Если не было титула, то быстро выросли в глазах западных греков авторитет и слава победоносного вождя. Страны с преобладающим греческим населением сами шли ему в руки, иначе трудно объяснить столь быстрые успехи. Подробности походов Феодора остаются темными, но, судя по именам главнейших завоеванных городов, Феодор не только весьма скоро разгромил итальянцев Салоникского королевства, но отвоевал и Македонию у болгар. Дочь свою он выдал за сына сербского короля Стефана Первовенчанного, Стефана Радослава; сохранилось их обручальное кольцо 42 . Не продвинулся он лишь в сторону франков Средней Греции (куда его призывал Иоанн Навпактский), вероятно, потому, что греки Ахейского княжества и его вассалов были довольны своим положением благодаря порядку и экономическому процветанию во франкской Греции. Папа Гонорий скоро увидел, что держава Феодора стала национальным центром православной Греции, средоточием и защитою непримиримых и ученых вождей православия в Греции, а не мостом к подчинению православной Церкви папству, и отлучил Феодора от Церкви, упразднил акт унии эпирского деспота с католической Церковью , мотивируя отлучение враждою Феодора к Латинской империи, насколько можно судить по посланию папы к императору Роберту. Разрыв с папой был неизбежен не только вследствие политических причин, войны с латинянами, но и вследствие непримиримого положения, занятого виднейшим и старейшим из иерархов Эпирской Церкви, митрополитом Навпактским, по отношению к попытке никейского царя положить конец церковной схизме и послать для того депутацию в Рим. «Так как святой наш самодержец, пишет Никейский патриарх митрополиту, пожелал созвать восточных патриархов и сообща отправить послов к папе старейшего Рима для прекращения церковного соблазна и для единомыслия впредь всех христиан, то он созвал Собор на Пасху, а наше смирение (т. е. патриарх, а не царь) писало, между прочим, и благороднейшему Дуке, господину Феодору, о духе сыну нашего смирения. Следовательно, пора и твоему священству всячески подвигаться о таковом благолюбезном деле, и прежде всего благороднейшему Дуке, сыну могущественнейшего нашего самодержца, и послать одного или двух архиереев на предстоящий съезд, а если бы ты пожелал приехать лично, мы были бы несказанно обязаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Лишь только весть о пленении Феодора распространилась по Эпиру, там появился незаконный сын его брата и предшественника Михаила, носивший то же имя, как его отец. Юный претендент овладел, кроме Акарнании, городом Сервией (на севере Фессалии) и там женился на дочери знатного и богатейшего севастократора Петралифы. Она отличалась христианскими добродетелями; будучи прогнана мужем в угоду любовнице и перенеся это достойно, она окончила жизнь в добром сожительстве с мужем, строила церкви в Арте и перешла в потомство с именем преподобной Феодосии. Из ее краткого жития почерпаются некоторые сведения о судьбах эпирского деспотата. О Михаиле II известно, что он уже в 1236 г. освободил керкирцев от податей, возобновил дарованные отцом его привилегии рагузским купцам и сносился с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Он был едва ли не сильнее Мануила Салоникского. В 1237 г. Асень по смерти жены Марии Венгерской женился на дочери ослепленного царя Феодора, томившегося в болгарском плену. Ирина сумела очаровать старого царя и выхлопотала освобождение своему отцу. Слепой Феодор явился, переодетый, в Салоники к своим друзьям, которых он некогда облагодетельствовал, захватил власть, провозгласил царем своего сына Иоанна, а брата, деспота Мануила, он отослал к мусульманам в малоазиатский город Адалию. Мусульмане обошлись с Мануилом хорошо и отпустили его к царю Ватаци. Последний принял деспота по его сану и, обязав его присягой, отпустил с шестью кораблями и крупной суммой в Фессалию. Мануил добыл себе небольшой удел в богатой Димитриаде, овладел и городами Фарсалом, Лариссой, крепостью Платамоном и вскоре завязал сношения и с Михаилом II Эпирским, и со слепым Феодором, изгнавшим его из Салоник. Три деспота из рода Комнинов Дук образовали лигу или, вернее, царство Феодора, которое распалось на три удела, сохраняя культурные связи. Если припомним, что и в дни могущества царя Феодора в Эпире и Акарнании правил, с саном деспота, его брат Константин, что и у слепого Феодора оказался впоследствии собственный удел в Македонии, что кругом в Албании и Сербии существовал родовой быт, переходивший для княжеских семей в удельный, то можно думать, что и в эпиро-македонских княжествах семьи Комнинов Дук допустимы и даже наблюдаются неслучайные аналогичные явления. Мануил даже отрекся от Ватаци и при смерти (1241) завещал свои земли Михаилу Эпирскому, а не Ватаци.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1130 Латинский император Бодуэн (Балдуин) I (1204–1205) был отправлен в плен в г. Тырново, где вскоре и умер (был убит?). 1131 Речь идет о болгарском царе Калояне (1197–1207), отправившемся против г. Фессалоники в сентябре 1207 г. 1132 Калоян умер (или был убит) 8 октября 1207 г. Возможное убийство связывают с кознями его жены-куманки. 1137 Юный Иван Асень и его младший брат Александр были отправлены к половцам, а оттуда на Русь, скорее всего, в Галицкое княжество. 1140 Могут иметься в виду Галицкие беглецы, «выгонцы», т. е. бояре, изгнанные из Галицкой Руси в Понизовье в нач. XIII в. князем Романом Мстиславичем (Пашуто 1950. С. 169). 1142 Феодор Дука Ангел – правитель Эпирского царства (1215–1230), с 1224 г. – император Фессалоники, заключивший в 1228 г. договор с Иваном II Асенем. 1144 Речь идет о 1237 г., когда половцы большими силами вторглись в Болгарию. Акрополит упоминает и о разгроме половецкого (и русского) войска в битве с татаро- монголами на р. Калке в 1223 г. под командованием хана Батыя. 1147 Союз с половцами Бодуэн II заключил во время прохождения войска по территории Венгрии и Болгарии в конце 1239 г. 1149 Иван II Асень умер в 1241 (или 1242) г., когда Болгарией стал править семилетний Калиман Асень (1241/42–1246) под управлением регентов. Император Иоанн – василевс Иоанн Дука Ватац (1221–1254), противник Феодора Дуки Ангела Комнина. 1150 Половцы, расселенные в 1239 г. с согласия короля Белы IV в Венгрии. Но после того, как хан Котян и многие его полководцы были там перебиты, 40-тысячная орда пошла в Болгарию и далее на юг. В 1241/42 гг. расселены во Фракии и Малой Азии, составив мобильные отряды конницы. 1153 26 июня или 2 июля 1243 г. войска иконийского султана Гияс ад-Дина Кай-Хосрова II (1237–1246) потерпели поражение от татар. 1157 Изз ад-Дин Кай-Кавус I (1211–1219), султан, правивший из столицы – г. Икония в центре Малой Азии (совр. Конья). 1170 Т. е. «русского князя», а именно Ростислава Михайловича, сына черниговского князя Михаила Всеволодовича (1179–1246). Перед взятием Киева монголами (6 декабря 1240 г.) Ростислав и Михаил бежали в Польшу. Ростислав некоторое время правил в Чернигове (1242), затем ушел в Венгрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неудачное правление Царя Борила, территориальные потери и недовольство узурпатором делало его положение шатким, а со смертью латинского императора Генриха в 1216 г. он потерял и своего союзника. Когда в 1217 г. законный наследник болгарского престола, сын старого Царя Асеня I – Иоанн Асень II возвратился из изгнания в южнорусских княжествах, его появление сразу же привлекло к нему народ. Борил был покинут всеми. В 1218 г. Царь Иоанн Асень II занял отцовский престол. Перед ним стояла задача укрепить государство, смягчить внутренние противоречия, упрочить международное положение Болгарии и заняться вновь постепенным собиранием болгарских земель, утерянных во время правления Борила. Проявляя дипломатический такт и умение, используя противоречия и соперничество соседей Болгарии, он обеспечил годы мира для государства, которые были ему необходимы для наведения порядка в стране. В 1230 г. эпирский деспот Феодор Комнин, один из претендентов на титул византийского Императора, вероломно напал на Болгарию, чтобы устранить ее со своего пути для войны с Латинской империей как нежелательного претендента на наследство Византии. В день памяти Свв. 40 мучеников, 9/22.III. 1230 г., вблизи деревни Клокотница во Фракии, произошла Клокотницкая битва, которая окончилась полным разгромом эпирского войска и победой болгарского оружия. Перед битвой Царь Иоанн Асень II повелел наколоть на длинное копье мирный договор между Болгарией и Эпирским деспотством, который Феодор Комнин попрал, и нести грамоту договора перед болгарским войском. После победы при Клокотнице болгарский Царь Иоанн Асень II совершил поступок высшего милосердия, который потряс как участников битвы, так и его современников – он отпустил плененных греческих воинов идти себе с миром по домам, задержав только деспота Феодора Комнина и его семью как почетных пленников. Величавое благородство болгарского Царя покорило сердца его современников и все земли Эпирского деспотства, в большинстве своем населенных болгарами, перешли во владение Болгарского Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юстиниан своим Кодексом (см. Кодекс Юстиниана ), начинающимся законами Адриана (117-138), значительно превзошел Феодосия. Кроме того, были кодифицированы имевшие силу закона мнения авторитетных юристов, составившие Дигесты , или Пандекты,- материал прежде не систематизированный. Краткий справочник по юриспруденции составила 3-я часть свода, названная Институциями (см. Институции Юстиниана ). После издания этих 3 частей Юстиниан продолжал законодательствовать до конца своей жизни. Новые законы (novellae leges, νεαρα διατξεις) уже после его смерти были собраны в 4-ю часть свода. Юстиниан сохранил такие положения дохрист. рим. права, как: «Princeps legibus solutus est» и «Quod principi placuit, legis habet vigorem» (Dig. I 3. 31; I 4. 1). 1-е положение, «государь не связан законами», означает неподсудность его земным инстанциям. 2-е, «что угодно государю, имеет силу закона», говорит об И. как о высшем законодателе. Оба положения не противоречили правовому характеру римско-визант. гос-ва; эти положения имели и отношение к месту И. в Церкви. Неподсудность И. выражалась, в частности, в том, что И. никогда не были официально осуждены за ересь, хотя, конечно, бывали И., поддерживавшие ересь или даже (в редком случае Константина V ) активно разрабатывавшие еретическую теорию. То, что поместный Собор Охридской архиепископии осудил за ересь униата Михаила VIII Палеолога, было возможно только потому, что сепаратистское Эпирское княжество , организовавшее этот Собор, не признавало прав Михаила на визант. престол. Законодательные права И. в церковной сфере простирались достаточно широко. И., конечно, не мог игнорировать предшествующее соборное законодательство и сам по себе вносить в него изменения; эпоха первых 4 Вселенских Соборов - время активнейшего богословского и церковно-канонического творчества. Однако перед лицом жестоких распрей, разделивших христ. мир после IV Вселенского Собора (Халкидонского), Юстиниан взял инициативу церковного законодательства на себя. И. мог вводить и новые нормы церковного права.

http://pravenc.ru/text/389511.html

Уже тогда у Карла был определенный план завоевать царство Михаила Палеолога. В мае 1267 г. он заключил с изгнанником Балдуином (переехавшим к Карлу после гибели Манфреда) договор в Витербо, по которому Карл за себя и за своих наследников обещал Балдуину в течение шести лет организовать экспедицию с громадными силами (2000 одних рыцарей) для завоевания царства «схизматика М. Палеолога, присвоившего себе звание императора». За это Балдуин отказался в присутствии папы Климента от сюзеренных прав на княжество «Ахеи и Мореи», подтвердил за Карлом права на владения Манфреда и его адмирала Кинарда в Эпире и на Корфу, уступил Карлу все острова до Абидосского мыса (Дарданелл), за исключением четырех больших малоазиатских; уступил Карлу треть будущих завоеваний на материке, во владениях Палеолога и эпирского деспота, в бывшем королевстве Салоникском и в Албании и Сербии. Брак Филиппа, сына Балдуина, с Изабеллой, наследницей Вилльгардуэна, должен был скрепить этот договор. Палеолог предвидел планы Карла. За год до договора в Витербо он предложил папе Клименту осуществить церковную унию с разрешением политических вопросов на церковном Соборе. Папа должен был определить свой путь. С одной стороны, он явился покровителем и союзником французского государя Южной Италии, разгромившего державу Гогенштауфенов. С другой стороны, он опасался Карла, уже получившего голос в управлении Римом и в Северной Италии. В случае разгрома Палеолога основалась бы могущественная держава в Италии и на Востоке, при которой курия утратила бы всякую самостоятельность действий. Для папы было выгоднее церковное объединение греков с латинянами: все ему нужное папа получал и ничего дома не терял. Понимая это, Климент смело стал на путь, диктуемый интересами Римской Церкви. Чтобы загородить Карлу дорогу в Константинополь посредством унии с греками, Климент тонко воспользовался самой силой Карла, страхом, который он внушал Палеологу. И Климент поставил греческому императору определенные условия: о вере не рассуждать, римское учение о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ближайшей целью Филиппа было Дураццо, отнятое в 1296 г. сербами у византийцев, и в 1305 г. католики албанцы предали Филиппу этот главный порт Албании. Деятельный Филипп воевал со своей тещей Анной, деспиной эпирской, вмешивался в дела Ахейского княжества и рассчитывал на денежную субсидию от папы как компенсацию за сочувствие Карлу Валуа. Но в Эпире его постигла неудача. Таким образом, дом Анжу вел на Востоке собственную политику. Карлу Валуа нужно было искать иных союзников. Он и папа обратились к королю Сицилии, который, по договору 1302 г., обязался помогать Карлу Валуа. С него теперь требовали, чтобы он привлек на службу Карла действовавшую на Востоке каталанскую дружину. Но Арагонский дом как в Сицилии, так и в Испании хотел использовать дружину для себя, надеясь при ее помощи захватить Константинополь. Сицилийский король Фредерик не скрывал этих планов от папы, покровителя французского претендента. Посланный им инфант Фердинанд не только не смог убедить каталанскую дружину стать на службу их королевского дома, но и сам попал в плен к французскому адмиралу, который командовал союзной венецианской эскадрой, и был отослан в Неаполь. Сепуа убедил дружину стать под знамена французского претендента (1308). Казалось, Карл Валуа был близок к цели. С ним были папа, Венеция, Сербия, каталанская дружина; он являлся французским кандидатом на германский императорский престол и мог рассчитывать на Венгрию, которой правил король из его родни. Среди греков Македонии и Малой Азии началось брожение в пользу французского претендента, который мог бы защитить и от сербов и особенно от турок. Об этом сохранились документальные свидетельства в западных архивах. В 1306 г. к Валуа явился брат салоникского губернатора Иоанна Мономаха от имени греков, готовых признать его власть; в 1308 г. ему писал из Малой Азии губернатор Сард Константин Дука Лимпидари, ручаясь за помощь всех живущих в Константинополе малоазиатских греков, недовольных Палеологом. Карл рассылал щедрые дары византийским архонтам. В 1309 г. в Париже проживал Адрианопольский митрополит Феоктист. При французском дворе носились более чем когда-либо с греческим проектом и рекомендовали изучать греческий язык. Но широко задуманный французский проект – плод дипломатических придворных канцелярий – не имел под собою достаточной реальной почвы. По крайней мере он вскоре рушился, как мыльный пузырь. Ни немецкие князья, ни даже авиньонский папа не согласились возвести Валуа на германский трон, и каталаны оказались авантюристами-грабителями, не способными на великое дело. Адмирал Сепуа бросил их и вернулся во Францию. Венеция, убедившись в слабости и нерешительности французского претендента, предпочла заключить с Византией перемирие на 12 лет (1310) и навсегда уже отказалась от планов восстановить в Константинополе Латинскую империю. Они принесли ей только крупные потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Стоявшая в Македонии византийская армия под начальством Тарханиота должна была отразить нападение, но Тарханиот умер, и турки разбежались. Пришло на помощь Андронику старое соперничество эпирского деспота Никифора, зазвавшего Михаила к себе на свадьбу и предательски выдавшего его Андронику. Деспот Иоанн отомстил за сына, прогнав Никифора в Италию. Чтобы закрепить Салоники за собою, Андроник женился на дочери монферратского маркиза Иоланте, по смерти первой жены Анны Венгерской, оставившей Андронику двух сыновей, Михаила и Константина. Иоланта принесла в приданое фамильные права на Салоники и получила взамен огромные земли в Македонии. Борьба из-за Западной Греции затихла на время. Брат и преемник Карла Анжуйского Карл II Салернский лишь в 1288 г. вырвался из арагонского плена – и то Сицилии не получил. Ненавидевшее французов население острова призвало сына Петра Арагонского, Фредерика, с грозной дружиной арагонских или каталанских наемников. При таких обстоятельствах Карл думал лишь о том, как закрепить за собою свои владения в Греции. Он выдал Изабеллу, дочь последнего Вилльгардуэна, за Флорентия Авен (вторым браком) и назначил его правителем Ахейского княжества. Флорентий немедленно заключил мир со стратигом Мистры, и Андроник поспешил утвердить этот мир (1289). Для многострадального Пелопонниса настало время мирного преуспеяния, хотя временами случались столкновения, например, уцелевшие в ущельях Тайгета славяне передались Андронику, тяготясь феодальным гнетом баронов (1293). В намерения Андроника входило, вообще, переменить отношение к дому Анжу, перенесшему свою державу из Сицилии в Неаполь. С 1288 г. Андроник хлопочет о браке своего старшего сына Михаила с Екатериною Куртенэ, наследницею прав Балдуина II и носившей титул императрицы Константинополя. Этот брак должен был закрепить «вечный мир» между Палеологами и Анжуйским домом. Переговоры тянулись 8 лет и, несмотря на сочувствие папы Николая IV, не привели к благополучному концу. Нельзя было сломить французскую гордость дворов Валуа и Анжу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ситуация в Г. кардинально изменилась, в т. ч. и в этническом составе населения, после правления имп. Юстиниана I (527-565). Нападения славян на провинции, лежащие к югу от Дуная, засвидетельствованы с нач. VI в.; к концу века слав. племена начинают заселение Балканского п-ова. Резкое уменьшение населения Византийской империи вслед. эпидемий, регулярно опустошавших Средиземноморье с сер. VI до сер. VIII в., облегчило проникновение славян и др. народов из-за Дуная. В VII в. новые племена расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (Мёзия, Фракия, Македония, Далмация, Истрия, Г., нек-рые районы М. Азии), сохраняя свои язык, быт и культуру. На территории Г. славянизации подверглись почти все внутриконтинентальные районы (исключая крупные города): север Македонии, Фессалия, Эпир, Пелопоннес. Ок. 610 г. Исидор Севильский считал Г. страной, подвластной славянам; Фома Пресвитер пишет о нападении славян на о-в Крит. С 642 г. славяне с Балкан совершали набеги в Юж. Италию, о чем имеется указание в «Истории» Павла Диакона (см.: Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. 2). Греция в I - V вв. Греция в I - V вв. Вместе с античной этнической и городской структурой исчезла и старая имперская адм. система. С VII в. К-полем контролировалась только узкая полоска морского побережья с опорными пунктами в Фессалонике, в Коринфе, в Афинах и на островах Эгейского м. Во внутренних областях образовывались независимые слав. племенные союзы и княжества - склавинии. В 658 г. одна из таких склавиний была подчинена имп. Константом II в результате военного похода. Подверглась изменениям и церковная организация; к кон. VII в. мн. епархии прекратили существование. В VI Вселенском Соборе в 680-681 гг. принимал участие 21 епископ из Г.; в Трулльском Соборе 691-692 гг.- 15 епископов, др. представители клира не присутствовали. В VI-VIII вв. навсегда исчезли кафедры таких городов, как Амфиполь, Баргала, Дион, Ликостомий, Парфикополь, Фасос, Кесария Фессалийская, Эхин, Ламия, Митрополь, Фивы Фтиотидские, Анхиазм, Эвроя Эпирская, Коронея, Элатея, Мегара, Платеи, Скарфея, Танагра, Тегея, Феспии и др. В Нотициях Псевдо-Епифания наряду с 27 митрополитами из М. Азии в списке фигурируют только 5 митрополитов из Г., причем по большей части из сев. областей (Родопа, Гемимонт), к-рые находились ближе к К-полю и лучше контролировались византийцами. В 733 г. в результате конфликта между Римским престолом и визант. имп.-иконоборцем Львом III Исавром греч. епархии были временно переданы из-под юрисдикции Рима под упр. К-польского Патриархата и с тех пор стали частью Византийской Церкви.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Свт. Михаил Хониат, митр. Афинский. Роспись в алтаре ц. св. Петра, Каливия-Торику. 2-я четв. XIII в. Свт. Михаил Хониат, митр. Афинский. Роспись в алтаре ц. св. Петра, Каливия-Торику. 2-я четв. XIII в. М. Х. в основном проводил время в своей епархии. Известно лишь о 2 его поездках в К-поль (1185 и 1202-1203). В письмах друзьям М. Х. ярко описывает «варварский» характер провинциальной жизни, скорбя об утрате привычного круга общения. Тем не менее со временем в Афинах сложился круг учеников М. Х., к числу к-рых принадлежали его племянники Георгий, Михаил и Никита, а также секретарь Афинской митрополии Георгий Вардан (впосл. митрополит Керкирский). Несмотря на отдельные конфликты, М. Х., систематически выступавший защитником своей паствы перед лицом имп. чиновников, по всей видимости, смог добиться ее расположения ( Angold. 1995. P. 198). В 1202-1204 гг. он сумел отстоять афинский Акрополь от нападения архонта Навплия Льва Сгура, который, воспользовавшись общим кризисом визант. гос-ва, провозгласил себя независимым правителем. Тем не менее в кон. 1204 г. М. Х. вынужден был передать город подошедшим отрядам крестоносцев во главе с Бонифацием Монферратским , а сам удалился в изгнание (впосл. в Афинах было учреждено лат. архиеп-ство). В течение 1205 г. М. Х. посетил Фессалонику, где встретился с неким кардиналом (предположительно с Бенедиктом, кардиналом-пресвитером рим. ц. св. Сусанны, к-рый в 1205 г. находился в греч. землях в качестве легата Римского папы Иннокентия III (см.: Stadtm ü ller. 1934. S. 184; Κολβου. 1999. Σ. 17)), а также ряд городов на о-ве Эвбея. Спустя нек-рое время М. Х. поселился на о-ве Кеос (ныне Кея) и провел там 12 лет, продолжая поддерживать связи с греч. духовенством Афинской епархии. В 1208 г., ссылаясь на старческую немощь и привязанность к Афинам, М. Х. отклонил предложение никейского имп. Феодора I Ласкаря (1208-1221) и своего друга Михаила IV Авториана , патриарха К-польского (1208-1213/14), принять попечение о вдовствующей кафедре Наксоса. При этом в своих письмах М. Х. прославляет Ласкаря как богоизбранного царя, с чьим именем связана надежда на освобождение ромеев от лат. тирании. В 1217 г., разуверившись в своей полезности для прежней паствы, переправился на о-в Эвбея, а затем в Фессалию, откуда планировал продолжить путь в Эпир (см. ст. Эпирское княжество ), правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука обещал ему свое гостеприимство. Поездка М. Х., однако, вызвала подозрение лат. властей, предполагавших, что Феодор Дука сможет использовать престарелого митрополита, чтобы увеличить свое влияние на греческие земли. По этой причине М. Х. был вынужден остановиться в монастыре Иоанна Предтечи близ Водоницы, где и пребывал до своей смерти в 1222 г.

http://pravenc.ru/text/2563778.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010