, ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами. К 2000-летнему Юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь приносит обильный «плод спасительного сеяния» – сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Вглядываясь в историю, мы убеждаемся в непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). С первых веков христианства Церковь возрастала из семени, которым явилась кровь мучеников. И сегодня Русская Православная Церковь, возрождаясь, пожинает плоды этого Божественного сеяния. Возможно ли в Юбилейный год Боговоплощения большее торжество, чем прославление великого сонма подвижников, отдавших жизнь за Христа?! Священный Синод на расширенном заседании 18 июля 1999 года посчитал «своевременным включение в повестку дня Архиерейского Юбилейного Собора вопроса о причислении к лику святых для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010