Нас зовет героическое лицо… Это не героизм мгновенного порыва, славного подвига, вспышки чувства, но непрекращавшееся подвижническое служение — служение Слову, верность делу и долгу вопреки темницам, «юзам», зависти и клевете, убежденность в собственной правоте и утверждение себя в терпении. Чтобы на этом стоять, нужен был фундамент очень прочный. Глава первая ГРЕЧЕСКИЙ ГОРОД АРТА Пора идти, дорога не мала.   Данте. Божественная комедия. «Ад», IV, 22 Родители и образование «Максимово Греково рождение от града Арты, от отца Ма- нуила и матери Ирины, христиан, греков, философов. А от Арты града до Царствующего града восемнадцать дней пути и еще полдня, столько же и до Иерусалима. На одинаковом расстоянии от Царьграда и от Иерусалима находится Арта». Эта заметка сохранилась в рукописи, написанной в конце XVI века, уже после смерти Максима Грека. Рукопись происходит из Троице- Сергиева монастыря, где монах находился в последние годы жизни . Запись основана либо на устойчивой монастырской традиции (письменной или скорее устной), сохранявшейся его сотрудниками, помощниками и почитателями, либо даже запись восходит к каким-то его собственным заметкам — не задумывал ли он автобиографию? Запись еще не была известна составителям первой редакции его биографии в конце XVI века («Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедьскыя обители»): «Рожение же его не вем (то есть не знаю. — Н. С.) коего града», но вторая редакция уже включает ее . Сведений о дате рождения нет, она вычислена на основе косвенных свидетельств — около 1470 года . В биографическом «Предисловии» — «Сказании» черного диакона Исайи Каменчанина (около 1591 года) — Максим назван «сыном воеводским» . Источник информации неизвестен. Если она соответствует действительности, то вполне допустимо, что его отец мог принимать участие в обороне Константинополя. Он принадлежал к знатному роду Триволисов. И это все, или почти все, что нам известно о начале биографии, о ранних годах будущего Максима Грека — имена его родителей (Мануил и Ирина), их образованность (они названы «философами») и место рождения — город Арта, на северо- западе Греции, в Эпире, на границе с Албанией, близ побережья Адриатики. Некогда Арта под именем Амбракии была столицей легендарного эпирского царя Пирра, а в 1204—1337 годах являлась столицей независимого Эпирского деспотата (княжества). В 1449 году Арта была захвачена турками. Сегодня это небольшой греческий город, окруженный апельсиновыми и оливковыми рощами. О давних временах здесь напоминают знаменитый мост (по преданию, для большей прочности строитель замуровал в него свою жену), старинные церкви Утешительницы и Святой Феодоры — покровительницы города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИСТРА План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец [Греч. Μυστρς, Μιστρς, Μυζηθρς; лат. Myzethras, Mystras], средневек. визант. город в Греции, на п-ове Пелопоннес, в 6 км к западу от древнегреч. Спарты, на склоне горы Тайгет; столица Ахейского княжества (1249-1262), Морейского деспотата (1349-1460). Хорошо сохранившийся комплекс оборонительных, дворцовых, храмовых и др. городских сооружений М., построенных преимущественно в сер. XIII-XV в., включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Поздневизантийская эпоха В сер. XIII в. Ахейское княжество, основанное в 1205 г. крестоносцами после 4-го крестового похода и раздела захваченной ими Византийской империи , являлось наиболее значительным феодальным гос-вом Латинской Романии . М. была основана в 1249 г. правителем Ахейского княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278), к-рый незадолго до этого изгнал византийцев с Пелопоннеса и занимался укреплением рубежей своих владений. Первоначально М. была крепостью на границе горного массива Тайгет, населенного племенем славян, лишь отчасти признававших сюзеренитет местных гос-в. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. В сент. 1259 г. в битве при Пелагонии войско Никейской империи одержало победу над коалицией Эпирского деспотата и Ахейского княжества. Кн.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе современной Албании, особенно в северном районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние Католической Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения православного митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. Возникновение первого государственного объединения — Арберийского княжества, или принципата, — относится к концу XII b. В дальнейшем части территории Албании в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. византийский император Андроник III предпринял поход из Константинополя и достиг Диррахия, восстанавливая византийское господство на территории Албании, но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х г.г. В середине XIV b. Албания попала под власть Сербского государства, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия. В 1392 г. князья Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г. В начале XV b. большинство районов Албании были покорены турецким султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV b. Албания сопротивлялась турецкому завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя Албании Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории современной Албании, создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы двух турецких султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дерреса, османам удалось установить свое господство над всей Албанией. В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе совр. А., особенно в сев. районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католич. Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения правосл. митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католич. епископ. Возникновение первого гос. объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории А. в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. визант. имп. Андроник III предпринял поход из К-поля и достиг Диррахия, восстанавливая визант. господство на территории А., но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В сер. XIV в. А. попала под власть Сербского гос-ва, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити) и Бальши. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, к-рые контролировали его до 1501 г. В нач. XV в. большинство районов А. были покорены тур. султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. А. сопротивлялась тур. завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя А. Георгия Кастриоти , прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории совр. А., создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы 2 тур. султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей А. В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп. Корчинский), Косма (1694; «митрополит Диррахийский и Далматский»), Неофит (1760), Григорий (1767).

http://pravenc.ru/text/64028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКАЯ УНИЯ Соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274). Исторический контекст После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю . Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II. В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Усилению позиций М. П. способствовали его успехи на внешнеполитической арене. Главная опасность для балканских владений Никейской империи исходила от деспота Эпира Михаила II Комнина Дуки (ок. 1230-1266/68), заключившего союз с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266) и правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278). После ряда успешных сражений М. П. против этой коалиции состоялась решающая битва при Пелагонии в Зап. Македонии (сент. 1259). Войско под командованием брата М. П. севастократора Иоанна Палеолога, состоявшее из византийцев, сельджуков и куманов, нанесло поражение объединенным силам Морейского княжества и Эпирского деспотата. Кн. Гийом II попал в плен и был вынужден в обмен на свободу уступить Никейской империи ряд крепостей на Пелопоннесе (Монемвасию, Мистру, Майну и Иеракий). Вскоре кн. Гийом стал восприемником одного из сыновей М. П. Победа в битве при Пелагонии имела важное значение в деле восстановления Византийской империи: Эпир, утративший ряд территорий, более не представлял угрозы; Латинская империя , сузившаяся до территорий вокруг К-поля, уже не рассчитывала на силы Ахейского княжества; византийцы получили опорные пункты на Пелопоннесе. Готовясь отвоевать у латинян К-поль, М. П. заключил в Нимфее (ныне Кемальпаша, Турция) договор с генуэзцами (13 марта 1261), гарантировавший последним торговое господство в Вост. Средиземноморье и предоставлявший им право основывать фактории и конторы в визант. землях в обмен на военную помощь в борьбе с Венецией. Однако М. П. не понадобилась поддержка генуэзцев, поскольку освобождению К-поля способствовало благоприятное стечение обстоятельств. Основная часть городского гарнизона покинула город на венецианских кораблях, чтобы совершить набег на о-в Дафнусий в Чёрном м. Отряд имп. военачальника Алексея Стратигопула, отправившийся в рейд на Балканы, проходя мимо К-поля, обнаружил, что город не защищен. Не встретив сопротивления, Стратигопул овладел К-полем в ночь на 25 июля 1261 г. Бегство последнего лат.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

А.М. Величко Династия Ласкаридов LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204–1222) Глава 1. Осколки Византийской империи «Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи», – писал один автор; и он, конечно же, прав 1 . В 1204 г. на территории Византии помимо Латинской империи образовался целый ряд самостоятельных государств, совершенно не связанных между собой никакой общей идеей. На землях, где обосновались крестоносцы, заметно от других выделялись королевство Фессалоникийское (Бонифаций Монферратский) и герцогство Афинское (Отто де ля Рош). Рядом с ними расположился Иконийский султанат (Кей-Хозров I) и Второе Болгарское царство (Иоанн I Калоян). Чуть позднее на Пелопоннесе выделится княжество Ахайа, основанное Гийомом Шамплиттом (1205–1209) и Готфридом Виллардуэном Младшим (1209–1229). Однако последний скончался в 1209 г., и Готфрид Виллардуэн, воспользовавшись случаем, взял правление Ахайи в свои руки. В 1218 г. ему наследовал старший сын Готфрид II (1218–1246), а затем младший сын Вильгельм (1246–1278). Все они были высокообразованными и умными людьми, умевшими организовать добрососедские отношения латинян с местным населением. Князья Виллардуэн твердой рукой сдерживали алчность своих рыцарей и гасили церковные расколы, а потому страна быстро оправилась от былых потрясений и чрезвычайно расцвела, принося своему правителю до 100 тысяч золотых монет ежегодного дохода 2 . Из византийских владений, помимо воли Латинского императора созданных на осколках Восточной Римской империи, следует отметить Эпирский деспотат. Основатель этого государства Михаил I Комнин Дука (1205–1215), незаконнорожденный сын севастократора Иоанна Дуки, приходился родственником сразу трем царственным фамилиям – Комнинам, Ангелам и Дукам, а потому использовал три имени. В молодости он был отдан заложником к Германскому королю Фридриху I Барбароссе, затем служил по финансовому ведомству в Малой Азии. Но настоящую известность, хотя и «черную», Михаил получил после перехода на сторону Иконийского султана. Во главе шайки турецких разбойников он настолько активно грабил окрестности Меандра, что в 1201 г. Византийский царь был вынужден направить против него целое войско. Затем мятежный аристократ вернулся в Северную Грецию, где имел множество родственников по линии жены и отца, правителя фемы Этолии и Никополя. После взятия Константинополя Михаил явился к Бонифацию Монферратскому, которому обещал завоевать весь Эпир, и тот поверил. Но вместо этого Михаил быстро привел в повиновение себе области, густо заселенные греками, и вскоре предстал в качестве самостоятельного правителя, который в глазах местного населения стал олицетворять борьбу с ненавистными латинянами. Даже поражение под Кундуром от пилигримов не подорвало веру эпирцев в своего правителя. Впрочем, пока еще Михаил Ангел Комнин Дука не решался принять титул «императора», именуясь «деспотом» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда как для франков Греции костурская катастрофа привела к утрате Восточной Мореи, в качестве выкупа за Вилльгардуэна, и скомпрометировала судьбу их цветущего княжества, для греков она, казалось бы, должна была привести к желанному политическому объединению. На первых порах последнее являлось неминуемым. Даровитый побочный сын деспота Иоанн, начальник влахов, сказался вассалом Палеолога. Никейская армия заняла болгарскую и албанскую Македонию, греческий Юг, отряды Стратигопула и Рауля вторглись в Эпир, осадили Янину, взяли столицу деспота, цветущую Арту, проникли до Коринфского залива – и все в течение нескольких месяцев и недель... Разгром государства Комнинов Дук был полный, и сам старый деспот с семьей скитался на кораблях, не имея прочного пристанища. Вскоре, однако же, грабежи восточной армии, состоявшей наполовину из тюркских полков, заставили туземное население пожалеть о своем прирожденном государе. Инициатором движения опять явился Иоанн, побочный сын деспота. Он освободил Арту, куда немедленно явился деспот, и прогнал отряд, осаждавший Янину. Восстание имело тем больший успех, что царские начальники Иоанн Палеолог, Торник и Стратигопул вернулись уже к царскому двору в Азию. Так верность населения сохранила Эпирское государство. Много значила упорная энергия, наследственная в роде Комнинов Дук. Жизнь Михаила II замечательна. Смутное время рождает такие характеры, как оба Михаила и Феодор, деспоты эпирские, или как Феодор Ласкарь, основатель Никейского царства. Борьба за свою державу – дело их жизни, их не останавливают неудачи, и они сами не останавливаются в выборе средств, прибегая к вероломству и обращаясь к иностранцам, когда нужно. Уже через полгода после костурской катастрофы Михаил и его наследник Никифор, получив помощь от Манфреда, не только разбили в Фессалии посланного против них Стратигопула, но и захватили его в плен. Был заключен мир, и никейский генерал был отпущен на свободу. «Скверный корень эпирских Комнинов опять пустил скверные, колючие ростки», – отзываются никейские историки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В 1518 г., как упоминалось выше, вызван был в Россию, по желанию вел. князя Василия III, Максим Грек. Сын благочестивых греков, повидимому, албанского происхождения, Максим, род. в 1475 г. в городе Арте, в княжестве Эпирском. Он был отправлен родителями учиться в Италию, где в то время пребывали многие ученые греки, бежавшие из порабощенной Византии. Время его учения падает на 1495– 1505 годы. Проживая в разных городах Италии, он, по мнению Голубинского, учился главным образом в Падуе. Тогдашняя Италия была погружена в безверие и суеверие. Одно время и Максим увлекался вольномыслием, но, с Божьей помощью, вылечился от этого зла и укрепился в вере. Большое впечатление произвел на него во Флоренции пример доминиканца аббата Иеронима Савонаролы. В то время папой был безнравственнейший Александр VI Борджия. Падение нравов во Флоренции было не меньшее, чем в Риме. Савонарола безбоязненно и упорно выступал против нечестия и призывал к покаянию, обличив затем и папу. После пятилетней проповеди, влиявшей на толпу, папе удалось захватить Савонаролу и добиться сожжения его в 1498 г. на костре. Максим был свидетелем всех этих событий и с большим энтузиазмом отзывался о Савонароле. Из Италии он отправился на Афон и там принял постриг. На Афоне тогда было 18 больших монастырей и они имели хорошия библиотеки. Обитель Максима была одна из столповых – Благовещенский Ватопедский мон. Пробыл он там 10 лет, став начитанным православным богословом. Посылался он за милостыней на греческие острова, подвластные Венеции, и там, противоборствуя латинянам, укреплял православных. В библиотеке Василия III, между греческими рукописями, оказалась большая толковая Псалтырь, представлявшая из себя свод толкований очень многих толковников. Для перевода ея вел. князь и митр. Варлаам просили афонские монастыри прислать им образованного инока. Выбор остановился на Максиме, которого прот афонский и монахи ватопедские охарактеризовали с самой лучшей стороны. Отправлен он был в сопровождении двух монахов, долженствовавших остаться с ним. Один из них должен был обучать его русскому языку, которого он не знал. В Москву Максим прибыл в марте 1518 г. и принят был с великой честью. Даны были ему два посольские толмача (переводчики). Он переводил с греческого на латинский, а они с латинского – на славянский. Менее чем в полтора года он перевел Псалтирь и сделал другия работы. После этого он просил отпустить его на Афон, но вел. князь задержал Максима в Москве, отпустив его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

р. 80, col 1, Memor. рор. II, 349, cfr ibid 335); в 1375 году они завоевали город Ниш, а после 1375 г. города Истиб, Прилеп и Битоль или Толп-Монастир (Гaммep ibid. рор. 80, col. 1 fin. и 82, col. 2 нач.). Что касается до остальных сербских владений, то Зетой или Черногорией с прилежащим к ней адриатическим побережьем независимо владела сербская Фамилия Бальшичей (о которой скажем ниже, когда будем говорить о Черногории); в северной и средней Албании возникли свои собственные албанские княжества; в южной Албании, Фессалии и Акарнании владели также независимые сербские деспоты (в одной половине брат Душанов Синиша или Симеон, который после неудавшихся попыток занять царский сербский престол также именовал себя царем, и потом сын его Иоанн (в монашестве Иоасаф); в другой половине – зять Синиши, сын одного из деспотов Душановых, и потом другой зять, второй муж его дочери. Обстоятельное и по новым источникам составленное изложение о владетелях эпирских или албанофессалийских от смерти Душана до покорения турками можно читать в Енциклопедии Ерша и Грубера, первой секции т. 92 sqq). 275 Каниц в своей книге Serbien historisch-ethnographische Reisestudien, Leipzig, 1868, 5. 74, указывает как на место Дестиника или Десницы на развалины города иди замка, которые называются в народе Траяновым градом и которые находятся близ села Десить иди Десич в окружии шабацком, верстах в 25 на юг от Шабца. О планине Десановец, находящейся в окрестности г. Валиева, см. Гласи. XXV, 67 нач. 276 Что Михаил и Константин Бодин имели свое пребывание где-нибудь в области Диоклее или Дукле, это ясно из следующего: с начала XII века центром владений сербских была собственно так называемая Сербия и верховными владетелями всесербскими были владетели расские; но тогда как до Стефана Первовенчанного собственная Сербия была только великим жупанством и владетели расские только великими, жупанами, Диоклея и до этого времени называлась королевством, и ее удельные, подручные расским, владетели назывались королями (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010