протестантов. В сер. 90-х гг. XVIII в. по всей И. произошли столкновения протестант. боевых групп («Предрассветных парней», Оранжевого ордена и др.) с католич. вооруженными отрядами т. н. дефендеров (защитников от нападений протестантов). Однако во время восстания (1798) в рядах республиканского «Общества объединенных ирландцев» находились и католики, и протестанты. Восстание было осуждено католич. иерархами И., видевшими в республиканских лозунгах влияние идей Французской революции. Тем не менее поддержку восставшим часто оказывали местные католич. пресвитеры, один из к-рых, пресв. Дж. Мёрфи, руководил военным отрядом. Подавление восстания привело к новым репрессиям в отношении ирландцев и повлияло на решение англ. властей об упразднении автономии И. Несмотря на давление со стороны англ. правительства, в янв. 1799 г. ирл. парламент отклонил акт об унии Великобритании и И., попытка объединения была негативно воспринята ирландцами, в т. ч. лоялистами. С целью добиться принятия акта мн. депутатам ирл. парламента были предоставлены звания пэров, выгодные должности или даны крупные суммы. Желая заручиться поддержкой ирл. католиков, премьер-министр Великобритании У. Питт провел переговоры с католич. иерархами И., пообещав эмансипацию католиков и избрание католич. депутатов в парламент Великобритании после создания Соединенного Королевства. Из-за участия мн. католиков в восстании 1798 г. в ходе переговоров ирл. католич. епископы во главе с архиеп. Дж. Т. Троем согласились на требование правительства признать право англ. короля утверждать кандидатов на епископские кафедры и налагать вето в случае, если кандидат не будет удовлетворять требованиям благонадежности. После принятия акта об унии парламентами Великобритании (2 июля 1800) и И. (1 авг. 1800) было образовано Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии (с 1 янв. 1801). Ирл. парламент упразднялся, но ирл. депутатам предоставлялось 100 мест в палате общин и 32 в палате лордов в англ. парламенте, к-рый получил право законодательной власти над И.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

населения. В 1823 г. ирл. католик, адвокат Д. О’Коннелл основал в И. «Католическую ассоциацию», выступавшую за консолидацию ирл. общества в легитимной борьбе за предоставление католикам полноты гражданских прав. При поддержке католич. архиеп. Дублина Даниела Мюррея, др. ирл. епископов и католич. духовенства к 1824 г. ассоциация превратилась в крупное общественное движение, объединившее как представителей католич. знати и помещиков, так и простых городских и сельских жителей И. При каждом католич. приходе был создан филиал ассоциации, что позволило организовать широкомасштабный сбор средств, большая часть к-рых шла на поддержку мелких католич. землевладельцев (фригольдеров), находившихся в долговой зависимости от лендлордов. Созданная внутри ассоциации служба «Католическая рента» (Catholic Rent) помогала крестьянам оплачивать аренду новых земельных участков, тем самым увеличивая число католиков, к-рые по условиям билля 1793 г. могли голосовать на выборах. В 1825 г. по инициативе Дж. Каннинга палата общин вновь проголосовала за принятие закона об эмансипации, но он был отклонен палатой лордов. Одновременно с этим англ. парламент запретил деятельность «Католической ассоциации», однако О’Коннелл, формально распустив ее, создал «Новую католическую ассоциацию», целью к-рой провозглашалась благотворительная деятельность. Во время выборов 1826 г. при поддержке ассоциации в неск. графствах И. победу одержали кандидаты, представлявшие интересы католиков. В 1828 г. О’Коннелл победил на выборах в англ. парламент в графстве Клэр, но не смог занять место в палате общин из-за невозможности принести обязательную для членов парламента присягу на верность монарху, основанную на «Акте о супрематии», и подписать декларацию против пресуществления. Избрание О’Коннелла вызвало резонанс в англ. и ирл. обществе, ок. 800 тыс. католиков Соединенного Королевства подписали петицию в парламент, требуя отменить закон об обязательной присяге и декларации. 9 мая того же года кор. Георг IV утвердил принятый англ.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

24), а также поиском единодушия в вопросе совместного празднования Пасхи (Ibid. 20). На этом пути допустим также «по уважительной причине» ради спасения душ и «свидетельства любви» более мягкий порядок общения в нек-рых таинствах и священнодействиях (communicatio in sacris) с вост. христианами, поскольку признается действительность священства (sacerdotium validum) в их Церквах (Ibid. 25, 26, 28). Конкретизируя, декрет устанавливает следующее правило: «Можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделенным от католической Церкви не по их собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом. Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен» (Ibid. 27). Следствия Эмансипация вост. литургической и канонической традиции в рамках католицизма была призвана способствовать большей пастырской гибкости в решении практических вопросов, связанных с местными культурными или национальными особенностями католиков (ср.: Ibid. 21). В экклезиологическом отношении это стало шагом в сторону признания самобытности и большей самостоятельности отдельных (локальных) Церквей и, соответственно, нек-рого ослабления рим. централизма, способствовало отходу от «униатской» формы мышления и утверждению модели церковного единства в разнообразии не только в границах католич. Церкви, но и в экуменическом сближении с Православием (История II Ватиканского Собора. 2005. С. 387, 569). Произошедшие перемены также вызвали к жизни необходимость работы над новым отдельным церковно-правовым кодексом для католиков вост. обряда (CCEO), к-рая длилась с 1972 по 1990 г. Мн. униатские Церкви - особенно на Ближ. Востоке и в Юж. Индии - вскоре после принятия «O. E.» приступили к упразднению несвойственных им дисциплинарных предписаний и богослужебных наслоений лат.

http://pravenc.ru/text/2581527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ» [англ. Catholic Action; итал. Azione Cattolica; испан. Acción Católica; нем. Katholische Aktion; франц. Action Catholique], общее название католич. орг-ций и объединений мирян, к-рые, руководствуясь принципами социального учения католич. Церкви, участвуют в различных сферах общественной жизни. Орг-ции «К. д.» существуют во многих странах мира, взаимодействуя с Папским престолом, католич. епископатом и клиром, и являются одной из форм апостольства мирян в католич. Церкви. Католич. объединения мирян стали появляться в XIX в. в европ. странах для защиты интересов католич. Церкви, в т. ч. для противостояния антиклерикальной политике либеральных правительств и секуляризации общества. Одно из первых социально-политических объединений мирян - «Католическая ассоциация» - было создано в 1823 г. в Ирландии Д. О " Коннеллом для борьбы за эмансипацию католиков . Во время революции 1848-1849 гг. в Германии стали появляться объединения мирян, требовавших расширения политических прав католиков. Наиболее крупным был союз «Piusverein», созданный в марте 1848 г. в Майнце пресв. А. Ф. Леннигом. В окт. того же года пресв. А. Ф. Ленниг организовал в Майнце I Всегерманский католический конгресс (Katholikentag), на котором собрались представители различных нем. католич. орг-ций и ассоциаций мирян. С кон. 40-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы возникали рабочие и молодежные католич. союзы, благотворительные ассоциации, католич. партии, которые осуществляли различное социальное служение, а также участвовали в политической борьбе католиков с антиклерикализмом. В 1863 г. в Мехелене (Бельгия) состоялся конгресс католич. орг-ций, в работе к-рого приняли участие как католики-консерваторы (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), так и сторонники католич. либерализма . В 1868 г. была создана бельг. Федерация католических кругов и консервативных ассоциаций (Fédération des cercles catholiques et des associations conservatrices), на основе к-рой в 1869 г.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Гробница Дублинского католич. архиеп. Джона Томаса Троя. Скульптор П. Турнерелли (?). 1823 г. (кафедральный собор Девы Марии, Дублин) Гробница Дублинского католич. архиеп. Джона Томаса Троя. Скульптор П. Турнерелли (?). 1823 г. (кафедральный собор Девы Марии, Дублин) Права, закрепленные биллем 1793 г., не распространялись на пресвитериан и др. протестантов-диссентеров, что способствовало росту конфронтации между католич. и протестант. населением И., доходившей до вооруженных конфликтов в Ольстере. В ходе таких конфликтов в 1795 г. был сформирован т. н. Оранжевый орден - военизированная организация ирландских протестантов. В сер. 90-х гг. XVIII в. по всей И. произошли столкновения протестантских боевых групп («Предрассветных парней», Оранжевого ордена и др.) с католич. вооруженными отрядами т. н. дефендеров (защитников от нападений протестантов). Однако во время восстания (1798) в рядах республиканского «Общества объединенных ирландцев» находились и католики, и протестанты. Восстание было осуждено католич. иерархами И., видевшими в республиканских лозунгах влияние идей Французской революции. Тем не менее поддержку восставшим часто оказывало местное католическое духовенство, напр., пресв. Дж. Мёрфи руководил военным отрядом. Восстание было подавлено; оно привело к новым репрессиям в отношении ирландцев и повлияло на решение англ. властей об упразднении автономии И. Несмотря на давление со стороны англ. правительства, в янв. 1799 г. ирл. парламент отклонил акт об унии Великобритании и И., попытка объединения была негативно воспринята ирландцами, в т. ч. лоялистами. С целью добиться принятия акта мн. депутатам ирл. парламента были предоставлены звания пэров, выгодные должности или даны крупные суммы. Желая заручиться поддержкой ирл. католиков, премьер-министр Великобритании У. Питт провел переговоры с католич. иерархами И., пообещав эмансипацию католиков и избрание католич. депутатов в парламент Великобритании после создания Соединенного Королевства. Из-за участия мн. католиков в восстании 1798 г. в ходе переговоров ирл. католич. епископы во главе с архиеп. Дж. Т. Троем согласились на требование правительства признать право англ. короля утверждать кандидатов на епископские кафедры и налагать вето в случае, если назначенный Папским престолом епископ не будет удовлетворять требованиям благонадежности.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 1823 г. О. основал Католическую ассоциацию Ирландии. Эта орг-ция быстро стала массовой благодаря доступным условиям членства (взнос - 1 пенни в месяц) и поддержке католич. духовенства. Целью ассоциации было предоставление полных гражданских прав всем католикам. Собранные средства в значительной мере шли на поддержку мелких католич. арендаторов, в т. ч. через систему т. н. католич. ренты (Catholic Rent). В 1825 г. палата лордов брит. парламента отклонила проект закона об эмансипации католиков, власти запретили деятельность Католической ассоциации Ирландии, но О. вскоре основал Новую католич. ассоциацию, официально объявленную благотворительной орг-цией. Важным методом борьбы О. были массовые собрания, принимавшие заранее согласованные петиции (так, 13 янв. 1828 такие собрания прошли, по нек-рым оценкам, почти в 1,6 тыс. приходов по всей Ирландии, собрав более 1 млн участников). В июле 1828 г. О. был избран в палату общин от графства Клэр, но отказался принести обязательную для членов парламента присягу на верность монарху, основанную на англиканском Акте о супрематии, и подписать Декларацию против пресуществления. После принятия закона об отмене ограничений в отношении брит. католиков (1829) в Ирландии начались массовые выступления против уплаты десятины англикан. Церкви Ирландии. О. осудил вооруженные выступления и наиболее радикальные требования восставших. В дек. 1833 г. он вновь был избран в палату общин, где стал лидером ирл. фракции (оставался членом парламента до конца жизни). Добился сокращения структур англикан. Церкви Ирландии до 12 диоцезов (2 архиеп-ства и 10 еп-ств), сокращения выплат десятины англикан. церковным структурам (подробнее см. в ст. Ирландия ). После проведения в Ирландии муниципальной реформы (1840) О. смог выиграть выборы и занять пост лорда-мэра Дублина (1841-1842; стал 1-м католиком на этом посту с 1688). Одновременно с этим в 1840 г. он основал Ассоциацию рипилеров (от англ. repeal - отмена), члены к-рой выступали за отмену унии 1800 г., возвращение Ирландии статуса независимого королевства (во главе с англ. монархом) и восстановление отдельного ирл. парламента. После запрета орг-ции брит. властями (окт. 1843) О. и его сторонники были арестованы и приговорены к году заключения (в сент. 1844 приговор отменен палатой лордов). В 1845-1846 гг. О. попытался восстановить Ассоциацию рипилеров, вступил в конфликт с радикальными националистами, к-рые выступали за полную независимость Ирландии и создали революционную организацию «Молодая Ирландия». О. также выступал за отмену дискриминации брит. евреев (добился принятия в 1846 закона об отмене ношения евреями особой одежды).

http://pravenc.ru/text/2578251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

13 апреля 1829 г. билль “Об отмене ограничений против подданных Его Величества, исповедующих католицизм” получил подпись короля и стал законом королевства (“The Roman Catholic Relief Act”). Католики (как с неприязнью говорили англичане, “паписты”) приобретали гражданское и политическое полноправие. Освобождение пришло после более чем двух веков “самого мрачного времени в истории английского католицизма” 141 . Жена русского посла княгиня Д. Ливен сообщала в письме на родину, что англичане смотрят на апрельскую реформу 1829 г. как на важнейшее событие за последние 150 лет 142 . Эмансипацию католиков называли революционным событием 143 . Нельзя не согласиться с теми историками, которые ставят религиозные законы 1828–29 гг. и избирательную реформу 1832 г. в один ряд, — ведь религиозные реформы предоставили политические права почти 7 миллионам католиков и 3 миллионам диссентеров 144 ! Далеко не все из них могли воспользоваться своими правами из-за высокого избирательного ценза, но, тем не менее, юридически равноправными гражданами стало более половины жителей Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Насколько радикальными являлись эти изменения, можно понять, только учитывая силу консерватизма и антикатолицизма англичан. Все три реформы едины в том смысле, что каждая из них внесла свой вклад в “революцию конституции”. Реакция современников была разной. Сначала приведем в пример мнение Томаса Малока, статья которого была прислана министру внутренних дел как образец “крайней” реакции на реформу 1829 г. Сам Малок, рассуждая о совершившемся событии, назвал себя “следовате­лем от народа”, а свою статью озаглавил “Триумф неверия” 145 . В своей статье автор уделяет внимание не столько эмансипации католиков, сколько “духу времени” — либерализму. В один ряд он ставит Брума, О’Коннела, “министров-революционеров” Веллингтона и Пиля и пишет, что все они — ученики одного и того же великого Мастера, “про­светителя наций”, который ведет человечество к благоденствию и процветанию по пути отступничества от Бога и от всего святого. Имя этого великого учителя — Люцифер 146 . Все его апостолы трудятся ради “воцарения мира”, а на самом деле преследуют сиюминутные выгоды. Они хотят построить “счастье человечества” на фундаменте безверия и эгоизма. Малок уверен, что эмансипация католиков — прежде всего шаг к дальнейшим реформам, путь к богохульству и атеизму 147 .

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

В результате такого отношения юноша становится беспомощным, у него нет внутренней прочности, он часто проявляет трусость, постоянно ищет в ком-то опору и зависит от других, его мышление принижено, жизнеспособность слаба; кроме того, он амбициозен и ориентирован только на свое «я». Часто, даже в случае крайней нужды, таким молодым людям лень исправлять ситуацию. Они лишены жажды поиска, им хватает того, что есть. С окончанием учебы заканчиваются и их отношения с книгами, дальше их горизонт ограничен развлечениями – интернетом и играми. Многие привыкли обходиться без забот и довольствоваться сравнительно легкой работой; кроме того, если им не повезет один раз, их сразу же охватывает чувство безнадежности, депрессия – и они начинают опускаться еще ниже. Поэтому умножились наркомания, пьянство, воровство, убийства, сексуальная распущенность... Это все – результат неправильного воспитания. С самого начала мы должны так воспитать наших детей, чтобы они выросли сильными личностями, а для этого необходимо, в первую очередь, привить им любовь к Богу и помочь им обрести надежду на то, что если они будут жить правильно, то никогда не останутся одни и с помощью Господа преодолеют все трудности. Детей нужно приучать к миролюбию, к умению забывать обиды, к любви к друзьям и, в общем – к верности, благодарности, желанию помогать другим, отдавать то, что больше всего сам любит, умению радоваться чужой радости; надо приучать их к справедливости, терпимости, стойкости в боли, умению искать выход из трудных ситуаций, и конечно, к труду и чтению книг. Это и называется – готовить к жизни. Физическая и интеллектуальная нагрузка необходима для воспитания здорового поколения, чтобы при необходимости оно могло бы защитить и себя, и других, чтобы могло различать, что – черное, а что – белое, что – хорошо, а что – плохо, плохо лично для него, для семьи, для близких и для страны; чтобы уметь пользоваться свободой, силой мира сего и чтобы суметь все эти качества сохранить до конца жизни. Моя надежда – на грузинских женщин. Они всегда были опорой семьи, и сегодня, в условиях эмансипации, они также должны суметь сыграть свою роль главного балансира в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010