Из внутренней жизни патриаршей школы XVIII в. мы владеем некоторыми сведениями, не лишенными значения и довольно любопытными. Около середины века Константинопольская патриархия издала что-то вроде устава школы (по–видимому, это был не первый уже устав). Устав этот составлен прежде упомянутым нами учителем школы Иоанном Лесбосцем и издан был в начале 1748 г. В нем говорится о двух отделениях школы — философском и словесном, и сообразно с этим определено было иметь двух учителей школы (как, вероятно, бывало и раньше). Обыкновенно один из учителей школы носил наименование схоларха (начальника), ему поручалось наблюдение за преподаванием, за поведением учеников и управление хозяйственной частью. — Вышеуказанное философское отделение школы имело превратную судьбу в течение рассматриваемого века: оно то открывалось, то закрывалось. После своего открытия по уставу 1748 г. оно скоро прекратило свое существование. Опять оно было восстановлено при патриархе Серафиме в 1759–1760 гг., когда для занятия должности наставника в патриаршей школе был вызван Булгарис. Но оно опять было закрыто спустя месяц после падения этого патриарха (1761 г.). Снова философское отделение было призвано к жизни в 1777 г. в правление патриарха Софрония II. Но к концу века научное положение патриаршей школы вообще пошатнулось; нам говорят, что в это время «философия ее упала», мало того: даже «грамматика (словесное отделение) была в пренебрежении». По поводу упадка словесного отделения Макрей в одном письме в 1795 г. писал: «Теперь трое учат грамматике, но они не стоят и одного». 56 Число учителей в патриаршей школе XVIII в. было неодинаково. Судя по штату 1748 г., сначала их было только двое, но потом состав их значительно расширился. В правление патриарха Серафима, при Булгарисе, одновременно с ним преподавали четверо учителей. Но мы думаем, что общее количество учителей школы в это время было значительно больше, ибо, по всей вероятности, четверо наставников во главе с Булгарисом преподавали на философском отделении школы, а словесное, или грамматическое, существовало особо и требовало особых же учителей. После число учителей иногда сокращалось, например, из вышеприведенного письма Макрея видно, что на словесном отделении, по закрытии философского, в конце века было трое учителей. В патриаршей школе первой половины века в юности учился у Иоанна Лесбосца патриарх Константинопольский Самуил. 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Книга вторая Греческие школы — общеобразовательные и духовные — в Константинопольском патриархате турецкого периода (Из истории Греко–Восточной церкви от падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени) Если бы меня спросили: какие столпы Церкви и государства, я отвечал бы: во–первых, училища, во–вторых, училища и, в–третьих, училища. Митрополит Паисий Лигарид Сведения о литературе предмета (в примечании). 1 — Степень развития образования у греков в продолжение турецкого периода Греческой церкви; — сетования их по этому случаю на турецкое владычество; — необходимые ограничения подобного рода сетований. — Общеобразовательные школы.Школы низшие, или тривиальные; значение последнего термина; общие сведения о них; сходство их с нашими так называемыми церковно–приходскими школами; свидетельства о тривиальных школах XVI, XVII-XVIII и XIX вв. — Средние школы, или греческие гимназии; известия о них Александра Элладия; критические замечания по поводу этих известий; вопрос: как высоко они стояли как образовательные учреждения; религиозно–учебная сторона в них; — впечатления от таких школ XIX в. — Патриаршая школа, или «академия». — Возникновение ее при первом патриархе турецкой эпохи Геннадии Схоларии; — сведения о двух первых учителях школы (XV и нач. XVI в.); характеристика направления их мысли; — заботы патр. Дионисия II о благоустроении школы и результаты этих забот (сер. XVI в.); — письмо патр. Иоасафа II к царю Иоанну Грозному с описанием состояния школы; критика содержания письма; — неудовлетворительное положение школы в 70–х гг. XVI в.; — запустение ее в конце века; — не имевшие благих последствий заботы о школе в начале XVII в.; — улучшение дела со времен патриарха Кирилла Лукариса; — замечательнейшие учителя XVII в.; — опять запустение; — прозябание школы в первой половине XVIII в., — цветущее, хотя и на краткое время, состояние ее при Евгении Булгарисе (сер. XVIII в.); — упадок школы к концу века; — разные черты из внутренней жизни школы в XVIII в.; — замечательные учителя в школе XIX в.;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Значительному укреплению Братской школы способствовала материальная поддержка и покровительство гетмана П. К. Сагайдачного , который не позднее 1620 г. вместе со всем Войском Запорожским вступил в члены Киевского братства. Весной 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV , восстановивший православную иерархию в Киевской митрополии, проживал в Братском монастыре, где посещал новопостроенный (видимо, деревянный) монастырский храм, побывал в школе и странноприимном доме. До своей смерти (1622) гетман Сагайдачный был главным жертвователем братства. Из текстов стихотворений, составленных ректором Братской школы Кассианом (Каллистом) Саковичем на погребение Сагайдачного, известны имена 20 учеников школы. Это была, видимо, 1-я одновременная фиксация воспитанников школы. Смерть главного покровителя братства осложнила материальное положение как мон-ря, так и школы. Митр. Иов (Борецкий) принимал меры к тому, чтобы получить офиц. разрешение властей Речи Посполитой на деятельность Братской школы в Киеве. Соответствующие прошения неоднократно отправлялись в Варшаву. 19 февр. 1629 г. кор. Сигизмунд III санкционировал своей грамотой деятельность Киевского братства. Однако упоминаний о Братской школе в Киеве эта грамота не содержала. В 20-х гг. XVII в. Киевская школа становится лидирующим правосл. уч-щем в Речи Посполитой. В ней преподают некоторые учителя из Львовской Братской школы и др. учебных заведений. Вероятно, среди преподавателей школы в это время были и греки. Так, 3 июня 1620 г. патриарх Александрийский Кирилл I Лукарис издал грамоту о назначении афонского постриженика иером. Иосифа своим протосинкеллом и приказал ему прибыть «для науки и утверженья веры в Киев, и в Галич, и на Лвов, и на всю Белую Русь» (цит. по: Фонкич Б. Л. Из истории греческо-укр.-рус. культурных связей в 1-й пол. XVII в.//ВВ. 1991. Т. 52. С. 141-147). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы. Это заставило ректора Фому Иевлевича временно закрыть школу. Осенью 1630 г. ректор вместе с частью учеников школы выехал из Киева в с. Юрьевка (имение Киевского Золотоверхого во имя арх. Михаила мон-ря ), где проживал митр. Иов (Борецкий). Лишь в янв. 1631 г. занятия возобновились, тем не менее после эпидемии материальное положение школы было тяжелым.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В древней Руси школьное дело, насколько оно существовало у наших предков, носило, как и в средневековой западной Европе, церковный характер и находилось в связи с церковью. Однако, после попыток первых князей Владимира и Ярослава устроить правильно поставленные учебные заведения, в дальнейшей истории Руси мы не видим до XVI в. других заведений, кроме примитивных школ грамотности по букварю, Часослову и Псалтири, устраивавшихся или членами приходских причтов в своих домах, или особыми «мастерами» грамотности. И с XVI в., несмотря на желание стоглавого собора поднять школьное дело, более или менее прочно организованные учебные заведения явились сначала с юго-западной Руси, где была основана даже киевская академия, и уже позднее стали появляться в московском государстве, как напр. «славяно-греко-латинская академия» в конце XVII в. Со времени Петра Великого, при котором, как выше было указано, появились при архиерейских кафедрах школы или семинарии для учащихся «в надежду священства», начинается ряд мероприятий правительства по распространению образования в народных массах в интересах государственной жизни. Напротив, последнее время, начиная с царствования императора Александра III, ознаменовалось целым рядом законов и правил, направленных к установлению прочной связи народной школы с церковью. По положению 1902 г., церковные школы ведомства православного исповедания, имеющие целью распространять в народе образование в духе православной веры и церкви, подразделяются: 1) На начальные школы, к которым относятся школы грамоты, церковноприходские школы и воскресные школы; 2) на учительские, которые подразделяются в свою очередь на второклассные и церковно-учительские. Школы грамоты устраиваются с разрешения приходского священника,церковно-приходские и воскресные с разрешения епархиального училищного совета,– второклассные с разрешения училищного при св. синоде совета, а церковно-учительские открываются св. синодом. Второклассными называются те школы, в которых подготовляются учителя и учительницы для школ грамоты, а церковно-учительскими такие, в которых подготовляются к учительству в начальных училищах всех разрядов. Впрочем, и второклассные, и церковно-учительские школы предположно слить под одним названием «церковно-учительских».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

V-й период обнимает XIX в., до нашего времени. Здесь можно различать частные направления. а) Век Александра I-ro представляет ещё отголосок века Екатерины II-й, с влиянием европейских начал гуманности, индифферентизма, мистицизма и др. веяний. б) Эпоха Николая I-ro является утверждением национального направления в образовании в началах «православия, самодержавия и народности». в) Царствование Александра II-ro представляет эпоху реформ. Освобождение крестьян открывает широкую возможность образования народа. Духовенство самостоятельно принимает в этом деле живое и плодотворное участие, открывает во множестве церковно-приходские школы, безмездно обучает детей. Учреждение земства привлекает к школе новые средства, но увлекает её на путь иноземных (преимущественно немецких) влияний. Духовенство постепенно устраняется от школы. Мученическая кончина Царя-Освободителя служит к отрезвлению умов от крайних увлечений. г) Царствование Александра III-ro представляет восстановление народной школы на исконных исторических её основах. Духовенство вновь призывается к образованию народа, – школы увеличиваются в количестве и получают живое направление в духе церковности. Народ, руководимый духовенством, сам создаёт школы, они быстро умножаются. Составляется «Положение о церковно-приходских школах», образуется высшее управление церковно-приходскими школами при Св. Синоде, вырабатывается правильная их организация, составляются инструкции, программы, учебники, пособия для школ; в каждой епархии утверждаются училищные советы и их отделения по уездам; организуется школьный надзор, принимаются меры к образованию учителей; утверждаются двухклассные школы с учительскими курсами, основывается образцовая женская учительская школа в Петербурге, организуются учительские съезды. Церковно-приходская школа, руководимая духовенством, при всеобщем участии и расположении народа, быстро развиваясь, содействует улучшению нравственного и экономического его быта. Вырабатывается «Положение о школах грамоты», принимаются меры к устройству приходских библиотек, к бесплатной рассылке книг в беднейшие школы, организуется издательская комиссия для удешевлённого печатания учебников и пособий на специальные средства Училищного при Св. Синоде Совета. Киевский съезд руководителей церковно-приходских школ, в память 10-летия их возрождения, представляет живую картину деятельности духовенства на пользу народного образования в мирное царствование Александра III. Очерк истории церковно-приходской школы на Руси

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самую важную услугу духовному образованию, как рассадник пастырей Церкви, оказали так называемые низшие (первоначальные) школы, которые носили имя тривиальных (triviales). Странное наименование это пришло из глубокой древности, а возникло так: в древнем Риме был обычай устраивать школы на перекрестках улиц (in triviis). Поэтому все вообще элементарные школы в греко–римском мире стали называться triviales. Греческие школы этого рода первоначально заводились при епископских храмах вследствие потребности иметь грамотных священников, а потом и вообще при храмах в целях удовлетворения потребности первоначального христианского образования. Причем часто и самый храм отводился под школу, но, конечно, в том случае, если не имелось другого здания, которое могло бы быть употреблено для данной цели. Такое обращение храма в училище, хотя и не противоречит церковным правилам (см. 88–е пр. Трулльского собора), тем не менее обычай свидетельствует о плохом положении первоначального образования. Так как училище помещалось при храме и в храме, то в связи с этим и учителем чаще всего был местный священник (или даже монах), но, разумеется, были и такие первоначальные школы, в которых учителем состояло отдельное лицо. Значение этих школ заключалось в том, что их могло быть много, что они могли возникать не только в городах, но и в селениях. Рассматриваемые школы смело могут быть названы современным выражением «церковно–приходские школы». Программа преподавания в тривиальных школах была очень несложна: после того как мальчики научались чтению и письму, они изучали Октоих Дамаскина, Псалтирь Давида, затем Деяния и Послания Апостольские и наконец Триодь и Часослов вместе с Пятикнижием и пророческими книгами; ко всему этому присоединялось изучение и арифметики. Школьный день (а дети оставались в школе целый день) заканчивался совершением общей молитвы. Кроме других молитв читали: «Приидите поклонимся…», 104 псалом («Исповедайтеся Господеви») 11  и т. п. Вышеуказанная программа проходилась учениками не в год или в два, но в пять и более лет. Рассматриваемые школы греки иногда иронически называли келейными или монашескими, принимая во внимание общий характер преподавания и церковный сан большинства учителей в них. 12  Как бы то ни было, тривиальные школы очень удобно могли приготовлять если не блестящих образованием, то во всяком случае истовых священников, получивших навык обращаться с богослужебными книгами и умевших, вероятно, петь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Можно по-разному оценивать антропософию, но нельзя не признать, что вероятность принятия антропософских ценностей у ученика вальдорфской школы несравненно выше, чем у выпускника обычной государственной школы. И будет справедливо, если родители, прежде чем решить, отдать ли своего ребенка в вальдорфскую школу, получат объективную информацию об этом учебном заведении, что позволит им сделать сознательный и свободный выбор. 1 Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. М., Московский Центр вальдорфской педагогики. 1992. С.19. 2 Вальдорфские школы и детские сады России. 5 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.16. 10 Например, см.: Леви Х. Доулинг. Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея. СПб., Общество ведической культуры. 1994. 14 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.59. 16 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.82. 17 См.: Питанов В.Ю. Совместима ли антропософия Рудольфа Штайнера с христианством? http://apologet.narod.ru 18 См.: Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»/Дворкин А.В. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя св. князя Александра Невского. 2003. С.771–773. 19 Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. Калуга. Духовное познание. 1992. С.60. 23 Мы не откроем тайны, если напомним читателям, что формирование мировоззрения человека не всегда связано с откровенным навязыванием. Можно поместить человека в систему, атмосфера которой пронизана тем мировоззрением, которое стремятся ему привить. Именно так и поступают антропософы, заявляя, что они не обучают антропософии, но вместе с тем помещая детей в антропософскую среду, где все – и образ мыслей, и поступки окружающих – обусловлены идеями антропософии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/valdorfs...

Следуя совету Патриарха Мелетия, К. К. Острожский выделил земельный надел для основания православной школы в древнем Турове, убедил епископа Феодосия (Лазовского) учредить греко-славянскую школу во Владимире Волынском, ходатайствовал перед польским королем о даровании Львовской школе права преподавания «свободных наук». С учреждением православного училища в Дермани деятельность Острожской школы и типографии по-прежнему продолжалась и после кончины К. К. Острожского, последовавшей в 1608 г. В Острожской типографии еще в 1612 г. были напечатаны Часослов и Типикон. По-прежнему сохранялась связь между типографией и школой; знание греческого языка, необходимое для издания богослужебных книг, давали ее питомцы и наставники. Школа была упразднена лишь в 1622—1624 гг., но типография существовала до 1640 г. Львовская школа История учреждения Львовской православной школы тесно связана с деятельностью местного церковного братства. Приобретение Львовским братством типографии в 1585 г. послужило побуждением и к учреждению школы для просвещения православных христиан. Это видно из послания епископа Львовского Гедеона (Балабана), где, в частности, говорится: «Мы стараючися о том, абы знову наше писма друковане (напечатаны. — Авт.) были и абы пры тои друкарне школу грецкую для науки нашего благочестия во граде Львове фундовати (основать. —Авт.)». В учреждении Львовской школы большую духовную поддержку оказали православные представители Востока. Патриарх Антиохийский Иоаким, проехавший через Львов в Москву в начале 1586 г., опубликовал окружное послание ко всему клиру и мирянам Православной Церкви в Польше об открытии во Львове братской школы и типографии и призвал всех православных к пожертвованиям на эти учреждения. Патриарх Антиохийский делал это с ведома и по полномочию Патриарха Константинопольского Иеремии. Поэтому вскоре из Константинополя во Львов прибыл Патриарший Экзарх для организации православной школы. Это был архиепископ Элассонский Арсений. Он прибыл во Львов в июне 1586 г. Православные жители Львова просили его остаться у них для помощи в борьбе против латинян. Архиепископ Арсений согласился и вскоре организовал обучение «письму греческому и словенскому детей всякого стану (положения. —Авт.)». Он и сам преподавал во Львовской школе на греческом языке в течение двух лет. Сам он изучил церковнославянский и русский языки. За два года он обучил воспитанников школы греческому языку настолько, что они читали отцов Церкви, переводили с греческого языка патриаршие грамоты и писали по-гречески свои сочинения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Великая Христова церковь и совет силлога заботятся о питомцах школы, окончивших в ней полный курс учения и немедленно предлагают им подходящие места. Они назначаются на должности учителей и иеропсалтов в столице и епархиях, а когда достигнут канонического возраста, вступят в брак и примут священный сан, тогда им, при назначении в приходы, оказывается предпочтение пред теми кандидатами, которые не имеют диплома об окончании курса в священнических школах. Если же окончивший курс в школе силлога уклонится от служения церкви в священном сане, тогда его поручитель обязан заплатить школе сто турецких лир в вознаграждение её за произведённые в четыре года расходы. Схоларх священнической школы рекомендуется ефорией по соглашению с советом силлога, назначается и утверждается синодом и патриархом из лиц в священном сане, почтенного возраста и с педагогическим опытом. Схоларху принадлежит полное заведывание школой: ему подчиняются все, здесь живущие, на нём же лежит и вся ближайшая за школу ответственность. Он живёт в школе и получает от неё содержание, наблюдая за точным исполнением устава её и обычаев. Схоларх преподаёт все церковно-богословские предметы, входящие в программу школы, всегда присутствует вместе с воспитанниками в храме за богослужением и наблюдает за точным исполнением церковного устава. Он хранит все официальные документы и книги школы, ведёт письменные сношения с ефорией, наблюдает за библиотекой и заботится о её пополнении, следит за пищей учеников, одеждой и всем необходимым. Кроме схоларха, школа имеет в первое время двух учителей для преподавания всех предметов по программе, кроме церковно-богословских; избрание их и назначение производятся ефорией и советом, по соглашению с схолархом. Ефория школы состоит из четырёх членов, клириков и мирян, избираемых из состава совета силлога, в общем его заседании. Председателем ефории всегда состоит старший из духовных его членов. Члены ефории назначаются на два года, с ежегодной заменой двух из них. Ефория заботится вообще обо всём, касающемся содержания и успехов школы, наблюдает за её внешним и внутренним состоянием, наводит справки о личных достоинствах поступающих в школу учеников, проверяет их поручительства, получает от казначея силлога деньги, необходимые для содержания воспитанников и учащих, входит по мере надобности в сношения с советом силлога по делам школы и отдаёт ему ежегодно отчёт в своей деятельности. Ефория избирает, определяет, и в случае необходимости, удостоверенной схолархом, увольняет епистата и остальных слуг школы. В конце каждого месяца она платит жалованье схоларху, дидаскалам, епистату и всем служащим в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Мы бы не обращали внимания вовсе на эти школы, если бы они преследовали свои цели среди православного населения по отношению к юному православному поколению, чего следовало ожидать от них, судя по их названию, и что было бы в порядке вещей, – справедливо и законно. Но кто из нас, пастырей и верных, может оставаться равнодушным зрителем насилия этих школ над католическими детьми в границах виленской епархии и то под личиной государственности? Церковно-приходские школы и школы грамоты, заводимые православным духовенством, даже там, где, пожалуй, нет ни одной православной семьи, либо угрозами, либо сбыточными и несбыточными обещаниями принуждают и заманивают к себе католических детей, глумятся над их католическим вероисповеданием и в незнающих ещё начальных истин своей веры мальчиков и девочек впаивают начала и правила православия. Такой образ действий православного духовенства относительно католиков виленской епархии должен тем самым склонить и пастырей, и католиков к охранению законными мерами своей веры в юном поколении от посягательств православного духовенства. Цель и стремления церковно-приходских школ и школ грамоты – всем известны и никакой тайны не составляют. Церковно-приходские школы, гласит § 1 о них, имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской. Поэтому всякое участие католиков прямым или косвенным образом в деле поощрения и развития этих школ, их посещения католическими детьми равносильно измене и отступлению от римско-католической веры, и церкви. Эти школы, имея своей прямой задачей подрывать в корне, католическую веру в католическом населении, не приносят ему той пользы, какую школа вообще должна давать своим питомцам, т. е. образование, просвещение ума, сообщением ему научных сведений, соразмерно развитию детей. Церковно-приходские школы и школы грамоты, соответственно своему предназначению, суть учреждения чисто религиозные, преследующие не обучение на первом плане, а воспитание в известном направлении, и с известной окраской всего в них преподаваемого „Не обучение должно составлять основную задачу народной школы, а воспитание в духе подчинения церковной и гражданской власти по уставу Церкви православной“, постановил съезд наблюдателей церковных школ Харьковской губернии. „Сознательно любя православную Церковь , он (учитель) помогает священнику удержать в сердцах учащихся разумение великого значения Церкви... Школа церковная неразрывно связана с Церковью“... (Речь товарища прокурора Св. Синода В. К. Саблера о значении церковной школы).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010