царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕЛЕТИЙ СТРАТИЛАТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Мелетий Стратилат. Фреска церкви Благовещения, Грачаница, Косово, Сербия (ок. 1318 г.) Мелетий Стратилат (греч. Μελτιος; + ок. 218 ), мученик (в месяцеслове Элладской Православной Церкви - великомученик ) Память 24 мая Стратилат Мелетий жил в царствование римского императора Гелиогабала (218 - 222) и происходил из южных стран Галатийской области . Будучи христианином, он молился Богу о том, чтобы совершенно исчезло языческое заблуждение . Тогда бесы, видя свое уничтожение, вошли в собак и стали оплакивать свою погибель - они ходили повсюду, выли и этим наводили на людей страх. Святой Мелетий с подвластными ему воинами избил их и разрушил языческие храмы. За это градоначальник Тавии игемон Максимиан, ранее правитель Египта, переведенный Антонином в Галатию для мучения христиан, велел схватить Мелетия, находившегося тогда в этом городе, и стал принуждать его принести жертву идолам. Святой твердо отказался, и мучитель приказал бить его железными молотками и подвергнуть другим мучениям. После этого Мелетия повесили на сосновое дерево и прибили к нему гвоздями, от чего он и скончался. Подчиненным Мелетию комитам Стефану и Иоанну, а также всем бывшим под их властью воинам вместе с их женами и детьми отсекли мечом головы. Всего с ними пострадало 1218 воинов с женами и детьми, среди коих Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст, Эдесий, Картерий, жены Маркиана, Сосанна, Палладия и Григория, дети Кириак и Христиан, 12 трибунов - Фавст, Фист, Маркелл, Феодор, Мелетий, Сергий, Маркеллин, Филикс, Фотин, Феодориск, Меркурий и Дидим . Использованные материалы   Календарь на официальном сайте Элладской Православной Церкви,   Имена пострадавших с Мелетием Стратилатом приводятся по официальному календарю Русской Православной Церкви, http://calendar.rop.ru/?idd=157 и , с дополнениями по заголовку жития ( " Μνμη τν γων μαρτρων Μελετου το στρατηλτου, Σεραπωνος πισκπου, Ιωννου κα Στεφνου, Καλλινκου, Φστου, Φαστου, Αδεσου, Μαρκλλου, Θεοδρου, Μελετωνος, Σεργου, Μαρκελλνου, Φλικος, Φωτεινο, Θεοδωρσκου, Μερκουρου κα Διδμου, Χριστνου κα Κυρικου, Καρτερου, Σωσννης, Μαρκιανς, Παλλαδας, Γρηγορας, κα το πλθους τν σν ατος μυσων χιλων σν γυναιξ κα τκνοις " ) из книги: Αγαθγγελος (Χαραμαντδης), Επ. Φαναρου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, " Синаксарь Православной Церкви " ), официальный сайт Αποστολικ Διακονα της Εκκλησας της Ελλδος (Апостольского служения Элладской Православной Церкви), .

http://drevo-info.ru/articles/10698.html

Спустя немного времени после их блаженной кончины, сбылось пророчество преподобного Василия: князь Мстислав Святополкович был ранен стрелою во время битвы с князем Давидом Игоревичем в городе Владимире; узнав стрелу свою, которою ранил преподобного Василия, он сказал: — Вот я умираю, наказываемый за преподобных Феодора и Василия. Так злой убийца был наказан за свое преступление; преподобные же страдальцы, как победители диавола, побеждающего сребролюбием, увенчаны не тленным серебром и золотом, но вечною славою и честию: они получили венец от драгоценного Камня — Христа, Ему же честь и слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Амин  Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников В царствование Диоклитиана и Максимиана по прозванию Геркула, в Риме жил пресвитер Гавиний, родной брат папы римского Гаия обладая хорошим знанием языческих философов и отлично изучив святое Писание, Гавиний, по совету и настоянию своего брата, написал много книг в опровержение языческих заблуждений. Оба они происходили из знатного рода, так что доводились роднею царю Диоклитиану; последний, впрочем, не желал признавать своего родства с ними; он презирал их за то, что они исповедовали христианскую веру: Диоклитиан ненавидел ее и поэтому отрицался от своих родственников христиан. Пресвитер Гавиний имел дочь по имени Сосанну; он воспитал ее в истинно христианском духе, с малых лет внушив ей страх Божий, вместе с тем он дал ей и хорошее светское образование. Сосанна отличалась умом и телесною красотою, которую превосходила красота душевная: она всем сердцем любила Господа Иисуса Христа и была Его верной, целомудренной рабой. Услыхав об уме и красоте Сосанны, Диоклитиан захотел сделать ее женою сыну своему Максимиану. (Другие называют его Максимином; в действительности он не был сыном Диоклитиана, а был усыновлен им, как происходивший от его ближайших родственников; сначала Диоклитиан выдал за него свою дочь Валерию; после же ее смерти он захотел сочетать Максимиана браком с родственницей своей Сосанной. Этот Максимиан имел другое имя Галерий, и его нужно отличать от вышеупомянутого Максимиана, прозванного Геркулом). Диоклитиан послал к Гавинию знатного мужа, своего двоюродного брата Клавдия, переговорить с ним о том, чтобы он отдал дочь свою Сосанну за его сына Максимиана. Придя с этим поручением к Гавинию, Клавдий сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Вторая же Саломи, яже есть обручника Иосифа дщи, сице и обоих именоваху, яже дщи его, Зеведеа имяше мужа, от неяже Евангелист Иоанн и Иаков родистася. Четыре бо сыны мужеска полу роди Иосиф: Иакова, глаголемаго малаго, и Иосию, Симона, и Иуду, и дщери три: Есфирь, Фамарь и Саломи Зеведеову. Якоже егда слышиши во Евангелии, Марию Иакова малаго, и Иосиеву матерь, Богородицу непщуй быти, яко матерь Иосифовых чад Богородица вменяшеся: якоже приключитися отсюду, сестричищу быти Христову Евангелисту Иоанну, яко братию сыну. Третия же мироносиц есть Иоанна жена Хузаня, иже бяше назиратель и строитель дому царя Ирода. Четвертая же и пятая, Мариа и Марфа, сестре Лазареве. Шестая Мария Клеопина. Седмая Сосанна, и иныя множайшыя бяху, якоже Лука Божественный повествует: яже бяху, глаголет, служащыя Христу, и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша, и многия по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова. По Фоме и сим прият праздновати Христова церковь, яко видевшым первым Христа от мертвых вокресша, и всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа. Итак, много было мироносиц, но евангелисты, упоминая лишь самых выдающихся, умалчивают о других. Вот кто были они. Первая среди всех – Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов (ср.: Мк.16:9 ). Согласно преданию, она, явившись в Рим после Вознесения Христова, возвещает о Христе кесарю Тиверию и Пилата с первосвященниками новой смерти предает, а по прошествии времени умирает в Эфесе и погребается Иоанном Богословом. Царь же Лев Мудрый переносит тело ее в Константинополь. Вторая – Саломия (см.: Мк.15:40 ) – та, что, будучи дочерью Иосифа-обручника, имела мужем Зеведея. От нее родились евангелисты Иоанн и Иаков. Ибо у Иосифа было четверо сыновей – Иаков, называемый в Евангелии «меньшим», Иосиф, Симон, Иуда, и три дочери – Эсфирь, Фамарь и Саломия, жена Зеведея. И потому, когда слышишь в Евангелии о Марии, матери Иакова меньшего и Иосии (см.: Мк.15:40 ), разумей, что это Богородица, ибо Богоматерь считалась матерью детей Иосифовых.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы

http://pravenc.ru/text/164429.html

Отдельные житийные сюжеты вошли в программу росписи (1823) собора во имя Н. и вмч. Георгия Победоносца груз. мон-ря Бодбе, напр. сцена «Животворящий столп (Светицховели)» с изображением Н., стоящей у древа (с крестом и свитком в руках), под к-рым погребена св. Сидония с хитоном Господним на груди; напротив Н.- ангел, повелевший ей не вырывать корень древа и не открывать могилу св. Сидонии; вверху - Св. Троица («Новозаветная»), благословляющая место, где впосл. был поставлен храм Светицховели. В Грузии в наше время продолжена традиция создания житийных икон святой. Напр., икона работы Н. Толомашвили, созданная в 1997 г. как благословение паломников на т. н. пути равноап. Нины от мон-ря Фока во имя Н. близ оз. Паравани, где и находится эта икона, до кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Повторения и варианты этой житийной иконы Толомашвили выполнила также в кон. 90-х гг. XX - нач. XXI в. для разных храмов в Грузии и за ее пределами, в т. ч. для мон-ря Бодбе, в к-ром житийный образ святой (1998) помещен при ее гробнице. Н. представлена в среднике на фоне оз. Паравани, входящей в Грузию, или на фоне мон-ря Бодбе (во всех случаях фигура показана фронтально, босые стопы развернуты в сторону движения - влево); на ней платье с орнаментированными воротом и поручами, мафорий, по центру платья - лента «лора»; в правой руке она держит крест, левой прижимает к себе Евангелие. Сюжеты клейм могут варьироваться, напр., на иконе из мон-ря Бодбе представлены сцены: «Св. Нина и ее родители Завулон и Сосанна у патриарха Иерусалимского», «Явление Богородицы св. Нине», «Благословение св. Нины на миссионерское путешествие в Грузию», «Явление Христа св. Нине и заповеди», «Крушение идолов», «Исцеление царицы Наны», «Царь Мириан потерял зрение», «Исцеление царя Мириана», «Возвышение св. ствола (Светицховели)», «Крещение Грузии», «Чудесное явление креста на небе», «Монастырь Бодбе и чудотворная вода (источник св. Нины)». В настоящее время к созданию не только единоличных, но и житийных икон Н. обращаются мн. груз. иконописцы, в т. ч. из мастерской мон-ря Бодбе.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

состояния Самарянской общины на Востоке)//ТКДА. 1875. 10. С. 90-107; Фараон, Моисей и Исход//Там же. 1875. 11. С. 249-271; 12. С. 455-472; Св. прпмц. Сосанна Палестинская//Там же. 1877. 2. С. 380-405; О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом//Там же. 1878. 3. С. 637-657; Гробница Аарона на горе Ор//Там же. 1879. 3. С. 356-371; Слово, произнесенное на св. Голгофе в Иерусалиме 18 апр. 1880 г. при обношении Плащаницы//ХЧ. 1880. Ч. 2. Июль/авг. С. 132-137; Беседа о Великом каноне, произнесенная в Иерусалиме перед рус. паломниками на повечерии четвертка 1-й седмицы Великого поста 11 февр. 1882 г.//Там же. 1883. Ч. 1. С. 297-308; По поводу перевода одной церковной песни канона (ирмоса 9 песни канона в Великий четверток), напечатанного в ДЧ за 1883//ТКДА. 1883. 7. С. 515-526; Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме //ППС. 1884. 7 (Т. 3. Вып. 1); О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗРАО. н. с. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182-186; Письма к преосв. Макарию (Булгакову), впосл. Митр. Московскому//Странник. 1896. 1. С. 79-84; Письма к прот. С. А. Серафимову//ТКДА. 1906. 8/9. С. 680-710; 10. С. 108-135; 11. С. 361-383; 1908. 2. С. 237-265; 3. С. 404-421; Древняя христианская могила в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 115-119; Россия в Святой Земле: Док-ты и мат-лы/Сост. Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т. Passim. Лит.: Терновский С. А. О последних днях жизни, кончина и погребение настоятеля Рус. Духовной миссии в Палестине архим. Антонина. К., 1894; Пономарев С. Памяти о. архим. Антонина. 1: Хронологический список сочинений и переводов его. 2: Статьи о нем//ТКДА. 1894. Т. 3. 12. C. 636-652; Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 2. С. 95-148; То же//ТКДА. 1904. Нояб. С. 319-380; Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архим. и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.).

http://pravenc.ru/text/114026.html

В 1952-м году здоровье подвижника сильно ухудшилось. Он успел повидаться с духовным братом, архимандритом Исаакием (Виноградовым), и, прозревая близкую кончину, завещал ему на память свою «лиловую нешелковую мантию на черной подкладке». После смерти из имущества архиерея обнаружили поношенный подрясник, такие же старые сапоги, книги и самовар.      По молитвам владыки уже из Горнего Мира За короткие два года пребывания в Казани архиепископ Сергий сумел стяжать такую любовь к себе, сумел воспитать так много духовных чад и учеников – монахов, священников, мирян, что не только память о нем бережно хранится в народе, но и в скорбях люди идут на могилу к своему архипастырю, и совершается множество случаев чудесной помощи по его молитвам уже из Горнего Мира. В настоящее время идет работа по подготовке материалов для канонизации владыки Сергия (Королева). Фильм о владыке Сотрудники информационного отдела Казанской епархии с любовью сняли фильм о владыке «Архиепископ Сергий (Королев). Жизнь Неба на земле». Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Рейтинг: 9.8 Голосов: 998 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сосанна 22 декабря 2017, 03:36 17 лет назад мне попалась маленькая книжечка " Духовная жизнь в миру " Архиепископ Сергий Королев. Это духовное сокровище передавалось потом из рук в руки.Скольким людям помог архиепископ Сергий не отчаяться, найти свой путь, познать себя, возродиться к духовной жизни!!! Слава Богу! Олегъ 20 декабря 2017, 00:33 Спасибо большое вам Ольга, за статью. После её прочтения как-то радостно и легко на душе стало! Наталия 19 декабря 2017, 18:19 Ольга, благодарю вас за ваш не напрасный труд. Благодаря ему я узнала ещё об одном светильнике Церкви. Спаси Бог. Анна 18 декабря 2017, 14:37 Архиепископ Сергий моли Бога о нас грешных! Елена Цыганова 18 декабря 2017, 12:08 Как радостно читать о таких людях, как владыка Антоний Сурожский, преподобный Гавриил (Ургебадзе), архиепископ Сергий (Королев)! Они - сосуды христианской любви и даров Святого Духа, как в первые века христианства.

http://pravoslavie.ru/109254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ ИВЕРСКИЙ (Святогорец) [греч. Γαβριλ ρδβλθυοτεΙβηρ] (XI в.), прп. (пам. 13 мая, 12 июля и в Соборе Афонских святых; пам. груз. 12 июля), родом из Грузии, подвизался на Афоне, в пещере недалеко от Иверского мон-ря . За благочестивую жизнь он удостоился божественного гласа или, по др. версии, явления во сне Пресв. Богородицы, велевшей ему спуститься к морю и принять принесенную волнами икону, к-рая станет заступницей Иверской обители. Г. И. возвестил об этом игум. Павлу, и икона была торжественно принесена в мон-рь (см. в ст. Иверская икона Божией Матери ). Ж. Б. Ф. Питра и др. приписывают Г. И. составление ряда песнопений (см. в ст. Гавриил , визант. гимнограф). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 83; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 1. С. 452; Жития груз. святых. Тбилиси, 2002. С. 114-115. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 19029, 1997р. С. 26-28; Γερσιμος (Μικραγιανντης), μον. Γαβριλ Ιβηρτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 107-108; Mossay J. , Latteur D. Gabriel L " Hymnographe (19)//DHGE. T. 19. Col. 554-555. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи

http://pravenc.ru/text/161361.html

место. Евагрий и Вонифатий прибыли в Рим к ап. Петру, к-рый рукоположил Евагрия во епископа Тавромения, а тот, вернувшись, крестил Вонифатия. Вместе они построили ц. во имя П. и повелели расписать ее сценами из НЗ и ВЗ. В ней же была помещена икона П. У мощей святого происходили многочисленные чудеса. Житие П. получило широкое распространение в грекоязычном мире, однако число содержащих его рукописей относительно невелико (см.: Stallman-Pacitti. 2018. P. 23-25). Также сохранились переводы Жития на грузинский, армянский (BHO, N 832-833), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 521), славянский и латинский языки. Возможно, в сер. VIII в. Житие было известно в Риме, поскольку отрывок из него входит в состав флорилегия, написанного в защиту иконопочитания (Paris. gr. 1115). В колофоне рукописи указано, что она является копией 1276 г., выполненной Львом Киннамом с рим. кодекса 759 г. ( Stallman-Pacitti. 2018. P. 29-30). Прп. Феодор Студит († 826) был знаком с Житием и неоднократно цитировал его в письмах, самое раннее из к-рых (Ep. 8) 814 г. ( Theod. Stud. Ep. 8, 72, 199). Также на Житие ссылался свт. Никифор I , патриарх К-польский (806-815), в соч. «Обличение и опровержение». Другие агиографические тексты о П. Мученичество сщмч. Панкратия Тавроменийского. Роспись нартекса кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 г. Мастер Дзордзис Критский Мученичество сщмч. Панкратия Тавроменийского. Роспись нартекса кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 г. Мастер Дзордзис Критский В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 9 июля указана память П. В сказании говорится, что он вместе с отцом и матерью принял крещение на горе Сион. После смерти родителей поселился в некой пещере в пределах Понта. О кончине святого сказано, что он был убит монтанами под предводительством Артагала (SynCP. Col. 807-809). Под 9 февр. содержится память 3 учеников ап. Петра - Маркелла, еп. Сикелийского, П. и Филагрия , еп. Кипрского. В Синаксаре XII в. (Messan. 103) под 9 февр. к ученикам Петра добавлен Марк (SynCP. Col. 454). Под 6 июня в Синаксаре К-польской ц. содержится память учениц П.- мучениц Евсевии и Сосанны (SynCP. Col. 733; см. ст. Есия и Сосанна ). В составе Императорского Минология (Царской Минее) XI в., изданного В. В. Латышевым в 1911-1912 гг., сохранилось Мученичество П. (BHG, N 1410m) ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 156-158). В нем кратко описаны события из жизни П., о к-рых рассказывается в его Житии: рукоположение ап. Петром во епископа Тавромения; обращение к вере 2 капитанов - Ромила и Ликанида; прибытие на Сицилию, в Тавромений; изгнание бесов, уничтожение языческих идолов и храмов; проповедь Христа и обращение местных жителей к вере; чудотворения, в т. ч. исцеление болезней; крещение правителя Вонифатия; возведение церкви в Тавромении; мученическая кончина П. от рук монтанов.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010