В середине VI в. зародилась «яковитская» Церковь : в течение многих веков одновременно существовали епископ-халкидонит (единственный, кто только признавался имперскими властями) и монофизитский епископ. Например, в Антиохии, где со времен Сергия из Теллы (приблизительно 557–561 гг.) было два патриарха: сторонник Халкидона и монофизит. Вторжение персов и подчинение им изменило положение: епископы-халкидониты были изгнаны, а яковитская Церковь получила признание. В эту эпоху важный монофизитский патриарх Антиохии Афанасий Гаммала (595–631) укрепил свою власть: после отвоевания именно с ним вел переговоры император Ираклий. На место сторонника Халкидона святого патриарха Анастасия II, мученически погибшего в 609 г., преемник был поставлен только в 639 г. Неудачные переговоры между Афанасием и Ираклием способствовали восстановлению этого прерванного преемства. В этот период разделения пришли арабы, способствовавшие его упрочению. Иерусалим Превращение Иерусалимской кафедры в патриарший престол произошло поздно. Епископ Элии Капитолины, маленького города Палестины I, который находился в зависимости от Кесарии, едва ли мог предположить, что ему удастся занять первенствующее место в Церкви, рядом с епископами гораздо более значительных городов империи. Однако при Константине Элия снова стала Иерусалимом. Более того, являясь Святым Градом и благодаря своему авторитету, она уже на Никейском соборе получила особые почести. Святой Ювеналий (422?–458), честолюбивый и деятельный епископ, c пользой использовал это особое положение [Honigmann, 1950]. Еще при императоре Феодосии II он добился издания закона (сам закон не сохранился), согласно которому в его юрисдикцию стали входить не только три епархии Палестины, но и вся Аравия, а также Финикии I и II. На Эфесском соборе он встал на сторону святого Кирилла Александрийского и открыто выступил против епископа Антиохийского, теоретически от которого находился в зависимости. Святой Ювеналий претендовал на шесть епархий, которые он пытался отделить от Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ II Еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно визант. хронистам нач. IX в. Георгию Синкеллу и К-польскому патриарху Никифору I , М. был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 4 года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона ) и Антонина . По «Хронике» Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , к-рый занимал кафедру 8 лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство М. приходится на период ок. 177/8-181/2 гг. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, не упоминает М. в «Церковной истории», но в «Хронике» включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), к-рый завершается 2-м сроком еп-ства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под 6-м годом правления имп. Коммода (186). В «Церковной истории» Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м «из язычников» после 15 епископов «из обрезанных» ( Euseb. Hist. eccl. V 12), хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме М. отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I) , к-рый, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в офиц. списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в «Хронике» Евсевия, то имя М. присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него визант. хронистов. Согласно Александрийскому патриарху Евтихию (X в.), М. занял кафедру в 6-й год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в 10-й год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно визант. традиции, срок епископства 4 годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 гг. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 12; idem. Chron. T. 2. P. 172-174; Georg. Sync. Chron. P. 433; Niceph. Const. Chron. Col. 1037; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 991. Лит.: Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae//ActaSS. Mai. T. 3. P. XII. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561626.html

Некоторые говорят еще, что и мертвый воскрес от прикосновения животворящего древа. Историки Сократ, Созомен , Феодорит и Руфин свидетельствуют повесть сию, как слышанную ими от людей достоверных и записанную для благочестивого предания потомству. Св. Елена оставила большую часть Честного Древа епископу Макарию, заключив ее в серебряный ковчег, для хранения в новом храме, дабы все верные могли поклоняться святыне; отселе получил начало благочестивый обряд Воздвижения Честного Креста, ибо блаженный Макарий, стоя на возвышенном месте, воздвигал оный пред всем народом; другую часть креста царица послала к сыну своему, вместе с обретенными гвоздями, из которых один он вделал в шлем свой, для охранения царственной главы. Вместе с епископом Макарием ревностно приступила царица к исполнению воли сыновней, и над самым памятником смерти Господней возник новый Иерусалим, славнее древнего, который после убиения Господня подвергся крайнему запустению за грехи народа. Около сего новозаветного святилища, бывшего вне стен древнего Иерусалима, быстро образовался новый город, и тогда оставлено было языческое имя Элии Капитолины, данное Адрианом. Император воздвиг трофей победы, одержанной Спасителем нашим над смертью , говорит Евсевий, и сей-то храм быть может тем новым Иерусалимом, о котором провещали пророки и столько писали в божественных своих книгах, движимые Духом Святым. 19 Прежде и свыше всего украшена была священная пещера, лучшим мрамором и великолепнейшими колоннами, как венец всего здания и божественное свидетельство того обновления, которое возвестил некогда миру, у дверей её, небесным светом воссиявший Ангел. Из внутренности сей пещеры выходили под открытое небо, на весьма обширное место, помост коего устлан был светлым камнем, а с трех сторон возвышались длинные галереи; напротив входа пещеры, обращенного к востоку солнца, была соборная церковь , здание великолепное, по чрезвычайной высоте своей, длине и ширине. Внутренность её убрана была разноцветным мрамором, а наружные стены гладкими камнями, столь искусно выровненными, что они ничем не уступали мрамору, по виду своему и красоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Когда вновь воцарился мир, часть иудеохристианской общины вернулась на развалины города и его предместий. Иудейские духовные власти занимали теперь в отношении христиан еще более враждебную, чем раньше, позицию; именно от них исходила инициатива полного разрыва в виде отлучения от церкви 299 . Во время своей поездки на Восток с 129 по 131 г. император Адриан решил на месте Иерусалима воздвигнуть римский город; несомненно, это послужило одной из причин нового восстания евреев под руководством Симона БарКохбы. Восстание, вспыхнувшее в 132 г., было окончательно подавлено только в 135 г. Вскоре на месте Иерусалима действительно был построен новый город, получивший название Colonia Aelia Capitolina в честь императора-победителя (Aelius Hadrianus); были предприняты все усилия, чтобы как можно яснее обозначить полный разрыв с прошлым. На месте храма было поставлено языческое капище, посвященное Юпитеру Капитолийскому. Императорским указом иудеям запрещалось не только проникать в город, но даже и приближаться к нему 300 . В Элии не замедлили появиться христиане, вероятно из язычников, однако трудно сказать, когда именно оформилась организованная община. Евсевий подчеркивает, что ранее епископы Иерусалима были «из обрезанных» ( των εκ περιτομς επισκπων), теперь же дело обстояло не так. Первым епископом нового города стал Марк 301 . Хотя с точки зрения гражданского права вновь построенный город считался совершенно новым образованием, для христиан духовное и каноническое преемство сохранялось, что символизировалось «престолом Иакова», стоявшим в храме 302 . Следует отметить, что Евсевий называет город то Элия, то Иерусалим 303 . Хотя сам он был епископом Кесарии, гражданской столицы провинции Палестины, он приводит полный список епископов Святого Града; такие же списки он приводит для Рима, Александрии и Антиохии. Тем самым Евсевий подчеркивает значение этой кафедры, которую он именует «апостольским престолом» 304 . Нежелательные последствия имело то обстоятельство, что в канонических отношениях между Кесарией и Элией имелась некая неопределенность: с одной стороны, и до официального постановления по этому вопросу со стороны отцов Никейского Собора в целом признавалось, что епископы гражданских митрополий обладают определенными преимущественными правами в своей провинции; с другой стороны, Иерусалимская кафедра (Элия) обладала престижем, который сообщал ей моральный авторитет, действие которого выходило за пределы Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Таким образом, первой формой объединения нескольких епископий, в ту пору «парикий», в одну Поместную Церковь явились Церкви провинций Римской империи (по-гречески – «епархия»), таких как Вифиния, Понт, Палестина, Македония. Название административной единицы «епархия» было перенесено на находящуюся в ее пределах Поместную Церковь. 34-е Апостольское правило гласит: «Епи­скопам всякаго народа (экасту этнус) подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…» Под народом в правиле понимается, однако, не этнос сам по себе, а христиане, живущие в одной провинции: дело в том, что в названиях провинций, как правило, воспроизводился этноним народа, заселявшего ранее провинцию и затем подвергшегося эллинизации или латинизации: Галатия, Фригия, Лидия, Паннония. Римскую кафедру после смерти Виктора в 202 году занял Зефирин, который преставился в первый год правления Элагабала, после 16 лет возглавления столичной Церкви. С 218 по 223 год римской общиной управлял Каллист, оставив после кончины епископство Урбану. В 230 году епископом Римским был поставлен Понтиан. После шестилетнего пребывания Понтиана на кафедре его преемником «стал Антерот, а после Антерота, несшего свое служение только месяц, – Фабиан» , который возглавлял общину в течение 14 лет, пока не пал жертвой гонений, учиненных Децием. В эти же годы Александрийскую Церковь последовательно возглавляли три епископа: Димитрий – в течение 42 лет, с 189 по 231 год, Геракл – с 231 по 246 год и святой Дионисий, надолго переживший Дециево гонение. На Антиохийской кафедре после кончины Максимина в 201 году за полвека сменилось пять епископов: Серапион, Асклепиад, Филипп, Зевин и святой мученик Вавила, занявший ее в 238 году и замученный в 250-м. После преставления в 212 году епископа Элии Капитолины, как в ту пору официально называли Иерусалим, Наркиса, возглавлявшего общину, почитаемую матерью всех Церквей, его преемником стал святой Александр, замученный за Христа в 250 году. Христианские общины существовали и за пределами Римской империи, в особенности за ее восточными границами, а также в том регионе, который был предметом многовекового соперничества между Римом и Парфией, где местные династы пользовались автономией, нередко предоставлявшейся им парфянами или римлянами либо на паритетном начале, на основании договоров между этими двумя великими державами.

http://pravoslavie.ru/36322.html

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл.  Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать δρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Дио–скора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел.   в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты  В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат — иерусалимский.  Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица — Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение — политическое — этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарииским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских пре–емств на иерусалимской кафедре — и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой–то Кесарией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Но была ли сама ошибка? Вот как повествует декабрьская Четья-Минея о путешествии свт. Николая в Палестину: «Угодник Божий святый Николай… достиг святаго града Иерусалима, взыде на Голгофу, идеже Христос Бог спасение содела человеческому роду на Кресте пречистые Свои простерши руце, тамо о сколь теплые излия мольбы от горящего любовию сердца, благодарение возсылая Спасителю нашему; обыде же и вся святые места всюду довольное творя поклонение; и егда нощию хотяше внити во святую церковь на молитву, двери церковныя заключенныя сами отверзошася, дающе вход невозбранный тому, емуже и небесная врата бяше отверста» 46 . Этот момент жития свт. Николая объясняется в примечании переработки «Житий», сделанной под руководством В.О. Ключевского 47 : " Это была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носящем название Элии Капитолины. Церковь эта, по преданию, была построена в том доме, где Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, и где потом было сошествие Святаго Духа на Апостолов» 48 . Мы видим, как духовная интуиция святого оказалась точнее логичного, на первый взгляд, но неверного замечания ученого. Нужно заметить, что апологетическая задача по подтверждению подлинности «Житий Святых» свт. Димитрия Ростовского была выполнена уже во дни жизни архим. Порфирия (Попова). Сличение жизнеописаний, составленных свт. Димитрием, с их первоначальными источниками провел прот. Александр Горский вместе со своими помощниками. Этот раздел занимает немалую часть его труда 49 . Достаточно ознакомиться с этими исследованиями великого ученого, чтобы растаяли все сомнения в подлинности жизнеописаний святых, составленных свт. Димитрием. В наши дни в несравненно большем масштабе эта работа была проделана прот. Александром Державиным 50 . Отсылая для подробного рассмотрения к работе прот. А. Горского, мы лишь перечислим в чем собственно заключалась работа свт. Димитрия. Общее построение жизнеописаний требовало, во-первых, расположения событий в известном порядке, и, во-вторых, соблюдения обстоятельности описаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Например, суббота осталась и в христианской церкви полупраздником (апост. прав. 65: «если кто постится в воскресенье или в субботу, за исключением одной и единственной, то если это клирик, да будет низложен, а если мирянин, да будет отлучен»). Впрочем, в некоторых местностях заходили так далеко, что, например, Лаодикийский собор должен был запретить христианам проводить субботу совершенно по–иудейски, в полном бездействии, и предписать, что в субботу должно читать при богослужении и новозаветные книги (Лаод. прав. 29, 16; впрочем, Фригия давно была довольно густо колонизована иудеями). На западе церковная жизнь развивалась вне зависимости от иудейских традиций. Например, в римской церкви в IV в. (и верно ранее) уже постились в субботу, как такой день, когда у церкви был отнят жених ее по Мф. IX, 15. Поэтому и борьба против малоазийского обряда имела характер эманци–пации от остатков иудейства.  Может показаться странным, что именно палестинские церкви в 190—192 гг. были против асийского обряда, находя его даже душевредным (Eus. h. e. V, 25: μη (ιαδως πλανωσιν εαυτν τς ψυχς). Но история иерусалимской церкви делает понятным это отношение. До восстания Баркохбы иерусалимская церковь почти сполна состояла из христиан из иудеев, первые 15 епископов ее все были от обрезания, но разгром 138 г. (год по Overbeck), когда Иерусалим превратился в Aelia Capitolina и евреям запрещено было жить в нем, всецело изменил состав иерусалимской церкви: в Элие Капитолине поселились все христиане из язычников, и епископ Марк открывает собою эту новую эпоху в истории иерусалимской церкви. При такой колонизации Элии Капи–толины лицами языческого происхождения, понятно, иудейские предания не могли здесь удержаться и в христианской церкви.  Первый вселенский собор созван был для решения догматического вопроса об учении Ария. Но был еще другой вопрос, которого должны были коснуться отцы собора. Это — вопрос о времени празднования пасхи. И на востоке и на западе этот вопрос [и в начале IV века] представлял живой интерес, потому что неудобства, которые вытекали из различия во времени празднования пасхи, неприятно отражались на репутации христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением К-поля было обусловлено и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Римской кафедры, II Вселенский Собор в 381 г. постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (II Всел. 3). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию К-польского епископа, помимо Фракийского, на территории к-рого была расположена столица империи, не входившая при этом в его состав, также Асийский и Понтийский диоцезы (IV Всел. 28). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равеннской, Миланской и Аквилейской Церквей, а затем и на весь Запад с 3 его префектурами. Впосл., в эпоху императоров иконоборцев, вост. часть префектуры Иллирик, а также Юж. Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию К-поля. Рим. папы смогли позже восстановить контроль над Юж. Италией и Сицилией. Вселенский I Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии Капитолины, т. е. Иерусалима, «Матери всех Церквей» (I Всел. 7). Это привело впосл. к полной самостоятельности Иерусалимской Церкви, выделенной из Антиохийского Экзархата. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь, включавшая Египет, Сирию и Пентаполь. Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов христ. Церкви: Римский, К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке 5 первых престолов перечислены в 36-м прав. Трулльского Собора. Епископы этих 5 первенствующих престолов в VI в. стали титуловаться патриархами. В IX в. сложилось учение о пентархии, согласно к-рому в Церкви может быть лишь 5 патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. Теорию пентархии отстаивал патриарх Антиохийский Петр III ; его рассуждение было внесено в «Синопсис Стефана Ефесского», а оттуда через Аристина оно попало в «Кормчую» свт. Саввы и, следов.,- в печатную «Кормчую» (гл. 40); сторонником этого учения был и патриарх Феодор IV Вальсамон. Теория пентархии, лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впосл. представителям К-польского Патриархата мнимые доводы в отстаивании церковной гегемонии над негреч. правосл. Церквами. Тенденция, выразившаяся в этой теории, существует и в наст. время, она служит одной из причин осложнений во взаимоотношениях между Поместными Церквами.

http://pravenc.ru/text/2579748.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКСИМ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Максим I (греч. Μξιμος), епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) (сер. II в.). По списку Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , из «Церковной истории» Максим I был четвертым епископом Иерусалима " из язычников " , т. е. неиудейского происхождения. В " Хронике " Евсевия Максим I (в армянском переводе ошибочно назван Максимином) фигурирует как 19-й епископ Иерусалима и включен в список епископов от Кассиана до Капитона, приведенный под последним годом правления имп. Антонина Пия (161), из чего следует, что Максим I был епископом во время правления этого императора (138-161). Ни в " Церковной истории " , ни в «Хронике» Евсевий не указывает продолжительности епископства Максима I. Византийские хронисты Георгий Синкелл (+ после 811) и Константинопольский патриарх Никифор I (нач. IX в.) определяют ее (также без точных дат) в четыре года. Если считать, что первый епископ " из обрезанных " Марк I, по Синкеллу занимавший кафедру восемь лет, был поставлен после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7; эти факты увязывает между собой по времени уже Евсевий Кесарийский в " Хронике " ), а два первых преемника Марка, Кассиан и Публий , занимали кафедру по пять лет, то епископство следующего за ними Максима I должно приходиться на период ок. 153/4-157/8 годов. Другую хронологию предложил патриарх Евтихий Александрийский (X в.), который считал, что Максим I занял кафедру в десятый год правления Марка Аврелия (171), и в полном согласии с традициями византийской хронистики приписывал ему четыре года епископства (до 175). Литература Использованные материалы Редакция текста от: 07.02.2021 16:27:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680262.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010