Население Г., изначально смешанное, в визант. период стало более однородным. Блж. Иероним ( Hieron. Vita Hilar. 22) и Марк Диакон ( Marc. Diac. Vita Porph. 66-68) пишут, что здесь говорили в основном по-арамейски, а знание греч. ограничивалось высшим обществом. Христианство легче находило путь в низшие слои, чем в эллинизованную верхушку. Св. места Г., связанные с мучениками (Тимофеем, Майором и Феей в Г., св. Виктором по пути в Маюму), гробница прп. Илариона Великого к югу от Г. привлекали с IV в. множество паломников. В храме св. Евдоксии был запланирован странноприимный дом; паломник Антоний из Плаценции писал, что «жители (Газы) очень добродетельны, наделены особой щедростью и любовью к паломникам» ( Anton. Placent. Itinerarium. 33). В V-VI вв. наибольшей популярности достигла газская школа риторики, основанная на стилистически близкой к александрийской школе. Здесь учили владеть стихом и прозой, давали знания классической лит-ры и мифологии. В числе руководителей школы известны: Тимофей, написавший книгу по грамматике и трактат об экзотических животных гекзаметром (сохр. краткое изложение содержания в прозе); Эней Газский , в сочинении к-рого, посвященном бессмертию души, христианство сочеталось с неоплатонизмом (диалог «Феофраст»); поэт и грамматик Иоанн Газский - автор анакреонтических стихотворений и описания гекзаметром росписей в термах Г., Прокопий Газский ( ок. 526) и его преемник и ученик Хорикий Газский . В 618/19 г., во время долгой византийско-персид. войны, Г. заняли персид. войска Хосрова II, в 629 г. имп. Ираклий вернул ее. Однако вскоре в ходе Арабских завоеваний Г. стала одной из первых целей мусульм. армий. В 634 г. патрикий Г. был разбит арабами к востоку от города. В 637 г. Г. была взята араб. полководцем Амром ибн аль-Асом. Захваченные в плен солдаты гарнизона отказались перейти в ислам и были перебиты (см. Газские мученики ). Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. Царь Давид. Мозаика синагоги в Газе. VI в. В эпоху халифата Г. входила в состав Палестинского окр.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Гравюра. 1956 г. Исайя Скитский. Гравюра. 1956 г. 2. Исаия Скитский (Нитрийский). 27 кратких фрагментов из сочинения «Аскетикон», впервые изданного Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος - CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33-37. 1957. Τ. 1. Σ. 30-35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως - Vita Isaiae monachi// Brooks E. W. , ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16-17. (CSCO; 8)),- и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus - Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер - одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://pravenc.ru/text/178682.html

(Ιεροσλυμα, 1911; 2-е изд.: Βλος, 1962). Фрагменты озаглавлены «О хранении ума» (Περ τηρσεως το νος – CPG, N 5555/7. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 33–37. 1957. Τ. 1. Σ. 30–35. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456–463). Некоторые совр. исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником  Исаией Газским , выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым. Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в сир. Житии его, составленном  Захарией Ритором , говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (в лат. пер. с сир. Liber admonitionis, соответствует греч. Περ παραινσεως – Vita Isaiae monachi// Brooks E. W., ed. Vitae virorum: Apud monophysitas celeberrimorum. Louvain, 1907. P. 3. 16–17. (CSCO; 8)), – и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» (scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus – Ibid. P. 8. 33); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впосл. его учеником, еп. Маюмский  Петр Ивер , в епархии к-рого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Петр, принимавший участие в их подготовке (О хранении ума. 25, 26), по всей видимости, он и Ивер – одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в к-рых упоминается пустыня  Скит , написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, к-рые подтверждают т. зр. прп. Никодима Святогорца и свт. Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, егип. подвижника V в.: 1) идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» доказана быть не может, при этом сир. Житие Исаии, в к-ром говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имен; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Под его влиянием многие обращались к благочестивой жизни. Однако, желая избегнуть мирской молвы, он по примеру прп. Антония Великого удалился в пустыню. Но и там его стали посещать многочисленные паломники. Считая это бесовскими кознями, И. Г. решил покинуть родину и переселился в Палестину. Он посетил Иерусалим, где поклонился честному древу Креста Господня и др. святыням. Проведя в городе 3 дня, И. Г. удалился в окрестности Элевферополя (Бет-Гуврин). Он изучал аскетическое богословие, и мн. монахи из Палестины и Египта, а также видные люди из Газы (Несторий и Дионисий Схоластик; на рассказы последнего ссылается Захария Ритор при описании дара провидения И. Г.) приходили к нему за наставлениями. Видимо, после общения с Несторием и Дионисием он переселился в окрестности Газы, где основал монастырь; руководство обителью поручил соотечественнику пресв. Петру. Иногда приходившие к нему посетители получали ответы на вопросы через пресв. Петра, даже не успев ничего рассказать о своих нуждах. И. Г. принимал участие в богословских спорах в среде монофизитов. Когда Петр Ивер начал дискуссию о сосущности тела Христа телу человека и анафематствовал всех, кто этого не исповедует, палестинские монахи обратились к И. Г. для решения этого вопроса. Исповедание И. Г., с к-рым все согласились, гласило, что Единый Господь Иисус Христос по божеству единосущен Отцу, а по человечеству - людям. И. Г. осудил раскол акефалов. Он был сведущ в античной философии, софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина. Слава об И. Г. дошла до имп. Зинона, который захотел его увидеть и послал за И. Г. евнуха Косму. В это время И. Г. был уже тяжело болен и передал императору и императрице послание. Когда вскоре И. Г. выздоровел, Захария предположил, что эта болезнь была дипломатической для того, чтобы избежать встречи с имп. Зиноном и земной славы. Однако через нек-рое время И. Г. скончался. В Житии И. Г., написанном Захарией Ритором, говорится о сочинении И.

http://pravenc.ru/text/674850.html

Вурцы – знатный род, пришедший на ромейскую службу с восточных окраин Византии. Среди В. наиболее известен полковдец конца Х в., дука Антиохии Михаил Вурца, примкнувший к бунту Варды Склира, но затем перешедший на сторону василевса Василия II (976–1025 гг.). Входы – процессии духовенства в византийской Божественной литургии. Различают Великий В. – внесение Святых Даров в виде освященного красного вина и хлеба-просфоры из жертвенника (професиса) в центральную часть алтаря и возложение их на престол. Малый В., появившийся с 570-х гг., – вынос Евангелия из диаконика. Газа – древний город на крайнем юге Палестины. Его портом на Средиземном море являлась Майюма. В ранневизантийское время Г. была важным церковным и монашеским центром, в котором христианство окончательно победило во второй половине V в. Кроме того, она славилась хорошими школами риторики и мимов, а также экспортным производством амфорной тары для вина. Виднейшие представители риторской школы в Г. – Эней Газский, Прокопий Газский и Хорикий. Галата – район Константинополя на противоположном берегу бухты Золотой Рог. см.: Пера; Сика. Галатия – континентальная область, римская, а затем византийская провинция (эпархия) на севере и в центре Малой Азии, ставшая со временем частью фемы Вукелариев. На юге граничила с провинцией Писидией. Гален (129–199 гг.) – великий греческий врач, сын математика и архитектора из Пергама. В 157–161 гг. – врач гладиаторов в Пергаме, после этого с короткими перерывами практиковал в Риме, где, видимо, и умер. С 169 г. – придворный медик римских императоров. Г был последним крупным представителем научной медицины в античности. В многочисленных сочинениях Г. отражены все достижения медицины того времени, а также его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии. Ко всем дошедшим до него произведениям Гиппократа Г. составил комментарии, в которых стремился синтезировать медицину своего времени с медициной Гиппократа. Уже в IV в. труды Г. получили высокую оценку и стали главным источником для византийских медицинских справочников и руководств. См.: Оривасий Пергамский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иларион собрал вокруг себя мн. учеников, к-рые подвизались в отдельно стоящих в пустыне кельях (блж. Иероним называет их мон-рями). Монахи по примеру учеников прп. Антония жили недалеко от своего духовного отца, не составляя общежития или лавры. Впосл. у этой группы иноков, вероятно, появился какой-то центр, т. к. в Житии прп. Илариона говорится о разрушении мон-ря при имп. Юлиане Отступнике (361-363) и о его последующем восстановлении (Ibid. 33-34). По мнению Хиршфельда, мон-рь находился близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (Монастырь пальм), а материалом для келий отшельников служили пальмовые ветви и сырцовый кирпич ( Hirschfeld. 2004. P. 67-69). Согласно др. гипотезе, мон-рь находился в Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы. В 1997-2001 гг. здесь был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. На полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа была обнаружена мозаичная надпись: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь» ( Elter, Hassoune. 2005). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем аввы Серида, ученика прп. Варсонофия Великого. На 65-м году жизни (ок. 354) прп. Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и желая уединения, покинул Палестину и после долгих скитаний (в Египте, Сирии, Сицилии и Далмации) скончался на о-ве Кипр в 371 г. Исаия Газский, «отец монахов», как его называет Иоанн Руф ( Ioan. Ruf. Pleroph. 73), начал монашескую жизнь в Скиту. После 431 г. он поселился в Бейт-Дальте возле Газы и проводил жизнь затворника, сообщаясь с внешним миром через своего ученика пресв. Петра Египтянина. Вскоре вокруг его кельи сложилась община ( Zach. Rhet. Vita Isaiae monachi//CSCO. 1907. T. 7. P. 9). Некоторые из учеников Исаии подвизались в отдельных кельях в сел. Капарбиана недалеко от Газы ( Ioan. Ruf. Pleroph. 96). Исаия был довольно образованным человеком, сведущим в античной философии, т. к. софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Ибо и римские и египетские цари соединяли в себе два достоинства, первосвященническое и царское, как воспевает латинский Омир Виргилий, что Эней был царь и священник Феба. Но я и нехотя распространил слово своё, которое желал бы сообщить вслух всем, но навык добре хранить тайну царя и не обнародовать того, что втайне говорится и делается. Посему, возлюбив спокойное молчание, прекращаю свой тайный ответ». h11 Глава 12. Соборное решение об искомом предмете Когда день только что стал улыбаться, и солнце воссияло на небосклоне, явились все архиереи, ничего не ведая о том, что происходило ночью, и заняли свои места. Оба блаженнейшие патриарха спросили их: «Приобрели ли вы что-нибудь, приобщившись к общему собору, и имеете ли показать ещё какой словесный дар?» Отвечали архиереи: «Благоволением Божиим и благословением вашего блаженства мы не оскудеваем, а более богатеем. Да будет убо ведомо, что четыре вселенских патриарха весьма разумно определили, что царь превышает архиерея в делах гражданских. И мы нашли в александрийском патриаршем уложении (νομμ) новые стороны дела. Желаете видеть этот кодекс?» – «Пусть подадут его», – сказали всесвятейшие патриархи. Он был подан, и в нём прочтено было следующее: «В царствование Константина Порфирородного, при содействии тогдашнего патриарха Алексея и синода, составлен был том, анафематствующий решившихся произвести восстание или насилие против царей и склонивших к тому их подданных. Вот его содержание. «Злоумышленникам и мятежникам анафема». «Сподвижникам и соучастникам их в восстании анафема». «Советникам и подстрекателям их анафема». «Ополчающимся с ними анафема». «Принимающим их в число кающихся, тогда как они не перестают бунтовать, и прощающим их анафема». Подобным образом, в царствование Михаила Комнина, при тогдашнем патриархе и синоде его, составлен был том, предающий анафеме как решившихся предпринять восстание против сына его Алексея, так и всех сообщников их. Поднялся Газский и сказал: «Есть закон Юлия Кесаря, разъясняющий, кто есть мятежник (ποσττης) и кто изменник (ντρτης).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

482 Немезий. О природе человека. с. 65. 483 Немезий. О природе человека. с. 63. 484 Немезий. О природе человека. с.77. 485 Немезий. О природе человека. с.172. 486 блаж. Иероним Стридонский. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 487 блаж. Иероним. Письмо 96. К Гебидие//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 156. 488 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 331. 489 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского. сс. 331–332 и 336. 490 блаж. Иероним. Письмо 97. К Алгазии//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 174. 491 Блаж. Иероним. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 1998, С. 90. 492 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 291. 493 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 300. 494 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 299. 495 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 1,9 //Творения. Кн. 2. М., 2002, Сс. 516–523. 496 блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 9. (Антиеретикон 1,9)//Творения. ч.6. М., 1859, сс. 36–37. 497 блаж Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 20. (Антиеретикон 1,20)//Творения. ч.6. М., 1859, с. 73. 498 Блаж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. – М.,1996, с.160. 499 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» (Православный собеседник. 1902, апрель) и Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. М., 1999, с. 643–645. 500 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992. 501 Безант А. Противоречит ли теософия христианству?//Безант А. Христос: теософия и христианство. Минск, 1995, с.18 502 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 2, с. 269. 503 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Преп. Максим Исповедник пишет, что «Всякая разумная и духовная сущность разделяется надвое: на ангельское и человеческое существо. Все ангельское естество опять разделяется на две общие части и группы: на святые и проклятые» 1513 . Состояние после смерти Эней Газский раскрывает «христианское учение о самостоятельном существовании человеческих душ после разложения их тел» 1514 . Спасение. Христологический, Экклесиологический и аскетический аспект Св. Кирилл Александрийский считает, что «во Христе Бог восстановил всю человеческую природу в ее первозданном состоянии. Действия и состояния Христа по человечеству имеют значение для всего человечества как такового» 1515 . «В учении о спасении человека можно говорить о восстановлении образа всей Св. Троицы. Через воплощенное Слово мы лучше познаем Бога Отца, образом Которого Слово является, и воплощенное Слово становится Подателем св. Духа» 1516 . Св. Кирилл учит «о двух видах усыновления человека Богу: «естественном» и «по благодати» или «по причастию». Если усыновление «по благодати» осуществляется в Святом Духе через Христа, то усыновление «по естеству» происходит во Христе и только во Христе» 1517 . Также Св. Кирилл «различает между двумя типами освящения человека: «телесным» и «духовным«» 1518 . Телесное освящение, связанное «с участием в таинстве Евхаристии, имеет своим основанием естественное усыновление человечества во Христе», Св. Кирилл «считает, что человечество Христа было освящено не в силу ипостасного соединения как такового, но потому, что оно приняло благодать Св. Духа» 1519 , в ином случае «оно не может стать источником нашего освящения, так как для нас невозможно соединится с Богом ипостасно» 1520 . «Животворность тела Христова имелась в виду Юстинианом, когда в целях утверждения Кирилловой христологии он учредил обряд подливания теплой воды, «теплоты»… и даже самое название зеон, «теплота», было созвучно слову зои, «жизнь»» 1521 . «Сам Спаситель по человечеству не есть просто один из членов человеческого рода, а начаток обновленного человечества» 1522 . «Адам соединен с людьми через Еву, жену и мать всего рода человеческого; Христос соединен через Церковь » 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Указанное многообразие вопросов, занимавших умы в Византии в VI-VII вв., в достаточной степени обнаруживает силу и живость богословской мысли. С VI в., однако, и в богословии и литературе Византии начинается упадок по сравнению с временем расцвета церковной письменности в IV и начале V вв. Богословская мысль после Юстиниана заметно мельчает, чуждается созидательной работы в широких размерах и постепенно замирает в слепом повторении готовых фраз и положений. Такого же рода упадок сказывается и в литературе. Правда, в VI в. все эти печальные признаки выступают еще не в такой степени, как в последующее время. Почти все виды литературной производительности имеются налицо: экзегетика (Прокопий, Исихий, Олимпиодор, Икумений, Андрей Кесарийский , Анастасий Синаит ), апологетика (Эней Газский), полемика 187 , даже систематическое богословие 188 , аскетика (Симеон Дивногорец, Зосима, Дорофей, Антиох, Иоанн Лествичник ), история ( Феодор Чтец , Захария, Евагрий, Исихий, Иоанн Малала), агиография ( Кирилл Скифопольский , Иоанн Мосх , Леонтий Неапольский), поэзия (св. Роман, Софроний, Георгий Писида), – все эти виды письменности имеют своих представителей; при этом экзегетика и агиография – даже более видных, чем в последующее время. Лишь церковное красноречие представлено слабо (св. Софроний): печальный признак упадка в рядах иерархии, этого наиболее жизненного элемента в Церкви. Но при всей наличности довольно большого развития литературной производительности, все-таки признаки общего упадка литературы уже налицо, и выражаются они в том, что не выступают уже такие всесторонние писатели, как в IV в., для которых одинаково близко стояли интересы экзегетики и догматики, аскетики и полемики: каждый работает в своей специальной области. Это само по себе не так плохо, и даже хорошо, если ведет к углублению и разработке известной области. Но в Византии такое сужение литературных интересов шло в уровень с качественным понижением работоспособности в каждой области. Писатели заботились не о расширении, а о сокращении своих занятий, не о разработке богословских вопросов, а о собирании суждений по ним разных писателей предшествующей эпохи. Принцип следования «отцам» перешел в простое копирование святоотеческих творений. Механическое нанизывание цитат во всех областях – в экзегетике (катены Прокопия), в догматике (Doctrina Patrum), даже аскетике (Пандекты Антиоха) – постепенно заменило собой творческую работу мысли. В особенности развился интерес к составлению разного рода сборников. Целью их было облегчить или даже заменить изучение литературного богатства, полученного Византией в наследие от золотого века церковной письменности. Сокращение и эксцерпирование развилось впоследствии в такой степени, что составило самостоятельную ветвь византийской письменности. Это было знамением все более и более охватывавшего ее омертвения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010