Предложением Г. Попечителя Виленского Учебного округа от 4-го Ноября 1909 г. за 19898 перемещен на должность законоучителя Могилевского реального училища с поручением ему преподавания уроков Закона Божия и в Могилевской мужской гимназии с 1909 Ноября 1. Преосвященным Стефаном, Епископом Могилевским и Мстиславским, назначен священником Сенненского собора – 1910 Сентября 8. Распоряжением о. Протопресвитера военного и морского духовенства назначен штатным судовым священником во 2-ю минную дивизию Балтийского моря – 1911 Августа 12. Награжден светло-бронзовой юбилейной медалью в память 100-летия Отечественной войны 1812 года для ношения на груди на Владимирской ленте – 1912 Августа 26. Пожалован светло-бронзовой медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых – 1913 Февраля 21. Согласно квитанции Гельсингфорсского казначейства от 24 Июля 1914 г. за 851962 внесен им в эмеритальную кассу морского ведомства 3 % вычет в пользу кассы за время с 23 Ноября 1901 г. по 12 Августа 1911 г. в сумме 125 рублей 38 коп.– 1914 Июля 24. Согласно приказа Нач-ка Флангово-шхерной позиции Балтийского моря 20–27 Мая 1915 года за 15 Высокопреосвященным Сергием, Архиепископом Финляндским и Выборгским, за отлично-усердную и ревностную пастырскую службу награжден скуфьей.– 1915 Мая 9. Согласно приказа Командующего флотом Балтийского моря от 20 Сентября 1915 г. за 1004, назначен на время войны на транспорт «РУСЬ» с исполнением пастырских обязанностей на Отряде транспортов.– 1915 Сентября 20. Приказом Начальника отряда транспортов Балтийского моря за 97 прикомандирован к его штабу – 1916 Марта 16. Распоряжением помощника Протопресвитера военного и морского духовенства поручено ему исполнение пастырских обязанностей на судах минной дивизии Балтийского флота – 1916 Мая 17. Приказом Протопресвитера того же духовенства от 6 Января за 1 назначен в Гельсингфорсский вр. морской госпиталь – 1917 Января 6. Приказом того же Протопресвитера за 18 за отлично-усердную службу на поле брани и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени, награжден камилавкой – 1917 Апреля 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

2:20. Замзумимы. Замзумимы упоминаются в Быт. 14под названием «зузимы», но, помимо того что они имеют какое-то отношение к рефаимам, о них больше ничего неизвестно. 2:22. Сыны Исавовы и хорреи. О войне между потомками Исава и хурритами ничего неизвестно. Никаких археологических доказательств хурритского присутствия в Эдоме пока не получено. 2:23. Аввеи и кафторимы. Кафтор отождествляют с островом Крит. Считается, что он был родиной филистимлян ( Быт. 10:14 ; Ам. 9:7 ). Газа – один из пяти филистимских городов на прибрежной долине. Помимо редких неясных упоминаний в Библии, аввеи больше нигде не встречаются. 2:24. Поток Арнон. Эту реку отождествляют с вади эл-Мауджиб (al-Mawjib), который протекает по Трансиордании в северо-западном и западном направлении примерно 30 миль и впадает в Мертвое море в его средней части. Арнон часто служил границей Моава, хотя иногда моавитяне расширяли свои владения на север до Есевона. 2:25. Ужас Божий. В древности существовало поверье, что ужас, внушаемый божеством-воителем, предшествует успешному наступлению войска. Египтяне приписывают этот «ужас» Амону-Ра в надписях Тутмоса III, а хеттские, ассирийские и вавилонские тексты свидетельствуют о существовании в религиях этих народов божественных воителей, вселяющих страх в сердца врагов. 2:26–37 Битва с Сигоном Аморрейским 2:26. Сигон, царь Есевонский. Это сражение впервые описано в Чис. 21 . Сигон известен только из библейского повествования, и археологические раскопки предоставляют слишком мало данных о его столице и царстве. 2:26. Есевон. Современный Телль-Есван расположен примерно в 50 милях к востоку от Иерусалима. Однако археологи не обнаружили здесь никаких следов заселения до 1200 г. до н. э. Некоторые полагают, что Есевон конца бронзового века находился в другом месте, и называют в качестве его возможного местоположения Телль-Джалул (Jalul). Раскопки последнего времени обнаруживают в этом регионе все больше и больше керамики конца бронзового века, но идентификация обитателей древних поселений по-прежнему вызывает трудности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:1. Мадон. Учитывая наличие текстуальных разночтений, многие считают, что Мадон – это и есть Мером, упоминаемый в ст. 5 как место расположения стана вражеской коалиции. В настоящее время Мером отождествляют с Телль-Карней-Хиттин (Qarnei Hittin), в 5 милях к западу от Тиберии на Галилейском море. Раскопки обнаружили здесь крепость периода поздней бронзы, разрушенную в XIII в. до н. э. Завоевание Мерома приписывали себе и фараон Тутмос III (XV в. до н. э.), и ассирийский царь Тиглатпаласар III (VIII в. до н. э.). О царе Иоаве другие источники ничего не сообщают. 11:1. Шимрон. Шимрон (Shamhuna амарнских текстов и перечня городов, завоеванных Тутмосом III) – это Хирбет-Саммунийа (Sammuniya) в западной оконечности Изреельской долины, в 5 милях к западу от Назарета и в 17 милях к юго-востоку от Карней-Хиттин. Здесь найдены остатки материальной культуры позднего бронзового века. 11:1. Ахсаф. Ахсаф (Akshapa амарнских текстов и перечня городов, завоеванных Тутмосом III) с некоторой неуверенностью отождествляют с Телль-Кейсан (Keisan), в 12 милях к северо-западу от Шимрона и в 3 милях от Средиземного моря в долине Акко. Папирус Анастаси (XIII в. до н. э.) подтверждает локализацию этого города в долине Акко, но заставляет искать его несколько южнее Кейсана. Здесь найдены остатки материальной культуры позднего бронзового века. 11:2. Цари горы, равнины и низменных мест. Описание региона в ст. 2 не отличается ясностью, но, по-видимому, речь идет о землях, простирающихся в юго-западном направлении от линии Асор – Галилейское море до Нафоф-Дора. Нафоф-Дор – вероятно, одно из названий города Дор (Хирбет-эль-Бурдж, Burj), важного морского порта периода средней бронзы. Название «Хиннароф» относится либо к городу на северо-западном берегу озера, либо к самому озеру. Арава ( в русском переводе – «низменные места») – рифтовая долина Иордана. 11:3. Народы Ханаана. См. коммент. к 3:10. 11:3. Евеи в земле Массифе. Земля Массифы – долина, простирающаяся в южном направлении через бассейн озера Хуле и ограниченная с востока горой Ермон. Жившие там евеи были, по всей видимости, хурритами, переселившимися из Митанни. См. коммент. к 9:7.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Город был сожжён. Спаслась только Раав и её семья. Иисус Навин предал заклятию любого, кто восстановит Иерихон, что и исполнилось спустя 550 лет, в дни царя Израиля Ахава ( 3Цар. 16:34 ). 3. ЗАВОЕВАНИЕ ГАЯ, Иисуса Навина 8:1–29 Завоевание Иерихона показало Израилю итог веры и послушания Богу. Сокрушительное поражение у Гая показало последствия греха. Иисус отправил людей на разведку в «Гай, что близ Беф-Авена, с восточной стороны Вефиля» ( Нав.7:2 ). Они доложили, что Гай – маленький город, и достаточно «двух... или... трёх тысяч человек, и [они] поразят Гай» (ст. 3). Но из-за греха Ахана Израиль потерпел сокрушительное поражение. Долина Ахор («беда»), где был побит камнями Ахан, это, вероятно, вади Кельт – глубокий каньон в пустыне на юго- запад от Иерихона ( Нав.7 ; ср. 15:7). Вефиль расположен на Дороге Патриархов, водораздельном маршруте с севера на юг через Нагорную местность. Гай («руина») расположен восточнее, на пути из Иерихона. Хотя Гай дней Авраама ( Быт. 12:8; 13:3 ) можно отождествить с ранней ханаанской руиной эт-Телль, там нет руин, датируемых до дней Иисуса Навина (Поздний бронзовый век). Вероятно, название Гай перешло к близлежащему селению. Поблизости обнаружены несколько мест с руинами Позднего бронзового века. Наилучшим кандидатом пока что является эль-Макатир в 1 км на запад от эт-Телля, где обнаружены руины Позднего бронзового века; другой кандидат – руина Нисия. Описание завоевания Гая с точки зрения географии очень подробно. Иисус Навин устроил засаду между Вефилем и Гаем, возможно в верховьях вади Сувенита (каньон Шибана). Основной стан был севернее Гая, и от города его отделяла долина (ал) ( Нав.8:12 ). Если Гай расположен в Макатире, то стан израильтян был на той же горной гряде, что и эт-Телль, только западнее его, как и отмечено на карте. Если же Гай располагался в эт-Телле, то стан Иисуса Навина был севернее вади Гайа (см. также карту 1–9). Из Галгала Иисус Навин мог попасть в Гай, поднимаясь по пути пустыни Цевоим или по маршруту Иери- хон-Офра. Синей стрелкой отмечен маршрут по пустыне Цевоим. Ночью Иисус Навин передислоцировал войска на более широкую долину (рагр) восточнее Гая ( Нав.8:13 ). Царь Гайский увидел этот манёвр и перешёл в наступление. Израильтяне, сделав вид, что бегут на восток к пустыне, отвели хананеев от города. В нужный момент Иисус Навин поднял копьё, подав сигнал сидевшим в засаде позади Гая. Воины побежали, взяли Гай и подожгли его. Хананеи, оказавшись между засадой и основными силами израильтян, были уничтожены. Тело царя было повешено на дереве, а затем погребено под грудой камней у городских ворот. Эта первая победа в нагорной местности возле Вефиля и Гая была достигнута там, где за много лет до этого Бог заключил завет с праотцами Израиля ( Быт. 13; 28:13–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В любом случае Н. м. (несмотря на обвинение, к-рое содержится в надписях в Мединет-Абу) определенно не несут ответственности за разрушение ближневост. центров цивилизации в конце бронзовой эры, скорее их следует считать жертвами этого краха. «Они не вторгались в ближневосточный мир как пришельцы, а сами принадлежали этому миру; перемещаться в другие места их заставила масштабная разруха - какова бы ни была ее причина: засуха, голод, землетрясение, общий «системный кризис» или сочетание нескольких из этих факторов» (Ibid. P. 628). Хотя трудно сказать что-то достаточно определенное о происхождении тех или иных групп из Н. м., широко признано, что они пришли из Эгейского региона и Анатолии. Археологические находки подтверждают, что исход этих групп из родных мест был связан с катастрофическими событиями в Микенском мире на рубеже XIII и XII вв. до Р. Х. ( Killebrew, Lehman. 2013. P. 8). Т. о., события, отображенные в мемориальном комплексе Мединет-Абу, происходили на фоне начавшегося процесса миграции западно-средиземноморских групп населения на восток. Миграция, как сегодня считается, длилась примерно до 1130 г. до Р. Х. ( Finkelstein. 2000. P. 165; Cline. 2014. P. 158). Процесс миграции несомненно стоит в ряду наиболее значительных и определяющих эпизодов истории Вост. Средиземноморья: данное событие обозначило конец бронзовой эры и начало железного века. В перечне 9 Н. м., созданном египтологами путем объединения «списка Рамсеса III» и «списка Мернпетаха», общее для этих народов только их островное или приморское происхождение. Кратко об этих этнических группах можно сказать очень немного. В квадратных скобках дается транслитерация егип. слова (см., напр., Woudhuizen. 2006. P. 36). Поскольку в егип. системе письма гласные, как правило, не обозначаются, здесь приводятся в некоторых случаях варианты произношения имен, условно принятые в разных ученых сообществах. В 1-ю часть включаются Н. м. из «списка Рамсеса III». Эти народы даже егип. источники связывают с кризисными явлениями XII в.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

А начинается дело с того, как в губернский город въезжает бричка, а в бричке сидит человек очень неопределенной внешности: ни толст, ни тонок, ни красавец, ни дурной наружности. И смотрит по сторонам и видит, что всё, что по сторонам, тоже – то, что мы очень хорошо знаем. А если мы с вами всё очень хорошо знаем, то, спрашивается, почему целая первая глава очень подробно про это рассказывает? Не знала наша литература такой удивительной погруженности в предметы. Вот въехал Чичиков в город. Помните, что дальше было? Его въезд не произвел никакого особого впечатления, но два русских мужика… Тут очень любопытно, что мужики названы русскими. А какими еще они должны быть в этом губернском городе, который между Казанью и Москвой? Два русских мужика обсудили всё-таки его приезд, но обсуждали не его, а колесо. Сказали: «О, какое колесо. Как думаешь, до Москвы доедет? А до Казани доедет?» – «Что ты… До Москвы, наверное, доедет. А до Казани, наверно, – нет», – или наоборот, вдруг я забыла. Но эти хоть поговорили про колесо. А еще один молодой человек оглянулся на эту бричку. А молодой человек был в канифасовых панталонах. Панталоны эти были коротки. И был он во фраке с покушениями на моду. И была у него манишка, которая была заколота тульской булавкой в виде бронзового пистолета. И уж когда нам так подробно вводят героя, мы имеем право предполагать, что он что-нибудь да будет значить, зачем-нибудь он здесь оказался. Но этот франт больше не появится на страницах. Двести страниц – первый том «Мертвых душ» – там нет больше этого франта, и нет его тульской булавки. Не то чтобы он ее обронил, из этого что-то вышло, а Чичиков ее поднял, на нее наступил – нет, ничего нет. Но кажется мне, что этот бронзовый пистолет, точнее, эта булавка в виде бронзового пистолета как-то выстрелит потом в тексте этих самых «Мертвых душ», но в каком-то неожиданном месте. И даже не в одном. А может быть, это мы вычитываем, потому что мы начинаем думать: а это всё зачем? Дальше всё будет, как везде. Вернее, почти всё будет, как везде, и только что-нибудь будет точно странное.

http://pravmir.ru/creative/mertvyie-dush...

В III тыс. до Р. Х. (ранний бронзовый век) И.- процветающий город с мощной стеной из сырцового кирпича, которая неск. раз модифицировалась. Плановой застройки улиц и площадей не обнаружено, и только на завершающем этапе бронзового века, когда плотность застройки увеличилась, заметны признаки единой ориентации крупных жилых помещений и зернохранилищ. Ок. 2000 г. до Р. Х. город разрушили вторгшиеся в Ханаан кочевники, но вскоре он был вновь отстроен и укреплен. Были обнаружены мощные фортификации города: крепостные сырцовые стены, защищенные большими насыпями. Во время борьбы египтян с гиксосами И. подвергался разрушению, но был восстановлен. В среднем бронзовом веке (2000-1550 гг. до Р. Х.), особенно в 1800-1600 гг. до Р. Х., И. достиг расцвета, был окружен мощными двойными стенами; в нем открыты коллективные и индивидуальные погребения в шахтных гробницах с керамическим, костяным и деревянным (в т. ч. художественным) инвентарем и деревянной мебелью, а также здание с алтарями, рассматриваемое как святилище. Во 2-й фазе позднего бронзового века И. был разрушен. Возможно, это разрушение упоминается в Книге Иисуса Навина, но археологически оно пока не подтверждено. Гарстанг датировал это разрушение 1400 г. до Р. Х., связав с событиями времени Иисуса Навина (см. в ст. Иисус Навин ). Кеньон пришла к выводу, что город перестал существовать ок. 1550 г. до Р. Х. Отсутствие городских стен в слоях 1300-1200 гг. до Р. Х. объяснялось результатом действия эрозии, т. к. в последующий период поселение на этом месте не возобновлялось и слои не образовались. Б. Вуд на основе анализа керамики, найденной экспедицией Гарстанга, счел возможным принять его датировку разрушения И. ( Wood. 1990). Возрожденный в IX в. И. не имел укреплений вплоть до VII-VI вв. до Р. Х. В 586 г., после взятия Иерусалима вавилонянами, сюда бежал царь Седекия, здесь он был взят в плен и отправлен в Вавилон. Иудеи вернулись в И. в 538 г. до Р. Х. Позже город играл важную роль в составе персидской пров. Йехуд. Как часть державы Александра Македонского (с 333 г. до Р. Х.) И. считался собственностью правителя, что во многом препятствовало росту города, однако он процветал благодаря широкой торговле финиками и опобальзамами. До 198 г. до Р. Х. И. подчинялся птолемеевской администрации, затем вошел в державу Селевкидов. В 161 г. до Р. Х., во время борьбы с Маккавеями, сир. военачальник Вакхид построил укрепления у выхода горных долин к И.- Трекс и Тавр по берегам Вади-Кельт и Док (Дагон) на вершине горы Искушения.

http://pravenc.ru/text/293672.html

Очень близкое по плану храмовое сооружение, столь же монументальное, как и в Мегиддо, с расположенными по длинной оси четырьмя колоннами на каменных базах, открыто в Ярмуке, к западу от Мертвого моря, уже в Южной Палестине. Храмы и теменосы открыты и в других городах. Умерших хоронили либо на выделенных некрополях, либо в пещерах, либо в специальных искусственных подземных прямоугольных склепах со входными шахтами, предназначенных, видимо, для нескольких поколений одной семьи. В погребальный инвентарь входили многочисленные изделия, прежде всего сосуды особых форм, очевидно, изготовленные специально для погребений. После подлинного всплеска изобразительного искусства Палестины в энеолитический период соответствующие памятники раннего бронзового века представляются весьма скромными и немногочисленными. Наряду со ставшими уже традиционными связями с Сирией, Ливаном и Месопотамией продолжались многообразные, в первую очередь торговые, контакты населения Святой Земли с Египтом периода I-IV династий (на рис. 14 изображена надпись с именем фараона «нулевой» династии Нармера, вырезанная на фрагменте сосуда из Арада). Осуществлялись эти контакты как сухопутными, так и морскими путями. В Египет ввозились продовольствие, медь, битум, соль; на Святую Землю – изделия египетских ремесленников: керамика, каменные сосуды и тому подобное. Несколько позднее на Палестину стали нападать фараоны египетского Среднего Царства, – Гевал/Библ на некоторое время становится изолированным центром египетской культуры среди семитского населения. Однако к концу III тысячелетия до Р.Х. Гевал/Библ и его египетский храм были сожжены: именно тогда на берегах Средиземного моря обосновалась группа племен, вышедших из Северной Аравии и говоривших на западносемитских языках; эта группа племен позже носила название финикийцев. Средний бронзовый век. Ранняя фаза (2300–2000 до Р.Х.) и развитая фаза (2000–1550 до Р.Х.) среднего бронзового века В этот период процветающая иерархическая политическая система города-государства, а также экономика, обусловившая прибавочный продукт и широкие торговые связи, были сменены эгалитарным обществом, базирующимся на скотоводстве и земледелии без четко определенной политической системы. Связи с Египтом угасли, хотя торговые отношения со Внутренней Сирией сохранялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мазар видит в ней лучшее выражение архитектурного и, очевидно, религиозного единообразия, установившегося в Сиро-Палестине того времени. При этом он подчеркивает поразительную близость планов и конструкций храмов от Сирии (Эбла этого периода, Рас-Шамра, Телль эль-Хайат, Телль Китан) и до Египта (Аварис на востоке нильской Дельты). Планы храмов уже заметно отличаются от «широкого дома», сохранявшегося в Палестине от энеолита до конца раннего бронзового века. Ныне вырабатывается иной стереотип монументального прямоугольного здания с мощными стенами, свидетельствующими о значительной высоте построек. В простейшем варианте храм состоит из одного вытянутого зала с входом с торцовой стороны и нишей – Святым святых в стене, противоположной входу (см. рис. 17). Таков храм в Сихеме, где кровля большого вытянутого зала поддерживалась двумя рядами колонн, по три колонны в каждом. Есть храмы более сложного плана – с широкими комнатами, расположенными на одной оси с залом и предваряющими вход в него. Наряду с храмами в рассматриваемый период продолжали существовать открытые святилища и культовые участки, подобные теменосу Газера, большие вертикально поставленные камни которого могли символизировать различные божества, так же как царей или предков. В погребальной практике вновь распространился обычай коллективных захоронений в пещерах и катакомбах, превращенных в фамильные склепы больших городских семей. Умерших в ряде случаев клали на деревянные ложа в центре пещеры, в дальнейшем же, при последующих захоронениях, сдвигали их останки к краям. Как правило, погребения сопровождаются богатым инвентарем. Со второй фазой среднего бронзового века связаны немногочисленные находки в Палестине аккадских клинописных письменных документов. Широкое распространение аккадского языка приводит к появлению писцов в городах Сирии и самой Палестины. Четыре надписи на глиняных табличках найдены в Гацоре/Асоре: юридический документ, жреческий текст (надписанная модель печени, используемая для предсказаний), фрагмент месопотамского учебного текста (список мер и весов) и местное западносемитское имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В 1897 г. священник с. Поречье П. Сахаров сообщил в Археологическую комиссию в Петербург о находках крестьянами старинных вещей на мысе р. Упы близ д. Елисеевка Одоевского уезда Л. 97]. В ноябре того же года Комиссия послала письмо Н. И. Троицкому по поводу сведений о Пореченском городище, с целью их проверки. Археолог запросил Комиссию об Открытом листе для детального обследования памятника. Открытый лист был выдан на имя помещика А. И. Мосолова, владельца этого участка, который организовал и профинансировал работы. Научное руководство и контроль за раскопками осуществлял Н. И. Троицкий . Раскопки на Пореченском городище проводились в июне 1898 г., после чего в Археологическую комиссию был представлен подробный отчет о ходе исследований. Отчет Н. И. Троицкого содержал подробное квалифицированное описание внешнего вида памятника, его расположения, сохранности культурного слоя. Обнаруженный культурный слой памятника Н. И. Троицкий разделил на две части, два горизонта: верхний и нижний. Верхний – черноземный слой, намытый паводками, не содержащий находок, нижний – собственно культурный слой, сложенный перегноем с прослойками песка, насыщенный фрагментами керамики, железными орудиями, бронзовыми украшениями, костями человека и животных. Всего в Археологическую комиссию поступила коллекция из 53 находок. На основе анализа исследований Н. И. Троицкий отнес городище к раннему переходному этапу от эпохи бронзы к железному веку, находки кремневых орудий в окрестностях городища, по его мнению, не имели никакого отношения ко времени его существования. Кроме того, археолог считал, что «городище свидетельствовало о существовании бронзовой культуры на средней Упе, и каменная культура сменилась здесь не прямо железной, а через посредство и преемство бронзовой» С. 28]. В 1898–1899 гг. итоги раскопок Пореченского городища были опубликованы в периодическом научном сборнике Московского археологического общества «Археологические известия и заметки» и на страницах местной периодической печати С. 25–28]. Археологические работы на Пореченском городище намечалось продолжить в 1899–1900 гг., однако в силу различных причин Открытый лист на этот период так и остался неиспользованным. Лишь в 1903 г. А. И. Мосолов вновь запрашивает Открытый лист на раскопки городищ у с. Тимофеево и Березово Одоевского уезда (расположены недалеко от Пореченского городища) Осмотрены были оба памятника, однако раскопки проводились лишь на Березовском городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010