1322 Сидоров А. И. Комментарии.//Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. – М., 1994, с. 325. 1323 см. главу «Оригенистические споры в конце IV и в начале V века» у Болотова (Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. Т. 4). 1324 Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1904, с. 62. 1325 Немезий. О природе человека. с. 65. 1326 Немезий. О природе человека. с. 63. 1327 Немезий. О природе человека. с. 77. 1328 Немезий. О природе человека. с. 172. 1329 блаж. Иероним Стридонский. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию.//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, сс. 331-332 и 336. 1330 Этот аргумент в конце V столетия будет развит Иоанном Грамматиком (Филопоном) в книге «О творении мира» (7,2). Если действительно жизнь в теле есть наказание, то зачем же Бог дает заповедь «плодитель и размножайтесь и наполняйте землю!»? Не справедливее ли было сказать душам: «Умаляйтесь, уменьшайтесь, опустошайте землю и воды; отделяйтесь от зла, то есть от телесного существования, и пременяйтесь, стремясь достичь незапятнанной жизни, пока не разрушите телесную природу и пока первоначальное благо не будет вовзращено бестелесным субстанциям». Если принять гипотезу о возникновении нашего мира в результате падения ангелов, то как понять, что патриархам, которые были приятны Богу своей верой и жизнью, Бог обещал умножить их потомство подобно звездам небесным и песку морскому – ведь это означало обещание огорчить еще многие сонмы душ низвержнием их на землю?! Итак, предположение о падении душ абсурдно, а значит ложно и учение, согласно которому души облачаются в худшие или лучшие тела соответственно глубине своего падения (цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. p. 501) 1331 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении».//Православный собеседник. 1902, апрель. 1332 цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. Problemes de la creation et de l " anthropologie des origines a saint Augustin. – Paris, 1961, p. 571.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Газский Паисий тайно в келье отвечал обоим патриархам на это прошение и заключил свой ответ следующими (по истине изумительными) словами: – «Государь Алексей Михайлович будет царем и вместе первосвященником подобно Мессии Христу, которого род происходит из дома царского и священнического, будет провозглашен новым Константином, царем и вместе с тем епископом, как мы на выкличке в великое навечерие провозглашаем христианнейшего великого Константина и, как называл его Евсевий, т. е. царем и иереем. Ибо и римские и египетские цари соединяли в себе два достоинства, первосвященническое и царское, как воспевал латинский Омир, Виргилий, что Эней был царь и священник Феба. Но я и нехотя распространил речь свою, которую желал бы сообщить в слух всех: однако навык хранить тайну царя, и не оповещать того, что говорится и делается в тайне». 7 Рано утром 19 января собрались все архиереи, ничего не зная о том, что происходило ночью, и в этот раз, после длинных чтений и спорных рассуждений о монархической власти и о том, что государственных изменников надлежит проклинать, окончательно решили, что царь преобладает в делах гражданских, а патриарх в духовных, дабы церковный порядок оставался неприкосновенным во веки веков, хотя и не высказали: где оканчивается власть царская, и начинается власть патриаршая. Под конец все громко сказали: «Сия есть слава Богоносных Отцов! Так все мы мудрствуем! Да живет многая лета победоносный и непобедимый царь наш! И да продлится долгоденственное житие ваше, всесвятейшие и блаженнейшие патриархи! В 24 день января опять все иерархи соборовали в келье александр. патриарха Паисия и запретили священнослужение непокорным архиереям, Павлу Крутицкому и Илариону Рязанскому. Но в неделю блудного сына оба они получили прощение и разрешение служить; однако не переставали тайно роптать и шептать в некоторых домах боярских. – Часты были заседания этого собора, потому что надлежало решить множество важных вопросов церковных. В одно из них определено было, на основании соборного в Константинополе узаконения 6992=1484 года индикта 2-го: «христиан римского вероисповедания принимающих веру православную, не перекрещивать, а только миром помазывать».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эмфитевт (эмфитевкарий) – арендатор эмфитевсиса. Энапограф – прикрепленный к земле арендатор-колон, приписанный к налоговому цензу имения (налоги за него платил его господин). Был лишен права перехода из одного владения в другое. Лат. вариант греч. термина – адскриптиций. Эндеестер – лицо среднего имущественного состояния. Ср.: эвпор, апор. Эней Газский (ум. после 518 г.) – христианский философ родом из Газы; после него остались 25 писем и сочинение «Феофраст, или о бессмертии души и Воскресении», где вместе с раскрытием христианских догматов излагаются мнения древних философов и разбирается теория переселения душ («метемпсихоз»). Энилон – см.: агрий. Энипостат – имущий крестьянин в поздней Византии. См.: анипостат. Энкаустика – от греч. энкаусис – «выжигание», техника рисования, при ко – торой разогретая до жидкого состояния восковая краска наносится на грунтовую основу (дерево, камень). В античности Э. применяли для изготовления картин, преимущественно портретов. В ранней Византии в такой технике рисовали некоторые иконы. Энколп17;он – нагрудный двухстворчатый крест с изображением Распятия, Богородицы, святых, внутрь которого вкладывали частицы священной реликвии, мощей (русск. складень, мощевик). Получил особое распространение с IX-X вв. Энкомий – похвала, похвальное слово, хвалебная речь, наполненная метафорами, иногда – «затрапезное слово», тост. Особенно часто Э. посвящали василевсам (см.: василикос логос). В риторике – одна из форм прогимнасмата. Энномион (энномий) – «пастбищный» сбор, подать, которая взималась с общины за пользование пастбищами или торговая пошлина, которая уплачивалась скотопромышленником, владельцем скота за его продажу. Э. брали с крупного рогатого скота с головы, а с мелкого – с сотни. См.: димосиос канон. Энкомист – носильщик погребального ложа, участник похоронной процессии. Энспонды – см.: соции. Энтафиаст – погребальный служащий, участник похоронной процессии. Энтимема – предположительное умозаключение от противного (в риторике). Энхирион – епигонатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом отношении преп. Максим продолжает традицию христианской полемики против языческого учения о вечности мира. В частности, следует упомянуть, что в VI в. на эту тему написал два трактата Иоанн Филопон: О вечности мира, против Прокла (De aeternitate mundi contra Proclum) и О вечности мира, против Аристотеля (см.: Against Aristotle, on the eternity of the world/Transl. by Chr. Wildberg. London, 1987). Но и до Филопона об этом писали христианские философы, представлявшие Газскую (Палестинскую) школу, тесно связанную со школой Александрийской, к которой принадлежал и Филопон. Это Эней Газский ( ок. 518 г., см. его диалог Теофраст) и Захария Схоластик (ок. 465 г. – после 536 г., см. его диалог Аммоний). Филопон отчасти следовал по их стопам в христианской полемике против языческого неоплатонизма и даже использовал некоторые из их аргументов. В свою очередь, у преп. Максима тоже можно найти некоторые аргументы представителей данной школы (см.: Tollefsen T. The Christocentric Cosmology of St. Maximus the Confessor. Oxford, 2008. P. 52−53, 114. Исповедник близок к Филопону в Амбигве 10. 32 (PG 91. 1169 BD) и Амбигве 10. 36 (PG 91. 1176 D – 1177 B), где он практически повторяет утверждение Филопона, что все движущееся должно иметь начало движения; см. также: Амбигва 39//PG 91. 1181 A – 1184 A). Хотя в целом полемика преп. Максима с языческим учением, в частности в Амбигвах, имеет другую направленность. Уже в Главах о любви Преподобный отвергает языческое учение о вечности мира в контексте своего учения о любви к Богу как первейшей заповеди, т. е. противопоставляя Бога всему остальному творению – тварному и чувственному. А в Амбигвах полемика против вечности мира появляется в контексте доказательства ценности естественного созерцания как одного из существеннейших моментов духовной жизни. Отстаивая эту ценность, преп. Максим доказывает, что из рассмотрения творения можно познать его конечность и то, что оно имело происхождение, и тем вознестись умом до представления о бытии Того, Кто поистине безначален и беспределен. Такое созерцание, точнее, исповедание безначальности Бога и несоизмеримости с Ним творения, вменяется Исповедником в обязанность каждого подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В то же время обретены были, неподалеку от сего места, в пределах Елевферополя, мощи пророка Захарии 66 ; он явился в сонном видении некоему рабу, по имени Калимеру, управлявшему селением своего господина, и велел ему копать землю подле дороги, ведущей к городу Витеревии. Пророк был найден в двойном гробе, облеченный в белую священную одежду, но это был сын первосвященника Иодая, а не сын Варахии, от коего осталась нам книга пророчеств 67 . Один из епископов, присутствовавших вместе с Иоанном на соборе Диосполиса, был св. Порфирий Газский, которого ублажает Церковь за его великие подвиги против идолослужения: ибо он обратил к свету Христову упорную свою паству, долее всех противившуюся истинной вере; предместники его, Асклепа, Иринион и Эней, не могли успеть. Порфирий 68 родился в Фессалонике, в половине IV века, от именитого и богатого семейства, и получил образование, достойное своего высокого звания; но пустыня была предметом его желаний, и во цвете лет он избрал самую жестокую из пустынь, Скитскую, на рубеже Ливии. Потом, посетив Св. места, еще на пять лет уединился в вертепе Иорданском, отколе тяжкая болезнь заставила его идти в Иерусалим. Там, расслабленный, ежедневно посещая Св. места, с посохом в руках, исцелился чудным образом; однажды, с трудом дошедши до Голгофы, упал он без чувств на каменный помост её, и будучи вне себя, увидел Господа Иисуса распятого, который велел благоразумному разбойнику сойти со креста к болящему и взяв его за руку исцелить. Порфирий встал исцеленным и продолжал строгую жизнь свою в Иерусалиме, раздав все свое имущество бедным и монастырям. Епископ Иоанн произвел его в пресвитера и поручил ему хранение Честного Древа Креста, которое соблюдал он три года, доколе не был избран в епископа. Митрополит Кесарийский Иоанн, по смерти святителя Газского Энея, не зная, кому поручить столь трудную паству, наложил на себя трехдневный пост и просил Господа открыть ему достойного пастыря: Господь указал на Порфирия. Митрополит написал к Иоанну Иерусалимскому, и сам Порфирий имел ночью другое видение: Иисус Христос повелевал ему отдать обратно вверенное его заботам сокровище, ибо он хотел дать ему супругу убогую, но добродетельную, которую должен был так украсить, чтобы она забыла первобытное свое состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Да и у Римлян, как и Египтян, царь соединял в себе власть Священства и царства, как пишет поэт латинский Гомер – Виргилий (У Виргилии в Энеиде III, 8 есть стих такой: «Rex Aenius rex idem hominum Phoebique sacerdos». Царь Эней – царь людей и жрец Феба). Также накануне в официальном заседании Газский Митрополит постарался смягчить прочитанное слово Епифания Кипрского , из которого, по мнению членов Собора, яснее солнца вытекало, что Престол Святительский выше всякого другого престола, а следовательно и самого царского достоинства. Вот это слово: «Престол Давидов и царское седалище есть Священство во Святой Церкви; сие то царское и Первосвященническое достоинство, соединив воедино, Господь даровал Святой Церкви, перенеся в нее Престол Давидов, не престающий пребывать во век; потому престол Давидов существовавший свое преемство продолжал до Самого Христа, так как не оскудевали князья от Иуды, дóндеже пришел Тот, Кому отложено и той сказано чаяние языков ( Быт. 49, 10 ). Ибо в пришествие Христово прекратились до Самого Христа бывшие по преемству вождями князья от Иуды. Прекратился и не продолжался более порядок, когда родился Христос в Вифлееме Иудейском, при Александре, происходившем из первосвященнического рода. Сим то Александром пресекся жребий царский при царе Ироде и Августе, самодержце Римском. Этот Александр, как один из помазанников и вождей, возложил на себя и венец; потому что, когда соединились два колена и царское и Первосвященническое, разумею Иудино и Аароново и все Левиино, тогда происшедшие от сих колен делались царями и Иереями. Ибо ничто не погрешило из загадок (таинственного ангела) писания. Но тогда наконец, возложил не себя диадему иноплеменный царь Ирод, а не из потомков Давидовых. А по падении царского престола и царское достоинство из плотского Иудина дома и из Иерусалима перенесено во Христе в Церковь . Водружается же Престол во Святой Божией Церкви во веки, имея достоинство по двоякому праву, и царскому и Первосвященническому: по праву царскому от Господа нашего Иисуса Христа – двояко: и потому что Он по плоти от семени Давида царя и потому что, будучи тем, что Он есть, от века больший еще царь по Божеству; по праву же священному, потому что Он Архиерей и Первосвятитель Архиереев после того, как вскоре поставлен Иаков, именуемый Брат Господень и Апостол – первый Епископ, по естеству сын Иосифов, наименование же Брата Господня получивший, потому что жил с Ним в одном семействе… Ибо пребывает Престол Его, царствию Его не будет конца, возсядет на Престоле Давида, ни в чем не изменивши царской власти Давида, но даровав ее слугам Своим – Архиереям Вселенской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

13 Многие отцы Церкви и церковные писатели обращали внимание на теснейшую связь пастырства и учительства. Согласно преподобному Исидору, такое учительство словом всенепременно должно сопровождаться и учительством дела, то есть добродетельной и образцовой жизнью самого пастыря. См. Заварин И. Пастырское служение по учению св. Исидора Пелусиота//Православный Собеседник. 1899. Ч. II. C. 716, 719–724. 14 Ср. толкование святителя Феофана: “Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца, — и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным; отчего не то творится, а это содевается”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий Апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 427. 15 См. замечание И. В. Попова: “Вопрос о происхождении зла всегда волновал человеческую мысль, а особенно в первые века христианства”. — Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Т. I. Сергиев Посад, 1916. С. 110. Ср. также суждение о значении данной проблемы для блаженного Августина: “Основной философский вопрос, который доставил Августину больше всего мучений, был вопрос о зле (происхождении его, природе); это, может быть, потому, что этот вопрос был практический Августин прекрасно понял то противоречие, которое так глубоко заложено в человеческую природу. И никто глубже и вернее Августина не изображает это внутреннее противоречие, это глубокое раздвоение, проникающее в самые сокровенные фибры нашего существа”. — Погореловский Ф. Философские запросы, искания и воззрения блаженного Августина по его “Исповеди”//Странник. 1907. 2. С. 181–182. 16 Данная мысль получила развитие у многих христианских богословов, в том числе у Энея Газского, написавшего в V в. весьма интересное сочинение “Феофраст, или о бессмертии души и воскресении”. В диалогической форме здесь раскрываются многие аспекты христианского вероучения и, в частности, учение о Промысле Божием. См. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение: “Феофраст, или о бессмертии души и воскресении”. Историко-догматический этюд//Православный Собеседник. 1902. 4. С. 7–8.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Августин Блаженный (354–430) – святой. Родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование он получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия. Под руководством святителя Амвросия Августин изучил Священное Писание . Слово Божие произвело в его душе коренной перелом – он принял святое Крещение, раздал все свое имение бедным и постригся в иноческий образ. В 391 году епископ Иппонийский Валерий посвятил святого Августина в сан пресвитера, а в 395 году – в сан епископа и назначил викарием Иппонийской кафедры. После смерти епископа Валериана святитель Августин занял его место. Много трудов за 35 лет своего епископства блаженный Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан, Блаженным Августином написано много творений и «Христианская наука». Блаженный Августин прежде всего заботился о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. «Пусть лучше, – говорил он, – порицают нас грамматики, чем не понимает народ». Скончался блаженный Августин 28 августа 430 года. Цит. по Patr. Migne. PL, t. 42. Исихий Иерусалимский (ум. 432) – преподобный, урожденец Иерусалимский, в молодых летах своих был слушателем и учеником св. Григория Богослова . По кончине великого наставника своего проводил жизнь подвижническую в одной из пустынь Палестинских, где продолжал изучать дух христианства то в книгах, то из устных бесед с современными подвижниками Палестины, то опытами собственной жизни и своими исследованиями. В 412 году Иерусалимский архиепископ посвятил просвещенного подвижника во пресвитера, и с сего времени, соединяя с саном пресвитера и звание проповедника, он является в истории Церкви как один из знаменитых учителей. По ученым трудам своим преп. Исихий был достойным учеником св. Григория Богослова . Цит. по Patr. Migne. PG, t. 93/1 и по Добротолюбию (т. 2). Эней Газский (Газейский) (прибл. кон. V в.) – христианский философ; принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. После него остались 25 писем и сочинение «Феофраст, или о бессмертии души и воскресении». Поводом к написанию сочинения было, что теория переселения душ находила последователей среди христиан (даже такой богослов, как Ориген ). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

482 Немезий. О природе человека. с. 65. 483 Немезий. О природе человека. с. 63. 484 Немезий. О природе человека. с.77. 485 Немезий. О природе человека. с.172. 486 блаж. Иероним Стридонский. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 487 блаж. Иероним. Письмо 96. К Гебидие//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 156. 488 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 331. 489 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского. сс. 331–332 и 336. 490 блаж. Иероним. Письмо 97. К Алгазии//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 174. 491 Блаж. Иероним. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 1998, С. 90. 492 Св. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 291. 493 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 300. 494 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 299. 495 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 1,9 //Творения. Кн. 2. М., 2002, Сс. 516–523. 496 блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 9. (Антиеретикон 1,9)//Творения. ч.6. М., 1859, сс. 36–37. 497 блаж Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 20. (Антиеретикон 1,20)//Творения. ч.6. М., 1859, с. 73. 498 Блаж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. – М.,1996, с.160. 499 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» (Православный собеседник. 1902, апрель) и Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. М., 1999, с. 643–645. 500 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992. 501 Безант А. Противоречит ли теософия христианству?//Безант А. Христос: теософия и христианство. Минск, 1995, с.18 502 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 2, с. 269. 503 архиеп. Филарет (Гумилевский) . Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

с. 65. 169 Немезий. О природе человека. с. 63. 170 Немезий. О природе человека. с.77. 171 Немезий. О природе человека. с.172. 172 Блаж. Иероним Стридонский. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 173 Блаж. Иероним. Письмо 96. К Гебидие//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 156. 174 Блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию//Творения. ч. 4. — Киев, 1880, с. 331. 175 Блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского. сс. 331-332 и 336. 176 Блаж. Иероним. Письмо 97. К Алгазии//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 174. 177 Этот аргумент в середине VI столетия будет развит Иоанном Филопоном в книге «О творении мира» (7, 2). Если действительно жизнь в теле есть наказание, то зачем же Бог дает заповедь «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю!»? Не справедливее ли было сказать душам: «Умаляйтесь, уменьшайтесь, опустошайте землю и воды; отделяйтесь от зла, то есть от телесного существования, и пременяйтесь, стремясь достичь незапятнанной жизни, пока не разрушите телесную природу и пока первоначальное благо не будет возвращено бестелесным субстанциям». Если принять гипотезу о возникновении нашего мира в результате падения ангелов, то как понять, что патриархам, которые были приятны Богу своей верой и жизнью, Бог обещал умножить их потомство подобно звездам небесным и песку морскому — ведь это означало обещание огорчить еще многие сонмы душ низвержением их на землю?! Итак, предположение о падении душ абсурдно, а значит ложно и учение, согласно которому души облачаются в худшие или лучшие тела соответственно глубине своего падения (цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. Problemes de la creation et de l " anthropologie des origines a saint Augustin. — Paris, 1961, p. 501). 178 Блаж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. — М., 1996, с.160. 179 См. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» (Православный собеседник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010