После ратификации акта об унии парламентами Великобритании (2 июля 1800) и И. (1 авг. 1800) было образовано Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии (с 1 янв. 1801). Ирл. парламент упразднялся, ирл. депутатам предоставлялось 100 мест в палате общин и 32 в палате лордов в англ. парламенте, который получил право законодательной власти над И. Англикан. Церковь Ирландии была преобразована в объединенную Церковь Англии и Ирландии, ирл. англикан. архиепископ и 3 епископа вошли в состав палаты лордов. Создание предусмотренного актом об унии таможенного союза Великобритании и И. привело к отмене протекционистских пошлин на ирл. товары, что впосл. негативно сказалось на развитии ирл. промышленности и торговли. Предложенный премьер-министром Питтом проект закона об эмансипации католиков был отвергнут кор. Георгом III, который видел в нем нарушение коронационной присяги о поддержке и покровительстве англикан. Церкви. В знак протеста против позиции короля и ввиду невыполнения данного им обещания Питт и неск. др. министров его кабинета ушли в отставку (1801). В 1805 г. избранный депутатом от Дублина в палату общин Г. Граттан при поддержке лидеров оппозиции Ч. Фокса и У. Гренвилла предложил на обсуждение в парламенте вопрос об эмансипации католиков. Законопроект прошел через палату общин, однако в марте 1807 г. был отвергнут палатой лордов. Опасность вторжения франц. войск имп. Наполеона I в И. и восстания католиков в условиях войны с Францией побудили англ. власти в мае 1808 г. возобновить парламентские дискуссии об эмансипации католиков, в ходе которых были выработаны основные требования для принятия законопроекта. Так, католики обязывались принимать присягу верности по новой, утвержденной парламентом формуле, католич. епископы могли быть назначены Папским престолом только по согласованию с англ. королем, а за англ. правительством закреплялось право визировать документы Папского престола, поступавшие к католич. епископам в Соединенном Королевстве. Эти предложения были одобрены апостольским викарием Лондонского округа еп. Джоном Дугласом, значительной частью англ. католиков и Дублинским архиеп. Дж. Т. Троем, но апостольский викарий Мидленда еп. Джон Милнер и большинство ирл. епископов высказались против данных условий, как ущемлявших права Папского престола.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В 1694 г. население К. составляло ок. 400 чел. Кафедральный собор находился во владении протестантов, католич. капитул бездействовал. У католич. епископа не было постоянной резиденции, богослужения совершались в частных домах, мон-ри были закрыты (Ibid. P. 73). Согласно отчету протестантского священника (1731), в приходе К. был католич. молитвенный дом, при к-ром жил пресвитер и к-рый посещали странствующие монахи-проповедники (Ibid. P. 267). Еп. Джеймс Галлахер (1737-1751) жил в скромном крестьянском доме возле болота, где можно было найти укрытие в случае полицейского рейда, богослужения совершались тайно. Воспользовавшись ослаблением гонений, еп. Джеймс Киф (1752-1787) поддержал движение за эмансипацию католиков, принял участие в деятельности т. н. католич. ассоциации (1756). В г. Карлоу был основан колледж св. Патрикия, действовавший в т. ч. как ДС; в нем преподавали философию, богословие, математику, иностранные языки и право (открытие колледжа состоялось в 1793). При еп. Даниеле Делейни (1788-1814) были основаны жен. конгрегация св. Бригиты (бригитинки; 1807) и муж. конгрегация братьев св. Патрикия (братья-патрицианцы; 1808), задачей которых было преподавание основ веры в школах. Признаком растущей свободы католич. Церкви стала возможность проводить процессии на праздник Тела Христова. В 1800 г. в объединенном еп-стве К. и Лехлин насчитывалось 43 прихода, из них на территории еп-ства К.- 21 приход с 43 храмовыми зданиями, служили 16 священников. В К. действовал мон-рь кармелиток, в Ньюбридже - община доминиканцев (Ibid. P. 284-286). Еп. Джеймс Дойл (1819-1834) активно поддерживал движение за эмансипацию католиков, принимал участие в кампании гражданского неповиновения по отмене обязательной десятины в пользу англикан. Церкви, получил известность как религ. полемист. В Карлоу была основана епископская резиденция, построен кафедральный собор Вознесения Богоматери (1828-1833). Возрождение религиозной жизни продолжилось при еп. Фрэнсисе Хейли (1837-1855), который уделял особое внимание строительству церквей и организации школ, основал ряд монастырей, в т. ч. 5 жен. общин ордена Введения во храм Пресв. Девы Марии.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Католич. собор св. Патрикия в г. Арма. 1840–1872 гг. Католич. собор св. Патрикия в г. Арма. 1840–1872 гг. В 1810 г. Граттан вновь вынес на рассмотрение в парламенте законопроект об эмансипации католиков, к-рый содержал выработанные ранее условия и получил одобрение англ. католич. совета. В июне того же года законопроект прошел 1-е чтение в палатах англ. парламента, однако разногласия между англ. и ирл. епископами по вопросу о праве королевского вето замедлили его дальнейшее обсуждение. В нач. 1813 г. по инициативе Граттана проект закона о католич. эмансипации прошел в парламенте 2-е чтение, во время к-рого по настоянию консерваторов Дж. Каннинга и виконта Каслри были внесены изменения: кандидатуры назначаемых епископов должны были рекомендоваться Папскому престолу особым парламентским комитетом, к-рому также отводилась роль надзорного ведомства по делам католиков Соединенного Королевства. Билль был отклонен, т. к. часть депутатов выступила против допущения католиков в англ. парламент, а еп. Дж. Милнер распространил в палате общин памятную записку, сообщавшую о несогласии ирл. епископата признать право гос. вмешательства в церковную жизнь. В ожидании повторного обсуждения билля апостольский викарий Лондонского округа еп. Уильям Пойнтер направил запрос в Рим, где в февр. 1814 г. секретарь римской Конгрегации пропаганды веры пресв. Дж. Б. Кварантотти издал рескрипт, разрешавший католическим епископам в Соединенном Королевстве одобрить законопроект в предложенном виде. Продолжая отстаивать позицию ирл. епископата, еп. Дж. Милнер посетил папу Римского Пия VII , который отозвал рескрипт Кварантотти и поручил изучить вопрос госсекретарю Папского престола кард. Эрколе Консальви . В апр. 1815 г. префект Конгрегации пропаганды веры кард. Лоренцо Литта направил еп. У. Пойнтеру письмо, в к-ром осудил идею к.-л. контроля со стороны англ. власти над католич. Церковью в Соединенном Королевстве, однако признал возможность согласования кандидатов на епископские кафедры с англ. правительством. В 1821 г. палата общин одобрила в 3-м чтении билль, внесенный депутатом от Дублинского ун-та У. Планкетом, но в том же году проект был отклонен палатой лордов. Новый англ. кор. Георг IV, посетивший И. в 1821 г., отказался повлиять на принятие законопроекта.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Начались богословские поиски, возрождение церковной жизни и нравственных устоев. Впервые после Реформации в Англии вновь были открыты монашеские общины. Лучшие представители англиканства делали все возможное, чтобы “возвысить” церковь, приблизить ее к традициям Единой Церкви и ограничить влияние протестантизма. Один из представителей “Оксфордского движения” У. Пальмер доказывал своим православным собеседникам, что “после реформ 1828–29 гг., когда государство, которое навязывало Церкви Англии протестантизм, отказалось от союза с англиканством, стало возможным возрождение в нашей Церкви традиций соборности” 153 . Именно тогда начинается сближение Англиканской Церкви с Православной. Благодаря “Оксфордскому движению” англиканство обрело второе дыхание. Импульсом для этого движения послужило осознание деградации Церкви и реформы 1828–29 гг. “Morning Post” после того как билль об эмансипации католиков стал законом, часто писала, что в целях поддержки англиканства необходимо наладить церковную жизнь, создавать общества изучения Библии, больше внимания уделять изучению других религий, чтобы иметь твердые убеждения в истинности своего вероучения 154 . Такие общества впоследствии будут созданы, и англиканская Церковь, развивая широкую социальную и научную деятельность, заметно укрепит свои позиции в английском обществе. Реформы 1828 и 29 гг. стали первой крупной победой сторонников веротерпимости в Англии. В 1833 г. политические права были предоставлены квакерам и моравским братьям, то есть тем представителям христианских сект, которые не могли давать клятвы. В 1859 г. был принят закон об эмансипации иудеев 155 . 1868 г. стал временем триумфа сторонников веротерпимости; в этом году были отменены все обязательные выплаты в пользу англиканской Церкви, а также лишилась государственного покровительства Епископальная церковь Ирландии, в связи с чем декларация о верховенстве англиканской Церкви, составленная в 1828 г., была упразднена. Англиканство по-прежнему провозглашалось государственной религией страны, однако отмена декларации 1828 г.

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

Англ. правительство попыталось уничтожить католич. иерархию в Ирландии - оставался лишь 1 епископ, заключенный в Ньюгейтскую тюрьму в Д. Однако в 1707 г. ему удалось рукоположить др. епископа, к-рый в свою очередь рукоположил пресв. Эдмунда Берна во архиепископа Д. (1712). Архиепископ учредил в городе 3 новых прихода - Пресв. Богородицы, св. Павла и св. Андрея. В 1710 г. началось очередное гонение на католиков, вызванное требованием отказаться от поддержки изгнанной династии Стюартов, архиепископ был вынужден скрываться. В 1718 г. Э. Берн был арестован, но оправдан судом. В 1741 г. было издано постановление о произведении обысков в домах католиков и об окончательном закрытии католич. монашеских общин. Продолжались аресты незарегистрированных священников и разгромы тайных католич. школ. Появились люди, специализировавшиеся на розыске и выдаче властям духовенства (англ. priest-hunters). Под давлением властей архиепископы, занимавшие кафедру в XVIII в., были вынуждены демонстрировать лояльность к англ. правительству. В 1778 г. архиеп. Джон Карпентер (1770-1786) принес присягу на верность англ. королю и призвал к тому же остальных католиков. Архиепископ интересовался ирл. историей и языком, способствовал возрождению почитания древних ирл. святых, сотрудничал с рядом политических деятелей (Дж. Карри, Ч. О " Коннор), добивавшихся эмансипации ирл. католиков. В 1776 г. он опубликовал Требник (Rituale) с комментариями на англ. и ирл. языках, в 1777 г.- 1-й на Британских о-вах со времен Реформации католич. Миссал. В 1780 г. участвовал в издании сборника житий святых на англ. языке, составленного О. Батлером. При архиеп. Дж. Карпентере впервые со времен Реформации были собраны точные статистические данные католич. архиепископства. При архиепископской кафедре существовал капитул из 6 должностных лиц, в т. ч. архидиаконов Д. и Глендалоха, а также 22 каноников и пребендариев; насчитывалось более 100 приходских церквей и лишь 45 священников. В городе действовали 15 католич. храмов, часть к-рых обслуживалась членами монашеских орденов. В г. Атай действовал доминиканский монастырь с 2 насельниками, в Д.- 2 женские монашеские общины. После закрытия большинства ирл. колледжей на континенте во время Французской революции (1789-1799) стал ощущаться недостаток священников, что вынудило католич. иерархию искать пути сближения с англ. властями. Ирл. епископы поддержали Акт об унии Великобритании и Ирландии (1800).

http://pravenc.ru/text/180517.html

1866. P. 139-145), датируемая предположительно 2-й пол. VI в., его не упоминает. Согласно версии, изложенной в араб. Житии Антиохийского патриарха Христофора (кон. X - нач. XI в.; Zayat, é d. 1952), центр Католикосата находился в Селевкии-Ктесифоне, откуда в связи со строительством Багдада в 60-х гг. VIII в. был перенесен в обл. Шаш (Чач), в Ромагирис (Румагирд; вероятно, район или пригород совр. Ташкента). С увеличением в Багдаде числа мелькитов, в основном из взятых в плен византийцев, между Багдадом и Ромагирисом началось противостояние за кафедру К. Как известно из др. источников, в нач. X в. багдадской общине, по-видимому, удалось одержать верх: в 912/3 г. Антиохийский патриарх Илия I направил в Багдад К. по имени Иоанн. Однако несторианский католикос-патриарх Авраам III добился распоряжения халифа о запрете на его пребывание в Багдаде ( Assemani. BO. T. 2. P. 440-441). Очередные прения проходили в Антиохии при патриархе Агапии (I) (953-960), а с восшествием на престол его преемника Христофора (960-967) вопрос был решен поставлением 2 К. Т. о., параллельное существование Католикосатов Ромагириса и Иринополя/Багдада можно констатировать приблизительно с 960 г. Аутентичность сообщаемой в Житии Христофора информации о ранних этапах существования Католикосата подверг критике Ж. М. Фие ( Fiey. 1977); ее достоверность отстаивали Ж. Насралла ( Nasrallah. 1983) и В. Клайн ( Klein. 1999). Католикос-патриарх Дынха IV, предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Фотография. XXI в. титул «католикос» получил более широкое распространение. В Церкви Востока его появление обычно связывается с процессом эмансипации кафедры Селевкии-Ктесифона от Антиохийского Патриархата, однако такой взгляд не учитывает полицентрического принципа формирования епископий древней Церкви. В. де Врис указал на некорректность представления о том, что Поместные Церкви в древности обязательно должны «выделяться» из Патриархатов ( Vries. 1964. S. 430). В действительности Церковь в парфянских пределах, а затем в Иране развивалась вне прямой связи с церковными структурами в Римской империи или подчинения им.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Страница из Баллимотской книги Еще один источник святой Аттракты находится в местечке Килтура (Kiltura) на юге графства Слайго. Рядом расположены древние камень с надписями, мемориальная плита, колонна из песчаника с кельтским крестом (с наложенным на него кругом) наверху и другие интересные объекты. Все они сосредоточены на древнем круглом кургане, к востоку от которого бежит ручей. До недавнего времени паломники ежегодно посещали расположенный на юго-восточной оконечности кургана святой источник, а также обходили растущий по краям боярышник. После Реформации Католическая церковь в Ирландии была объявлена вне закона: монастыри закрыли, многие святыни уничтожили, а почти все католические церкви и другие здания конфисковали. Гонимым верующим католикам ничего не оставалось, как на протяжении веков молиться практически подпольно. Постепенно сложилась практика совершения молений и народных религиозных празднеств на открытом воздухе рядом с сохранившимися святыми источниками, руинами монастырей и могилами святых (эта практика называется «patterns»). Подобные собрания верующих получили распространение во многих святых местах сельской Ирландии, привлекая сотни и тысячи верующих (позднее к католикам присоединялись протестанты). Так многие святые покровители городов и деревень не были забыты. В XIX веке рядом с источниками стали возводить часовенки с алтарями. Даже после вступления в силу Билля об эмансипации католиков в 1829 году практика служения на открытом воздухе рядом с древними святынями продолжалась. Она жива и по сей день: включает в себя служение мессы, молебны местным святым-покровителям, покаянные молитвы и элементы ирландских народных традиций. За эти 400 лет были зафиксированы многочисленные чудеса исцеления (например, вода источника в Килмактайге (Kilmactigue) исцеляла от эпилепсии). Так сохранились в том числе и святые места, связанные со святой Аттрактой. Как минимум в восьми приходах страны можно найти источники в честь этой святой! Репродукция витража св. Аттракты работы Ричарда Кинга (любезно предоставлено - Fr.

http://pravoslavie.ru/132684.html

К середине XIX в. управление католиками в Англии находилось в довольно запутанном состоянии. Оно осуществлялось на основе буллы, изданной папой Бенедиктом XIV в 1753 году, когда католическая церковь Англии была еще гонима. Во главе английской католической церкви стояли четыре папских викария, главы четырех диоцезов: Лондонского, Мидлэнда, Северного и Западного. Между ними не было никакой иерархической зависимости; они были абсолютно равноправны. Единственным авторитетом являлась сама Римская курия и конгрегация Пропаганды. С увеличением числа католиков в Англии папским викариям становилось все тяжелее управлять своими единоверцами. Появилась и другая проблема. Католическое население увеличивалось в основном за счет эмиграции из Ирландии. Естественно, ирландцы ехали в города, а в городах у папских викариев был серьезный противник в лице монашеских орденов: иезуитов, бенедиктинцев и др. Власть религиозных орденов возросла настолько, что управление из Рима стало фактически означать управление из конгрегации Пропаганды, контакты которой с Римом были налажены гораздо лучше[ 19 ]. Подобное положение вызывало недовольство папских викариев, и свое спасение они видели в установлении в Англии строгой регулярной иерархии. Благодаря ей викарии надеялись восстановить свое главенство в управлении католиками. Иерархия была желательна также из-за проблем, имевших корнем независимость католических прелатов друг от друга, что приводило к многочисленным спорам между папскими викариями[ 20 ]. Идея воссоздания иерархии католических епископов стала активно обсуждаться с начала XIX в. Импульс этому процессу дали законы, облегчавшие положение католиков, принятые в конце предыдущего столетия. Еще реальнее этот проект стал после проведения католической эмансипации в 1829 г., когда в 24-м пункте закона появилось указание, что католическим прелатам запрещается использовать титулы с названиями английских городов, где имелись кафедры англиканских епископов[ 21 ]; таким образом как бы давалась возможность использовать титулы, которых англикане не имели.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Ц., к-рые склонны подчеркивать ее общность скорее с католич., чем с протестант., традицией (в этом смысле он распространяется и на богословов более раннего, елизаветинского периода). В противоположность этому понятию в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» - течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму и нонконформизму. С сер. XIX в. к этому направлению стали относить евангеликов (см. Евангелизм , Евангелики ). Заметным явлением в жизни А. Ц. стало зарождение в XVIII в. методизма и близкого ему по духу евангелического движения. Их возникновение было следствием реакции широких слоев об-ва на индифферентность англикан. духовенства к постулатам веры, а также на распространение скептицизма и атеизма ; негативные последствия такого состояния веры, с т. зр. англичан, привели к эксцессам Французской революции. Отличительными чертами методизма как движения за обновление А. Ц. были подчеркнутое благочестие, строгое соблюдение обрядов, систематическая проповедническая деятельность среди малоимущих. В 1795 г. методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из Церкви Англии. Лидеры евангелического движения Дж. У. Флетчер , Г. Венн , У. Ромейн и Дж. Ньютон стремились использовать существующую приходскую систему, не порывая с А. Ц. В кон. XVIII-XIX в. евангеликам принадлежала ведущая роль в борьбе за социальные реформы и улучшение условий жизни, а также в миссионерстве. Об-во поощряло проповедническую деятельность, что было отчасти связано с изменениями в положении англ. католиков, чьи религ. и гражданские права постепенно восстанавливались в правление королей Георга III (1760-1820) и Георга IV (1820-1830) благодаря ряду «Актов об эмансипации католиков» (1777, 1791, 1793, 1829).. Эти нововведения порождали недовольство в среде англикан. духовенства и протестантов-мирян. Стремление укрепить позиции А. Ц., к-рым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с др.- интеллектуальный либерализм, породило Оксфордское движение , чья деятельность парадоксальным образом привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Конфликт между Великобританией и Римским престолом в 1850-1851 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 «Папская агрессия» Весьма немногие в нашей стране имеют представление об истории неправославных церквей XIX столетия. Однако именно в это время в европейских странах закладывались основы современного мировоззрения, в том числе и в отношении религиозных вопросов. Это был период, когда общение между представителями различных конфессий стало более интенсивным, что коренным образом меняло привычные представления людей и иногда приводило к серьезным конфликтам. Подобные проблемы близки сейчас и нашей стране, где религиозные вопросы, находившиеся долгое время под запретом, приобрели необычайную остроту. К середине XIX века в европейских государствах наметилась явная тенденция к установлению большей терпимости между представителями различных религиозных конфессий. Во взаимоотношениях людей религиозный фактор отходит на все более дальний план. Религиозная терпимость оформляется законодательно. Особый толчок этому процессу дали революции 1848–49 годов. К середине XIX в. в странах, где господствовал католицизм, усилилось стремление сократить влияние папской власти. Под контроль государства попали имущество и деятельность священнослужителей в итальянских государствах Савойе и Пьемонте[ 1 ]; Австрия предложила венгерским протестантам организовать свою церковь[ 2 ]. Одновременно в некатолических странах были сделаны определенные послабления в отношении католиков. В германских государствах Пруссии, Баварии и ряде других католическая церковь стала практически независимой от протестантских властей[ 3 ]. Россия в 1846 году заключила договор с папой о положении польских католиков[ 4 ]. Со временем в большинстве государств был законодательно разрешен и вопрос о положении иудеев. Сходные тенденции наблюдались и в Англии. Еще в 1828–29 годах здесь были восстановлены гражданские права диссентеров и католиков, проведена их так называемая эмансипация, что внесло коренные изменения в конституционную систему “старого порядка” — систему, существовавшую со времен “славной революции” 1688 г. Вместе с парламентской реформой 1832 г. религиозные изменения 1828–29 гг. заложили основы развития Англии по новому пути[ 5 ]. В середине XIX века государство стало даже финансировать католический колледж.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010