Его встретили со всеобщей радостью. Но старец был уже слишком дряхл, чтобы нести обязанности епископа. Бог послал ему в помощь святого и ученого епископа Александра из Каппадокии. Александр управлял иерусалимской церковью, как викарий почтенного Наркисса, и унаследовал его кафедру, когда тот окончил свое долгое жизненное странствие. В его епископство, продолжавшееся до гонения Декия, церковные науки процветали в Элии Капитолине; Он учредил здесь библиотеку, богатствами которой пользовался для своих сочинений Евсевий. Но христианская наука процветала не только в Элии и около ученого епископа Александра. Кесария, где перед этим несколько раз появлялся Ориген , стала с 231 г. местом его учительства; искатели православного гносиса притекали сюда со всего эллинского мира; переписчики и книгопродавцы занимались собиранием и изданием сочинений великого богослова; его издания Библии, его комментарии, разнообразные другие произведения наполняли многочисленные томы и составили основу библиотеки, которая славилась долгое время спустя. Недалеко оттуда, в Никололе, прежнем Эммаусе, жил знаменитый Юлий Африкад (Sex. Julius Africauus), который родился в Элии и после продолжительных скитаний поселился в Палестине. Будучи воином по своей профессии он участвовал в походах Септимия Севера против парфян; как страстный охотник, он избороздил леса в обществе христианских государей Эдессы. Это был человек, весьма интересовавшийся древностями. Во время своих путешествий он осмотрел остатки Ноева ковчега на горе Апамее во Фригии, в Эдессе – палатку Иакова, в Сихеме – терпентинное дерево того же патриарха. Он побывал также в Александрии и в ее катехетической школе в то время, когда Иракл заменял в ней отсутствующего Оригена . Здесь в Египте добыл он себе экземпляр гермесианских книг, которым очень дорожил. Вернувшись в Палестину, он занялся городскими делами в Никополе и даже взялся сопровождать в Рим депутацию от своих сограждан, которым нужно было выпросить для своего города милостей у Гелиогабала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Территория Храмовой горы в период Элии частично застраивалась языческими храмами. В ее окрестностях найдены строительные надписи о крупных работах времен императоров Антонина Пия и Септимия Севера (сер. II - нач. III в.). Анонимный паломник из Бурдигалы (334) упоминает, что евреи, приходя оплакивать разрушение Иерусалимского храма, были вынуждены молиться рядом с языческими статуями. В наст. время предполагается, что на Храмовой горе находился и главный языческий храм города в честь Юпитера Капитолийского (или Капитолийской триады). На сев. стороне форума, приблизительно на месте храма Гроба Господня, находился храм Венеры. Крупный храм Асклепия был построен у купели Вифезда. Дамасские ворота города были оформлены 3-пролетной аркой в честь имп. Адриана (впосл. она была включена в линию сев. стены и сохр. до наст. времени). Арка в вост. части города (в совр. мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона), построенная во II в. и традиционно известная под названием «Се человек», ошибочно связывалась с евангельскими событиями как одна из остановок Крестного пути Спасителя. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Элия II-III вв. представляла собой провинциальный полис с небольшим числом жителей (до 10 тыс.). После иудейских восстаний произошла полная смена населения И. Во II-III вв. в городе в основном жили рим. ветераны и переселенцы из различных греч. городов, к-рых привлекал статус Элии как рим. колонии и возможность получить рим. гражданство. Резкий рост населения и городской застройки отмечается с сер. III в. Большинство населения было грекоязычным, но, вероятно, присутствовали и выходцы из Аравии и Сирии, говорившие на арамейском и сирийском. Христ. община возродилась к сер. II в. Первые надежные сведения о ней относятся ко времени епископства св. Наркисса (с 80-х гг. II в.). Община была немногочисленна и по своему значению для Церкви Палестины уступала общине Кесарии Палестинской. Достоверных сведений о жизни христиан в Элии нет. На основании косвенных данных можно предполагать, что в нач. III в. у христиан уже был свой храм (епископское богослужение при св. Наркиссе упом. Евсевий в «Церковной истории»; Euseb. Hist. eccl. VI 6). Известно, что уже в сер. III в. пользовалась почитанием пещера Рождества Христова в Вифлееме ( Orig. Contr. Cels. I 51). История христианского И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Вместе с иерусалимскими христианами в заиорданскую страну переселились по всей вероятности, христиане других иудейских городов, по преувеличенному выражению Евсевия, „всей земли иудейской“. Те и другие оставались там до конца иудейской войны (до 73 года). По окончании войны часть выходцев христиан снова переселилась в Иерусалим, который, хотя и был разрушен, однако продолжал быть обитаемым. В нем помещались десять легионов солдат и около них, конечно, немало гражданского населения. Здесь нашли приют и прежние иерусалимские христиане 172 . По словам Епифания они имели маленькую церковь , построенную на Сионе и сохранившуюся до времени Адриана 173 . Когда именно произошло это возвращение в Иерусалим, точно не известно. По словам Епифания оно случилось „после опустошения Иерусалима“ 174 . Во всяком случае епископ Симеон умер уже по возвращении из-за Иордана. По свидетельству Егезиппа 175 , он был казнен в царствование Траяна при консуле Тиберии Клавдии Аттике (107 г.), то есть, когда он жил уже не в Пелле, принадлежавшей к сирийской провинции, а в провинции иудейской, на западной стороне Иордана. После смерти Симеона (107 г.) до 19 года Адриана (136 г.) следовали 13 иерусалимских епископов: Иуст, Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст, Левий, Ефрес, Иосиф и Иуда 176 . Но иудейская община за это время видимо замирала. Так как иудеи не принимали христианства, то она пополнялась более христианами из язычников. В 136 году основавшись в построенной на месте Иерусалима Элии Капитолийской, она впервые выбрала епископа необрезанного Марка 177 . Община в Элии, как и самый город, долго оставалась незначительной 178 . По-видимому вернулась на родину из-за Иордана и часть выходцев из других иудейских городов. Несомненно по крайней мере, что не только во II-oм, но и в I-oм веке мы встречаем группы христиан иудеев в Палестине. По рассказу Егезиппа, в существенных своих частях заслуживающему полного доверия, два внука Иуды, брата Господня были приведены в качестве потомков Давида одним эвокатом к императору Домициану. На вопрос последнего об их происхождении и имуществе, они отвечали ему, что владеют тридцатью плетрами земли стоимостью в 9000 динариев и сами обрабатывают ее, в подтверждение чего показали свои мозолистые руки. На вопрос подозрительного Домициана о Христе и Его царстве, они отвечали, что это царство не земное, а небесное. Отпущенные на свободу Домицианом, они, как пострадавшие за веру, были поставлены предстоятелями церкви в качестве родственников Христа 179 . Юлий Африкан в письме к Аристиду 180 сообщает, что он встретил рассеявшихся из Назарета родственников Христа, которым несмотря на все старания Ирода сжигать родословия еврейских фамилий, удалось сохранить свои родословные записи. Эти лица, как родственники Христа, носили название деспосинов. Наконец, Иустин-мученик говорит, что в восстании Варкохевы участвовали и христиане 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

А. А. Ткаченко Христианские общины в Палестине во II - нач. IV в. После подавления римлянами восстания Бар-Кохбы прежний Иерусалим, сложившийся еще в эпоху Ахеменидов и достигший расцвета при царе Ироде, перестал существовать. Город был разрушен почти до основания; оставшееся в живых население было продано в рабство либо бежало; эдиктом имп. Адриана иудеям было запрещено жить в Иерусалиме и его окрестностях. На месте разрушенного города был основан новый рим. полис - колония Элия Капитолина. Новое население, состоявшее первоначально из рим. ветеранов и переселившихся сюда греков, не было связано с прежней историей Иерусалима, Палестины, с традициями и культурой иудеев. Вместе с иудейским населением из Иерусалима исчезли и христиане; первоначальная община ИПЦ, состоявшая преимущественно из принявших крещение евреев, перестала существовать. Евсевий Кесарийский указывает, что вскоре в Элии из язычников сложилась новая Церковь и уже ок. 136 г. 1-м епископом новой общины ИПЦ стал Марк ( Euseb. Hist. eccl. IV 6; Idem. 1956. S. 201). Однако, учитывая тяжелые последствия восстания и карательной кампании римлян, разрушение и полную перестройку города, на к-рую ушло время, это сообщение следует считать малодостоверным. О еп. Марке и времени его предстоятельства в ИПЦ ничего не известно. Вслед за «Хроникой» Евсевия традиционно датами его пребывания на престоле считаются 136-143 гг. ( Idem. 1956. S. 201-203), однако их достоверность невозможно проверить по иным источникам. Евсевий приводит также имена неск. преемников еп. Марка и приблизительные сроки их пребывания на престоле, но к.-л. сведений о жизни общины Иерусалима до 80-х гг. II в. не сохранилось. Т. о., мы не можем установить время возрождения христ. общины в Иерусалиме (Элии). Известно лишь, что, когда в сер. II в. христиане вновь появились в этом городе, в их общине уже были выходцы из греч. или эллинизированной среды, ранее бывшие язычниками. Первым епископом Иерусалима после возрождения общины, о к-ром мы располагаем значительными сведениями, был св. Наркисс, занявший престол в 80-х гг. II в. ( Idem. Hist. eccl. V 12; Idem. 1956. S. 209). На период его епископства пришлось начало пасхальных споров в христ. Церквах всей империи. Римский еп. Виктор (189-199) выступил с требованием унификации традиций празднования на основе обычая рим. общины, где Пасха отмечалась в воскресенье после 14 ниссана. Как и большинство Церквей, палестинские общины во главе с Кесарией и Элией поддержали Виктора. Ок. 198 г. в Кесарии состоялся Собор (один из древнейших известных в истории Соборов), на к-ром палестинцы заявили о том, что придерживаются тех же обычаев, что и Александрийская Церковь, к-рая праздновала Пасху согласно с рим. общинами ( Idem. Hist. eccl. V 22-25). Тем не менее добиться единства в тот период не удалось, и разногласия в традициях празднования Пасхи оставались важным вопросом еще в IV в., когда в их разрешении участвовал Никейский Вселенский Собор 325 г. ( Idem. Vita Const. III 18-20).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Ок. 313 г. на кафедру Кесарии был избран Евсевий, к тому времени уже ставший знаменитым христ. ученым и богословом. В 314 г., после смерти еп. Ермона, епископский престол Элии занял Макарий. Эти иерархи заботились о возрождении общин, пострадавших от гонений, о развитии Палестины как Св. земли и центра паломничества для всех христиан. После прекращения гонений на Церковь в Палестине, как и на Ближ. Востоке в целом, наступил период стремительного роста численности христ. общин и их влияния на жизнь рим. общества. Вместе с тем уже к кон. 10-х гг. IV в. споры вокруг арианства вышли за пределы Александрийской Церкви и охватили прежде всего Палестину. Ок. 323 г., после того как Арий был осужден Александрийским Собором, объявлен лишенным сана и был вынужден покинуть Египет, он прибыл в Кесарию и вскоре установил контакты со мн. епископами Палестины и Сирии. С ним вели переписку Евсевий Кесарийский, Макарий Иерусалимский, Асклепий Газский, Лонгин Аскалонский, Макрин Ямнийский и др.; некоторые епископы поддержали Ария ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. II 69. 4; Sozom. Hist. eccl. I 15). С этого момента на долгие десятилетия проарианские взгляды получили широкое распространение во мн. общинах Палестинской Церкви; епископы активно участвовали в церковно-политической борьбе, зачастую выступая на стороне ариан. Евсевий Кесарийский занял двусмысленную позицию: формально он не поддерживал взглядов Ария, но выступил и против его осуждения, считая, что богословский спор должен решаться лишь в ходе ученых консультаций и не требует юридически обязывающих постановлений от всей Церкви. На I Вселенском Соборе в Никее в 325 г. делегация от общин Палестины была сравнительно малочисленна и состояла из 17 епископов: Кесарии, Элии, Скифополя, Газы, Иерихона, Лидды, Никополя, Ямнии, Азота, Аскалона, Элевтерополя, Севастии, Максимианополя, Завулона, Капитолиады, Неаполя, Айлы ( Mansi. Т. 2. Col. 692-702; Bagatti. 1971. P. 92-95). Наиболее известными представителями были епископы Евсевий Кесарийский и Макарий Иерусалимский. На Соборе позиция Евсевия по арианскому вопросу и связи палестинцев с Арием в предыдущие годы осложнили их положение. Церковным большинством Собора арианство было осуждено и был принят Никейский Символ веры, но при этом среди противников соборных постановлений оказались 2 епископа из Палестины: Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский. После колебаний они согласились подписать принятый Собором Символ веры.

http://pravenc.ru/text/293788.html

190 Это произведение называется «Увещевание к эллинам». Вообще, основной частью его литературного наследства считается т.н. Великая трилогия: «Увещевание к эллинам», «Педагог», «Строматы». Эти сочинения представляют собой первую попытку дать систематизацию христианского вероучения и нравоучения и определить правильное отношение христианства к античной культуре, в частности, античной философии. 192 Аристобул – александрийский писатель (ок. 100 г. до н.э.), иудей родом, был учителем царя Птолемея IX. Написал по-гре-чески толкование Пятикнижия. Пытался доказать, что еврейская мудрость много древнее греческой философии и послужила для нее источником и образцом. Димитрий (III в. до н.э.) – иудейский историк, автор сочинения «История иудейских царей» на греческом языке, которое дошло в отрывках. Эвполем (II в. до н.э.) – иудейский историк, автор сочинения «О царях иудейских», популярной истории, риторически изложенной. В частности, он утверждал, что евреев познакомил с письменностью Моисей, от евреев она перешла финикийцам, а финикийцы передали свои знания грекам. О самом Эвполеме известно только то, что он был в 161 г. до н.э. эмиссаром Иуды Маккавея в Риме. 193 После восстания Бар-Кохбы и его подавления в 135 г. Иерусалим был разрушен, а само имя Иерусалима было запрещено. Город был переименован в честь супруги Адриана Элии Капитолины. В пределах Палестины первенство перешло к епископу Кесарии, а епископы Элии, традиционно называемые Иерусалимскими епископами, отошли на второй план. Описываемые далее события истории Иерусалимской епархии известны только из сочинения Евсевия (см. HE, VI, 8, 7; 9–11, 1–3). Нарцисс был 15-м епископом Иерусалимским после разгрома Адрианом города (Euseb., HE, V, 12). Он вступил на этот пост ок. 196 г. Ок. 201 г. Нарцисс, имевший славу чудотворца, удалился в пустыню и стал вести отшельнический образ жизни. После него Иерусалимскими епископами были Дий (202–203 гг.). Германий (204–207 г.) и Гордий (208–212 гг.). В 212 г. Нарцисс вернулся из пустыни и за свое подвижничество вновь был избран епископом Иерусалима. Однако он был уже глубоким стариком (116 лет), и поэтому занимал этот пост номинально. А для исполнения основных функций епископа был избран Александр. Скончался Нарцисс в 213 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАССИАН ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кассиан (лат. Cassianus; греч. Κασσιανς; II в.), епископ Иерусалима (Элии Капитолины) . По списку Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , приведенному в " Церковной истории " , Кассиан был вторым епископом Иерусалима " из язычников " в противоположность христианам иудейского происхождения, " из обрезанных " . Ни в " Церковной истории " , ни в " Хронике " еп. Евсевий не указывает точного времени и продолжительности епископского правления Кассиана. В " Хронике " он приводит список всех епископов - от Кассиана до Капитона под последним годом правления имп. Антонина Пия (161 г.). Т. о., Кассиан был епископом времен правления этого императора (138-161) и 17-м епископом Иерусалимской кафедры, начиная с Иакова, брата Господня. Византийский хронист Георгий Синкелл (+ после 811) также без указания дат определяет продолжительность епископского правления Кассиана сроком в пять лет. Если принять факт, что первый епископ " из обрезанных " , Марк I , занимавший, по Синкеллу, кафедру восемь лет, был поставлен после преобразования Иерусалима в Элию Капитолину (136/7), что подтверждает в " Хронике " Евсевий Кесарийский, то правление преемника Марка I Кассиана должно приходиться на 143/4-148/9 год. Однако Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), в " Анналах " предлагает другие даты. Он указывает, что Кассиан занял кафедру в 21-й год правления Антонина Пия (159), и далее в соответствии с традициями византийской хронистики приписывает ему пять лет епископского правления, т. е. до 164 года. По сведениям патриарха Евтихия, Кассиан оказывается не первым, а последним епископом Иерусалимским времен Антонина Пия; кроме того, этот автор не связывает образование в Иерусалиме христианской общины " из язычников " с преобразованием его в Элию Капитолину при имп. Адриане. Литература Использованные материалы   Euseb. Hist. eccl. V 12 Редакция текста от: 30.01.2021 16:37:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680233.h...

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Например, суббота осталась и в христианской церкви полупраздником (апост. прав. 65: «если кто постится в воскресенье или в субботу, за исключением одной и единственной, то если это клирик, да будет низложен, а если мирянин, да будет отлучен»). Впрочем, в некоторых местностях заходили так далеко, что, например, Лаодикийский собор должен был запретить христианам проводить субботу совершенно по-иудейски, в полном бездействии, и предписать, что в субботу должно читать при богослужении и новозаветные книги (Лаод. прав. 29, 16; впрочем, Фригия давно была довольно густо колонизована иудеями). На западе церковная жизнь развивалась вне зависимости от иудейских традиций. Например, в римской церкви в IV в. (и верно ранее) уже постились в субботу, как такой день, когда у церкви был отнят жених ее по Мф.9:15 . Поэтому и борьба против малоазийского обряда имела характер эманципации от остатков иудейства. Может показаться странным, что именно палестинские церкви в 190–192 гг. были против асийского обряда, находя его даже душевредным (Eus. h. е. V, 25: μ αδως πλανσιν αυτν τς ψυχς). Но история иерусалимской церкви делает понятным это отношение. До восстания Баркохбы иерусалимская церковь почти сполна состояла из христиан из иудеев, первые 15 епископов ее все были от обрезания, но разгром 138 г. (год по Overbeck), когда Иерусалим превратился в Aelia Capitolina и евреям запрещено было жить в нем, всецело изменил состав иерусалимской церкви: в Элие Капитолине поселились все христиане из язычников, и епископ Марк открывает собою эту новую эпоху в истории иерусалимской церкви. При такой колонизации Элии Капитолины лицами языческого происхождения, понятно, иудейские предания не могли здесь удержаться и в христианской церкви. г) [По обычному мнению, конец пасхальным спорам положил собор Никейский. В действительности собор этот, как показал Дюшен, имел дело не с четыренадесятниками, а с протопасхитами, совершавшими пасху всегда в воскресенье, но только непременно в одном месяце с иудеями и потому иногда раньше весеннего равноденствия; представители этого обряда жили не в Малой Азии, а в Сирии].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

– В Палестине, – говорил Барлуцци, – каждое из святых мест имеет прямое отношение к конкретной мистерии в жизни Иисуса Христа. Совершенно естественно в этом случае отказаться от типовой архитектуры и попытаться строить архитектурный образ так, чтобы он выражал религиозные чувства, вызываемые именно данной мистерией. Тогда верующий, входя в святилище, легко сможет представить себе соответствующий евангельский рассказ и сосредоточиться мысленно на самой сути именно здесь, в единственный миг истории свершавшегося таинства. Не выбирать сначала – более или менее стандартно или, наоборот, субъективистски, – ту или иную архитектурную форму и потом все подгонять под нее, а определить основную религиозную концепцию святого места, для которого строится храм, и архитектуру подбирать под нее, под эту концепцию, каждый раз интуитивным и независимым образом. Двигаясь дальше на запад вдоль Виа Долороза, видим перекинутую через улицу арку с лепящимся над ней помещением в два окошка, явно гораздо более позднего времени. Это – арка «Се Человек» (Ecce Homo). Справа арка уходит в стену католического женского монастыря Сестер Сиона. Монастырь построен на месте, приобретенном и расчищенном патером Альфонсом Ратисбонном, крещеным евреем, в середине прошлого века. Оригинальное архитектурное решение соборного храма обители (он называется Нотр-Дам де Сион, или, чаще, по арке, Ecce Homo) позволило гармонично вписать необычную живописную руину в конструкцию здания. Войдя в храм, вы обнаружите, что арка, которую вы видели на улице, является частью центрального пролета куда более грандиозного сооружения. Очевидно, первоначальная арка была трехпролетной. Северная часть органично вошла в состав алтарной абсиды храма, прямо под ней находится его престол. Храм был освящен 3 апреля 1868 г. По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г. н.э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины. Вопреки воле императора-язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, история судила иначе: именно монументы, воздвигнутые им на местах евангельских событий, помогли сохранить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010