происхождения, отражающему более древний перевод текста, чем Синайская глаголическая Псалтирь XI в. Заметное место в исследованиях Г. занимало изучение материалов, связанных с почитанием святых Кирилла и Мефодия у хорватов. Она установила, что наиболее последовательно оно отразилось в месяцесловах глаголических рукописей. Так, обозначение литургического разряда праздника «доу(пль) св(оемь) ез(икоу)» в первопечатном Бревиарии Баромича (Венеция, 1493) свидетельствует о том, что первоучители почитались как национальные святые и их праздник считался более важным, чем памяти покровителей отдельных далматинских городов. Г. выявила еще один (11-й) список глаголических служб первоучителям в составе Оксфордского Бревиария XV в. Она разделяла т. зр. В. Ткадльчика , относившего создание первоначальной редакции списков к 60–70-м гг. XIV в. и связывавшего их появление с пражским Эммаусским бенедиктинским мон-рем «на Славянах» (см. разд. «Славянская гимнография в Чехии, Польше и Хорватии в X–XI и XIV вв.» в ст. Гимнография ). Сохранившиеся версии служб, представленные хорвато-глаголическими списками и старопечатными изданиями, возникли уже на хорват. почве. Соч. (библиография трудов опубл. полностью в некрологах и в энциклопедиях): Apokrifna djela apostolska u hrvatoglagoljskoj literaturi//Radovi Staroslovenskog Instituta. Zagreb, 1967. Br. 6. S. 109–208; Djela Pavla i Tekle//Ibid. 1972. Br. 7. S. 5–30; Glagoljskij odlomak Pseudo-Tomina jevan-elija//Slovo. Zagreb, 1969. Br. 18–19. S. 213–232; Apokrifi u hrvatskoj srednjovjekovnoj knjievnosti//Croatica. Zagreb, 1970. Knj. 1. S. 15–28; Muenije sv. Jakova Perzijanina u hrvatoglagoljskim odlomcina XIV st.//Slovo. 1973. Br. 23. S. 141–160; Izvori nekich hrvatoglagoljskich legenda//Зб. за славистику. Нови Сад, 1977. Бр. 13. S. 95–104; Legenda о sv. Alekseju u hrvatskoj srednjovjekovnoj knjievnosti//Slovo. 1977. Br. 27. S. 61–84; Über das Problem der längeren Fassung des Nikodimevangeliums in der älteren slavischen Literatur//Byzance et les Slaves: Études de civilization/Melanges I. Dujcev. P., 1979. S. 201–206; Još jedna glagoljska verzija legende о sv. Alekseju//Slovo. 1983. Br. 32–33. S. 85–102; Tiskani glagoljski Baromiev brevijar//Ibid. 1984. Br. 34. S. 159–180; Osobitnosti grafije i jezika glagoljskog Frašieva psaltira//Litterae slavi medii aevi: Fr. V. Mares sexagenario oblatae. Münch., 1985. S. 85–102; irilometodski i staroslavenski prijevodi u hrvatoglagoljskich prijepisa//Slovo. 1986. Br. 36. S. 87–94; Kult Cirila i Metodija u Hrvata//Ibid. S. 141–145; La prosa medievale croata con speciale riferento agli apocrifi//Acte: Annali d. Fac. di Lettere e Filosofia dell’Univ. d. Studii di Milano. Mil., 1986. Vol. 39. Fasc. 2. P. 139–149.

http://pravenc.ru/text/587219.html

Лат. и хорватские (глаголические) службы прославляют совместно К. и Мефодия (9 марта). Их создание в сер. XIV в. связано с культурно-политической доктриной чеш. кор. и имп. Свящ. Римской империи Карла IV Люксембурга, основавшего в 1347 г. в Праге Эммаусский мон-рь «на Славянах» («на Слованех») с богослужением на слав. языке (первыми его насельниками были хорват. бенедиктинцы-«глаголаши»). Первоначальная служба, включенная в бревиарии , была составлена на основе общей службы исповедникам и мученикам и чтений из лат. Жития К. и Мефодия. Не позднее рубежа XIV и XV вв. на ее основе были созданы 2 более пространные службы с рифмованными песнопениями, именуемые по начальным словам вводного антифона в навечерие «Adest dies gloriosa» и «Gaudet plebs Christianorum». 1-я из них получила распространение в Чешском королевстве и в Польше, 2-я связана в основном с литургической практикой собственно Пражского архиеп-ства. Помимо этого ряд лат. рукописных и старопечатных Миссалов XIV-XVI вв. западнослав. происхождения содержит уставные указания («формуляры») в честь праздника ( Бърлиева С. Служби за Кирил и Методий, латински//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 648-652). Хорват. (глаголические) службы К. и Мефодию (14 февр.), сохранившиеся в относительно небольшой группе рукописных и старопечатных бревиариев кон. XIV- сер. XVI в., по происхождению связаны с Эммаусским мон-рем, однако дошли преимущественно в списках, созданных на хорват. территории. Можно предполагать, что во 2-й пол. XIV в. они были известны также в «филиалах» пражской обители - в мон-ре в Олеснице (Силезия) и «на Клепаже» в Кракове, однако свидетельств тому не сохранилось. Надежное обоснование принятой в наст. время датировки первоначальной редакции памятника не ранее 1347 г. принадлежит В. Ткадльчику ( Tkadl ik. 1977), до этого в лит-ре неоднократно высказывалось мнение о том, что служба была написана в Чехии в X-XI вв. Первоначальный текст службы, предназначенный для устава бенедиктинского мон-ря, каковым являлся Эммаус, очевидно, не сохранился; известные в наст. время списки представляют результат переработок, осуществлявшихся во францисканской среде в Хорватии. В лит-ре варианты хорватской (глаголической) службы К. и Мефодию традиционно разделяются на 2 типа, Люблянский и Новлянский, однако со временем было установлено существование смешанных и промежуточных вариантов, отдельные из которых (в частности, в Бревиарии попа Мавра 1460) вполне могут претендовать на право именоваться самостоятельным видом. Особенностью хорватской (глаголической) службы К. и Мефодию является наличие в составе ряда ее списков чтений, представляющих извлечения из ЖК и Похвального слова ему ( Станчев К. Служби за Кирил и Методий, хърватски//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 666-670).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) Каждое зависимое монастырское учреждение (скит, келлия, исихастирий, кафизма) имеет свой распорядок, утвержденный главенствующим (кириархальным) мон-рем. Подвизающиеся в них отшельники считаются членами братии главенствующего мон-ря, к-рый уступает им во владение их жилище путем оформления т. н. долгового соглашения (μλογον), составленного на определенных условиях. Лицо, на имя к-рого составляется соглашение, именуется старцем. Келлиоты подчиняются старцу как настоятелю. Все старцы должны безотлагательно сообщать о послушниках, принятых ими в ученики, и указывать точные сведения в своих Монахологии и Книге послушников. Обе эти книги ежегодно проверяются главенствующим мон-рем. В соглашении указываются имена братий, составляющих синодию старца. Изменение их строго запрещено. При постриге монаха или послушника необходимо разрешение господствующего мон-ря; только с его согласия вносится новое имя в соглашение, признающее насельника членом синодии, имеющим право на законное наследование. Келлии уступаются главенствующим мон-рем по определенной цене в преемственное владение 3 лицам. Каливы в скитах приобретаются после получения покупателем индивидуального разрешения на покупку от собора скита, с согласия главенствующего мон-ря, через оформление долгового соглашения. При продаже келлии и каливы предпочтение всегда отдается главенствующему мон-рю (ст. 140, 148). По смерти старца келлии или каливы главенствующий мон-рь в соглашении «поставляет на место старца первое лицо его синодии, а на место первого - второе, вписывая и третье лицо, имеющее постриг с разрешения мон-ря». Запрещается наличие в одной келлии или каливе более 6 чел. (ст. 159, 162). Отсутствующие без разрешения главенствующего мон-ря более 6 месяцев вычеркиваются из соглашения (ст. 131-132). Внутренняя жизнь скитов следует внутреннему распорядку, утвержденному главенствующим мон-рем, и не может противоречить действующему Уставу (ст. 144). «Подвизающиеся в скитах монахи обязаны регулярно исполнять свои религиозные обязанности и, ничего не опуская, молиться на бдениях в храмах Господних» (ст. 145). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками (эпитропами) и соборными старцами; дикей избирается сроком на 1 год из числа старцев-каливитов, «отличающихся добродетелями и способностями, признанными главенствующим мон-рем»; половина из 2-4 членов совета выбирается одновременно с дикеем, др. половина назначается главенствующим мон-рем. Каждый скит имеет свою печать, содержащую его название и название главенствующего мон-ря, к-рая состоит из неск. частей, хранящихся у членов совета (ст. 149-154).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В период тур. владычества обитель оставалась действующей. Сохранившиеся документы показывают, что в XVI в. мон-рь владел неск. метохами: мон-рем прмч. Николая Нового в сел. Камбия близ Орхоменоса, мон-рем св. Власия в Панопее (ныне сел. Айос-Власиос, от мон-ря сохр. небольшая церковь) в Беотии, мон-рем вмч. Георгия и мон-рем Пресв. Богородицы «ту Стайку» около современного городка Амфиклия во Фтиотиде, мон-рем св. Луки на Эвбее и др. После 1617 г. мон-рь переживал период относительного благополучия. Во время войны за независимость Греции (1821-1832) О. Л. занимал активную позицию. 26 марта 1821 г. Исаия, еп. Фессалоникийский, благословил в мон-ре греч. повстанцев на борьбу против тур. ига. 14 июня 1822 г. турки вошли в О. Л. и разграбили его, здания мон-ря также пострадали. В 1823 г. О. Л. был центром сосредоточения войск Одиссея Андруцоса. Мон-рь оказал существенную поддержку греч. борцам за свободу, снабжая их продовольствием и всем необходимым. Во время второй мировой войны О. Л. подвергся бомбардировке (1943), в результате к-рой трапезная была разрушена, другие здания, в частности кафоликон, сильно пострадали. В 1996 г. состоялись празднования торжества по случаю 1050-летия со дня основания мон-ря. А. Н. Крюкова Архитектурный ансамбль В центре расположен кафоликон. Под ним находится крестообразная крипта (16,7×8,5 м, освящена во имя вмц. Варвары), в ней - могилы настоятелей О. Л. К северной стороне кафоликона была пристроена ц. Успения Пресв. Богородицы - 4-столпный крестово-купольный храм с 3-конховой апсидой; имеет экзонартекс и 2-ярусную открытую галерею. В XI в. в комплекс О. Л. входили подземная цистерна для хранения воды, трапезная (разрушена при бомбардировке в 1943, восстановлена в первоначальных формах XI в.), на западе и севере располагались кельи, на юго-востоке - колокольня и 8-угольная часовня с куполом и 3-конховой апсидой, также имелась больница (сохр. фрагменты госпиталя XVII в.). В XII в. мон-рь был окружен оборонительными сооружениями. Монастырская стена, образовывающая в плане квадрат, сохранилась частично. Вход располагался на северо-востоке (в наст. время - на юго-западе).

http://pravenc.ru/text/2581613.html

У меня же в руках остался другой экземпляр этого чина, не подписанный архиереями. 2574 Участниками в моей хиротонии, кроме митрополита Филарета, были: член св. Синода, архиепископ Евгений (бывший Ярославский), епископ. Дмитровский Леонид и епископ Фиваидский Никанор (впоследствии Александрийский). 2584 Перевод слова Нерсеса. Оно помещено было потом в Правосл. Обозрении за 1865 г. кн. 6, стр. 131–197. 2585 Людвига, представителя материалистической философии в своем сочинении: Kraft und Stoff – «Сила и материя». Умер он в 1899 году. 2593 Иоанн Петин, наместн. Лавр. с 1852 по 1862 г., с 1862 г. еп. Полтав. В 1887 г. ув. на покой с оставл. в архиер. Полтав. доме. Ск. июля 8 1889 г. 2595 Иоан Соколов с 1857 по 1864 г.р. Каз. акад., пот. р. С.-Пб. ак., с 1865 г. еп. Выборгск., с 1866 г. – Смолен. Ск. 17 мар. 1869 г. 2596 Сконч. в Москве в 1880. Ректором он не был назначен; а несколько позже назначен был протоиерей И.Л. Янышев. 2599 Письмо митрополита Филарета к А.П. Ахматову от 22 ноября, 1862 г. за 429, напеч. в Собр. мн. и отзыв. Филарета, т. V, 682. 2601 Крыжановскому (еписк. Ревел., Полоц., Могил., Харьк., Астрах., Орлов.), с 1858 г. архиеписк. Рязан. Скон. 11 нояб. 1863 год. 2603 Плат. Фивейск., снач. Старор. еписк., пот. Ревельск., и с 1857–1877 г. Костр. Ск. 12 мая 1877 г. 2604 Никод. Казанцев, с 1854–1861 г. еписк. Чебоксар., с 1861 г.–1870 г. Енис. В 1870 г. ув. на покой. Ск. в 1874 г. в Перерв., Московск. епархии, мон. 2606 Христ. Эммаусск. с 1856 г. еписк. Волог., с 1866 г. Вятск. в 66 г. на пок. ув. Ск. 11 ав. 1872 г. 2608 Евген. Казанцев (снач. Еписк. Курск., архиеписк. Псков., Тобол., Рязан., Яросл.) с 1853 г. ув. на покой с званием чл. Св. Синод. Ск. в 1871 г. 27 июля. 2610 Паисия (Нудольская) была в родственных отношениях с графом Д.Н. Блудовым. Скончалась 25 янв.1871 г. 2616 Поводом к разработке вопроса о конвиктах было желание Вел. Кн. Елены Павловны, которая очень интересовалась этим вопросом. 2620 В своем обширном обозрении литературы вопроса автор опустил новейшие и лучшие работы протестантских богословов по исагогике и экзегезису 2 Фессалон. Разумеем работу Iulicher’a, который дал блестящую защиту подлинности 2 Фессалон. и новейшую работу Zahn’a – «Einleitung in das Neue Testament». – Как и большинство лучших и благомыслящих богословов, Zahn принимает, что держащее есть государственный порядок, удерживающий – охранитель этого порядка. Наш автор не принимает этого мнения. Это – его дело! Но во всяком случае для апологетических целей его книги было бы полезнее, если бы он перенес в нее из работ названных лиц аргументы в пользу подлинности 2 Фессалоник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синан-пашой, захватившим Бухарест. Мон-рь Стеля был заново отстроен и передан И. м. в 1630 г. в соответствии с грамотой господаря Леона Томши. Важную роль в восстановлении монастырских построек обители Стеля, причем за собственный счет, сыграл митр. Унгро-Влахийский Григорий I, бывший иверский игумен и игумен монастыря Раду-Водэ, воспользовавшийся деньгами из средств мон-ря для того, чтобы стать митрополитом. Именно его усилиями обитель Стеля вновь стала подворьем И. м. (Nsturel. 1986. P. 118-121). В свою очередь мон-рь Раду-Водэ обладал многочисленными подворьями на румын. землях, в т. ч. мон-рем Тутана (совр. жудец Арджеш), церквами святителей Афанасия и Кирилла (Букур), Успения Пресв. Богородицы (Сильвестру), Рождества Пресв. Богородицы (Фойшор) в Бухаресте, мон-рем свт. Николая Чудотворца (Сэкуени) близ Бухареста, мон-рем Езер, скитом Извор близ Тырговиште, скитом Фундул-Сакулуй (совр. жудец Джурджу), мон-рем Введения во храм Пресв. Богородицы (Флэмында) (совр. жудец Яломица), а также мн. селами и землями (Moldoveanu. 2002. P. 189-192; Μαρινσκου. 2007. Τ. 1. Σ. 26-28, 36-41; список владений: Σ. 34-36). Предположительно подворьем И. м. недолгое время ок. 1742-1743 гг. был мон-рь Вэлений-де-Мунте (совр. жудец Прахова) (Μαρινσκου. 2007. Τ. 1. Σ. 46-47). Все эти земли и постройки мон-рь Раду-Водэ получил гл. обр. в XVII-XVIII вв. от румын. господарей и бояр. В XVII в. в этом монастыре работал скрипторий (Ibid. Σ. 30). В 1802 и 1838 гг. обитель сильно пострадала от землетрясений, после к-рых пришлось заново возводить часть строений (в т. ч. колокольню и храм). Подворьями И. м. мон-ри Главачок и Дялу оставались только до 1639 г., когда они в числе 22 валашских обителей были переданы сообществу афонских мон-рей (под управление Великого Собрания Св. Горы). В Молдавии принадлежащие И. м. обители появились позже, чем в Валахии. Мон-рь Успения Пресв. Богородицы (Пречиста) в Тыргу-Окна стал подворьем И. м. ок. 1681 г. благодаря стараниям иерея Космы из ясского мон-ря Трех святителей, который способствовал тому, чтобы отстроенная ок.

http://isihazm.ru/?id=748

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1947 . Пречистенский – Заруча­евский – Успенский – Богородицкий – Пустынский, мужской, ныне при­ходская церковь в гор. Овруче, Волын­ской губ. Основан в XV ст. В грамоте 1525 г. короля Сигизмунда сказано, что бывший архим. Печерский Антоний, ли­шившись Печерской архимандрии по ого­вору, до рассмотрения дел просил у короля м-рь Преч. Богоматери в Овруче. Около 1650 г. здесь постригся священномуч. Макарий, уроженец Овруча, кото­рый был в м-ре с 1657 г. настоятелем 16 лет и после разорения его удалился в Киев, а с 1672 года по 1678 правил монастырем в Каневе, где и убит в 1678 г. 7 сент. Около 1690 г. м-рь совращен в унию и занят базилианами; в 1831 г. базилианский м-рь закрыт. Теодорович, “Ист.-стат. опис. Волын. епар.”, I, 315, 377; “Волын. губ. в.”, 1856 г., 23, 24 (Люстрация Овруч. замка 1552 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 12 (архим. Анто­ний), 939 (игум. Герман 1625 г. и Антоний пре­емник); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 80 (Гр. 1525 г. наместн. Халецкому о предоставл. быв. Печер. архим. Антонию управл. Богородиц. м-рем в Овруче; до него был Герман), 157 (Ко­ролев. гр. 1570 г. Богухвалу Павше на м-рь Заруч. в замке Овруч., поступивший к нему от игум. Сильвестра); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 106, LI (жалов. грам. 1695 г. короля Uoahha III Овруцкому Заручайскому м-рю на владение селами, принадлежав. Пустынно-Николаев. м-рю), 424, (жалоба 1727 г. о насильственном захвате земель от Овруч. Заручайск. м-ря); т. VI, 286, (донесение ввозного 1600 г. о вводе Овручского священ. Василия во владение Заручай-Пречистен. м-рем на основ. королев. грам.; подробный инвен­тарь м-ря), 448, CLXXV (м-рь в 1617 г. пе­редан во владение Почаевского архим.), 620, CCLI (дело 1630 г. игумена м-ря Филатия Кесаровича с униат. митроп. Рутским о неправиль­ном владении м-рем). 1948 . Пречистенский на Каменке, мужской, ныне погост Пре­чистая Каменка, Тверской губ., Ново­торжского у., в 28 вер. к зап. от Торжка, при р. Каменке. В рукописи «Пресветлая Звезда» или о чудесах Бо­жией Матери, хранящейся в Твер. музее, упоминается в 1610 г. Жизневский, “Село Пречистая Каменка”, в “Трудах Москов. Археол. Общ., Древности”, 1876 г., т. VI, вып. 2, 135–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

http://pravenc.ru/text/149407.html

Из-за противоречий, существовавших между Анзерским скитом и Соловецким мон-рем, к-рый должен был осуществлять строительство Знаменской ц., начавшиеся работы остановились. Они возобновились в 1648 г., когда царь пожаловал на возведение храма 700 р. Троицкая ц. с приделами Знаменским и во имя прп. Михаила Малеина, с трапезной и келейным корпусом была освящена осенью 1649 г. Постройку храма сопровождали чудесные знамения. Кирпич и др. строительные материалы брали из Соловецкого мон-ря. С наступлением весны из-за ледохода сообщение скита с мон-рем было прервано. Однако, чтобы не останавливать строительство, преподобный отважился на путешествие на Б. Соловецкий о-в с неск. работниками. Путники благополучно достигли обители и загрузили на суда кирпич и др. материалы. На обратном пути их суда натолкнулись на большие льдины. Е. повелел кормчим обратить ладьи против шедших на них льдин, и по молитвам преподобного путь расчистился. Важным делом Е. стало формирование б-ки Анзерского скита (ныне в составе Соловецкого собрания РНБ, 10 рукописей имеют записи о принадлежности Е.), в соответствии с описью 1676 г. она насчитывала более 200 рукописных и старопечатных книг. Из записей во вкладной книге скита известно о переписке Е. книг: в документе сообщается, что преподобный «братии своей Патерик о уставе и благочинии скитском положи с Старчество и иныя книги своею рукою написа... От многаго Божественнаго писания различныя повести собра и три книги Цветники своею рукою написа уставом, такоже и чин монашеского келейнаго правила в писании своем благоразумно, яснейши от искусу чернеческаго жития добре истолкова» (Прп. Елеазар. 2001. С. 237, 249). Переписанные им книги святой вложил в скитскую б-ку. Автографы Е. не установлены. В описях Соловецкого мон-ря XVIII в. отмечены послания, челобитные Е., касающиеся вопросов жизнеобеспечения скита, устава скитской жизни, строительства, отношений с Соловецким мон-рем. Эти документы не сохранились, об их содержании можно отчасти судить по ответным грамотам царей, патриархов, митрополитов в Анзерский скит (опубл.: Там же. С. 159-207). Сохранившееся лит. наследие Е. невелико, наиболее значительным произведением является автобиографический «Свиток». Севастьянова атрибутировала Е. сохранившиеся в единичных списках Предисловие к богослужебному уставу (в нем излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Е. в 1641-1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского ( Голоскова Н. А. Житие Диодора Юрьегорского в обработке И. С. Мяндина//Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/189679.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010