Эней Газский (около 445 или около 450 – не ранее 512 или 534) Труды на иностранных языках Эней Газский Философ–неоплатоник, принявший христианство. Биография После него остались 25 писем и сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Эней принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. Время его жизни относят к концу V—VI bb. Сочинение Энея «Феофраст» с богословской точки зрения имеет глубокий интерес, потому что в нём, вместе с основательным раскрытием христианских догматов бессмертия души человеческой и будущего воскресения, излагаются автором мнения по этим вопросам древних философов и основательно разбирается весьма распространенная в древнее время теория переселения душ. Поводом к написанию сочинения было для Энея то, что теория переселения душ находила себе последователей среди христиан; её держался даже такой богослов, как Ориген, и только в VI веке пятый вселенский собор своим осуждением положил конец её следам в христианстве. В связи с догматом бессмертия души и воскресения тел автор излагает христианское учение о происхождении мира видимого и невидимого и промышлении Творца, с опровержением некоторых языческих и философских мнений по этим вопросам. Произведение Энея имеет диалогическую форму, любимую у греческих философов и встречавшуюся нередко в святоотеческой литературе. Беседу ведут афинский мудрец Феофраст, именем которого автор назвал своё сочинение, сириянин Аксифей и александриец Египт. Речь носит характер простой, живой беседы, без строго определенного плана. Развитие мыслей идет свободно, сообразно направлению разговора; местами логическая связь как бы теряется, нередко встречаются повторения. Для развития и ясного раскрытия своих положений Эней, наряду с диалектической аргументацией, пользуется сравнениями, аллегориями: из явлений природы и обыденной жизни человека он выводит посредством аналогии высшие отвлеченные истины религиозные и философские. Содержание «Феофраста» разнообразится множеством изречений древних философов, мифами и преданиями. Обширное применение мифов и преданий при изложении христианских истин и разборе теории переселения души свидетельствует о том, что Эней хорошо знал мифологию и древнюю философию и многое из них внес в своё сочинение, так как видел и в той, и в другой следы христианского учения. «Феофраст» может быть разделен на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Enej-Gazskij/

Население Г., изначально смешанное, в визант. период стало более однородным. Блж. Иероним ( Hieron. Vita Hilar. 22) и Марк Диакон ( Marc. Diac. Vita Porph. 66-68) пишут, что здесь говорили в основном по-арамейски, а знание греч. ограничивалось высшим обществом. Христианство легче находило путь в низшие слои, чем в эллинизованную верхушку. Св. места Г., связанные с мучениками (Тимофеем, Майором и Феей в Г., св. Виктором по пути в Маюму), гробница прп. Илариона Великого к югу от Г. привлекали с IV в. множество паломников. В храме св. Евдоксии был запланирован странноприимный дом; паломник Антоний из Плаценции писал, что «жители (Газы) очень добродетельны, наделены особой щедростью и любовью к паломникам» ( Anton. Placent. Itinerarium. 33). В V-VI вв. наибольшей популярности достигла газская школа риторики, основанная на стилистически близкой к александрийской школе. Здесь учили владеть стихом и прозой, давали знания классической лит-ры и мифологии. В числе руководителей школы известны: Тимофей, написавший книгу по грамматике и трактат об экзотических животных гекзаметром (сохр. краткое изложение содержания в прозе); Эней Газский , в сочинении к-рого, посвященном бессмертию души, христианство сочеталось с неоплатонизмом (диалог «Феофраст»); поэт и грамматик Иоанн Газский - автор анакреонтических стихотворений и описания гекзаметром росписей в термах Г., Прокопий Газский ( ок. 526) и его преемник и ученик Хорикий Газский . В 618/19 г., во время долгой византийско-персид. войны, Г. заняли персид. войска Хосрова II, в 629 г. имп. Ираклий вернул ее. Однако вскоре в ходе Арабских завоеваний Г. стала одной из первых целей мусульм. армий. В 634 г. патрикий Г. был разбит арабами к востоку от города. В 637 г. Г. была взята араб. полководцем Амром ибн аль-Асом. Захваченные в плен солдаты гарнизона отказались перейти в ислам и были перебиты (см. Газские мученики ). Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. В эпоху халифата Г. входила в состав Палестинского окр.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Под его влиянием многие обращались к благочестивой жизни. Однако, желая избегнуть мирской молвы, он по примеру прп. Антония Великого удалился в пустыню. Но и там его стали посещать многочисленные паломники. Считая это бесовскими кознями, И. Г. решил покинуть родину и переселился в Палестину. Он посетил Иерусалим, где поклонился честному древу Креста Господня и др. святыням. Проведя в городе 3 дня, И. Г. удалился в окрестности Элевферополя (Бет-Гуврин). Он изучал аскетическое богословие, и мн. монахи из Палестины и Египта, а также видные люди из Газы (Несторий и Дионисий Схоластик; на рассказы последнего ссылается Захария Ритор при описании дара провидения И. Г.) приходили к нему за наставлениями. Видимо, после общения с Несторием и Дионисием он переселился в окрестности Газы, где основал монастырь; руководство обителью поручил соотечественнику пресв. Петру. Иногда приходившие к нему посетители получали ответы на вопросы через пресв. Петра, даже не успев ничего рассказать о своих нуждах. И. Г. принимал участие в богословских спорах в среде монофизитов. Когда Петр Ивер начал дискуссию о сосущности тела Христа телу человека и анафематствовал всех, кто этого не исповедует, палестинские монахи обратились к И. Г. для решения этого вопроса. Исповедание И. Г., с к-рым все согласились, гласило, что Единый Господь Иисус Христос по божеству единосущен Отцу, а по человечеству - людям. И. Г. осудил раскол акефалов. Он был сведущ в античной философии, софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина. Слава об И. Г. дошла до имп. Зинона, который захотел его увидеть и послал за И. Г. евнуха Косму. В это время И. Г. был уже тяжело болен и передал императору и императрице послание. Когда вскоре И. Г. выздоровел, Захария предположил, что эта болезнь была дипломатической для того, чтобы избежать встречи с имп. Зиноном и земной славы. Однако через нек-рое время И. Г. скончался. В Житии И. Г., написанном Захарией Ритором, говорится о сочинении И.

http://pravenc.ru/text/674850.html

Бессмертие, нетление Св. Кирилл Александрийский считает, что тварь возникает и оживает через прикосновение и причастие к Жизни, и в Слове имеет свою жизнь и бытие, Сын не только призывает тварь к бытию, но и содержит происшедшее через самого себя, «как бы примешивая Себя к тому, что не имеет по своей природе вечного бытия, и, становясь Жизнью для существующего, чтобы происшедшее пребывало и оставалось все в пределах своей природы», присутствуя в твари по причастию и оживотворяя ее, Слово как бы превозмогает слабость тварных существ, возникших и потому подлежащих и разрушению, и «искусственно как бы устрояет им вечность», вместе с тем свт. Кирилл отвергает представление о Слове как о посреднике – выше твари один только Бог, а все другое «подлежит игу рабства» 1562 . Леонтий Византийский считает, что «бессмертность Адама проистекала вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни. Коль скоро он перестал от него вкушать, он стал тленным " » 1563 . Эней Газский разбирает различные «возражения против бессмертия души» и показывает несостоятельность аргументации их авторов 1564 . Воскресение Св. Кирилл Александрийский считает, что «вся человеческая природа воскрешена из мертвых в силу воскресения Христова, но для грешников воскресение явится лишь большим наказанием» 1565 . Эней Газский учит, что поскольку «полный человек состоит из души и тела» 1566 , то «некогда бессмертные человеческие души соединятся со своими телами» 1567 . Св. Юстиниан Великий считал, что «Смерть есть общий удел всех людей. Но смерть не может уничтожить жизни человека в вечности. Силой Христа люди воскреснут в духе и плоти» 1568 . Тело после воскресения Эней Газский считает, что после воскресения человеческие души «соединятся с телами, какими они пользовались во время земной жизни, потому что было бы несправедливо, если бы человеческие души явились на суд не с теми телами, с какими они грешили», тела будут воссозданы из рассеянных неделимых атомов, раньше в них входивших 1569 . «Он замечает, что человеческое тело состоит из материи и формы, причем материя со смертью человека разлагается на свои составные элементы, а формирующее начало остается неразрушимым. Подобное же формирующее начало есть и у души; оно как и сама душа, также бессмертно. Это принадлежащее душе формирующее начало в известное время и оживит соответствующее человеческое тело. … форма человеческих тел навсегда останется неизменной … Что же касается материальной стороны … после всеобщего воскресения мертвых она изменится. Тогда наши тела станут чистыми, легкими и бессмертными. Вместе с изменением человеческих тел роизойдет обновление и всего видимого мира» 1570 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος – CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33–37. 1957. Τ. 1. Σ. 30–35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456–463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником  Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном  Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως – Vita Isaiae monachi// Brooks E. W., ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16–17. (CSCO; 8)), – и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus – Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский  Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер – одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня  Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вурцы – знатный род, пришедший на ромейскую службу с восточных окраин Византии. Среди В. наиболее известен полковдец конца Х в., дука Антиохии Михаил Вурца, примкнувший к бунту Варды Склира, но затем перешедший на сторону василевса Василия II (976–1025 гг.). Входы – процессии духовенства в византийской Божественной литургии. Различают Великий В. – внесение Святых Даров в виде освященного красного вина и хлеба-просфоры из жертвенника (професиса) в центральную часть алтаря и возложение их на престол. Малый В., появившийся с 570-х гг., – вынос Евангелия из диаконика. Газа – древний город на крайнем юге Палестины. Его портом на Средиземном море являлась Майюма. В ранневизантийское время Г. была важным церковным и монашеским центром, в котором христианство окончательно победило во второй половине V в. Кроме того, она славилась хорошими школами риторики и мимов, а также экспортным производством амфорной тары для вина. Виднейшие представители риторской школы в Г. – Эней Газский, Прокопий Газский и Хорикий. Галата – район Константинополя на противоположном берегу бухты Золотой Рог. см.: Пера; Сика. Галатия – континентальная область, римская, а затем византийская провинция (эпархия) на севере и в центре Малой Азии, ставшая со временем частью фемы Вукелариев. На юге граничила с провинцией Писидией. Гален (129–199 гг.) – великий греческий врач, сын математика и архитектора из Пергама. В 157–161 гг. – врач гладиаторов в Пергаме, после этого с короткими перерывами практиковал в Риме, где, видимо, и умер. С 169 г. – придворный медик римских императоров. Г был последним крупным представителем научной медицины в античности. В многочисленных сочинениях Г. отражены все достижения медицины того времени, а также его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии. Ко всем дошедшим до него произведениям Гиппократа Г. составил комментарии, в которых стремился синтезировать медицину своего времени с медициной Гиппократа. Уже в IV в. труды Г. получили высокую оценку и стали главным источником для византийских медицинских справочников и руководств. См.: Оривасий Пергамский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гравюра. 1956 г. Исайя Скитский. Гравюра. 1956 г. 2. Исаия Скитский (Нитрийский). 27 кратких фрагментов из сочинения «Аскетикон», впервые изданного Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος - CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33-37. 1957. Τ. 1. Σ. 30-35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως - Vita Isaiae monachi// Brooks E. W. , ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16-17. (CSCO; 8)),- и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus - Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер - одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Иларион собрал вокруг себя мн. учеников, к-рые подвизались в отдельно стоящих в пустыне кельях (блж. Иероним называет их мон-рями). Монахи по примеру учеников прп. Антония жили недалеко от своего духовного отца, не составляя общежития или лавры. Впосл. у этой группы иноков, вероятно, появился какой-то центр, т. к. в Житии прп. Илариона говорится о разрушении мон-ря при имп. Юлиане Отступнике (361-363) и о его последующем восстановлении (Ibid. 33-34). По мнению Хиршфельда, мон-рь находился близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (Монастырь пальм), а материалом для келий отшельников служили пальмовые ветви и сырцовый кирпич ( Hirschfeld. 2004. P. 67-69). Согласно др. гипотезе, мон-рь находился в Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы. В 1997-2001 гг. здесь был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. На полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа была обнаружена мозаичная надпись: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь» ( Elter, Hassoune. 2005). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем аввы Серида, ученика прп. Варсонофия Великого. На 65-м году жизни (ок. 354) прп. Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и желая уединения, покинул Палестину и после долгих скитаний (в Египте, Сирии, Сицилии и Далмации) скончался на о-ве Кипр в 371 г. Исаия Газский, «отец монахов», как его называет Иоанн Руф ( Ioan. Ruf. Pleroph. 73), начал монашескую жизнь в Скиту. После 431 г. он поселился в Бейт-Дальте возле Газы и проводил жизнь затворника, сообщаясь с внешним миром через своего ученика пресв. Петра Египтянина. Вскоре вокруг его кельи сложилась община ( Zach. Rhet. Vita Isaiae monachi//CSCO. 1907. T. 7. P. 9). Некоторые из учеников Исаии подвизались в отдельных кельях в сел. Капарбиана недалеко от Газы ( Ioan. Ruf. Pleroph. 96). Исаия был довольно образованным человеком, сведущим в античной философии, т. к. софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1322 Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. – М., 1994, с. 325. 1323 см. главу «Оригенистические споры в конце IV и в начале V века» у Болотова (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. Т. 4). 1324 Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1904, с. 62. 1325 Немезий. О природе человека. с. 65. 1326 Немезий. О природе человека. с. 63. 1327 Немезий. О природе человека. с. 77. 1328 Немезий. О природе человека. с. 172. 1329 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию.//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, сс. 331-332 и 336. 1330 Этот аргумент в конце V столетия будет развит Иоанном Грамматиком (Филопоном) в книге «О творении мира» (7,2). Если действительно жизнь в теле есть наказание, то зачем же Бог дает заповедь «плодитель и размножайтесь и наполняйте землю!»? Не справедливее ли было сказать душам: «Умаляйтесь, уменьшайтесь, опустошайте землю и воды; отделяйтесь от зла, то есть от телесного существования, и пременяйтесь, стремясь достичь незапятнанной жизни, пока не разрушите телесную природу и пока первоначальное благо не будет вовзращено бестелесным субстанциям». Если принять гипотезу о возникновении нашего мира в результате падения ангелов, то как понять, что патриархам, которые были приятны Богу своей верой и жизнью, Бог обещал умножить их потомство подобно звездам небесным и песку морскому – ведь это означало обещание огорчить еще многие сонмы душ низвержнием их на землю?! Итак, предположение о падении душ абсурдно, а значит ложно и учение, согласно которому души облачаются в худшие или лучшие тела соответственно глубине своего падения (цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. p. 501) 1331 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении».//Православный собеседник. 1902, апрель. 1332 цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. Problemes de la creation et de l " anthropologie des origines a saint Augustin. – Paris, 1961, p. 571.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

13 Многие отцы Церкви и церковные писатели обращали внимание на теснейшую связь пастырства и учительства. Согласно преподобному Исидору, такое учительство словом всенепременно должно сопровождаться и учительством дела, то есть добродетельной и образцовой жизнью самого пастыря. См. Заварин И. Пастырское служение по учению св. Исидора Пелусиота//Православный Собеседник. 1899. Ч. II. C. 716, 719–724. 14 Ср. толкование святителя Феофана: “Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца, — и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным; отчего не то творится, а это содевается”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 427. 15 См. замечание И. В. Попова: “Вопрос о происхождении зла всегда волновал человеческую мысль, а особенно в первые века христианства”. — Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Т. I. Сергиев Посад, 1916. С. 110. Ср. также суждение о значении данной проблемы для блаженного Августина: “Основной философский вопрос, который доставил Августину больше всего мучений, был вопрос о зле (происхождении его, природе); это, может быть, потому, что этот вопрос был практический Августин прекрасно понял то противоречие, которое так глубоко заложено в человеческую природу. И никто глубже и вернее Августина не изображает это внутреннее противоречие, это глубокое раздвоение, проникающее в самые сокровенные фибры нашего существа”. — Погореловский Ф. Философские запросы, искания и воззрения блаженного Августина по его “Исповеди”//Странник. 1907. 2. С. 181–182. 16 Данная мысль получила развитие у многих христианских богословов, в том числе у Энея Газского, написавшего в V в. весьма интересное сочинение “Феофраст, или о бессмертии души и воскресении”. В диалогической форме здесь раскрываются многие аспекты христианского вероучения и, в частности, учение о Промысле Божием. См. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение: “Феофраст, или о бессмертии души и воскресении”. Историко-догматический этюд//Православный Собеседник. 1902. 4. С. 7–8.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010