Священник, даже в скученном приходе, допускается, приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце ее, т. е. когда родится младенец – для молитвы о родившей и родившемся и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашавших. Кроме этих случаев, дом и семейная жизнь прихожан в больших городах закрыты для взора пастырского; и уши иных прихожан не отверзаются для увещаний и советов христианских. А пастыри обязаны и готовы преподавать благословение каждому дому и освящать его молитвою церковною и св. крестом. Вопросы религиозные, семейный разлад, неравномерное, не одинаковое отношение к детям – эти вопросы не предносятся к светочу христианскому, а помимо Церкви и ее служителей решаются или педагогикою, т. е. наукою о воспитании, или судом. Так, вне Церкви, идет жизнь многих домов. Ах, куда делось то старинное радушие христиан? Где те христиане, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, богобоязненными, пред властию церковною благоговейными? Ст. 32. Св. апостол Петр, когда посещал и обходил всех, пришел и к святым, т. е. христианам, живущим в Лидде, в старинном значительном городе. Здесь христиане, освященные и набожные люди, с благоговением приняли апостола, оказали ему полное радушие и твердую веру во Христа. Поэтому-то св. апостол в свою очередь и им явил дивную милость в лице их согражданина, расслабленного Энея. Твори добро – и тебе будет добро. Ст. 33. Там, в Лидде, апостол Петр нашел одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Св. апостол, значит, не сразу как пришел, так и исцелил расслабленного, а он сначала осмотрел жителей, узнал их жизнь и веру и при этом нашел больного, достойного особенной милости Божией в славу Христову, к радости всех знавших несчастного восьмилетнего страдальца и во спасение самого исцеленного. Ст. 34. Петр сказал ему (Энею): Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Нужно ли говорить о том, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Слышит, что евнух читает место из пророка Исаии: как овца, веден был Он на заклание... [ст.32]. Спрашивает: разумеет ли он, что читает. Ответ отрицательный. Филипп благовествует об Иисусе. Каженник 25 крестится. Дух Святой нападает на каженика, а Ангел Господень уносит Филиппа, который очутился вскоре в Азоте. Дивно смотрение Божие о спасении людей. Господь Иисус видел расположение мыслей и сердца евнуха-язычника к принятию веры во Христа, и вот орудием Своей благодати Он избирает апостола Своего. Дух Святой заповедывает Ангелу Своему сказать Филиппу, чтобы он пошел на юг, на путь, ведущий из Иерусалима в Газу, по которому неведомо для Филиппа возвращался обратно из святого града означенный евнух, приходивший туда на поклонение. Сказано – Филипп идет и находит его. Дух Святой, содевающий наше спасение во Христе, повелевает приступить и прилепиться к колеснице евнуха. Немного времени – язычник крестится; дело сделано – и Филипп в духе переносится в Азот. Гл.9, [ст.] 6. Он (Савл) в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Пребывая на небеси, Господь в то же время пребывает и на земли; поэтому видение и глас Господа Савлу были с неба, и в то же время тот же Господь на земле наставляет Ананию, как он должен принять обращенного Савла и что сказать ему. Господь не явился Савлу на земле, а на небе: 1) потому что Он действительно вознесся с плотию на небеса, не отлучившись от нас, и мы веруем, что Он воссядет на небесах одесную Отца; 2) потому что явление с небес поразительнее, чем явление на земле. Ст.33 и 34. Там (в Лидде) нашел он, апостол Петр, одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Такова сила веры в Божество Иисуса Христа. Какое единство между апостолом и Господом: чего хочет Петр, того же хочет и Господь; что делает Петр, то и Иисус Христос: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [ 1Кор. 6:17 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таинство примирит тебя с Церковию Божиею, где ты найдешь мир и блаженство временное и вечное. Св. Пётр воскрешает Тавифу ( Деян. 9 ) Павел обратился ко Христу. Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и при утешении от Святаго Духа умножались. Случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к живущим в Лидде святым. Там нашёл он некоторого человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал на постели в расслаблении. Пётр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань и перестели постелю свою: и он тотчас встал. И видели его все живущие в Лиде и в Сароне, и обратились ко Господу. В Иоппии находилась некоторая ученица, именем Тавифа, коей имя значит Серна, она делала много добрых дел и подавала много милостыни. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице. А как Лида от Иоппии была недалеко; то ученики, слышав, что Пётр там находился, послали к нему двоих просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Пётр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами пришли к нему и показывали рубашки и платье, какие делала Серна, живя с ними. Пётр выслал всех вон, и, став на колена, помолился; потом, обратись к телу, сказал: «Тавифа! Встань». И она открыла глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял её; и, призвав святых и вдовиц, представил им её живую. Сие сделалось известно по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И он пробыл немалое время в Иоппии, у некоторого Симона кожевника. Назидательные размышления Видя верховного апостола посещающим лично всех верующих, мы научаемся той любви, которая, подобно великому Наставнику его, снисходит преимущественно туда, где более бедности, имеющей нужду в помощи, где более слабости, требующей ободрения, где более страданий, для которых нужно исцеление. Чем более кто-нибудь имеет значения и власти в Церкви, тем достойнее его быть всем для всех, чтобы приобресть все сердца Иисусу Христу. Пастырь Церкви принадлежит не себе, а своему стаду, и мало пользы, если он ограничивается одною созерцательною бдительностью и теоретическою ревностью, если он не обладает деятельною и постоянною заботливостью, которая беспрестанно обнаруживается более в действиях, нежели в словах, которая учится познавать своих пасомых и обнимать их своею любовью, которая открывает им свободный доступ к себе, чтобы и они могли любить и познавать своего пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так он был ревностен и тверд! Он не думал, что, если был мир, то и не нужно его прибытия. Почему же, ска­жешь, он делает это и идет во время мира и после отше­ствия Павла? Потому, что на них (апостолов) больше обращали внимания, как часто являвшихся и бывших предметом удив­ления для народа, а его презирали и против него больше восставали. 2. Видел ли ты, как за бранью следует мир? Или лучше: видел ли ты, что сделала та брань? Она рассеяла творящий мир. В Самарии пристыжен был Симон; в Иудее случи­лось происшествие с Сапфирою. И тогда, как был мир, дела (их) не были безуспешны, но этот мир был такой, что и (во время его) нужно было утешение. " Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде " (ст. 32). Он обходил, как бы некоторый военачальник, ряды, наблюдая, какая часть сомкнута, какая во всем вооружении и какая имеет нужду в его присутствии. Посмотри, как он везде успевает быть и является первым. Когда надлежало избрать апостола, он – первый; когда беседовать с иудеями о том, что (апо­столы) не были упоены вином, когда исцелить хромого, когда говорить к народу, он – прежде остальных; когда (было дело) с начальниками, когда – с Ананиею, когда совершались исце­ления от тени, был он. Где была опасность и где (требова­лась) распорядительность, там он; а где все было в мире, там все они вместе: так он не искал себе большей чести. Опять, когда надлежало творить чудеса, он является прежде других, и здесь также он сам подъемлет труд и совер­шает путешествие.  " Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал " (ст. 33, 34). Почему он не ожидал веры этого человека, и даже не спросил, желает ли он быть исцеленным? Особенно потому, что чудо было совершено и для утешения многих. Послушай, какая (отсюда произошла) польза. " И видели его все " , продолжает (писатель), " живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща. Даже избитый, оплеванный и униженный шутовским нарядом, Он стоял перед орущей толпой как самый настоящий царь. Это царственное достоинство настолько поразило Пилата, что он обернулся к иудеям и сказал: «вот это Человек!» Но первосвященники и служители громче прежнего кричали: «Распни, распни Его!» Пилату надоел их крик:«Так возьмите Его, и распните сами. Я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».  Ecce Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871. Пилат, услышав эти слова, испытал сильный страх. Он был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания. И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. У римлян так назывались мифические полубоги — дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на такого античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел несправедливость иудеев, и сам признал Иисуса невиновным.  Нужно было срочно заглаживать свою вину. Но в том и дело, что вовсе не спасение Иисуса было главной целью его попыток отменить приговор иудеев. Пилат всего лишь хотел отвести от себя божественное наказание — гнев Отца избитого им «полубога». Одним из вариантов тут действительно было освобождение Праведника. Но когда Пилат увидал, что иудеи не намерены идти на какие-либо уступки и требуют только смерти Иисуса, то не стал принуждать их силой. Он решил исполнить ритуал, освобождающий его от вины. А чтобы надежнее угодить оскорбленному, как он представлял себе, местному Божеству, ритуал тоже выбрал из местного религиозного закона. Пилат велел принести воды, умыл руки перед народом, и сказал: «Невиновен я в крови этого Праведника: смотрите сами». И, отвечая, весь народ сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда воины сняли с Иисуса «пурпурную» мантию, одели Его в обычную Его одежду и повели на распятие.   Тога и хитон

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Что Варнава человек кроткий и снисходительный, это видно и из этого, и из того, что им сделано после этого. Может быть, он и прежде знал Павла, будучи другом его. К каким апостолам привел он Павла? Может быть, к Петру и Иакову, о которых и сам Павел в Послании к Галатам говорит, что знал их. Обрати внимание на Павла: он не идет к апостолам, как человек скромно о себе думающий, но идет к ученикам, как будто бы и он только ученик. А Варнава ведет его и к апостолам и рассказывает о том, какое Павел имел дерзновение. «Говорил также и состязался с Еллинистами» или с теми иудеями, которые говорили по-гречески. Потому что другие евреи, закоренелые, не могли и смотреть на него или, вернее, даже решились убить его. «Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию». Напуганные тем, что случилось со Стефаном, отправляют его в Кесарию, а потом также и в Тарс, чтобы он там и учил, и находился в безопасности, как в собственном отечестве, потому что иудеи не бесились против других так, как против него. Ибо других апостолов они уже знали и бешенство, направленное против них, в них уже ослабело от времени; знали также, как они часто находили себе защиту и каким уважением пользовались они в народе. «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое». Лука хочет сказать, что оттуда пришел Петр. Итак, чтобы ты не подумал, что он сделал это из страха, он сначала сказал, что эти церкви имели мир, потому что когда в Иерусалиме был разгар вражды, апостолы пребывали в нем, а когда там настал мир, они отправились проповедовать и в другие места. Деян.9:32–35 .  Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос ; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено, конечно, в особенности в назидание многих. Потому что Лука говорит: «И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу». А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то апостолы и хромого не спрашивали. Как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них, конечно, распространилась раньше: так многие желали, «дабы хотя тень проходящего Петра», говорит Лука, «осенила кого из них» ( Деян. 5, 15 ). Потому-то там и было сотворено много чудес, а здесь тогда только было положено начало им.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Перечисленные Фоменко Тит Ливий, Геродот и Фукидид могут быть перекрестно перепроверены другими источниками. В общем, эти колебания между датами сотворения довольно условны. Именно поэтому опять-таки Фоменко говорит очень обобщенно. 7-8 минута: По общепринятой версии, Рим был основан в VIII веке до РХ. ... Есть версия, что Эней и Одиссей основали Рим. ... Получается, что либо Рим был основан на 500 лет раньше, либо Троянская война произошла на 500 лет позже. ... Следовательно, изменение римской хронологии влечет изменение всех связанных с ней государств. Типичный пример ненаучного подхода: есть общепринятая версия, которую можно проверить благодаря источникам, и есть некая версия Фоменко, которую проверять сам Фоменко не собирается. Она просто как бы есть в сознании. Что это за версия? Источники? Эней и Одиссей были врагами. Одиссей был изобретателем Троянского коня, а Эней чудом выбрался из осажденной Трои (по разным источникам – был пленен/бежал/предал/из милости пощажен эллинами). Есть упоминание о встрече Энея и Одиссея, сохранившееся в исторических источниках: согласно древнеримскому историку Виктору Аврелию, Эней видел Одиссея в Италии, когда приносил жертву. Опасаясь, что его заметит Одиссей, но не желая прерывать церемонию, он надел капюшон: Итак, когда, принеся в жертву свинью, Эней совершал на берегу священнодействия, говорят, случайно к этому берегу подошел аргивский флот, на котором находился Улисс. Эней, опасаясь, как бы его не узнали враги, и вместе с тем считая совершенно недопустимым прервать священнодействие, закрыл свою голову плащом и в таком виде довел священнодействие до конца, как было положено. Отсюда зародился обычай, соблюдавшийся у потомков, совершать жертвоприношения с покрытой головой, как об этом пишет Марк Октавий в книге I. Далее читаем Виктора Аврелия – его труд " Происхождение римского народа " . ...Итак, сойдя (с корабля) на Лаврентскую равнину и удалившись несколько от берега, Эней нашел два озера с соленой водой, расположенные близко друг от друга. Там он обмылся и подкрепился пищей... тут же он подумал, что, без сомнения, это и есть (указанные оракулом) два моря, так как вода в них была морская... и заложил на этом месте город, назвав его Лавинием, потому что обмылся в озере...

http://religare.ru/2_92577.html

Таким образом Эней Виргилия не есть собственно тип или характер; так как человеческое достоинство в нем слишком унижается поэтом и даже вовсе исчезает пред определением высшим, божественным. Он не есть живая героическая личность с атрибутами непринужденной деятельности, а скорее бессодержательный фантом, совершенно механически управляемый роком. – За вполне пассивный и потому вовсе не героический образ деятельности этого главнейшего героя Энеиды ручается нам, между прочим, и собственное сознание в этом самого Энея, выраженное им в Аду пред Дидоною. При встрече с ней Эней восклицает: «Ах, Дидона несчастная! Точно ли не были ложны Слухи о смерти твоей и о самоубийстве жестоком; Я был причиною смерти, увы! Но клянусь пред тобою Солнцем и небом, если есть вера в бездне подземной, Я от владений твоих удалился невольно, царица: Воля безсмертных богов, которая ныне по этим Страшным и темным пучинам итти в безпредельном тумане Нудит меня и тогда принуждала " … 190 . —93— Поэтому-то, как при удалении Энея из Карфагена Дидона, возмущенная его бесчеловечием и наглостию, имела повод сказать: «Нет изменник не верю: матерь твоя не богиня И не Дардан отец столь низкаго чада, но скалы, Твердыя, дикия скалы Кавказа тебя породили, Тигры вскормили грудью тебя, Гирканские тигры»... 191 . Так точно она и здесь с презрением, – «Схватилась и прочь от него убежала В темную рощу, где милый Сихей, возлюбленный прежде На любовь отвечает любовью и лаской на ласки»... 192 . Но если Эней Виргилия, не смотря на первенствующую роль свою в Энеиде, проявляет во всех отношениях слишком мало личного героического характера, именно, вследствие непрестанного участия в его судьбе богов; то, с другой стороны, те лица эпопеи, относительно которых участие это не могло иметь особенного значения, представляют в себе несомненный поэтический интерес. Такими лицами являются здесь в особенности Турн и Дидона. Турн, прежде всего, возбуждает в читателе несравненно большее сочувствие, нежели его противник Эней. Без сомнения, это зависит, главным образом, от характера тех ролей, какие им усвояются в поэме. В то время как Эней, будучи чужестранным пришельцем, вторгается на основании лишь общего предсказания в чуждую ему среду и бесцеремонно стремится завладеть не принадлежащей ему невестой и царством, Турн храбро защищает свое кровное достояние и является, таким образом, угнетенным представителем начала высшей справедливости. Тоже можно сказать и о самом способе их борьбы. Эней, если и побеждает Турна в решительном поединке, то потому лишь, что имеет над ним подавляющий перевес, пользуясь несокрушимым оружием, доставленным ему богинею и вспомоществуемый страшными ударами крыльев фурии. Ясно, что такая победа, совсем не зависящая от личных качеств героя, более унижает победителя, чем побежденного и вмешательство богов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким характером в особенности отличается Эней, главнейший герой Энеиды. – У Гомера Эней, принадлежащий к царственному дому Приама, занимает довольно выдающееся положение в ряду троянских героев. Его почитают там почти в одинаковой степени как и богоравного Гектора, обращаются к нему за советами, а когда он сражается с Ахиллесом, то Посейдон, избавляя его от неминуемой смерти, дает предсказание, что Энею и его потомству суждено впоследствии царствовать над Троянами. Таким изображается этот герой преимущественно в двадцатой песни Илиады 187 ; но совершенно иным он представляется нам у Виргилия, благодаря, именно, непрестанному попечительному участию в его судьбе богов. В Энеиде Эней есть, именно, та личность, о которой главным образом заботятся боги и которая поэтому наиболее и теряет здесь в своем человеческом достоинстве. Справедливо полагают, что Виргилию надлежало бы выводить события из самого характера этого героя, раскрыть пред нами его душевный мир, его намерения и этим обусловить всё то, что он совершает 188 ; у него же, напротив, Эней всегда действует только там, где ему указывают боги, и при том именно так, как они ему определяют. Поэтому, вместо живого героического характера, пред нами выступает здесь совершенно пассивная, безличная фигура, и Эней Виргилия по остроумному замечанию Паули, в его «Энциклопедии наук древности», есть ничто иное как «тесто, которое совершенно произвольно ме- —92— сится судьбою» 189 . – Действительно, охраняющие крылья парящих вокруг Энея божеств не веют на него, как у гомерических героев, чудесно оживляющею струей, которая возжигала бы божественные силы в нем самом; напротив они обвиваются вокруг него как чужеядное растение, высасывая из него все неделимые особенности его души, всю нравственную самобытность его личности. Эней слишком уже ясно сознаёт свое божественное призвание и слишком покорно ему следует, чтобы чувствовать себя вполне самостоятельным и поступать свободно и независимо, как герой. Правда, за такое всегдашнее безропотное подчинение воле богов Виргилий награждает своего героя эпитетом: «благочестивый»; но понятно, что этого вовсе недостаточно для истинного эпического героя и что одними эпитетами невозможно придать ему действительную жизнь и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

надежный, Шумного вкруг нападения многих ловцов ожидает, Стоя в месте пустынном и грозно хребет ощетиня; Окрест очами, как пламенем, светит; а долгие зубы 475 Ярый острит он, и псов и ловцов опрокинуть готовый,— Так нажидал, ни на шаг не сходя, Девкалид Анхизида, Против летящего воина бурного; только соратных Криком сзывал, Аскалафа вождя, Афарея, Дейпира, Молова сына, и с ним Антилоха, испытанных бранью; 480 Их призывал Девкалид, устремляя крылатые речи: «Други, ко мне! защитите меня одинокого! Страшен Бурный Эней нападающий; он на меня нападает; Страшно могуществен он на убийство мужей в ратоборстве; Блещет и цветом он юности, первою силою жизни. 485 Если б мы были равны и годами с Энеем, как духом, Скоро иль он бы, иль я похвалился победою славной!» Так говорил он, – и все, устремившися с духом единым, Стали кругом Девкалида, щиты к раменам приклонивши. Но Эней и своих возбуждал сподвижников храбрых, 490 Звал Деифоба, Париса, почтенного звал Агенора, С ним предводивших троянские рати; за ним совокупно Все устремилися: так за овном устремляются овцы, С паствы бежа к водопою, и пастырь душой веселится,— Так Анхизид благородный, Эней, веселился душою, 495 Видя толпами за ним устремлявшихся граждан троянских. Вкруг Алкафоя они рукопашную подняли битву, Копьями бились огромными. Медь на груди ратоборцев Страшно звучала от частых ударов сшибавшихся толпищ. Два между тем браноносца, отличные мужеством оба, 500 Идоменей и Эней, подобные оба Арею, Вышли, пылая друг друга пронзить смертоносною медью. Первый Эней, размахнувшися, ринул копье в Девкалида; Тот же, завидев удар, уклонился от меди летящей, И копье Анхизида, сотрясшися, в землю вбежало, 505 Быв бесполезно геройской, могучею послано дланью. Идоменей же копьем Эномаоса ранил в утробу; Лату брони просадила и внутренность медь из утробы Вылила: в прахе простершись, руками хватает он землю. Идоменей длиннотенную пику из мертвого тела 510 Вырвал; но медных, других побежденного пышных доспехов С персей совлечь не успел: осыпали троянские стрелы.

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/13...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010