167 Греки и римляне, как и многие другие народы древности, с презрением относились к белизне тела, как служащей признаком изнеженности, и отдавали предпочтение смуглому, загорелому от солнечных лучей цвету тела. 170 То есть продукты, вследствие изобилия их, настолько обесценивались, что не стоило продавать их. 173 По Орелли – Tinguitanos, по Мейзеру – Garamanmas. Quinguegentani, или quinquegentiani, иначе pentapolitani, называется народ, живший в Киренаике (или в Кирене), на северном берегу Африки и получивший название по пяти главным городам этой страны (Кирена, Береника, Арсиноя, Птолемаида и Аполлония ). 174 Эти народы так же, как гетулы и тингитаны, жили в северной части Африки, а гараманты – во внутренней Африке. 176 Отрицая гнев Божий как страсть, Арнобий не противоречит учению Священного Писания и Христианской церкви, в котором изображение гнева Божия составляет лишь антропоморфическое, «образное показание действий и отношений Божиих к миру» (см.: Филарет, архиеп. Православное догматическое богословие. 2-е изд. Чернигов, 1865. Ч. 1. С. 101). 178 Под демонами разумеются низшие божества, посредствующие между богами и людьми и составляющие нечто среднее между богами и полубогами или героями. 179 То есть: будто бы Божество занято лишь человеческими, земными делами, самое положение Божества зависит лишь от отношения людей к Нему, и все небесное, высшее чуждо Ему. Материя и, в частности, земля с окружающим ее воздухом составляют, по представлению древних, более плотную и грубую массу, нежели небо, служащее жилищем богов и находящееся в области эфира, тончайшего и чистейшего огненного элемента. 180 Гадатели из Этрурии по внутренностям жертвенных животных, совершавшие также некоторые религиозные церемонии. 181 Люди, находящиеся в состоянии религиозного исступления, или изуверы, под которыми разумеются в особенности жрецы восточных культов. 183 Здесь речь идет не о казни христиан через сжигание их, а об особом роде пытки посредством огня. 184 Эпитет Зевса, имевшего оракул в эпирском город Додоне. Далее, после слова aut, Рейффершейд предполагает пропуск другого эпитета Зевса.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

33 Roller К. Ор. cit. S. 29; Kirsch W. Triebkräfte der historischen Entwicklung bei Laktanz//Klio. Bd. 66. Heft 2. 1984. S. 627; Cracco Ruggini L. De morte persecutorum e polemica antibarbarica nella storiografia pagana e cristiana//Rivista di storia e letteratura religiosa. 1968. P. 433–447; Zecchini G. Op. cit. P. 175; Momigliano A. Pagan and Christian Historiography in the Fourth Century A. D.//The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century/Ed. A. Momigliano. London, 1963. P. 115; Christensen A. S. Op. cit. P. 80. 34 А. Христенсен оспаривает традиционную точку зрения на то, что цитаты из «Энеиды» в сочинении Лактанция призваны лишь поэтизировать текст. По его мнению, которое он доказывает, анализируя каждую цитату и контекст, в котором она используется, Лактанций преследовал вполне конкретную идеологическую цель – возвышение Константина до уровня Энея. См.: Christensen A. S. Ор. cit. Р. 34–41. 37 См. нашу статью о Лактанции : Тюленев В. М. Лактанций как историк между тем, что было, и тем, что будет//Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе/Под ред. И. В. Кривушина. Иваново, 1998. С. 101–118. 38 Весьма показательны в этом плане рассуждения Лактанция по поводу античной теории исторических возрастов Рима, которые апологет завершает утверждением о близящейся смерти Римского государства ( БУ 7:15). 40 О новации Евсевия как создателя теории «христианской Империи» см.: Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. С. 115–117. 41 Следует, однако, заметить, что, несмотря на некоторую вторичность «Элитам» относительно «Божественных установлений», Лактанция ни в коем случае нельзя обвинять в отсутствии у него творческого подхода даже к составлению бревиария. Повторяя большинство положений, уже высказанных в «Божественных установлениях», Лактанций , выделяя из них главные и важные для себя, стремится максимально четко выразить собственную концепцию. 53 Луканскими быками называли слонов, которых римляне впервые увидели в Лукании в войске Пирра Эпирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Не греки, но сербы и болгары могли бы защищать Македонию от ислама и турок. Но распадение державы Душана было катастрофой для христианской культуры на Балканах. Силы южных славян были разъединены. В Болгарии правил Шишман, прежде союзник, ныне данник султана, брат его Страшимир в Видине зависел от Венгрии. Сербские силы, еще крупные, были раздроблены. На севере от Моравы до Дуная правил старый Лазарь; в Приштине и на Косовом поле был удел Вука Бранковича; в Поморье княжил Балша; в Боснии – Твардко, наиболее могущественный из сербских государей, перешедший в латинство. Несмотря на разъединение, сербы решили дать отпор туркам собственными силами без помощи венгров, своих исконных врагов. В завоевательных намерениях Мурада они не могли уже сомневаться. Призванные албано-эпирским государем Карлом Топиа, османы овладели уделом Балши, убитого ими в бою. В 1386 г. сам Мурад, опустошив по пути болгарские земли, взял Ниш и подчинил себе Лазаря, заставив платить дань и выставлять конный отряд. Лазарь стал душою сербского союза против турок и рассчитывал особенно на Твардка; Шишман был ненадежен. В 1387 г., когда Мурад ушел в М. Азию для войны с караманским эмиром, Лазарь и Твардко собрали 30 000 сербов и разбили турецкие гарнизоны в Македонии, меньшие по числу, из турок спаслись немногие. Воодушевление сербов передалось и болгарам. Мурад стал собирать громадные силы, которыми располагал в Азии и в Европе. Начал он с Болгарии, чтобы обеспечить тыл. В 1388 г. выступил из Адрианополя визирь Али-паша с 30 000 отборного войска и взял Тырнов. Подошел и сам султан Мурад с громадными силами. Шишман, храбро защищавшийся в Никополе, был вынужден сдаться на милость победителя; несмотря на его измену, Мурад оставил его на престоле. Через Софийский перевал и Филиппополь Мурад вторгся в Сербию и разбил лагерь на Косовом поле, удобном для действия конницы (1389). Там стояли и сербы. Во главе их были Лазарь и Вук Бранкович; Твардко прислал босняков и хорватов с их воеводами; были отряды болгар, влахов и албанцев. Подробности исторической битвы известны, Мурад был убит зятем Лазаря Милошем. Ставший султаном Баязид после жестокой сечи разбил сербов, причем Лазарь был убит. С торжеством вернулся Баязид в Адрианополь. Сербы же были сломлены, сын Лазаря Стефан и Бранкович стали данниками султана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Поражение армии Византии. Исаак II был вынужден выполнить свои обязательства и обменяться заложниками с Барбароссой, взятыми в качестве гарантии, что крестоносцы не будут грабить местные поселения, пока они не покинут византийскую территорию. 95. 1203-1204 Четвертый крестовый поход. Заявленной целью экспедиции было вернуть контролируемый мусульманами город Иерусалим. Однако череда экономических и политических событий привела к тому, что армия крестоносцев осадила и разграбила Константинополь, столицу Византийской империи. Кульминацией похода стал захват Константинополя крестоносцами. После разграбления города большая часть территорий Византийской империи была поделена между крестоносцами. 96. 1204-1214 Войны между Никейской империей и Латинской империей. Латинская империя, основанная крестоносцами в Константинополе, плохо контролировала бывшую византийскую территорию, и греческие государства-преемники Византийской империи возникли в Эпире, Трапезунде и Никее. Последняя была ближе всего к Латинской империи и находилась в лучшем положении, чтобы попытаться восстановить Византийскую империю. Нимфейский мирный договор. 97. 1205-1206 Осада Трапезунда турками-сельджуками. Пользуясь слабостью новых государств, враги бывшей империи пришли в большую активность и приступили к захватам в Малой Азии. Одним из первых объектов экспансии турков-сельджуков стал город Трапезунд. Сельджукам не удалось взять столицу. 98. 1211 Битва у Антиохии на Меандре. Конийский султан Кей-Хосров вторгся в долину Меандра и осадил город Антиохию и потерпел поражение от никейского императора Феодора I Лackapuca. Решающая никейская победа над сельджуками. Через некоторое время между Никейской империей и Конийским султанатом был заключен мир. 99. 1214 год Осада Синопа. Конийский султан Рум вторгся в Трапезундскую империю с тем, чтобы захватить город Синоп. Победа сельджуков, падение города. 100. 1215-1227 Расширение Эпира при Феодоре Комнине Дуке. Правитель Эпирского государства Феодор Комнин Дука вел политику территориальной экспансии, при этом намеревался занять византийский императорский трон.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

д) Кн. Лазарь заботился и о поддержании христианского прсовещения в народе17). Страшные беды близились к Сербии. Азиатские дикари турки уже утвердились в Румелии, взяв Одрин-Адрионополь. Болгария почти вся пала пред ними. Эпир и Албания признали зависимость от султана. Насилия турков не знали пределов. В 1387 г. Лазарь заманил в теснины эпирские 20,000 турок и едва спаслось 500 из них от меча Лазарева18). Гордые османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить сербов. – Управившись с другими делами, султан Мурат двинул 300,000 войска против Сербии. – Он потребовал от Лазаря или полной покорности или решительного боя. Князь почтительно отвечал (мая 24, 1389 г.): «я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришел я к вам, принес дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королем. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился. Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился я: пред всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того,   16) Описание Румянц. Муз. стр. 147. 148. Диплом изд. в сербской летописи за 1847 г. 17) По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23. 24. 18) Летоп. в Гласнике 1, 166. XI, 149. я должен с ними выдти против тебя. Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять землю? В таком случае хотя бы не хотел я, должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им то же, что султану. Посланы были граматы ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана19). Сильный захолмский князь не успел придти к сроку за отдаленностию. У Лазаря собралось до 60,000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300,000. – Июня 15 д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

А советовавших бежать и бросить людей считаю подлецами, и если они желают называться рыцарями, то пусть возьмут оружие, как настоящие воины, звание которых они недостойно носят». Благородная речь барона Каритены заставила Вилльгардуэна одуматься, и через маршала отдан был приказ готовиться к битве. Ночью греки ушли, и франки остались одни, хотя не имели сами войны с Палеологом, но явились на помощь к эпирскому деспоту. Франков было один на пятнадцать врагов. Передовой полк был дан барону Каритены, и он бросился на врагов, – по Морейской хронике, на немцев герцога Ульриха, которого убил. Севастократор послал на помощь венгров и куман, которые стрелами перебили коней франков. Упал и барон Каритены. Севастократор подскакал к нему со словами: «Сдавайтесь, сеньор Каритены, брат мой!» – и поднял собственноручно знамя пленного барона. Сам князь Гильом попал в плен, его признали по выдающемуся зубу. Вся знать французской Мореи попала в плен к сборной армии Палеолога или погибла, и Гильом со знатнейшими баронами был отвезен в Лампсак к Михаилу Палеологу. Они томились в плену три года, напрасно предлагая выкуп. Михаил отвечал, что столь знатная добыча не может быть уступлена за золото, и требовал отдать ему Морею. Тем временем пал латинский Константинополь, и оправданный мегаскир афинский, ставший герцогом, вернулся в Грецию. В Морее правила княгиня Анна с баронами. Является отпущенный из плена Жоффруа Каритенский с поручением передать уполномоченным Палеолога крепость Монемвасию, Мистру и Майну. Так договорился князь Гильом с императором за освобождение свое и бывших с ним. Он поклялся не воевать с Палеологом и даже крестил царского сына. Впрочем, в качестве заложниц должны отправиться в Константинополь две знатные дамы. На парламенте, созванном в Никли, афинский герцог, по Морейской хронике, и ахейские вассалы, по венецианцу Санудо, восстали против уступки Палеологу хотя пяди территории полуострова, предвидя гибель франкского дела. Они находили, что князю лучше погибнуть в константинопольской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В Житии св. Саввы есть сведения, что Стрез имел власть над крепостями вокруг Фессалоники и Охрида; в его владения могли входить Охрид, Прилеп, Битола, Веррия и Велес. На востоке его владения, возможно, простирались до Струмы, на юго-западе граничили с землями Эпирского деспотата, а на северо-западе включали обл. Полог и, видимо, Скопье, севернее к-рых проходила граница с землями Стефана Немани. Образование в нач. XII в. гос-в крестоносцев негативно сказалось на церковном строительстве, однако не остановило его полностью (напр., митрополичий собор свт. Николая Чудотворца в Мелнике, построенный деспотом Алексеем Славом (10-е гг. XIII в.)). Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. На 10-20-е гг. XIII в. приходится период активной экспансии в регионе М. Эпирского деспотата, правителем к-рого был Феодор I Ангел. В 1216 г. он подчинил Фессалию, Охрид, Прилеп, Албан и Диррахий. Вероятно, еще ок. 1211 г., после смерти Стреза, Феодор занял Скопье. Ок. 1215 г. он заключил союз с Алексеем Славом против латинян и к исходу 1216 г. овладел всей М., за исключением ее восточных и юго-вост. районов, остававшихся под властью Алексея Слава и Фессалоникийского королевства. В 1222 г. Феодор отнял у латинян Серры, чем отрезал сухопутное сообщение Фессалоники с К-полем. В 1224 г. он взял Фессалонику, объявил себя императором и был коронован архиеп. Димитрием II Хоматианом в Охриде. Вся М. вошла в состав Эпирского гос-ва, за исключением Мелникской обл., остававшейся у Алексея Слава. Однако 9 марта 1230 г. в битве при Клокотнице имп. Феодор был разбит болг. царем Иоанном Асенем II и захвачен в плен. Его империя рухнула, большая часть владений в М. перешла к Болгарскому царству; только в Фессалонике оставался правителем Мануил, брат Феодора. В этих областях были поставлены болг. митрополиты и епископы, как свидетельствует пространное Житие прп. Петки Тырновской, написанное патриархом Евфимием ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. С. 432). Под болг. власть попала и Св. Гора Афон, которую царь Иоанн Асень II вскоре посетил и одарил. Спустя нек-рое время Иоанн Асень перестал воспринимать эпирского деспота как врага и поддержал Феодора и его семью как своих вассалов. В 1237 г. Иоанн Асень женился на дочери Феодора Ирине и помог тестю вернуть власть над Фессалоникой, сохранив за ним статус вассала. М. в поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Одновременно другая дочь деспота Михаила, Анна, выдана была за Гильома Вилльгардуэна Ахейского и принесла с собою небольшие земли в Фессалии, но крупное приданое деньгами (60 000 золотых), свидетельствующее о богатстве эпирского государя. Притом этот брак ставил гордого франкского князя в зависимость если не от деспота, то от его политики. В случае войны с восточным греческим царством Вилльгардуэн обязался выставить большое число рыцарей и иных воинов. Таким образом, Михаил является во главе целой лиги или коалиции, составленной, однако, из чуждых этнически элементов. Немцам Манфреда, французам Вилльгардуэна, грекам, влахам и албанцам Михаила трудно было сражаться рядом. Палеолог не был уверен в успехе и желал избегнуть кровопролития между греками. Он прислал к деспоту слепого архонта Фили, предлагая со своей стороны даже уступки. Деспот полагался на иностранную помощь, верил в звезду Комнинов Дук и отвергнул предложения Палеолога. Фили ему ответил: «...знаю, что безумствуешь и потому говоришь не должное; знай же ты, что вскоре попробуешь царской силы и ромэйской мощи и раскаешься, но поздно». Грозя деспоту ромэйской мощью, т. е. силами объединенного греко-византийского мира, посол Палеолога считал деспота отступником, как его и называл Акрополит в своей истории. Таков был взгляд на эпирского государя при восточном дворе. Союз с латинскими государями являлся прямой изменой греческому делу, будучи заключен накануне взятия Константинополя, и Михалица, по-видимому, мечтал повторить опыт объединения в одном государстве столь враждебных друг другу латинского и греческого элементов. Этот опыт не удался Генриху, а Михалица желал повторить его при ином распределении сил. Он был заведомо обречен на неудачу. Обстоятельства катастрофы 1259 г., постигшей западную коалицию под Костуром у урочища Борилов Луг, не вполне ясны и отчасти были изложены выше в истории Вилльгардуэна. Бесспорно лишь то, что столкновение, предположенное между греками, обратилось в избиение латинских союзников Михаила Эпирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Из одного письма только что названного Димитрия Хоматина мы узнаем, что венчание Феодора Эпирского на царство и его миропомазание происходило “с общего совета находившихся на западе (т.е. в пределах солунско-эпирского государства) членов синклита, духовного сословия и всего многочисленного воинства.” 514 Другой дошедший до нас документ свидетельствует, что венчание на царство и миропомазание было совершено с согласия всех епископов, живших “в этой западной части.” 515 Наконец, сам Феодор подписывал свои грамоты (хрисовулы) полным титулом византийского государя: “Феодор во Христе Боге басилевс и автократор (самодержец) ромеев, Дука.” 516 Много интересного и нового по данному вопросу сообщает нам драгоценный сборник писем вышеупомянутого навпактского митрополита Иоанна Апокавка. Из его переписки, как пишет В. Г. Васильевский , “мы в первый раз узнаем, какое живое участие в эпирском движении принимало греческое духовенство и в особенности греческие епископы. Провозглашение Феодора Ангела Эпирского императором ромеев понималось весьма серьезно; Солунь, которая перешла в его руки, противопоставлялась Никее; ему прямо указывали на Константинополь как на ближайшую цель его честолюбия и верную его добычу; говорили, думали и писали, что ему предстоит войти в Святую Софию и занять здесь место православных римских императоров, на котором беззаконно восседали пришлые латиняне. Осуществление таких мечтаний вовсе не лежало вне пределов возможного; овладеть Константинополем из Солуни было даже легче, чем из Никеи.” 517 Провозглашение Феодора солунским императором и помазание его на царство архиепископом Димитрием Хоматином должно было повлечь за собой политический разрыв между Солунью и Никеей и церковный разрыв между западными греческими иерархами и никейской патриархией, именовавшей себя патриархией Константинопольской. В течение довольно продолжительного времени после падения латинского Солунского королевства некоторые западноевропейские принцы, родственные Монферратской фамилии, продолжали на Западе носить пустой титул Солунского короля. Это были так называемые “титулярные” Солунские короли, подобно тому, как после падения Латинской империи в 1261 году в Западной Европе будут “титулярные” Латинские императоры. Таким образом, с 1222 г., 518 когда была провозглашена Фессалоникийская империя, в своем основании отрицавшая империю Никейскую, на христианском Востоке появились три империи: две греческих, Фессалоникийская и Никейская, и Латинская империя в Константинополе, с каждым годом слабевшая. 519 Дальнейшая история XIII века развивалась в зависимости от взаимных отношений этих империй, в судьбы которых, в виде решающего фактора, вмешалось Болгарское царство Иоанна-Асеня II. Фессалоника и Никея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Блаженного Диадоха, епископа Фотики Эпирской (V в.) Ныне – ко мне иудейских священников: ибо – время победных слов; сюда – и ты, вестник Христов, говори и и живопиши мощно твоею правдивостию, как они уплатили воинам серебро своего злонамерения, думая ложью покрывать необозримую истину; но как ныне мы встречаем Господа, в третий день воскресшего из мертвых и восшедшего на небеса, непрестанно хвалясь Тем Спасителем, Которого приняли небеса явившимся пред нами боголепным чудом, а земля, как держимая волею Его, не в силах была держать. Тем Спасителем, Которого явно подъяло светлое облако, исполнив образ пророчества, ангелы же гимнами проводили до отеческих престолов, непрестанно вопия: Господь сил, Той есть царь славы ( Пс. 23:10 ), – возвращение Которого с земли на небо Псалмопевец, предзревая во Святом Духе, воспевал: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс. 46:6 ): ибо Божественный предвидел и пение святых Евангелий. Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскрес из мертвых, думая, жалкие, неосновательною молвою ежедневно пятнать красоту столь великой истины (ибо промчеся, – сказано, – слово сие во иудеех даже до сего дне. Мф. 28:15 ), которую даже демоны признали, а утверждавшие, что приняли заповеди Божии, не решаются даже словом почтить (ее), хотя сам Пророк говорит: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс. 8:2; 56:6 ). Но злобные софисты не в состоянии извратить сего, хотя бы в любомудрии они дошли даже до лжи отца своего ( Ин. 8:44 ): ибо подъятый и вознесшийся превыше небес есть, подлинно, Господь, потому что, сначала нисшедши на землю, Он взошел на небеса. Потому-то Пророк предвозгласил в другом месте, говоря: Господи, преклони небеса, и сниди, коснися горам, и воздымятся: блесни молнию и разженеши я ( Пс. 143:5, 6 ). сие же он говорил, предблаговествуя еще сидящим под сению смерти сокрушение сил ада; а что оно осуществляется со времени погребения и воскресения Господа, – в этом мы многим удостоверены. Почему в другом месте Псалмопевец говорит: возшед на высоту пленил еси плен, и даде даяния человеком ( Еф. 4:8 ; Пс. 67:19 ). Ибо Единородный Сын Божий, воскресением Своим исхитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие (поелику Он есть Царь славы), разумными бронями ежедневно укрепляя набираемых Им печатию смиренномудрия (ибо, подлинно, печать благочестия есть смирение).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010