Но более определенно выражается иудейское верование в пророческое призвание Мессии в Евангелиях и, особенно, в рассказе Иоанна Богослова о чудесном насыщении пяти тысяч народа; после этого чуда иудеи говорили: «это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир», а затем хотели нечаянно взять Его и объявить царем ( Ин. 6:14–15 ). Здесь конечно идет речь не о Предтече, а о самом Мессии, так как желание объявить Иисуса Христа царем равносильно признанию Его мессианского достоинства. Точно также понятия «Мессия» и «пророк» очевидно сливаются и в представлении того фарисея, который по поводу целования ног Спасителя грешницей сказал: «если бы он был пророк (т. е. если бы Он действительно был Мессией, за которого выдает Себя, а следовательно и пророком), то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему» ( Лк. 7:39 ). Макк 771 указывает далее на признание Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим со стороны народа не только Мессией, но и пророком ( Мф. 21:11 ), на усвоение Ему эммаусскими путниками наименования «пророка, сильного в деле и слове», одновременно с выражением чаяния, что «Он есть тот, Который должен избавить Израиля» ( Лк. 24:19–21 ), на слова народа при воскрешении сына наинской вдовы: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 7:16 ) и т. д. ( Ин. 7:40 ); во всех этих случаях он видит проявление народной веры в пророческое призвание Мессии. Свидетельства Евангелия подтверждаются и таргумом Ионафана, где говорится (на Ис. 11:1 ), что на Мессию сходит дух пророчества 772 . В позднейшей талмудической письменности хотя и говорится о Мессии, как учителе мудрости, совершителе чудес и органе божественного откровения, но нигде прямо не усвояется ему наименования пророка 773 . В чем же должно обнаружиться по представлению иудеев пророческое служение Мессии? Он будет руководителем своего народа в мудрости и святости. В апокрифах он часто изображается носителем высшей мудрости и нравственной правды: мудрость излилась на него как вода, и все тайны правды открыты пред ним, поэтому неправда преходит пред ним как тень (Ен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Но знайте, что Спаситель может входить не под всякую кровлю, не во всякий дом. Ах, как много знаю я домов в нашем городе, в которые Он наверное не заходит и не может зайти. Ибо там нет для Него места, там закрыты для Него двери. Знаете ли вы, что уготовляет место Спасителю? – Только туда заходит Он, где выходят к Нему навстречу сердца, исполненные Его духа. Только тогда может Он обитать и между вами, когда Он признает вас Своими по вере, по надежде и по любви. Знаете ли вы тот ключ, которым отпираются двери для Иисуса? – Это молитва . Только туда Он входит, где на Его стук отворяют Ему двери с прошением Лавана: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? ( Быт.24:31 ) или с просьбою эммаусских путников: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, войдет Он и в вашу среду, если и вы будете собираться во имя Его, то есть жить по Его учению и согласно своим обетам, – войдет и останется с вами и обитель сотворит у вас ( Ин.14:23 ). Он будет сопровождать и руководить вами на всех путях ваших, Он будет с вами и во время ваших занятий и работы, и в часы вашего отдыха, и в церкви во время богослужении, и в часы вашей уединенной молитвы – короче, Он будет присутствовать всюду, всегда и во всем, что у вас делается: в словах и речах, которые у вас говорятся, в песнях, которые вы поете, в работе, которую вы совершаете, в духе, веющем во всем строе вашей жизни, так что всякий при взгляде на вашу обитель вправе будет сказать: да, здесь действительно живет Господь. Не должно ли это быть образом того, что хочет предложить Марфо-Мариинская обитель и вам, насельницы ее? В самом деле, что предлагает вам, боголюбивые сестры, мир, откуда вы собрались сюда, с его блеском и пышностью, с его трудами и заботами? Я думаю, что вместо хлеба он предлагает жесткий камень. Труды и заботы, – ах, как тяжелы, как суровы, как холодны эти голые камни, с которыми люди неизбежно должны в течение всей своей жизни влачить судьбу свою! Я думаю, что это можете подтвердить и сами вы, ибо и между вами есть такие, которые не по розам совершали доселе жизненный путь свой, но среди терний и волчцев, которые обречены в ноте лица своего есть хлеб свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 11); Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (7, 13). Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? (7, 31) После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти (10, 1). Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (11, 39). В рассказе о Преображении Иисуса на горе св. Лука избегает слова «преобразился» (metemorfw/qh ¬ metamorfw/), к которому мы привыкли по Мф. 17, 2 и Мк. 9, 2. В греческой мифологии было много случаев «преображений» богов. Лука подбирает другие слова: Kai e)ge/neto e)n t%=proseu/xesqai au)to/n to ei)=doj tou=prosw/pou au)tou=e(/teron. И# бы1сть, е3гда2 мoлz1шecz, buдehie лица2 e3rw2 и4но: «И когда молился, вид лица Его изменился»; ЕК: «И когда Он молился, сделался вид лица Его иным» (Лк. 9, 29). 98. Автор, обстоятельства и время написания Лк. и Деян. Традиционно евангелиста и дееписателя Луку отождествляют с «врачом возлюбленным» (Кол. 4, 14), который сопутствовал апостолу Павлу во многих его миссионерских путешествиях (см. также Флм. 23; 2 Тим. 4, 10). Так, если опираться на отрывки Деян., где говорится «мы», Лука вместе с Павлом прошли из Троады в Филиппы, где и находились между 50-м и 58-м годами. Затем Лука вновь присоединился к Павлу в Милете, откуда сопровождал его в Кесарию, а затем в Рим. Родившийся в Антиохии, Лука получил языческое, эллинское воспитание и образование, связанное не только с хорошей риторической школой, но кроме всего прочего и с медициной. Имея за плечами такую интеллигентную биографию, он с большим литературным вкусом пользуется тем греческим языком, который был тогда в ходу («койне»; см. § 15. 2). Священное Предание видит в одном из эммаусских путников (Лк. 24, 13 слл.) самого Луку, хотя Евангелие называет по имени только одного из них, Клеопу (ст. 18). Возможно, в данном случае Лука скромно умолчал о своем имени, хотя не исключено, что будучи язычником из Антиохии, Лука уверовал впоследствии. Как считал еп. Кассиан, для отождествления Луки «с не названным по имени спутником Клеопы на дороге в Эммаус мы не имеем оснований» . 99. Общие характерные особенности трудов св. Луки

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Он услышит, Он не может не услышать воздыхания той души, которая жаждет Его, томится о Нем; для такой души Он готов сделать всегда больше, чем сколько она у него просит. Братия! Если Пасхальная радость пробудила (о, если бы пробудила!) сейчас в глубине душ ваших это сердечное желание более и более познавать Его, глубже и глубже проникать в смысл и дух Его учения, теснее соединиться с Ним и живее чувствовать Его близость и общение с вами, то пусть каждый из вас из глубины души воззовет сейчас к Нему: «Господи, мы видим, что Ты хочешь уйти от нас, но не оставляй нас, Господи, ибо день склонился уже к вечеру и мрак неверия и нечестия облегает нас. О, как жутко нам в этом мраке без Твоего света, без Тебя, наша единственная утеха, мир и надежда! Не уходи от нас, останься с нами, Господи». И Он услышит эту молитву вашу, останется в душах ваших и даст вам силу в борьбе с искушениями мира, Он будет возводить вас от силы в силу и не оставит вас до конца жизни вашей. Конечно, эммаусские путники в пасхальный вечер не получили бы такой благодати, если бы они отвратили слух свой от того, что Он говорил им на пути. Но они охотно и со смирением выслушали Его обличительное слово; они не оскорбились, когда сказал Он им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во славу Свою? ( Лк.24:25–26 ). Они не нашли эти слова жестокими и резкими, но выслушали их со смирением, а потому Господь и согласился остаться с ними и открыл им Себя как Живого. И в настоящее время Он охотно остается с теми, которые со смирением и готовностью исправиться принимают Его обличительное слово. Многим это слово кажется слишком суровым и жестоким, ибо оно говорится не по примеру людей мира сего, которые, когда хотят произвести приятное впечатление на своих собеседников, прибегают к неправде и лицемерию, воскуряя перед ними фимиам лести. Но Господь поступает не так: Он со всей прямотой бичует нас за медлительность и косность нашего сердца в восприятии той истины, которую Он проповедует нам, – истины веры и покаяния, как единственного условия нравственного обновления и вступления в тесное общение с Ним. И кто желает этого общения, тот не оскорбляется этой резкостью, но со смирением выслушивает Его и слагает в своем сердце с твердым намерением исправиться! Таковой и сейчас не напрасно просит: останься с нами!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Перед входом в Иерусалим ученики по слову Спасителя отвязывают и уводят, наверняка, чужого осла. На вопрос: «Что вы делаете?» – они не отвечают «развязываем и уводим», но говорят: «он надобен Господу». Этот ответ был наиболее верный. Если сказано о деле, значит надо открыть смысл этого дела, восходящий к Божественной надобности. Об этом догадываются иудеи, поэтому-то и задают вопрос: «Какой властью Ты делаешь?» ( Мк.11:28 ; Лк.20:2 ), т. е. имеется ли божественное благословение в Твоих делах? Эммаусские спутники Спасителя говорили о Нем, что это был «пророк, сильный в деле и в слове пред Богом и всем народом» ( Лк.24:19 ). Дело, следовательно, таковым является, если стоит перед Богом, к Нему возносимо и от Него посылаемо; дела являются именно делами, «потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:21 ). Поэтому-то оправдано выражение «действовать о Господе» ( Деян.14:3 ). Таким образом, то, что совершает человек, может именоваться делом, если оно Богоцентрично, т. е. восходит к Нему, основано на Его заповедях и благословении Отца Небесного. Сам Иисус Христос говорил, что Он послан Отцом совершить дело Его. Затем в Деяниях читаем: «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Это является основанием понятия «дела ради Бога». Добро , совершаемое ради человека, не имеет похвалы перед Господом – «ибо и грешники это делают» ( Лк.6:33 ). В притчах выделяется такой оттенок различий дел: «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» ( Притч.16:20 ). Понятно, что дело, совершаемое в надежде на Господа, это более предпочтительное, в смысле спасения, поведение человека. И апостол заключает: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ); и далее – «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков...» ( Кол.3:23 ). Итак, дело, творимое человеком, относится к его внутреннему миру и соотносимо с богоустановленными заповедями праведности. Писание широко использует различные образы, позволяющие вникнуть в суть божественных дел. В частности, дело уподобляется пути. Путь может вести к совершенству или к нечистоте – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших... Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» ( Иез.36:31,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог — Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь; кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную. Первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, — это взять его с благоговением, с чувством, что мы держим не только книгу и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем — это СЛОВО, Бог говорящий; говорящий через действие, говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исаию пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Он обращается к нам на человеческом языке. И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благоговением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы присутствовали действительно, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, — слова жизни, не слова смерти; слова, способные пробудить в нас все, что есть живого и по-человечески, и по вечности, по-Божиему; слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти. И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы никогда ничего не достигнем. Итак, будем читать Евангелие, выбирая все те отрывки, которые доходят до нас, — не те отрывки, которые проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце, или, словами Эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он говорит нам. Будем читать эти отрывки, которые, воспламенив наши сердца, могут также привести — или приводят — к жизни наш ум, подвигают нашу волю, побуждают нас к новой жизни.

http://pravmir.ru/propovedi-na-temy-novo...

Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними — в том, что ученики приняли Его за обыкновенного человека, нет противоречия с учением апостола Павла о “духовном теле” Воскресения. Глаза их были удержаны — ср. 9:45; 18:34. Они не узнали Его — бывшие со Христом в дни Его земной жизни не узнают Его по воскресении из мертвых, в то время как многим поколениям христиан, отделенных от Евангельских событий пространством и временем, дано узнать Его. Отчего вы печальны? — в наиболее авторитетных рукописях это не часть вопроса, а авторская речь: И они остановились, печальные. Один из них, именем Клеопа — сокращенный вариант имени Клеопатр. Вероятно, это тот самый Клеопа (или Клопа в других рукописях), жена которого Мария присутствовала при распятии (Ин 19:25); по свидетельству Евсевия, так звали брата Иосифа Обручника. Если это одно и то же лицо, Клеопа — отец Симеона, который, по Евсевию, стал во главе иерусалимской Церкви после мученической кончины Иакова Праведного в 62 г. В таком случае понятно, что Лука называет того из двух путников, имя которого известно его читателям. Высказывались разные предположения о том, кто мог быть спутником Клеопы — например, его жена или Филипп диакон (такова гипотеза Бенуа, основанная на том, что в Деяниях указана связь его с местностью к западу от Иерусалима и что эммаусский эпизод мог быть одним из “путевых рассказов” Филиппа Луке о совершившихся с ним чудесных событиях, чем объясняется и поразительное сходство с Деян 8:26–40), однако ни одно из них не может быть доказано 152 . Ты один из пришедших в Иерусалим — Клеопа удивляется тому, как кто-то из паломников (за которого он принимает Иисуса) мог быть настолько “чужим” или “пришельцем” ( paroike‹j) в Иерусалиме, чтобы не услышать того, о чем только и говорит в эти дни весь город. Иисусом Назарянином — слова Назарянин ученики обычно не употребляли, однако Клеопа упоминает место происхождения Иисуса, желая приспособиться к неведению собеседника. Пророк, сильный в деле и слове — Клеопа не называет Иисуса Христом, но характеризует Его с точки зрения народа.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Символ веры утверждает, что Господь воскрес " в третий день по Писанию " . Смысл этого последнего выражения много богаче, нежели может показаться на первый взгляд. Это двойная ссылка на Ветхий Завет (термин " Писание " относится здесь к Ветхому Завету). Это прямая апелляция к пророческому свидетельству из книги Ионы. Господь наш говорит о " знамении Ионы " как о прообразе своего погребения и восстания (Мф. 12, 39-40 и 16, 4; Лк. 11, 29-32). Иным образом, обращаясь ко всему Ветхому Завету, воскресший Христос раскрывает Писание Эммаусским путникам: " О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании " (Лк. 24, 25-27). Апостолам говорит Господь: " Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день... " (Лк. 24, 44-46). Отметим, что, когда евреи говорили " Закон " , " Пророки " и " Псалмы " , это обозначало всю совокупность Писаний соответственно тройному делению еврейской Библии. В первоначальной христианской катехизации ссылки на ветхозаветные свидетельства о Воскресении Иисуса Христа имели чрезвычайно важное значение. Мы можем легко в этом убедиться, если прочтем обращение апостола Петра к толпе в день Пятидесятницы (Деян. 2, 14-36, в особенности же 25-35). 6-й член. И восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца. Провозглашая спасительное дело Господа нашего, после члена о трехдневном Его Воскресении, Символ веры говорит о том, что Он вознесся и воссел " одесную Отца " . Этим заканчивается ряд членов Символа, относящихся к земному служению Христа. Период Воплощения, или, вернее, пребывание Христа воплотившегося на земле, завершается Вознесением. Однако с последующей эпохой, эпохой Церкви, которая завершится Вторым и славным Пришествием Господа, земное служение Христа тесно связано. Связь этих двух периодов двояким образом выделена в Священном Писании. Прежде всего, внешним образом, самой литературной его композицией: святой евангелист Лука заканчивает свое Евангелие повествованием о Вознесении и начинает книгу Деяний с более подробного изложения того же события. В аспекте же внутреннем Новый Завет передает нам слова Спасителя, которые подчеркивают, что Его восхождение на небо отнюдь не означает ухода. На последних сказанных Христом словах, уже приведенных здесь, зиждется спокойная уверенность Церкви в непрестанном попечении о ней Спасителя (Мф. 28, 20). Отклик на эти слова мы слышим в кондаке службы Вознесения восточного обряда: " Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучайся, но пребывая неотступен, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/318/...

Сыновьям Зеведеевым, мать которых просила Спасителя спосадить их по правую и по левую Его руку в царствии небесном, Он отвечает: не веста, чесо просита ( Мф.20:22 ). По свидетельству Ев. Луки ( Лк.24:21–22 ), апостолы вообще не разумели того, что Христу надлежало пострадать, и слово крестное было закрыто от них, так что они не постигали его. На горестные рассуждения эммаусских путников Господь отвечает также горестным укором: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки ( Лк.24:25 ). Не ваше дело, – замечает Воскресший Своим ученикам, – знать времена или сроки, которые Отец положил во власти Своей ( Деян.1:7 ). Отступи от меня, Господи, – взывает после обильного лова рыбы первоверховный апостол к необыкновенному Чудотворцу, – ибо я человек грешный ( Лк.5:8 ). Другой апостол, несчастный Иуда предатель, терзаемый укорами пробудившейся совести, возвращает первосвященникам сребреники со словами: согрешил я, предав кровь неповинную... И, бросив сребренники, удавился ( Мф.27:4–5 ). Поразительное впечатлиние, производимое на людей святым Учителем, можно сказать, не оставляло их ни днем, ни ночью и заставляло их жить Его радостями, а еще более Его скорбями. Не делай ничего Праведнику тому, – умоляет язычница своего супруга, – потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Мф.27:19 ), и сам игемон, после тщетных усилий оправдать невинного Страдальца, нашел необходимым торжественно отречься от всякаго соучастия в вопиющем злодеянии. Возлив воду, он умыл руки пред народом и сказал: не виновен я в крови Праведника сего ( Мф.27:24 ). Распятый со Христом благоразумный разбойник, человек, несмотря, быть может, на многочисленные злодения, вспомнивший о Боге в часы своих ужасных страданий ( Лк.23:40 ), обращается теперь с горячей молитвой не к тому Богу, Которого призывал до настоящего времени, но в униженном, осмеянном и поруганном всеми Страдальце признает воплощенного Искупителя-Бога: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствие Си ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Тогда таинственный Путник сказал им: «О несмышленые и медлительные сердцем, почему бы вам не веровать всему, что предсказывали пророки? Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Затем воскресший Господь начал толковать ученикам пророчества о Мессии. Беседуя, они приблизились к Эммаусу. Таинственный Путник сделал вид, что хочет идти далее, но Клеопа и Лука упрашивали Его переночевать в их доме: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». Христос согласился. Когда же они возлегли за стол, чтобы подкрепиться пищей, Христос взял хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, как это Он делал всегда перед трапезой. В этот момент открылись духовные очи апостолов, и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник — это Сам воскресший Господь Иисус Христос. Но Господь стал невидим для них. Пораженные явлением, апостолы с радостью сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание». После этого оставаться в Эммаусе и спокойно спать они не могли. Надо сейчас же возвращаться в Иерусалим, чтобы сообщить друзьям-апостолам великую радость о том, что их Учитель воскрес. Ликующие, они поспешили обратно в Иерусалим. Клеопа и Лука нашли десять апостолов, собравшихся вместе в Сионской горнице. Они с радостью рассказали ученикам о случае на дороге и о том, как они узнали воскресшего Господа в преломлении хлеба. В свою очередь апостолы рассказали эммаусским путникам не менее радостную весть о том, что воскресший Христос явился Петру. Явление всем апостолам, кроме Фомы. Лк. 24: 36-48; Ин. 20: 19-23 Сионская горница была переполнена радостью. Сомнение покидало апостолов, в их сердца возвращалась вера и надежда. И вот среди радостных восклицаний, благодарственных молитв и братских объятий раздался тихий и такой знакомый голос: «Мир вам?» И все присутствующие увидели посреди горницы воскресшего Господа. Ученики смутились и испугались, думая, что им явился дух, ибо двери в горницу они тщательно закрыли на запор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010