Однако о них история упоминает впервые по поводу спора о Пасхе (около 190 г.), для разрешения которого собрался в Палестине, как и в других странах, собор 584 . Епископы Феофил Кесарийский и Наркисс Элийский (Иерусалимский) встретились на нем с Кассием Тирским, Кларом Птолемаидским и некоторыми другими. Тир и Птолемаида входили в состав провинции Сирии (Syria Coele), между тем как Кесария и Иерусалим принадлежали к области Палестины. Следовательно, епископы группировались тогда еще не по провинциям. Впрочем из соборного послания финикийских и палестинских епископов мы видим, что между ними и епископом александрийским поддерживалась постоянная переписка относительно времени празднования Пасхи. Эти страны в сущности всегда оставались в более тесной церковной связи с Египтом, чем со столицей Востока. Евсевий, всю жизнь проведший в Кесарии, перерывший все библиотеки и архивы в этом городе и в Иерусалиме, не обнаруживает никаких сведений по истории своей церкви ранее Феофила. Он более осведомлен об иерусалимской церкви. В его время в устном предании сохранилась и, быть может, немного приукрасилась память о престарелом епископе Наркиссе 585 . Списки епископов, в которых историк не мог вполне разобраться 586 , называли 14 греческих предместников его, не считая 15 обрезанных, ряд которых начинался со святого Иакова. Это количество слишком велико. Наркисс был избран в царствование Коммода, в то время, когда Елевферий епископствовал в Риме, т. е. приблизительно лет через 50 после основания Элии Капитолины 587 . Евсевий называет βραχβιοι (недолговечными) предшественников Наркисса. Этот не последовал их примеру, ибо прожил до 120 лет. Несмотря на славу своей святости и чудес, он стал жертвой нелепых клевет; увлекаемый стремлением к аскетической жизни, он тогда скрылся в какую-то пустыню. Его паства после долгих поисков решила избрать на его место преемника, затем другого, затем третьего, которые, по-видимому, последовали примеру „недолговечных“. Наконец, Наркисс вновь появился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В Святой Земле о. Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – вет-хозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. И ему посчастливилось не только удачно вписаться в процесс палестинского «сакрального проектирования», но и поставить своеобразные авторские «точки»: открыв Порог Судных Врат на Крестном Пути, увидев во сне, а затем построив «Русскую Свечу» на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, православный «Горний Град Иудов» – в Айн-Кареме, дом праведной Тавифы – вЯффе. Ко времени раскопок в Даббаге это был опытный археолог, работавший в Афинах и Иерусалиме, исследовавший целый ряд археологических памятников, связанных с событиями Ветхого и Нового Заветов (раскопки на Елеоне и в Иерихоне). Благодаря подробным отчетам архимандрита Антонина и регулярно производившейся фотофиксации основных этапов работ, мы может сегодня восстановить ход и оценить качество раскопок почти по дням. Культурный слой, как оказалось, составлял до 10 м глубины. Соответственно, «главной статьей расходов был вывоз с места за город мусорной земли, представивший в общности громадную цифру 13.100 ослиных вьюков» (из письма о. Антонина от 9 мая 1883 г.). Результаты раскопок превзошли ожидания. По оценке современного исследователя, «работы дали ответ на конкретные вопросы истории Иерусалима, доказав, что Голгофа и базилика IV в. лежат снаружи от древней (V в. до н. э.) стены, а внутрь города попали только после сооружения стены императора Адриана. Их можно считать также исходной точкой сложения русской традиции изучения храма Гроба Господня». Но что еще важнее, с точки зрения православной науки, был открыт уникальный памятник евангельского времени – Порог Судных Врат, через которые Иисуса вели на Голгофу. Судными эти ворота назывались потому, что возле них римский чиновник, сопровождавший осужденного, зачитывал во всеуслышание окончательный, не подлежащий обсуждению или отмене приговор, вешал его на шею узнику и возвращался в Преторию. Дальше Спасителя, как и других приговоренных к распятию на кресте, сопровождали лишь палачи и легионеры-охранники. По римскому праву, у Судных Врат можно было в последний раз остановить трагическую процессию, если находился кто-либо, кто заявил бы о наличии в его распоряжении новых фактов или обстоятельств, требующих остановки казни и юридического доследования дела. В тот единственный день истории, когда Порог Судных Врат пересек Христос, добровольно взявший на Себя грехи всех людей, всего человечества, никого не нашлось в Иерусалиме, кто захотел или решился бы сказать слово в защиту невинно Осужденного. Александровское подворье

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/иерусалимского ...

После этих исследований, отличавшихся особенною тщательностью и подробностью в ближайших окрестностях храма Воскресения, место второй стены на восточной стороне этого храма уже не может подлежать сомнению. Поэтому перейдем в своем обозрении прямо к этой местности, прилегающей к храму Воскресения с востока. Под прямым углом к улице Давидовой, прямо к северу от указываемого Сеппом остатка ворот Геннат, идут рядом три базарные улицы: Сук-ел-Лахем, ел-Аттарин и ес-Суйя. Внимание каждого, кто пойдет по средней из них, чрез базар пряностей, должны остановить на себе прежде всего мостовая, сложенная из огромных квадратов, а затем – остатки массивных колонн, основания которых кой-где скрыты глубоко в земле, так что кажется, будто они поддерживали некогда обширные своды. Базарные сооружения всегда составляли предмет особенной заботы для жителей Востока. В Дамаске, Багдаде и других восточных городах на базарных площадях были воздвигнуты величественные здания. Иерусалим не мог составлять исключения в этом отношении или оставаться позади других восточных городов и потому Сепп полагает, что на этом месте должны были стоять некогда базарные галереи Элии Капитолины, воздвигнутые императором Адрианом, и что об этой самой торговой площади упоминает Евсевий в своем описании сооружений Константина Великого на месте гроба Господня 786 . Оставив на левой стороне древнюю улицу Пальм, ведущую к южной площадке пред храмом Воскресения, в 100 шагах от угла ее к северу, на той же левой стороне мы видим две гранитные колонны, на расстоянии 7,5 футов одна от другой. Стержень южной из этих колонн имеет в длину 5 футов 4 дюйма и обе они носят на себе несомненные признаки глубокой древности. Наконец, поднявшись по насыпи к старому Коптскому монастырю (Der es-Sultan) и пройдя мимо сокровищницы Елены на правой стороне и выступающих из земли колонн на левой, мы выходим на площадку. Это наше русское место, так интересующее в настоящее время всех, сколько-нибудь интересующихся топографией древнего священного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   Характерная черта церковного строя эпохи вселенских соборов та, что он основан на фактах. Тут совершенно отсутствуют заранее придуманные системы. Церковное управление созидается на основании исторических данных. Раз явилась потребность в соборах, начальником церкви — председателем собора назначается такое лицо, которое представляет из себя самую крупную религиозную величину (старейший или влиятельнейший епископ). Если же этого лица не бьшо, то его место занимал епископ центрального города (преимущество кафедры). Таким образом, в основе церковного строя лежало начало естественности, свободной от предвзятых теорий. Политическое значение городов имело важное значение. Оно легло в основу митропо-литанского строя, но не как теория, а как живой факт, с которым, как видно из 9 правила Антиохийского собора, нельзя бьшо не считаться: город, занимавший главное положение в гражданском отношении, был вместе с тем естественным местом для собраний окружных епископов. Но этот политический момент не имел всеобдержного значения. Это доказывается не только отдельными фактами председательства на соборах епископов старейших, но и тем, что, например, в Африке митрополитан-ская система не привилась вовсе: senes, старейшие по хиротонии епископы провинции заменяли митрополитов. Не имела одностороннего значения и чисто церковная теория, теория значения кафедр по их происхождению. Иерусалим был окружен ореолом славы и чести, как «мать церквей». Однако раз он низведен был до скромного значения Элии Капитолины и утратил свое центральное положение в христианском мире, о каком-либо преимущественном пред всеми авторитете иерусалимского епископа нет и речи. Антиохия, где церковь прославлена пребыванием первоапостолов, где сами христиане впервые получили это имя, в церковном отношении ниже Александрии, кафедра которой возводит свое начало только к ев. Марку, ученику ап. Петра. Но в политическом отношении Александрия считалась важнее Антиохии, а потому, хотя и «несть ученик над учителя своего» (Мф. X:24), но даже самые односторонние защитники церковной теории, римские епископы, не пытаются поставить иерарха антиохийского выше александрийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Среди них - фрагменты 2 посвятительных надписей на триумфальных колоннах, поставленных легионом: в одной (не ранее 79) упомянут 10-й легион и Тит как император; в другой (нач. III в.) - легат «10-го Фретенсийского Антонинова легиона» Марк Юний Максим и его помощник Домиций Сергий Юлий Гонорий. Кроме того, по всему И. находят кровельные черепицы и кирпичи со штампом 10-го легиона. Новый лагерь, возможно, стоял на месте разрушенного храма, что подтвердил Б. Мазар раскопками в Старом городе, и к юго-западу от него, где открыто сооружение II в. (термы), типичное для зимних квартир рим. легионов, найден штамп пекаря, 2 геммы для перстней с изображением божества войны и воина-всадника, игральные кости. Большая часть исследователей считает, однако, что легион располагался в Верхнем городе (нынешний Армянский квартал). На въезде в И. с запада обнаружен крупный керамический комплекс 10-го легиона, производивший во II в. черепицу, кирпичи и посуду. Интерьер храма Гроба Господня. Юж. рукав трансепта и Голгофа Интерьер храма Гроба Господня. Юж. рукав трансепта и Голгофа В 129-130 гг. имп. Адриан посетил И. и принял решение о его восстановлении в качестве рим. колонии. После поражения восстания Бар-Кохбы (132-135) он декретом запретил евреям под страхом смерти жить в городе и даже посещать его, лишил И. имени и построил на зап. холме, в районе совр. Еврейского квартала, новый город - Элию Капитолину (Aelia от своего 2-го имени, Capitolina в честь Капитолийской триады божеств - Юпитера, Юноны и Минервы). Это фиксируется на монетах, отчеканенных в память победы (с изображением имп. Адриана, идущего за плугом в момент проведения сакральной границы нового города); на всех монетах И. 130 г. выбиты имена Элии и Юпитера Капитолийского ( Mazar E. 2006; Weksler-Bdolah e. a. 2007). Население древнего И. Согласно демографическим подсчетам М. Броши ( Broshi. 1974; Idem. 1978), древнейший И. (в эпоху бронзы и перехода к железному веку XIII-XI вв. до Р. Х.) был небольшим городом (площадь до 5 га) с населением ок.

http://pravenc.ru/text/293782.html

аввы Маркиана находилась около Вифлеема. ( < < back) Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, «божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона», скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским. ( < < back) Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии северо-восточная страна Африки, по реке Нилу. египетское слово — значит весы, испытание сердца. Другие производят от греческого «скитос» — кожа, каковое словопроизводство указывает на то, что первоначальные скитники-подвижники не имели правильно устроенных домов, а довольствовались устройством кожаных прикрытий из шкур диких зверей. Скитом назывался особый вид иноческих обителей в смысле отдельных келлий для одиноких отшельников. Это имя, прежде всего, прилагалось к известной местности, в расстоянии 25–30 верст от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта. область знаменитого в древности Египетского города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (южный) Египет. Пустыня Фиваидская была одним из самых излюбленных мест подвижничества древне-христианских иноков, разумеется преп. Моисей Мурин, память которого празднуется 28-го августа. Захария скончался в конце IV века по Р. Хр. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского был приморским торговым городом в Мало-Азийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. была небольшая церковь на Сионской горе, единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и носившем название Элии Капитолины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кроме этого, церковь пользовалась богатыми приношениями из государственных средств, в виде земельных участков, денежных и хлебных выдач. Христиане не могли быть принуждаемы к участию в языческих празднествах. Под влиянием христианства были введены некоторые смягчения в наказаниях. В добавление ко всему этому имя Константина связывается с возведением многих церквей во всех частях его огромной Империи. Базилика Св. Петра, как и Латеранская в Риме, приписываются ему. Особенно он был заинтересован в Палестине, где его мать, Елена, нашла, как предполагают, истинный Крест. В Иерусалиме, на месте, где был похоронен Христос, был возведен храм Гроба Господня, на Оливковой горе Константин возвел церковь Вознесения и в Вифлееме - церковь Рождества. Новая столица, Константинополь, и его пригороды также были украшены многочисленными церквами. Самая известная - церковь Апостолов и церковь Св. Ирины; возможно, Константин заложил фундамент Св. Софии, который был завершен его преемником Констанцием. Много церквей строилось во время царствования Константина в других местах - в Антиохии, Никомедии и Северной Африке. После царствования Константина образовалось три важных центра христианства - ранний христианский Рим в Италии, хотя языческие симпатии и продолжали существовать некоторое время; христианский Константинополь, который очень скоро стал вторым Римом в глазах христиан востока; и, наконец, христианский Иерусалим. После разрушения Иерусалима Титом в 70 г. н.э. и основания на его месте римской колонии Элии Капитолины, во время царствования Адриана во II веке н. э., старый Иерусалим потерял свое значение, хотя и оставался церковью-матерью христианства (mother church of Christendom), и центром первой апостольской проповеди. Христианский Иерусалим возродился к новой жизни во времена Константина. В политическом смысле город Цезарея, а не Элия, был столицей провинции. Церкви, построенные во время данного периода в этих трех центрах, стали символами триумфа Христианской Церкви на земле. Эта Церковь скоро стала государственной. Новая идея царства земного была прямо противоположной первичной христианской концепции " царства небесного " и скорого приближения конца света.

http://sedmitza.ru/lib/text/434223/

Д.К. Робертсон (протестант) Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей (Предлагаемая таблица составлена по Курцу, Смиту, арх. Арсению, и др. Первый век собственно не входит в курс истории церкви Робертсона и предлагается здесь для ясности общего хода развития церкви и её истории от Рождества Христова) Годы по Рождеству Христову Событие Рождество Христа Спасителя мира Вступление Тиверия на императорский престол Страдания и крестная смерть Иисуса Христа Мученичество архидиакона Стефана – Иудейское гонение; Рассеяние церкви из Иерусалима; Обращение самарян и прозелитов Калигула император; Обращение ап. Павла Покой церкви при Калигуле Обращение Корнилия и языческих прозелитов; Симон волхв, ересиарх Клавдий император Гонение при Ироде – мученичество св. Иакова Старшего Апп. Павел и Варнава посылаются к язычникам Апостольский собор в Иерусалиме Восшествие на престол императора Нерона Гонение в Иудеи – мученичество св. Иакова Праведного Первое общее гонение язычников на христиан при Нероне Мученичество апп. Петра и Павла Смерть Нерона и восшествие Гальбы на императорский трон Тит император Второе общее гонение – св. ап. Иоанн на острове Патмос; Николаиты, Керинф и другие еретики; Нерва – император; Религиозная веротерпимость Траян император и его указ против гильдий Доношение Плиния императору Траяну о христианстве в Вифинии Третье общее гонение на христиан Мученичество Симеона, родственника Господня и епископа Иерусалимского Мученичество Игнатия, епископа Антиохийского; Послания Игнатия Адриан император Апологии Квадрата и Аристида Основание римской колонии Элии Капитолины на месте Иерусалима Восстание Баркохбы и осквернение Иерусалима; Окончательное разделение между иудейством и христианством; Возникновение гностицизма – иудейские гностики, евиониты и другие; Василид, Валентиниан и другие гностики; Антоний Пий император и его терпимость к христианству; Первая апология Иустина Философа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После распятия Спасителя Крест был утерян. В первые годы, даже десятилетия после смерти и воскресения Иисуса никому не приходило в голову поклоняться орудию казни. Слишком страшным был сам этот образ. Казнь через распятие уже давно не практикуется, и крест воспринимается нами как исключительно религиозный символ. Чтобы понять мироощущение современников Христа, на секунду представим на месте креста виселицу, топор, револьвер или электрический стул. Насколько странным выглядело бы в наших глазах религиозное почитание этих жутких предметов, настолько же пугающим могло казаться поклонение реальному кресту в римской культуре. Среди ранних христиан крест был почитаем, но скорее как символ спасения человечества Иисусом Христом. Это почитание было не столько внешне-объектным, сколько умозрительным. Крест воспринимался как синоним распятия и смерти Иисуса Христа, примирения человека с Богом, знамение победы Христа над диаволом и смертью. У нас есть ранние аллегорические изображения креста, свидетельства, что уже в первые века христиане начинают осенять лоб крестным знамением. Однако о том, чтобы отыскать подлинный Крест, послуживший делу спасения, в то время никто не думал. Это было, впрочем, и практически невозможно. В 70 году Иерусалим был осажден римлянами и полностью разрушен. А некоторое время спустя, при императоре Адриане (117–138) на месте Голгофы построили языческий храм богини Венеры. Храм Венеры на монетах Элии Капитолины Почитание Креста как святыни, обладающей особой благодатной силой, складывается к IV веку. Широкому распространению крестовых изображений послужило явление Креста Господня равноапостольному императору Константину, описанное в его житии. В 312 году накануне сражения с узурпатором Максенцием император увидел в небе крест и надпись «Hoc vince» («сим победишь»). По преданию, Константин после этого повелел изобразить крест на доспехах воинов и знаменах. Хотя этот факт и оспаривается рядом церковных археологов, полагающих, что основой для этого рассказа послужили крестовидные остовы воинских штандартов в армии Константина, у нас имеются неоспоримые свидетельства о почитании креста Константином. Сохранились изображения лабарума — императорской хоругви Константина, который имел на конце древка навершие в виде христограммы: косого андреевского креста с вертикальной чертой посередине в виде буквы Р. Известно, что он был изготовлен после блистательной победы Константина над Максенцием и вскоре стал знаменем Восточной Римской империи.

http://foma.ru/chto-stalo-s-krestom-na-k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010