134:11. Сигон и Ог. Битвы с этими царями описаны в Чис. 21 . Сигон известен лишь по библейским источникам, археологические же данные предоставляют мало информации относительно столицы или самого его царства. Вне библейских источников исторических или археологических свидетельств о царе Оге не обнаружено. 134:15–17. Идолы язычников. См. коммент. к Пс. 113:12–15 . 135:6. Утвердил землю на водах. В вавилонской космогонии основание земли называется apsu. Это область первозданных вод, которая находилась под властью одного из главных богов, Энки (Эа). С точки зрения физической географии, это зеркало поверхностных вод, например, в болотах и источниках, а также пресные воды космических морей и рек. В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», определяет этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. Более подробную информацию см. в статье «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 135:19,20. Сигон и Ог. См. коммент. к Пс. 134:11 . 136:2. На вербах. «Вербами», или «ивами», называют в переводах евфратский тополь – похожее на иву дерево с низко свисающими ветвями и гибким стволом, растущее по берегам не пересыхающих летом рек (таких, напр., как Евфрат в Вавилоне). Сведения об арфах см. в коммент. к Пс. 32:2 . 136:7. Действия сынов Едомовых. Это главная тема Книги Пророка Авдия, который обвиняет Эдом за преступления против Иуды. Этот народ, проживавший к югу и востоку от Мертвого моря, имел общие корни с израильтянами. Как и во взаимоотношениях между Иаковом и Исавом, родоначальниками этих народов, отношения Эдома и Израиля временами носили дружественный и союзнический характер ( Втор. 2:2–6 ; 4Цар. 3:9 ), а временами они становились заклятыми врагами ( Чис. 20:14–21 ; Ам. 1:11–15 ). Во времена ассирийского и вавилонского господства (734–586 гг. до н. э.) Эдом был вассальным государством. Вероятнее всего, жалоба Авдия на Эдом, равно как и обращение псалмопевца к Господу с призывом припомнить злодеяния Эдома, относятся к участию этого народа в окончательном разрушении Иерусалима и депортации его жителей вавилонским царем Навуходоносором в 587/586 г. до н. э. Вместе с тем необходимо отметить, что мы не располагаем точными сведениями о роли Эдома в этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

79:12. Море, река. Средиземное море и Евфрат. 79:14. Лесной вепрь. Дикие свиньи были одомашнены очень рано, но некоторые их виды сохранились на Ближнем Востоке в диком состоянии и представлены в египетской и месопотамской живописи. 80:3. Тимпан, гусли, псалтирь. См. коммент. к 150:3–5. 80:4. Трубите в новомесячие. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5 ) и совершались жертвоприношения ( Чис. 28– 15 ). В период царств важную роль в совершении праздничных ритуалов стал играть царь (см.: Иез. 45:17 ). Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена ( Езд. 3:5 ; Неем. 10:33 ). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3-го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1-го тыс. до н. э. 80:8. Из среды грома, при водах Меривы. В выражении «из среды грома», по-видимому, подразумевается Синай, а Мерива, где Господь дал народу воду из скалы и испытал Израиль, предшествовала этому эпизоду (см. также: Ис. 29и коммент. к Исх. 17 ). 80:17. Мед из скалы. Хотя мед, о котором говорится в Ветхом Завете, это по большей части сироп из фиников, упоминание скалы позволяет предположить, что речь идет о сотовом меде диких пчел. 81:1. Суд среди собрания богов. На Ближнем Востоке в древности все важные решения принимались на собрании богов. Там боги могли советоваться друг с другом, обмениваться информацией и мнениями. Картина небесного престола, окруженного божественным собранием, хорошо известна из угаритских текстов (самый популярный из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилька, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи лувийского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

125:4. Потоки на полдень. В сезон дождей в Палестине вади напоминают переполненные водой реки. Однако в летнее время, когда вода особенно нужна, они пересыхают. В засушливом пустынном регионе к югу от Иерусалима периодическое наполнение водой этих вади приносило облегчение и жизнь. 128:6. Трава на кровлях. Верхняя кровля жилых домов в Израиле состояла из положенных поперек стен балок, между которыми укладывались тростник и трава. Вся крыша затем покрывалась глиной, чтобы заделать щели и защитить дом от проникновения воды. Иногда семена, сохранившиеся в траве, прорастали, но быстро увядали, не имея корней. 131:6. Ефрафа, Иарим. Ефрафа в ряде фрагментов отождествляется с родиной Давида ( Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). «Поля Иарима»: обычно считают, что это Кириафиарим, где в течение двадцати лет хранился ковчег Завета. См. коммент. к 1Цар. 6:21 . 131:7. Поклонимся подножию. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность. 131:17. Рог Давиду. См. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 131:17. Светильник помазаннику. См. коммент. к Пс. 17:29 . 132:2. Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к Лев. 8:1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:18. Древо жизни. Древо жизни – традиционная тема литературы и искусства древнего Ближнего Востока. В эпосе о Гильгамеше одну из сюжетных линий составляют поиски растения под названием «старик становится молодым», которое произрастает на дне космической реки. Изображения деревьев часто встречаются в древнем ближневосточном искусстве, в том числе на месопотамских и хананейских печатях. Многие исследователи считают, что эти изображения представляют древо жизни, однако для подтверждения подобного толкования необходимы более убедительные доказательства из литературных источников. В Книге Притчей это дерево трансформировалось в образ Премудрости. Как и в Прит. 11:30 , мудрость, воплощенная в образе «древа жизни», предоставляет ключ к более полной и богатой жизни. Мысль об «объятиях» мудрости окрашена эротическими коннотациями, встречающимися в ряде мест (8:17; 18:22), и соотносится с размышлениями о добродетельной жене (31:10), безрассудной женщине (9:13–18) и чужой жене (5:3–14). Таким образом, плодородие и довольство, присущие и доброму браку, и цветущему дереву, изображаются как желанная цель. 3:19,20. Язык древней космогонии. Как и в Пс. 103:2–9 , Яхве предстает в Книге Притчей как Господь творения, Божественный Зодчий, который сконструировал и возвел мироздание (ср.: Иов. 38:4–7 ). Дополнительную глубину придает этим стихам отождествление Бога с Премудростью (см.: Пс. 103и Иер. 10:12 ). Если божественное «желание» можно приравнять к мудрости, то аналогичную концепцию можно отыскать в египетском «Гимне Атону», где сказано: «Ты создал мир по своему желанию, когда ты еще был один!» Согласно мудрецам, за творческим актом, призванным продемонстрировать присутствие и заботу Бога, следует акт поддержания мироздания – структур неба и земли. «Бездны» – евр. слово tehom, которое описывает первозданный космический океан. В вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш» Мардук рассек богиню этого вселенского океана Тиамат на две части, разделив тем самым воды на «верхние» и «нижние».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:6. Пребуду в доме Господнем. Выражение «дом Господень» обозначает храм, но никогда не относится к небесной обители Бога (что совершенно ясно из Пс. 26:4 ). Если, следуя Септуагинте, переводить глагол как «пребуду», это будет означать, что псалмопевец занимал должность священника, потому что только священники могли постоянно находиться на храмовой территории. Если же, следуя древнееврейскому тексту, переводить эту строку как «я вернусь в дом Господень», то мы обнаружим здесь радостное предчувствие возможности снова и снова поклоняться в храме. Вавилонский царь Нергальшарусур выражает пожелание навеки быть со своим богом, повсюду, где бы он ни пребывал. В другом тексте говорится: «Да пребуду я пред тобой вечно в поклонении и преданном служении». В «Гимне Мардуку» высказывается пожелание, чтобы почитатель мог вечно предстоять перед богом в молитве, мольбе и прошении. В 3-м тыс. до н. э. шумеры пытались достичь этой цели, помещая в храме собственные статуэтки, изображавшие их в молитвенной позе. Таким путем они как бы постоянно присутствовали в храме. 23:2. Основал землю на морях. Согласно вавилонским космогоническим представлениям, Земля покоится на основании, которое называется apsu. Оно представляет собой первозданное водное пространство, которое управляется одним из главных богов, Энки (Эа). В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», идентифицирует этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. 23:4. Кто не божился ложно (букв.: «кто не возносил души своей к истукану»). Выражение «возносить душу» означает «удовлетворять желание», «потворствовать». Слово, переведенное здесь как «душа», соответствует, с точки зрения физиологии, горлу, а потому связывается с аппетитом или желанием. В ряде текстов это же выражение используется в контексте обращения к Богу ( Пс. 24:1; 85:4; 142:8 ). 23:7. Врата и двери вечные. В «Гимне Шамашу», вавилонскому богу солнца, говорится о том, что все части храма восхваляют Шамаша, в том числе ворота и двери. В анналах Набонида говорится о вратах храма, которые широко открыты для Шамаша. Это случалось во время ритуальных процессий, когда статуя божества вносилась в храм. Если «верхи» ворот – архитектурная деталь, то речь идет о верхней перекладине или выступе в верхней части ворот, который служит карнизом. Эта деталь характерна также для египетской и месопотамской архитектуры, а ее аккадское название, kululu, означает головной убор или тюрбан. Предположение о поднятии верхней части ворот, чтобы через них прошел крупногабаритный предмет, довольно оригинальное, но неубедительное, поскольку обычно на таких воротах не были предусмотрены съемные карнизы. Скорее всего, выражение «поднимите врата, верхи ваши» носит метафорический характер. В угаритской литературе боги склоняли головы, когда их огорчали, и поднимали головы, когда имелись причины для ликования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38:4. Бог отвечает на вызов с помощью риторических вопросов. В одном вавилонском мифе Эрра (Нергал) бросает вызов Мардуку из-за потери своего божественного статуса. Пространные ответы Мардука разъясняют его позицию, после чего он задает Эрре ряд вопросов, на которые невозможно ответить, демонстрируя тем самым свою мудрость и верховенство. 38:4–6. Основание земли, краеугольный камень. В Древнем мире космос представляли как храм, а храм заключал в себе микрокосм. Здесь перечислены главные элементы храма, его основа, которые рассматриваются как конструктивные детали мироздания, которые использует Бог. Основание определяло размеры и ориентировку храма по странам света, а потому укладывалось очень тщательно. В этом строительстве большое значение имела ориентировка фундамента, которую определяли с помощью богов. В оригинале использовано слово, обычно обозначающее углубления, в которые вставляли столбы скинии. Краеугольный камень является одним из важнейших элементов строительной конструкции, в том числе при сооружении и восстановлении храма. Одним из наиболее детальных описаний древнего строительства на Ближнем Востоке служит описание сооружения храма Нингирсу ок. 2000 г. до н. э. Церемония заложения первого камня показывает важность этого момента в строительстве. 38:5. Производство замеров. Размещению и ориентировке храма придавалось огромное значение (см.: Исх. 26:1–36 ). Об этом также свидетельствуют мифологические и исторические тексты о строительстве в Месопотамии. В эпосе «Энума элиш» Мардук, готовясь к строительству своего космического храма, прежде всего измерил Апсу (пространство, в котором предстояло заложить храм). Со времен шумеров владение искусством измерения и наличие соответствующих инструментов было знаком божественного поручения для осуществления строительного проекта. Именно это оснащение давало вождю возможность получить божественное руководство. 38:7. Утренние звезды/сыны Божьи (ангелы). Заложение первого камня в строительстве, как правило, сопровождалось большим празднеством. Утренним звездам (обычно планетам Марсу и Венере) на древнем Ближнем Востоке поклонялись как божествам, и они олицетворяли собой часть небесного воинства в Израиле. В контексте Иов. 38 эти «звезды» соответствуют сотворенным ангелам. В угаритской поэме описывается рождение некоторых астральных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ученых, открывавших памятники древневавилонского права, науки и литературы, поражал тот факт, что жизнь еврейских патриархов, как она описана в Библии, протекала по уставам судебника Хаммурапи или табличек из Нузи. Весь их быт насквозь проникнут понятиями и обычаями, принесенными из долины Тигра и Евфрата. Особенно важно подчеркнуть, что к тому времени, когда библейский рассказ был записан, эти обычаи уже давно исчезли и были преданы забвению [ 264 ]. Не избежала вавилонского влияния и вера Авраамова племени. Но в этой сфере с ним произошло изумительное превращение. Вера маленького кочевого клана оказалась способной противостоять религии цивилизованного Вавилона и с честью выйти из неравного единоборства. Достаточно сравнить сказание о космогонии в Библии и в вавилонской литературе, чтобы наглядно убедиться в том, что месопотамское влияние не пошло здесь дальше отдельных внешних черт. Вавилонская космогония родилась из шумерской. Она была записана в поэме «Энума элиш» [ 265 ]. Согласно этой поэме в начале всего царил Хаос, единая водная бездна, в которой свивались три космических чудовища: Апсу, Тиамат и их сын Мумму. Они произвольно порождали и уничтожали чудовищ и демонов. От них же произошла плеяда богов, которые восстали против Хаоса. Прародители не сумели предотвратить мятеж. Бог Эа уничтожил Апсу и сковал Мумму, а солнечный бог Мардук вышел в бой против дракона Тиамат. Все боги с надеждой и страхом следили за исходом сражения, обещая Мардуку в случае победы царский венец. Окруженная сонмом демонических существ, Тиамат с диким ревом обрушивается на воина. Но Мардук хорошо подготовился к схватке. Он опутывает мировое чудовище сетью, а утробу его пронзает вихрем. Дракон в конвульсиях гибнет; сраженные, отступают и другие порождения мрачного Хаоса. Торжествующий Мардук раздирает тело космического зверя на две части: из верхней делает небо, а из нижней землю. Решив показать перед богами свою мудрость, он начинает последовательные акты творения. Возникают небесная твердь и атмосферные воды, устанавливаются пути планет и звезд, отделяется ночь ото дня, создаются растения и животные. Боги — покровители стихий вступают в свои права. В заключении Мардук хочет, чтобы на земле кто-нибудь трудился ради богов для того, чтобы те могли пребывать в покое. С этой целью он убивает одного из демонов и, смешав с глиной его кровь, создает человека, «чтобы тот трудился, богов освободив». В этом красочном мифе наряду с глубокими идеями о Разуме, который творит гармонический мир, о последовательности творения мы находим веру в изначальность Хаоса и грубый политеизм, обнаруживаем представления о мировом процессе как о результате зависти и соперничества существ довольно непривлекательных, и в общем вместо картины космогонии перед нами скорее странная фантасмагория.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

19:17–19. Ритуал очищения. Чтобы очистить осквернившегося через прикосновение к трупу, ритуально чистый человек берет пепел рыжей телицы, смешивает его с водой из источника или ручья и обрызгивает нечистого этой водой с помощью иссопа. Иссоп используется по той причине, что его волосяные ветви хорошо впитывают влагу. Кропление очистительной водой совершается в третий и седьмой день (эти простые числа часто фигурируют в ритуалах и сказаниях). Затем, в седьмой день, нечистый человек моется и стирает одежду. К вечеру этого дня он снова будет считаться чистым. Благодаря этому в самой общине не происходит смешивания чистого и нечистого, и достигается идеал общины, достойной служить своему Богу. 19:20,21. Очистительная вода. Смесь пепла принесенной в жертву телицы и воды из источника называется «очистительной водой». Окропление такой водой составляет часть очистительного ритуала. В хеттских ритуальных текстах вода также упоминается как средство удаления реальной или предполагаемой нечистоты. Однако смесь, описанная в Книге Числа, делает нечистым до вечера и того, кто кропит этой водой. Это объясняется назначением смеси и вероятностью осквернения, обусловленного самими священными ингредиентами. 20:1–13 Вода из скалы 20:1. Хронологическое замечание. К этому времени сорок лет скитаний в пустыне подошли к концу, и вскоре оставшиеся в живых участники исхода покинут сцену, так как им не позволено вступить в обетованную землю. В первый месяц сорокового года умирает сестра Моисея, Мариам, и ее смерть знаменует начало смены власти, которая завершится смертью Аарона в пятый месяц ( Чис. 33:38 ). 20:1. Пустыня Син. Пустыня Син находится на севере пустыни Фаран. Хотя ее местоположение точно неизвестно, она упоминается как южная граница обетованной земли ( Чис. 34:3,4 ; Нав. 15:1,3 ). Кадес – оазис в пустыне Син, где израильтяне провели довольно много времени (см.: гл. 13, 14). 20:6. Явление славы Господней. В критические моменты Моисей и Аарон обращаются к Богу за помощью и советом. Они идут к скинии собрания и кланяются до земли как просители. В ответ на их смирение и почтительность является Божья «слава» (kabod) и разрешает затруднение (см. подобные примеры в Чис. 14:5–12; 16:19–22 ). Аура, или зримое проявление могущества божества, обозначается в месопотамском эпосе понятием melammu. Иногда эта аура используется как средство поражения врага (напр., в сражении Мардука и Тиамат в поэме «Энума элиш»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес ПЯТИКНИЖИЕ Введение   Несмотря на множество причин рассматривать Пятикнижие как целостное литературное произведение, вспомогательные материалы, относящиеся к каждой книге, весьма неоднородны. Поэтому мы предлагаем для каждой из пяти книг отдельное введение. Бытие Обычно Бытие делят на две части (1–11, 12–50). Вспомогательным материалом, наиболее полезным для понимания первой части, является мифологическая литература древнего Ближнего Востока. Месопотамская и египетская мифологии содержат богатый материал, раскрывающий представления людей того времени о происхождении мира и человека. Из произведений, созданных в Месопотамии, можно назвать поэму «Энума элиш», эпос об Атрахасисе, а также ряд шумерских мифов. Египетские мифы о творении представлены тремя основными текстами: из Мемфиса, Гелиополя («Тексты пирамид») и Гермополя («Тексты саркофагов»). Кроме того, в нашем распоряжении имеется несколько рассказов о потопе, входящих в состав эпоса о Гильгамеше и эпоса об Атрахасисе. Изучение этой литературы позволяет заметить множество совпадений и различий в представлениях древних евреев и других народов Ближнего Востока. Совпадения убеждают нас в том, что между Израилем и его соседями было много общего. Иногда сходство проявляется в подробностях повествования (напр., в выпускании птиц из ковчега) или в таких особенностях текста, на которые мы прежде не обращали внимания (напр., в именовании сотворенных созданий). Некоторые совпадения заставляют задуматься, не придаем ли мы слишком большой религиозный смысл отдельным элементам текста (напр., созданию женщины из ребра), тогда как в других случаях мы можем обнаружить, что осознавали религиозный смысл не полностью (напр., появление Бога «во время прохлады дня»). В целом, подобные совпадения помогают понять библейские рассказы в более широком контексте. Различия между библейскими и древними ближневосточными текстами позволяют уяснить некоторые особенности древнееврейской культуры и религии. Эти различия проявляются и в конкретных деталях (форма ковчега, продолжительность потопа), и в основополагающих концепциях (контраст между библейским представлением о создании мира словом Бога и мифологией Месопотамии, связывающей создание мира с рождением космических божеств). В большинстве случаев различия обусловлены (прямо или косвенно) монотеизмом религии Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь ( Пс. 28:1 ). Можно рассмотреть этот стих и с точки зрения применения в нем «эллипсиса» (опущение одного элемента). Обращение относится к небесным существам во второй строке так же, как и в первой, хотя здесь они прямо не названы. Ступенчатый параллелизм – особый прием, используемый с конкретной целью: открыть стих ( Пс. 28:1 ; Екк. 1:2 ) или закрыть его ( Екк. 12:8 ), а так–же в повторах ( Пс. 66:3,5 ). (в) Хиазм – обратный порядок расположения параллельных элементов (ab/b " á/), что создает эффект «пересечения» (само название происходит от греческой буквы «х» (хи), имеющей форму креста). Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет ( Пс. 1:6 ). Этот прием интересен, он придает разнообразие форме, однако немаловажен он и для смысла. Контраст между путями праведников и грешников четко передан посредством формы верхней строки. Иногда он используется для акцентирования центрального элемента. Развернутый хиазм (например, a b с с» b» а) мы находим также в Ам. 6:46 – 6а; или a b с b» а – в Ис. 55:8–9 . (г) Меризм – способ выражения всеобщности путем соединения двух крайностей (которые можно представить в виде а–а): В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же ( Пс. 94:4 ). Величие единства мира представлено двумя вертикальными крайностями (а b/в–а/– см.: хиазм). Следующий стих этого псалма добавляет горизонтальную протяженность, охватывающую море и сушу. Еще один пример меризма, представляющего всю вселенную – «небо и землю» ( Быт. 1:1 ), – использован в начале вавилонского эпоса о творении (Энума Элиш I, 1): Когда вверху () небо () еще не имело названия, а внизу (-) земля (-) еще не имела имени. Исследования последнего времени Третий тип параллелизма (синтетический), выявленный Лоутом, стал объектом многочисленных дискуссий. Что значат термины «соответствие» и «тождественность»? Не является ли «синтетический параллелизм» всего лишь совокупностью всех случаев, не вошедших в два других типа? Работа Адель Берлин (Berlin A. The Dynamics of Biblical Parallelism, Indiana University Press, 1985) существенно проясняет проблему. Автор полагает, что существует не менее четырех уровней, на которых может создаваться параллелизм. Это уровень звуковой (фонологический параллелизм), уровень словесный (лексический параллелизм), уровень структуры предложения (грамматический параллелизм) и уровень смысловой (семантический параллелизм). Взаимодействие этих четырех уровней как раз и придает библейской поэзии гибкость и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010