На апостольском соборе в обсуждении вопроса принимали участие не одни лишь апостолы, но и «пресвитеры со всей церковию», и самое решение, постановленное собором, было написано в послании от имени «Апостолов и пресвитеров и братии» (Деян., 15, 22–23). Во 2-ом веке, на соборе против ереси Монтана, «часто и во многих местах Азии собирались» не епископы только, но «верующие» вообще. Св. Ириней Лионский пишет соборные послания «от лица галльских парикий» и «подчиненных ему братий» 24 ; значит, в Лионском соборе участвовали и общины. Тертуллиан о соборах в Греции пишет, что они служат «представительством всего имени христианского» 25 . Ориген на соборе в Бостре Аравийской (ок. 244 г.), будучи пресвитером, обличает еретика-епископа Берилла, в присутствии его паствы 26 . Св. Киприан пишет, что по делу о падших в соборе должны принять участие «епископы, пресвитеры, диаконы, исповедники и устоявшие в вере миряне» 27 . Именно такой собор действительно и состоялся. В актах Карфагенского собора 256г. по вопросу о перекрещивании еретиков говорится, что «епископы сошлись воедино в Карфаген вместе с пресвитерами и диаконами, в присутствии также огромной части народа» 28 . На Римском соборе по поводу Новацианского раскола присутствовало, по мнению еп. Корнилия, «несметное множество народа» 29 . На соборе Эльвирском (306 г.), по свидетельству деяний этого собора, были и епископы, и пресвитеры, и диаконы, и великое множество народа 30 . Участие клира и мирян ясно засвидетельствовано и на соборах Вселенских. На соборе Никейском 1-ом, напр., по свидетельству Евсевия Кесарийского , «пресвитеров, диаконов и чтецов и многих других невозможно было исчислить» 31 . На этом соборе диакон Афанасий и простой старец-мирянин принимают ревностное участие в прениях. На соборе Халкидонском присутствовали император и множество сановников и низших чиновников. Деяния и других Вселенских соборов показывают, что на заседаниях присутствовали не одни епископы; но и клир, и монахи, и сановники, и другие миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

На поместном соборе Эльвирском в 309 г., издавшем многие очень важные определения касательно церковнойдисциплины, было 19-ть епископов, 26 пресвитеров, диаконов и великое множество народа. Вот начальные строки деяний этого собора: «Concilium Eliberitanum Iduum Majarum (309) sanctorum episcoporum XIX. Cum considissent sancti et religiosi episcopi in ecclesia Eliberitana, hoc est: Felix episcopus Accitanus Osius episcopus Cordubensis... ...residentibus etiam viginti et sex presbyteris, adstantibus diaconibus et omni plebe, episcopi dixerunt 9 . дисциплины, было 19-ть епископов, 26 пресвитеров, диаконов и великое множество народа. Вот начальные строки деяний этого собора: «Concilium Eliberitanum Iduum Majarum (309) sanctorum episcoporum XIX. Cum considissent sancti et religiosi episcopi in ecclesia Eliberitana, hoc est: Felix episcopus Accitanus Osius episcopus Cordubensis... ...residentibus etiam viginti et sex presbyteris, adstantibus diaconibus et omni plebe, episcopi dixerunt1). Римский поместный собор 435 г. под председательством папы Илария состоял из 98 епископов и всех пресвитеров и диаконов (residentibus etian universis presbyteris, adstantibus quoque diaconibus) 10 . Римский поместный собор при папеГеласии в 495 году состоял из 55-ти епископов, 58-ми пресвитеров, двух сановников с рангами «illustris " и «spectabilis " и неопределенного числа диаконов. (Residente in Synodo venerabili viropapa Gelasio una cum Bonifacio, Maximino ...et Petro episcopis,residentibus etiam Castino, Laurentio, Canusio... (58) presbyteris, una cum Amandiano viro illustri et Diogeniano viro spectabili, adstantibus quoque diaconibus Gelasius episcopus dixit») 11 . Римский поместный собор 531 г. Дек. 7, при папе Бонифации состоял из 4-х епископов, 39-ти пресвитеров и 4 диаконов. (Praesidente venerabili viro papa Bonifacio una cum Sabino, Abnndantio, Caroso, Felice episcopis, residentibus etiamSanctulo, Mercurio... (39) presbyteris; adstantibus quoque Tribuno...(4) diaconibus, Tribunus archidiaconus dixit») 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Подобно св. отцам и учителям Церкви, которые направляли свое письменное или устное слово против зрелищ, и вся Церковь в лице своих соборов употребляла постоянно строгие меры, призванные отклонить христиан от посещения зрелищ. Соборные постановления касаются как исполнителей зрелищных представлений, так и участников их, зрителей. Вот соборные определения относительно первых. Древнейшее определение в этом отношении принадлежит западному собору Эльвирскому, бывшему в 306 г. В 62-м постановлении этого собора определено: " Если возница (т.е. исполнитель на конских ристалищах) или пантомим захотят обратиться к христианству, пусть таковые прежде откажутся от своих занятий, и потом нужно надзирать, чтобы и впоследствии они не возвращались к подобным занятиям. Если же кто поступит вопреки такому запрещению, тот отлучается от Церкви " Другой западный собор, Арелатский, в 314 г., постановил (пр. 4-е): " Возницы, если они христиане, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения " . " Актеры (пр. 5-е), коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от причащения " В правилах соборов Карфагенских, принятых Православно-Восточной церковью, говорится (пр. 71-е): " Аще кто восхощет от некоего игралищнаго упражнения приступити к благодати христианства и пребывати свободным от оных нечистот, то да не будет позволено никому склоняти или принуждати такового паки к тем же занятиям " . Пятьдесят первое правило Шестого Вселенского собора, направленное против зрелищ, по толкованию Аристина, отлучает от Церкви актеров и других лиц, принимающих прямое участие в исполнении ______________________ Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage.  Ibid. S. 207.  Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I. ______________________ Запрещая христианам исполнение зрелищных увеселений, Церковь, чтобы не оставлять лиц, снискавших себе пропитание таким занятием, без средств к жизни, брала на себя содержание бывших комедиантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Поэтому в вопросе об иконах, по мысли католического учёного должно различать две стороны, при различении которых определение Эльвирского собора и становится понятным: почитание икон и употребление их. Первое относится к догмату; второе только к дисциплине, поскольку церковь может существовать, если у неё нет ни одного изображения святых, и если вследствие отсутствия изображений нет фактического иконопочитания. Церковь всегда веровала, что должно воздавать почтение святым иконам; но употребление икон (то есть, образ религиозного пользования изображениями) подлежит изменению, как, и прочие … дисциплины» Natalis, Histor. ecclesiast. Paris, 1730, t. III, p 740. Сравнить Трулльского собора правила 73, 89, где представляются примеры того, какие ограничения и по каким соображениям иногда вносимы были церковью в практику иконопочтания: запрещение начертания Честного Креста на земле (правило 73), Иисуса Христа – в образе Агнца, «показуемого перстом Предтечевым» (правило 89). 22 Таково мнение, высказанное в богословской энциклопедии Миня: Cours de droit-canon. 1844, p. 997. 24 Покойный профессор Чельцов, в Протоколах С.-Петербургского Общества Любителей духовного просвещения, год I, стр. 311. 25 Филарет, Письма к Антонию, 1490. Указанное правило неодинаково применялось даже богослужебными уставами: по Студийскому уставу Литургия преждеосвященных даров должна быть совершаема в Великий пост ежедневно. Так было, по-видимому, и у нас в древней Руси, как, несомненно, было и в Константинополе до XIV века. По Иерусалимскому уставу назначалось быть так, как теперь у нас бывает, но так же некогда было и в Александрии. Должно прибавить, что истинный смысл VI, 52 правила выражал Студийский устав, давая понять, что правило это не запрещает совершения литургии преждеосвященных каждый день, тогда как Иерусалимский устав видел здесь, кажется, запрещение каждодневной преждеосвященной литургии Ср. Филарет, Обзор песнопевец, стр. 78. 26 См. Православный Катехизис о количестве соборов. Конечно, правило истолковывается так, что оно говорит не вообще о состоянии в монашестве, но и о принятии так называемой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Причастен: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь, и явися нам». По традиции, по отпусте Литургии священнослужители перед иконой праздника поют тропарь, «Слава, и ныне»: кондак праздника и величание. Вознесение Господне Тропарь, глас 4 Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Кондак, глас 6 Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение. История праздника Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (†407) и блаженного Августина (†430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник «важнейшим и великим» и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин , упоминая о повсеместном чествовании праздника, пишет: «Что сохраняем мы и все вообще христиане, то, само собой разумеется, дошло до нас или от самих апостолов или от всего согласия Церкви, как, например, и обыкновение ежегодным торжеством прославлять страдание Господне, Воскресение, Вознесение на небо и Сошествие с неба Духа Святаго». Эти слова знаменитого богослова IV-V веков свидетельствуют о существовании праздника во всех Поместных церквах древности задолго до того, как эти строки были написаны Августином. Свидетельствует о древнем происхождении праздника и тот факт, что уже в IV веке стараниями святой равноапостольной царицы Елены на горе Елеон был построен величественный храм Вознесения. Вплоть до IV века существовал особый период церковного года («радостнейший период» – Тертуллиан ), объединяющий празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы. Первое установление о выделении Пятидесятницы в отдельный праздник содержится в 43-м правиле Эльвирского Собора, состоявшегося в 300 году. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. Есть мнение, что «радостнейший период» был разделен на два праздника во время II Вселенского Собора, проходившего в 381 году, с целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тертуллианом написана целая книга о покаянии, и нигде, ни в одном месте книги не видно какого-либо намека на более ими менее точное определение времени и образа покаяния. Вообще, из практики до времен св. Киприана (3 века) еще не видно; чтобы существовали подобные правила; даже и сам Киприан, переписываясь с исповедниками, дает видеть, что покаяние понималось в смысле частых воздыханий и слез 135 . Для периода испытания не было установлено определенного срока 136 . Весьма часто случалось, что в различных местах принимались к общению лица недостойные, ничем не доказавшие ни своего исправления, ни даже своего желания исправиться, и принимались слишком поспешно 137 . Притом, в древней Церкви было признано освященное обычаем право мучеников или исповедников, т. е. тех, которые пострадали за имя Христово, во время того или другого гонения, допускать к общению падших: если падшие (lapsi) допускались к общению мучениками, то они не встречали затем отказа и в принятии в Церковь , именно вследствие высокого уважения, которым пользовались в ней мученики 138 . Во время Дециева гонения мученики довели свое право до злоупотреблений 139 , так что Киприан нашелся вынужденным противоречить им 140 . Как реакция этим злоупотреблениям, в новацианской ереси возродился с новою силою монтанизм, с его суровыми воззрениями на возможность покаяния. Церковь , очевидно, должна была пойти средним путем между двумя крайностями. И действительно, вследствие всех указанных обстоятельств и по причине великого числа падших в Дециево гонение, папа Корнелий римский и св. Киприан карфагенский созвали соборы, для выработки более или менее определенных правил относительно покаяния. Точно также поступили после Диоклецианова гонения отцы анкирского собора, Петр александрийский , отцы эльвирского собора 141 . Далее, новацианские споры повели в установлению на Востоке, в отдельных общинах, особой должности – пресвитера духовника, или пресвитера для надзора за прохождением покаяния (πρεσβτερος ’επ της μετανοας) 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Трудно в самом деле допустить, чтобы из одного только любопытства являлись люди на соборы, иногда из очень отдаленных стран, как это нужно сказать, напр., о соборе Эльвирском. Мы дошли до эпохи вселенских соборов. Хотя в это время миряне уже не принимают такого деятельного участия в делах церковных, как в первые три века, тем не менее они не устраняются от этих дел совершенно. Есть твердые, несомненные исторические свидетельства, что клир и миряне присутствовали на всех семи вселенских соборах, а следовательно, не были удаляемы из соборов поместных. Вспомним историю арианства. Как известно, Арий прежде всего был осужден на поместном соборе, в Александрии. Собор происходил в 321 году под председательством св. Александра Александрийского и состоял —274— из 100 епископов Египта, Мариота, Пентацоля и Ливии. Но на нем было также большое множество пресвитеров и диаконов. Тогда-то именно в первый раз и обратил на себя всеобщее внимание известный диакон Афанасий, которому в это время не было еще и 25-ти лет от роду. Ясно таким образом, что на соборе этом (а следовательно, и на других) свободно давалось слово не одним только седовласым старцам, но и молодым талантам, хотя бы они носили столь невысокую степень, как диаконская 572 . Об осуждении Ария на александрийском соборе было оповещено св. еп. Александром по всем направлениям особым окружным посланием. Оно было, кроме епископов, подписано и множеством пресвитеров и диаконов 573 . Если теперь от этого поместного собора обратимся к собору Вселенскому, то и на нем также увидим присутствие клира и мирян. Евсевий Кесарийский , участник первого вселенского собора, пишет 574 , что на этом соборе „находилось множество епископов числом более 250, а сопровождавших их пресвитеров, диаконов, чтецов и многих других невозможно было исчислить“. Но это не были одни только клирики; здесь было огромное множество мирян, как об этом прямо говорят древние церковные историки, напр. Сократ 575 , Созомен 576 , Геласий, еп. Кизический 577 и др. На собор были допущены, по свидетельству тех же историков, даже язычники-философы, которые явились сюда, чтобы поспорить с христианами относительно их верований.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. Однако мы не должны скрывать завесой тайны знаменитых чудес Господних, которые происходят из-за их заслуг в день памяти святых вплоть до сегодняшнего дня. To, что мы рассказываем, мы все знаем, и сами преследователи Церкви и служители неверных признают, что это правда. Там же перед воротами церкви в честь святых посажена небольшая олива, и Господь милостиво даровал ей такую плодовитость, что вечером накануне дня памяти святых она покрывается цветами больше, чем листьями. А наутро из этих цветов все, кто приходит с благочестивой преданностью и почитает покровительство святых, и такое же множество язычников и еретиков, следующих превратным учениям, собирают оливы в таком изобилии, столь совершенные, спелые и такой красоты, как будто пришло время урожая. Все верные и неверные уносят их, сколько могут собрать. Кто может описать множество и изобилие плодов, которые, если бы можно было собрать воедино, могут наполнить огромное множество корзин для олив? 11. С помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который мучеников и исповедников своих принял в мире и прославил в добродетели, у Которого единая с отцом неделимая власть и равная сущность в единстве Духа Святого во веки веков. Аминь. Мученицы Иуста (Юста) и Руфина Арабские источники упоминают храм в честь святых в окрестностях Севильи, а также в Толедо. 287 Их деяния сохранили много исторических деталей. В частности, имя Сабина, епископа Гиспалийского (Севильского), захоронившего тело Иусты, стоит под деяниями Эльвирского собора (начало IV в.)· Интересно упоминание о процессии со статуей финикийской богини Саламбоны, связанной с культом Адониса: 288 благодаря торговым связям с Востоком сирийские и финикийские культы были распространены в Испании. Согласно «Мартиролиогию Иеронима» память мучениц празднуется 19 июля, а во всех испанских календарях – 17 июля. 289 Страдание святых дев и мучениц Иусты и Руфины 1. Страдание святых дев и мучениц Иусты и Руфины, которые претерпели мучения в городе Гиспалис при наместнике Диогениане на шестнадцатый день августовских календ. Благодарим Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 и 151, откуда взяты и цитаты в первых двух примечаниях. На стр. 665 годом Эльвирского собора назван 305. а на следующей странице уже 324. Основания для обеих этих цифр при одном и том же соборе есть (собор был в 305 году; акты же его датированы 324 годом), но о. Малиновский никаких пояснений не делает и у внимательного читателя должно остаться впечатление некоторого противоречия. Всего же и в этом параграфе из 21 стр. на долю о. Малиновского остается страниц восемь. § 133. Молитвы церкви за умерших (стр. 668–701). Подробно этого параграфа я не разбирал, но несколько буквальных заимствований из пособий, без всяких при том цитат, указать могу. Есть брошюрка, изданная Афонским русским Пантелеймоновым монасгырем, " Догмат о поминовении усопших по Стефану Яворскому » (Изд.2-ое. Москва 1886). О. Малиновский не гнушается и подобными брошюрками. Так уже на 669 стр. есть буквальное, хотя и небольшое, заимствование с 24 стр. этой брошюрки. На следующей 670 стр. есть заимствование из книжки прот.Тимофея Никольского – О молитве за умерших (Москва 1890. Изд. 5-ое), стр. 238. Из той же книжки (со стр. 240–241) есть выписка и в средине 674-й страницы, а половина 675 состоит из пересказа 231–233 стр. этой же книжки. Половина 676 стр. отчасти буквальное заимствование, отчасти легкий перифраз из §289 «Обличительного Богословия» архим. Иннокентия (m.III, стр. 451–452). В средине 678 стр. есть пересказ, а в прим.1 на этой же стр. буквальное заимствование из брошюрки проф. В.А.Соколова – Можно ли и должно ли нам молиться в Церкви за усопших-инославных? Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1906. Срвн. стр. 19, а цитаты второго примечания см. на стр. 20 прим.1–2. Собрание цитат в примечаниях на 679 стр. заимствовано у Макария (m.V, стр. 164 прим.421 и 422, стр. 165 прим.429) и у Сильвестра (§192, m.V, стр. 299). На 680 стр. есть пересказ из книжки Никольского (стр. 35–36) и из догматики Сильвестра (§193, m.V стр. 316). На стр. 682–683 есть пересказ из брошюрки о догмате по Стефану Яворскому (См.стр. 46.47) и из догматики Макария (т. V , стр. 175–176). При том, списывая близко к тексту с 46 стр. упомянутой брошюрки, о. Малиновский совершенно искажает цитату из Свящ. Писания: он пишет: 3Цар. 4, 32; 35, 41 , тогда как нужно 3Ездр. 4, 32. 35. 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

288 Гефеле, Гаме и Дейл предпочитают эту дату, несмотря на надпись, в которой он отнесен к периоду Никейского собора (324). Основная причина их решения в том, что Осий, епископ Кордовы, не мог присутствовать на соборе в 324 г., когда он был на Востоке, и вообще не мог сделать этого после 307 г., когда стал сопровождать Константина как один из его личных советников. 289 «Placuit picturas in ecclesia esse non debere, ne quod colitur et adoratur in parietibus depingatur». «Не должно быть в церкви картин, чтобы то, что чтут [святые] и чему поклоняются [то есть Бог и Христос] не изображалось на стенах». 290 Последнее толкование этого канона предлагают De Rossi, Roma sotteranea, tom. I, p. 97, и Hefele, I. 170. Но Дейл (Dale, p. 292 sqq.) полагает, что канон направлен против идолопоклонства христиан. 291 Лучшие рассказы об Эльвирском синоде: Ferdinand de Mendoza, De confirmando Concilio Illiberitano ad dementem VIII, 1593 (репринтное издание Mansi, II. 57–397); Fr. Ant. Gonzalez, Collect. Can. Ecclesiae Hispaniae, Madrid 1808, новое издание с испанским переводом, 1849 (репринт в Bruns, Bibl. Eccl. Tom. I, pars II. 1 sqq.); Hefele, Conciliengesch. I. 148–192 (2 nd ed., 1873; 122 sqq., l 8t ed.); Gams, Kirchengesch, von Spanien (1864), vol. II. 1–136; и Dale, в его монографии Synod of Elvira, London 1882. 292 Concilium Arelatense, от Arelate или Arelatum Sextanorum; это был один из важнейших римских городов в юго–восточной Галлии, там одно время жил Константин, а позже – готский король Эврих. Возможно, это был первый центр Галльской епархии, и Арль уступал по значимости только епископствам Лиона и Вьенны. В этом городе состоялось несколько соборов, второй – в 353 г., во время арианских разногласий. 294 См. Eus. Н.Е. χ. 5; Mansi, II. 463–468; München, Das erste Concil von Arles (in «Bonner Zeitschrift für Philos, und kath. Theol.», no. 9, 26, 27), и Hefele I. 201–219 (2 nd ed.). 295 Hefele, vol. I. 222 sqq., приводит эти каноны на греческом и немецком языках с пояснениями. Он называет этот собор Synodus plenaria, то есть полным собором церквей Малой Азии и Сирии. См. также Mansi II. 514 sqq. Два арианских синода состоялись в Анкире в 358 и 375 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010