Это начало храмового благочестия, становящегося мало–помалу одной из характернейших черт христианского общества… Нарастание этой эволюции не трудно проследить в памятниках ранне–византийской эпохи. Еще у св. Иоанна Златоуста можно услышать отголосок старого понимания храма, возможно даже желание ограничить бурный рост или, как мы говорили, прорыв нового. В беседе «О кресте и разбойнике» Златоуст говорит: «…Но когда пришел Христос… то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом…»  . Это еще вполне в духе речи Стефана: «…небо престол Мой, и земля подножие ног Моих…». (Д. Ап. 7, 49). Но уже в Ареопагитиках, одном из основоположных памятников нового мистериального литургического богословия, храм определяется, как священное здание, своею священностью отделенное от профанного и ему противостоящие  . И эта идея будет повторяться и развиваться в бесчисленных толкованиях, которые византийское благочестие посвятит символизму храма. Другим примером нового переживания культа, нового культового ударения, примером сродным первому и восполняющим его, нужно признать быстрое развитие в ту же эпоху почитания святых мест, напряженного интереса к «священной топографии». И снова противоположность этого интереса ранне–христианскому сознанию разительна. Если первохристианство мерить современными мерками, то равнодушие ранней Церкви к местам, связанным с теми или иными событиями евангельской истории, может показаться разительным. Достаточно напомнить, что до нарочитого внимания, оказанного Константином Иерусалиму, как главному центру земной жизни Спасителя, город этот не отмечается никаким особым почитанием, и епископ Элии Капитолины еще в начале четвертого века является «суффраганом» митрополита Кесарии Палестинской. Как и идея храма, идея Иерусалима, Св. Сиона, центральная в иудейском понимании мессианского свершения, подвергается «транспозиции» в христианской вере, вплетается в ту же евхаристическую и эсхатологическую экклезиологию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Видимо, при разрушении города в 70 г. городские стены были срыты не до основания и их остатки впоследствии были использованы во время строительства стен Элии Капитолины при императоре Адриане после посещения им захваченного города в 130 г. Сегодня в Александровском подворье, занимающим площадь в 1.433 кв. м., реконструированы и доступны для обозрения двое ворот. Одни – уже упомянутые Судные врата, другие – арка в более узкой стене, которая явно не была частью городской стены. Предлагается два варианта ее атрибутации. Первый: это часть стены языческого храма, построенного при Адриане. Распространенная ошибка на различных сайтах – упоминание «Капитолия Адриана» и храма Юпитера. Очевидно, что Капитолий был в Риме, а в Иерусалиме при Адриане был построен форум, который так и назывался – Форум Адриана. Форум этот находился примерно в 500-600 метрах восточнее нашей арки, так что к нему она никакого отношения не имеет. Другая распространненная ошибка – храм Юпитера. Храм этот был построен на месте Второго Храма на Храмовой горое (г. Мория). А на месте Храма Гроба Господня стоял храм Афродиты, к которому имеющаяся арка и могла относиться. Второй вариант атрибутации – это арка, бывшая частью Храма Гроба Господня свв. Константина и Елены. В этом случае ее следует датировать не II, а IV веком. По окончании раскопок в связи с важностью обнаруженных находок русское консульство было решено открыть вне Старого города. Сегодня это так называемоеРусское подворье. А на выкупленном участке 13 сентября 1887 г. было заложено здание, которое должно было включать археологические реликвии, жилые и рабочие комнаты Духовной миссии ППО и церковь во имя Александра Невского, ангела основавшего ППО императора Александра III. Строительство церкви завершилось в 1896 г. и 22 мая она была освящена. Церковь представляет собой прямоугольное в плане бескупольное здание, с двускатной крышей, своего рода базилику. Престол церкви – это древний престол, найденный в этом месте при раскопках, возможно, престол одного из приделов первого Храма Гроба Господня.

http://elitsy.ru/holy/temple/25753/

Характерная черта церковного строя эпохи вселенских соборов та, что он основан на фактах. Тут совершенно отсутствуют заранее придуманные системы. Церковное управление созидается на основании исторических данных. Раз явилась потребность в соборах, начальником церкви – председателем собора назначается такое лицо, которое представляет из себя самую крупную религиозную величину (старейший или влиятельнейший епископ). Если же этого лица не было, то его место занимал епископ центрального города (преимущество кафедры). Таким образом, в основе церковного строя лежало начало естественности, свободной от предвзятых теорий. Политическое значение городов имело важное значение. Оно легло в основу митрополитанского строя, но не как теория, а как живой факт, с которым, как видно из 9 правила Антиохийского собора, нельзя было не считаться: город, занимавший главное положение в гражданском отношении, был вместе с тем естественным местом для собраний окружных епископов. Но этот политический момент не имел всеобдержного значения. Это доказывается не только отдельными фактами председательства на соборах епископов старейших, но и тем, что, например, в Африке митрополитанская система не привилась вовсе: senes, старейшие по хиротонии епископы провинции заменяли митрополитов. Не имела одностороннего значения и чисто церковная теория, теория значения кафедр по их происхождению. Иерусалим был окружен ореолом славы и чести, как «мать церквей». Однако раз он низведен был до скромного значения Элии Капитолины и утратил свое центральное положение в христианском мире, о каком-либо преимущественном перед всеми авторитете иерусалимского епископа нет и речи. Антиохия, где церковь прославлена пребыванием первоапостолов, где сами христиане впервые получили это имя, в церковном отношении ниже Александрии, кафедра которой возводит свое начало только к ев. Марку, ученику ап. Петра. Но в политическом отношении Александрия считалась важнее Антиохии, а потому, хотя и «несть ученик над учителя своего» ( Мф.10:24 ), но даже самые односторонние защитники церковной теории, римские епископы, не пытаются поставить иерарха антиохийского выше александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Церковь , одержав триумфальную победу над язычеством, забыла об этом уроке и в течение многих веков относилась ко всем христианским еретикам, а вместе с ними и к иудеям и язычникам, так, как в древности римляне относились к христианам, без различия между верованиями и сектами. Все государственные церкви от императоров–христиан Константинополя до русских царей и правителей Южно–Африканской республики в большей или меньшей мере преследовали несогласных, непосредственно нарушая принципы и методы Христа и апостолов, впадая в плотское заблуждение относительно духовной природы царства небесного. §14. Гонения со стороны иудеев Источники I. Дион Кассий: Hist. Rom. LXVIII. 32; LXIX. 12–14; Иустин Мученик : Apol. I. 31,47; Евсевий: H. Eccl. IV. 2. и 6. Раввинистические предания в Derenbourg: Histoire de la Palestine depuis Cyrus jusqúà Adrien (Paris 1867), pp. 402–438. II. Fr. Munter: Der Jüdische Krieg unter Trajan и. Hadrian. Altona и Leipz. 1821. Deyling: Aeliae Capitol, origines et historiae. Lips. 1743. Ewald: Gesch. des Volkes Israel, VII. 373–432. Milman: History of the Jews, Books 18 and 20. GRÄTZ: Gesch. der Juden. Vol. IV. (Leipz. 1866). Schürer: Neutestam. Zeitgeschichte (1874), pp. 350–367. Упорное неверие и лютая ненависть иудеев к Евангелию проявились в распятии Христа, в побиении камнями Стефана, в казни старейшины Иакова, в неоднократном заключении Петра и Иоанна, в дикой ярости по отношению к Павлу и в убийстве Иакова Праведного. Неудивительно, что ужасный Божий суд в конце концов постиг неблагодарный народ; священный город и храм были разрушены, и христиане нашли убежище в Пелле. Но столь трагическая участь сокрушила только национальную гордость иудеев, а их ненависть к христианству осталась прежней. Они стали причиной смерти Симеона, епископа Иерусалимского (107); они особо активно участвовали в сожжении Поликарпа из Смирны; они разжигали ярость язычников, хуля секту Назарянина. Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Жестокое угнетение при Траяне и Адриане, запрет на обрезание, осквернение Иерусалима языческим идолопоклонством побудили иудеев организовать новое мощное восстание (132 – 135 г. по P. X.). Псевдомессия Бар–Кохба (сын звезд, Чис. 24:17 ), впоследствии называемый Бар–Косиба (сын неправды), встал во главе бунтовщиков и приказал самым жестоким образом убить всех христиан, которые не присоединятся к нему. Но полководец Адриана нанес лжепророку поражение в 135 г.; больше полумиллиона иудеев было убито в ходе отчаянного сопротивления, громадное количество народа было продано в рабство, 985 населенных пунктов и 50 крепостей сравняли с землей, почти вся Палестина была опустошена, Иерусалим снова был разрушен, и на его руинах была воздвигнута римская колония, Элия Капитолина, с образом Юпитера и храмом Венеры. На монетах Элии Капитолины изображены Юпитер Капитолийский, Вакх, Серапис, Астарта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В ходе первой иудейской войны (66 – 73) Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия (41 – 81). В 70 г. был разрушен Храм Соломона. Позже император Адриан (117 – 138) построил на этом месте языческий храм Юпитера и капище Венеры. Город был переименован в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Коренные жители переселились в Заиорданье, и, таким образом, христианская первообщина прекратила свое существование. Со временем в Элии Капитолине образовалась новая Церковь , а ее епископ вплоть до середины V в. находился в каноническом подчинении митрополиту Кесарии Палестинской (Антиохийская Церковь ). Исключительно тяжелое положение Иерусалима, по сравнению с другими центрами христианства, и бедствия, постигающие город, были причиной того, что Иерусалимская Церковь не занимала среди других Церквей подобающего ей места. Возрождение Иерусалима началось в IV в. благодаря деятельности царицы Елены и императора Константина Великого , который вернул городу его имя и построил множество храмов, связанных с земной жизнью Спасителя. С этого времени Иерусалим и Святая Земля становятся местом паломничества христиан со всех концов света. В 326 г. было учреждено Святогробское братство (монастырь Святого Гроба), цель которого – защита вверенных ему христианских святынь. Первый Вселенский Собор (325) признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита. Четвертый Вселенский Собор (451) определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место. На этом же Соборе Предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха. Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя. Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел сколько-нибудь заметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры. В это время и в последующие века Палестина была одним из очагов развития монашества. Вслед за учеником прп. Антония Великого , Иларионом Великим (ум. 372), здесь подвизались знаменитые подвижники: Евфимий Великий (ум. 473), Феодосий Киновиарх (ум. 529), Савва Освященный (ум. 532), основатель великой Лавры, устав которой и поныне является нашим современным богослужебным уставом. В середине V в. в Иерусалимской Церкви было ок. 10 тыс монахов. 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По тому же принципу на месте, где Пилат вывел к народу истерзанного мучениями Спасителя со словами: «Се Человек!», Адриан воздвиг триумфальную арку, представлявшую собой восточные ворота Элии Капитолины. Но вопреки желанию царственного язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, Бог и история распорядились иначе: именно монументы и идольские капища, воздвигнутые им, помогли документально зафиксировать святые места Иерусалима. Елене оставалось только разрушить эти помпезные нагромождения, раскопать до основания искусственно насыпанные Адрианом платформы, чтобы в первозданной простоте и величии предстали миру пещера Гроба Господня и Жертвенная Голгофа, вертеп Рождества в Вифлееме, след стопы Возносящегося Спасителя на Елеоне… Одного лишь открытия святых мест хватило бы, чтобы обеспечить человеку самое почетное место в ряду святых поборников Православия. Но другой важнейшей заслугой Елены стало также обретение Животворящего Креста. …Нужное место, по преданию, она увидела во сне. Место раскопок находилось в нижней части восточного склона Голгофы. Вскоре под завалами мусора обнаружились массивы древней каменной кладки – остатки когда-то стоявшей здесь, а потом снесенной городской стены. Под ними шла нетронутая скала, и тут – в точности в том месте, которое указала Елена, – рабочие наткнулись на вырубленные ступеньки и низкую арку. Дальше проход был завален землей до самого верха; по приказу Елены кирки и лопаты были отложены в сторону, и рабочим выдали деревянные совки, чтобы не повредить Животворящего Древа, если они на него наткнутся. Землю, насыпаемую в корзины, тщательно просматривали и выбирали из нее все деревянные обломки. Так продвигались они понемногу все глубже и глубже, пока в конце апреля 327 года, к удивлению всех, кроме Елены, не докопались до цистерны. При свете факелов можно было разглядеть обширное подземелье, заваленное до половины камнями, вывалившимися из ветхих сводов. Похоже, это и было то, что они искали. Елена велела принести для себя кресло и часами сидела в полумраке, дыму и пыли, глядя, как идут раскопки, и торопила рабочих, бросая им золотые монеты. Теперь это место, в храме Гроба Господня, в приделе равноапостольной Елены, отмечено мемориальной нишей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Восемнадцать столетий прошло с тех пор, но ни одно раззорение ни до, ни после этого не было так ужасно и не врезалось так сильно в память человеческую, как разрушение Иерусалима Титом. Как точно тогда исполнились слова Иисуса Христа, предсказавшего такое полное раззорение Иерусалима, видно уже из того одного, что из колоссальных сооружений, современных Спасителю, дошло до нас всего лишь несколько жалких каменных обломков. Лет 60 спустя, под предводительством равви Бар-Кохеба, провозглашенного ожидаемым Мессией, Евреи попытались восстать еще раз, но Иерусалим вновь был взят и восстание потушено в крови несчастного народа. Оставшиеся в живых Евреи тогда были рассеяны по лицу всей вселенной, но самый Иерусалим быль возобновлен Адрианом в 136 г. и получил наименование Элии-Капитолины, которое удержалось до самых времен Константина; Евреям было воспрещено под страхом смертной казни, посещение этого города, возбуждавшего в них столько воспоминаний. Глумление язычников над почитателями Бога истинного дошло до того, что статуя Венеры была поставлена на месте Гроба Господня, а на месте храма Соломонова воздвигнут был храм Юпитеру. Иерусалим в дни Иисуса Христа Как, однако, ни старались язычники вырвать с корнем древо истинного Богопочтения, и как ни торжествовали они свою победу, окрестив новым языческим именем священный град Давида и Христа, но зерно, восшедшее из крови Спасителя, все более разрасталось и готово было произрастить древо, которому суждено было прикрыть всю вселенную. На место ветхозаветных Евреев, рассеянных по лицу земли, новозаветные христиане стали не только посещать места своего искупления, но и селиться близ них. Палестина, освященная стопами Иисуса Христа, стала еще более святой в глазах возрастающего христианства. Лишь только утишились военные брани, как со второго века по Р. X. нам становятся известны уже имена христанских паломников, стремящихся со всех концов древнего мира на поклонение святыням Иерусалима, куда привлекала их также слава великих епископов церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл. Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать ρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Диоскора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел. в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат – иерусалимский. Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица – Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение – политическое – этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарийским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских преемств на иерусалимской кафедре – и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой-то Кесарией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Правление на Востоке Римской империи равноап. Константина Великого (324-337) вновь сделало П. объектом постоянного внимания имперской власти. П. приобрела чрезвычайную важность в контексте его прохрист. реформ как область, где жил и совершил чудо Спасения Иисус Христос и зародилась христ. Церковь. По приказу Константина Элии Капитолине было возвращено историческое название Иерусалим; была инициирована обширная программа развития П. как главного центра для паломников-христиан из всех концов ойкумены. Уже при Константине здесь началось строительство крупных храмов, призванных объединить под своими сводами христиан, приходивших отовсюду поклониться местам, связанным с новозаветной историей (см. статьи Иерусалим , Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме , Вифлеем , Святая земля ). В IV-V вв. как следствие этих преобразований новая вера распространялась в П., вероятно, быстрее, чем в большинстве др. провинций империи. Деятельность мн. живших в П. христ. епископов, ученых, подвижников оказала большое влияние на развитие христ. культуры во всем мире. Среди отцов Церкви, подвизавшихся в П.,- святители Макарий, Кирилл и Иувеналий Иерусалимские, Епифаний Кипрский , блж. Иероним Стридонский , ученые-богословы Ориген , Евсевий Памфил, историки Секст Юлий Африкан , Геласий Кесарийский, агиограф Кирилл Скифопольский . К сер. IV в. в П. появились первые мон-ри, и регион вскоре стал одним из древнейших центров развития культуры христ. монашества (см. в ст. Иудейская пустыня ). Среди анахоретов П. наиболее известными в христ. традиции стали преподобные Иларион Великий , Евфимий Великий , Феодосий Великий , Савва Освященный . Синагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/Wikimedia Commons Синагога в Капернауме. V — нач. VI в. Фотография. 2009 г. Фото: Eddie Gerald/Wikimedia Commons В рамках политики религ. толерантности иудеи в П. пользовались свободой; до VI в. рим. (визант.) власти неоднократно подтверждали права иудеев исповедовать свою веру. Они по-прежнему имели право посещать Иерусалим раз в году. Тем не менее гос-во пыталось законодательно стимулировать иудеев к принятию христианства, хотя и малоуспешно. Под давлением этой политики, а также бытовых конфликтов с христианами присутствие иудеев в П. сокращалось. По подсчетам израильского исследователя М. Ави-Йоны, во II в., после подавления восстания Бар-Кохбы, в П. насчитывалось ок. 200 иудейских поселений, но ко времени араб. завоеваний в сер. VII в. их оставалось уже менее 50. Единственными городами, где иудеи все еще составляли большинство, оставались Тивериада и Сепфорис. На этом фоне происходил стремительный рост христ. общин в П., к-рых в III в. было всего 18, в IV в.- 36, в V в.- 96 ( Avi-Yonah. 1984). В V в. ряд районов Галилеи, прежде заселенных почти исключительно иудеями, такие как Капернаум и Назарет и их окрестности, стали преимущественно христианскими.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Со времени Константина Иерусалим опять стал называться этим именем, вместо названия Элии Капитолины, данного ему Адрианом. Наконец, что важнее всего, Константин поставил Христианскую Церковь в такое положение в империи, что её дела, как общества, тесно связанного со всей государственной жизнью, признавались делами государственной важности. Что касается отношения Константина к язычеству, то он поступал в этом случае как глубокий политик. Он понимал, что язычество должно само собой, по естественному ходу вещей уничтожиться. Поэтому, не предпринимая никаких строгих мер против него, тем более что в империи было язычников гораздо больше, чем христиан, Константин не закрывал языческих храмов, не отнимал жалованья у языческих жрецов, даже не сложил с себя титул верховного жреца (pontifex-maximus), который носили римские императоры. Вообще он постоянно говорил, что религия есть дело совести и оказывал значительную терпимость ко всем своим языческим подданным, не исключая и солдат-язычников, которых не принуждал исполнять христианские обряды. Только те языческие храмы, которые Оставались без употребления, после обращения в христианство жителей известной местности, были им закрываемы и здания отдавались христианам. Храмы же, в которых совершалось служение разврату и чрез которые распространялись суеверия, по его приказанию были разрушаемы до основания. Язычество особенно было сильно в Риме, где ему преданы были многие знаменитые фамилии и было много последователей неоплатонизма. Не желая встречать со стороны закоренелых римских язычников противодействия своим намерениям об упрочении христианства во всей империи, Константин решил оставить языческий Рим и в 330 году перенес свою столицу в Византию, которая была названа по его имени Константинополем. Здесь он основал столицу вполне христианскую, уничтожив идолов и украсив город христианскими храмами. B 337 году Константин принял крещение от Евсевия, епископа Нико-мидийского, а затем вскоре умер, на 65 году своей жизни, причисленный Церковью к лику святых, а римским языческим сенатом, по давнему языческому обычаю, к сонму богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010