Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Иерусалиме найдены новые фрагменты Стены плача и остатки театра древнеримской эпохи 17.10.2017 Во время недавних раскопок в Иерусалиме археологам было сделано сенсационное открытие. Впервые израильским ученым удалось найти материальные свидетельства существования города Элии Капитолины , описанной в работах Иосифа Флавия, сообщают израильские СМИ. Впервые за последние 1700 лет израильтяне и гости страны получат возможность увидеть скрытые ранее под слоем земли части Стены плача , а также остатки театра периода римского владычества. Презентация новых археологических находок будет проведена в ближайшее время на конференции «Новые археологические открытия Иерусалима и окрестностей», которая приурочена к 50 годовщине «воссоединения столицы Израиля». В понедельник, 16 октября, на специальной пресс-конференции, проходившей у Стены плача, было сообщено, что речь идет о найденных восьми объектах, которые на протяжении многих веков были погребены под 8-метровым культурным слоем и открыты в ходе археологических раскопок, проводимых под эгидой Управления древностей в туннелях под Западной стеной Иерусалимского храма . В Управлении древностей Израиля подчеркивают, что при раскопках были открыты ранее неизвестные участки Стены плача, сложенные из тех же огромных каменных плит, которые использовались при сооружении Иерусалимского храма. Плиты полностью сохранились и свидетельствуют о высоком качестве строительных работ, проводившихся в то далекое время. После того, как был удален культурный слой, археологи с удивлением обнаружили, что он скрывал среди прочего и остатки уникального сооружения, которое по своей конструкции напоминает театр. Эта находка подтверждает известные ранее свидетельства письменных источников о том, что близ Храма в античное время располагался театр. Судя по данным археологических исследований, театр был оборудован сидячими местами (их было примерно 200), а также системой освещения.

http://drevo-info.ru/news/22895.html

С этой точки зрения ничуть не является неожиданным, что известия о сыне Ефремовом-Иосифовом довольно позднего происхождения и не восходят за грань II-ro века нашей эры 1568 . Мы не придаем решающей важности самой хронологической дате и теоретически готовы допустить, что она служить отголоском седой иудейской старины. Для нас это наблюдение ценно лишь по внутренней связи его с другими о немотивированности мессианских скорбей для раввинизма, который по своим началам отрицал их абсолютно. Посему фактические сведения более раннего времени и иного характера своей неоспоримостью дороги для нас в качестве подтверждения прочих принципиальных соображений. Они вскрывают нам самый процесс иудейского мессианского мышления и показывают его действительный ход. Он, очевидно, состоял в постепенном расчленении общей мессианской идеи, а совсем не наоборот, потому что чрез это рушились бы все фарисейские упования. Отсюда ясно, что подобная дифференциация была допущена для удовлетворения фактической неотразимости, ибо она не укладывалась в рамки обычной иудейской схоластики. И нельзя отрицать, что в реальных условиях эпохи было достаточно принудительных поводов 1569 . Мессианские чаяния достигли крайнего напряжения, и их самозванные носители сменялись непрерывной чередой. Тем болезненнее и сокрушительнее был горький опыт тяжелых огорчений, убивавших все надежды. Народ жаждал свободы, но каждая попытка только крепче сковывает кольцо чужеземного ига и держит его в позорных цепях. Под ударами Римских мечей падают все жалкие привилегии, в потоках крови гибнет святыня Израилева, среди бурного пламени низвергается самый храм, и при зловещем зареве этого колоссального пожара победно водружается кощунственный орел. Наконец, и город исчезает с лица земли, при чем его славное имя предается полному забвению ради ненавистной Элии с наложением на всех оскорбительного fiscus judaicus в жертву Юпитеру Капитолийскому в замену прежней полусиклевой дани. Не легко себе и вообразить, до какой степени были страшны эти роковые удары для иудейского религиозного созерцания 1570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Любовь зоркая и ясновидящая, когда идет дело о открытии следов любимого предмета, нашла и отыскала безошибочно место Голгофы, даже посреди развалин опустошенного Титом Иерусалима. Устрашенная горсть учеников Христовых, наподобие голубей, хорошо знающих дорогу в отечество, слетелась на эти святые места и праздновала на них память величайшей победы. Император Адриан, который разумеется был весьма просвещен (но никакое просвещение не заменит при злой воле простоты христианства), желая положить конец путешествиям, постоянно совершаемым Назореями к Голгофе, бывшей уже тогда частью города Элии-Капитолины, приказал через шестьдесят лет, по опустошении Иерусалима, воздвигнуть капище Венеры на том месте, где Христос был распят, а на скале, в которой был иссечен Святой Гроб, стал идол Юпитера. Это записано у многих писателей и не подлежит сомнению. Мерзостные обряды Венеры разогнали пустынных голубей, привыкших к чистому воздуху в прозрачно голубом своде небес, но и в этом случае, как то часто бывает, вместо любви ненависть готовила пути Провидению. Не прошло двух веков, как в 326 году по Р. X. царица Елена отправилась в путешествие в Иерусалим, снабженная полномочием от своего сына императора Константина, чтобы исполнить его волю. Она искала Святые места, чтобы почтить их построением христианских храмов. Тогда-то именно остававшиеся еще развалины вышеупомянутых римских капищ служили ей указанием в изысканиях и управляли рукою копающих работников. Лишь только очистили языческие развалины, открыли невдалеке от Голгофы пещеру Святого Гроба, соответствующую самым точным образом описаниям, заключающимся в старых книгах; а когда очистили ее при звучном церковном песнопении и триумфе христианском и освятили заново, как место, предназначенное для молитвы, тогда появилась архитектура христианская в своем первом произведении, полная юной красоты». Нельзя пропустить здесь также весьма важного об этом предмете мнения другого протестантского писателя, доктора Шульца, известного по своим глубоким изысканиям над историей Иерусалима и топографии Святого Града.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религ. и политические процессы, оставались фарисеи, вошедшие в историю евр. традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и еще в неск. академиях после долгих споров создали законодательную систему, явившуюся основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы (см. ст. Иудаизм ). При императорах Траяне (98-117) и Адриане Публии Элии (117-138) положение евреев еще более усложнилось. Враждебность между евреями и др. народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в евр. диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость рим. властей, провозглашенный Адрианом запрет на обрезание ( Eshel. 2006) и обучение Торе в конце концов привели к восстанию Бар-Кохбы, продолжавшемуся с 132 по 135 г. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стала массовая гибель иудеев ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69:11-15; Вавилонский Талмуд. Авода Зара 17б-18а) и полное разрушение значительной части евр. поселений. На месте Иерусалима была построена рим. колония, названная Элия Капитолина (от 2-го имени имп. Публия Элия Адриана и капитолийских богов) (см. в ст. Иерусалим ). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии (см. Иудаизм ). С. В. Бабкина Лит.: Общие работы. Unger M. F. Archeology and the OT. Grand Rapids, 1954; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Garden City, 19572; idem. The Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602.

http://pravenc.ru/text/293912.html

1906, p. 8). Гарнак (Lehrbuch. В. I. s. 558, anm. 2) пытается ослабить этот факт. Об этом подробнее будет после. 2008 Однако не все согласны с этим. По Гарнаку (Texte und Untersuchungen. В. II, 1. s. 87–88; 158–159), автор Дидахе уже пользовался посланием Варвавы и книгою «Пастырь“ Ерма; но с другой стороны, Дидахе знал уже Климент Алекс. и причислял его к «γραφ“, т.е. Свящ. Писанию. Поэтому временем появления памятника Гарнак считает 135 (140)–165 гг. Но Функ (Funk. Opera. V. 1, р, CXXXII) доказал, что, наоборот, автор послания Варнавы пользовался Дидахе. Барденгевер (Bardenhewer. Gechichte der altkir. Litteratur. В. I, 79–80) признаёт доказательную силу за разсуждениями Функа и считает, согласно с большинством ученых, что Дидахе составлено еще пред началом II в. Из русских изследователей проф. В.Н. Мышцын (Устройство христ. церкви. 273–274) относит Дидахе к концу I или к началу II в.; а проф. Л.И. Писарев (Очерки. I, стр. 6, примеч.) – к последней четверти I в. Нам думается, на основании содержания и формы, нужно признать Дидахе древнейшим христианским памятником, появившимся вскоре после канонических писаний, к концу 70-х или в начале 80-х годов. Мнение Батифоля (L’église naissante, р. 125), что Дидахе нужно относить к 60-му году,– или Сабатье и Мюнхена – к половине I в. нужно признать крайностью, неоправдываемою реальным положением дел: Дидахе знает евангелие Луки, которое никак не могло явиться к 60-му году. Местом появления памятника, кажется, единогласно признается Сиро-Палестина; автором считается иудео-христианин; он, между прочим, не пользуется посланиями ап. Павла. 2009 По De Faye (Clement d’ Alexandrie. Paris. 1900, p. 21) «Дидахе быть может верный образ христиан Пеллы“. 2010 Гарнак (Die Chronologie. В. I. s. 416) относит появление послания ко времени от 80–130 г., однако ближе именно к terminus ad quem, т.е. 130 году, ибо он находит в 16-й главе послания указание на создание Капитолийского Юпитера в Элии Капитолине. Между тем Функ (Kirchengeschicht. Abhandlungen und Untersuchungen.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Епископ Ираклийский простирал свою власть над 6-ю провинциями - Фракией, Родопами, Нижней Мисией, Скифией и другими. Эти 5 диоцезов - Египет, Антиохия, Понт, Ефес, Фракия - соответствовали (составляли) области Понтийской префектуры Ориента, к которой ранее принадлежала и Палестина, епископы которой - включительно с епископом Элии Капитолины - принадлежали митрополиту Кесарийскому. Епископы. Хорепископы.     Избрание епископов. В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (καταστασις), то есть утверждение избранного кандидата «согласием», «судом» и «решением» епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χειροτονια, χειροτονειν). В древней Церкви твердо установилась практика избрания епископов посредством ψηφος και δοκιμασια. Ωηφω - значит камешек, шарик, в дальнейшем баллотировка, подача голосов. Δοκιμασια - это испытание пригодности, суждение о правоспособности лица, проверка, аппробация. Самая молитва посвящения начиналась в древности словами: «Ψηφω και δοκιμασια των θεοφιλεστατων επισκοπων η θεια χαρις προχειριζεται». Слово «προχειριζεται» означает «поставлять под руки» «Например »προχειρος βιβλος« - справочная книга». Лишь по позднейшей практике слова «Божественная благодать, всегда немощная врачующи», - произносил епископ, а в Константинопольской Церкви их читал архидиакон, - и поэтому уже не смотрели на них, как на совершительную формулу. Они составили лишь приготовление к хиротонии и представляли собою определение Константинопольского συνοδος ενδημουσα об избрании кандидата во епископы. Эта формула имела значение наших архиерейских грамот и не называлась молитвою, а κιτατωριον, citatorium, приглашение, почему и заканчивалась часто диаконскими словами: «помолимся убо о нем». Новоизбранный в целях объявления о своем постановлении во епископы отправлял епископам, не принимавшим в нем участия, послание, прилагая к нему исповедание веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Согласно другим данным, Пилат умер своей смертью в Галлии, где и сегодня экскурсоводы показывают его могилу, якобы обозначенную обелиском, на ипподроме в г. Вьенн. Вряд ли это имеет какое-либо отношение к действительности. Примечательно всё же, что до сего дня расположенная рядом гора носит имя римского прокуратора. Крепость Антония или Врата Ессеев? К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнёс: Се Человек! (Ин. 19, 5). Гидам, а порой и самим паломникам известно, что многие места «остановок» так называемого Крестного пути имеют символическое значение и далеки от исторической действительности. История Иерусалима знала немало штурмов, осад, захватов, в результате которых город неоднократно превращался в руины (за всю историю город подвергался разрушению около 80-ти раз). Благодаря современным археологическим раскопкам сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление, как выглядел Иерусалим времён Христа. Обнажённые культурные слои смогли поведать о том, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим. Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р. Х. Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - не что иное, как мостовая Элии Капитолины (города, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима во II в.). Подземные гроты, обустроенные под камеры с плоскими возвышениями, на самом деле в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Спасителя под стражу и назвала «Заточением Христовым», и т. д. Ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые согласовались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» составляют Via Dolorosa - «Скорбный путь», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Важность святилища в B. связана с его положением на границе Ефремовых и Иудейских гор, к-рые разделяют Ханаан надвое. Этот центральный хребет был границей между евр. племенами севера и юга, позже - царствами Сев. Израиля и Иудеи, а при римлянах - провинциями Самарией и Иудеей. Климат и сельское хозяйство теплого Иудейского плато и сурового Ефремова нагорья различны. По водоразделу идет с севера на юг один из важнейших путей всей библейской истории - дорога из Хеврона в Сихем - через Иерусалим и В.; вблизи В., к югу от него, лежит и дорога с востока на запад, от побережья мимо Аиалонской долины к Иерихону и долине Иордана. По расположению и природным особенностям B. может относиться и к той и к др. географической области, что отразилось на его политической истории: В. принадлежал колену Вениамина (Нав 18. 22), но был захвачен коленом Ефрема (Суд 1. 22); царь Иеровоам овладел B., но его вскоре захватил царь Иудеи Авия (2 Пар 13. 19). Вааса , царь Израиля, вернул город в свои владения, но с захватом Израиля ассирийцами B. вошел в состав Иудеи. Стратегическая роль В., расположенного на пути в Иерусалим с севера, сохранялась и позже. В период Хасмонейского восстания его укрепил военачальник сирийцев Вакхид (1 Макк 9. 50). В визант. эпоху В. оставался поселком в зоне Элии Капитолины (Иерусалима) ( Euseb. Onomast. 192), он упоминается в Бурдигальском итинерарии (333 г. по Р. Х.) и автором описания Св. земли Феодосием (ок. 503 г. по Р. Х.), отмечен на карте Мадабы (ок. 565 г. по Р. Х.). Вероятно, город был уничтожен при араб. завоевании в VII в. Поселение на его месте возродилось только в сер. XIX в. Хотя В.- один из самых известных городов бронзового века в центральной Палестине, проведенные там раскопки дали немного материалов даже для схематической археологической реконструкции его истории. Большинство ученых, начиная с Э. Робинсона (1838), соотносят В. с Байтином, совр. городом в 13 км от Иерусалима (значительная его территория, ок. 16 тыс. кв. м, изучена У. Ф. Олбрайтом (1927, 1934), Дж. Л. Келсо (1954, 1957, 1960)). Отчеты об исследованиях содержат общие соображения, но конкретной информации мало: недостаточно общих планов, разрезы непригодны для анализа; результаты разных сезонов плохо увязаны (нет нумерации слоев); описание фаз минимально, а их интерпретация сводится к простому «иллюстрированию Библии». В наст. время материал пересмотрен (У. Г. Девер).

http://pravenc.ru/text/158296.html

8. Как характеризует христиан Лукиан в «Истории Перегрина»? 9. Описание последних дней какого мученика напоминает рассказ Лукиана об аресте Перегрина? 10. Какой император основал римскую колонию Элия Капитолина? От чего происходит наименование Элии Капитолины? 11. В правление какого императора окончил свою жизнь Поликарп Смирнский ? Какое место в истории христианской агиографии занимает описание страданий Поликарпа? 12. При каком императоре пострадал Иустин Философ ? 13. Кто такая Маркия? Каким образом она смогла поддержать христиан в конце II века? 14. Как относились к христианам императоры первой половины III века? ТРЕТИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В Римской импЕРИИ 1. Каковы хронологические границы третьего периода гонений на христиан? 2. Каковы особенности третьего периода гонений на христиан? 3. Почему император Декий начал гонение на христиан? 4. Что он требовал от христиан своим указом? Каким образом указ приводился в исполнение? 5. Что такое либеллы? 6. Почему в гонение Декия было много отпадших? Какие существовали категории отпадших? 7. Какие события середины III века в Александрии и Карфагене изменили отношение народа к христианам? 8. Какие указы против христиан издал император Валериан в 257 и 258 годах? 9. Как относился к христианам император Галлиен? 10. Когда началось гонение на христиан Диоклетиана? Кто мог быть его подлинным инициатором? 11. Кто управлял империей после смерти Диоклетиана? 12. Что говорилось в эдикте императора Галерия 311 года? 13. Какую связь с этим эдиктом имел Миланский эдикт 312 года? 14. Что провозглашал Миланский эдикт 313 года? Какие авторы сохранили его текст? ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. БОРЬБА ЦЕРКВИ С ГНОСТИЦИЗМОМ Блок 1 1. К чему приводило соприкосновение язычества и христианства в области мысли? 2. Как относились к христианам Тацит, Плиний Младший и Марк Аврелий? 3. Чем критика христианства Цельсом отличается от критики христианства философом Порфирием? 4. В каком веке начали возникать гностические учения? Какие реалии жизни Римской империи способствовали развитию гностических учений?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрез 48 лет после этого разрушения Иерусалима император Элий Адриан основал на месте Иерусалима новый город, который в честь имени императора и в честь Юпитера Капитолийского был назван Элией Капитолиной. Это был город чисто языческий. Иудеям поселение в Элии Капитолине было положительно воспрещено. Они имели позволение являться туда только на один день в году, во время большой ярмарки, и то с платою за право входа. Над главными воротами города поставлено было изображение свиньи, чтобы этою, ненавистною израильтянам, эмблемою, заставить их еще более удалиться от своего священного города. Лишенный своих туземных жителей, новый город был населен переселенцами Сирии, Греции и Аравии, которые заняли всю местность прежнего города, кроме южных склонов Сиона и Мориа, некогда занятых дворцами первосвященников (на Сионе) и царей (на Мориа), а при созидании Юлии Капитолины оставшихся (и остающихся доселе) вне городских стен Иерусалима. На месте храма Соломонова устроен был храм в честь Юпитера Капитолийского и таким образом Адриан думал нанести удар Иудейству. Наравне с иудеями были изгнаны из своего священного города и христиане из иудеев, и в Элии Капитолине жило только небольшое число христиан из язычников. Для нанесения удара христианской вере, Адриан отнимает у христиан гробницу Спасителя, приказывает засыпать наносною землею место смерти и погребения Богочеловека, т. е. Голгофу и примыкающую к ней котловину с гробницами. На образованной таким образом насыпи он ставит над местом Голгофы храм и статую Астарты или Венеры, а на месте гроба Господня статую Юпитера. Но уже эти языческие образы, статуя смерти и статуя возрождения и воскресения, поставленные на месте действительной смерти и действительного воскресения Богочеловека, предохраняли от забвения засыпанную гробницу, так что, когда император Константин Великий изъявил намерение построить храм на месте гроба Господня, ему указали это место без затруднений. – Очевидно, что со времени разрушения Иерусалима и возникновения Элии Капитолины. со времени описанной выше гибели и поругания священных мест христианства и изгнания из Элии христиан из иудеев, епископская кафедра Иерусалимской церкви, которая в первое время христианства была занимаема исключительно родственниками Иисуса Христа по плоти, потеряла особое значение в глазах христианского мира, и епископ Элии подчинен был митрополиту Кесарии Палестинской. Таково было положение Иерусалима в течение 2-го и 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010