При Константине Великом христианскую церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор. При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедию, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150-ти лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326-м году в святую землю, обрела там животворящий крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольною, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах Римской империи. Будучи верным сыном церкви, Константин однакоже, с одной стороны из уважения к таинству крещения, с другой – желая перед смертию очиститься от всех грехов своей жизни, не принимал его до кончины и состоял в разряде оглашенных. Чрез 10 лет после смерти матери, он крестился в праздник Пасхи и умер в предместии Никомидии, в 337-м году по Рождестве Христове, 65-ти лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме св. апостолов. II. Свв. равноапостольные цари Константин и Елена предлагают нам два великие урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались в всех случаях своей жизни к силе честного и животворящего креста Господня, – второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истинного Бога христианской веры. а) «Сим побеждай!» гласила чудная надпись, виденная св. равноапостольным Константином при дивном небесном знамении креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: крест Христов был для него всегдашнею охранительною и руководящею силою и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен церковию к лику святых. Да и как не быть победоносным кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды на всегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная непреоборимая сила Богочеловека, Христа Спасителя нашего?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Место погребения Господа Иисуса Христа после Его Воскресения стало для Его учеников и последователей местом поклонения. Видимо, желая смутить христиан и воспрепятствовать им приходить ко святой могиле, император Адриан в 135 г. воздвиг в этой части города Элия Капитолина храм богине Венере. Но тем самым он только выделил это место и косвенно помог равноап. царице Елене отыскать Святой Гроб. По воле Константина Великого еп. Иерусалимским Макарием в 326–335 гг. над Гробом был возведен величественный храм Воскресения, освященный 17 сентября 335 г. Естественная скала с погребальной пещерой — Гробом Господним — была обработана как отдельный мавзолей, который стал центром ротонды церкви Воскресения (Анастасис). На восток от церкви был устроен двор (Трипортик), за ним простиралась пятинефная базилика Мартирион. Ее алтарь был развернут на запад, в сторону Гроба. В крипте базилики находилась церковь Обретения Креста Господня. С востока базилика завершалась атриумом, выходившим на Кардо Максимус, главную улицу Элии Капитолины. Скала Голгофа примыкала к базилике с юга, на ее вершине была устроена отдельная церковь, и в алтаре установлен высокий крест. В V в. ротонда обрела дополнительные апсиды и купол. После завоевания Иерусалима султаном Омаром в 638 г. христиане сохранили за собой церковь. Катастрофа произошла в 1009 г., когда египетский правитель халиф аль-Хаким приказал полностью разрушить храм. Пострадала и скала с пещерой Гроба Господня, но Тридневное ложе Господне осталось нетронутым. Лишь в 1042–1048 гг. усилиями императора Константина Мономаха храм был отстроен заново, при этом планировка западной части храма V–VII вв. была частично сохранена. В результате Первого крестового похода (1099) Иерусалим стал важнейшим религиозным центром западно-христианского мира. Крестоносцы в 1149 г. перестроили храм, приспособив его под нужды многочисленных пилигримов и постаравшись придать ему подобающее величие. В последующие исторические периоды храм часто страдал от рук людей и стихии, но редко ремонтировался. Капитальные работы здесь были проведены только в XIX в., когда после страшного пожара 1808 г. пришлось восстанавливать обрушившийся купол. В середине ХХ в. была проведена реставрация основных приделов храма, а в 2016-2017 гг. - реставрация Кувуклии.

http://sobory.ru/article/?object=20579

Однако сами римляне, во исполнение своих административных программ, на месте мятежного города устроили римскую колонию, и исполнителем этого римского принципа явился Адриан, воспретивший иудеям, под страхом смертного наказания, даже приближение к этой колонии, получившей название Элии Капитолийской. Согласно с обычаями того же императора-строителя, Элия украсилась термами, театрами и храмами на наиболее видных и притом возвышенных местах: Юпитера на месте храма Соломонова и – Венеры на Лобном месте (136–138 г.). Иерусалимская епархия в течение II и III столетий оказывается подчиненною митрополии Кесарийской, и только исключительное значение местности дает иерусалимскому епископу особенно почетное значение в областных синодах. В те же годы, когда Константин великий своим указом даровал мир христианской церкви, иерусалимским епископом был св. Макарий, столь же славный своею высокою жизнью, прямотою и твердостью характера, сколько и возвышенным умом. Макарий один из первых поднялся против арианства и после пяти лет борьбы явился на Никейском соборе твердою опорой православия. Вскоре после Никейского собора состоялся приезд в Иерусалим матери Константина, императрицы Елены, имевшей своею задачей отыскание остатков св. Гроба. В результате этих поисков состоялось, как известно, распоряжение императора о постройке на месте Голгофы великолепной базилики и Анастасиса или ротонды св. Гроба. Впоследствии, при раскопках на месте Голгофы, обретены были три креста и таблица с надписью имени Иисуса, уцелевшие от распятия Христова. Это событие является поворотною точкой в истории Иерусалима, начиная собою непродолжительный, но высоко плодотворный период жизни св. города, с 335 до 636 г., т.е. года арабского завоевания. Иерусалим становится разом одним из самых богатых и населенных городов Востока, и на него устремлены взоры всего мира. Три великолепные базилики и ряд церквей выстроены в течение IV и V веков. Окрестности Иерусалима наполняются монастырями, обителями, скитами и монашескими келлиями во всех направлениях: к Вифлеему и к морскому берегу, к Иерихону и по берегам Иордана до Тивериады.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/ierusali...

При Константине Великом христианскую Церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них Церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор. При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедью, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150 лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326 году в святую землю, обрела там животворящий Крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольной, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах римской империи. Константин умер в предместье Никомидии, в 337 году по Рождестве Христовом, 65 лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме свв. апостолов. II. Свв. равноапостольные Константин и Елена предлагают нам два великих урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались во всех случаях своей жизни к силе честного и животворящего Креста Господня; второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истинного Бога христианской веры. а)  «Сим побеждай!» — гласила чудная надпись, виденная св. равноапостольным Константином при дивном небесном знамении Креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: Крест Христов был для него всегдашней охранительной и руководящей силой и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен Церковью к лику святых. Да и как не быть победоносным Кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды навсегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная, непреоборимая сила Богочеловека, Христа, Спасителя нашего? Будем же, братия мои, и мы почаще пользоваться спасительной, победоносной силой Креста Христова в борьбе с врагами нашего спасения; будем, подобно апостолу, хвалиться Крестом Христовым особенно пред теми, которые, к величайшему прискорбию, не чтят его, не пользуются его святой могущественной силой и даже позволяют себе хулить его, подобно христоненавистным жидовинам, – разумею наших жалких шутнидстов разного рода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1). М. упомянут в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.) как 1-й епископ из язычников, занявший кафедру после подавления римлянами иудейского восстания Бар-Кохбы и превращения Иерусалима в римскую колонию Элия Капитолина. До этого местную церковь составляли за малым исключением выходцы из иудеев. Сведения о епископстве М. крайне скудны; известны лишь приблизительные его даты. Год начала епископства М. Евсевий Памфил привел в своей «Хронике», однако в дошедших до нас лат. и арм. переводах «Хроники» он указан по-разному. По лат. версии, епископство М. началось в 136 г. (2151-й год Авраама, 3-й год 228-й Олимпиады, 19-й год правления имп. Адриана ). В арм. переводе указан 137 г. (2152-й год Авраама, 20-й год правления Адриана). Евсевий нигде в своих сочинениях не отметил прямо, сколько времени М. занимал кафедру. Дата кончины М. в 2 версиях «Хроники» Евсевия также указывается с разницей в год: в лат. версии - 160 г. (2176-й год Авраама, 4-й год 134-й Олимпиады, 23-й год правления имп. Антонина Пия ), в арм. версии - 161 г. (2177-й год Авраама, 1-й год правления имп. Марка Аврелия ). Т. о., по Евсевию, М. занимал кафедру без малого 23 года. Византийские хронисты нач. IX в. Георгий Синкелл и патриарх Никифор I К-польский приписывали М. всего 8 лет епископства. Георгий Синкелл 1-й раз упомянул М. под 5621 г. от Сотворения мира, а последний - вместе с его преемником Кассианом под 5630 г. Это соответствует 8 годам при эксклюзивном счете, но относится к 129-138 гг. по Р. Х., т. е. Синкелл относит начало епископства М. ко времени до восстания Бар-Кохбы. При этом конец его епископата связывается уже с правлением Антонина Пия. Несмотря на сбивчивость этой хронологии, 8 лет епископского служения М. представляются достоверной цифрой. В полном соответствии с византийской традицией араб. хронист X в. патриарх Евтихий Александрийский говорил о 8 годах епископства М., однако указывал на период со 150 по 158 г. (13-21 гг. правления Антонина Пия).

http://pravenc.ru/text/2562238.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАПИТОН ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Капитон (Апион) (лат. Capito; греч. Καπτων, Απων; II в.), епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) , 25-й по счету. Его имя упоминается в " Церковной истории " и в " Хронике " Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , в общем списке иерусалимских епископов II века " из язычников " в отличие от первых 15 епископов, которые были христианами иудейского происхождения ( " из обрезанных " ). В " Хронике " этот список преемников еп. Иерусалимского Марка - первого епископа " из язычников " - помещен под последним годом правления имп. Антонина Пия (161), имя Капитона замыкает его. Ни в " Церковной истории " , ни в " Хронике " еп. Евсевий не указывает точного времени и продолжительности епископского правления Капитона. Византийский хронист Георгий Синкелл (+ после 811) называет Капитона также Апионом, считая его 26-м епископом, 25-м назван Илия I, неизвестный по " Хронике " еп. Евсевия. Капитон, по Георгию Синкеллу, занимал кафедру четыре года. Хотя Синкелл указывает, что Марк I был иерусалимским предстоятелем восемь лет, заняв кафедру после образования на месте разрушенного Иерусалима рим. колонии Элия Капитолина (136/7), рассчитать годы епископства Капитона по его хронологии не представляется возможным, поскольку для этого периода нет точных дат правления ни у одного из последующих предстоятелей кафедры. Однако Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), в " Анналах " четко указывает, что Капитон занял кафедру в первый год правления имп. Септимия Севера, т. е. в 193/4 г., и также приписывает ему четыре года епископского правления - до 197/8 года. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 30.01.2021 16:49:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680235.h...

21 Обрати внимание на то, что, согласно повествованию Иосифа об Иудейской войне (кн. 7, гл. 18), Иерусалим получил такое наименование потому, что Мелхиседек, основатель города, когда создал храм (ερν), от него назвал город Иерусалимом (εροσλυμα), а прежде он назывался Салим (Σλυμα) (Jos. Flav. De bell. VI, 10//TLG 0526/004, 438. 3–4). Другие же, как Прокопий (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 198), говорят, – и это, пожалуй, вернее – что из названий этого города «Иевус» и «Салим» составилось это сложное название «Иевусалим», а в искаженном произношении «Иерусалим». Но как бы то ни было, название «Иерусалим» – целиком еврейское, означающее «видение мира», согласно отцам. Впрочем, кое-кто говорит, что оно составлено из еврейского и греческого слов (как и слово «антиминс» состоит из греческого и латинского), но в таком случае оно уже не означает «видение мира». Называемый прежде Иерусалимом, этот город, согласно Диону, позднее получил имя Элии Капитолины. Элия – от императора Адриана, носившего имя Элий. Иерусалим, ранее разрушенный, перепаханный быками и засеянный, по словам Евсевия (Euseb. Demonstr. Evang. VIII//PG 22, 636В), и едва узнаваемый по местности, согласно Григорию Богослову (Greg. Nazianz. Or. 6. 18//PG 35, 745B), Адриан переименовал в Элию, как говорят Феодорит (Theod. Cyr. In Is. 6, 13 //PG 81, 272B) и Евсевий (Euseb. De Theophania 9//PG 24, 649A). А Капитолиной он назван потому, что тот же самый Адриан, как указывает уже упомянутый Дион, на месте храма Божия выстроил храм Юпитера, почитаемого на Капитолии в Риме. 22 Кесария получила такое название потому, что Ирод, согласно Евсевию, выстроил ее в честь Кесаря Августа (раньше она называлась Стратоновой Башней) (Idem. Hist. eccl. II, 10//PG 20, 160A); в ней находились и статуи Кесаря и Рима, как свидетельствует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 15, гл. 13) (Jos. Flav. Antiq. XV, 9. 6//TLG 0526/001, 15. 339. 4). Три Кесарии было в Асии: одна – митрополия Палестины, о которой мы сказали; вторая – Каппадокийская, которая называлась Мазой Кесаревой, согласно Созомену (кн. 5, гл. 4) (PG 67, 1224A), а также Мазакой; и третья – Филиппова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Элии Капитолины» найдены статьи: ГЕРМАНИОН 33-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) после ап. Иакова КАПИТОН (II в.), еп. Иерусалимский (Элии Капитолины), 25-й по счету КАССИАН (II в.), еп. Иерусалима (Элии Капитолины) МАКСИМ I еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (сер. II в.) МАКСИМ II еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.) МАРЗАБАН [Мазабан, Мазаван], еп. Иерусалима (Элии Капитолины; 250/1 - 265/6) МАРК I Марк I, 16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Элии ...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДИАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 106 опубликовано: 11 мая 2011г. ГОРДИАН [Гордий], 34-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) после ап. Иакова, занимал престол в течение 5 лет в нач. III в. и ок. 212 г. был сменен еп. Наркиссом , к-рый вернулся на Иерусалимский престол после неск. лет отшельничества. Г. известен по упоминаниям в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (IV в.; VI 10) и по «Всемирной хронике» Георгия Синкелла (нач. IX в.; Georg. Sync. Chron. P. 438. 3). Сведения обоих авторов основаны на утраченной «Всемирной хронике» Секста Юлия Африкана (III в.). Рубрики: Иерусалимская Православная Церковь Иерусалимская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Епископы Иерусалимской Православной Церкви Гордиан, еп. Иерусалимский (нач. III в.) См.также: АЛЕКСАНДР († 250/251), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 12 дек., 16 мая) АНАСТАСИЙ (XI в.), еп. Кесарии Палестинской АНТОНИН еп. Иерусалимский (2-я пол. II в) ГАИЙ I еп. Иерусалима (Элии), ок. 160-163 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН [лат. Cassianus; греч. Κασσιανς] (II в.), еп. Иерусалима (Элии Капитолины). По списку Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, приведенному в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. V 12), К. был 2-м епископом Иерусалима «из язычников» в противоположность христианам иудейского происхождения, «из обрезанных». Ни в «Церковной истории», ни в «Хронике» еп. Евсевий не указывает точного времени и продолжительности епископского правления К. В «Хронике» он приводит список всех епископов - от К. до Капитона под последним годом правления имп. Антонина Пия (161 г. по Р. Х.). Т. о., К. был епископом времен правления этого императора (138-161) и 17-м епископом Иерусалимской кафедры, начиная с Иакова , брата Господня. Визант. хронист Георгий Синкелл († после 811) также без указания дат определяет продолжительность епископского правления К. сроком в 5 лет. Если принять факт, что 1-й епископ «из обрезанных», Марк I , занимавший, по Синкеллу, кафедру 8 лет, был поставлен после преобразования Иерусалима в Элию Капитолину (136/7), что подтверждает в «Хронике» Евсевий Кесарийский, то правление преемника Марка I К. должно приходиться на 143/4-148/9 гг. Однако Евтихий , патриарх Александрийский (X в.), в «Анналах» предлагает др. даты. Он указывает, что К. занял кафедру в 21-й год правления Антонина Пия (159), и далее в соответствии с традициями визант. хронистики приписывает ему 5 лет епископского правления, т. е. до 164 г. По сведениям патриарха Евтихия, К. оказывается не первым, а последним епископом Иерусалимским времен Антонина Пия; кроме того, этот автор не связывает образование в Иерусалиме христ. общины «из язычников» с преобразованием его в Элию Капитолину при имп. Адриане. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 12; idem. Chron. Vol. 2. P. 171; Georg. Sync. Chron. P. 427; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 988; ActaSS. Mai. T. 3. P. XII. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1681261.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010