Зная их смущение, Воскресший Спаситель убедил их в истинности Своего Воскресения. «Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотримте; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:38–39 ). Сказав это, Христос показал им руки и ноги Свои. Мало того, когда ученики все еще не верили и дивились, Христос спросил их: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они (ученики) подали Ему частъ печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк.24:40–43 ). Теперь для учеников Его уже не было никакого сомнения, что перед ними был действительно Воскресший Господь во плоти. Точно так же апостол Фома только тогда поверил в Воскресение Христа, когда собственными руками осязал раны от гвоздей на руках Его и вложил руку свою в прободенное ребро Его. Таким образом, для учеников Христа действительность Воскресения Его из мертвых была вполне доказанной и несомненной. В то же время, несомненно, было для них и то, что тело Христа по Его Воскресении приобрело новые необычные свойства, которых прежде, до Воскресения, не наблюдалось: оно могло проникать через закрытые двери и быть невидимым. Когда путники эммаусские узнали Воскресшего Христа в преломлении хлеба, Он стал для них невидим. Приобретя новые свойства, тело Спасителя не потеряло и прежних своих функций: пищеварения, кровообращения, дыхания. В течение сорока дней после Своего Воскресения Спаситель являлся Своим ученикам, беседовал с ними, видел и слышал их, и Сам был видим ими, спрашивал их и отвечал на их вопросы, вкушал пищу и благословлял их. Плоть Воскресшего Христа стала одухотворенной. Такою же одухотворенной стала и плоть Божией Матери после Ее Успения и воскрешения из мертвых. В Никоновской летописи так описывается явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в 1384 году «Рождественским постом в ночь с пятницы на субботу». Преподобный Сергий ночью перед иконою Божией Матери пел акафист и усердно молился, чтобы небесная Ходатаица и Заступница рода христианского была Ходатаицей и за обитель его. Когда он окончил свою молитву, то услышал голос: «Се Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил навстречу Божией Матери. Он вышел в сени и увидел Преблагословенную Деву в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный старец не мог вынести необыкновенного света и пал ниц. Благая Матерь прикоснулась к нему рукой и сказала: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем». Сказала так Матерь Божия и стала невидимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

«Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь» ( Ин.21:12 ). Зачем приведена такая подробность? Возможно, во внешности Спасителя произошло какое-то изменение, или же евангелист, делая такое замечание, желает показать нам: для всех было очевидно, что это Иисус. Ученики узнали Его, может быть, благодаря сотворенному Им чуду, и никто уже не требовал никакого удостоверения. Здесь, в отличие от явления Спасителя эммаусским путникам, когда Лука и Клеопа не сразу поняли, что перед ними Сам Господь, Он открылся ученикам тотчас же, как только они вытащили рыбу на берег. И никто больше не сомневался и ни о чем не расспрашивал. , «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» ( Ин.21:13-14 ). Может быть, Спаситель и Сам разделял с ними трапезу. Но если даже и нет, во всяком случае эта трапеза, как и чудесный улов, также имела целью удостоверение. Раздавая рыбу и хлеб апостолам, Господь мог, как это обычно бывает, нечаянно прикоснуться к ученикам руками. Ученики, получая пищу из Его рук и вкушая ее, уже никак не могли сомневаться в подлинности Его Воскресения и явления во плоти. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Сцмон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» ( Ин.21:15 ). В этих словах заключался и какой-то упрек, поскольку раньше Петр думал, что он любит Господа больше, чем прочие апостолы. Кроме того, это было сказано при нескольких учениках, и, мне кажется, Петр должен был смутиться от подобного намека на то, что нельзя считать себя в чем-либо лучше других. Ведь Петр сказал Спасителю, что если и все отрекутся от Него, то он — никогда. Однако именно он и отрекся. Остальные хотя и смалодушествовали, но не отреклись. Он же проявил самоуверенность, поддался чувству превосходства, а потом пал ниже других. Господь, не желая прямо упрекать его в полной мере, не желая ранить, лишь намекает Петру на его поступок.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21-23 ). Этим дуновением Господь наш Иисус Христос восстанавливает учеников в апостольском служении, возвращает им благодать, утраченную ими из-за малодушия во время Его страданий. Очевидно, что власть прощать грехи необходимо было даровать людям снисходительным, сочувствующим человеческим немощам. Ученики в тот момент, после того как проявили собственную немощь, выразившуюся в бегстве и даже отречении, должны были уже обрести способность не злоупотребить в дальнейшем дарованной им властью, обрести ту снисходительность, которая нужна пастырю, для того чтобы вести немощных, грешных людей ко спасению. Господь подает ученикам благодать «вязать и решить» тогда, когда они смирились через собственное падение. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус» ( Ин.20:24 ). Этим заканчивается повествование о событиях первого дня Воскресения, 9 апреля 30 года. Сейчас мы переходим к рассказу о явлении Господа ученикам в присутствии Фомы. Это также происходило в Иерусалиме, в воскресенье 16 апреля 30 года. «Другие ученики сказали ему (то есть Фоме. — Игум. А.): мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). Фома проявил, так сказать, категоричное неверие: «Что бы вы ни рассказывали мне о явлении Воскресшего Спасителя и Ангелов, — я, после всего что было, не приму этого до тех пор, пока собственными руками не осяжу Его ран». Иными словами: «Я поверю тогда, когда не только увижу Спасителя, но и сам Его осяжу. Лишь осязание может окончательно меня убедить. А вдруг это просто похожий на Него человек? Или видение?» Конечно, мы можем только догадываться о том, что думал апостол Фома. Однако он хотел не только увидеть или услышать Господа, но и осязать. Причем осязать именно Его раны, чтобы убедиться, что перед ним Тот Самый Иисус, Который был распят и прободен копьем в ребра. Обратите внимание: апостол Фома знал о том, что тело Спасителя, после того как Он умер на Кресте, было прободено, хотя и не присутствовал при распятии. Значит, ученики общались друг с другом и рассказывали обо всем, что происходило в последние дни. Как мы знаем из рассказа эммаусских путников Спасителю и со слов Фомы, вести об этом быстро распространялись.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Итак, наиболее вероятно предположить, что дом апостолов, куда бежали жены-мироносицы, находился на вершине горы Сион, где были обнаружены фрагменты базилики IV века. Убедительнейшим аргументом в пользу локализации дома апостолов именно на горе Сион служит 2-я стихира Пасхи: «Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща» . Из этой стихиры ясно видно, что мироносицы призываются рассказать о Воскресении Христа Сиону, где, совершенно очевидно, находились апостолы. Неверие апостолов мироносицам и третье явление Воскресшего Господа Петру (Лк. 24:9–11; Ин. 20:18; Мк. 16:9–11; Лк. 24:12; 1 Кор. 15:5) Евангелие говорит, что апостолы не поверили свидетельствам мироносиц (Мк. 16:11; Лк. 24:11). Но П ётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24:12). Где-то в это время Воскресший Христос явился Петру. Это утверждение подтверждается тем, что во время возвращения в Иерусалим эммаусских путников апостолам было уже известно о явлении Петру Воскресшего: И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону (Лк. 24:33–34). Также и ап. Павел свидетельствует, что Христос явился Петру ранее, чем двенадцати: И что явился Кифе, потом двенадцати (1 Кор. 15:5). Где явился Христос Петру? По всей видимости, где-то в Иерусалиме. Четвёртое явление Воскресшего Господа эммаусским путникам (Лк. 24:13–35; Мк. 16:12) Следующее явление Воскресшего Господа произошло в сам день Воскресения — двум ученикам, которые шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (πορευμενοι ες κμην πχουσαν σταδους ξκοντα π ερουσαλμ, νομα μμαος) (Лк. 24:13). Здесь следует оговориться, что в некоторых древних рукописях ( N Θ 079vid. l 844. l 2211 vgmss syhmg )  указывается не «стадий на шестьдесят» (σταδους ξκοντα) , а «стадий на сто шестьдесят» (σταδους κατν ξκοντα) . Одна стадия в то время равнялась 192 м. Соответственно, 60 стадий — это 11,5 км, а 160 стадий — 30,7 км.

http://bogoslov.ru/article/6174022

Когда в таком еще смутном и слабом настроении Апостолы ушли от опустелого Гроба Христова, к нему возвратилась опять Мария Магдалина. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и, безутешно скорбя, наклонилась (Иоан.20:11) в низкий вход пещеры, чтобы еще взглянуть туда, где был погребен ее Спаситель. И там видит, в белом одеянии сидящих, двух ангелов одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: — Жена, что ты плачешь? Мария отвечает им: — Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его! Горе Марии было столь велико, что она не сообразила, что с ней говорят не люди, а ангелы, принявшие вид людей для облегчения ее горя светлым торжественным праздничным своим видом на месте печального погребения Христа, и она отвечает им всё теми же словами, какими говорила Апостолам об исчезновении из Гроба тела Христова. А ангелы, торжественным светлым явлением своим подготовляя Марию Магдалину к возвещению дивного воскресения Христова, однако не говорят ей, как прочим мироносицам, что Тот, Кого она с такою ревностью разыскивает. славно воскрес, потому что Господу угодно было причислить саму Марию Магдалину к непосредственным вестникам Воскресения Христова. И вот в то время, когда Мария Магдалина в ответе своем ангелам поведала им причину своего плача, Христос Спаситель внезапно появился позади Марии, отчего ангелы приняли особо почтительное к Нему положение; Мария же Магдалина, заметя в них перемену, обратилась назад и увидела «Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус» (Иоан.20:14). — Тягота горестных мыслей, обильные слезы мешали ей хорошо рассмотреть Стоящего позади нее, да, очевидно, и Самому Христу Спасителю не угодно было, чтобы она сразу узнала Его, как не вдруг открыл Он Себя Эммаусским путникам (Лк.24:13–32), и теперь Мария Магдалина приняла Его за садовника (Иоан.20:15) сада Иосифа Аримафейского, в котором помещалась эта пещера святого Гроба. Не узнанный же Мариею Магдалиною, Христос говорит ей: — Жена, что плачешь? Кого ищешь? Слыша в этих словах сострадательное участие к ее скорби, Мария отвечает доверчивою просьбою:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда Иисус исполнил просьбу учеников Своих, эммаусских путников, остался с ними и открыл Себя как воскресшего из мертвых, тогда они поспешно пошли в Иерусалим к оставшимся там своим братьям. Когда рассказали они последним, что произошло с ними на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:35 ), то и те в свою очередь подкрепили их в чувстве радости той вестью, что Христос истинно воскрес и явился Симону ( Лк.24:34 ). Братие-христиане! Какой благодати и благословения лишаем мы себя тем, что оставляем того или другого из наших собратий одиноким в своей вере и исповедании Господа, что мы в нашей жизни христианской так мало умеем поддерживать их в общении с нами! С самыми лучшими и благочестивыми намерениями, полный христианской любви, выступает иногда иной юный христианин на поприще жизни, но как скоро он охладевает в своем сердце, растлевается в своей душе, когда ему ни в школе, ни в доме его хозяина, ни даже в доме его собственных родителей ничего не говорят о Боге! Когда те, которые назначены ему в качестве руководителей, не только не возгревают одушевляющего его религиозного чувства, но, напротив, погашают и убивают его, препятствуя ему, например, свято проводить воскресные и праздничные дни, бывать за богослужениями, молиться и слушать проповедь слова Божия! Как легко угасает огонь, который горит в одном только человеке! Но попробуйте зажечь его и в других, и вы увидите, как быстро пыл одного перейдет и на другого и загорится ярким пламенем! Насколько бы было живее наше общение с Господом, если бы мы вернее следовали примеру первенствующих христиан, которые ежедневно были вместе за молитвою и у которых было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 )! О, не оставляйте, не пропускайте наших богослужебных собраний, как имеют обычай некоторые только, как говорил некогда Апостол, но, к сожалению, многие и очень многие! Не забывайте и домашней молитвы, собирайтесь для сего со своими семействами, женами, детьми и прислугою, как это бывало в старое доброе время. Пусть пламя молитвы, благодарения и поклонения высоко поднимется из сердец ваших во славу Живого и Воскресшего Господа. Тогда Он услышит нас, тогда Он останется и пребудет с нами, тогда возрастет и утвердится Его жизнь между нами и внутри нас, тогда мы не устами только, но и сердцем будем приветствовать друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Когда мы входим в страдания, мы должны помнить, что Господь идет впереди нас. Тайну распятия Сына Человеческого всегда будет трудно принять. Победа над смертью только тогда может стать реальной, когда откроется на самом деле Христово Воскресение. Но на всех наших дорогах рядом с нами и впереди нас будет идти, как с эммаусскими путниками, Христос и говорить нам о главном, что есть в Евангелии: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). Суббота Лк, 81 зач., 16, 10–15 Сказал Господь: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Все, что мы имеем, – принадлежит Богу. Если мы неправильно пользуемся дарами Божественного Промысла, как можем надеяться на дары Его благодати? Наша неверность в употреблении их может быть по справедливости оценена как пренебрежение возможностью достигнуть небесной славы. Малое – богатства этого мира, многое – благодать и слава будущего века. Если мы неверны в малом, следует опасаться, как бы мы не оказались неверными в дарах Божией благодати, и потому лишиться ее. А тому, кто верен в малом, можно доверить и большее. Кто служит Богу, творя добро своими деньгами, будет служить Богу, творя добро более благородными и ценными талантами мудрости и благодати. А кто закапывает один талант своего земного богатства, никогда не употребит пять талантов духовных богатств. «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Богатства мира сего – неверные, потому что никто не может удержать их. И они неправедные, потому что не могут сами по себе никому сообщать праведности. Если мы не употребим их, как следует, кто доверит нам духовные богатства, единственно истинные? Истинно богаты и очень богаты – те, кто богат верой, Христом Богом, Царством Божиим и правдой его. Если прилагаются нам иные богатства, употребляя их достойно, мы можем получить истинные богатства, сподобимся большей благодати от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы уже говорили, что пасхальная трапеза — это трапеза свободы. Не случайно пасхальная Агада начинается словами: «Рабами мы были в Египте». Были рабами, но стали свободными. Об этой же свободе и об освобождающей силе Евхаристии говорит Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). А до этого: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:31-32). Сам Христос говорит о Себе, что Он «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). «к свободе призваны вы, братия», — говорит апостол Павел в Послании к Галатам (5:13). И выше: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5:1). Значит, Евхаристия — это тоже трапеза свободы, это тоже момент, полностью освобождающий нас от какого бы то ни было ига, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17). Во время эммаусской встречи воскресший Христос был узнан учениками, говорит евангелист Лука, в преломлении хлеба (гл. 24). Евхаристия — это ещё и таинство узнавания Иисуса, когда мы по-настоящему узнаём Христа — не о Нём, а Его Самого, встречаемся с Ним лицом к лицу. Христос по-еврейски — Машиах, Мессия. А из пророчества Исайи (гл. 25) мы знаем, что, когда придёт Мессия, Он устроит пир — тот мессианский пир, которого так ждали иудеи. Этот пир — та трапеза, о которой Господь постоянно говорит в Евангелии. В Евангелии от Матфея (гл. 22) Спаситель рассказывает притчу о царе, который устроил брачный пир для своего сына. Царь всех зовёт на этот пир. В Евангелии от Луки есть притча о званных на вечерю хозяина. Понятно, что под хозяином подразумевается Сам Бог. Слуги хозяина собирают отовсюду людей на эту вечерю. Интересно, что в Евангелии от Луки этой притче предшествует восклицание человека, который обращается к Иисусу: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк 14:15). Это сказано о каждом из нас, кто становится причастником Тайной Вечери. Ещё раньше, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея, Господь ест и пьёт со Своими учениками, через трапезу соединяя их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Не мимоиди Мене апреля 2016 В богослужебной византийской поэзии удивляет не столько игра слов и смыслов с филигранностью рифмы и ритма - это, увы, неуловимо для русского уха, - сколько глубокое исполнение заповеди Христовой: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). Богочеловек говорил о Писаниях ветхозаветных - других в Его время еще не было. И Сам Он начал Свою проповедь в синагоге, прочитав слова из книги Исайи пророка. " Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него " (Лк. 4:17-21). В Своем служении Христос Спаситель многократно указывает на то, что " ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами " - о Кресте Его и Славе (Лк. 4:21).Уже по Воскресении Своем Он толкует Писания ученикам на Эммаусской дороге, зажигая их сердца. Он, став по Воскресении Своем посреде апостолов, отверзает им ум к разумению Писаний (Лк. 24:45). Удивительные открытия ожидают читающего богослужебные книги. Гимнографы, авторы богослужебных текстов, были дивными богословами и искусными поэтами. Они унаследовали апостольскую традицию чтения Ветхого Завета в свете Нового - ведь " поэт " по-гречески означает и пророка, а " богословом " зовется не ученый, написавший множество книг, а тот, кто имеет опыт Встречи с Богом Живым. Непонятные и непонятые слова гимнографов отсылают нас зачастую к дивным и страшным ветхозаветным прообразам дел Христовых. Типологическое - прообразовательное - толкование Писания, такое характерное для православной мысли, пронизывает всю богослужебную поэзию, соединяя видения пророков и проповедь апостолов. Не хотелось бы повторять такие общеизвестные примеры, как Великий канон Андрея Критского, в ткань которого вплелись практически все образы Священной истории Ветхого и Нового Заветов, и Пасхальный канон Иоанна Дамаскина, построенный на последних главах книги пророка Исайи. Образы рассеяны по Октоиху, Триодям, Минеям… В этих книгах нет ссылок, нет параллельных мест, а жаль - мы уже не подражаем Отцам, считавших знание текста Писаний само собой разумеющимся делом, и не всегда можем понять, какое место - или чаще, места - Священного Писания вдохновляет гимнографа, поющего о Тайне Христа Бога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/ne-mimoidi...

ник показал, что хочет расстаться с ними и идти дальше, они упросили Его остаться с ними, «потому что день уже склонился к вечеру», а им еще так хотелось слушать Его. Желание их было столь искренне и просьба их была так сердечна, что Господь склонился на их просьбу – и «Он вошел и остался с ними». И вот здесь-то, разделяя с ними вечернюю трапезу, таинственный Спутник открылся им. Когда Он возлежал с ними за столом, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, совершая все это так, как не раз делал Господь. «Тогда открылись у них глаза и они узнали Его»; но Он стал невидим. Невыразимая радость овладела этими двумя учениками. Только теперь они поняли, почему так трепетно бились их сердца, когда Незнакомец беседовал с ними, почему так сладостна была Его речь, почему им так хотелось продлить эту беседу еще и еще. Подобно живой воде изливалась речь Незнакомца на их жаждущие правды сердца, расширяя и углубляя их понимание Священного Писания , пока, наконец, они не поняли, что пред ними Сам Божественный Учитель. Они узнали Его во время вечерней трапезы. Они воочию увидели Его, Воскресшего из мертвых, и поняли, что так и надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою. Теперь уже ничто не могло поколебать их уверенности в Воскресение Христа. Полные этой радостной уверенности, они спешат обратно в Иерусалим, чтобы поделиться своей радостью с апостолами. «Не довольствуясь своим счастьем, они, – замечает митр. Филарет, – поспешили разделить оное с другими учениками Христовыми», вера которых еще боролась с неверием, обуреваемая сомнением и недоумением. «И вставши в тот же час», вероятно, и не закончив трапезу, Клеопа и его спутник пошли обратно в Иерусалим. Они нашли собранных вместе апостолов и еще некоторых учеников, бывших с ними. «Какая же сила собрала их в одно место? Конечно, еще не умершая вера и особенно живая, сильная любовь к распятому Господу, которая в общении с любящими Его искала облегчения скорби», – говорит митрополит Филарет. Им-то, этому малому стаду Христову, и рассказали Эммаусские путники о всем случившемся с ними, получив в свою очередь сообщение, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010