В 1847 г. внутри англиканства началось движение за большую независимость Церкви от власти монарха и светской власти вообще. Это движение приняло форму идеи о возрождении живой деятельности конвокаций (съездов священников, решавших внутрицерковные проблемы), которые фактически бездействовали с 1717 г.[ 14 ]. Особенно активно за возрождение конвокаций агитировала Высокая церковь. Таким образом, в Англии в середине XIX в. определенно усилилось влияние Высокой церкви, что имело огромное значение для развития идей католичества. Поддержка некоторых воззрений Римской церкви отдельными видными английскими учеными того времени, а иногда и открытый переход в католицизм, стремление в самой англиканской Церкви освободить духовные дела из-под власти государства привели к тому, что английские католики стали постепенно освобождаться от комплекса “осажденной крепости”, который привили им долгие годы гонений. Если раньше все силы направлялись ими на защиту от англиканского государства, то со времени проведения эмансипации в 1829 г. многие пожелания католиков стали рассматриваться ими как законные права. Одним из их требований было введение в Англии иерархии католических епископов. Именно в этих условиях приверженцы католичества стали активно проводить идею “романизации” английских католиков[ 15 ], именно это время избрал папа для восстановления иерархии католических епископов в Англии. Со времен Елизаветы I (1558–1603) английская католическая церковь, согласно мнению Римской курии, не могла самостоятельно управлять своими делами. Она находилась под покровительством Святого престола, а после создания конгрегации Пропаганды[ 16 ] — под надзором ее кардинала-префекта[ 17 ]. В результате преследований со стороны протестантов католики лишились регулярной иерархии еще в XVI в. Главы английских католиков носили различные титулы: префекта, “ар­хисвященника” (возможно, какой-то аналог протопресвитера — Ред. ). Эти титулы использовались в католической церкви впервые, что создавало определенные трудности; из-под их власти были исключены монашеские ордена. Кроме того, носящие подобный титул пользовались меньшим уважением, чем епископы. Эти же недостатки характеризовали и созданный в 1685 г. титул папского викария. Поначалу папский викарий был в Англии один, через три года ему в помощь были назначены еще трое[ 18 ].

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Л. поддерживал режим Реставрации во Франции, королей Людовика XVIII (1814-1824) и Карла Х (1824-1830), видя во франц. монархии опору католич. Церкви. После издания 16 июня 1828 г. Карлом Х ордонансов, согласно к-рым во Франции запрещалась деятельность ордена иезуитов, закрывались принадлежавшие им коллегии, а также ограничивался прием в начальные ДС, франц. епископат выразил несогласие с политикой короля и обратился к папе, однако Л. счел нужным призвать епископов ради мира в гос-ве признать изданные королевские ордонансы. Л. воспользовался дружескими отношениями между англ. кор. Георгом IV (1820-1830) и кард. Э. Консальви, чтобы вступить с англ. королем в доверительную переписку, к-рая во многом повлияла на благосклонное отношение монарха к возрождению английского католичества и к движению за эмансипацию католиков под рук. Д. О " Коннелла, добившегося принятия 24 марта 1829 г. английским парламентом билля об эмансипации католиков (утвержден 13 апр. 1829 кор. Георгом IV). Л. проявлял заботу об Английской коллегии в Риме и передал англ. общине рим. храм во имя Святейших имен Иисуса и Марии на Виа-дель-Корсо. В 1825 г. Л. вступил в полемику с новым неаполитанским кор. Франциском I, когда тот поднял вопрос об отмене символической дани, которую неаполитанские короли должны были предоставлять папе Римскому в знак вассальной зависимости от Папского престола. По совету франц. и австр. дипломатов король выразил пожелание отменить дань как устаревший обычай, но Л. заявил о намерении сохранить эти права для передачи своему преемнику. Понтификат Л. пришелся на начало царствования имп. Николая I, стремившегося к ограничению деятельности католич. Церкви в Российской империи. После смерти Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича (1 дек. 1826), возглавлявшего католич. Церковь в Российской империи более полувека, Л. согласился утвердить назначение на Могилёвскую кафедру компромиссной фигуры 82-летнего Луцко-Житомирского еп. Гаспара Казимира Цецишовского, к-рый из-за проблем со здоровьем оставался в Луцке и не смог приступить к руководству Римско-католической духовной коллегией в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Храм в Д. являлся кафедральным собором с деканом и капитулом. В 1662 г. кор. Карл II приказал перенести кафедру в Лисберн. Она была возвращена в Д. в 1872 г., когда в связи с отделением англикан. церкви от гос-ва возникли сложности с содержанием бесприходного храма. В 1945 г. Даунско-Дроморское и Коннорское еп-ства были разделены. В наст. время англикан. (Church of Ireland) объединенное еп-ство Даунское и Дроморское охватывает окр. Даун и часть окр. Арма (общее число прихожан - 91 тыс. чел.). Резиденция епископа находится в Белфасте, кафедральные соборы - в Д., Дроморе и Белфасте (совместно с Коннорским еп-ством). Католическое епископство После смещения Маграта на кафедру был назначен Корнелий О " Девени (ок. 1532-1612), находившийся под защитой Ш. О " Нейла и 2 раза подвергавшийся аресту (казнен в Дублине). В 1641-1643 гг. кафедрой управлял Гебер Макмагон (1600-1650), участник войны Конфедерации с О. Кромвелем. В ходе колонизации Ольстера в XVI-XVII вв. и массового притока поселенцев из Англии и Шотландии население Дауна стало преимущественно протестантским. К 1670 г. в Даунско-Коннорском еп-стве насчитывалось не более 2,5 тыс. католич. семейств. В течение неск. десятилетий епархия управлялась викариями. После эмансипации католиков (1829) началось массовое строительство церквей. С бурным ростом в XIX в. столицы Сев. Ирландии, крупного промышленного г. Белфаста, численность католич. населения увеличилась. Еп-ство охватывает окр. Антрим и часть окр. Даун; население составляет 1 млн чел., из них католиков - 317 622 чел. (An. Pont. 2005. P. 218). Кафедральный собор и резиденция епископа находятся в Белфасте. Кафедральный собор Основание храма в Д. приписывается св. Патрику. В VII в. над могилой Патрика была построена церковь (видимо, деревянная). От раннесредневек. поселения остался вал, к-рый окружает вершину соборного холма, а также обломки резных каменных крестов. По сообщениям анналов можно восстановить облик церковного поселения в XI-XII вв. На вершине холма находился каменный соборный храм («великая церковь») и, возможно, др. храмы, окруженные кладбищем; тут же стояла высокая башня-колокольня (разобрана в 1790). Эта часть поселения именовалась «кремль» (ráth). На склонах холма и у подножия его находился посад, разделенный на трети (trían). Здесь стояли жилые постройки и, вероятно, нек-рые церкви; тут же были установлены каменные кресты.

http://pravenc.ru/text/171432.html

парламентом закон (Sacramental Test Act), к-рый упразднил декларацию против пресуществления и установил новый текст присяги для вступавших в гос. должности. Новый закон не аннулировал формальный запрет на нахождение католиков в англ. парламенте, и в том же году ассоциация распространила по всем католич. приходам И. петицию с требованием католич. эмансипации, под к-рой удалось собрать 1,5 млн подписей. Опасность новых народных волнений в И. заставила премьер-министра Великобритании герц. Веллингтона в марте 1829 г. внести законопроект в англ. парламент и убедить кор. Георга IV в необходимости его принятия. 24 марта 1829 г. большинством голосов англ. парламент принял «Билль об освобождении подданных-католиков» (Bill for the Relief of Roman Catholic Subjects), утвержденный 13 апр. кор. Георгом IV. Всем католикам, за исключением клириков, разрешалось избираться и входить в парламент, занимать любые гос., гражданские и военные должности (за исключением лорда-канцлера Англии и И., лорда-лейтенанта И., главнокомандующего армией и ряда др. высших должностей королевства). Вместо клятв верности и супрематии католикам дозволялось приносить новую присягу верности королю, включавшую обещание не совершать к.-л. действий в ущерб англикан. Церкви. Однако в рамках проведения парламентской реформы в 1832 г. парламент Великобритании внес значительные изменения в выборное законодательство И., увеличив избирательный ценз с 40 шиллингов до 10 фунтов, сократив тем самым число ирл. избирателей с 216 до 26 тыс. Закон 1829 г. упразднил последние из оставшихся «карательных законов», формально действовавших в И., способствовав оживлению религ. жизни ирл. католиков. Принятие билля было отмечено в Дублине и др. городах И. торжественными процессиями на праздник Тела Христова, впервые проведенными со времен Реформации. В 30-е гг. XIX в. в И. началось активное строительство католич. храмов, возобновилась открытая деятельность монашеских орденов и конгрегаций, был основан ряд католич. братств и сестричеств, среди ирл.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАДСТОН [англ. Gladstone] Уильям Юарт (29.12.1809, Ливерпуль - 19.05.1898, Харден, Уэльс), англ. гос. деятель, премьер-министр в 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894 гг. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. Г. род. в семье богатого шотл. предпринимателя. На формирование личности Уильяма большое влияние оказали родители, сумевшие воспитать в сыне глубокую веру в Бога, любовь к лит-ре и интерес к общественным делам. Окончил школу в Итоне (1821-1828), затем обучался в Оксфорде (Крайст-Черч-колледж), где обнаружил интерес к теологии и был одним из лучших студентов. Г. мечтал посвятить себя служению Богу, однако отец видел будущее сына в политической области и запретил принимать сан. Завершив образование, в 1832 г. Г. отправился в путешествие в Италию, после посещения к-рой изменил отношение к католикам. В Риме, по его словам, он особо ощутил потерю христ. миром единства и нек-рое время после возвращения, оставаясь евангеликом, был увлечен идеями Оксфордского движения . Политическую карьеру Г. начинал как тори, разделяя консервативные взгляды по основным вопросам внутренней и внешней политики. Он был сторонником репрессивных мер в отношении Ирландии, выступал против допуска евреев в парламент, диссентеров в ун-ты Оксфорда и Кембриджа, а также против отмены телесных наказаний в армии. Он был противником парламентской реформы 1832 г. и запрета на рабовладение. В 23 года одержал победу на парламентских выборах. Программа Г. включала сохранение союза англиканской Церкви и гос-ва. Впосл. он считал, что англикан. Церковь, являясь одной из ветвей единой кафолической Церкви (т. н. Теория ветвей ), сохранила собственные доктрины и организацию. С 1832 г. и на протяжении 63 лет Г. неизменно занимал активную позицию и выступал в парламенте по всем наиболее важным вопросам. В 1834-1835 гг. он был членом 1-го консервативного правительства Р. Пиля. В 1838 г. Г. опубликовал кн. «Государство и Церковь» (The State in Its Relations with the Church), к-рая представляла собой защиту статуса гос. Церкви. Г. доказывал, что цель гос-ва заключена в служении религии, а Церковь в этом союзе нуждалась в гос. поддержке. Книга явилась реакцией молодого человека на предоставление политических и гражданских прав католикам в 1829 г. (т. н. эмансипация католиков) и требования нонконформистов ликвидировать гос. статус англикан. Церкви и вызвала бурные споры в обществе. В последующие годы книги и статьи Г. были посвящены церковной истории и богословию. Он написал очерки по истории Реформации, работы о подлинности и об авторитете Свящ. Писания и др.

http://pravenc.ru/text/165075.html

в ст. Нонконформисты ). В 1829 г. был принят закон об эмансипации католиков, к-рый давал им право избирать и быть избранными в парламент. Это обстоятельство подрывало неофиц. статус парламента как «светского Синода» Церкви Англии. Большинство англикан. духовенства видело смысл существования и деятельности Церкви не столько как сакрального института, сколько как «министерства морали», помогающего поддерживать в обществе надлежащий порядок и оказывающего «добрые услуги в общественной жизни». Кроме того, священники часто исполняли обязанности мировых судей, осуществляя судебно-полицейскую власть и функции местного самоуправления в графствах. К тому же в своей массе они были связаны крепкими узами (родственными, брачными и т. п.) с земельной аристократией. Парламентская реформа 1832 г. окончательно направила развитие Англии по буржуазно-демократическому пути. Т. к. «старый порядок», с к-рым была связана Церковь Англии, уходил в прошлое, то многим казалось, что вскоре наступит и ее крах как «установленного института» (Establishment). Активное сопротивление англикан. духовенства, и особенно епископов, заседавших в палате лордов, идее парламентской реформы привело к резкому росту антиклерикальных настроений. В создавшейся ситуации сторонники О. д. видели свою задачу не в церковных реформах, а в восстановлении Церкви Англии как духовного института. Светоч мира. Худож. У. Хант. 1851 г. (Кибл-колледж, Оксфорд, Великобритания) Светоч мира. Худож. У. Хант. 1851 г. (Кибл-колледж, Оксфорд, Великобритания) Датой начала О. д. принято считать 14 июля 1833 г., когда проф. Кибл выступил в Оксфордском ун-те с проповедью, получившей впосл. название «Национальное отступничество» (National apostacy). Поводом для проповеди послужила инициатива пришедшей к власти партии вигов по упразднению 10 англикан. епархий на территории Ирландии. Кроме того, в этот период значительная часть населения Англии стала скептически относиться к христианству как таковому, поддавшись идеям религ. индифферентизма, рационализма и атеизма.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

Молодое поколение, прошедшее безрелигиозную школу, представляло собою такое печальное явление в нравственном отношении, что в целесообразности такого воспитания у су мнились даже крайние сторонники секуляризации, а последовавшее затем дикое противогосударственное движение анархизма, находившее себе приверженцев именно в «секуляризованной» молодежи, заставило и само правительство отчасти искать себе опоры у церкви, а отселе недалеко было и до негласного допущения открытия церковных школ под руководством прежде изгнанных братьев и сестер разных орденов. Таким образом к концу века Лeb XIII успел покончить и с «культурной борьбой» во Франции и уже спокойно мог относиться к тем маленьким неприятностям и недоразумениям, которые не перестают происходить по временам (как напр. арест братьев-успенцев и закрытие их конгрегации по делу Дрейфуса в 1899 г.) и которые неизбежны в стране, где в течение целого века свободно проповедовались и насаждались идеи неверия и отрицания в духе Вольтера, Ренана и их многочисленных последователей. 16. Наступательные движения папства на Восток Успех папства на западе и движения его к подчинению православного Востока. – Деятельность в этом направлении новейших пап и особенно Льва ХШ. Грандиозный план образования олатиненного славянского мира в противовес православнославянскому миру. – Плоды унии – особенно в Галиции. – Козни Римской пропаганды в Боснии и Герцеговине, а также и в других странах Балканского полуострова. Успешно выйдя из трудного положения, созданного враждебным столкновением с такими сильными государствами, как Германия и Франция, папство вполне уже могло с надеждой взирать на будущее, так как во всех других государствах оно без труда одолевало все враждебные ему силы и водворяло свое господство. В Англии со времени эмансипации католиков римско-католическая церковь быстро разрасталась и усиливалась, вербуя притом себе приверженцев и обращенцев из высших аристократических классов и даже духовенства, так что вопрос о полном возвращении Англии в лоно Римской церкви сделался любимым предметом рассуждений римских публицистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Одной из целей билля было стремление уменьшить влияние Высокой церкви в англиканстве. Однако на этом направлении правительство не добилось успеха. Агитация Высокой церкви за большую независимость религии от светской власти и за созыв конвокаций была реализована очень скоро. В 1852 г. в соборе святого Павла был созван собор Кентерберийской провинции. В 1860 г. деятельность конвокаций была признана официально[ 102 ], а с 1861 г. две конвокации: Кентерберийская и Йоркская — собирались регулярно[ 103 ]. Как и прежде, в Англии продолжился переход в католичество, приостановившийся лишь на время. Только в 1851 г. к рядам католиков присоединились 33 англиканских пастора[ 104 ]. Более того, некоторые обращения были вызваны именно возбуждением вокруг “папской агрессии”, как случилось с будущим английским католическим архиепископом, а в то время архидиаконом Чичестерским Мэннингом. Другим важным свидетельством увеличения влияния идей Высокой церкви в Англии были попытки объединения англиканской церкви с католической[ 105 ] или православной[ 106 ], предпринимавшиеся во второй половине XIX и начале ХХ в. Свидетельством все большей либерализации религиозного законодательства в Англии является тот факт, что одновременно с законом “О присвоении религиозных титулов” в английском парламенте обсуждался билль об эмансипации иудеев. Законопроект был одобрен большинством нижней палаты парламента, и только палата лордов отказалась его утвердить. Этот факт, по мнению исследователей[ 107 ], говорит о том, что члены английского парламента в середине XIX в. были готовы пойти на многие уступки в сфере религиозного законодательства, но не были согласны мириться с теми деноминациями, которые пытались получить эти уступки силой. В 1857 г., несмотря на многочисленные протесты, был проведен закон, допускавший гражданский развод, в 1868 г. правительство Гладстона, опираясь на союз либералов, вигов, радикалов, нонконформистов и ирландцев отменило церковные налоги, англиканская религия потеряла статус единственной государственной церкви на территории Ирландии[ 108 ]. В этом русле прошла и отмена закона “О присвоении религиозных титулов” в 1871 г.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

И все-таки католики испытывали довольно сильное беспокойство вплоть до боязни линчевания кардинала Уайзмена, который в скором времени должен был вернуться из Италии. Его приближенные советовали ему не торопиться с возвращением[ 60 ]. После прибытия в Англию новый архиепископ и кардинал Уайзмен попытался успокоить общественное мнение, объяснить, что в действиях Пия IX не содержится угрозы английскому обществу. 20 ноября в Times появилось его “Обращение к английскому народу”[ 61 ]. Целью “Обращения” было успокоить антипапские волнения. По словам архиепископа, иерархия была необходима английским католикам, поскольку прежняя форма управления стала анахронизмом. При папских викариях невозможно было созывать церковные синоды и вводить каноническое право. Уайзмен считает, что эмансипация 1829 г. означала признание прав английских католиков, была “актом справедливости, а не милости”. А если терпимость была провозглашена, то надо смириться с тем, что католики доведут ее до логического завершения. Римо-ка­толическая церковь по сути своей епископальная, поэтому без признания английских католических епископов полная веротерпимость невозможна. Уайзмен отрицает определение действий папы как “наглых и коварных”, считая, что либеральное правительство было в курсе планов Рима, и напоминает читателям о фактах поощрения английскими властями развития католической религии в колониях. “Обращение” написано в спокойном тоне, хорошо аргументировано и логично, многое объясняет в позиции папы. Однако оно не могло оказать серьезного влияния на развитие общественного мнения, как то пыталась представить газета The Illustrated London News[ 62 ], поскольку появилось на той стадии конфликта, когда большинство уже определило свое отношение к действиям папы. По мнению газеты The Leader, которая также отнеслась к политике папы вполне терпимо, “в умах беспристрастных людей манифест кардинала Уайзмена должен навечно решить проблему”, но далее следует небольшое замечание: недостаток “Обращения” — его пространность, поскольку предубежденный против папы читатель вряд ли составит себе труд прочесть текст до конца[ 63 ]. Остается только добавить, что, изданное отдельной брошюрой, “Обра­щение” заняло более 30 страниц[ 64 ].

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

С конца XIX века стало расти количество работающих женщин, соответственно, стала таять и роль женщины, как домашнего ангела, а на удобрённой кальвинистскими идеями почве прорастали зёрна воинствующего равноправия. Новый скачок этой идеологии начался в 60-х годах уже ХХ века, когда были изобретены противозачаточные пилюли и женщины стали сами определять: оставлять жизнь своему ребёнку или нет. В середине 60-х годов, под давлением либералов (которые являются светскими наследниками протестантизма), верховный суд США официально легализовал аборты. С протестантских церквей началась и эмансипация гомосексуализма. Естественно, гомосексуализм стал бурно прогрессировать на волне всё тех же протестантских идей равенства, а также идеи отрицания греха. Но до сих пор даже католики (не говоря уже о православных) продолжают сопротивляться эмансипации гомосексуализма, а протестанты, по их словам, " проповедуют по Евангелию " , и, соответственно, не только регистрируют однополые браки, но даже возводят в сан иереев и архиереев сознательных гомосексуалистов, которые проповедуют эти идеи с амвона. " Мы проповедуем по ПЕРЕСМОТРЕННОМУ Священному писанию " - говорит та женщина-епископ, которую мы цитировали в начале статьи. Однополая семья стала в протестантских странах нормой и уже не воспринимается не только обществом, но и самой протестантской церковью как грех. В 2003 году в Нью-Гемпшире был рукоположен в епископы первый идейный гомосексуалист - Джин Робинсон. Так концепция равенства, заложенная у истоков протестантизма, пришла к своему логическому завершению. А начиналось всё так мило... В протестантизме ещё сохраняются консервативные течения (например, евангелистская церковь), но они находятся там в явном меньшинстве, причём не просто меньшинстве, а меньшинстве гонимом. Впрочем, даже евангелисты уже не проповедуют, например, воздержание до брака. Протестантство призывает ныне следовать своему сознанию, независимо от догматов веры. Это положение теперь уничтожает саму протестантскую церковь изнутри. Все эти изменения и борьба остатков консерваторов внутри протестантизма за сохранение хоть каких-то канонов ведёт к стремительному дроблению протестантской церкви на бесчисленные секты, которые в свою очередь тоже дробятся. Кстати, идея дробления тоже заложена в самой исходной концепции протестантизма.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/26/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010