Сосанну из царских комнат отвели в дом ее родителя; царица утешала ее надеждою на спасение, и плача рассталась с ней. В ту же ночь царский сын пришел в дом Гавиния и поспешно вошел в ложницу Сосанны; там св. дева молилась Богу. Исполненный скверного похотения, он хотел-было уже подойти к ней, но вдруг увидел над св. Сосанною ангела Божия в большом сиянии. Страх объял сластолюбца, и он убежал поспешно во дворец и рассказал о том Диоклитиану. Царь послал одного из своих приближенных, некоего Куртия, посмотреть, что делается в доме Сосанны, но и этот в страхе бежал к царю. В то время царь с царицею спорили о пришествии Христовом; побежденный в споре царицею, он вспомнил о Сосанне и сказал: «почему ты не убедила эту прекрасную и умную девушку на брак с сыном моим?» «Она, сказала царица, избрала себе лучшее, и сам сын твой говорит, что видел над нею неприступный свет». Царь пришел в гнев и повелел некоему Македонию, закоснелому язычнику и жестокому до бесчеловечности, идти к Сосанне и угрозами и муками принудить ее к идолопоклонству, но сделать это в тайне, чтобы не было царю укора, он не жалеет своей родственной крови. Македоний принес к Сосанне небольшого золотого идола и повелевал ей поклониться ему, но св. дева дунула на идола и сказала: «Господи, Иисусе Христе! пусть глаза мои не видят диавольского орудия»; с этими словами идол исчез из рук Македония. Он дивился этому и, думая, что Сосанна как-нибудь украла его, сказал ей: «вижу, что ты любишь золото, так как украла моего идола; но я за это не сержусь, а напротив хвалю, так как вижу в этом твою любовь к идолу». «Нет, напротив, отвечала Сосанна, Господь послал ангела Своего, который удалил идола от моих глаз и выбросил из моего дома!» В это время взошел слуга Македония и сказал, что он видел идола брошенным на дворе. В гневе Македоний своими руками разодрал одежду на св. Сосанне и бил ее без пощады палками; святая же мученица говорила: «слава Тебе, Господи!» «Принеси жертву нашим богам!» говорил в гневе мучитель. «Я, отвечала Сосанна смиренно, сама себя приношу в жертву Господу Богу моему!» Когда Македоний донес царю о твердости св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Склонила ли она Сосанну на брак с его сыном? Склоняется ли она на любовь Максимиана? — Напрасен труд там, — отвечала царица, — где преследуется невозможная цель, и не следует надеяться там, где не будет согласия: я не замечаю в Сосанне и следа таких мыслей и намерений, которые бы позволяли думать, чтобы кто-либо мог ее каким-нибудь образом принудить к этому. Услышав это, Диоклитиан пришел в сильнейший гнев и дал позволение сыну своему Максимиану опозорить Сосанну, совершив над нею гнусное насилие, но не во дворце, — пусть отведет ее в дом отца ее и там обесчестит ее, повинуясь своей постыдной похоти. Святая Сосанна принуждена была оставить дворец, чтобы отправиться в дом свой. Отпуская святую Сосанну, царица с плачем говорила ей: — Избавивший в древности рабу Свою Сосанну (Дан, гл.13) избавит и тебя, поможет тебе и дарует славное упокоение. Простившись, они расстались, рыдая. Когда святая Сосанна была приведена в свой дом двумя женщинами, она упала на землю в своей комнате и здесь с рыданием и плачем молилась Избавителю своему Христу, чтобы Он поспешил к ней на помощь. В ту же ночь пришел распаляемый скверною похотью сын царя Максимиан; войдя тихонько в комнату, где молилась святая Сосанна, он увидел над ней ангела Божия, от которого исходило великое сияние. На Максимиана напал сильный страх: не осмелившись подойти к святой Сосанне, он поспешил как можно скорее домой, во дворец, где и рассказал о всём своему отцу. — Это не больше как волшебство христиан, — сказал Диоклитиан. И послал одного из приближенных своих, Куртия, разузнать, что делается в доме Сосанны. Но и Куртий, как только вошел в дом, тотчас почувствовал сильный страх и в ужасе побежал к царю. В это время Диоклитиан вел споры с царицею относительно пришествия Христа и почитания богов. Будучи побежден царицею, он вспомнил о Сосанне и сказал: — Почему ты не увещевала ее, видя ее красоту и ум, согласиться на брак с моим сыном? — Она избрала себе лучшее, — отвечала царица, — ведь и сын твой сам говорил, что видел над нею неприступный свет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Склонила ли она Сосанну на брак с его сыном? Склоняется ли она на любовь Максимиана? — Напрасен труд там, — отвечала царица, — где преследуется невозможная цель, и не следует надеяться там, где не будет согласия: я не замечаю в Сосанне и следа таких мыслей и намерений, которые бы позволяли думать, чтобы кто-либо мог ее каким-нибудь образом принудить к этому. Услышав это, Диоклитиан пришел в сильнейший гнев и дал позволение сыну своему Максимиану опозорить Сосанну, совершив над нею гнусное насилие, но не во дворце, — пусть отведет ее в дом отца ее и там обесчестит ее, повинуясь своей постыдной похоти. Святая Сосанна принуждена была оставить дворец, чтобы отправиться в дом свой. Отпуская святую Сосанну, царица с плачем говорила ей: — Избавивший в древности рабу Свою Сосанну (Дан, гл.13) избавит и тебя, поможет тебе и дарует славное упокоение. Простившись, они расстались, рыдая. Когда святая Сосанна была приведена в свой дом двумя женщинами, она упала на землю в своей комнате и здесь с рыданием и плачем молилась Избавителю своему Христу, чтобы Он поспешил к ней на помощь. В ту же ночь пришел распаляемый скверною похотью сын царя Максимиан; войдя тихонько в комнату, где молилась святая Сосанна, он увидел над ней ангела Божия, от которого исходило великое сияние. На Максимиана напал сильный страх: не осмелившись подойти к святой Сосанне, он поспешил как можно скорее домой, во дворец, где и рассказал о всём своему отцу. — Это не больше как волшебство христиан, — сказал Диоклитиан. И послал одного из приближенных своих, Куртия, разузнать, что делается в доме Сосанны. Но и Куртий, как только вошел в дом, тотчас почувствовал сильный страх и в ужасе побежал к царю. В это время Диоклитиан вел споры с царицею относительно пришествия Христа и почитания богов. Будучи побежден царицею, он вспомнил о Сосанне и сказал: — Почему ты не увещевала ее, видя ее красоту и ум, согласиться на брак с моим сыном? — Она избрала себе лучшее, — отвечала царица, — ведь и сын твой сам говорил, что видел над нею неприступный свет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

«Где мудрость ваша, говорила им девица, во истине, не вижу ее в вас; если бы я не была христианкою, тогда можно бы говорить о том, что вы предлагаете мне теперь. He вы ли оба очень часто внушали мне хранить мое девство из любви к Господу Иисусу, и теперь я настолько утвердилась в любви моей к жениху Христу, что даже не могу и помыслить о плотском супружестве, но хочу работать одному Богу!» После таких слов св. Сосанны оба служители Божии не стали более уговаривать ее к замужеству. Через три дня Клавдий снова пришел, по повелению царскому, к Гавинию; у него он застал и св. папу Гаия. После обычного приветствия посланец царский снова повел речь о желании царя сделать Сосанну своею невесткой. Но Гавиний, отклонив от себя ответ, просил сообщить о таком желании царя и Гаию. Когда же на слова Клавдия Гаий ничего не отвечал, то Гавиний предложил позвать Сосанну, чтобы от нее узнать: согласна она на брак с царским сыном или нет? Когда явилась Сосанна, то Клавдий по родственному хотел поцеловать ее, но она отвернулась и сказала: «не оскверняй уст моих, так как я никогда не целовалась с мужчинами: это знает Господь мой!» «Я хотел поцеловать тебя по родственной любви, сказал Клавдий, так как ты внучка мне». «Я гнушаюсь твоим поцелуем, отвечала Сосанна, только потому, что уста твои осквернены идольскими жертвами!» Сильно поразили Клавдия такие слова девицы; он умилился сердцем и спросил Сосанну: «что же сделать, чтобы очистить уста мои от скверны?» «Покайся и крестись во имя Отца и Сына и Св. Духа!» сказала девица. Тогда Клавдий, обратясь к епископу Гаию, сказал: «очисти меня!» Святитель, видя в Клавдии дивную перемену, произведенную словами девицы, вразумлял его обратиться к истинному Богу. «Уверуй в Бога, сказал в заключение Гаий, покайся в пролитии невинной крови святых Божиих и не медли принять крещение». «А когда я приму крещение, простятся ли мои грехи?» сказал Клавдий. «Простятся, ответил святитель, только веруй искренно, от всего сердца». Сосанна просила святителя, чтобы он немедленно крестил Клавдия; но папа, желая испытать искренность веры его, только огласил его и отпустил домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мощи всех мучеников находятся в Риме. В службе этого дня прославляется один св. муч. Лаврентий. Мучч. Сосанны девы и с нею: папы римского, пресвитера, отца ее, Препедигны и сынов ее Алеандра и пострадавших при Диоклетиане в 295 и 296 г. Св. Сосанна была единственною дочерью римского пресвитера св. Гавиния, родственника Диоклетиана. Воспитанная в духе христианской веры и в правилах христианского благочестии, она была обучена и различным светским наукам. При своей внешней красоте, будучи умной и образованной девицею, она отличалась строгим целомудрием, твердой верой и горячей любовью ко Христу. Как ревностная последовательница Спасителя и по своей любви к девству, целомудренная Сосанна отказалась от предложенного Диоклетианом супружества с Галерием (который впоследствии был императором). Диоклетиан, чтобы склонить ее на этот брак, повелел поселить ее в своем дворце и поручил своей супруге, царице Серене, убедить ее. Но царица сама была тайной христианкой и радовалась непреклонной решимости св. Сосанны. Узнав от царицы о непоколебимости св. Сосанны, Диоклетиан дал позволение своему сыну Максиману обесчестить св. Сосанну, для чего повелел отвести ее в дом ее отца. Явившись ночью к св. Сосанне, Максимиан нашел ее молящеюся и, исполненный скверного похотения, хотел подойти к ней, но, увидев над нею св. ангела в большом сиянии, со страхом убежал во дворец и рассказал о виденном Диоклетиану. Посланный, затем, Диоклетианом жестокий мучитель христиан, по имени Македоний, не могли склонить ее поклониться идолу, без пощады бил св. мученицу палками. Св. Сосанна оставалась непреклонной. Извещенный об этом Македонием, Диоклетиан дал сему бесчеловечному мучителю повеление, по которому св. дева и была усечена мечом в доме родительском. Отец ее и родной брат его св. папа Гай (или Кай) вскоре после ее смерти также приняли мученическую кончину. Св. Клавдий, дядя св. Сосанны, приняв св. крещение вместе с женой своею Препедигной и двумя сыновьями, посвятил себя на служение своим братьям по вере, заключенные в темницах, укрывавшимся в горах и пустынях, и помогал им своим имуществом. Брат его комит (начальник отряда) св. Максим следовал его примеру. Все они сосланы были в заключение в Остию и там сожжены. Мощи св. Сосанны с мощами отца ее находятся в Риме в церкви ее имени; мощи св. папы Гаия – также в Риме в церкви его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О если бы родители и воспитатели были достаточно проникнуты сознанием значения воспитательного влияния, то великий и спасительный страх поселился бы в душах их за ответственность, сопряжённую с делом воспитания; они отнеслись бы тогда со строжайшим вниманием к тому, к чему относятся обыкновенно вовсе необдуманно и с пагубной легкомыслепностью. Не среди детских балов и недетских театров, не среди роскошной обстановки и примера вечнаго светского рассеяния своих родителей была воспитана великая Нина, просветительница народов. Не окружал её сонм учителей (большей частью односторонне развитых и вовсе не христианского направления), наполняющих ум и память детей разнообразными учебными предметами, не имеющими никакого отношения к воспитанию сердца детскаго. Нина была дочь истинно благочестивых родителей. Отец её – Завулон, человек знаменитого рода, и мать – Сосанна, воспитывали дочь свою в страхе Божьем и в любви к Богу и к людям. Отчизной их был г. Коластра в Каппадокийской области, но когда Нине было 12 лет, то они переехали в Иерусалим, где Завулон пожелал посвятить себя пустынной жизни, а Сосанна пожелала, приняв благословение брата своего, поступить на служение нищим сёстрам. Нина же была отдана на воспитание старице Сарре-Ниофоре, бывшей также воспитательницей и матери Нины. В общении то с этой благочестивой старицей (армянкой по происхождению) процвели роскошным цветом благодатные ростки, насаждённые христианами-родителями в сердце блаженнаго ребёнка. «Старица Ниофора, основательно изучившая св. Писание, могла многое знать и во многом удовлетворить благочестивую любознательность своей воспитанницы. Нину же, привыкшую слышать о Христе, сжившуюся, так сказать, с образом Его, в обществе родителей, всей мыслью и делом преданных Ему, в высшей степени занимало всё, что она могла слышать о Христе. Таким образом, часто рас спрашивала она Ниофору о страданиях Христа, о распятии о погребении, о воскресении Его. С верой и любовью изливала старица в душу дитяти всё, чем преисполнена была собственная душа её, и сообщала Нине разные сведения о Богочеловеке, о учении и учениках Его и о различных странах, где они проходили, проповедуя Евангелие, и о своей родной стороне, Армении и Карталинии с г. Мцхетом, где, по преданию, находился хитон Иисуса Христа» 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Смотри, дочь моя, — сказал на это Гавиний, — будь тверда в вере, которою сейчас обладаешь, чтобы соблюсти себя непостыдной пред Господом, и мы возрадуемся, видя плод твоей веры, приносимый Владыке Христу. — Господие мои, — отвечала Сосанна отцу своему и дяде, — вы часто поучали меня соблюдать девство ради Господа Иисуса Христа, и теперь в любви к Нему и страхе Его я так утвердилась, что не могу даже помыслить о плотском супружестве; отец мой, я только Того буду любить, для Того жить и на Того надеяться, Кому ты сам навсегда поручил меня; Он, Владыка, знает искренность моего сердца! — Так как ты вручена небесному жениху Христу Богу, то пребывай всегда в любви Его, соблюдая Его заповеди, — сказал святой папа Гаий. Так оба святые служители Господни, узнав о добром намерении Сосанны, долго утверждали ее в ее благочестивом желании, исполняясь в то же время великой радости, исторгшей из глаз их невольные слезы умиления. Спустя три дня, Клавдий в сопровождении множества слуг опять пришел к Гавинию; оставив последних около дома, он сам вошел внутрь, где нашел и папу Гаия. После обычных приветствий Клавдий сказал: — Для вас, честные отцы, не безызвестна та радостная причина, которая привела меня к вам. — Хотя бы, — отвечал епископ Гаий, — и не было такой причины, мы и так рады тебе, будучи родственниками друг другу; мы рады утешиться этим родственным свиданием и беседой друг с другом. — Вы знаете, любезнейшие братья, — продолжал Клавдий, — что господин наш, царь Диоклитиан, выражает сильное желание вступить с вами в более тесное родство, и я советую и прошу вас исполните волю владеющего вселенной и тем утешите его. — Предай об этом желании царя моему господину и брату, епископу Гаию, — отвечал Гавиний. — Наш доброжелательный царь, — обратился Клавдий к Гаию, — хочет взять в супруги своему сыну вашу дочь, а мою внучку; ему известно об ее красоте, разуме и талантах; мы, родственники, полагаем, что ничего не может быть почетнее того, чтобы род наш не только не отлучался от царской крови, но еще теснее соединился с нею: через это он еще более возвысится и прославится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

26 Пока число отшельников было незначительно, недостаточная подготовка некоторых из них к уединенной созерцательной жизни мало бросалась в глаза; но в конце III-ro и в начале IV-ro веков, когда в христианском обществе возникло необычайное стремление к пустынному подвижничеству, и когда всему миру известны стали высокие его образцы, прославившиеся в Египте, начинают появляться попытки к устранению неустройств внутренней жизни отшельничества. Разбросанные в пустыне одиночники соединяются в общества и, под руководством опытного подвижника, упражняются в избранном роде жизни. Такие общества не были пока формальными монастырями, но составляли прямой переход к ним. Аскитирия, настоятельницей которой была преп. Сосанна, настолько приближалась, по своему устройству, к монастырям, что арх. Антонин, рассмотрев житие этой святой, пришел к тому выводу, что около 275 г. не только в пустынях египетской и иорданской, но и в самом Иерусалиме уже процветало правильно организованное жительство с уставом, братством, игуменом, с монастырскими стенами, с монашеским образом. . 27 Родиной преп. Илариона (род. 291 г.) было селение Фавафа, лежавшее в пяти милях к югу от палестинского города Газы, вблизи потока, который впадал в море. 29 Население Газы и её окрестностей состояло по преимуществу из язычников; язычниками были и родители преп. Илариона, о которых блаж. Иероним говорит, что они предавались идолослужению и что в лице Илариона как бы роза расцвела от терния. 30 О первых годах жизни Илариона его биограф ничего не говорит; можно, однако, предположить, что первоначальное образование он получил в газских языческих школах. Благодаря частым торговым сношениям Газы с Египтом, жителям первой было известно высокое состояние просвещения в александрийских школах. Некоторые из александрийских грамматиков пользовались большой известностью на востоке; под их руководством изучались гуманные и богословские науки. Во главе знаменитой катехизаторской александрийской школы, бывшей в III-м в. высшей школой церковного богословия, находился Ахилла или Архелай, которому Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав об обращении в христианство Клавдия и Максима, Диоклетиан сослал их с семействами в заточение, где они были сожжены, а Сосанну взял во дворец к жене своей Сирене, чтобы царица уговорила ее выйти замуж. Царица была тайной христианкой и очень похвалила Сосанну за целомудрие, а сама объявила царю, что Сосанна не намерена вступить в брак, и что никто ничем не принудит ее к браку. Тогда Диоклетиан дал позволение сыну обесчестить Сосанну; но лишь тот подошел к ней, как увидел над ней ангела в сиянии и так испугался, что в страхе удалился от нее. После сего царь приказал жестокому язычнику Македонию склонить святую к идолопоклонству и принести жертву богам. «Я сама себя приношу в жертву Господу моему», – говорила она Македонию. Македоний начал бить Сосанну. «Слава Тебе, Господи!» говорила она при этом. Затем, по приказанию царя, Македоний умертвил Сосанну. Царица похоронила тело мученицы. Скоро после того пострадали Гавиний и Гаий. Мощи Сосанны, Гавиния и Гаия находятся в Риме Мученики Фотий и Аникита, вместе со многими другими христианами, пострадали при императоре Диоклетиане, в ΙV веке, в Никомидии. Диоклетиан приказал поставить на городской площади орудия казней, чтобы устрашить христиан. Но вот в это время пришел к царю Аникита, муж знатный, и смело исповедал себя христианином, называя языческих идолов тварью, укоряя идолопоклонников и говоря при этом: «Царь, не страшны нам приготовленные тобой для христиан казни и мучения. Мы вменяем их ни во что». Разгневанный царь приказал мучить Аникиту и затем бросить на съедение зверям. Но выпущенный на него страшный лев сделался так кроток, что ласкался к нему. Св. Аникита благодарил Бога и просил силы превозмочь мучителя, и в это время вдруг сделалось сильное землетрясение, так что упало капище идола Геркулеса и часть городской стены, и от этого погибло много язычников. Тогда царь приказал отсечь мечом голову святому; но лишь палач занес меч, как сам упал без чувств. Аникиту стали колесовать и в то же время палить тело огнем; но колесо остановилось, и огонь погас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

— Смотри, дочь моя, — сказал на это Гавиний, — будь тверда в вере, которою сейчас обладаешь, чтобы соблюсти себя непостыдной пред Господом, и мы возрадуемся, видя плод твоей веры, приносимый Владыке Христу. — Господие мои, — отвечала Сосанна отцу своему и дяде, — вы часто поучали меня соблюдать девство ради Господа Иисуса Христа, и теперь в любви к Нему и страхе Его я так утвердилась, что не могу даже помыслить о плотском супружестве; отец мой, я только Того буду любить, для Того жить и на Того надеяться, Кому ты сам навсегда поручил меня; Он, Владыка, знает искренность моего сердца! — Так как ты вручена небесному жениху Христу Богу, то пребывай всегда в любви Его, соблюдая Его заповеди, — сказал святой папа Гаий. Так оба святые служители Господни, узнав о добром намерении Сосанны, долго утверждали ее в ее благочестивом желании, исполняясь в то же время великой радости, исторгшей из глаз их невольные слезы умиления. Спустя три дня, Клавдий в сопровождении множества слуг опять пришел к Гавинию; оставив последних около дома, он сам вошел внутрь, где нашел и папу Гаия. После обычных приветствий Клавдий сказал: — Для вас, честные отцы, не безызвестна та радостная причина, которая привела меня к вам. — Хотя бы, — отвечал епископ Гаий, — и не было такой причины, мы и так рады тебе, будучи родственниками друг другу; мы рады утешиться этим родственным свиданием и беседой друг с другом. — Вы знаете, любезнейшие братья, — продолжал Клавдий, — что господин наш, царь Диоклитиан, выражает сильное желание вступить с вами в более тесное родство, и я советую и прошу вас исполните волю владеющего вселенной и тем утешите его. — Предай об этом желании царя моему господину и брату, епископу Гаию, — отвечал Гавиний. — Наш доброжелательный царь, — обратился Клавдий к Гаию, — хочет взять в супруги своему сыну вашу дочь, а мою внучку; ему известно об ее красоте, разуме и талантах; мы, родственники, полагаем, что ничего не может быть почетнее того, чтобы род наш не только не отлучался от царской крови, но еще теснее соединился с нею: через это он еще более возвысится и прославится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010