Глава восьмая. Имя Божие От Хорива, от неопалимой купины любовь Божия воспламенилась в явлении славы Ягве. И там же на Хориве у неопалимой купины мир приобщился тайне имени Божия. Дарование людям Своего имени явилось дарованием им Своей любви. Бог возлюбил – и открыл Свое имя. Бог возлюбил – и нарек имя Свое на возлюбленных. Как славу Ягве, так и имя Его принял для людей великий Моисей. Моисей – пророк славы Господней и имени его. Итак – богословско-экзегетический этюд о имени Господнем. 8.1. Философия и богословие имени Божия Вопрос об имени и имени Божием в особенности обсуждался многими философами и богословами. Что есть имя? Можно указать на три восходящие ступени в понимании имени. – Имя обозначает именуемого, оно является его знаком, или даже значком, иногда оно его кличка. Это напоминает условные знаки в математике или физике. Обозначим буквой «а» одну из сторон треугольника, или буквой «v» скорость движущегося объекта. В таком случае имя – это некоторое слово, служащее условным знаком для определения того или иного человека и обращения к нему. Грубо говоря – кличка. Чтобы говорить о Боге и обращаться к Нему, необходим тоже некоторый знак, имя.Имя выражает существо именуемого, является его образом, качеством, типом. В таком случае человек через имя не только обозначает именуемого, но познает его. Так в Эдемском саду нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым ( Быт. 2:20 ). Здесь явно речь идет не о том, что Адам дал имена животным в смысле простого их обозначения, не клички же он давал им. Речь идет именно о выражении существа именуемых. Нарекая имена животным, человек познавал их природу. Сегодня бы сказали, что Адам осуществил грандиозное зоологическое исследование. Так и имена Божии не просто обозначают для человека Бога, позволяя ему обращаться к Нему, но свидетельствуют о Божественной природе, а также о человеческих представлениях о Боге. Имена Божии выражают сущность и свойства Божии. – Имя не только выражает, но и являет существо именуемого, онтологически связано с ним. Имя как эманация, энергия, сила и явление именуемого. Это наиболее глубокое значение имени. В таком случае произносящий имя Божие не только обозначает Того, к Кому обращается, не только выражает Его свойства, но и приобщается и таинственно соединяется с Ним. В таком случае имя Божие есть сила Божия и, соответственно учению св. Григория Паламы (XIV в.) и афонских исихастов, есть энергия Божия. Св. Григорий, помимо сущности и ипостасей Божиих, говорит и об энергии Божией, о нетварном Фаворском свете. Непостижимая тварным миром сущность Божия постигается через нетварные Божественные энергии. К нетварной Божественной энергии относится слава Ягве, к ней же относится и само имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Приносим Церковному Собору жалобу и за то, что Правительствующий Синод, без следствия и на основании голословного показания архиепископа Никона, осудил нас на безвозвратное изгнание из духовного нашего отечества, святых обителей, и отлучил от причащения Святых Христовых Таин. И вот прошло уже четыре года, как более тысячи престарелых афонских иноков скитаются по всем местам России, не имея где главы приклоните, будучи лишены не только крова и жизненного пропитания, но и духовной пищи; ибо духовные власти не допускают нас к святому причащению, требуя подписать Синодальную формулу отречения от имени Иисус Христова, где говориться, что имя Господа нашего Иисуса Христа и все имена Божии, должно почитать относительно, а не боголепно, отнюдь не почитая их Богом самим, а только признавая божественными. 116 Таковое требование Синода нас в ужас приводит: как можно согласиться своего Спасителя имя, то есть Его Божие Величие не признавать Богом и не почитать Боголепно – это есть отступление от истины. Глумящиеся над именем Иисус Христовым в душе ли, в словах ли, на записках ли, все равно, ведь знают, что выражают имя и к кому оно относится. Следовательно, глумятся над самим Спасителем, и никакими софизмами нельзя очистить страшный грех хулы на имя Божие, как только открытым исповеданием истины. Имя Божие не есть только имя, как утверждает Синодальное послание. Оно есть непостижимое Божие Величие, заключающее в себе Божественные Его свойства. 117 Именем Божиим совершаются спасительные таинства. 118 Им содержится весь мир. 119 Призыванием имени Божия очищаемся от грехов, освящаемся и спасаемся ( Рим. 10,13 ). Оно непостижимо и требует веры. И Его должно исповедовать самим Богом и почитать Боголепно (Свт. Иоанн Златоуст и свят. Тихон Задонский ). Сию веру во имя Божие, Синодальное послание отрицает, что и послужило главной причиной разгрома афонского монашества и всей той церковной смуте, которая продолжается уже четыре года. Нас удивляет, что до разгрома афонского монашества, сам Синод признавал, что Имя Божие есть сам Бог. Это неопровержимо доказывается тем, что книгу священника Стратилатова «Собрание церковных поучений» Синод одобрил и удостоил премии. В этой одобренной Синодом книге, в поучении на молитву Господню говориться: «Самое имяимя Божие, есть не другое, что, как сам Бог. Что есть Бог, то есть – и имя Его, что есть Имя Божие, то есть Он Сам. «Аз Господь Бог, говорит Он. Сие есть имя Мое». Следовательно, мы, славя и почитая имя Божие, славим и почитаем Самого Бога. Так исповедует веру во имя Божие вся православная Церковь . На каком же основании наш Синод отрицает веру и боголепное почитание имени Божия, и за что поднял гонения на православных афонских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Святой мощи его обретены нетленны в 1641 году апреля 7 дня, а в 1644 году положены в серебряную вызолоченную раку. Ныне в сем монастыре находятся: 1) Церковь Соборная во имя Преображения Господня с приделом во имя Препод. Александра Свирского . 2) Церковь теплая во имя Захарии и Елисаветы. 3) Между оными над папертью церковь во имя Введения Пресв. Богородицы. 4) На святых воротах церковь деревянная во имя Св. Николая Чудотворца. В сем монастыре ежегодно бывает в день Пятидесятницы перенесение мощей Преподобного Александра Свирского из нового монастыря в старый Троицкий монастырь, уставленное при Архимандрите Товии в 1820 году. С 1800 года к монастырю сему принадлежит Задне-Никифоровская пустынь, находящаяся в 12 верстах, построенная Преподобным Никифором, учеником Преподобного Александра Свирского. В ней церковь во имя Преображения Господня и во имя Благовещения Богородицы. – Близ пустыни сей в горе, в пещере почивают мощи Преподобного Никифора и сотрудника его Преподобного Геннадия. Александро-Свирский Троицкий, старый монастырь, построенный, как выше сказано, Преп. Александром Свирским в 1494 г. В нем находится 4 церкви: 1) во имя Св. Живоначальной Троицы с приделом во имя Св. Апостол Петра и Павла; 2) во имя Покрова Богородицы; 3) во имя Иоанна Дамаскина ; 4) во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Монастырь сей соединен с вышеописанным под одно начальство. С 1803 года находится в нем духовное училище, утвержденное Преосвященным Амвросием, бывшим Митрополитом Новгородским. Александровский Иерусалимский мужеский, 2-го класса, Греческий, Екатеринославской Епархии, в городе Таганроге; основан в 1814 году Надворным Советником Варвацием по примеру Московского Греческого Николаевского монастыря. В нем Соборная церковь во имя Святой Троицы с приделами: во имя Святого Александра Невского и Св. Иоанна Златоустог о. Алексеевский девичий, 2-го класса степ. 7, в Москве, в Белом городе, за Пречистенскими воротами. В нем церковь Соборная во имя Преображения Господня, с тремя приделами: 1) Алексея человека Божией; 2) Тихвинской Богородицы и 3) Зачатия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«В начале: падение и грех» – лекция отца Джона Пантелеимона Мануссакиса (+видео) 25 января, 2016. Архимандрит Джон Пантелеимон Мануссакис Откуда взялось зло в сотворенном Богом мире, и почему Гефсиманский сад не случился сразу после сада Эдемского? В Лектории «Правмира» состоялась открытая лекция известного теолога и философа отца Джона Пантелеимона Мануссакиса на тему «В начале: падение и грех». Предлагаем вам полный текст и видеозапись лекции. Отец Джон Пантелеимон Мануссакис – архимандрит Константинопольского патриархата, профессор философии в Колледже святого Креста (Бостон, США), почётный доктор Австралийского католического университета. – Во-первых, благодарю отца Владимира Шмалия за то, что он меня представил. К сожалению, не понимаю русского, но во многих странах, где сталкиваюсь с этим языковым барьером, я вижу, насколько можно понять язык жестов и язык тела, который действительно говорит очень много. Я мог услышать, что отец Владимир упомянул о том, что у меня два имени. Меня знают как Джона Пантелеимона Мануссакиса. И вы знаете, что при приятии монашеского пострига имя меняют, и мое имя, которое я получил при монашеском постриге – это имя Пантелеимон. Обычно при этом оставляют светское имя – это мое имя Иван, Джон. Но в данном случае я решил сохранить оба имени, потому что на самом деле это имя не очень светское, это имя, которое я получил при крещении. И так получилось, так совпало, что эти два имени – имя, полученное при крещении, и имя, полученное при монашеском постриге, практически означают одно и то же, потому что имя Иоанн, от греческого Иоаннан означает «бог милостив», а имя Пантелеймон, это греческое имя, означающее «всемилостивый», поэтому оба имени говорят о милосердии Божием. Я решил сохранить оба эти имени, думаю, что не зря, потому что, помимо прочего, мое имя, данное мне при крещении, это имя в честь русского святого, который у нас в Греции известен и прославлен как святой Иоанн Русский. Сегодня, мне кажется, очень символично, что я это имя за собой оставил.

http://pravmir.ru/v-nachale-padenie-i-gr...

После этой молитвы воздаётся трисвятая слава Богу о Имени Его «Святый» с просьбою о помиловании. «Господи, помилуй... Отче наш» Затем трижды призывается Имя «Господь» и возносится молитва о помиловании, то есть о Имени сем: «Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй, – и опять совершается Богу поклонение о Имени Святой Троицы: «Пресвятая Троице, помилуй нас... Имени ради Твоего». И, наконец, призывается Имя Отца Небесного в молитве Господней, первое прошение в коей есть: «Да святится Имя Твое». – Бог и Господь открыл Имя Своё человеку и, даровав сие Имя людям вместо Себя, требует, чтобы человек достойно чтил оное, но, предвидя, что человек не в силах сознать всё величие и святость Имени Божия и собственными силами достойно святить Его, Господь учит человека, во-первых, молиться о том, дабы Бог Сам ему помог святить Имя Бога его. Затем призывается Имя Христово и воздаётся троекратное поклонение Христу о Имени Его: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу»: «Христу Цареви нашему Богу» и «Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Прославление Имени Божия соответственно богослужебным кругам Всё Богослужение Православной Церкви разделяется, как мы знаем, на три круга: годовой, седмичный и суточный; каждый круг преследует в разных только, так сказать, масштабах одну и ту же задачу: дать наиполнейшую, по возможности, славу Имени Божию, согласно тому, как она проявилась в разных последовательных событиях мировой церковной истории. В годовом круге каждый день посвящён какому-либо преславному воспоминанию: или самых великих событий церковных, то есть двунадесятых праздников, которыми наипаче прославилось Имя Божие на земле, или других, второстепенных по славе событий, или, наконец, отдельных преславных лиц, в коих прославился Бог, и кои прославили собою Имя Божие на земле. Седмичный круг богослужения прославляет на каждый день седмицы по очереди: или Имя Воскресшего Христа, или имя святых Сил Бесплотных, или Имя Великого Предтечи, или имя Матери Божией и славу Креста, или имя всех Апостолов и св. Николая, или славу страстей Господних, или имя всех святых. Разбор вечерни

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Взявши в руки вторую просфору, изъемлет он из нее частицу в воспоминание пресвятыя Богородицы и кладет ее по правую сторону святого хлеба, произнося из псалма Давида 31 : «Предста Царица одесную тебя, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Потом берет третью просфору, в воспоминанье святых, и тем же копьем изъемлет из нее девять частиц в три ряда, по три в каждом. Изъемлет первую частицу во имя Иоанна Крестителя 32 , вторую во имя пророков, третью во имя апостолов и сим завершает первый ряд и чин святых. Затем изъемлет четвертую частицу во имя святых отцов, пятую во имя мучеников, шестую во имя преподобных и богоносных отцов и матерей и завершает сим второй ряд и чин святых. Потом изъемлет седьмую частицу во имя чудотворцев и бессребреников, восьмую во имя Богоотец Иоакима и Анны 33 и святого, его же день; девятую во имя Иоанна Златоуста или Василия Великого 34 , смотря по тому, кого из них правится в тот день служба, и завершает сим третий ряд и чин святых и полагает все девять изъятых частиц на святой дискос возле святого хлеба по левую его сторону. И Христос является среди своих ближайших, во святых Обитающий зрится видимо среди святых своих – Бог среди богов, человек посреди человеков. И принимая в руки священник четвертую просфору в поминовенье всех живых, изъемлет из нее частицы во имя императора, во имя синода и патриархов, во имя всех живущих повсюду православных христиан и, наконец, во имя каждого из них поименно, кого захочет помянуть, о ком просили его помянуть. Затем берет иерей последнюю просфору, изъемлет из нее частицы в поминовение всех умерших, прося в то же время об отпущении им грехов их, начиная от патриархов, царей, создателей храма, архиерея, его рукоположившего, если он уже находится в числе усопших, и до последнего из христиан, изъемля отдельно во имя каждого, о котором его просили или во имя которого он сам восхочет изъять. В заключение же всего испрашивает и себе отпущения во всем и также изъемлет частицу за себя самого, и все их полагает на дискос возле того же святого хлеба внизу его.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Имяборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисуса Имяборцы, уничижив Имя Иисус до степени лишь необходимой, согласно обычаям человеческим, принадлежности вочеловечения Христова, осмеливаются высказывать, что Имя Иисус не есть Имя Богоипостасное, то есть относящееся равно и к Божеству, и к человечеству Христову, но относят его лишь к одному человечеству Его, и, следовательно, по их мнению, оно отнюдь не есть Имя паче всякого Имени, как говорит апостол, но есть имя, меньшее всякого Имени, ибо, во-первых, есть и по времени имя новейшее, сравнительно с прочими Именами Христовыми, и, во-вторых, относится лишь до человечества Христова, будучи обыкновенным собственным именем, употребительным в древности и даже ныне на Востоке: прямой же смысл слов апостольских, а именно, что Отец «дарова Ему Имя паче всякого Имени, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится» (Фес. 2:9–10), они перетолковывают совершенно иначе: выходит, что хотя тут и прямо сказано о «Имени Иисусове», но текст этот к Имени Иисуса совсем не относится! Опровергнем же, во-первых, хулу на Имя Иисус, что оно не есть Имя Богоипостасное, а во-вторых, покажем же им, как святые отцы понимали этот текст и как объясняли, почему и в каком смысле не иное какое-либо имя, но Имя Иисус есть имя паче всякого имени. Животворящая сила Имени Один из имяборцев печатно высказывается так: «Можно ли приписывать сему имени при совершении молитв обоготворяющее значение?» – Не только можно, ответим мы, но и должно, ибо святые отцы это совершенно определённо исповедовали. Таковы, например, слова Игнатия и Каллиста Ксанфопулов 561 , в коих они называют Имя Иисус «Божественным Источником приснотекущим». Подобно сему, Иоанн Златоуст говорит, что Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит... Змия, душу же спасет и оживотворит «. И ещё немного ниже Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что это учение о вере во Имя Иисуса Христа Сына Божия предано Церкви от апостолов Иоанна Богослова и Первоверховных Петра и Павла и что молитва Иисусова есть, ради призываемого Имени Иисус, молитва Боготворная. Имяборцы напрасно упрекают защитников Имени в сливании Имени с Богом

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В Ветхозаветной Церкви служение Богу Невидимому всегда совершалось»о Имени Его»,«духом и истиною», словесно во Истине Имени Его, чем это истинное словесное служение Богу и отличалось от чувственного идолопоклонства   . Поклонение Богу духом и истиною во Имени Его легло в основу и новозаветного Богослужения, которое и состоит ныне в том, чтобы хвалить Имя Божие, призывать Имя Божие, поклоняться Имени Божиему, святить (т. е. свято чтить) Имя Божие и освящаться призыванием Имени Божия, и все сие не так, как бы имея Имя Божие отдельно от Самого Бога, и, хотя не сливая, но совмещая в представлении своем понятия: Бог и Имя Его, или, сказать иначе: веруя, что Имя Божие есть Сам Бог   . Все Богослужение Православной Церкви разделяется, как мы знаем, на три круга: годовой, седмичный и суточный; каждый круг преследует, в разных только, так сказать, масштабах, одну и ту же задачу: дать наиполнейшую, по возможности, славу Имени Божию, согласно тому, как она проявилась в разных последовательных событиях мировой церковной истории. В годовом круге каждый день посвящен какомулибо преславному воспоминанию, или самых великих событий церковных, т. е. двунадесятых праздников, которыми наипаче прославилось Имя Божие на земле. Седмичный круг Богослужения прославляет на каждый день седмицы поочереди: или Имя Воскресшего Христа, или Имя святых Сил Бесплотных, или Имя Великого Предтечи, или Имя Матери Божией и славу Креста, или имя всех Апостолов и Св. Николая, или славу страстей Господних, или имя всех Святых   . Все богослужебные книги: Триоди, Минеи, Требники и др. не исполнены ли хвалы Имени Божиему? Автор»Апологии»считает недопустимым отделять имя Божие в молитве от Бога, противопоставлять имя Божие Самому Богу: Богослужение в одной из молитв называется»словесной жертвой»Богу. Но что же иное в словесной жертве можем мы приносить Богу, как ни только исповедание Имени Его! И мыслимо ли так говорить, как некто сказал негде:«Святые Отцы составили многие молитвы, в коих все относится к Самому Господу Иисусу, как живому Подателю нам благ, а не к Имени Его.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В ней 3 церкви; 1) Во имя Казанской Богородицы; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 3) во имя Всех Святых. Покровский мужеский, заштатный, при загородном доме Астраханского Архиерея, при реке Луковке, расстоянием от Астрахани в 7 верстах. В нем Соборная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами; состоит под начальством Игумена. Покровский девичий, 3-го класса, в Воронеже; построен в 1623 году. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Смоленские Божией Матери. Покровский Ладинский женский, заштатный, Полтавской Епархии, при речке Ладинке. В нем Соборная церковь каменная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский мужеский, заштатный, Рязанской Епархии, близ города Данкова. В нем церковь Соборная во имя Покрова Богородицы; колокольня, кельи и ограда каменные. Покровский мужеский, заштатный, в Москве, у Семеновской заставы; построен по Указу Царя Алексея Михайловича в 1655 году. В нем 2 церкви: 1) Во имя Всех Святых; 2) во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: во имя Святых Апостол Петра и Павла и во имя Святого Николая Чудотворца. Покровский мужеский, 3-го класса, степенью 16, Казанской Епархии, в Губернском городе Симбирске. В нем находится духовное училище. Состоит под управлением Архимандрита. Покровский Суздальский девичий, 1-го класса, степенью 5-й, Владимирской Епархии, в городе Суздале; построен в 1364 году Кн. Андреем Константиновичем Суздальским. В нем церковь каменная, построена тогда же, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; монастырь сей достоин примечания как по древности своей, огромности и крепости здания, так и по богатству и великолепию находящейся в нем ризницы. Покровский мужеский, 3-го класса, Ярославской Епархии, в 3 верстах от города Углича, на берегу реки Волги; построен в 1492 году, потом по разорении его в 1609 году Поляками, возобновлен обывателями города Углича. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которой почивают Св. мощи Преподобного Паисия, основателя сея обители, преставившегося в 1506 году июня 6 дня, с приделами во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В левой северной стороне от жертвенника настоящего храма 5) придел во имя трех святых митрополитов московских Петра , Алексия и Ионы. Сей придел был прежде во имя Святителя Григория Богослова ; 6) далее в ряд к северу в галерее придел во имя св. равноапостольного Великого Князя Владимира; 7) далее в ряд придел во имя Благовещения Богородицы; 8) в юго-западном углу нижнего яруса придел во имя двенадесяти апостолов; 9) в северо-западном углу придел во имя Собора св: Иоанна Предтечи, устроенный в 1689 г. и августа 27 освященный Гедеоном митрополитом Киевским, но оный с 1816 г упразднен и занят был ризницей митрополитанской до 1824 г., которая потом за сыростью сего места перенесена в верхний южный этаж в церковь Иоанна Богослова, а сей нижний назначен для теплой церкви во имя Рождества Христова. В верхнем ярусе галерей с южной стороны 10) придел во имя Вознесения Господня в куполе; 11) во имя св. Иоанна Богослова, до 1801 г. бывший Воскресения Христова; 12) во имя Страстей Христовых; 13) во имя св. апостола Андрея Первозванного, 14) в северной части верхних галерей придел во имя Святителя Николая. Сей придел замечателен тем, что на стенах его изображены князья киевские Владимир Святославич, Ярослав Владимирович, создатель Софийского Собора, св. Мученики князья Борис и Глеб, Всеволод Святославич, создатель церкви Кириловского монастыря, Святослав Ярославич, создатель церкви Печерской, Святополк Изяславич, создатель церкви Михайловского монастыря. За сим приделом следует 15) во имя Богоявления Господня; 16) во имя Рождества Христова, но с 1824 г. он перенесен вниз, где была архиерейская ризница, а в том месте поставлен Богословский. 17) В северо-западном углу в куполе во имя Преображения Господня. Под последним находилась Соборная библиотека до 1824 г., но и она перенесена к архиерейской ризнице. Места всех сих приделов яснее можно видеть на плане, в конце сей книги приложенном. А когда каждый из них устроен, сведений не осталось, и вероятно не вдруг, но постепенно разными митрополитами, начиная от Петра Могилы .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010