33:22. Роль законодателя. Одним из атрибутов царей был титул «законодатель». Так, уже в конце 3-го тыс. до н. э. шумерские цари Урукагина и Ур-Намму обещали в своих царских надписях «не предавать вдовы и сироты сильному». Хаммурапи в преамбуле к своему знаменитому кодексу утверждает, что боги назначили его «вершить правосудие, дабы сильный не притеснял слабого». Сходная лексика этих текстов, равно как и 2Цар. 8:15 , где сказано, что Давид «творил суд и правду над всем народом своим», позволяет говорить о существовании общей ближневосточной концепции «справедливого царя». Однако, когда монарх не в состоянии воплотить в жизнь эту основную задачу, в дело вступает Бог, чтобы восстановить порядок и справедливость (см.: Иез. 34:7–16 ). 33:23. Метафора парусного судна, лодки. Аналогичная метафора встречается в ассирийской элегии о женщине, которая умерла при родах. Она сравнивается с лодкой, которая плывет по воле волн, потому что ее швартов отрезан, а сидение гребца разбито. 34:1–17 Пророчество о судьбе всех народов 34:4. Образ исчезающих звезд. Как Творец всего сущего, Яхве демонстрирует Свою власть над небесами и небесными телами, заставляя их «истлеть» в обращенном вспять порядке творения. В основе религии Месопотамии, с ее ярко выраженным астральным характером, лежало представление о принадлежности богам определенных участков неба. Например, в вавилонском эпосе о творении «Энума элиш» зоны календарного года отмечались «астральными подобиями» богов. В астрологических предсказаниях исчезновение звезды или планеты всегда означало, что связанное с ними божество потерпит поражение в битве. Астральные божества считались наиболее важными и сильными среди богов. Угасание звезд и падение звездного воинства – явления одного порядка. И небесные тела, и связанные с ними божества повергаются этим актом суда в прах. Кроме того, согласно толкованию снов в Месопотамии, увидеть во сне падающую звезду считалось дурным предзнаменованием. В «Мифе об Эрре и Ишуме» бог Эрра, задумав уничтожить мироздание, обещает лишить планеты их великолепия и вырвать звезды с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Культ. Деятельность религиозной группы, включающая жертвоприношения и другие ритуалы. Культ плодородия. Преобладающая религиозная практика у большинства народов Древнего мира. Божества плодородия были представлены богами и богинями, а совершавшиеся в их честь ритуалы имели целью обеспечить обильные дожди, благоприятное созревание, богатый урожай и приплод скота. Этот культ мог быть связан с жертвоприношениями и сакральной проституцией. В обществе, зависящем от земледелия и скотоводства, плодородию придавали огромное значение. Лагаш. Шумерский город-государство (el-Hiba) 3-го тыс. до н.э., объединявший несколько городских центров, боровшихся за господство над регионом с Уром, Уруком и Кишем. Ларса. Шумерский город начала 2-го тыс. до н. э., в 10 милях к востоку от Урука и в 20 милях к северу от Ура. Левант. Регион в Восточном Средиземноморье, включающий Сирию и Палестину. Липит-Иштар. Царь династии Ура III в Месопотамии, издавший кодекс законов, обнаруживающий параллели с библейским законом. Мардук. Бог-покровитель Вавилона, одержавший победу над Тиамат в поэме о творении «Энума элиш» и ставший главой собрания богов. Мари. Месопотамский город в верховьях Евфрата, процветавший в 2500–1700 гг. до н. э. Сохранились тысячи клинописных табличек, описывающих политические события, деятельность пророков и жизнь скотоводов-кочевников в Северной Сирии. Митанни. Хурритское царство в Центральной Месопотамии в середине 2-го тыс. до н. э. Назореи. Израильтяне (мужчины и женщины), давшие обет воздерживаться от любых продуктов виноградарства, не стричь волосы и избегать прикосновения к мертвым. Наложница. Неполноправная жена, вышедшая замуж без приданого. Дети наложницы не могли рассчитывать на получение доли наследства, за исключением тех случаев, когда отец публично признавал их своими наследниками. «Народы моря». Представители различных народов Средиземноморья, служившие наемниками в египетской и хеттской армиях примерно до 1200 г. до н. э., когда они совершили массированное нападение на основные цивилизации Ближнего Востока и нанесли им настолько существенный урон, что в Ханаане смогли появиться новые народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:3. Видение Даниила и ближневосточная мифология. Образы зверей из видения Даниила находят параллели в целом ряде различных мифологических источников. В аккадском тексте «Видение преисподней» фигурирует пятнадцать сверхъестественных существ, в облике которых сочетаются черты различных животных, а Нергал, царь подземного мира, восседает на троне и называет себя сыном царя богов. Несмотря на существенные различия между аккадским текстом и видением Даниила, полезно учитывать сходство положенной в их основу символики. 7:3. Из моря. В Библии, как и на древнем Ближнем Востоке, море и обитавшие в нем чудовища олицетворяли первозданный хаос. Космогонические мифы древнего Ближнего Востока были вызваны к жизни наблюдениями за реально происходившей борьбой моря и суши, а также яростной, кажущейся неукротимой энергией разбушевавшейся морской стихии. В вавилонском эпосе о творении «Энума элиш» Мардук побеждает Тиамат, богиню первозданного водного хаоса, изображенную в виде морского чудовища. Множество мифов из угаритского цикла о Ваале посвящено борьбе Ваала с Йамму, богом моря. В угаритском эпосе о Ваале и Анат эти боги поражают семиглавого дракона Литана и тем самым добиваются господства над морем. В Пс. 103Яхве назван создателем левиафана, который «играет» в море, а в Иов. 40– 41:1–3 Бог заставляет Иова задуматься об ограниченности человеческих возможностей, приводя в пример левиафана, подчиняющегося только Его власти. Таким образом, царства, представленные этими зверями, ассоциируются с силами хаоса, нарушающими порядок мироздания и потому подлежащими уничтожению. 7:4. Крылатый лев. Крылатые фигуры часто встречаются в изобразительном искусстве Месопотамии. Крылатые быки и львы с человеческими лицами фланкировали троны и порталы царских дворцов в Ассирии, Вавилоне и Персии. Крылатые человеческие фигуры (в головных уборах, украшенных рогами), известные уже с VIII в. до н. э., стояли на страже дворца Кира в Пасаргадах. Крылатые существа появляются также в сновидениях. Геродот сообщает, что за несколько дней до смерти Кир увидел во сне Дария (в ту пору еще совсем молодого человека) с крыльями, распростертыми над Азией и Европой. В «Мифе об Анзу» (см. ниже) Анзу терпит поражение, когда у него вырывают крылья. Этот мотив встречается также в истории об Этане, который помогает орлу со сломанными крыльями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

д.). Похожее понятие обозначало в вавилонских текстах день полнолуния, когда царь совершал ритуал примирения с божеством, но этот день не был нерабочим и имел мало общего с еврейской субботой. Закон предписывает не столько отдых, сколько приостановку, прерывание обычной человеческой деятельности. 58:14. Возведу тебя на высоты земли. Города обычно строились на возвышенных местах, что обеспечивало их большую безопасность, а военные рассматривали возвышенности как стратегические пункты, позволяющие осуществлять контроль над окружающей местностью. Таким образом, метафора возведения на высоты подразумевает победу и безопасность. Израиль восседает на высотах, а Его Бог – на облаках. Образ разгневанного Бога, являющего Себя в стихиях, на небесной колеснице, встречается часто (напр.: Пс.67:5; 101:4 ). Такое описание грозной теофании (Богоявления) можно обнаружить в текстах об угаритском боге Ваале. И в эпосе об Акхате, и в цикле сказаний о Ваале и Анат Ваал представлен как «скачущий на облаке». Атрибуты Ваала – повелителя бури, громовержца и божественного воителя – упоминаются даже в египетских текстах из Эль-Амарны. 59:1–21 Яхве как Искупитель 59:17. Воинское облачение. Яхве снова выступает в роли божественного воителя, который облачается в доспехи перед сражением. В соответствии с концепцией о божественном воителе, божество сражается и побеждает богов своих врагов. В Ассирии Нергал считался царем битв, а Иштар – богиней войны. Хананейский Ваал и вавилонский Мардук были божественными воителями. Когда Мардук готовился к битве с Тиамат, как это описывается в эпосе «Энума элиш», он не облачался в защитные доспехи, а вооружался наступательным оружием. Правда, на нем был плащ неуязвимости и венец, излучающий устрашающее сияние. На каменных рельефах сражающиеся боги иногда изображаются в доспехах и шлемах, но чаще просто с оружием. 60:1–22 Слава Сиона 60:6. Верблюды из Мадиама и Ефы. Купцы перевозили свои товары на верблюдах, поэтому те, у кого было много верблюдов, считались людьми богатыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:10. Притчи пророков. Пророк использует для передачи послания Бога и его разъяснения аналогии и сравнения. Притча, тем самым, может иметь двоякий смысл: на исторических примерах и сценах из повседневной жизни пророк иллюстрирует замысел Бога или Его суд. См., напр., коммент. к Ис. 5:1,2 и притчу Нафана о единственном сокровище бедняка, его овечке, в коммент. ко 2Цар. 12:2–4 . 12:11. Галаад, Галгал. О связи Галаада с восстанием Факея см. коммент. к 6:8,9.0 культовой деятельности в Галгале см. коммент. к 4:15. 12:11. Жертвенники в виде груды камней на незасеянном поле. Груды камней, беспорядочно разбросанные на полях, могут представлять картину разоренных жертвенников. Но поскольку они упоминаются в обвинении, то в данном контексте просто изображают жертвенники, которым нет числа, как грудам камней на межах поля. Одновременно здесь присутствует игра слов: древнееврейское слово gallim, которое переведено как «груды», созвучно названию обоих городов. 12:12. Побег Иакова. Осия снова возвращается к теме, затронутой в начале гл. 12, используя события из жизни Иакова как прообраз грядущих бедствий Израиля и последующего избавления от них. Подобно тому, как Иаков был вынужден бежать из Палестины в Харран, опасаясь гнева Исава (см. коммент. к Быт. 27,28 ), так и Израиль будет вынужден снова поселиться в кущах ( Ос. 12:9 ). Однако новая жизнь, обретенная Иаковом/Израилем в Месопотамии, приводит его обратно в Палестину, и он становится родоначальником израильского народа. 13:1–16 Гнев Божий 13:2. Искусство изготовления истуканов. См. коммент. к Суд. 17:3 ; Ис. 40:19; 44:17,18 , где обсуждается техника изготовления скульптурных изображений богов на Ближнем Востоке в древности. Приобретение навыков изготовления истуканов является для Осии еще одним примером склонности израильтян к синкретизму и почитанию ложных богов. 13:2. Целуйте тельцов. На «Черном обелиске» Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, который целует землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» члены собрания богов целуют ноги Мардука после того, как он сам назначил себя главой пантеона. Ритуальный поцелуй был выражением повиновения царям и богам. Аналогичным образом, целование ног истукана означало почтение, повиновение и преданность. В письмах из Мари правитель города Терка Кибри-Даган советует Зимри-Лиму, царю Мари, придти в Терку и поцеловать ноги статуи бога Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46:1. Вил. «Вил» – не имя собственное, а аккадский эквивалент слова «господин» (евр. Báal). «Господином» называли Энлиля, бога шумерского города Ниппура, а в более поздние времена этот титул носил Мардук, бог Вавилона. В данном контексте Вил, по всей видимости, – имя Мардука. Мардук был верховным богом Вавилона, его покровителем и главой пантеона. Вавилонский эпос о творении «Энума элиш» фактически представляет собой миф о восхождении Мардука на этот пост, что, как считается, произошло в конце 2-го тыс. до н. э. Хотя в Библии основным соперником Яхве обычно выступает Ваал, ни один бог в 1-м тыс. до н. э. не имел политического веса, сравнимого с влиянием Мардука. Его главный храм в Вавилоне, Эсагила («дом с вознесенной головой»), был связан со знаменитым зиккуратом Этеменанки («дом основания неба и земли»). 46:1. Нево. Нево (акк. Nabu) – бог письма и мудрости, сын Мардука и покровитель города Борсиппы. Известность этого бога в нововавилонский период подтверждается тем, что его имя входило в состав имен многих царей (напр.: Навуходоносор, Набонид). Он был знаменит и во времена Исайи, о чем свидетельствует тот факт, что Саргон посвятил ему главный храм в своей новой столице, Дур-Шаррукине (Хорсабад). В одной надписи VIII в. до н. э. содержится призыв почитать Набу, и никаких других богов. 46:1,2. Идолы сами пошли в плен. В вавилонские праздники изваяния богов торжественно проносили по городу. Но в данном случае речь не идет о праздничной процессии. Известны многочисленные примеры захвата священных статуй в плен во время войны. Статую бога Мардука не раз захватывали в плен и вывозили из Вавилона. И хетты в 1595 г. до н. э., и ассирийский царь Тукуль-тининурта I (ок. 1244–1208 гг. до н. э.), и Сеннахирим (ок. 705–681 гг. до н. э.) – все они грабили в свое время Вавилон и похищали статую Мардука, которая каждый раз снова возвращалась на место. 46:6. Использование серебра и золота для изготовления идолов. См. коммент. к 40:19. 46:7. Обращение с идолами. В Месопотамии идолов кормили, одевали и даже ежедневно мыли. Приношения в жертву пищи производились ежедневно (и, несомненно, съедались служителями храма). Требовались и другие помощники, чтобы одевать и раздевать идолов, а также мыть и переносить их во время праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Синкретизм. Заимствование культурных представлений, обычаев и верований и сочетание их с собственными представлениями, обычаями и верованиями. Синухет. Высокопоставленный придворный, попавший в немилость к фараону Аменемхету I (1991–1962 гг. до н. э.) и проведший долгие годы в изгнании в Ханаане, прежде чем получил прощение и смог возвратиться в Египет. Его история обнаруживает некоторые параллели с рассказом о патриархах и историей Моисея. Скверна. Ритуальная нечистота, вызванная прикосновением к нечистым предметам или вкушением запрещенной пищи. Очиститься от нее можно только с помощью ритуалов, предназначенных для удаления скверны и возвращения человека из нечистого в чистое состояние. Средняя бронза. Хронологическая эпоха (2300–1550 гг. до н. э.), включающая период израильских патриархов, Старовавилонское царство и египетское господство над Сирией-Палестиной. Старовавилонский период. Период в истории Месопотамии (2025–1595 гг. до н. э.), отмеченный царствованием Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н. э.), который издал кодекс законов и объединил все города-государства Вавилонии под своей властью. Телль. Искусственный холм (курган), образованный последовательным наслоением поселений в данном месте. Теофания. Явление Бога человеку, например, в «горящем кусте». Теофорные имена. Личные имена, в состав которых входит имя божества. В таких теофорных именах, как Исайя, Иезекииль, Езекия, Иероваал или Навуходоносор,часто содержатся высказывания о божестве. Тйамат. Древнейшая месопотамская богиня соленых вод, супруга Апсу, бога пресных вод. Выступает в качестве противника Мардука в поэме о творении «Энума элиш». Тот. Египетский бог луны. Траурные обряды. Ритуалы и обряды, связанные с погребением мертвых и составляющие часть более широкой системы культа предков. Угарит. Город-порт на севере Сирии, контролировавший средиземноморские торговые перевозки примерно с 1600-го по 1200 г. до н. э., когда он был разрушен «народами моря». Обнаружено несколько угаритских эпосов, проливающих свет на библейские рассказы о патриархах и о завоевании. Считается, что угаритская культура во многом тождественна хананейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:17. Надушенная спальня. Наряду с дорогими тканями блудница использует заморские благовония, стремясь создать в своей спальне экзотическую и заманчивую атмосферу. Благовония (такие, как смирна, алоэ и корица; см.: Песн. 3:6; 4:14 ) привозились в Палестину караванным путем из Индии и Аравийской пустыни. Флаконы для благовоний были обнаружены при раскопках во многих местах на Ближнем Востоке. В настенной живописи египетских гробниц изображен процесс изготовления пряностей и благовоний, но многие секреты этого древнего искусства утрачены. 7:23. Стрела, пронзающая печень. В настенной живописи египетских гробниц часто встречается сцена охоты в прибрежных зарослях. Птицу вспугивают из укрытия, и град стрел настигает взлетевшую стаю. С такой же опасностью сталкиваются ничего не подозревающие или беспечные жертвы блудницы. Печень считалась одним из самых важных жизненных органов, поэтому здесь она упоминается как мишень. 8:22–29. Мудрость как предвечное начало. Подобно Евангелию от Иоанна, начинающемуся с утверждения «В начале было Слово», автор Книги Притчей провозглашает, что Мудрость предшествовала творению и была с Богом до начала времен. Мудрость присутствовала при сотворении всего сущего. По-видимому, Мудрость является спутницей Яхве, древнейшим из созданных Богом существ, подобно египетской богине Маат, которая считалась постоянной спутницей Ра, бога солнца и творца мироздания. Возможно, представление о предвечной Мудрости связано с вавилонским эпосом о творении или с изображением Эла в угаритских мифах, но эти связи не могут быть четко прослежены. 8:30. Премудрость как художница. Мерфи (R. Murphy) правомерно связывает этот стих с использованием выражения «Я есмь» в Исх. 3как указание на Бога-Творца. Если роль мудрости в том, чтобы служить «художницей» или творческим началом, тогда это корректная параллель с образом в Прит. 3:19 . Если же рассматривать Премудрость как «малое дитя» (как это сделано в некоторых переводах), играющее у ног Бога, то и этот образ передает радость пребывания в присутствии Божьем и трепетное чувство созерцания появляющегося творения, когда нет никаких других забот. Маат в египетских текстах также рассматривается как «дитя богов», игра которого их восхищает. Древняя литература содержит немало примеров уподобления акта творения художественному процессу. В вавилонском эпосе «Энума элиш» Мардук лепит людей из глины, как скульптор, тот же мотив встречается в описании состязания между Нинту-Мами и Эа-Энки, когда они создают человека из глины в вавилонском эпосе об Атрахасисе. В египетских текстах о сотворении мира из Мемфиса бог-творец Птах изображен как художник, погруженный в процесс творчества. В аккадской литературе говорится о семи великих «мастерах», которые были древними мудрецами, пришедшими сразу после всемирного потопа, и которые передали свою мудрость древним царям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:7. Стражи. Вероятно, стражи приняли молодую женщину, которая появилась ночью одна, без сопровождения, за блудницу. Они сняли с нее покрывало (см.: Ис. 3:18,23 ), возможно, в соответствии с законом Среднеассирийского царства, который разрешал носить покрывала только «почтенным матронам, вдовам и другим свободным женщинам». По-видимому, она отправилась на поиски своего возлюбленного столь стремительно, что не успела одеться надлежащим образом, и выглядела как томимая любовным желанием женщина из египетских «Любовных песен». 5:15. Мраморные столбы. Теперь настала очередь женщины описать своего возлюбленного в изысканных выражениях. Сравнение ног возлюбленного с мраморными столбами, поставленными на золотых подножиях, напоминает описание стройных женских ног Иисусом, сыном Сираховым ( Сир. 26:23 ). Сходное изображение физического совершенства бога Мардука можно встретить в вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш». 6:4. Фирца. Хотя во время правления Амврия столица Северного царства Израиля была перенесена из Фирцы (Tell el-Far " ah) в Самарию, это не означает, что город полностью опустел. Возможно, автор избрал в качестве объекта сравнения Фирцу, чтобы избежать нежелательного напоминания о политическом соперничестве между Иерусалимом и Самарией. Кроме того, это название таит двойной смысл, так как его корень, rsh, означает «привлекательность», «красота». Таким образом, заявляя, что его возлюбленная «прекрасна, как Фирца», он придает своим словам еще большую выразительность. 6:8. Гарем. Царский гарем состоял из жен, которых называли «царицами» и чьи сыновья автоматически причислялись к наследникам, наложниц, чьи сыновья могли стать наследниками только по особому распоряжению царя, и девиц, которых еще не представили царю (см.: Есф. 2:8–14 ), или не имевших детей. В данном случае мужчина хвалится тем, что его возлюбленная красивее всех женщин царского гарема (шестьдесят плюс восемьдесят составляет бесчисленное множество). 6:11. Ореховый сад. В древней Палестине были обычными фисташковые и кедровые орехи, но не произрастали грецкие орехи (Juglans regia L.). Слово " egoz, которое в Библии встречается только здесь, было переведено в LXX как «грецкий орех», откуда явствует, что это дерево было завезено в Палестину из Персии или Индии до начала эллинистической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:4. Дело перстов Твоих. Согласно представлениям древних вавилонян, ярусы небесной сферы были сложены из различных камней. Считалось, что нижние небеса сделаны из яшмы, а созвездия нарисованы (вырезаны) на них Мардуком. В поэме «Энума элиш» Мардук проводит границы года на небесах, определяя тем самым пути звезд. Вторая половина ст. 4 указывает на то, что в этом псалме подразумеваются также и небесные тела. Перстом Божьим были написаны скрижали откровения ( Исх. 31:18 ; Втор. 9:10 ), а в широком смысле «делом перстов» называли любое дело рук человека ( Ис. 2:8 ). 8:5–7. Величие человеческого рода. Представления израильтян о высоком предназначении человека разительно отличались от воззрений жителей Древней Месопотамии. Согласно вавилонскому эпосу о творении, создание людей вообще не входило в планы богов, которые создали мироздание исключительно для себя. Им пришлось создать людей только по той причине, что они устали трудиться ради поддержания собственного существования. С этой точки зрения, ценность людей заключалась в том, что боги в них нуждались. Здесь же, напротив, человек владычествует над всеми созданиями. 9:13. Взыскивает за кровь. См. коммент. к Чис. 35:9–34 относительно кровной мести. Возможно, выражение «взыскивает за кровь» имеет отношение к обычаю кровной мести, когда за смерть члена семьи его родственники должны были отомстить убийце. Этот типичный для племенного общества обычай чрезвычайно затруднял поддержание порядка в централизованном государстве. В результате «мститель за кровь» мог назначаться властями. В его задачу входило задержание обвиняемого и приведение приговора в исполнение. Возможно, в этом псалме речь идет о более широком понятии, поскольку здесь не используется специальный термин из Чис. См. коммент. к Быт. 4:14,15 и 9:5,6. 9:14. Врата смерти. Считалось, что преисподняя, место пребывания мертвых, устроена как земной город – с домами и даже с городской стеной (для удержания там ее обитателей). В мифе «Нисхождение Иштар в преисподнюю» описываются семь ворот в стене, у которых стояли стражи, охранявшие вход в город. В Египте «воротами смерти» считались ворота, ведущие в некрополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010