Без этого интереса к древностям, склонности к поэтическому творчеству, художественной одаренности и глубокой интуиции на грани озарения не состоялась бы Русская Палестина, которая отнюдь не была конгломератом отдельных, по случаю и по сходной цене приобретенных объектов недвижимости. Россия никогда не получила бы этого уникального феномена в истории религии и культуры, если бы с самого начала архимандрит Антонин приобретение собственности, археологическое исследование, строительство странноприимного дома, а затем и храма не наполнял богословской идеей, если бы за каждым его обретением не стояло глубокой и точной религиозной интуиции. Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в святыни Святой Земли. В Иерусалиме отец Антонин встретился с наслоением сакральных пространств ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев.  Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить — для своего времени — своеобразные авторские «точки»: он открыл Порог Судных Врат на крестном пути, «увидел», а затем построил Русскую Свечу на Елеоне, сделал русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроил «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы — в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме. Отец Антонин не всегда сразу, при первом знакомстве «видел» (прозревал) священное значение и место того или иного памятника в истории. Скорее даже наоборот. Первоначальными факторами, определявшими его ход мыслей о святых местах, которым предстояло стать со временем русской собственностью, были неустроенность православных паломников, самой святыни и православного богослужения (а иногда и его отсутствие).  Эта трехчастная схема мотивации с небольшими вариациями воспроизводится в истории всех антониновских приобретений в Святой Земле. Ценнейший источник сведений — дневник отца Антонина. Он, например, позволяет проследить последовательные этапы превращения Горней из загородного имения в выдающуюся по значению святыню Русской Палестины, с возникновением храма и формированием монастыря. 

http://patriarchia.ru/db/text/4972679.ht...

2. Еще в самом начале своей деятельности Ориген из дискуссий с иудеями понял, что прежде чем спорить, нужно договориться об общем тексте, на основании которого можно вести дальнейший разговор. Церковь использовала Септуагинту; синагоги использовали переводы Симмаха, Феодота и особенно Аквилы, обращенного в иудаизм из христианства (ок. 140 г.). И, конечно, в иудейских переводах были подчищены определенные тексты. С другой стороны, и среди христиан была тенденция слегка изменять некоторые пророчества, чтобы сделать их еще более очевидными. Ориген понял, что совершенно необходимо выявить подлинный текст Ветхого Завета, чтобы никто из раввинов не мог обвинить христиан в подлоге. Так была создана Гекзапла . Это синоптическое издание Ветхого Завета, переписанного Оригеном в шесть (а местами и в восемь) параллельных колонок. Первая колонка была на иврите, затем давалась транскрипция греческими буквами, а затем - 4 перевода. За образец была принята Септуагинта. Ориген отметил все места, отличавшиеся в Септуагинте от еврейского текста, и все места, отсутствующие в еврейском тексте. Различия были весьма значительными. Например, история с Сусанной из Книги Даниила отсутствовала в еврейском тексте. Ориген был уверен, что она была изъята иудеями, т. к. еврейские старцы представлены в ней в невыгодном свете. Однако взгляды Оригена по этому поводу были подвергнуты сомнению его старшим современником - христианским ученым и историком Секстом Юлием Африканом. Его можно назвать первым христианским антикваром. Он родился в Элии Капитолине (Иерусалиме), много путешествовал. Был при дворе царя Эдесского Абгара Великого, где подружился с Вардесаном и даже охотился с ним и с наследным принцем. В поисках Ноева ковчега Юлий Африкан посетил Арарат. Он тщательно обследовал все библейские места в Палестине. Некоторое время он жил в Александрии и даже был там рукоположен в пресвитеры. В 222 г. он поехал в Рим, где произвел своей эрудицией такое впечатление на императора Александра Севера, что тот назначил его своим главным библиотекарем. Африкан составил хронику всеобщей истории, в которой он отнес Воплощение к 5500 г. по сотворении мира. Закончил свою хронику Африкан 221 г. по Р.Х. Этот труд послужил главным источником не только для Евсевия, но и для целого ряда византийских историков. Кроме того, Африкан написал книгу - собрание разных сведений, подобную «Естественной истории» Плиния. В нее входили сведения о ветеринарии, военной тактике, риторике, текстуальный разбор гомеровских текстов, статья о магии и многое другое. Юлий Африкан - первый известный нам христианин, писавший на светские темы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434700/

Голод доходил до того, что матери закалали собственных младенцев для снеди. Бежавших же от голода Римляне распинали тысячами, и все окрестности города покрыты были их крестами. Но никакие убеждения не могли склонить отчаянных Иудеев к покорности. Напоследок Иерусалим взят приступом и вместе с храмом обращен в груды камней и кучи пепла. Более миллиона Евреев погибло во время осады, а от несметного числа пленных и обилия золота, найденного победителями в Иерусалиме, упала цена рабов и металла. Сам победитель – язычник Тит, удивленный гибельными следствиями победы, признал себя орудием гнева небесного и отказался от титла: иудейского. Достоверность всех этих бедствий Иерусалима свидетельствует История и дошедшая до наших времен книга Иудея Иосифа Флавия, не только современника, но и действователя в этой страшной войне. Так пришла кровь праведников на род богоотступный! пришла в то время, когда многие из Иудеев, современных Иисусу Христу, еще не успели приложиться к отцам своим; пришла так, что не только Иудеи, самые язычники увидели и исповедали карающий перст Божий! Так исполнились пророчества Моисея и Господа! В то же время верные предостережению своего Учителя христиане сохранили себя непричастными гражданским смутам и браням, заблаговременно оставили землю, оставленную Богом, а прочие спаслись бегством в горы Пеллы. XXVI. Продолжение того же Но ни разрушение Иерусалима, ни всемирное рассеяние Иудеев, не вразумило слепотствующих: они по-прежнему продолжали с упорством мечтать о Мессии – завоевателе, о независимости и о восстановлении Иерусалима. Пользуясь сим, один за другим стали являться между ними лжехристы и лжепророки, и обманутый ими народ вновь восстал против Римлян, сначала в разных местностях Империи, а напоследок, опять во всей Иудеи под начальством лжемессии, назвавшего себя Варкохевой – сыном звезды, на память той, которая по пророчеству Валаама должна была воссиять от Иакова. Еще полилась кровь Иудейская и новые сотни тысяч подверглись рабству. После того Иудея окончательно обращена в пустыню, на месте Иерусалима воздвигнут новый город под названием Элии Капитолины, на месте Соломонова храма поставлено капище Юпитеру, и, чтобы сделать этот город недоступным для Евреев, на вратах его поставлено было изваяние противного им животного – свиньи.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Хотя Италия была разделена на округа, но эти округа и при Диоклетиане не стали провинциями. Поэтому внутри Италии в ее старых границах, до Рубикона, не появилось митропроличьих кафедр, и вся страна осталась в церковной юрисдикции Ри­ма. Наконец, митрополитанское устройство на западе – в Испа­нии, Галлии, Британии – складывалось позднее, чем на Востоке, и уже только в IV веке, а в Африке оно приобрело ту особенность, что там лишь за епископом Карфагена закреплялось первенство по самой его кафедре, а в провинциях это первенство принад­лежало не епископам центральных городов, но старейшим по хиротонии, независимо от занимаемой ими кафедры. К тому же там не только не было введено титула митрополита, но впо­следствии было прямо воспрещено употреблять иные титулы, кроме «примаса». Дело в том, что «первый епископ» (примас)– это не титул в собственном смысле слова, а всего лишь опреде­ление статуса. В 48-м правиле Карфагенского Собора сказано: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола» – для отцов Карфагенского Собо­ра характерна тенденция противостоять стремлению влиятель­ных епископов, прежде всего Римского, «вносить дымное надмение мира в Церковь Христову» (Послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому). Римскую кафедру после мученической кончины Сикста, по­следовавшей в гонение Валериана в 258 г., занимали Дионисий (до 269 г.), затем Феликс, с 275 по 283 г. – Евтихиан, и после не­го в течение 13 лет Гай; в 296 г. «преемником его стал Марцеллин – тот самый, которого и настигло гонение» (Евсевий, цит. изд., с. 279). По смерти святого Дионисия Александрийского в 265 г. его кафедру занял Максим, в 282 г. его сменил Феона, скончав­шийся в 300 г., а его преемником стал священномученик Петр. После мученической кончины святого Вавилы в 250 г., Антиохий­скую кафедру последовательно занимали Димитрий (по 263 г.), Павел Самосатский (с 264 до 271 г., еретические воззрения ко­торого стали причиной его низложения), Домн, скончавшийся в 273 г.; «после Домна епископство в Антиохии получил Тимо­фей; преемником его стал... Кирилл, занявший кафедру в 284 г. и скончавшийся в 298 г.. Затем на Антиохийский престол был поставлен Тиран, при котором на Церковь обрушились гонения Диоклетиана. Иерусалимский престол, в ту пору кафедру Элии Капитолины, после замученного в 250 г. епископа Александра занимали Мазабан (до 266 г.), Именей (в течение более 30 лет), и с 298 по 203 г. – Завда. В год издания эдикта против христиан Иерусалимскую Церковь возглавил епископ Ермон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

54 .4 Укрепив свою племянницу Меланию – Прп. Мелания Младшая (Римляныня), †  439 или 440 г. в Иерусалиме, пам. 31 декабря (служба поется 30 декабря). Мелания Старшая была ее бабкой по отцу, но житие ее, содержащееся в Минее, в отличие от текста Палладия, свидетельствует только о благочестивых родителях, но ни словом не упоминает о той, которой она стала наследницей по ревности во Христе (что является следствием близости Мелании Старшей к Евагрию). 55 .1 ...из Элии в Египет – Элия ( Αλα), или Капитолина, – название Иерусалима, восстановленного как римская колония после восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.). 55 .3 ..среди коих Оригена десять тысяч триста строк – Как утверждает Бартелинк, для данного времени обычно измерение количества прочтенного или написанного в строках, поскольку оплата переписчикам производилась построчно. Но в настоящем случае речь вполне могла идти о страницах, особенно если учесть творческую плодовитость Оригена . «Кто мог когда столько прочесть, сколько он написал?» – восклицал блж. Иероним в письме к Павле (PL 22,447). 56 .0 Олимпиада, св. прав., †  408–410 г. Будучи поставлена в диаконисы свт. Нектарием (381–397 гг.), явила в своем лице высшую представительницу этого призвания, «наставив в вере многих жен " &nnbsp;(Лabcauk 56.2). За гостеприимство, которое она оказывала приходящим в Константинополь святителям и пустынникам, подверглась гонениям и оклеветанию. В изгнании на о. Кизик, а затем в заточении в Никомидии св. Олимпиада была укрепляема перепиской со свт. Иоанном Златоустом , который также находился в изгнании. Скончалась в заточении. 57 .1 ...и как в зеркале отражала блаженная Кандида – Св. Кандида Константинопольская, †  418. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского. 57 .3 ..неся иго девства, благочестивейшая Геласия – Геласия, прп. Константинопольская. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они составлены преимущественно на основании следующих книг: Wiltsch: Handbuch d. Kirchl. Geogr. Und Statistik. Bingamii: Originum sive antiquitatum ecclesiasticarum Lib. IX. Le Quien: Oriens Christianus. Moritz: Register к церк. Истории Штолберга. Рера: Описание Палестины. Олесницкий: Святая земля. Норов: Путешествие по Святой земле. Его же: Путешествие к семи Малоазийским церквам, упоминаемым в апокалипсисе. Преосвещ. Порфирий Успенский : Путешествие в Синайский монастырь. Его же: Путешествие по Египту и Нубии и т.д. Патриарх Иерусалимский Иерусалим и Палестина были первым отечеством христианской церкви, первоначальная история церкви происходила здесь. – Тем не менее, патриарх иерусалимский, как патриарх, образовался даже позднее других, потому что Иерусалим в 70 году I-beka был разрушен и до IV века на месте его существовал только маленький, почти исключительно языческий город Элия Капитолина. В это время, когда иерусалимское епископство лишилось своей паствы, духовная юрисдикция в Палестине принадлежала митрополиту Кесарии Палестинской, главного города Палестины в гражданском отношении. Такие права имели кесарийские митрополиты почти в течение четырех веков. Из письма Иеронима в Паммахию можно, по-видимому, заключать, что Палестина в это время находилась еще под церковным управлением антиохийского архиепископа. Но нет никаких определенных доказательств на то, что митрополит кесарийский, управляющий Палестиною, получал посвящение от антиохийского патриарха подобно другим митрополитам антиохийского округа. Впрочем, и в это время, в течение первых трех веков, епископ Элии Капитолины, ради священных мест, находящихся здесь и в окрестностях, пользовался в Палестине преимуществом чести наравне с митрополитом кесарийским. По крайней мере так было с конца II-ro века. В доказательство этого можно напр. указать на то, что Наркисс, епископ иерусалимский, вместе с Феофилом, епископом кесарийским, имел председательство на соборе епископов всей Палестины по вопросу о праздновании Пасхи и занимал второе место.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Наконец, Иерусалимский епископ, после долгих споров с митрополитом Кесарии и патриархом Антиохии, смог добиться достоинства патриарха, но это была в первую очередь почетная должность, и его реальная власть была намного меньше, чем у других патриархов. Если бы от древнего Иерусалима после 70 г. не осталось лишь фрагмента городской стены с тремя воротами, без сомнения, город древнейшей христианской общины занимал бы, как во времена Иакова, ведущее положение в церковной иерархии, но теперь на почтенных руинах возвышался новый город, Элия Капитолина, возникший во времена Адриана. Паломничество императрицы Елены и великолепные церкви, воздвигнутые ее сыном на святых местах, придали Иерусалиму новое значение – центра паломничества верующих со всех концов христианского мира. Его епископ подчинялся митрополиту Кесарии, но вместе с ним председательствовал (вероятно, secundo loco) на палестинских соборах 523 . Никейский собор дал ему почетное превосходство над епископами, но не независимость от митрополита Кесарии. По крайней мере, таким представляется нам значение краткого и довольно туманного седьмого канона: «Поскольку таков обычай и древняя традиция, что епископ Элии (Иерусалима) должен быть почитаем, он также будет занимать почетное положение 524 , в то время как метрополия (Кесарии) сохранит то достоинство, которым обладает». Законные отношения между ними оставались неопределенными в течение долгого времени, пока Четвертый вселенский собор на седьмом заседании не утвердил епископа Иерусалима в ранге патриарха и не выделил ему в качестве епархии три палестинские провинции, что не вызвало возражений. §57. Соперничество патриархов древнего и нового Рима Таким образом, в конце IV века во главе вселенской церкви Греко–римской империи стояли пять сотрудничающих и независимых друг от друга патриархов, четыре на Востоке и один на Западе. Но, по аналогии с политической организацией, в ней присутствовала тенденция к видимому и явному единству, которая с самого начала лежала в основании развития иерархии и формирования епископата, а теперь содействовала продвижению от олигархического правления к монархическому, особенно на Западе. Теперь империя географически и политически была разделена на Запад и Восток, которыми, после смерти Феодосия в 395 г., управляли разные императоры и которые так и не воссоединились постоянно, поэтому нам следовало бы ожидать, что такое двоевластие возникнет и в церковной иерархии. И действительно, мы наблюдаем двух патриархов – Древнего Рима и Нового Рима. Один представляет Западную или Латинскую церковь , другой – Восточную или Греческую. Сейчас мы подробно рассмотрим их власть и отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В Святой Земле о. Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. И ему посчастливилось не только удачно вписаться в процесс палестинского «сакрального проектирования», но и поставить своеобразные авторские «точки»: открыв Порог Судных Врат на Крестном пути, увидев во сне, а затем построив Русскую Свечу на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, православный «Горний Град Иудов» – в Айн-Кареме, дом праведной Тавифы – в Яффе. Пустырь на окраине Яффы, в урочище, носившем арабское название «Дарбатейн Табита», был одним из первых купленных им участков. В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что в Иоппии (греческое название Яффы) жила христианка-подвижница, творившая добрые дела, именем Тавифа, что значит «серна». Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Но апостол Петр пришел и сказал: встань. Протянул ей руку – и она встала, живая и невредимая. Святой Дух, сошедший на учеников Иисуса в день Пятидесятницы, дал им силу и власть не только проповедовать на разных языках, но и творить чудеса, лечить, исцелять. Даже воскрешать из мертвых... Антонину как раз и посчастливилось приобрести место, где находился когда-то дом праведной Тавифы, и раскопать в саду гробницу ученицы апостола Петра. Невольное волнение охватывает, когда вспомнишь, что апостол Петр проповедовал где-то здесь, на берегу Средиземного моря, жил в доме Симона Кожевника (сейчас на этом месте мечеть), и, отбросив дела, когда ему сообщили о смерти девушки по имени Серна, торопливо шел с этого холма, этим садом, по этой дорожке, как идут сейчас все паломники, к часовне в самой глубине участка. Разумеется, часовня построена в XIX в., а тогда Петр просто спустился вниз по ступеням, туда, где по древнему обычаю положено было тело умершей. На полу – мозаика византийской эпохи. Она не говорит нам о смерти, эта часовня. Здесь властно звучит, утверждаясь на все времена, совсем другой завет и другое обетование: «Аз есмь Воскресение и Жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Храм построен на месте, где, по преданию, начался для Иисуса последний Его, в буквальном смысле – Крестный Путь. Двигаясь дальше на запад вдоль Виа Долороза, видим перекинутую через улицу арку с лепящимся над ней помещением в два окошка, явно гораздо более позднего времени. Это – арка «Се Человек» (Ессе Homo). Справа арка уходит в стену католического женского монастыря Сестер Сиона. Монастырь построен на месте, приобретенном и расчищенном патером Альфонсом Ратисбонном, крещенным евреем, в середине XIX в. Оригинальное архитектурное решение соборного храма обители (он называется Нотр-Дам де Сион, или, чаще, по арке, «Ессе Homo») позволило гармонично вписать необычную живописную руину в конструкцию здания. Войдя в храм (автором проекта был упомянутый выше французский зодчий К. Маусс, работавший в Иерусалиме в 1859–1874 гг.), вы обнаружите, что арка, которую вы видели на улице, является частью центрального пролета куда более грандиозного сооружения. Очевидно, первоначальная арка была трехпролетной. Северная часть органично вошла в состав алтарной абсиды храма, прямо перед ней находится его престол. Храм был освящен 3 апреля 1868 г. По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г. н. э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины. Вопреки воле императора-язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, история судила иначе: именно монументы, воздвигнутые им на местах евангельских событий, помогли сохранить их. В течение столетий внешняя дуга, выходящая на улицу, и называлась, собственно, аркой Ессе Homo (Се Человек). По преданию, она отмечает место, куда вывел Пилат избитого, поруганного Спасителя. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19:4–5). Описанная арка является, образно говоря, надземной верхушкой целого археологического «айсберга», включающего в себя три отдельных – и к различному времени относящихся – архитектурно-градостроительных объекта. Стоило в 60-е годы XIX в. слегка «копнуть» принадлежащие Сионской Богоматери древние развалины, как под ними начала открываться одна из самых значительных по площади и сохранности археологических зон евангельского Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Согласно мнению Его Превосходительства В.Н.Хитрово, расчищаем прежде всего северную сторону места, где и прежде обозначала себя большая комната около 15 метров длины и в 5 с половиной ширины, с остатками стен в полтора метра толщины... обозначились основания как бы косяков бывшей двери малых размеров из эпохи, вероятно крестоносцев, нарушающие архитектурный план целого». В сентябре 1883 г. великий князь Сергей Адександрович передал о. Антонину еще 400 рублей серебром на продолжение раскопок, в результате которых был обнаружен участок городской стены с воротами, относящийся, судя по особенностям кладки, к периоду Второго Храма. Сие означает, что Иисус Христос, идя по Скорбному Пути к Голгофе, должен был ступить на порог найденных ворот. Врата эти известны как Судные, ибо римляне у них повторяли вынесенный преступникам приговор, после чего он уже не мог быть обжалован. Слева от Порога Судных Врат в кладке имеется бойница, размеры которой позволяют пройти человеку. Эта бойница атрибутируется как «игольное ушко», упоминавшееся Христом («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное» (Матфей, 19:24; Лука, 18:25)). Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемое Русское подворье . А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Русский консул Д. Н. Бухаров, о. Антонин, архитектор Г. Франгья и члены ППО послали Великому Князю Сергею Александровичу телеграмму с собщением об этом событии: «Первый камень на раскопках торжественно положен сегодня при большом стечении народа...».

http://sobory.ru/article/?object=08671

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010