Наряду с мегалитами встречаются одиночные ингумации или кремации в т. н. цистах (каменная камера) линкардстаунского типа (с единичным или парным погребением). Каменные круги (хенджи) датируют эпохой перехода к бронзовому веку. Хотя иногда они окружают уже существующие гробницы (Ньюгрейндж), их появление говорит об изменениях в религиозных представлениях. Начало бронзового века связывают с появлением или культурным влиянием в И. т. н. «культуры кубков», хотя характерный для нее тип захоронений здесь отсутствует. Выделяют три этапа бронзового века в И.: ранний (ок. 2400–1500 до Р. Х.), средний (ок. 1500 — ок. 1000 до Р. Х.) и поздний (ок. 1000 — ок. 500 до Р. Х.), причем отдельные элементы сохраняются до раннего средневековья. Большинство бронзовых предметов происходит из кладов, но их находят также в реках (Шэннон, Банн, Блэкуотер) и болотах (приношения речным или подземным божествам?). Основная часть сырья добывалась в И. — известны медные шахты бронзового века (Маунт-Гейбриел, гр. Корк), месторождения олова и золота в горах Уиклоу,— однако часть украшений сделана из импортного золота. В бронзовом веке господствуют индивидуальные погребения в цистах (сопровождаются сосудом с пищей) и погребения с урнами различных типов, обычно покрывавших кремированные останки (символические жилища душ умерших?). Вероятно, в эту эпоху выделяется воинская элита, люди стремятся подчеркнуть личный статус с помощью оружия и украшений. Характерный элемент культуры раннего бронзового века — бронзовый топор (известно более 2000 экз.), среднего — копья, кинжалы, т. н. «рапиры» и «алебарды» (многие декоративны и могли использоваться как элемент парадного костюма или в обрядах). Были распространены золотые украшения: торквесы (шейные кольца), подвески, браслеты, плоские нашивки (т. н. «солнечные диски»). Разнообразием и техническим совершенством отличаются изделия позднего бронзового века — золотые украшения (ожерелья, торквесы, лунулы, браслеты, подвески, булавки, полые шары из золотой фольги; т. н. «Большой клад из Клэра» включал более 146 золотых предметов), изделия из бронзы (крюки для мяса, щиты, рога-луры, котлы), деревянные и кожаные щиты. О погребальном обряде ничего не известно. Керамика вплоть до раннего средневековья почти исчезла из обихода.

http://sedmitza.ru/text/2560407.html

Если всё же переходить от проблем литературной периодизации и классификации к конкретным литературным фигурам, то и следующий вопрос Дмитрия Савельева – о бардах – сразу напрашивается. И мой собеседник сам на него отвечает: в этой " поэтической струе " нет ничего " бронзового " . Согласен. Практически ничего нет. За исключением, быть может, Владимира Высоцкого. Дар Высоцкого, принадлежащий по своей природе стихии Бронзового века, должен был подстраиваться под идейный репертуар того круга, к которому Высоцкий принадлежал, под любимовское влияние и театрально-фрондёрский пафос " Таганки " . " Бронзового " по складу дарования Высоцкого пытались " посеребрить " . И это было не последней причиной его внутреннего надлома. В основном же барды действительно принадлежат к " серебряной " парадигме. Особенно ярко это видно по текстам Окуджавы с подчёркнуто как бы дореволюционной и несколько манерной эстетикой. Бардовское движение достаточно массовое. Бо´льшая его часть так и не вышла за рамки кострово-походной романтики. Вообще-то все эти соображения вовсе не идут в разрез с позицией моего оппонента. Единственное, что стоит подчеркнуть: в силу ряда причин явления Серебряного и Бронзового веков не всегда отделены друг от друга чёткой временной границей – если говорить об историческом, а не литературном времени. На фоне " бронзы " ещё видны холодные отливы " серебра " и наоборот. Например, Ахматова жила и писала тогда, когда " бронза " уже входила в силу, была наставницей вполне себе " бронзового " питерского кружка: Бродский, Рейн, Уфлянд, Бобышев... Собственно, надо сказать, что в строго литературном смысле между Серебряным и Бронзовым веком нет антагонизма. Антагонизм возникает лишь в сознании представителей культурных институций 90-х, пожелавших утвердить парадигму Серебряного века именно как социально-политическую ценность, главенствующую в культуре постсоветского периода. То есть к литературе была применена логика политических процессов и ХХ съезда, логика разоблачающая, а не анализирующая.

http://religare.ru/2_108348.html

Историки, склонные относить исход и завоевание городов Заиорданья к XV в. до Р. Х., опираются и на результаты некоторых археологических исследований. Раскопки 60-70-х гг. XX в. в Заиорданье (уже после Глюка) обнаружили неск. десятков поселений периода от 2-й фазы среднего бронзового века до 2-й фазы позднего бронзового века (XVI-XIV вв.). Археолог Дж. Миллер, руководивший раскопками в Заиорданье, пришел к заключению, что археология не может дать основания для вывода о точном времени возникновения гос-в моавитян и эдомитов, а чтобы оказать эффективное сопротивление израильтянам, достаточно было небольшому отряду кочевников преградить им узкий проход на Царской дороге около Петры ( Bimson, Livingston. 1987; Merrill. 1991. P. 108; Deyr. 1996. P. 55-57; Юревич. 2009). Результаты раскопок в Ханаане также интерпретируются нек-рыми учеными в пользу датировки завоевания городов Ханаана XV в., в частности данные из Иерихона, к-рый, согласно Книге Иисуса Навина, первым был взят израильтянами. В ходе раскопок выяснилось, что город был разрушен в позднем бронзовом веке. Дж. Гарстанг, проводивший раскопки Иерихона в 1930-1936 гг., отнес это разрушение к 1400 г. до Р. Х., связав его с вторжением Иисуса Навина. Однако К. М. Кеньон (экспедиция 1952-1958) пришла к выводу, что руины, найденные Гарстангом, принадлежат к более позднему времени и город погиб приблизительно в 1550 г. до Р. Х., а следы его обживания в период завоевания Ханаана израильтянами были уничтожены либо в ходе раскопок Гарстанга, либо в результате эрозии почвы. Вывод Кеньон был принят большинством специалистов. Дж. Бимсон, однако, полагает, что Иисус Навин разрушил город не позднего, а среднего бронзового века, и, хотя обычно концом среднего бронзового века считают приблизительно 1550 г., Бимсон предлагает другую, более соответствующую внутрибиблейской хронологии дату - 1430 г. ( Bimson. 1981. P. 144; такое радикальное смещение границ между этапами бронзового века не находит, по мнению большинства исследователей, подтверждения на др. памятниках, на к-рых привычные границы прослеживаются вполне ясно, напр. в Мегиддо, Гезере, Аджуле, Лахише, Алалахе и др.- Halpern. 1987).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Х. В протогеометрический период, в урны с прахом кремированных покойников, нередко клали железные мечи и кинжалы. Заимствованная в Азии, выплавка железа, стала в 10 веке до Р. Х. одной из важнейших отраслей производства в Греции. На смену роскошным и дорогим изделиям бронзового века приходят более примитивные и дешевые изделия железного. Эти изделия имели, однако, функциональное преимущество перед бронзовыми – они лучше рубили и резали, и это важно было не только в бою, но и для лемеха в плуге – железный плуг был не только дешевле и доступней бронзового, но и более производителен. Ввиду того, что железная руда встречается, несравненно, чаще меди и олова, из которых выплавляли бронзу, металлические изделия получили теперь более широкое употребление, чем в бронзовый век, так что дефицит олова и обнищание страны, в конечном счете, подтолкнули греческое общество к радикальной смене типа индустрии, к техническому перевороту, и способствовали позднейшему прогрессу и процветанию, который, однако, полноценные плоды принес только в эпоху архаики. До тех пор железный век Эллады обнаруживал свою убогость, в сравнении с великолепием микенского бронзового века, из технологии которого греки дорийской эпохи унаследовали парусный корабль, колесную повозку, гончарный круг, плуг, а также все известные виды оружия – меч, кинжал, копье и лук. Сравнивая крито-микенскую цивилизацию с культурой, разрушивших ее, дорийцев, А. Дж. Тойнби нашел тут одну из иллюстраций своей мысли о том, что технический прогресс часто сопровождается «отступлением цивилизации»: «Минойское общество не вышло за пределы бронзового века. Последним, и наиболее разрушительным нападением континентально-европейских варваров постминойского движения племен, был приход дорийцев, племен – носителей техники железа. Однако, победа, вооруженных железом дорийцев, над вооруженными бронзой минойцами, была победой варварства над цивилизацией. Железный меч, равно, как и стальной танк, подводная лодка, бомбардировщик или любая другая машина уничтожения, может быть символом победы, но не символом культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

5. Высвобождение языка из-под спуда логики и грамматики – наша первая цель. Цель – на-помнить о родстве СТИХА И СТИХИИ. Слово во вдохновенном стихе должно стать НЕ-ВОЛЬНЫМ – ПРО-ИЗВОЛЬНЫМ – ВОЛЬНЫМ. 6. Следует прорваться к ПРАЯЗЫКУ ветхого Адама. Какой первым – со вдохновением и смыслом – дарил ВЕЩАМ – ИМЕНА. 7. Через слово – к сущности. От сущности – к Богу! По поручению первых квалитистов Слава Лён, 13 декабря 1959, Московский университет В 1978 году Слава Лён в своём австрийском альманахе NRL опубликовал концепцию " Бронзового века русской культуры (1953 – 1989) " . Далее, в монографии " Древо Русского Стиха " (1983) он зафиксировал более 50 " неподцензурных (подпольных) школ русского стиха Бронзового века в поле русской поэзии " . Насколько каждая из них принадлежит Бронзовому веку – рассудит время. Составленная коллективом авторов – друзей Лёна поэтическая антология " Бронзовый век русской поэзии " вышла в свет лишь в 2013 году. (7) В 2014 году на первых Охапкинских чтениях в Петербурге квалитист и ре-цептуалист поэт Слава Лён публично признал, что авторство термина принадлежит Олегу Охапкину. Будучи единственным до этого момента толкователем этого понятия, он открыл тем самым путь к внимательному прочтению поэмы Олега Охапкина. Благодаря Охапкину понятие " Бронзовый век " обретает свою экзистенцию, выходит из под контроля тоталитарной системы придуманной Лёном. Согласно концепции Лёна, Бронзовый век отмечен четырьмя стиховыми системами (стимами): стима традиционного стиха – стима квалитизма – стима концепта – стима верлибра (или " русский свободный стих " по Буричу). Непонятно только, почему это прерогатива Бронзового века? В веке Серебренном можно обнаружить те же тенденции, если поставить задачу поиска аналогов. С 2005 года стала активно продвигаться Лёном и Кувалдиным (возможно и другими) новая концепция – Ре-Цептуализма. Пунктов в манифесте Ре-Цептуализма всё время прибавляется (от 10 – по публикации в " Митином журнале " , до 17 – в " ReceptART " ). Но он неизменно начинается с артистической фразы Владимира Эрля: " Всё отменить! " А далее Ре-Цептуализм объявляется искусством Третьего тысячелетия, а заканчивается по разному: либо – " бессмертие обретается в знаке " , либо – " искусство, как Бог, бессмертно " . В середине, пунктом 9 значится: " Ре-Цептуализм отвергает искусство в " художественных образах " , у-тверждая семиотическое искусство – в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров – язык Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!).

http://religare.ru/2_115825_1_21.html

типов в районах распространения клиновидных гробниц отсутствуют. Мегалиты оставались центрами культовой и социальной активности даже в средние века, здесь совершали новые захоронения, проводили церемонии инаугурации правителей и др. обряды. Нек-рые памятники содержат поздние вотивные приношения (напр., в Ньюгрейндже - золотые рим. монеты и торквесы (шейные кольца) бронзового века с лат. надписью). В состав мн. ритуальных комплексов (Темры (Тары), графство Мит; Эмайн-Махи (Навана), графство Арма; Круахана (Раткрогана), графство Роскоммон) входят памятники, относящиеся к неолиту и к более позднему времени (вплоть до раннего средневековья). Наряду с мегалитами встречаются одиночные ингумации и кремации в т. н. цистах (каменных камерах) линкардстаунского типа (с единичным или парным погребением). Каменные круги (хенджи) датируются эпохой перехода к бронзовому веку. Хотя иногда они окружают уже существующие гробницы (как, напр., в Ньюгрейндже), их появление свидетельствует об изменениях в религ. представлениях населения И. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Курганная гробница Наут (графство Мит). III тыс. до Р. Х. Начало бронзового века в И. связывают с появлением или влиянием т. н. культуры кубков (однако характерный для нее тип захоронений отсутствует). Выделяют 3 этапа бронзового века в И.: ранний (ок. 2400-1500 гг. до Р. Х.), средний (ок. 1500 - ок. 1000 гг. до Р. Х.) и поздний (ок. 1000 - ок. 500 гг. до Р. Х.). О погребальном обряде ничего не известно. Большинство бронзовых предметов происходит из кладов, к-рые находят также в реках (Шаннон, Банн, Блэкуотер) и в болотах (приношения речным или подземным божествам?). Основная часть сырья, пригодного для выделки предметов и украшений, добывалась в И.: известны медные шахты бронзового века (Маунт-Гейбриел, графство Корк), месторождения олова и золота в горах Уиклоу. Часть украшений сделана из импортного золота. В бронзовом веке преобладали индивидуальные погребения в цистах (среди инвентаря - сосуды с пищей) и погребения с урнами различных типов, обычно покрывавшими кремированные останки (возможно, символические жилища душ умерших).

http://pravenc.ru/text/674067.html

БК: У Симонова, например. У него есть такие строчки: " и молятся деды и прадеды за в Бога не верящих внуков своих... " АЩ: Я считаю, что русская бронзовая поэзия возникла раньше, чем в 1953 году. Потому что и Самойлов, какой-то своей частью бронзовый поэт, и Твардовский. Но главным поэтом Бронзового века я считаю Заболоцкого, но о нём мы поговорим чуть-чуть позже. Мы поставили небольшой бюст Заболоцкому, это пока единственный бюст великому русскому поэту, и написали на нём: " Николай Заболоцкий. Первый поэт Бронзового века " . Поэзия Бронзового века – это поэзия с сильным религиозным началом. Причём, это не обязательно были поэты верующие или религиозные. Эта религиозность клокотала где-то внутри. Конечно, не у всех. Откуда же взялось само название, сама идея Бронзового века русской поэзии? Сама идея и название принадлежит Олегу Охапкину, ленинградскому поэту, ныне покойному, который написал поэму " Бронзовый век " . Эта небольшая поэма посвящена его друзьям, коллегам по цеху. Это своеобразное обращение к поэтам, даже не к читателю, не к нам с вами. Это обращение к друзьям. Как Пушкин обращался к своим друзьям поэтам, так и Олег Охапкин. Красовицкий, Ерёмин, Уфлянд, Глеб Горбовский, Соснора, Кушнер... Макинтошами, помню, устлан Путь Господень в живые души. С первых строк он начинает перечислять имена своих друзей-поэтов. Известные поэты. Рейн да Найман, Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев да Охапкин Наломали пред Ним берёзки, Постилали цветов охапки. " Пред Ним... " , – " Н " с большой буквы, перед Христом. То ли это Троица, то ли это " Вход Господень в Иерусалим " ... какие у него ассоциации, 1975 год. Ожиганов, Кривулин..., Впрочем, Дальше столько пришло народу. Что едва ли строфу упрочим, Если всех перечислим сряду. Куприянов Борис да Виктор Ширали... Стратановский, кто же Не вспомянет о них! Без них-то Было б грустно. Скажи, Сережа... Дальше он всех перечисляет, называет профессии, я тут пропускаю. И вдруг он пишет: И когда Он вошёл в сердца нам. Мы толпою пред Ним стояли.

http://religare.ru/2_118513.html

Пересмотр датировок согласно Бимсону (Bimson) и Ливингстону (Livingston). Джон Бимсон и Дэвид Ливингстон в 1987 г. предположили, что дата перехода от Среднего к Позднему бронзовому веку определена неточно и должна быть изменена. Во главе угла оказываются данные о разрушенных городах в Ханаане. Большая часть следов массированного вторжения или завоевания датируется примерно 1550 г. до Р. Х. – а это на 150 лет раньше искомой даты. Такая датировка руин связана с предположением, что разрушения произошли, когда египтяне изгоняли гиксосов, враждебный народ, на несколько столетий овладевший Египтом. Как предположил Бимсон, при изменении даты окончания Среднего бронзового века можно будет доказывать, что эти разрушения были произведены израильтянами, а не египтянами. Можно ли чем-то обосновать такое изменение датировки? Для Среднего бронзового века (СБ) были характерны укреплённые города; в Позднем бронзовом веке (ПБ) преобладали меньшие по размеру и не имеющие стен поселения. Поэтому чем бы ни было вызвано разрушение этих городов, оно даёт нам опорную дату для членения бронзового века на периоды. Имеющиеся свидетельства редки и не ясны. Кроме того, вызывает сомнение, что египтяне, только-только создавшие в своей стране новое правительство и военные силы, имели хоть какую-то возможность вести долгие осадные действия по всему Ханаану. А позитивное свидетельство дали недавние раскопки, показавшие, что последняя стадия СБ должна была занять больше времени, чем считалось ранее, так что её окончание было ближе к 1420 г. Это хорошо согласуется с Библией, указывающей, что города Ханаана – «большие и с укреплениями до небес» (Вт. 1:28), как и говорил Моисей. Далее, масштаб разрушений, за редкими исключениями, вполне соответствует библейским описаниям. «И действительно, та область, в которой разрушения произошли в конце периода [СБ], совпадает с областью израильских поселений, тогда как уцелевшие города находятся вне этой области». Некоторые археологи задают вопрос: а где же свидетельства доминирования Израиля в культуре периода СБ? Ведь мы всегда считали израильтян первопричиной перехода уже от бронзового века к железному в 1200 г. Но недостаток этой позиции заключается в том, что подобные изменения имели совершенно одинаковый характер во всём Средиземноморье, а не только в Палестине. Евреи не могли бы стать причиной таких повсеместных изменений. Фактически они, будучи кочевниками, скорее всего, не принесли с собой ничего нового и какое-то время продолжали жить в шатрах и покупали керамику на ханаанских рынках. Вдобавок, Книга Судей свидетельствует, что израильтяне после того, как вошли в землю обетованную, на протяжении ещё нескольких столетий ни над кем не доминировали. Наоборот, над ними доминировали все соседи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Посмертный шрам бронзового солдата (Елена ЧУДИНОВА) 14.01.2013 23:55:21 Елена Петровна Чудинова Посмертный шрам бронзового солдата (вдогонку новым публикациям статьи «Об исторической вине Балтии перед Россией»)   Мальчики и девочки из организации под невзрослым названием «Ночной дозор» сегодня все же победили. Нет тени сомнения, что переустановка памятника на военное кладбище — это хорошая мина, сделанная эстонским правительством при плохой игре. Когда памятник хотят просто переустановить, его не режут надвое. Видимый (значит небрежный) след распила на монументе — несомненное свидетельство того, что бронзового солдата намеревались пустить на любезный эстонскому сердцу лом цветных металлов. А пришлось сваривать, пришлось делать вид, что так и было задумано. Не было. Эстония испугалась, до полусмерти испугалась ребят из «Ночного дозора». Она никак не ждала, что те решатся защищать солдата столь отчаянно: не отступят ни под дубинками, ни под сапогами, ни перед пытками (а чем еще назовешь многочасовое пребывание человека со стянутыми за спиной руками, в одной позе, без возможности размять ноги, без воды и туалета?) Четко прослеживается, что какое-то уж слишком карикатурно зверское поведение полиции было не просто так, на него инструктировали специально. Чтобы во все быстродумающие головы эстонских полицаев одновременно вспали одни и те же приемы — бить лицами об асфальт, ставить перед собой на колени — откуда такая синхронность? Расчет был прост: увидят, как такое проделывают с парой-тройкой человек — струсят и побегут. Судили по себе. Эстония испугалась безоружных юношей и девушек, но Россия, к сожалению, сегодня не дала ей повода для страхов. Мою статью «Об исторической вине Балтии перед Россией» я писала два с половиною года назад. Многое произошло за эти два с половиною года. В статье неоднократно встречались ссылки на К.Виноградова, историка из Ревеля. На момент ее написания мне не было известно, что имя «К.Виноградов» было псевдонимом Олега Андреевича Калкина, покуда он жил в Эстонии. Когда писатель-историк переехал из Ревеля во Псков, необходимость в псевдониме отпала. Небезопасно было, надо думать, писать правду об отношениях России и Эстонии, в ней проживая! Думаю, Олег Андреевич больше боялся за семью, чем за себя. Так или иначе, а найти К.Виноградова мне в свое время не удалось. Вот уж нечаянная радость была, когда во Пскове «К.Виноградов» сам пришел на мою пресс-конференцию, да еще с книгой «На мятежных рубежах России» в подарок! К сожалению, знакомство оказалось кратким. Минувшей зимой «Наше время» опубликовало некролог, в котором я задавалась вопросом: вызовут ли труды О.А.Калкина хотя бы посмертно тот интерес, которого они достойны? И пока что я что-то не получала вестей из Пскова о хоть каком-то любопытстве к его наследию. Человек первым сказал: это не Россия виновна перед Эстонией, а Эстония перед Россией. Он сумел это доказать. Но никому во власти это не нужно и неинтересно.

http://radonezh.ru/analytics/posmertny-s...

21:25–28. Есевон. Современный Телль-Есван расположен примерно в 50 милях к востоку от Иерусалима. Однако археологи не обнаружили здесь никаких следов заселения до 1200 г. до н. э. Некоторые полагают, что Есевон конца бронзового века находился в другом месте, и называют в качестве его возможного местоположения Телль-Джалул (Jalul). Раскопки последнего времени обнаруживают в этом регионе все больше и больше керамики конца бронзового века, но идентификация обитателей древних поселений по-прежнему вызывает трудности. 21:29. Хамос. Имя моавитского бога Хамоса (Шамаша), упоминаемое в израильской «насмешливой песни», посвященной победе над царствами Сигона и Ога, встречается также в надписи на «Моавитском камне», сделанной в IX в. до н. э. царем Мешей (см. также: Суд. 11:24 ; 3Цар. 11:7 ). Будучи национальным богом Моава, Хамос противостоял Яхве, как Моав противостоял Израилю. Культ Хамоса во многом походил на культ Яхве, а его свойства (попечение о своем народе, дарование земли) похожи на свойства Яхве. Это свидетельствует о том, что надежды, возлагавшиеся народами древнего Ближнего Востока на своих богов, имели много общего. Впервые Хамос упоминается в перечне богов из древней Эблы на севере Сирии (2600–2250 гг. до н. э.), и весьма вероятно, что ему поклонялись в Месопотамии и Угарите как основному божеству, связанному с глиной и глиняными кирпичами. 21:30. Область поражения. Есевон и Дивон – крупнейшие города в северной части Моава (к северу от Арнона). Дивон – современный Дибан (Dhiban), примерно в полутора милях от Арнона (вади аль-Муджиб, al-Mujib). В IX в. до н. э. он служил резиденцией царя Моава и прославился благодаря найденной здесь надписи Меши. Отсутствие находок позднего бронзового века ставит под сомнение отождествление древнего Дивона с Дибаном и заставляет искать его где-то поблизости. Тот факт, что Рамсес II также упоминает Дивон в своих анналах, подтверждает, что в конце бронзового века действительно существовал город с таким названием. Нофа не идентифицирована, да и само название этого города не вполне ясно. Медева – крупный город на севере Моава, отождествляемый с современным городом под тем же названием. Раскопки проводились здесь в ограниченных масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010