Юрод нуждается в опекуне. Средневековье имеет опекуном слово божественного авторитета. Верующий ум следует за авторитетом — и это значит, что он ведет себя не так, как вел себя авторитет, восходивший к своим прозрениям. Средневековье не следует авторитету. Плотин следует за Платоном и значит не следует за ним: не спрашивает обо всём, не отдан вольному исканию. Признав авторитет своего священного писания, философия становится преданием, т. е. традицией, хранением и сбережением авторов. Не переставая быть свободной, она отдает свою независимость тому, перед кем не зазорно склониться. Именно тем, что предание не хочет быть ничем другим, кроме верного следования писанию, предание становится чем угодно, только уже не писанием — не слышанием и записью того, чего еще никогда не слышало человеческое ухо. Чтобы указать преданию на тот очевидный факт, что оно отличается от слова писания именно потому, что хочет это исходное слово хранить, нужно было вывести предание из его добровольной слепоты. Этим занялось Просвещение. Священное юродство сродни экстатической радости, которую исследователи угадывают в подводном течении средневековой истории. Экстаз дает о себе знать в безумии юродства. Говорят о неединстве средневековой идеологии; христианство не было таким мировоззренческим монолитом, как мы склонны его представлять. Наверное. Вещи всегда не так просты как представляются с первого взгляда. Однако существо Средневековья не определялось идеологией. Оно скреплено не воззрением на мир, а вкусом к мудрой темноте и к юродствующему экстазу, что и в иудаистском, и в исламском, и в языческом Средневековье было таким же как в христианском. Это был вкус к молчанию, которое не хотело рисковать разглашением себя и скрывалось в юродство. Нужен был вкус к безумству, чтобы так изображать человека, как его намеренно, неуклонно изображает Средневековье; чтобы в упор не видеть вещи такими, какими они кажутся; чтобы предпочитать темноту, непонятность свету. Мы не претендуем здесь на понимание Средневековья; это непосильная нам и не наша задача. Наша цель не разгадать его загадку и дать ему определение, а обозначить тот высокий порог, через который обязательно придется переступить каждому, чтобы приблизиться к средневековой мысли. Это порог священного безумия, мории, юродства. Просвещение начнется с издевательства над морией (у Эразма Роттердамского) и с пафоса возрастания. Юродивое нежелание роста отшатывалось от прогресса. У Августина есать эпитет для прогресса — « смертоносный».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Этот перечень источников, на которые ссылается Феофан, свидетельствует как об его широком знакомстве с ученой литеруторой, так и об его умении выбирать нужный ему материал. Встречаемые в цитатах, замечательные в области экзегетики имена Еразма Роттердамского, Юния и Тремеллия, Мальдоната, Тостата, знаменитые в области догматики имена главных средневековых схоластиков и знаменитое имя Петавия, этого реформатора католического богословия (обратившего его на путь положительного исследования на основании св. Писания и св. Предания), знаменитые в области византийской истории имена Калликста Ксантопула, Пахимера, Григоры, Кантакузена, знаменитые в науке канонического права имена Зонары, Вальсамона, Властаря, грациана и пр. показывают, что автор умел оценивать научный материал и воздавать ему должную дань; а встречаемые имена второстепенных писателей свидетельствуют о стремлении автора к научной точности, которая не оставляет без внимания и сравнительно слабых произведений мысли. Впрочем, наиболее важное значение для науки имеет определение отношения Феофана не к чернововму материалу, но к тем источникам, которые служили для него образцами при изложении этого материала и отношением к которым может быть измеряема его самостоятельность. К этим источникам мы и обращаемся. В литературе обыкновенно высказывается мнение, что образцами богослоия Феофана служили богословские системы лютеранских ортодоксальных богословов XVII века – Герарда, Квенштедта и Голлазия 520 . По отношению к исследуемым трактатам это мнение нуждается в значительном ограничении. Для этих трактатов упомянутые лютеранские системы служили лишь второстепенными пособиями; главными же образцами для них были: Syntagma theologiae реформаторского богослова Аманда Полянского, Disputationes de controversiis christianae fidei знаменитого католического богослова Роберта Беллярмина 521 и Tractatus theologici orthodoxi de processione Spiritus Sancti a solo Patre также знаменитого православного богослова (перешедшего из лютеранства в лоно православной церкви) Адама Зерникова 522 . Таким образом, Феофан, этот ревностный противник католицизма, далеко не совсем отрешился от католических систем: как во введении в богословие 523 , так и в исследуемых трактатах “Disputationes” Беллярмина служили для него весьма важным руководством; его полемика с католицизмом не была слепой ненавистью к последнему, не различющей в нем хорошего, достойного заимствования, от худого, достойного отвращения; он воздавал честь и хорошим католическим системам. Итак, в чем же обнаруживается влияние на него указанных главных источников? К разрешению этих вопросов и направляется предлагаемое подробное рассмотрение отношения автора как к главным, так и второстепенным образцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

1983. P. 4-18). С т. зр. вероучительного содержания 1-е издание соч. «Общие места» сильно зависит от богословия Лютера. Используя при трактовке отдельных тем собственные аргументы, М. вместе с тем ни в чем не уклонялся от заданного Лютером магистрального направления, хотя иногда оставлял без внимания нек-рые важные для Лютера темы и акцентировал другие, еще не получившие к этому времени подробного и однозначного раскрытия в трудах Лютера (общий историко-богословский анализ см.: Maurer. 1969. Bd. 2. S. 230-414; также см.: Bizer. 1964. S. 34-85; Br ü ls. 1975. S. 35-75). Изложение христ. учения М. начинает с рассмотрения вопроса о наличии у человека свободной воли, на к-рый он дает отрицательный ответ, занимая позицию строгого детерминизма: «Если соотносить человеческую волю с предопределением, то окажется, что ни во внешних, ни во внутренних делах нет никакой свободы, но все происходит по божественному определению» ( Melanchthon Ph. SA. Bd. 2. Tl. 1. S. 17). Признавая наличие у человека некой субъективной свободы во «внешних делах» (opera externa), т. е. возможности спонтанного выбора совершения или несовершения неких поступков, М. отрицает внутреннюю свободу воли, т. к. последняя не может желать чего-то сама по себе, но всегда подчиняется возникающим в ней без ее желания побуждениям, или аффектам (Ibidem). В учении об аффектах М. исходит из жесткого дуализма разума и воли: разум может лишь познавать должное, но не может управлять волей; воля, согласно М., всегда неразумна и всегда есть некая совокупность противоборствующих стремлений (аффектов), управлять которыми сам человек не может. Хотя учение об аффектах выражено на философском языке и имеет ряд параллелей в предшествующей схоластической традиции (подробнее см.: Zur M ü hlen. 1992; Idem. 1996; также см.: Maurer. 1969. Bd. 2. S. 244-261), его действительным источником является Послание к Римлянам ап. Павла в лат. переводе Эразма Роттердамского, выбравшего лат. слово affectus для передачи греческого слова φρνημα (см.: Opera omnia Desiderii Erasmi Roterodami.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Таким образом, можно свидетельствовать о значительном совпадении выводов, сделанных членами Роттердамской и Петербургской комиссий по вопросу о Филиокве. Интересно также отметить, что члены Роттердамской комиссии подчеркнули в «Ответе» важное значение «Тезисов» В. В. Болотова , которые стали им известны из старокатолического богословского журнала. «Не Филиокве разделило, – говорится в документе, – а папа разделил Восточную и Западную Церковь , как доказывает история и как доказал это один русский богослов в «Международном обозрении» (окт. 1889). Поэтому Филиокве не может быть и каким-либо impedimenlum dirimens к восстановлению взаимообщения между Восточной и Старокатолической Церковью» 126 . Нельзя не упомянуть еще раз о том большом значении, которое имела деятельность протоиерея И. Л. Янышева для успешного православно-старокатолического диалога. Большой заслугой его была выработка правильного, чуждого крайностей, подхода к этому диалогу. Так, в брошюре «К вопросу о старокатолицизме» прот. И. Л. Янышев защищает старокатоликов от необоснованных нападок другого представителя Русской Православной Церкви – протоиерея посольской церкви в Лондоне Е. К. Смирнова, который представлял старокатоликов врагами Православия, «расставляющими чрезвычайно хитро сплетенные сети нашим богословам», и весь старокатолический мир отождествлял со «всеразлагающим протестантизмом, под прикрытием нового западного православия проникающим во ограду нашей Церкви» 127 . Тот же протоиерей И. Л. Янышев настаивал на том, чтобы богословы Русской Православной Церкви, как, впрочем, и других Поместных Православных Церквей, перестали ограничиваться одним лишь повторением хотя и очень верных, но малоопределенных фраз, вроде той, что «соединяться христиане обязаны на почве древней неразделенной Церкви», а приступили бы к разъяснению смысла такого рода фраз. Вот что писал протоиерей И. Л. Янышев: «Смущает то, что ни греки, ни мы не даем себе научного ответа в том, что скрывается в этой почве» 128 . В 1902 г. для активизации изучения молодыми православными богословами проблем относительно диалога со старокатоликами в СПбДА была учреждена премия имени протопресвитера И. Л. Янышева за лучшее кандидатское сочинение о старокатолицизме 129 . Среди кандидатских работ, написанных на эту тему, можно отметить такие, как «Вопрос о препятствиях к соединению старокатоликов с Православной Церковью» (1903), «Старокатолицизм, его сущность, происхождение и отношение к Православию» (1910) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Русская Православная Церковь XX век 10 октября 1937 — Расстрелян местоблюститель патриаршего престола священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий и Коломенский. 1967 — Священный Синод рассмотрел письмо Патриарха Сербского Германа. В письме говорилось: «Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем очередном заседании принял следующее решение, которое гласит: “Не может быть удовлетворена просьба Священного Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви от 5 декабря 1966 года, за 226, о предоставлении Автономной Македонской Православной Церкви автокефальности. Если же она, вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами. Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви полагает своим долгом оповестить об этом все Православные Церкви-Сестры, подчеркнув, что это провозглашение противоречит канонам Православной Церкви и было сделано против воли и решения Церкви-Матери — Сербской Православной Церкви». Это письмо было принято к сведению. Заслушана докладная записка архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) и меморандум епископа Роттердамского Дионисия о положении Русской Православной Церкви в Голландии. 10 ноября 1952 г. на основе Православной духовной миссии в Голландии образовано ставропигиальное благочиние Русской Православной Церкви в Голландии. 26 апреля 1955 г. решением Священного Синода ставропигия благочиния была упразднена. Решением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 17 марта 1957 г. учреждена должность викария Брюссельско-Бельгийской епархии с титулом епископа Роттердамского. Это повлекло за собой необходимость урегулировать и переоформить юридически существующее, но не соответствующее действительности положение благочиния Русской Православной Церкви в Голландии. Синод упразднил благочиние Русской Православной Церкви в Голландии и образовал в Голландии викариатство в составе всех существующих там приходов под юрисдикцией Московского Патриархата, с каноническим и административным подчинением викарного епископа архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому. Вновь образуемое викариатство в Голландии возглавил епископ Роттердамский Дионисий.

http://pravoslavie.ru/5605.html

Престольный праздник отметил Александро-Невский приход в Роттердаме 6 декабря 2007 г. 14:40 2 декабря в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в Роттердаме состоялось празднование престольного праздника (по благословению архиепископа Симона празднование было перенесено с 6-го декабря на ближайшее воскресенье). Совершение Божественной литургии возглавил управляющий Гаагско-Нидерландской епархией архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон . Владыке Симону сослужили: настоятель роттердамского храма протоиерей Григорий Красноцветов, заштатный клирик храма святителя Николая в Амстердаме протоиерей Антоний Дю По, настоятель храма святителя Тихона в Наймегене и второй священник роттердамского прихода священник Сергий Меркс, протодиакон Никольского храма Брюсселя отец Александр Куряткин, диакон из Роттердама Павел Смейтс и диакон Димитрий Яцун из храма Рождества Христова в Антверпене. С собой архиепископ Симон привез ковчежец с частицей святых мощей преподобного Серафима Саровского, переданный в дар храму в Намюре архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием . После Литургии был совершен торжественный молебен, после которого все, присутствовавшие в храме, имели возможность приложиться к святым мощам. Хор и прихожане в это время пели тропари преподобному Серафиму и благоверному князю Александру Невскому, и запевы «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» и «Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!»  Каждому, подходившему к ковчежцу, владыка преподавал со своим благословением иконочку Серафима Саровского, освященную на честных мощах преподобного. Было роздано более 200 иконок. После молебна диакона возгласили уставное моноголетие, владыка поздравил настоятеля и всех прихожан с престольным праздником и пожелал всем благословенной помощи Божией по молитвам великого князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Настоятель протоиерей Григорий Красноцветов в ответном слове поблагодарил владыку за возможность молиться в этот день вместе с правящим архиереем и выразил особую признательность за предоставленную возможность поклониться святым мощам. Отец Григорий также поздравил всех сослуживших и всех молившихся в этот праздничный день в храме в Роттердаме с престольным праздником. Закончились торжества праздничным приемом, который был устроен в приходском зале сестричеством прихода. Сайт Брюссельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334117.htm...

Где она была, но подавлялась действительностью, там являлось укрепляющее ободрение – «не бойся, только веруй»; где она была, но в зародыше и поддавалась сомнениям, там был призыв к устранению нерешительности – верующему все возможно» 232 . Собственно говоря, и по априорическому соображению должно согласиться с тем, что положительный элемент 1-го блаженства есть именно богатство веры, ибо она есть основа, без которой не может быть здания – царствия Христова в душе человека. Если Я говорю вам о земном, и вы Мне не верите, как Я буду говорить вам о небесном ( Иоан. 3:12 ). § XIX. Закон сокрушения о грехах Известно, что, по принятому в Православной церкви учению (textus receptus), вторым признаком приятия царствия небесного поставляется заповедь блаженства о плачущих, тогда как у католиков вместо нее стоит заповедь о кротких, a затем уже о плачущих. Основанием для католического иночтения служит то, что в некоторых древних кодексах соблюдается именно такой порядок. Кроме того, католики указывают на Климента Александрийского , Оригена , Амвросия Медиоланского и Григория Нисского . Не говоря о кодексах, большинство которых (т. е. древнейших) не на стороне католического распорядка 233 , должно заметить, что упомянутые учители и отцы Церкви вторым блаженством считают ублажение кротости не по руководству документальных данных, но по требованиям или той системы, которая представляется им наиболее правильною, или той внешней последовательности, которая им кажется наиболее стройною. Так, напр., по небезосновательной догадке Эразма Роттердамского 234 , Климент Александрийский предпочитает порядок, соответствующий католическому, на том основании, что в таком случае рельефнее отпечатлевается антитеза в обетованиях, по которой духовно нищие как бы овладевают небом, a кроткие – землею. Что касается до смысла второго требования, то здесь более, чем где-либо необходимо обратить внимание на отношение последующей литературы к трудам отцов и учителей Церкви, которые по внимательности, подробности исследования и анализа блаженств каждому, кто вчитывается в их труды, дают легко видеть их глубокую конгениальность слову Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Джамгаровы, братья Агаджан, Афанасий, Иван и Николай Исааковичи, графы, банкиры, владельцы банкирского дома «Братья Джамгаровы» (глава дома Иван Исаакович), одного из наиболее крупных частных банкирских заведений России (основано в 1874); Джордж Генри (1839–1897), американский экономист, публицист, государственный и общественный деятель; Диесперов (Диэсперов) Александр Федорович (1883 – не ранее 1931), поэт, переводчик, критик. В 1903 поступил на физико-математический ф-т М. у., в 1906 перевёлся на историко-филологический ф-т того же ун-та (окончил в 1913), зарабатывал на жизнь уроками. Печататься начал с 1904, занимался исследованием творчества Эразма Роттердамского, переводил его труды. После 1917 писал литературно-критические и исторические работы, в большинстве своём, оставшиеся неопубликованными; Дикгоф Федор Борисович, внук нарвского пастора Фридриха Вильгельма Людвига Дикгофа (1794–1839); Диккенс Чарлз (1812–1870), английский писатель; Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (243–между 313 и 316), римский император (284– 305); Дмитриев Иван Иванович (1760–1837), поэт, государственный деятель, действ. член Российской академии (1797). Служил в лейб-гвардии Семеновском полку (1774–1796), товарищ министра уделов (1797–1799), обер-прокурор 3-го департамента Сената (1797–1799), министр юстиции (1810–1814), член Государственного совета (1810), председатель «Комиссии для рассмотрения просьб, подаваемых на высочайшее имя от жителей, разоренных неприятелем» (1816–1819). Почетный член ОЛРС (1812), ОИДР (1817); Дмитрий (в миру Иоанн Добросердов) (1865–1937), епископ Можайский, викарий Московской епархии (1914–1923, 1934–1937), епископ Ставропольский (1923–1925), архиепископ Донской (1925–1932), Пятигорский (1932), Калужский (1933–1934); Добролюбов, магистрант Варшавского ун-та; Добронравов Николай Павлович (1861–1937), священник, магистр богословия (1886). Преподаватель Вифанской семинарии (1885–1890), профессор богословия Московского Александровского военного уч-ща (с 1890), законоучитель в нескольких московских гимназиях, настоятель ряда московских церквей, кандидат в ректоры МДА (в 1917). Пострижен в монашество в 1921, епископ Звенигородский, викарий Московской епархии (с 1921), архиепископ Владимирский и Суздальский (с 1923). После Октябрьской революции неоднократно подвергался арестам и ссылкам (в Туруханский край, в Вологодскую обл.) После ссылки проживал в Москве, пребывал на покое (с 1929). В 1937 вновь арестован, расстрелян и погребен на Бутовском полигоне. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2000);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Если не должно литургисать за тех. кто сам себе причиняет смерть, то, напротив, за тех, кто умирает не по своей воле, обязательно должно приносить Богу Жертву. Зачем же вы, противники, клевещете на нас, если мы придерживаемся обычая, издавна одобренного Святыми Соборами? Глава 3. Твердость камня веры от свидетельств богоносных Святых Отцов Святой Дионисий Ареопагит , современник Апостолов, в книге «О Церковном священноначалии», описывая чин Святой Церкви для умерших, учит, что молитвы святых за других людей имеют свою цену и силу перед Богом не только после смерти, когда их святость и праведность очевидны, но и в этой жизни. И поэтому иерей, презрев по своему человеколюбию грехи, содеянные отошедшим из жизни, так как никто, как написано Пророками, не свободен от порока, смиренно молит благостыню Божию, чтобы преставившемуся были отпущены прегрешения, случившиеся по человеческой немощи, и чтобы он отошел в страну живых, на лоно Авраама, Исаака и Иакова, в место, где нет болезней, печали и вздохов». Вы же, противники, обратите внимание на то, что молиться об умерших – это давний обычай. Священномученик Киприан, Епископ Карфагенский, учитель Церкви, живший в начале третьего столетия, в своем Послании к Клиру и народу Фурнитанскому настойчиво увещевает, чтобы, умирая, никто не называл в своем завещании священника душеприказчиком и попечителем оставшегося имения» чтобы никто не связывал себя житейскими хлопотами. Приводя в пример древних Левитов, он говорит: «Посему-то Епископы, наши предшественники, по благочестивом размышлении и со спасительной предусмотрительностью постановили, чтобы никто из братьев, умирая, не назначал священника опекуном или душеприказчиком, а если бы кто это сделал, то не должно быть ни приношения за него, ни совершаться торжественной жертвы об его упокоении». Вы же, противники, обратите внимание на давность обычая приносить жертвы за умерших. Книга святого Киприана, самими вами же изданная в городе Базеле, стараниями вашего учителя, а нашего супостата Эразма Роттердамского. Текст, приведенный здесь, находится в Книге 1, в Послании 9, лист 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В роттердамской тюрьме впервые православный священник совершил Пасхальные богослужения Роттердам, 28 апреля 2006 г . 25 апреля 2006 года, в среду Светлой Седмицы, настоятель Александро-Невского храма в Роттердаме протоиерей Григорий Красноцветов впервые совершил Пасхальное богослужение в роттердамской тюрьме для нелегальных иммигрантов. В специально отведенном помещении молились православные заключенные разных национальностей: русские, грузины, украинцы, сербы. Пасхальное приветствие «Христос Воскресе» прозвучало в этот день на многих языках, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . После службы все присутствовавшие разделили пасхальную трапезу. По просьбе православного священника руководство тюрьмы сделало исключение из строжайшего правила и разрешило принести продукты питания – освященные яйца, куличи и пасхи. 28 апреля 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17176.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010