На первом Вселенском соборе (325 г.) некоторые склонялись было узаконить безбрачие духовенства во всей Церкви. Но против всего восстал епископ Пафнутий , исповедник и строгий девственник; он защищал святость брака и указывал на тяжесть безбрачия для многих из духовных лиц. Пафнутий предложил только, чтобы, по древнему преданию Церкви, безбрачные, вступив в духовное звание, не женились, а принявшие духовный сан после брака, не должны удаляться от жен, которых имеют. Собор одобрил его мысль, и относительно этого не постановил никаких правил; не связал никого необходимостью, и безбрачное состояние предоставил воле каждого. После такого решения собора в восточной церкви допускались брак и безбрачие для лиц духовных. Впрочем, епископы почти все вели жизнь безбрачную, тем более, что многие из них вступали на епископские кафедры прямо из монастырей. Исключений, – когда епископы состояли в брачной жизни, – было очень не много в 4 и 5 веках. Император Юстиниан 1, законом от 528 года, запретил избирать на епископские кафедры состоявших в браке. Собор Трулльский (692 г.) окончательно решил вопрос о браке и безбрачии духовных лиц; он постановил, чтобы епископы вели жизнь безбрачную, священники, дьяконы и иподьяконы вступали в брак до посвящения в сан, и чтобы брачное сожитие никто не считал препятствием к получению сана священника, дьякона и иподьякона. «Между тем в западной церкви, со времени Эльвирского собора, мало-помалу стало упрочиваться безбрачие духовенства. Там не следовали решению 1-го Вселенского собора. Епископ Римский Сириций , в одном из своих декретов, уже настоятельно требовал (385 г.) безбрачия от иерархических лиц первых трех степеней и продолжающим вести жизнь брачную угрожал низложением. К концу 7 в. безбрачие клириков на западе утвердилось так сильно, что собор Трулльский счел нужным обличить Римскую церковь за введение его. В 8–11 вв. усилия сделать безбрачие духовенства общеобязательным законом продолжаются. Папы этого времени, заботившиеся об исправлении нравов духовенства, например, Николай И, прежде всего требовали от клириков, чтобы они вели жизнь безбрачную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

пр. 51) 715 . Лаодикийского собора пр. 53 предписывает: «Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати и плясати, но скромно вечеряти и обедати» 716 . Из так называемых общественных игр самой распространенной в наше время является игра в карты 719 . Удовольствие, доставляемое этою игрой, может, пожалуй, состоять в том, что в ней добровольная и не слишком утомительная деятельность сочетается со случайностью, с тем, что в несерьезном смысле называется счастьем и несчастьем 720 . Карточная игра, по словам Шлейермахера, «всегда есть признак несовершенной, низшей степени общественной жизни» 721 . Не возражая по существу против этого, мы, тем не менее, полагаем, что эта игра сама по себе не может быть названа безнравственной, и вопрос о том, может ли и в какой мере может участвовать в этом развлечении то или другое лицо, по нашему убеждению, должен быть решаем только в духе известного апостольского наставления ( 1Кор. 6:12; 10:23 ), т.е. индивидуально. Кто играет в карты лишь ради развлечения в свободное от занятий время, т.е. ради того, чтобы во время отдыха, после серьезной умственной работы, заняться в кругу добрых знакомых чем-либо более легким, но, однако же, таким, что требует некоторого соображения и искусства, тот может позволить себе это удовольствие, для него карточная игра не грех. Но кто играет в карты с недостойной христианина целью – неправедно воспользоваться чужим добром с явным ущербом для своего и других здоровья и материального благосостояния, с предосудительным желанием как-нибудь убить дорогое для него время, или кто увлекается игрою настолько, что проводит за нею все почти время, назначенное для серьезных занятий, тому играть в карты грешно, его игра уже носит совершенно преступный характер – азартной игры. Церковь всегда осуждала такие игры. В древнее время, правда, карточной игры не существовало, но все же азартные игры настоящего времени представляют копию с языческих игр. Игральные кости древних язычников, шестигранные и четырехгранные, с обозначением на них нумеров, составляют прототип наших игорных карт 722 . Апостольские правила 42 и 44 приравнивают азартную игру к пьянству 723 . Самое решительное осуждение такой игры в кости находим в сочинении «Об играх» (De aleatoribus), приписываемом папе Виктору 724 . Первое соборное постановление против этой игры встречаем в 79 правиле Эльвирского собора. Более строго азартные игры запрещаются правилом 56 Шестого Вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Так, в IV в, на соборе Эльвирском 309 г. было 19 епископов, 26 заседавших с епископами пресвитеров, диаконы и множество народа. На Константинопольском соборе 394 г. епископы присутствовали «со всем священным чином». Вт. V в. римские соборы 461, 465 и 487 г. состояли из епископов, пресвитеров и диаконов. Постановление римского собора 490 г. подписали от своего имени 67 пресвитеров и 6 диаконов. В VI в. Константинопольский собор 536 г. при патр. Мине имел в составе своем и весь клир столицы. И на вселенских соборах, встречаем пресвитеров, диаконов и мирян. Например, на I вселенском соборе, кроме 318 «отцов», присутствовало очень много лиц, явившихся для рассуждений о вере. Определения второго вселенского собора подписаны, кроме 150 епископов, пятью пресвитерами, – не в качестве представителей епископов, а от своего имени: «Флавиан и Елпидий, пресвитеры антиохийские, " Тиранн, пресвитер аморийский, Авксанон, пресвитер апамейский, Елладий, пресвитер комманский». Такое участие в соборных заседаниях пресвитеров, диаконов и мирян, никем никогда в древней Церкви не оспариваемое и не отвергаемое, признавалось, следовательно, их правом, как членов Церкви. Указанным представлением о составе собора, как полного осуществления и выражения внутреннего единства Церкви, православие отличает себя от крайностей римского католицизма, сведшего Церковь к жизнедеятельности епископата, и протестантства, оказавшегося вынужденным отвергнуть иерархическое начало. Как народ без епископов, так и епископы без народа не составляют Церкви: «у нас – гласить Послание восточных патриархов папе Пию IX- ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ. И в нашей русской Церкви по временам собирались поместные соборы. О многих из них сохранились важные сведения, на основании коих мы приходим к заключению, что и на русских соборах, как на древних, присутствовали вместе с епископами низшее духовенство и миряне. Подобно областным соборам древней Церкви, они занимались вообще церковным благоустроением, избирали и рукополагали первосвятителей-митрополитов, судили их и епископов, исправляли распоряжение отдельных архиереев, решали вопросы о вере, благочестии и церковном управлении, прекращали местные религиозные волнения, производимые еретиками. В последний раз поместный собор был созван в русской Церкви в последней четверти XVII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

198 Азартные игры (и картежные) с нравственной точки зрения. Азартные игры, (в которых нельзя не видеть нарушения 8 заповеди, запрещающей похищать каким бы то ни было способом чужую собственность) данного происхождения: они известны были уже во времена дористианские. Страсть к игре была не совсем чужда и древним христианам, – это усматривается из археологических раскопок в христианских усыпальницах, где нередко попадаются игральные доски и кости. Есть и другие более убедительные доказательства того, что некоторые христиане занимались азартными играми. Так, Сенезий птолемандский (около V века но Рожд. Христ.) в своем письме к Евоптию между причинами препятствующему ему принять епископский сам указывает на свою непреодолимую страсть к игре. а) По 42 правилу св. апостолов, «епископ, или пресвитер, или диакон игре, или пианству преданный, или да престанет, или да будет извержен.» А 43 правило распространяет наказание за игру в на низших членов клира и на мирян: «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен; такожде и миряне». б) Первое соборное постановление против игры встречается в 79 правиле собора эльвирского (около 300 г.), гласящее: «если христианин шашками играет ради денег, такой да будет отлучен; а через год может быть допущен в причащению, если исправится». в) Несколько строже относится к игре и игрокам святой Амвросий медиоланский (IV века), который прибыток от игры называет кражей, поставляет его на одну ступень с прибытком лихоимца и говорит, что предающийся игре ведет зверскую, чуждую христианской любви, жизнь. г) В кодексе Юстиниана (VI века) клирикам строго запрещены игры под опасением жестокого наказания; даже не позволено им и смотреть на это занятие. д) вселенский собор 50-м правилом постановил, чтобы ни клирик, ни миранин, под страхом – первый извержения, а второй – отлучения, не предавались предосудительной игре. ф) Из поместных соборов азартные игры запрещены еще постановлением майнского собора (813 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

244 г.), будучи пресвитером, обличает еретика-епископа Берилла, в присутствии его паствы 1572 . Св. Киприан пишет, что по делу о падших в соборе должны принять участие „епископы, пресвитеры, диаконы, исповедники и устоявшие в вере миряне“ 1573 . Именно такой собор действительно и состоялся. В актах Карфагенского собора 256 г. по вопросу о перекрещивании еретиков говорится, что у епископы сошлись во едино в Карфаген вместе с пресвитерами и диаконами, в присутствии также огромной части народа“ 1574 . На римском соборе по поводу Новацианского раскола присутствовало, по свидетельству еп. Корнилия, „несметное множество народа“ 1575 . На соборе Эльвирском (306 г.), по свидетельству деяний этого собора, были и епископы, и пресвитеры, и диаконы, и вели кое множество народа 1576 . Участие клира и мирян ясно засвидетельствовано и на соборах Вселенских. На соборе Никейском 1-м напр., по свидетельству Евсевия Кесарийского , „пресвитеров, диаконов, чтецов и многих других невозможно было исчислить“ 1577 . На этом соборе диакон Афанасий и простой старец мирянин принимают ревностное участие в прениях. На соборе Халкидонском присутствовали император и множество сановников и низших чиновников. Деяния и других Вселенских соборов показывают, что на заседаниях присутствовали не одни епископы; но и клир, и монахи, и сановники и другое миряне. Таким образом факт присутствия и участия Клира и мирян в соборных совещаниях не подлежит сомнению; но если так, то какой же смысл имеют каноническая правила, которые, начиная с 37-го апостольского и продолжая целым рядом правил Вселенских и поместных соборов, все единогласно говорят только о соборах епи- скопов, без малейшего упоминания об участии в них клира и мирян? (I, 5; II, 6; IV, 9, 17, 19; VI, 8; VII, 6; Ант. 19, 20; Корф. 27). Чтобы уяснить себе истинный смысл этих правил, стоит лишь припомнить слова Св. Ап. Павла, где он сравнивает церковь с человеческим телом. Развивая это сравнение, он очень ясно говорит, что в церкви, как и в теле человеческом, каждый член имеет „действие в свою меру“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. На наш взгляд, важно всемерно разъяснять будущим причастникам неразрывную связь между Божественной литургией и Причастием Святых Христовых Тайн. С этой целью можно направлять внимание причастников на содержание и ход самой литургии. Здесь неоценимую роль играют специально изданные книги с изложением чина Божественной литургии. Зрительное внимание за содержанием молитв помогает причастникам лучше настроиться и войти в дух и смысл происходящего в церковном собрании. Приходится признать, что большой помехой для подготовки ко Святому Причащению являются общие и частные исповеди, проводимые параллельно литургии, так как они вырывают причастников из самой важной, кульминационной части подготовки ко Святому Причащению — таинства Евхаристии. Поэтому все исповеди должны проводиться либо накануне, либо непосредственно перед литургией, но никак не во время неё. В заключение нам ещё раз хочется сказать, что мы выражаем свою поддержку предложенному проекту, но надеемся, что и наши добавления будут учтены. Члены малых православных братств во имя Святых архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила, священник Иоанн Привалов и всё собрание (148 человек) 14 ноября 2013 года 1 " Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»//http://msobor.ru/doc.php?id=74 2 " Там же 3 " Согласно 21-му правилу Эльвирского собора и 80-му правилу Трулльского собора. Черных Александр, Москва 18 ноября 2013г. 23:56 Хотелось бы отметить ряд вопросов, которые кажется важным обсудить: 1. ... дополнительно подчеркнуть церковный, а не только индивидуальный характер Причащения А какой смысл особо подчеркивать церковный характер Причащения, когда он и так очевиден? И причем тут индивидуальный характер? 2. все церковные таинства совершаются в Церкви и для Церкви... Звучит несколько странно. То, что Причастие совершается в Церкви - это понятно, поскольку евхаристия является центральным моментом в жизни любого христианина. Но вот что означает " для Церкви " ? 3. и поэтому не могут рассматриваться как частные требы.

http://bogoslov.ru/article/3621221

391 12 апреля. По данным «Истории бриттов» и «Анналов Камбрии» Эдвина крестил Рин, сын короля бриттов Уриена. Англосаксонские источники не упоминают об этом; к тому же Рин не имел священнического сана и стал королем после отца. Возможно, Эдвин действительно принял крещение, находясь в изгнании у бриттов, но тогда трудно понять, зачем ему было креститься вторично. 392 В то время большинство храмов и других зданий еще строились из дерева. Немногочисленные каменные строения в основном сооружались из камня, взятого из развалин римских городов и крепостей. Так были выстроены церкви в Эскомбе, Уирмуте, Ярроу, Хексеме, Рипоне. Упомянутый храм Эдвина стоял на месте нынешнего кафедрального собора Йорка. 393 «Оглашенными» (по-гречески «катехумен») назывались иноверцы, готовящиеся принять христианскую веру. Для них устанавливался период (по решению Эльвирского собора от двух до пяти лет), в течение которого они должны были изучать новую веру и посещать церковь, где для них читалась особая «литургия оглашенных». Позже по мере сокращения числа взрослых прозелитов срок оглашения сокращался и значение его падало. 394 Деян. 13:48-»уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». 395 Керл был королем Мерсии в 596-626 гг. Его дочь Квенбурга стала женой Эдвина около 600 г. и умерла до 616 г., родив королю сыновей Осфрита и Эдфрита. Англосаксонское слово frith (мир) часто входило в состав имен знати (ср. древнеславянские имена Владимир, Чудомир и др.). Так, имя Осфрит представляет соединение слов os/as («божество») и frith, а Эдфрит-слов ead (собственность, власть) и frith. Беда везде приводит это слово в северной (нортумбрийской) форме frid. 396 Новокрещенные в течение семи дней после крещения должны были носить белую одежду, называемую «хризом» (у Беды albatum), в которой они ежедневно ходили в церковь. Если они умирали до истечения семи дней, их хоронили в этой же белой одежде. 397 Ныне Иверинг; там в период около 620-680 гг. находилась резиденция королей Нортумбрии, раскопанная в 50-е гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

424 Созомен, Hist. Eccl., vii, с. 8. Созомен усматривает в этом избрании особое вмешательство Бога. 425 Созомен, vii, с. 10. В других местах он, как Сократ, Η. Ε., ν, с. 8, и Феодорит, Η. Ε., ν, с. 8, очень благоприятно отзывается о характере Нектария. 426 Седьмой вселенский собор в Никее, 787 г., в третьем каноне, на основании неверного понимания четвертого канона первого Никейского собора, открыто запрещает народу и светским властям принимать участие в избрании епископов. Восьмой вселенский собор также предписывает, чтобы епископ избирался только собранием епископов. 429 Lib. vi, cap. 17 (ed. Ueltzen, p. 144): πσΚοπον Και πρεσβτερον και δικονον [то есть включая епископа] πομεν μονογμους καθστασθαι… μ ξειναι δε ατος μετ χειροτοναν γμοις οσιν ετι π " ι γμον ερχεσθαι, etc. Can. Apost., can. 17 (p. 241): δυσι γμοις συμπλαΚεις μετ το βπτισμα… ου δναται εναι επσκοπος πρεσβτερος δικονος λως το Καταλγου του ιερατικο. См. также can. 18 и can. 5. 431 Can. 1. В Harduin, tom. v, p. 1499; Hefele, Conciliengesch., i, 211 sq. Этот канон вошел даже в Corpus juris, can. с. 9, dist. 28. 432 Осий из Кордовы присутствовал на Эльвирском соборе в Испании в 305 г., где было выдвинуто и принято такое же предложение (can. 33). С этим мнением соглашаются Тейнер, Гизелер, Робертсон и Гефеле. 433 См. рассказ об этом у Сократа, Н. i, с. 11, где предложение запретить священникам вступать в брак названо новшеством, νμος νεαρς; у Созомена, H. Е. у i, с. 23; и у Геласия, Hist. Conc. Nic., ii, 32. Таким образом, это заявление достаточно подтверждено и полностью соответствует древней практике Восточной церкви и положениям «Апостольских постановлений» и канонов. Третий канон Никейского собора не противоречит этому, так как запрещает только аморальную практику mulieres subintroductae (см. т. 2, §107). Сомнения отдельных католических богословов (Барония, Беллармина, Валесия), которые старались найти доказательства апостольского происхождения практики безбрачия, явно объясняются догматическим перекосом; их достаточно веско опроверг Гефеле, также католический историк, в своей Concilie ngeschichte, vol. i, p. 417 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

629 39-м апост. правилом, требуется: „пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их“. В прав. 31-м говорится: „аще который пресвитер, презрев собственная епископа, отдельно собрание творить будет, и алтарь иньй водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены будут и прочие из клира, к нему приложившиеся ” . 633 Почему люди порочного заведения не должны допускаемы к св. причастию до принесений полного покаяния. Эльвир. Соб. Прав. 3. Binii. t. I. p. 232. 634 Прав. Апост. 52. Арелат. соб. Пр. 23. Epist. Curp. ad. Fid. LIX. О таинстве священства ясно говорится в вышеприведенных правилах, где идет речь о поставлении иерархических лиц. Но в дошедших до нас определениях соборных и правилах апостольских не находим указания на священнодействие брака, хотя есть не мало правил, ограничивающих законность и святость брачных уз (напр. Ап. Пр. 5.51.Эльв. 11.54.61.66), равно как и на священнодействие елеосвящения. 635 По 21-му правилу Эльвирск. Собора, “если кто, находясь в городе, в три воскресных дня не будет церкви: да будет отлучен на малое время для исправления” (Binii. p.234). 636 По 61-му апост. Правилу “аще верный будет обвиняем в любодействе, или в прелюбодеянии, или в каком другом запрещенном деле, и обличен будет, да не вводится в клир”. 637 По 18-му апост. Правилу, “взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископом, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина”. 640 19-е Эльвирского собора правило: „епископы, пресвитеры и диаконы, после посвящения обличенные в лободействе, в соблазне и бесславном, преступлении, не должны получать общение и в конце”. Binii. p.234. 1-е собор. неокесарийского: „пресвитер аще женится, низвержен будет от своего чина. Аще же блуд или прелюбодейство сотворит: да будет совсем изгнан от общения церковного, и низвержен в разряд кающихся”.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ариан же и македониан, хотя они и явные еретики, правило приняло без перекрещивания по икономии, во-первых, потому, что подобных еретиков в то время было великое множество, а во-вторых, еще и потому, что они крестились одинаково с нами. Однако евномиан, крестящихся в одно погружение, монтанистов, которых здесь в Константинополе называют фригами [ 101 ] , савеллиан, утверждающих, что Отец и Сын – одно Лицо, и творящих иное зло, и всех других еретиков (которых здесь много, в особенности выходцев из страны Галатийской) – всех мы принимаем, как язычников, т. е. как совершенно некрещеных (поскольку они или совсем не были крещены, или были крещены, но неправильно, не так, как крестятся православные, отчего и считаются вообще некрещеными). И в первый день мы делаем их христианами, т. е. готовим их к принятию всех христианских догматов, вне притвора церкви с возложением на них руки иерея, согласно 39-му правилу Эльвирского поместного собора (в Испании) [ 102 ] . Во второй день мы делаем их оглашенными, т. е. причисляем их к чину оглашаемых; в третий же день читаем над ними обычные заклинания с троекратным дуновением в лицо и уши. Таким образом мы частично оглашаем их в догматах веры, заставляем пребывать в церкви долгое время [ 103 ] и слушать Божественные Писания и тогда крестим их [ 104 ] . Согласование Точно так же, как это правило, и правило Лаодик. 7 требует, чтобы новациан и четыренадесятников, когда они обращаются к православию, принимали по икономии, т. е. через анафематствование ереси и запечатление миром, а фригов, если они обращаются, 8-е правило того же Собора повелевает крестить. Правило VI Всел. 95 есть не что иное, как повторение настоящего правила, с тем добавлением, что манихеи, валентиниане и маркиониты при обращении в православие должны быть крещены, а евтихиане, последователи Диоскора и севириане – приняты через анафематствование своих ересей, т. е. как новациане и пр. Правило I Всел. 19 требует, чтобы павлиане обязательно крестились, как свидетельствует об этом и правило VI Всел. 95. Василий Великий в 47-м правиле говорит, что при обращении должны креститься энкратиты, саккофоры и апотактики (о которых см. VI Всел. 95). А в 5-м его правиле говорится, что еретиков, кающихся при конце жизни, мы должны принимать, однако не без рассуждения, но с испытанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010