37:2–4. Боги стихии. В угаритских мифах бог бури Ваал-Адад поражал врагов ужасом и повергал их в бегство силой своего голоса (см. также: Пс. 28 ). Аккадский эквивалент этого бога – Адад – также имел громоподобный голос. Эти боги обычно изображались с молнией в руках. 37:9. Хранилище ветров. Хананеи и вавилоняне приписывали проявления стихии в виде бури и ветра богу Ададу. В Израиле считали, что атмосферные явления контролирует Яхве, Который владеет хранилищами дождя, града и снега, приводимыми в движение ветром, возникающим от Его дыхания. В ст. 9 используется слово «хранилища» ( в оригинале), которое обозначает также сокровищницу, в которой хранятся драгоценности и царское оружие. Град, снег, ветер, гром и молния часто рассматриваются как оружие Бога, которым Он поражает Своих врагов. Кроме того, хранилища служат местом хранения урожая, например, ячменя, фиников, зерна или десятины. Точно так же Бог распоряжается при необходимости содержимым Своих хранилищ. Образ космических хранилищ не получил на древнем Ближнем Востоке широкого распространения. 37: 13. Дождь как суд Божий. Дожди использовались Богом и для благословения, и для суда, в зависимости от обстоятельств. Они орошали землю, питая посевы, но бывали и разрушительными. В Древнем мире люди верили, что погода находится под контролем богов и служит им для награды или наказания. Они не считали, что мир управляется законами природы. 37:18. Литое зеркало. Зеркала в древности делались из меди, а потому были прочными. Возможно, образ «литого» зеркала указывает на небо в сухой и жаркий летний день, когда солнце отражается на скалах и на высохшей почве через золотую дымку. Кроме того, в Древнем мире считали, что небо было твердым диском или куполом. 38:1–41:26 Речи Бога 38:1. Бог говорит из бури. Бог часто являл себя в буре ( 4Цар. 2:11 ; Иез. 1:4 ) и судил оттуда народы. Боги стихий на Ближнем Востоке (Ваал-Адад в Угарите, Адад в Месопотамии) проявляли себя аналогичным образом. Яхве изображался как Господь бури и владыка ветров, которые могут принести как жизнь, так и погибель. Образный язык, с помощью которого описывается величие и могущество Бога, характерен для ближневосточной эпической поэзии. Например, в угаритском эпосе о Ваале и Анат бог Ваал именуется «оседлавшим облака», а его «голос» напоминает раскаты грома и треск молний. В вавилонском эпосе о сотворении мира «Энума элиш» бог бури Мардук побеждает богиню водного хаоса, Тиамат, управляя ветрами и молниями. См. коммент. к Зах. 9:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16:8. В тени крыл. Метафора убежища под крыльями божества встречается и в других псалмах (35:8; 56:3; 60:5; 90:4) и всегда связана с темой заботы и попечения Бога по обетованию завета. Эта метафора известна и в других древних культурах, в частности в Египте, где даже обрезанные крылья символизировали защиту. Божество, простирающее крылья над головой царя, – распространенный сюжет древнего ближневосточного искусства. На датируемой VIII в. до н. э. плакетке из слоновой кости из Арслан-Таша изображены антропоморфные персонажи с крыльями, простертыми над фигурой в центре. 17:9. Дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий. Этот образ в других древних источниках не встречается. Самую близкую параллель можно обнаружить в поэме «Энума элиш», где сказано, что, когда Мардук открывает уста, из них вырывается огонь. Хотя Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме, поэтическое описание Бога с использованием животных образов, позволяющих подчеркнуть некоторые Его атрибуты, считалось вполне допустимым (лев/скимен в Ос. 13:7 ; птицы в Ис. 31:5 ; медведь в Пл. 3:10; единорог в Чис. 24:8 ). 17:11. Воссел на херувимах и полетел. В сиро-палестинском регионе боги часто изображались верхом на диких животных (особенно быках). На рельефе из Арслантепе изображены семь богов, восседающих на спинах различных животных. Особый интерес представляет ассирийский рельеф, на котором бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка. В Ветхом Завете Яхве изображен как восседающий на херувимах в святая святых храма (см. коммент. к 1Цар. 4:3,4 ), а в видении Иезекииля (гл. 1 и 10) Яхве появляется на некоем движущемся престоле, ведомом фантастическими животными. 17:17. Воды многие. В Вавилоне считали, что если человеку удалось избежать неминуемой гибели, то это дело рук Мардука, который вытащил его из вод реки Хубур. Эта река протекала у ворот преисподней, и избежать ее вод означало спастись от смерти в последний момент. Это представление перешло в греческую мифологию, где воплотилось в образе знаменитой реки Стикс, и проникло даже в христианскую литературу, о чем свидетельствует река Забвения, протекающая перед Золотым городом в «Путешествии пилигрима» Дж. Беньяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:7. Распростер над пустотою. Обширные, неизмеримые пространства первозданного океана – это и есть бездна, над которой «повисла» земля. В пользу такого толкования свидетельствует описание севера, который распростерт «над пустотою» – то же слово, которым обозначается водный хаос в Быт. 1:2 . В вавилонской литературе Шамаш восхваляется как тот, кто поддерживает с небес круг земли. Это описание соответствует восприятию космоса в древности и не содержит никакой аллюзии на современные научные представления. См. коммент. к Пс. 23:2 . 26:10. Горизонт. Согласно представлениям древних, солнце, луна, звезды и облака выходят на небо через ворота, а горизонт, таким образом, служит границей расположения этих небесных врат. Так, если солнце восходит или садится, оно проходит через ворота на горизонте, которые ведут в преисподнюю. Они верили, что в ночное время солнце проходит через преисподнюю, чтобы достичь противоположной стороны. «Черта над поверхностью воды» обозначает здесь границу света и тьмы. 26:11. Столпы небес. См. коммент. к 9:6. 26:12. Волнует море. Это описание указывает на типичную мифологическую сцену, в которой бушующие волны вселенского океана поглощают морских чудовищ, олицетворяющих силы хаоса и беспорядка. В эпосе «Энума элиш» бог неба Ану создает четыре ветра, которые достигают глубин бездны, повергая в смятение ее богиню Тиамат. В угаритской мифологии Ваал также наносит поражение богу моря, Йамму. 26:12. Дерзость. ( В оригинале здесь – «Раав».) «Раав» одно из морских чудовищ, уничтоженных Богом. В вавилонских и угаритских мифах о сотворении мира верховные боги (Мардук в Вавилоне и Ваал в Угарите), как и Яхве, сражаются и побеждают морское чудовище с его воинством. Иногда Раав символизирует Египет ( Ис. 30:7 ; Пс. 86:4 ). Во внебиблейских источниках имя Раав не встречается. 26:13. Быстрый скорпион. Скорее всего, это аллюзия на поражение морского чудовища и его воинства. Мардук победил Тиамат с помощью могучих ветров и сети, в которую уловил ее. Образ этого быстрого скорпиона появляется в Ис. 27 (но там это выражение передается как «змей прямо бегущий»; см. соответствующий коммент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Названия городов и местностей Древнееврейские Греческие (LXX) в рус. транскр. Древнееврейские Греческие (LXX) в рус. транскр. Батшеба Вирсавия Бетэль Вефиль Билеам Валаам Беершеба Вирсавия Иошуа-бен-Нун Иисус сын Навин горы Гильбоа горы Гелвуйские Ишбаал Иевосфей Иеффай Бет-Шан Бефсан Мегиддо Мегиддон Михаль Мелхола Массифа Навуфей Циклаг Секелаг Пинехас Финеес Шишак (егп. Шешонк) Сусаким Эфраим   Хронологическая таблица Египет Азиатские цивилизации Ок. 3000 — Мина. Объединение Египта. Господство клана Гора. Основание Мемфиса. Раннее царство ( 1 2-я династии). 2850 — начало Древнего царства (3— 8-я династии). Строительство великих пирамид. Мемфисский богословск. трактат. Ок. 2800 — Шумерские города-государства Урук, Лагаш, Киш, Умма. 2700 — 5-я династия. Царский культ Pa. Ок. 2500 — расцвет доарийской Индии (культуры Хараппы и Мохенджо-Да-ро). Ок. 2400 — Этический текст в Книге Мертвых. Ок. 2350 — Урукагина в Лагаше. Ок. 2340 — Саргон Аккадский. Первая империя в Двуречье. Ок. 2250 — Нарамсин, «царь-бог». 2190—2052—полоса смут и раздробленности. Ок. 2150 — нашествие гуттиев. Ок. 2000 — 3-я династия Ура. «Шумерский ренессанс». Поэмы об Адапе и Этане. Египет, Индия, Греция   Семитический мир Ок. 2000 — переселение арьев и эллинских племен Вторжение аморитов в Двуречье, арамейский клан Терраха в Уре. 2052 — начало Среднего царства. Возвышение Фив (11—14-я династии). 1850 — переселение Авраама. Песнь арфиста. Беседа Разочарованного. 1830 — начало 1-й Вавилонской династии. 1840—1792—Аменемхет III Гимны Амону-Ра. Расцвет литературы Египта Диалог господина и раба. Энума Элиш. Эпос о Гильгамеше. 1778—1610 — восстание и анархия в Египте. 1750 — переселение Иакова в Ханаан. 1728—1686 — Хаммурапи. Законы Хам-мурапи. 1700 — нашествие гиксов. Борьба арьев с коренными индийцами. Начало Риг-Веды. Ок. 1700—1680—Переселение Израиля в Египет. Касситское нашествие на Вавилон. 1600 — расцвет державы Миносов на Крите. Устные Сказания о патриархах. Походы хеттов на Вавилон. Выселение части Израиля в Ханаан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Священное Древо было распространенным на Востоке символом. На ассирийских рельефах встречается изображение небесного Древа, охраняемого ангелами. Оно означало сокровенную мощь и тайну бытия, которой владеет только Божество [ 576 ]. Для Ягвиста Древо Жизни прежде всего источник бессмертия. Бог не закрывает Человеку путь к нему и тем самым продолжает свое особое попечительство о Человеке. Он запрещает ему лишь вкушать плоды Древа Познания, предупреждая, что это грозит Человеку гибелью. В Шестодневе и в вавилонской «Энума элиш» человек появляется последним в чреде всех живых существ. Ягвист отодвигает сотворение животных назад. Бог создает животных для того, чтобы они были помощниками Человека, ибо ему «нехорошо быть одному». Эти последние слова лаконично выражают мысль о социальной, общественной природе человека. Создав животных «из земли», т. е. из того же вещества, что и Человека, Ягве приводит их к нему, чтобы «видеть, как он назовет их». Наречение имени в лексиконе древнего Востока означало проявление власти. Цари-победители обычно давали покоренным царям новые имена. Таким образом, здесь ясно утверждается царственная власть человека над миром. И не только власть. Осмотрев всех животных, Человек не нашел себе помощника, «подобного ему». Проще невозможно было выразить уникальность человека в природе. Для нас эта истина кажется бесспорной. Но в прошлом, когда животные казались сверхъестественными существами, когда процветал культ быков, ибисов, обезьян, крокодилов, бесспорное отделение человека от мира живых существ было новым учением. Впрочем, и в новое время, поспешно используя выводы науки, люди готовы были приравнять себя к миру бессловесных, полагая, что между человеческим разумом и разумом животного лишь «количественная разница». В противовес всем этим древним и новым верованиям Бытописатель утверждает исключительность Человека в природе. Человеку может быть равен только человек. И поэтому Ягве создает ему «помощника» из него самого. Бытописатель использует мотивы какого-то старого шумерского предания для того, чтобы показать единокровность и единосущность Мужчины и Женщины. «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей», — говорит Человек, когда видит жену. Рассказ завершают слова Ягвиста, которыми освящаются любовь и брак: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и станут двое — одна плоть». За пятьсот лет до Платона библейский мудрец рассматривает тайну пола не только в плане продолжения рода, но и в плане восстановления некой полноты цельного человека [ 577 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Таким образом, в поэме «Энума Элиш» мывидим, что Таблицы определяли движение мира и мировых событий, а обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его. То же самое можно увидеть в мифе о боге-птице Зу (Анзу, или также Ан-зуд). Этот аккадский текст датируется последней четвертью (или второй половиной) 2-го тыс. до Р. X. Зу похитил Таблицы судеб у Энлиля и улетел с ними на далекую гору. В описании воровства сообщаются поистине космические масштабы этого события: «Книги Судьбы ухватил он руками, властью облекся, похитил законы.. ./ Супостатов своих он пылью считает, силы его ужасаются боги» 53 . Владея Таблицами, Зу стал высшим божеством, правящим другими богами. То же происходит с богом войны Нинур-той, отнявшим их у Зу. Можно заключить, что в истории про Зу акцент повествования сделан не на содержании Таблиц, но на невероятной, фактически магической власти их обладателя. Ни Энлиль, ни Нинурта, ни Зу не пишут на этих Таблицах – благодаря одному только обладанию ими они приобретают невероятную силу слова, речи 54 . Небесные писания о судьбах привлекали пристальное внимание людей. В древних ближневосточных текстах содержатся молитвы царей к божественным покровителям, чтобы те написали о них доброе в своих книгах. Так, царь Шамашшумукин, обращаясь к Набу, просит: «Пусть Набу, писец Эсагила, запишет дни его жизни долгими в книге Судьбы» 55 . 2. Образы небесных книг в античной традиции 2.1. Значение письменности В Древней Греции, в отличие от древней ближневосточной традиции, архивные документы не играли определяющей роли в государственной и общественной сферах. Исследователи указывают, что в полисах Греции архаического и отчасти классического периодов не было ничего похожего на бюрократию; архивные записи, если и велись, не имели организованного характера; управление в большинстве городов-государств осуществлялось без серьезной опоры на письменные документы 56 . Можно также отметить, что сформировавший государственный строй Спарты Ликург повелел не записывать законы, считая, что правильное воспитание «исполняет в душе каждого роль законодателя» 57 . В Афинах V-IV вв. письменность (высечение на камне) главным образом использовалась для вынесения на всеобщее обозрение законов и постановлений полиса, списков отличившихся граждан и предателей 58 . Начиная с IV в. к эллинистическому периоду роль письменности несравненно возрастает; Аристотель отмечает, что грамотность общеполезна и нужна «для ведения денежных дел, и для домоводства, и для научных занятий, и для многих отраслей государственной деятельности» (Политика 1338а. 15–17) 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

– освобождение Мардука ; Народ «ищет» Мардука, «заточённого в горе» (формула, которая обозначала смерть божества – подобно заточению Инанны (Иштар) в Подземном царстве, которую надо было выкупить из ада). После этого Мардука «спасают» и возвращают на его законное место. Этим подчёркивается признание богами верховной власти Мардука. – ритуальные битвы, триумфальная процессия, торжественный пир ; Триумфальное шествие в Бит Акиту – дом новогоднего празднества возглавлялось царём, олицетворявшим Мардука, вышедшего на битву с Тиамат и Кингу. Торжественный пир символизировал победу Мардука. – иерогамия царя с храмовой жрицей ; В этом ритуале царь олицетворял Мардука, жрица – богиню, а близость между ними – творческую созидательную силу божества и союз неба и земли. – определение богами судеб на ближайшие двенадцать месяцев . Подобно тому как Мардук в «Энума элиш» определял новые ме и законы, управляющие жизнью Вселенной, «ритуальное» сотворение года обеспечивало плодородие, благополучие и богатство нового мира. Являясь мистическим, пророческим конструированием наступающего года, ритуал демонстрировал верховную власть Мардука, в руках которого находились «Таблицы судеб», а значит, и судьбы всего мира. Данный многоступенчатый ритуал выражал очень важную для культуры Месопотамии идею – идею сакральной, божественной природы царской власти. Царь был посредником между богами и людьми, поскольку по своему земному происхождению принадлежал миру людей, а по своим обязанностям был непосредственным преемником богов, являя собой живую «икону» Мардука. Как пишет М. Элиаде, «царь разделял с богами их природу, но богом не становился» 280 . Такое двойное происхождение позволяло царю представлять перед богами свой народ, а также брать грехи своих подданных на себя, то есть исполнять роль искупителя грехов народа. Связь небесного и земного реализовывалась также в строительстве храмов и городов, являвшихся отражением небесных образов и святилищами, т. е. местами соприкосновения человеческого и божественного. Модели городов и храмов имеют трансцендентную природу, поскольку их прообразы существуют уже на небе. Таким образом, города и храмы являются своего рода imago mundi.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Никто из молодых богов не решается сразиться с Кингу, и тогда вперёд выступает Мардук, но ставит условие, что ему будет принадлежать верховная власть в пантеоне. Боги в страхе соглашаются и объявляют на совете Мардука царём богов. Мардук вступает в поединок с Тиамат и Кингу. В отверстую пасть Тиамат Мардук направляет четыре ветра и затем пронзает раздувшееся тело богини стрелой, разрывает его на две части, одна из которых становится небом, а вторая – землёй. Из петли хвоста Тиамат Мардук сделал верёвку, ставшую своеобразной Осью мира (axis mundi) и связующую небо и землю. Кингу был пленён и лишён «Таблиц судеб», которые Мардук прикрепил себе на грудь. На общем совете богов было решено казнить Кингу. Ему перерезали жилы, а из вышедшей крови был сотворён человек, которому Эйя определил предназначение – служить богам. Завершается «Энума элиш» описанием строительства святилища Мардука (его дворца) в Вавилоне, где боги устроили большой пир и провозгласили пятьдесят имён Мардука. Аккадская космогоническая концепция обращает на себя внимание своей явной амбивалентностью. С одной стороны, и мир, и человек созданы Мардуком – высшим богом, и потому они несут на себе отпечаток божественного совершенства и божественного образа. С другой стороны, будучи сотворёнными из тел Тиамат и Кингу (антагонистов Мардука), мир и человек принадлежат по своей материальной природе демонической сущности, содержат в себе начала хаоса и разрушения. «Сотериология». «Эпос о Гильгамеше» О всё видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость, о всё проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принёс нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил, но устал и смирился, Рассказ о трудах на камне высек 266 . Так начинается древнейшая дошедшая до нашего времени эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше». Она повествует о подвигах Гильгамеша (см. рис. 30) – мифического правителя города Урука, и его друга Энкиду , а также рассказывает о неудачной попытке главного героя преодолеть человеческую смертность и найти средство вечной молодости. Там же мы находим и первую историю о Всемирном потопе и о единственном спасшемся после него человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АШШУР [Ассир. ššûr, shûr], верховный бог ассирийцев, первоначально - бог-покровитель г. Ашшур на р. Тигр. Этимология имени А. не ясна, так же как и природа его образа. На древних ассир. рельефах он изображался как божество-дерево, в позднюю эпоху - как священное дерево новогоднего ритуала. С. Смит осторожно сближал А. с «умирающими и воскресающими» богами вроде Таммуза или Осириса . До 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. почитали только в Ассирии, Митанни и в факториях ассирийцев в М. Азии. Важнейшими храмами А. были Эхурсагкуркурра в Ашшуре и Бит-акит-цери за чертой города. А. считался подлинным владыкой города, и ассир. правители в течение долгого времени называли себя не царями, а «управляющими». Вероятно, характер верховного бога, ревнивого, не терпящего неповиновения и соперничества, подталкивал ассир. царей к завоевательным походам во славу А., считалось, что он породил царей, дал им скипетр и корону и вел их войско к победе над врагами. С XIII в. до Р. Х. по мере политического возвышения Ассирии возрастает и роль А. в общемесопотамском пантеоне. Ассир. жрецы наделяют его титулами, эпитетами и функциями великих богов Двуречья, называя «Энлилем из Ашшура», «Владыкой стран», «Отцом богов» и т. д. А. идентифицируют с Аншаром, родоначальником богов; в ашшурской версии сакрального эпоса Энума элиш («Когда вверху») ассир. писцы заменили имя Мардука , творца вселенной, именем А. Он принял на себя функции «определяющего судьбы» (как Ан и Энлиль ), бога-судьи (как Уту или Шамаш ), бога войны (как Нинурта ) и даже божества тайных знаний и мудрости (как Энки ). В ассир. надписях I тыс. до Р. Х. А. почти всегда возглавляет иерархический список богов; его супругой называется Иштар (Ашшурская или Ниневийская), а в нек-рых источниках Нинлиль (жена шумер. Энлиля), сыном - Нинурта, дочерью - богиня Шеруа. Символ А.- крылатый солнечный диск, возможно восходящий к егип. эмблеме солнечного бога. Нередко А. изображался в виде поясной полуфигуры лучника в крылатом диске. Священное число - 1. Празднества в честь А. приходились на месяц улул (называются и др. месяцы - шабату и аддар). Лит.: Reallexikon der Assyrologie. В., 1928. Bd. 1; Smith S. early History of Assyria to 1000 B. C. L., 1928. p. 102-103, 122-127, 336-337; Lewy H. Assyria c. 2600-1816 B. C.//Cambridge Ancient History. Camb., 1966. vol. 1; Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М., 1995. И. С. Клочков Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77258.html

6. Египет. Среднее царство (ок. 2000-1700 гг. до Р.Х.). На рубеже III и II тысячелетий (незадолго до эпохи Авраама) фараоны сумели вновь объединить Египет и начали успешные кампании в соседних странах: Эфиопии и Палестине. Этот период называется Средним Царством. Государственным богом считался Амон фиванский, которого отождествили с Ра. Литература Египта достигает расцвета. Создаются гимны, трактаты, сказки, поэмы, назидательные притчи, автобиографии. Египетское искусство, не порывая с канонами, начинает приближаться к реализму. К концу Среднего царства Египет вступает в полосу междоусобной борьбы и восстаний. В 1700 году в Дельту вторгаются завоеватели-семиты. Позднейшие греческие летописи называют их гиксосами . Они имели боевые колесницы и лошадей, которых египтяне еще не знали. Египет покорен и более ста лет управляется этими азиатскими фараонами из их столицы в Дельте Авариса (по-видимому, именно при гиксосах Иосиф и его соплеменники переселились в Египет). 7. Старовавилонское царство. Около 2000 года до Р.Х. (незадолго до Авраама) в Двуречье вторглись семиты- аморреи . Они основали два государства — Вавилонию и При царе (XVIII в.) почти вся Месопотамия подчинилась ему. Столицей стал новый город Вавилон. Хаммурапи создал свод законов , которые обобщили древнее право Востока. В эпоху этого царя и его преемников наступает расцвет Старовавилонского царства. Его культура растет на почве шумеро-аккадской. Высокого уровня достигает техника, медицина, астрономия и математика. К этой эпохе относится знаменитое «Халдейское Бытие» — поэма о сотворении мира «Энума элиш». Она повествует, как бог весеннего солнца и покровитель Вавилона одолел породивших его космических чудовищ и (соленые и пресные воды), как из тела Тиамат он создал небо и землю, построил жилища богам и сотворил из глины людей, чтобы они служили Мардуку и его собратьям. Старовавилонские мудрецы переработали шумерский эпос о царе, искавшем и не нашедшем бессмертия («Об увидевшем все»). Поэма включает в себя описание потопа , предания о котором были у шумерийцев. В 1530 году Вавилон подвергся нападению хеттов (см. # 9), а затем горцев касситов, и империя распалась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010