Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЭТРОПОЛЬСКИЙ Даниил Этропольский (2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), иером., книжник, каллиграф и оформитель рукописей. Образование получил или в Софии, болг. книжном центре того периода, или в Этрополе, где в кон. XVI в. существовал серб. квартал. В 1592 г. уже именовал себя иеромонахом. С 1620 г. его имя связывают с Этропольским мон-рем (Варовитецем) и монастырским скрипторием. Известно не менее 20 написанных Д. Э. (единолично или в сотрудничестве) рукописей, большинство из к-рых снабжено выходными данными, а часть атрибутируется на основании почерка и оформления: самая ранняя - Требник 1592 г., поздняя - Апостол 1644 г. В 1622-1623 гг. по заказу митр. Тырновского Гавриила переписал Панегирик, выполнил ряд заказов для Гложенского мон-ря. В его наследии преобладают рукописи богослужебного характера. Панегирик и Пролог 1620 г. (НБКМ, 1042) являются компиляциями и отражают интерес Д. Э. к болг. лит-ре, т. к. включают произведения патриарха Тырновского Евфимия, Житие св. Иоанна Рильского и др. В рукописях Д. Э. оставил многочисленные датированные глоссы со сведениями по истории и культуре Болгарии 1-й пол. XVII в. Рукописи Д. Э. выдержаны в ресавской орфографии и выполнены особым письмом - этропольским полууставом, по устойчивости начертаний напоминающим типографский шрифт, с декоративной вязью заглавий, сочетающей геометрические линии с изящным растительным орнаментом. Каллиграфическое письмо Д. Э. отражает влияние тырновской школы и серб. ресавских рукописей. Приемы и стиль художественного оформления кодексов, характерные для Д. Э., оказали влияние на книжников и способствовали формированию этропольской книжной школы ( Мутафчиев П. Из нашите средногорски манастири// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 304-305). Лит.: Райков Б. Йером. Даниил Етрополски и Етрополският книжовен център през първата пол. на XVII в.//Старобълг. лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 263-287; Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници X-XVIII вв. София, 2004. Т. 2. 208, 213, 263, 269, 271, 272, 274, 276, 278, 279, 282, 294, 300, 308, 310, 311, 340, 502. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/171319.html

Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер Мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы близ г. Калофер Ок. 1860 г., когда число насельниц достигло 90, было принято решение о строительстве каменного храма вместо деревянного. При поддержке рус. консулов в Пловдиве Н. Герова и в К-поле кн. А. Б. Лобанова-Ростовского игум. Евпраксия (Гешова) в нач. 1861 г. направила монахинь Харитину и Евдокию в Россию для сбора пожертвований. Сестры посетили Кишинёв, Херсон, Киев и Москву и помимо денежных пожертвований привезли 6 сундуков с церковной утварью и облачениями. Среди российских благотворителей были российская имп. Мария Александровна, архиеп. Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов), переселившиеся в Россию болгары, напр. С. Н. Палаузов. Мраморная плита над зап. входом в храм сообщает дату окончания его строительства - 26 июля 1862 г. (вероятно, день освящения). В 1870 г. калоферские монахини посетили жен. обители Киева. 26 июля 1877 г., во время русско-тур. войны, мон-рь был разграблен и подожжен турками, а укрывшиеся в нем монахини и местные жители убиты. После окончания войны обитель восстановили на пожертвования из России, записи о поступлениях к-рых сохранились в специальной книге за 1879-1900 гг. В 1881 г. были завершены основные работы, в 1886 г. пристроены нартекс и колокольня. Храм возведен по проекту болг. архит. И. Боянина, построившего церковь в Этропольском монастыре (1858), католич. собор св. Людовика в Пловдиве (1864) и др. ( Бербенлиев, Партъчев. 1963. С. 75-79, 146-148). Храм является 3-нефной псевдобазиликой, сложенной из ломаного камня (15×8 м), с 5-гранной апсидой, над двускатной крышей возвышается купол. В храме было 2 входа, с запада и севера (позднее последний был замурован). Перед западным входом устроен нартекс с небольшой колокольней. Две пары каменных колонн разделяют наос на 3 части, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Под алтарем устроен колодец, вода в к-ром считается целебной ( Валентина (Друмева). 1998. С. 47-49). Местный худож. Кирилл Канчев в 1949 г. написал иконы для иконостаса, а в 1960 г. расписал храм. В храме почитаются 3 рус. иконы Божией Матери: Казанская, Тихвинская и Смоленская. В мон-ре есть небольшая часовня во имя вмч. Мины.

http://pravenc.ru/text/1320145.html

На то, что основным центром развития почитания И. Р. было Тырново, указывают независимо от места их создания и изображения святого, самые ранние из к-рых датируются сер. XIII в. В то же время центрами почитания И. Р. продолжали оставаться, по всей видимости, и Рильский монастырь, и храм (монастырь) в Средце, о чем свидетельствует большая степень вариативности служб в честь святого в рукописной традиции. И. Р. упоминается (вместе со св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, иногда с ними фигурируют прп. Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Прохор Пшинский ) в тропаре канона в субботу сыропустную, когда отмечается память преподобных и богоносных отцов. Хотя канон принадлежит к преславской редакции Триоди Постной, Г. Попов считает этот тропарь оригинальным ( Попов Г. Прославата на Кирилл и Методий в канона за Събота сиропустна//КМС. 1986. Т. 3. С. 89). Ок. сер. XIII в. имя И. Р. («Иоан от Рилу») было включено вместе с именами др. чтимых в Болгарии святых в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке 2-й четв. XIV в. (см.: Лосева О. В. Молитва над болящим в составе требника РНБ, Q.n.I. 24, XIV в.//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб. в честь 60-летия И. С. Чичурова. М., 2006. С. 286-287, 292, 301). Не позднее 1392 г. память И. Р. была внесена в слав. перевод стихотворного месяцеслова («Стихиры и канон святым всего лета») Христофора Митилинского (Ath. Zogr. 115). После османского завоевания Тырнова почитание И. Р. в столице Болгарии уменьшилось, с возвращением его мощей оно стало поддерживаться в Рильском мон-ре, где в его честь было создано неск. произведений и составлялись сборники, и в др. книжных центрах, напр. в Этропольском монастыре ( Радославова. 2005. С. 258). Сохранению почитания святого в османский период, когда церковная жизнь в Болгарии практически угасла либо испытывала сильное греч. влияние, способствовало то, что болг. отшельник был признан одним из наиболее чтимых святых в Охридской архиепископии , в юрисдикции которой находилась Рильская обитель, а впоследствии и в восстановленной Печской Патриархии (1557), в составе которой находилась западная часть болгарских земель.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Росписи являются выдающимся произведением поствизант. живописи. К обновлению Роженского мон-ря приступили в кон. XVI в., в 1611 г. были исполнены фрески на зап. и юж. фасадах кафоликона. После большого пожара в конце века, к-рый повредил фрески в наосе, его расписали заново в 1732 г. братья Анастасий и Алексий, иерей из г. Янина. В 1662 г. была расписана костница мон-ря. В 1724 г. мастера «даскал Цою и Недю» из г. Трявна украсили фресками придел св. Харалампия ц. св. Афанасия в Арбанаси. В 1761 г., согласно ктиторской надписи, зограф Михаил из Фессалоники расписал наос, а Георгий из Бухареста - притвор ц. св. Архангелов в Арбанаси. II. Иконопись. От XV в. дошли лишь неск. икон, среди к-рых точно датирован Деисус (1495, НХГ Крипта) из Бачковского мон-ря. Сохранилось неск. датированных икон XVI в. Большинство икон привозные и только в самом кон. столетия появляются иконы местных мастеров, напр. «Св. Троица» (т. н. ветхозаветная Троица) зографа Недялко из г. Ловеча, созданная в 1598 г. для Этропольского во имя Св. Троицы мон-ря. В XVII в. центром производства икон, отличающихся ярким колоритом, был район Тырнова. Местные артели работали в Зап. Болгарии и в районе Софии. Расцвет в XVII в. пережил древний художественный центр Месемврия, где иконы писали в основном греч. мастера, приглашенные представителями старых греч. фамилий. В 1-й пол. XVIII в. количество привозных и созданных на местах икон увеличилось в связи с обновлением храмов и мон-рей. В то время были написаны иконы иконостаса и создана роспись кафоликона Роженского мон-ря, не прекращался обмен иконами с афонскими мон-рями. Страшный Суд. Роспись ц. св. Афанасия в с. Арбанаси. 1726 г. Мастера Цою и Недю. Фрагмент Страшный Суд. Роспись ц. св. Афанасия в с. Арбанаси. 1726 г. Мастера Цою и Недю. Фрагмент Стилевая и иконографическая характеристика болг. иконописи в общих чертах соответствует традиции и практике совр. ей поствизант. иконописи на Балканах. В состав иконостаса входили образы Спасителя (поясной и очень редко на троне) с апостолами на боковых полях, Богоматери (поясной или на троне) с пророками, св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Доказательства, что имя Иисус Едино с Богом, самые достоверные во всех местах Св. Писания, где имя Иисус Христово, там и Бог!! Постигается сие простой верой в духе, но не буквально, как некоторые полагают: Еп[ископ] Михаил в своем толковании на слово: «На Имя Его языцы уповати имущ» ( Мф. 12, 21 ) пишет: «На Имя Его» – Имя вместо лица и далее (стр. 232). Он же – Еп[ископ] Михаил на слова: «Да святится Имя Твое» ( Мф. 6, 9 ) пишет:... Имя – вместо сущности (стр. 118). Еп[ископ] Михаил на слова: ... «И свято имя Его...» ( Лк. 1, 49 ) Имя Божие нередко употребляет вместо Самого именуемого Бога (стр. 258). Св. Феофилакт Болгарский в толковании Деяний Апостольских на слово: «Покайтесь и да крестится кийждо во имя Иисуса Христа ( Деян. 2, 38 ) пишет: »... Имя Иисуса – есть Бог , равно, как и Имя Отца и Имя Св. Духа (стр. 66-я). Еп[ископ] ; Игнатий Брянчанинов о Имени «Иисус» Христовом пишет в своих сочинения (т. 2-й, стр. 310). Протоирей о. Иоанн Кронштадтский пишет в своих сочинениях: «Имя Господа – сам Господь» (стр. 237-я). Он же пишет: «Господь при Своей бесконечности, есть такое простое существо, что Он весь бывает в одном своем Имени... «Господь» Иисус Христос » (стр. 422-я). Смиреннейше просим Вашего милостивого внимания к нам объясните, как нам быть? О. Авраамий, через благочинного приказал духовникам, чтобы нас не принимали на исповедь. Смиренно просим прощения и св. молитв. Остаемся ваши нижайшие послушники. Схимонах Мартиниан, Схимонах Каллист, Монах Владимир, Монах Иероним, Монах Гамалиил, Монах Мелитон, Монах Спиридон, Схимонах Ириней, Схимонах Нектарий, Схимонах Моисей. Доказательства о том, что Имя Иисуса Христа есть Бог 20 Доказательства о том, что имя Иисуса Христа есть Бог , взято из книги «Толкование на деяния Святых Апостолов» святителя Феофилакта, архиепископа Болгарского. (Стр. 66-я.) Св. Апостол Петр говорит: «Покайтеся, и да креститься кийждо вас во имя Иисуса Христа». Слова эти не противоречат следующим словам: «Крещаше их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19 ); потому что церковь мыслит Святую Троицу нераздельной, так что, вследствие единств трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух не раздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сыне – не Бог, имя Святаго Духа – не Бог, то следовало бы сказать: «Во имя Бога Иисуса Христа», или даже просто только в Сына. Он же (Петр) говорит: «Во имя Иисуса Христа», зная, что имя Иисуса есть Бог, равно, как и имя Отца и имя Святаго Духа и приемлите дар Святого Духа. Затем он показал, что дар Христов «дар Святаго Духа – один и тот же дар; так как одно и тоже достоинство их».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Да святится Имя Твое. Нам известно Его имя? — Бог — это имя! Отец Алексий: Это не имя. — А нам сказали, что это имя, потому и пишется с большой буквы. — Иисус Христос? Отец Алексий: Иисус Христос — это имя, Иешуа Помазанный. Но имя Бога непознаваемо, потому что непознаваем Сам Господь, потому что имя — это то, что выражает некое сущностное знание; вы же помните, что Господь дал Адаму нарекать имена животным, — не просто дать им клички, как мы сейчас даем — Тузик, Барсик, — а назвать их тем, что они есть, и тем самим получить над ними власть. Адам их назвал — и тем самым как высшее создание, сотворенное по образу и подобию Божиему, он подчинил их себе. В Апокалипсисе говорится, что каждый получит новое имя, которое никто не будет знать кроме того, кто получает, — потому что человек тоже непознаваем, его только Бог познает. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем — говорит Апостол (1 Кор 2:11). Бог дает спасенным те новые имена, которые до конца выражают их духовную сущность. Христианские имена, которые мы носим, каким-то образом ее отража­ют, потому что мы носим имена святых, хотя многие из них — просто имена языческих богов, например, Дионисий… Имя Божие непознаваемо, поэтому оно не произносилось. То, что мы произносим как Яхве, мы произносим примерно, потому что писались в нем только согласные, а гласные были известны лишь первосвященническому роду, и имя Божие произносилось тихим шепотом в храме раз в году, во время Пасхальной жертвы. А мы открываем тайну имени Божиего в Новом Завете: Иоанн Богослов говорит, что Бог есть Любовь; это — имя Божие. Помните, в молитве святого праведного Иоан­­на Кронштадтского:имя Тебе — Любовь… И когда мы спрашиваем, что значит да святится имя Твое, то вспоминаются строчки из Евангелия: Так да светит свет вашпред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Ивсе-таки имя Божие святится в нас, потому что каждый из нас носит это имя на себе. Имя Господа нашего Иисуса Христасостоит из двух частей: Иисус — это человеческое имя, Иисусов было много, а Хрис­тос — это не человеческое имя, это Божественное предназначение — Помазанник. И в Божественное имя Христа каждый из нас облекается при святом крещении. Детям это можно объяснять таким образом: каждый носит имя своего рода, фамилию. И есть прославленные роды, имена которых давно известны: Пушкин, Кутузов… Бывает так, что человек ничего из себя не представляет, а имя его родовое — святится в истории, в веках, в памяти народной…

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

В 1719 г. была освящена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1730 г. церковь эта сгорела, а 22 февраля 1731 г. была перенесена и освящена церковь с Охтинских заводов во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя св. Николая чудотворца, освященным в 1733 г. В 1749 г. 24 июня был освящен главный алтарь новой холодной каменной церкви во имя Воздвижения Креста Господня, 23 июня 1751 г. – придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, а 25 июня того же года – во имя св. Николая чудотворца. 14 декабря 1768 г. был освящен главный алтарь теплой каменной церкви во имя Тихвинской Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Златоустого. Около 1812 г. была построена каменная колокольня. В 1842-44 гг. происходила перестройка Тихвинской церкви, чтобы в ней можно было служить, пока будет разобрана и вновь перестроена холодная церковь. В 1844 г. 24 июня переделанная церковь была освящена. Главный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери остался без изменений, придел во имя св. Иоанна Златоуста упразднен, а из холодной церкви перенесены приделы: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотворца. Между тем холодная церковь не была разобрана, а лишь перестроена. В 1851 г. 2 декабря освящен главный алтарь во имя Воздвижения Креста Господня; 1 июня 1852 г. придел во имя Рождества Иоанна Предтечи и 8 июня 1852 г. – во имя св. Николая чудотворца. В церкви Тихвинской Божией Матери возобновлен правый придел во имя Иоанна Златоустого, а левый придел посвящен св. Благоверному Князю Александру Невскому. В настоящее время в Крестовоздвиженской церкви главный алтарь – во имя Воздвижения Честного Креста Господня, правый (рядом) придел – во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый – во имя св. Николая чудотворца; у южной стены – придел во имя св. царей Константина и Елены, а у северной – во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Под сводами колокольни иждивением купца Шигалева в 1872 г. устроена церковь во имя св. Кирилла и Мефодия. Н. А. Тихомиров «Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей». - С.-Петербург, 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=01671

Поклонение Богу духом и истиною во Имени Его легло в основу и новозаветного богослужения, которое и состоит ныне в том, чтобы хвалить Имя Божие, поклоняться Имени Божиему, святить (то есть свято чтить) Имя Божие и освящаться призыванием Имени Божия, и всё сие не так, как бы имея Имя Божие отдельно от Самого Бога, но имея оное неотделимым от Самого Бога, и, хотя не сливая, но совмещая в представлении своём понятие: Бог и Имя Его, или, сказать иначе: веруя, что Имя Божие есть Сам Бог. Имя Св. Троицы и Имя Иисуса Христа совершают крещение Так, во-первых, Имя Божие легло в основание возрождения церковного в бане пакибытия. Мы видели из предыдущей главы, что о Имени Иегова был заключён Богом завет с Моисеем; в новозаветной же Церкви мы видим, что о Имени Иисусове был заключён Богом чрез Христа новый завет, запечатлённый не кровью козлею и тельчею, но Кровью Самого Иисуса. Поэтому первоначально крещение совершалось призыванием над крещаемыми Имени Иисуса Христа, а потом стали призывать Имя Святой Троицы, сопровождая сие призывание крестным знамением во Имя Иисуса Христа. Имена: «Отец, Сын и Святый Дух» и имя – «Иисус Христос», как утверждает учитель церковный св. Феофилакт Болгарский , есть равно Бог. Сам Господь Иисус Христос положил исповедание и призывание Имени Своего в основу Божественньк Таинств и богослужения Это великое значение новооткровенных Имён Триипостасного Бога и воплощённого Слова указано Церкви Самим Господом в прощальной беседе, как мы о том говорили выше. «Аще любите Меня, заповеди Моя соблюдите» ( Ин. 14:15 ), говорит Господь, и эти слова относятся к только что перед тем данным заповедям: любить друг друга и просить всего во Имя Его. Но называя то Имя, ради которого Господь обещает все свершать, просимое Именем Своим, что же иное Он подразумевает, как не Имя «Иисус», ибо Имя «Иисус» и есть Его истинное, всем известное собственное имя. Но вместе с тем Господь заповедал также крестить: «во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поэтому, совмещая сии две заповеди, просить всего во Имя Иисуса Христа и крестить во Имя Отца и Сына и Святаго Духа святая наша Церковь и крестит «во Имя Отца и Сына и Св. Духа», сопровождая сие призывание крестным знамением во Имя Иисуса Христа. Итак, Имя Божие есть созидающее «стены Иерусалимские» ( Пс. 50 ). Призывание «Отца и Сына и Святаго Духа» и Господа Иисуса Христа» равносильно

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010