Вот как рассуждает об этом предмете один из современных нам западных писателей: «история реформации не кончается, как полагали многие авторы, распределением Севера и Юга между протестантами и католиками. Неминуемый результат сектаторских несогласий есть индивидуальная свобода мысли. Реформация сделала еще громадный шаг (кроме религиозной веротерпимости) во время Американской революции, когда государство и церковь торжественно и открыто разъединились. Великий народ навсегда разорвал связь между политикою и теологиею. Сектаторское распадение, доходя до своего последнего предела, оказывается процессом зарождения и утверждения индивидуальной умственной свободы. Величественное религиозное единство влечет за собою тиранию над индивидуумом: возрождение сект расширяет его мысль, а с их размножением он приобретает высшую свободу. В этом случае, единство и свобода находятся в обратном отношении; по мере того как единство уменьшается, свобода увеличивается. Реформация низложила единство; она дала свободу массам людей, сгруппированных в достаточном числе, чтобы укрепить свое положение, она и теперь незаметно, но непоколеблемо подвигается вперед и остановится только тогда, когда настанет время полной умственной эмансипации человека» 17 . Спрашивается, какой же? He той ли, о стремлениях к которой людей нечестивых говорит св. Псалмопевец в 2-м псалме?... He помним, где-то слыхали мы, что незадолго до Лютера один из князей Германии видел знаменательный сон: монах писал и перо его росло, а из него летело множество перьев и ранило множество народа. Сон этот напоминает нам о том Божественном явлении Спасителя священномученику Петру Александрийскому , память о коем православная Церковь увековечила высокотрогательным гимном своим: кто Твою, Спасе, ризу раздра? Арий, Tu рекл ecu 18 . Нельзя ли применить подобных слов и к Лютеранству, которое не к объединению стремиться, а к разъединению? «Рационализм совершенно овладел содержанием протестантского вероучения – говорит проф. Богословия в Харьковск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В 1786 г. на кафедру был назначен Джон Томас Трой, ректор ирл. доминиканского уч-ща при базилике св. Климента в Риме (впосл. епископ Оссори), к-рый принял меры по улучшению отношений с англ. правительством. В 1786 г. были запрещены народные празднования в честь древних ирл. святых (англ. patterns). В 1797 г. архиепископ перенес кафедру из ц. св. Николая в небольшую ц. Пресв. Богородицы на ул. Лиффи (совр. ул. Мальборо) и приступил к сбору средств на строительство нового собора (строительство начато в 1815). При Дж. Трое был основан католич. колледж св. Патрикия в г. Мейнут (1795), к-рый должен был обеспечить подготовку ирл. духовенства в стране. Впосл. колледж стал центральной, или «национальной», семинарией Ирландии. Интерьер церкви при мон-ре кармелитов. XIX в. Интерьер церкви при мон-ре кармелитов. XIX в. В 1823 г. ирл. адвокат и политический деятель Д. О " Коннел основал в Д. Католическую ассоциацию, целью к-рой была эмансипация католиков в Соединенном Королевстве (после издания в 1829 «Акта об освобождении католиков», который разрешал католикам избираться в парламент, «карательные законы» XVII-XVIII вв. были окончательно отменены). В 1852 г. на кафедру Д. из Арма был переведен архиеп. Пол Каллен. Его усилиями были учреждены больница Матери милосердия и католич. колледж в Клонлиффе (ныне в черте Д.), а также построен ряд новых церквей и школ. В 1864 г. начал издаваться ж. «Irish Ecclesiastical Record» (Ирландский церковный вестник), в к-ром публиковались статьи богословского и исторического содержания. Развивалась система католич. образования. На базе колледжа св. Патрикия в Мейнуте в 1854 г. был основан Католический ун-т Ирландии (закрыт в 1909 в связи с учреждением Национального ун-та Ирландии). В XIX в. в Д. был основан ряд католич. монашеских общин, братств и сестричеств - Ирландские сестры милосердия, об-во Св. Сердца, конгрегации Богородицы покрывающего милосердия, Св. Духа и Непорочного сердца Богоматери, сестры св. веры, лазаристы, пассионисты и др. Многие из них опекали школы и больницы. Одним из наиболее влиятельных об-в стали Ирландские христ. братья, в 1812 г. учредившие центр в Д. (к сер. XX в. в архиеп-стве насчитывалось 30 домов и 40 школ, к-рыми руководили члены об-ва). В 1886 г. архиеп. Уильям Уолш (1885-1921) основал в Драмкондре (ныне в черте Д.) приют для католич. сирот с целью защиты от протестант. пропаганды, а также приют юных рабочих для бедной католической молодежи. Архиепископ поддерживал Гэльскую лигу, выступавшую за распространение ирл. языка, а также левую партию «Шинн Фейн», выступавшую против Акта об унии Великобритании и Ирландии (1800).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Однако не все англикане выступали против полноправия католиков. Так, епископ Филпотс из “Высокой” церкви, а также известные представители “евангелистского” англиканства Томас Арнолд и Сидний Смит, понимая, что из-за обострявшейся ситуации в Ирландии, правительство вынуждено будет пойти на чрезвычайные меры, признавали необходимость реформы законодательства 92 . При этом они подчеркивали, что для защиты протестантской церкви будут необходимы соответствующие гарантии. “Chrismian Remembrancer” писал, что защитники англиканской Церкви не были бы столь решительно настроены против эмансипации католиков, если бы оппозиция предложила достаточные гарантии государственной Церкви: “Нация так много страдала от притязаний папизма, что ни один сведущий в истории человек не осмелится предоставить уступки католикам без соответствующих гарантий безопасности И если католики действительно намерены уважать законы страны и государственную церковь, они не будут возражать против таковых гарантий” 93 . Итак, если реформа неизбежна, то встает вопрос о том, какие необходимы гарантии. Епископ Филпотс предлагал выработать декларацию, которая обязывала бы католиков отказаться от ряда положений их догматов, анафематствующих англиканскую Церковь, и не причинять ей никакого ущерба 94 . Сидней Смит считал возможным контроль над католическим духовенством со стороны правительства и финансовое содержание по примеру католической церкви Канады, также предлагая обязать католиков отказаться от ряда их канонов в отношении еретиков 95 . Один из множества написанных в то время трактатов посвящен сравнительному анализу положения религиозных меньшинств в разных странах. Автор работы Генри Найт рассматривает примеры Франции, Пруссии, Ганновера, России, Канады и предлагает заключение конкордата, который включал бы договоренность с Римом, государственное жалование католическому духовенству и взамен контроль и право вето при назначении епископов 96 . Все эти схемы подверглись беспощадной критике со стороны таких изданий, как “British Critic” и “Quarterly Review”.

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

Бернанос всегда немало гордился своим демократическим происхождением, что, впрочем, не мешало ему одновременно заботливо культивировать основанное на иностранном звучании фамилии предание о благородном происхождении семьи от испанских дворян, переселившихся во Францию предположительно в XVII веке. Мать Жоржа, в девичестве Эрманс Моро, была женщиной весьма набожной, правда, без видимых признаков ханжества — в доме нередко звучали суровые суждения о церкви и о священниках. Именно от нее унаследовал будущий писатель глубокую религиозность. Что касается отца, то тот сумел передать сыну, помимо благотворной любви к Бальзаку, еще и любовь к публицистике реакционных журналистов того времени. Таким образом, с самого начала своего жизненного пути Бернанос оказался в такой обстановке — мелкобуржуазное семейное окружение, церковь, антидемократическая атмосфера привилегированных учебных заведений, — которая формировала его как ревностного католика, человека консервативных взглядов, монархиста. Все это привело его в лагерь реакции, в националистическую организацию «Аксьон Франсез», руководимую реакционным писателем и политическим деятелем Шарлем Моррасом. Впоследствии Бернанос вспоминал о вступлении в «Аксьон Франсез» как об ошибке, совершенной по молодости лет, в том возрасте, «когда абстрактная идея в сочетании с чувством образуют взрывчатую смесь». Юношеский максимализм и горячий, вспыльчивый характер, несомненно, сыграли свою роль, но главные причины как этого, так и многих других его поступков лежали гораздо глубже и не могут быть поняты без анализа тех идеологических процессов, которые начали развиваться в последней трети XIX века. Дело в том, что мировоззрение Бернаноса формировалось под непосредственным влиянием так называемого «католического возрождения». Начиная с Возрождения в литературе и искусстве, ранее тесно связанных с религией и церковью, все больше и больше обнаруживала себя тенденция к «эмансипации». Прогрессирующая дехристианизация литературы соответствовала периоду подъема буржуазии как класса и достигла своего апогея в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Буржуазная идеология, которая до поры до времени пряталась под маской различных протестантских ересей, получила тогда возможность назвать свое истинное имя. Религией поднимающейся буржуазии, отмечал Ф. Энгельс, стал рационализм. «Насильственные меры Людовика XIV, писал он, — только облегчили французской буржуазии возможность осуществить свою революцию в нерелигиозной, исключительно политической форме, которая одна лишь и соответствовала развитому состоянию буржуазии»  . Подобный идеологический климат, естественно, не способствовал распространению религиозных идей в среде литераторов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

2 Йельский богословский институт (англ.). 787 1 Ожесточенность (англ.). 788 2 Ср.: Ин.10:10: " Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком " . 789 3 Из стихотворения В.Ходасевича " Стансы " . 790 4 " Кто вам сказал, что человек должен что-то сделать на этой земле … " (фр.). 791 5 А. де Монтерлана " Напрасное служение " (фр.). 792 1 День выборов (англ.). 793 2 1Ин.4:1. 794 3 1Ин.5:21. 795 4 Гал.5:1. 796 5 образа жизни (англ.). 797 6 Из стихотворения О.Мандельштама " Дано мне тело – что мне делать с ним… " : " На стекла вечности уже легло/Мое дыхание, мое тепло " . 798 7 капиталовложение (англ.). 799 1 2Кор.6:10. 800 2 См. Мк 5:9. 801 1 Андре Фоссара " Есть другой мир " (фр.). 802 2 " Бог существует, я Его видел " (фр.) 803 1 " …убежденный, наконец, что нет на этом свете дела более достойного, более сладостного, более необходимого и более насущного – чем восхвалять Господа, восхвалять Его существование и стремиться быть тем же, кто есть Он… " (24). 804 2 доме для собраний (англ.). 805 3 Район Нью-Йорка, остров. 806 4 Мельхитами (букв. " сторонники императора " ) сирийские монофизиты-якобиты, а вслед за ними и арабы называли христиан, признавших решения Халкидонского собора 451г. и отвергших монофизитство. Современные мельхиты – православные и католики (униаты) Сирии и Египта, совершающие богослужение по византийскому обряду на арабском языке. 807 5 Из романа " Анна Каренина " . 808 6 От англ. amplify – усиливать, увеличивать. 809 1 To commute (англ.) – ездить ежедневно на работу из пригорода в город и обратно. 810 2 поздней осени (фр.). 811 3 Из поэмы А.Пушкина " Цыганы " . 812 4 Виргинском университете. 813 1 лавина колонн (фр.). 814 2 " Три Солженицына " (фр.). 815 3 кафедры славянских языков (англ.). 816 4 " Два лика богословия секуляризации " (фр.). 817 5 Отель " Хильтон " в аэропорту г. Сиэтл. 818 6 Погружение в одиночество (фр.). 819 7 " Вся президентская рать " " (англ.). 820 1 " эмансипация человеческого " (фр.). 821 1 человеческого и его эмансипации (фр.). 822

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Подьячий посольского приказа Григорий Котошихин в 1663г. писал следующее: «Московского государства женский пол грамоте неученые, и не по обычаю тому есть, а породным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужества своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственных чужие люди никто их и они людей видети не могут. И потому можно дознаться, отчего б им бытии гораздо гораздо разумными и смелыми. Также, как и замуж выйдут, и их потому ж люди видают мало». Посол Мейерсберг, бывший в Москве в половине XVII в., писал следующее: «Из тысячи придворных едва ли найдется один, который может похвалиться тем, что видел царицу или кого-либо из сестер или дочерей государя». Описывая отступников допотопного и последнего времени, Христос, обличая грех эмансипации, говорит: «ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:38–39 ). Почему Христос, сказав «женились…», добавляет «и выходили замуж»? Он делает это для обличения греха эмансипации. Ибо в последние времена, как и во времена перед потопом, женщины уровняются в похотливости с мужчинами, то есть, не только мужчины будут брать себе женщин, но и эмансипированные женщины будут сами брать за себя мужчин. Поэтому и сказано: «женились…», и сразу затем: «…и выходили замуж». А то, что в последние времена всякие бесовские духи будут вселяться в людей, и об этом прямо сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). Эти бесовские духи последнего времени и есть так называемое «харизматическое движение», они и вселяются в людей, как только те «отступят… от веры». На языке греческого оригинала, слово «отступят» читается здесь как апостисонтэ. То есть, один из главных признаков начала всемирной апостасии (отступничества), и будет увлечение всякими харизматическими опытами, когда злые духи будут вселяться в людей и действовать в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А эти мимолетные радости и удовольствия мира, так дорого оплачивающиеся, оплачивающиеся не деньгами только, но нередко и потерей чести, душевного мира и спокойствия, – что все это, как не те же камни? Камни эти, может быть, и драгоценные, но ведь и драгоценные камни также не утоляют голода и жажды: камень всегда остается камнем, хотя бы это был и настоящий бриллиант. Но не то хочет предложить и предлагает нам Марфо-Мариинская обитель, в которой вы имеете счастье находиться. Питая вас словом Божиим, писаниями святых отцов и учителей Православной Церкви, развивая в вас чувство любви к ближним, милосердия, благочестия и подвижничества, по примеру древних христианских подвижниц, она дает вам здоровое питание, такой хлеб, которым могут питаться и жить ваши тело и душа. Ах, как много в настоящее время подмешивается в пищу нашего юного женского поколения губительного яда. В том, что они читают, что они слышат и что видят, как много заключается такого, что порождает и развивает в них чувство суетности и легкомыслия, нецеломудрия и страсть к наслаждениям, но нисколько не утоляет их духовного голода и не дает им хлеба жизни! Дорожите же, сестры, вашей обителью, как таким местом, где утоляется этот духовный голод, где преломляется хлеб жизни. Я есмь хлеб жизни ( Ин.6:48 ), говорит Господь. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек ( Ин.6:51 ). Вот то единое, что требуется для нашего спасения. Вот, любезные сестры, счастливое, вожделенное опознание. Хорошо, очень хорошо, когда молодая девушка приобретает некоторые знания о предметах этого мира и обучается тому, что нужно для ее призвания, что она может и должна знать как дитя своего века. Христианство вывело ваш пол из тяжелого состояния рабства, в котором он находился всюду и теперь находится, где нет Христа, и таким образом проложило путь к образованию женщины. Но как много в настоящее время говорят неразумного о женских правах и эмансипации женского пола, об образовании женщин и т.п., забывая о том, что можно много знать и все-таки быть неразумным до погибели своей души – и наоборот, можно принадлежать к числу неученых и простых и в то же время иметь такую мудрость, которой не имеет и не может дать весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Апостол Петр касается того же предмета и вот что говорит женам христианским об отношении их к мужьям язычникам: « повинуйтеся, жены, своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» ( 1Пет. 3:1,2 ). Женам христианкам, конечно, не легко было жить с мужьями язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонения пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен христианок и то, что мужья их не покорялись слову истины. Повиновение мужьям в соединение с житием чистым и богобоязненным могло облегчить женам труд обращения мужей к христианской вере; мужья без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедию Евангелия, могли быть привлекаемы к христианской вере не укоризненною, полною любви, терпения и самоотвержения жизнию жен. Таковы отношения христианских жен к мужьям язычникам, но если долг сожития с ними и повиновения им не должен быть нарушаем разноверием, то не наипаче ли сей долг должен быть священным для христианской жены единоверного с нею мужа? Каков бы ни был муж, хорош или не хорош, ласков или жесток в обращении с женою, она должна оставаться в повиновении ему, и как бы ни было горько ее житие, не должна искать разлучения с ним за исключением случаев супружеской неверности. Яже Бог сочета, человек да не разлучает. Так называемые ревнители эмансипации женского пола восстают против неразрывности супружеского союза и требуют как для мужей, так и для жен полнейшей свободы развода по всякой благовидной и неблаговидной причине. Исполнение этого требования сопровождалось бы самыми пагубными последствиями, повело бы к разрушению семейной жизни, к безграничному разврату.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Апостол просит, чтобы это Послание было прочитано в Лаодикии, а письмо, направленное в Лаодикию, прочитали в Колоссах. Заключительное приветствие написано рукой апостола Павла. Послание к Филимону Вопрос подлинности. Подлинность Послания не подвергалась серьезной критике. Место написания. Как мы уже говорили в предисловии, мы полагаем, что Послание к Филимону, подобно Кол. и Еф., было отправлено из Рима (а не из Кесарии); по-видимому, Флм. представляет собой отдельное письмо, которое должно было прилагаться к Кол., где упоминается Онисим, о котором идет речь в Флм. Содержание Послания: Онисим, раб Филимона (1:16), убежал от своего хозяина и укрылся в Риме, где встретил Павла, который обратил его в христианство (1:10). Теперь апостол отсылает Онисима к его прежнему хозяину, но остерегается приказывать Филимону: «По любви лучше прошу» (1:9; см. 1:14). Он хотел бы оставить Онисима при себе, «дабы тот послужил» ему (1:13), но уважает свободу Филимона (1:14). Он просит его, как брат во Христе, простить Онисима и принять его «не как раба, но брата возлюбленного» (1:16). Интерес Послания. Апостолы, и в частности Павел, проповедовали спасение во Христе. Апостольская проповедь была обращена ко всякому человеку, независимо от его рода, социального положения, пола. Именно это и имел в виду ап. Павел, когда писал галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:28; ср. Кол. 3:11). Проповедуя спасение во Христе, апостолы остерегались провозглашать, какие бы то ни было, социальные реформы: освобождение рабов, эмансипацию женщин… Рабам они советуют: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23); хозяевам «оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1). Женам апостол Павел говорил, что они должны быть покорны мужьям, а мужьям – что они должны любить своих жен, «как Христос возлюбил Церковь » и «предал Себя за нее» (5:21–24). Апостол Павел не вводил никакого обязательного социального закона, он хотел «реформировать» сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

В Священном Писании есть несколько важных текстов, касающихся формы служения женщины в Церкви. Собственно говоря, именно эти апостольские рассуждения интересуют нас больше всего в связи с анализируемой темой. Вернемся к вопросу, который часто задают сторонники эмансипации и феминизма: «Почему женщина не может быть священнослужителем в Церкви? Не является ли это формой уничижения женщины?» Для того чтобы ответить на него, мы должны исходить из принципов Священного Писания. Все дело в том, что в Церкви есть разные виды служений. Каждый служит общине и Православной Церкви в целом в том месте, куда его определил Господь по способностям и талантам. Кто-то священствует, кто-то имеет дар пророчества, молитвы, утешения и т. д. В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих. Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12: 12-25). В соответствии с учением Церкви, каждый служит людям и Церкви теми дарами, которые дал нам Бог. Священство - это тоже один из видов служения Церкви. В Библии достаточно много написано о служении разных людей в Церкви. К тому же совершенно не понятно, почему люди, так настойчиво ратующие за женское священство, считают положение священника в Церкви привилегированным. Это положение, связанное с особым видом служения, но отнюдь не с привилегиями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010