Первоначально убеждения этой партии не имели характера ереси, так как в Палестине все христиане из иудеев, по установившемуся обычаю, исполняли закон Моисеев и обрезывались. Но в начале II века партия ревнителей Моисеева закона уже резко выделялась как еретическая. В 30-х годах того же века после разрушения Иерусалима, когда строгое соблюдение Моисеева закона стало невозможным, часть христиан из иудеев совершенно оставила исполнение его, присоединялась к христианам из язычников, составивших церковь в построеном вместо Иерусалима городе, Элии Капитолине, и даже согласилась на избрание епископа из необрезанных; партия же христиан из иудеев, отстаивавшая соблюдение Моисеева закона, решительно отделилась от Церкви и образовала отдельное, вполне еретическое общество. Впрочем, и эта партия распалась на две части строгих ревнителей закона и умереных. Первые известны под названием евионитов, вторые – назареев. Назареи, в сущности, не отступали от общецерковного учения, признавая Иисуса Христа Мессией и Богом, допуская его сверхъестественное рождение. Но при этом они считали необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не придавая ему такого значения для христиан из язычников и признавая ап. Павла для последних учителем Божественной мудрости. Церковь относилась снисходительно к этой партии иудействующих, не считая их в собственном смысле еритиками. Партия назареев в небольшом количестве существовала до IV века. Совсем другое представляла партия евионитов, получивших такое название от еврейского слова «евион», что значит бедный. Они признавали решительно необходимым для всех христиан соблюдение Моисеева закона, считая поэтому апостола Павла, восставшего против этого, отступниким от веры. По их понятию, иудейская религия и с пришествием Христа Спасителя по-прежнему имеет важное значение в деле спасения людей. Таким образом, значение христианства как религии, имевшей своей задачей обнять весь мир, ограничивалось. Евиониты не придавали ему даже значение новой религии, а считали продолжением того же иудейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха, наполненная испытаниями и страданиями. Святой Град представлял из себя теперь небольшое и незначительное селение, политически и юридически подчиненное Кесарии -- месту пребывания правителя Палестины. Однако христианские святыни очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. Благосклонность императора Адриана к обосновавшимся в Элии христианам совпала с его принятием в Афинах «Апологии» выступивших в защиту христианства Кодрата и Аристида. Однако, возвратившись в Рим, Адриан снова начал преследовать не только иудеев, но и христиан. Он приказал, чтобы посредством язычества и идолов в Иерусалиме и Вифлееме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто все связанное с воспоминаниями об иудаизме и христианстве. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Святой Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса. Под таким гнетом после Марка I епископами Иерусалимской Церкви были Кассиан, Пуплий, Максимиан, Юлиан, Гай I, Симмах, Капитон, Максим I, Антонин или Антоний, Уалис и Долихиан, после которых, в 185 году, епископом Иерусалимской Церкви стал Нарцисс I. С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской Церкви наступает новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего христианского мира. При Нарциссе I в Иерусалиме был созван первый Поместный Собор (190 г.), на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. Однако живший святой жизнью и чудотворивший еще при жизни святой Нарцисс был оклеветан завистниками, после чего, покинув Иерусалим, удалился в пустыню. Преемником удалившегося от дел Нарцисса собравшиеся в 211 году епископы соседних епархий избрали Элиоса (или Зевса). В этом же году на Иерусалимский престол взошел Германион, которого вскоре сменил Гордей. В 213 году, после смерти Гордея и очередного отказа святого Нарцисса возвратиться из пустыни на Иерусалимский престол, епископом Святого Града Иерусалима избирается Александр.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл.    Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать δρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Дио-скора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел.     в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты    В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат — иерусалимский.    Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица — Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение — политическое — этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарииским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских пре-емств на иерусалимской кафедре — и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой-то Кесарией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИППОЛИТ РИМСКИЙ [лат. Hippolytus Romanus] (III в.), раннехрист. писатель; часто отождествляется с одним из рим. мучеников, пресвитером или епископом. Более точная идентификация личности и аутентичность отдельных творений, сохранившихся под именем И. Р., остаются предметом научных дискуссий. Сведения о жизни Разделяются на 4 группы: данные древних авторов, сообщающих о жизни и творениях И. Р.; данные агиографической традиции; сведения, содержащиеся в творениях самого И. Р.; надписи на троне-постаменте статуи, обнаруженной в Риме в XVI в. и, возможно, связанной с И. Р. Древние христианские авторы Хотя И. Р. упоминают мн. древние писатели, исторически достоверных свидетельств о нем крайне мало. I. Евсевий Кесарийский. Свидетельство «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, относящееся, по мнению исследователей, к начальной редакции сочинения (примерно 302-303 гг.; см.: Barnes T. D. The Editions of Eusebius " Ecclesiastical History//GRBS. 1980. Vol. 21. N 2. P. 191-201), является древнейшим и, видимо, единственно достоверным. Имя И. Р. упоминается трижды, но только 2 случая точно относятся к одному и тому же лицу. По словам Евсевия, все материалы, к-рые он использовал, были обнаружены им в б-ке Элии Капитолины (Иерусалима). Евсевий пишет, что в период правления имп. Каракаллы (211-217) «в полной силе находилось много даровитых церковных писателей; письма, которыми они обменивались, сохранились, и найти их легко и сейчас» ( Euseb. Hist. eccl. VI 20. 1). Среди этих писателей он перечисляет Берилла , еп. Бостры Аравийской, Ипполита (к-рого Евсевий называет «предстоятелем (προεστς) другой Церкви») и Гаия, жившего в Риме при еп. Зефирине (Ibid. VI 20. 2-3). В разделе о времени правления имп. Александра Севера (222-235) Евсевий снова возвращается к упомянутому Ипполиту и говорит: «Тогда же Ипполит среди прочих памяток написал книгу «О Пасхе», где, высчитывая время, дает Пасхалию на 16 лет, начиная 1-м годом царствования императора Александра.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКСИМ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Максим II , епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно византийским хронистам начала IX века Георгию Синкеллу и Константинопольскому патриарху Никифору I , Максим II был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру четыре года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона) и Антонина . По " Хронике " Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , который занимал кафедру восемь лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство Максима II приходится на период ок. 177/8-181/2 годов. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, не упоминает Максима II в " Церковной истории " , но в " Хронике " включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), который завершается вторым сроком епископства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под шестым годом правления имп. Коммода (186). В " Церковной истории " Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м " из язычников " после 15 епископов " из обрезанных " , хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме Максима II отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I), который, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в официальных списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в " Хронике " Евсевия, то имя Максима II присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него византийских хронистов. Согласно патриарху Евтихию Александрийскому (X в.), Максим II занял кафедру в шестой год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в десятый год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно византийской традиции, срок епископства четырьмя годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 годам. Литература Использованные материалы   Euseb. Hist. eccl. V 12 Редакция текста от: 07.02.2021 16:41:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680264.h...

После него в списке епископов… стоят: Кассиан, за ним Публий, потом Максим, за ними Юлиан, потом Гаий, потом Симмах, потом другой Гаий, опять другой Юлиан, Капитон, за ними Валент Долихиан и после всех Наркисс, тридцатый по преемству от апостолов» . Список Евсевия Кесарийского охватывает период до 196 года. По изысканиям архиепископа Сергия (Спасского), отраженным в его «Полном месяцеслове Востока», этот перечень не полон. В нем пропущены имена епископов, возглавлявших христианскую общину Элии Капитолины в промежуток между Капитоном и Валентом: Илия, Максим Второй и Антонин. Священномученик Ириней Лионский Исчерпывающий перечень Римских епископов, начиная от времени поставленного апостолами Лина и заканчивая концом II столетия, приводит священномученик Ириней Лионский в творении «Против ересей»: «Блаженные апостолы… вручили служение епископства Лину… Ему преемствует Анаклит, после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент… Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту – Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него – Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него – Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Елевфер» . Преемником упомянутого последним Елевферия, современника святого Иринея, стал Виктор, занимавший Римскую кафедру со 190 по 202 год. Александрийскую Церковь после Кердона, скончавшегося в 107 году, последовательно возглавляли Прим, или Ефрем, Иуст, Евмений, Марк, Келадион, Агриппин, Иулиан и с 189 по 231 год Димитрий. Преемником священномученика Игнатия на Антиохийской кафедре стал Ирон, вслед за ним ее занимали Корнилий, Ерос, знаменитый апологет Феофил и Максимин, скончавшийся в 201 году. Из «Истории» Евсевия известны имена многих других епископов II века: Клара Птолемаидского, Кассия Тирского, Феофила Кесарии Палестинской, Сотаса Анхиальского, Элия Девельтского, Юлиана Апамейского, Зотика Команского, Сагариса Лаодикийского, Папия, Аверкия и Аполлинария Иерапольских, Мелитона Сардийского, Пальма Амастридского, Поликрата Ефесского, Поликарпа Смирнского, Филиппа Гортинского, Пинита Кносского, Пуплия и Кодрата Афинских, Дионисия и Вакхила Коринфских, Пофина и Иринея Лугдунских.

http://pravoslavie.ru/35507.html

Глава 2. Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и Палестине до прибытия преосв. Кирилла в Иерусалим Судьбы православно-христианской церкви в Сирии и, частнее, в Палестине всегда были неразрывно связаны с политическою историею их. Христианство распространилось и окончательно утвердилось в этом крае еще тогда, когда он находился в подчинении Римской империи. После взятия Иерусалима Титом и рассеяния еврейского народа, от Святого града ничего не оставалось, кроме груды развалин, нескольких остатков городской стены и трех наиболее высоких башен крепости. Здесь, во главе с епископом, приютилась небольшая христианская община, прославившаяся во времена гонений своими исповедниками веры. Уединенное положение Элии Капитолины, – как назвал Иерусалим император Адриан, – в гористой местности, без водяных сообщений и торговли, жившей одним воспоминанием о прежнем величии и о возникновении христианства, наконец, бесплодность ее окрестностей, – все это содействовало к утрате его прежнего выдающегося значения. С падением Иерусалима возрастает значение Кесарии, выстроенной Иродом на берегу Средиземного моря, украшенной этою тщеславною и льстивою династиею великолепными сооружениями и сделавшейся, как местопребывание проконсула, политическим и правительственным средоточием всей Сирии. А так как церковь в иерархическом разделении своих епархий следовала военным и гражданским делениям империи, то кесарийский епископ стал первенствующим духовным лицом, митрополитом среди палестинских епископов. Иерусалимский епископ оказался в подчинении кесарийскому митрополиту, не имен никакой власти над соседними епархиями и занимая в иерархическом отношении на поместных соборах лишь второе место, нередко на вселенских соборах занимал первое место, благодаря тому, что его церковь признавалась апостольским престолом. Такое неестественное отношение было главною причиною взаимного соперничества обоих городов, сперва тайного, а впоследствии явного и страстного, когда равноапостольный Константин осыпал Иерусалим своими благодеяниями 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Словом, перед пожилой женщиной стояла задача почти сказочная: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что...» И главное: самого города Иерусалима к тому времени... уже не было! Куда делся Иерусалим? То есть как — «не было Иерусалима»? А куда же он пропал? Никуда. Просто древний город до неузнаваемости изменился и даже потерял свое имя. Как это случилось? Через несколько десятилетий после Вознесения Христа, в семидесятом году, Иерусалим разрушила римская армия. Совсем! До основания! Как предсказывал Иисус, там не осталось камня на камне. Так римляне усмирили иудеев, которые то и дело восставали против власти римского императора над их землёй. Название у города разрушители отняли: на его месте была построена римская колония, которую назвали Элия Капитолина. Улиц, по которым когда-то ходили Иисус и Его ученики, почти не осталось: какие-то дома просто исчезли, где-то стояли новые строения, по всему городу, там и тут попадались языческие храмы и святилища, стояли статуи римских богов... Почти три столетия римские императоры старательно стирали память о Иерусалиме, чтобы никто никогда и не вспомнил о городе «бунтовщиков и смутьянов». Вот в это потерявшее прежний облик место и прибыла, проделав долгий тяжёлый путь, мать императора Константина, Елена. Но где же она? Попробуем отыскать ее в Элии Капитолине... Загадочная старушка Какое жаркое солнце! Узенькая мощеная улочка выводит на базарную площадь Элии Капитолины. Толпа гудит! Женщины несут кувшины с водой, бегают босые дети, продавцы разложили свои товары и торгуются с покупателями. Пестрят одежды гостей со всех концов света: у одних на головах — белые в полоску покрывала, другие одеты чуть ли не в лохматые шкуры, на крепких римских воинах — сверкающие шлемы и кожаные доспехи. Там пекут ароматные лепешки, здесь продают ковры, а вот глиняная посуда, и специи, и шелка, и бараны, и виноград, и оливковое масло. Дремлют рядом с погонщиками навьюченные верблюды. Хозяин снимает тюки с лохматого ослика... А это кто? Из дверей старого дома выходит старушка в потрёпанной одежде. Прижимает к себе какой-то свёрток. Идет через базар, по пути раздавая нищим милостыню. Заходит в ворота другого дома... Что ей там нужно?

http://foma.ru/krest-na-kotorom-raspjali...

Русская Палестина вызревала и созидалась как некое сакральное пространство русского вхождения в реалии Святой Земли. В Иерусалиме Антонин встретился с редким, может быть, единственным на земле напластованием сакральных пространств – ветхозаветного «Города Царей», римской языческой Элии Капитолины, византийского города Константина и Елены, храмового комплекса Гроба Господня крестоносцев, Via Dolorosa францисканцев. Антонину посчастливилось не только удачно включиться в этот процесс «сакрального проектирования», но и поставить – для своего времени – своеобразные авторские «точки»: открыв (почти назначив) Порог Судных Врат на Крестном пути, «увидев», а затем построив и освятив Русскую Свечу на Елеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский в Хевроне, устроив «приют Закхея» в Иерихоне, дом праведной Тавифы – в Яффе, православный «Горний Град Иудов» в Айн-Кареме. Поразительно и другое: как за сумасшедшим ритмом «трудов и дней» начальника Миссии он ни на день не забывал, и не упускал ни одной возможности что-то найти, купить, исследовать, освятить храмом или часовней. ... На самой макушке Елеона высится 64-метровая четырехъярусная колокольня, которую в Иерусалиме называют «Русская Свеча». С площадки верхнего, четвертого, яруса ясно видна на востоке блестящая синь Мертвого моря. По преданию, одной сажени не хватило Антонину, чтобы на западе можно было увидеть Средиземное. В 1886 г. архимандрит записал в дневнике: «Долго сидел там на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они?.. Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно-вещей Палестины» 127 . Из числа последующих начальников Русской Духовной Миссии подлинным продолжателем дела Антонина может быть признан только архимандрит Леонид (Сенцов Михаил Иванович; 1858–1918). Он родился в Рязани, в купеческой семье. Окончив Высшее Московское Техническое училище, долго служил инженером-механиком на фабрике в Орехово-Зуеве, но, почувствовав влечение к монашеству и церковному подвигу, в 1898, в возрасте 40 лет, резко меняет свою жизнь и поступает в Московскую Духовную Академию. Участник знаменитого паломничества группы профессоров и студентов во главе с ректором Академии епископом Арсением (Стадницким) в Святую Землю летом 1900 г., Сенцов стал одним из соавторов изданной по итогам путешествия книги «В стране священных воспоминаний».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из других объектов примечательна купальня Вифезда, которая состояла из двух огромных бассейнов и пяти крытых галерей. Сохранились некоторые фрагменты и другой купальни — Силоам, впрочем, представить ее изначальный облик можно только по чертежам. Ряд фактов позволяет предположить, что дом первосвященника Каиафы мог располагаться под нынешней церковью святого апостола Петра в Галликанту. В этом случае одна из двух обнаруженных подземных камер могла служить местом, где ночью находился в заточении Христос, перед тем как предстать перед Каиафой, а вторая (верхняя) — могла быть комнатой охраны. В пользу этой версии служат, с одной стороны, исторические свидетельства и строительство на этом месте церкви в V веке, с другой — анализ взаимного расположения этого и других мест последней ночи. В ряде случаев на местах, где, по местному преданию, происходили библейские события, в позднейшие периоды (византийский, крестоносцев и так далее) были построены церкви или часовни. Посещение этих мест не может дать представления об их первоначальном виде, но помогает понять их расположение. К числу таких мест относятся Сионская горница, русские монастыри святой Марии Магдалины в Гефсимании (место молитвы о чаше Господа) и Вознесенский на горе Елеон (место Вознесения), а также Акелдама (где было устроено место погребения усопших на деньги, возвращенные Иудой Искариотом). Особо интересен так называемый Лифостротон — демонстрируемые в монастыре сестер Сиона паломникам плиты мостовой, на которых выцарапаны рисунки для игр, устраиваемых римскими солдатами (об этом напоминает повествование Евангелия — см. Мк 15 :16-20). Место суда над Христом находилось, вероятно, в римской крепости Антония. Эти плиты были перенесены оттуда во время строительства Элии Капитолины в начале II века и были уложены для строительства новой римской улицы над существовавшим на этом месте во времена Христа бассейном Струтион, который вследствие этого оказался спрятанным под землей. Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах " Фомы " (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

http://foma.ru/ierusalim-kotoryij-videl-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010