Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИСТРА План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец [Греч. Μυστρς, Μιστρς, Μυζηθρς; лат. Myzethras, Mystras], средневек. визант. город в Греции, на п-ове Пелопоннес, в 6 км к западу от древнегреч. Спарты, на склоне горы Тайгет; столица Ахейского княжества (1249-1262), Морейского деспотата (1349-1460). Хорошо сохранившийся комплекс оборонительных, дворцовых, храмовых и др. городских сооружений М., построенных преимущественно в сер. XIII-XV в., включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Поздневизантийская эпоха В сер. XIII в. Ахейское княжество, основанное в 1205 г. крестоносцами после 4-го крестового похода и раздела захваченной ими Византийской империи , являлось наиболее значительным феодальным гос-вом Латинской Романии . М. была основана в 1249 г. правителем Ахейского княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278), к-рый незадолго до этого изгнал византийцев с Пелопоннеса и занимался укреплением рубежей своих владений. Первоначально М. была крепостью на границе горного массива Тайгет, населенного племенем славян, лишь отчасти признававших сюзеренитет местных гос-в. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. В сент. 1259 г. в битве при Пелагонии войско Никейской империи одержало победу над коалицией Эпирского деспотата и Ахейского княжества. Кн.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКАЯ УНИЯ Соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274). Исторический контекст После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю . Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II. В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

А.М. Величко Династия Ласкаридов LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204–1222) Глава 1. Осколки Византийской империи «Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи», – писал один автор; и он, конечно же, прав 1 . В 1204 г. на территории Византии помимо Латинской империи образовался целый ряд самостоятельных государств, совершенно не связанных между собой никакой общей идеей. На землях, где обосновались крестоносцы, заметно от других выделялись королевство Фессалоникийское (Бонифаций Монферратский) и герцогство Афинское (Отто де ля Рош). Рядом с ними расположился Иконийский султанат (Кей-Хозров I) и Второе Болгарское царство (Иоанн I Калоян). Чуть позднее на Пелопоннесе выделится княжество Ахайа, основанное Гийомом Шамплиттом (1205–1209) и Готфридом Виллардуэном Младшим (1209–1229). Однако последний скончался в 1209 г., и Готфрид Виллардуэн, воспользовавшись случаем, взял правление Ахайи в свои руки. В 1218 г. ему наследовал старший сын Готфрид II (1218–1246), а затем младший сын Вильгельм (1246–1278). Все они были высокообразованными и умными людьми, умевшими организовать добрососедские отношения латинян с местным населением. Князья Виллардуэн твердой рукой сдерживали алчность своих рыцарей и гасили церковные расколы, а потому страна быстро оправилась от былых потрясений и чрезвычайно расцвела, принося своему правителю до 100 тысяч золотых монет ежегодного дохода 2 . Из византийских владений, помимо воли Латинского императора созданных на осколках Восточной Римской империи, следует отметить Эпирский деспотат. Основатель этого государства Михаил I Комнин Дука (1205–1215), незаконнорожденный сын севастократора Иоанна Дуки, приходился родственником сразу трем царственным фамилиям – Комнинам, Ангелам и Дукам, а потому использовал три имени. В молодости он был отдан заложником к Германскому королю Фридриху I Барбароссе, затем служил по финансовому ведомству в Малой Азии. Но настоящую известность, хотя и «черную», Михаил получил после перехода на сторону Иконийского султана. Во главе шайки турецких разбойников он настолько активно грабил окрестности Меандра, что в 1201 г. Византийский царь был вынужден направить против него целое войско. Затем мятежный аристократ вернулся в Северную Грецию, где имел множество родственников по линии жены и отца, правителя фемы Этолии и Никополя. После взятия Константинополя Михаил явился к Бонифацию Монферратскому, которому обещал завоевать весь Эпир, и тот поверил. Но вместо этого Михаил быстро привел в повиновение себе области, густо заселенные греками, и вскоре предстал в качестве самостоятельного правителя, который в глазах местного населения стал олицетворять борьбу с ненавистными латинянами. Даже поражение под Кундуром от пилигримов не подорвало веру эпирцев в своего правителя. Впрочем, пока еще Михаил Ангел Комнин Дука не решался принять титул «императора», именуясь «деспотом» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Простонародное название Феодоро-Тироновской церкви до наших дней донесло имя ее ктиторов. Анастасий (1801-1870) и Феодор(1794-1854) Чуфли осели в Кишиневе в начале 1820 гг. По национальности греки (потому фамилия пишется Чуфли, а не Чуфля, как в названии улицы), братья родились в бедной семье в местечке Цепелев Эпирской провинции. Некоторые факты их биографии приведены в статье " Феодоро-Тироновская церковь " , опубликованной в журнале " Кишиневские епархиальные ведомости " в 1875 году. В 1817 году братья вынуждены были покинуть родительский дом. Переселившись в Молдавию, они занялись " коммерческими делами для поддержания себя и домашних своих " .В период гетерии (греческого восстания в княжествах Молдавии и Валахии), когда начались жестокие преследования греков, Чуфли " чудесным образом " спаслись. В одну из ночей турецкая полиция осадила дом, где находились братья. Попрощавшись " мысленно с родными, помолившись со слезами Богу, изливши горячие молитвы, они решились в одних легких платьях, босыми и нагими, выскочить из своей квартиры задним окном и с опасностью для жизни купить себе свободу " . Подобно сотням своих соотечественников, бежавших от расправы турецких властей после поражения гетеристов, Чуфли нашли пристанище в Бессарабии. Здесь, проявив способности к коммерческой деятельности и предпринимательскую волю, братья прошли путь от мелкой розничной торговли до крупных домовладельцев и помещиков. Поначалу очень нуждались, не имея никаких средств, продавали на улицах бублики, прислуживали в кофейнях. Благодаря строжайшей экономии и " бережливости " , в 30-е годы смогли купить место на Новом базаре, где за несколько лет построили заезжий двор, пользовавшийся популярностью и преуспевавший. С появлением постоянного источника доходов, братья арендовали помещичьи имения, а затем и приобрели в Бендерском уезде селение Акуй (впоследствии переименованное в Чуфлешть).Достигнув известного благополучия, Анастасий решил жениться, однако Феодор предложил подождать несколько лет, пока состояние не увеличится " на 20 тысяч червонцев " . Заработав назначенную сумму, " они захотели ее удвоить, утроить " . В 50-е годы Чуфли входят в число виднейших и богатейших кишиневских купцов. Феодор занимался скотоводством, Анастасий проживал больше в Кишиневе. Имея репутацию " неподкупно честного " человека, часто от купеческого сословия избирался оценщиком домовладений. Слыл гостеприимным хозяином и благочестивым прихожанином Свято-Георгиевской церкви.Громкую известность А.Чуфли приобрел, благодаря благотворительной деятельности и, прежде всего, как ктитор. Клятвенное обещание построить храм во имя своего ангела в селе Акуй Феодор взял у брата перед смертью.

http://sobory.ru/article/?object=17676

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Генрих I. Золотая печать. XIII в. [лат. Henricus] (ок. 1174, Валансьен, Франция - 11.06.1216, Фессалоника), имп. Латинской империи (с 1206), младший брат Балдуина I Фландрского. Участник 4-го крестового похода и захвата К-поля крестоносцами. По условиям раздела Византийской империи получил во владение Адрамиттий, но находился там лишь в кон. 1204 - нач. 1205 г. Сопровождал Балдуина в походах во Фракию летом 1204 - весной 1205 г. В кон. апр. 1205 г., после поражения крестоносцев от болгар при Адрианополе и пленения имп. Балдуина, Г. назначен регентом. После известия о смерти Балдуина Г. 20 авг. 1206 г. был коронован в К-поле. Воевал против Болгарии, Никейской империи, Эпирского деспотата, Сербии и многочисленных местных греч. и лат. феодальных группировок на Балканском п-ове. Осенью 1206 г. совершил 2 похода на Болгарию, разграбил неск. городов, в т. ч. Веррию, Агафополь, Анхиал и Фермы. В февр. 1207 г. Г. женился на дочери Бонифация Монферратского. После неск. кампаний с переменным успехом летом 1207 г. Г. заключил перемирие с Никейской империей Феодора I Ласкаря , уступив ему Никомидию и Кизик, что дало латинянам возможность сосредоточить силы в борьбе на Балканах. В результате гибели болг. царя Калояна под Фессалоникой осенью 1207 г. Болгария была сильно ослаблена внутренней борьбой за власть; Г. сумел расширить владения Латинской империи во Фракии к северу от Адрианополя и Родоп. Осенью 1208 г. при Филиппополе он разбил болг. царя Борила. В кон. 1208-1209 г. Г. предпринял поход в Сев. Грецию, утвердил Димитрия, сына Бонифация Монферратского, на престоле Фессалоникийского королевства, установил вассальную зависимость Фессалоники, Афинского герц-ства и Морейского княжества от Латинской империи. В 1211-1213 гг. Г. вновь вел войну против Никейской империи. Осенью 1211 г. в битве на р. Риндак он разгромил Феодора Ласкаря, оккупировал почти всю территорию Никеи, кроме крепостей, но удержать ее не смог из-за партизанской войны против латинян со стороны местного греч. населения. По условиям мирного договора, заключенного в 1213 г., Г. присоединил к Латинской империи прибрежные области Троады и Мисии от Адрамиттия до р. Риндак. К концу правления Г. заключил союз с Борилом, к-рый в тот период вел междоусобную борьбу в Болгарии и нуждался в поддержке латинян. После смерти первой жены Г. вступил в брак с дочерью Борила.

http://pravenc.ru/text/162123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лавра в Велико-Тырнове (Великая Лавра) [болг.- Лавра свети четиридесет мъченици], монастырь в г. Велико-Тырново, находится над р. Янтра, между крепостями Царевец и Трапезица. Храм лавры был построен царем Иоанном Асенем II (1218-1241) в честь победы (9 марта 1230) над Эпирским деспотом. Высеченная на колонне надпись сообщала, что царь «создал от зачала и писанием украсил до конца пречестную сию церковь во имя св. 40 мучеников». Вскоре при храме возник мон-рь (лавра). В лавре хранились мощи святых Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского, и Илариона Могленского . В 1236 г. по распоряжению Иоанна Асеня в ней был захоронен архиеп. Сербский Савва I , скончавшийся в Тырнове. Через год мощи свт. Саввы перенесли в Сербию. На Соборе Болгарской Церкви 1359/60 г., согласно Житию прп. Феодосия Тырновского, присутствовал архим. «Великой Лавры» Иоанникий. Огражденный стеной с 2 входами (главным и тайным) храм примыкал к крепостной городской стене и находился внутри плотной застройки. К храму, возведенному на месте разрушенной землетрясением церкви с использованием материала IX-X вв., была пристроена характерная для болгарской архитектуры XIII-XIV вв. 2-этажная часовня-«костница», а позднее - небольшой баптистерий. Рядом с храмом были обнаружены неск. светских погребений, на одном из которых есть имя Иоанна, сына царя Иоанна Александра (1331-1371), а другое по найденному в нем перстню было атрибутировано несколькими исследователями царю Калояну ( Попов. 1984. С. 54-55). На территории лавры обнаружены фрагменты керамики, украшенной монограммами царей и патриархов, многочисленные монеты XIII-XIV вв. и надписи-граффити. В 1393 г., после взятия Тырнова османами, в храме в наказание за сопротивление были убиты 110 знатных горожан. Храм был превращен в мечеть, в XVII в. в нем была устроена посвященная взявшему болг. столицу военачальнику Махмуду Фетхи мусульм. обитель (Теке-джамиси). После освобождения Болгарии в 1878 г. церковь переосвятили. 10 февр. 1879 г. в ней была совершена литургия по случаю открытия Учредительного собрания, на котором была утверждена Конституция Княжества Болгария. Далее храм стал гарнизонным, сохранив прежнее значение. 2 авг. 1887 г. здесь принял присягу и получил благословение на престол кн. Болгарии Фердинанд I Саксен-Кобург-Готский. 22 сент. 1908 г. в храме прошла церемония провозглашения независимости Болгарии от Османской империи, а страна объявлена царством. 1 июня 1913 г. церковь была разрушена землетрясением; восстановлена в 2008 г. в связи с гос. церемонией перезахоронения останков Калояна. В наст. время храм является филиалом Национального исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2462413.html

Роль византийско-арагонского тайного союза в подготовке «сицилийской вечерни» …в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным… (Лк 16:8-9) 1 февраля, 2012 …в обращении с людьми рода своего сыны века сего умнее сынов света. И Я говорю вам: сотворите себе друзей богатством неправедным… (Лк 16:8-9) Тайные союзы (их смело можно назвать заговорами), битвы, наконец, резня… Для всех этих событий (и многих других, происходивших примерно в то же время и столь же безрадостных) основой, фоном, причиной послужило разделение Церкви на восточную и западную, “великая схизма”, рана, которую время не исцелило до наших дней. I К началу 1282 г. Карл Анжуйский был несомненно самым могущественным властителем христианского мира. Один лишь список титулов и владений этого младшего брата короля Франции Людовика Святого занимает несколько строчек: король Сицилийский, Иерусалимский и Албанский, граф Прованский, Форкалькерский, Анжуйский и Майнский, правитель княжества Ахайского, властелин Тунисский и сенатор Римский. Карл намеревался захватить Арльское королевство и отдать своему внуку. Сразу же после этой военной операции он должен был направиться к Константинополю, где рассчитывал воссесть на императорский престол и, таким образом, стать хозяином Средиземного моря и правителем империи, неслыханной со времен Юстиниана. А положение Михаила VIII Палеолога, Императора Ромеев, казалось безнадежным. Его казна была опустошена, армия и флот невелики. Активное участие Палеолога в европейских политических интригах ослабило восточную границу Империи и позволило туркам пробить в ней несколько брешей. Унионистская церковная политика Михаила породила раскол в Византии и настроила против него большинство его подданных, а Римский папа, на чью поддержку Михаил так рассчитывал, обратился против него. Похоже было, что Карлу удалось объединить под своими знаменами всех врагов Михаила: папу, Венецию, правителей балканских государств. Никифор Ангел, деспот Эпирский, и Иоанн Бастард Ангел, дука Фессалийский (и тот и другой — заклятые враги правителей Константинополя), с готовностью вступили в союз с Карлом. Кроме того, Георгий Тертер Раковский, царь Болгарский, и Стефан Урош Милютин, король Сербский, заявили о своей поддержке анжуйца.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИРРАХИЙ [греч. Δυρρχιον; лат. Dyrrachium], древний город в Албании, на побережье Адриатического м. Ныне Дуррес, главный порт и 2-й по величине город страны. Население - 114 тыс. чел. (2004). Основан в 627 г. до Р. Х. греками из Коринфа и Керкиры как колония Эпидамн. Возможно, ранее здесь существовало местное иллирийское поселение ( Appian. Bell. II 39). К VI в. до Р. Х. заселен бригами, таулантами и либурнами. В 229 г. до Р. Х. римляне захватили Эпидамн и установили над ним протекторат с правами свободного города; тогда же он стал называться Д. Со 168 г. до Р. Х. в составе рим. пров. Иллирик, в 148 г. присоединен к пров. Македония. В 314 г. Д. был разрушен землетрясением, отстроен и стал главным центром пров. Нов. Эпир. В 395 г. отошел Византии. Греч. язык стал использоваться наряду с латинским. В 479/80 г. Д. захвачен и разрушен остготами во главе с Теодорихом Великим. В сер.- 2-й пол. VI в. город выдержал волну расселения славян. Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в. Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в. Ок. 815 г. Д. стал центром визант. фемы. В IV-XIII вв. один из важнейших визант. городов на Адриатике. В кон. IX в. Д. был осажден войсками болг. царя Симеона, ок. 989 г.- взят болг. царем Самуилом. В 1005 г. в город вступили визант. войска. Разрушен норманнами во главе с Робертом Гвискаром в окт. 1081 г. Вторично на краткое время в 1185 г. вновь захвачен норманнами. В 1205 г. занят Венецией, в 1213 г. на Д. распространилась власть эпирского деспотата. В 1258 г. в качестве приданого дочери эпирского деспота Елены Д. перешел к кор. Сицилии Манфреду, в связи с чем значительно усилилось влияние романо-готической культуры. В 1272 г. Д. вошел в состав Неаполитанского королевства, 1-м правителем которого был Карл I Анжуйский. За исключением 2 коротких периодов господства визант. имп. Андроника II (1286-1294, 1297 - ок. 1300), Д. владели герцоги Анжуйские. В 1333 г. город аннексирован Ахейским княжеством. В 1335 г. имп. Андроник III восстановил визант. господство, однако в 40-х гг. город перешел во владение князей Топия. В 1392 г. Д. был продан венецианцам, удерживавшим город до 1501 г., когда его захватил тур. султан Баязид II. Большинство церквей было перестроено в мечети. В позднем средневековье Д. продолжал быть важным культурным центром. Уроженцами Д. были визант. прп. Иоанн Кукузель , иконописец Иоанн (Гьон), работавший в XIV в.

http://pravenc.ru/text/178536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия; албан. Mitropolia e Shenjtë e Korçës; греч. Ιερ Μητρπολις Κορυτσς], епархия Албанской Православной Церкви , расположена в юго-вост. части Албании. История К. м. Широкое распространение христианства началось в этом регионе не позднее IV-V вв.; сохранились фундаменты 3-нефной базилики в Зарадиште V-VI вв. Первоначально территория совр. К. м. подчинялись Римской Церкви, в 731/2 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, а в 1018 г.- Охридской архиепископии . При этом неясно, в какую из епархий она первоначально входила, в Касторийскую митрополию или в Девольскую епископию (Девол обычно отождествляют с совр. с. Звезда, в 18 км к северо-востоку от Корчи). Этот регион, имевший смешанное население (в нем проживали славяне, греки, албанцы, влахи), в кон. IX в. вошел в Первое Болгарское царство (или, по другому мнению, это произошло в 837-845 гг.- Чемшеджиев Д. «Книжение емоу дасть дьржати словеньско» от Пространного житие на Методий и българо-византийските отношения от първата половина на IX в.//Paleobulgarica. 2004. 2. С. 3-19), в 1018 г. был возвращен в состав Византии, в XIII в. некоторое время принадлежал Эпирскому деспотату и Второму Болгарскому царству, а затем снова был включен в визант. владения. Церковь Св. Троицы в бывш. с. Лавдари. Ок. 1470 г. Церковь Св. Троицы в бывш. с. Лавдари. Ок. 1470 г. На месте совр. Корчи (Корицы) существовал укрепленный пункт со славянским названием Горице, который впервые упоминается в 1280/81 г. в хронике семьи Музака (записана Гьоном Музакой в 1510) в списке поселений, входивших в княжество севастократора Андрея I Музаки. В сер. XIV в. окрестности Горице стали частью царства Стефана IV Душана. В 20-х гг. XV в. Горице завоевали турки, в 1431/32 г. упоминается как крепость с 26 домами, а ок. 1440 г. она была полностью разрушена. Совр. город основал в 1484 (по др. сведениям, в 1490) г. бей Ильяс Ходжа на земле, подаренной ему тур. султаном.

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе совр. А., особенно в сев. районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католич. Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения правосл. митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католич. епископ. Возникновение первого гос. объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории А. в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. визант. имп. Андроник III предпринял поход из К-поля и достиг Диррахия, восстанавливая визант. господство на территории А., но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В сер. XIV в. А. попала под власть Сербского гос-ва, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити) и Бальши. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, к-рые контролировали его до 1501 г. В нач. XV в. большинство районов А. были покорены тур. султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. А. сопротивлялась тур. завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя А. Георгия Кастриоти , прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории совр. А., создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы 2 тур. султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей А. В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп. Корчинский), Косма (1694; «митрополит Диррахийский и Далматский»), Неофит (1760), Григорий (1767).

http://pravenc.ru/text/64028.html

  001     002    003    004    005    006