Диоген Аполонийский IX 57; VI 81. См. Ук. ист. Диоген Вавилонский или Селевкийский, стоик, ученик Хрисиппа, схоларх вслед за Зеноном Тарсийским, участник знаменитого посольства философов в Рим 156 г., учитель Панэтия VI 81; VII 30; ср. Ук. ист. Диоген Синопский VI 20–81; I 15; II 66, 68, 78, 103, 112; IV 3; V 18, 19; VI 6, 15, 18, 82, 84, 85, 87, 93, 103, 104, 105; VII 91; соим. VI 81; ср. Ук. ист. Диоген Смирнский или Киренский, ученик атомиста Метродора Хиосского и учитель Анаксарха Абдерского IX 58 Диоген Тарсийский, эпикуреец, писавший о вопросах поэтики. См. Ук. ист. Диоген, лицо неустановленное IV 44 Диоген, стоик из Птолемаиды. См. Ук. ист. Диодор Аспендский (кон. IV – нач. III в.), один из последних представителей старой пифагорейской школы, склонявшийся к кинизму VI 13 Диодор Эфесский, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Диодор, сын Ксенофонта Афинского, участник сражения при Мантинее II 52, 54 Диодор Кронос, философ мегарской школы, его слушали Зенон и Аркесилай II 111, 112; IV 33; VII 16, 25 Диодор, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Диодот, грамматик, комментировавший Гераклита Эфесского, См. Ук. ист. Диокл Магнесийский (II–I вв.), друг Мелеагра Гадарского, автор биографических и доксографических сочинений о философах. См. Ук. ист. Диокл Флиунтский, пифагореец, ученик Филолая и Еврита VIII 46 Диокл, один из душеприказчиков Стратона V 62 Диокл, отпущенник Стратона V 63 Диоксипп, афинский олимпийский победитель, воевал при Александре Великом, покончил с собой, оговоренный завистниками VI 43, ср. 61 Диомедонт, тиранн, которого пытался свергнуть Зенон Элейский IX 26 Дион, ответ ему Питтака I 80 Дион, зять Дионисия I и шурин Дионисия II, друг Платона, желавший воплотить в Сиракузах его теорию идеального государства, в 356 г. захватил власть в городе и через 13 месяцев был убит II 63; III 3, 9, 19–21, 23, 25, 29, 30, 46, 61; IV 5; VIII 84 Дион, отпущенник Ликона V 73 Дион, избран для установления гробницы Зенону Китийскому VII 12 Дионисий Галикарнасский (кон. I в.), ритор-аттицист и историк, автор сочинения о римских древностях. См. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Его сочинения недавно стали известны, после того как кардинал Май, открывший их в Амвросианской библиотеке издал в свет под заглавием Corn. Frontenis opera inedita cum epistolis item ineditis Antonini Pii, М. Avrelii, L. Veri et Appiani. Но в этих сочинениях нет речи против христиан. 27 В переводе о. П. Преображенского слова в скобках пропущены. 28 Об этом изречении Сократа упоминают Лактанций (О Божественных установлениях. III, 19) и блж. Иероним (Апология против Руфина. 8). См. Ксеноф. Memorabil. 29 Академия в Афинах была учреждена Платоном. В середине III в. до новой эры во главе Академии стоял Аркезилай, считавшийся основателем Средней академии. Карнеад (II в. до новой эры), основатель Третьей академии, развивая скептицизм Аркезилая, доказывал недостоверность познания и чувственного восприятия. 30 Симонид (VI — V вв. до Р.Х.) — греческий поэт. Жил при дворе Сиракузского тирана Гиерона. 31 Плавт Тит Макций (ок. 254-184 до Р.Х.) — Римский комедиограф. Цецилий называет так Октавия иронически. 32 Возможно, намек на простоту христиан, которые по большей части были люди неученые, ремесленники и т. п. 33 Великий римский поэт Вергилий Марон (70–19 до Р.Х.), родившийся близ Мантуи. Автор «Энеиды». 34 Анаксимен из Милета (VI в. до Р.Х.), ученик продолжателя философии Фалеса Анаксимандра. 35 Диоген из Аполония — последователь Анаксимена. 36 Ксенофан — (VI-V вв. до Р.Х.) родоначальник элейской школы. 37 Антисфен из Афин (IV в. до Р.Х.) — основатель школы циников. 38 Спевзипп — возглавлял Академию после Платона. 39 Стратон — (III в. до Р.Х.) — ученик Феофраста, перипатетик. 40 Зенон (IV-III вв. до Р.Х.), Хризипп (280-209 до Р.Х.) и Клеанф (сер. III в. до Р.Х.) — философы-стоики. 41 Продик с острова Кеос (V в. до Р.Х.) — греческий софист. 42 Систр — металлическая гремушка у египтян, употребляется при служении Изиде для оплакивания пропавшего Озирдса. 43 Кинокефал или Анубис — египетский бог в виде человека с головою собаки, спутник и страж богов подобно греческому Меркурию. 44 Вероятно, Остан, о котором упоминает Плиний (XXX, 1) и Августин (О крещении, против донатистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Основной догмат материалистической веры составляет исповедание непостижимой тайны в физическом происхождении психических явлений. " Каким образом, говорит Спенсер, – сила, существующая в виде движения, теплоты или света, может стать известным видом сознания, каким образом, например, колебание воздуха производит ощущение, которое мы называем звуком, а силы, освобождающиеся при химических изменениях в мозгу, дают начало движению – это тайны, которые нам нет возможности постигнуть " . – Основные Начала, стр. 235. Сравн. суждение проф. Ковалевского, Основы механизма душевной деятельности, стр. S3. 142 Опыт сочинения материалистической религии можно видеть у Штрауса. Der alte und der neue Glaube, S. 142-148. 143 Паульсен, Введение в философию, стр. V: " Философия старается – и это, можно сказать, есть движущий момент во всем развитии новейшей философии – сделать религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом " . 144 Comte, Cows de philosophie positive. 145 Когда основатель элейской философской школы Ксенофан (в конце IV и в начале V в. до Р. Хр.) излагал свое учение о Боге, что " один есть Бог, превыше богов и людей, ни видом, ни мыслию не похожий на смертных, хотя люди и воображают себе, что будто боги родились, что они образованы подобно им и, как схожие с ними, имеют их одежду, и образ, и голос " (у Климента Александр. Strom, lib. V, p. 601), то все фанатичные поборники слепого суеверия имели, конечно, полное основание думать, что философ разрушает религию, потому что он проповедовал такого Бога, которого не знала толпа. И когда основатель цинической школы философ Антисфен (в первой половине IV в. до Р.Хр.) с бесстрашной откровенностью говорил толпе, что " если бы только удалось ему поймать Афродиту, то он бы пристрелил ее, потому что много прекрасных и добрых женщин она сделала распутницами " (у того же Климента Александр, lib. II, р. 486), то все чувственные поклонники безнравственного культа имели, конечно, полное основание считать его безбожником, потому что он не просто лишь отрицал их представление об Афродите, ко и прямо обещался изловить и пристрелить ее. Однако эта несомненная вражда философии с народным суеверием только по крайнему недоразумению может считаться за вражду ее с религией. Действительное соотношение философии и религии вполне правильно определил Цицерон, Tusculan. lib. I, cap. 26: philosophia nos primum ad deorum cultum erudivil. Срав. суждение Фихте, Anweisung zum Seligen Leben, Werke, Bd. V, S. 418: " Только путем систематического изучения философии можно возвыситься до религии и до ее благословений " . 146

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

– является их практически полная завершенность. Это видно и во всех сменяющих друг друга разнообразных философских онтологиях: стихиях милетской школы, числах пифагорейцев, Бытии элейской школы, извечном мире идей Платона, Перводвигателе Аристотеля, Логосе стоиков, Первоедином неоплатонике Плотина, монадах Лейбница, Абсолютном духе Гегеля, Воле Шопенгауэра и т.п. Феномен представления картины мироустройства в завершенном виде связан с психологической необходимостью преодоления человеком архетипического страха перед чуждым и неизвестным ему внешним миром. В силу этого во все времена человек, живя в преходящем и изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т.е. догматическим, учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека. Подчеркнем, что здесь мы выделили чисто психологический аспект тяготения во все времена многих людей к религиозным знаниям.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Знания в теологии и философии системны и в этом смысле философия и теология научны . С другой стороны, знания в теологии и философии не показывают определенной последовательной восходящей преемственности и в этом смысле теология и философия ненаучны. По этому критерию естествознание и математика остаются образцом научности. По третьему критерию научности знания – его фальсифицируемости – нельзя назвать научными многие разделы математики, которые никак не связаны с эмпирическим знанием. Из этого следует, что критерии научности проблематичны и для самой науки. Можно также сказать, что наука в ряде частей не есть наука, если пользоваться фиксированным набором критериев научности. Научные, философские и религиозные учения всегда встречались при постановке вопроса о происхождении Вселенной, Жизни и Человека. В религиозных учениях этот вопрос решается догматически, т.е. на основании Священного Писания. В философских учениях он решается либо критически, либо метафизически. В научных работах он решается гипотетически. В наиболее популярной в современном научном сообществе гипотезе-теории «Большого взрыва» проблема происхождения Вселенной, или природы изначальной сингулярности, или проблема «Самого начала», остается проблемой. Она в равной степени остается научной, философской и религиозной. При этом предметное поле для взаимосвязи всех областей знания создают вопросы происхождения сложности во Вселенной, особенно жизни и человека. Несмотря на большие успехи в теоретической и практической биологии и смежных науках, они не в состоянии объяснить, как в естественных условиях возможно порождение неким простым объектом более сложного, а этим сложным еще более сложного и т.д., от простейших атомных систем до одноклеточных живых организмов, а от них – к человеку. При всех современных успехах позитивных наук наиболее важные вопросы науки, философии и религии, т.е. принципиальные вопросы человеческого познания мира, остались равным образом предметом всех областей человеческого знания. Эти вопросы следующие.

http://bogoslov.ru/article/4571661

125     Корнут Луций Анней — философ-стоик, вольноотпущенник Сенеки, учитель поэтов Лукана и Персия; изгнан Нероном в 68 г. 126     Ксенофан (ок. 570—478 до н.э.) из Колофона (город на западном побережье М. Азии), Парменид (ок. 540—480 до н.э.) и Зенон (ок. 490—430 до н.э.) (оба из г. Элеи в Южной Италии) — представители т. н. Элейской школы древнегреческой философии. Элеаты полагали, что истина достижима не чувственным путем, но лишь с помощью разума; их исходная установка состояла в утверждении тождества мыслимого и сущего. Киммерийские пределы — по представлениям древних, область на краю света, где в вечном мраке обитает сказочный народ киммерийцев. 127     «Розовоперстая Аврора» — эпитет богини зари Эос (римской Авроры); часто встречается в поэмах Гомера. 128     Гельвеция — область на территории современной Швейцарии. 129     Селена — в греческой мифологии олицетворение луны. 130     Диана — римская богиня растительности, покровительница охоты, родов, олицетворение луны; тождественна греческой Артемиде. 131    Согласно мифу, юный охотник Актеон, случайно увидевший омовение Артемиды, был превращен ею в оленя и разорван собственными собаками. 132    В греческой мифологии Ио — дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, который явился к ней в виде облака. Даная — дочь аргосского царя Акрисия, также возлюбленная Зевса. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземелье, но Зевс проник туда в виде золотого дождя. 133     Акта — наложница Нерона. Задумав вступить с ней в брак, Нерон заставил нескольких сенаторов ложно поклясться, будто она происходит из пергамского царского рода Атталидов. Сенкевич допускает неточность, называя Акту «дочерью Аттала», так как последний царь Пергама (государство на северо-западе М. Азии) по имени Аттал правил в 139—133 гг. до н.э., после чего Пергам стал римской провинцией. 134     Деметра — греческая богиня плодородия и земледелия; тождественна римской Церере. 135    «Увы, увы, мне несчастному!» (Лат.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

18; Idem. De ira Dei. 11). Говоря об одном боге по природе, Антисфен вставал на строго монотеистическую позицию. В этом он продолжал традицию элейской философской школы (прежде всего Ксенофана ; ср.: DK. 21B23. 14-16); его оппонентами здесь могли быть как софисты, придерживавшиеся теологического агностицизма, так и последователи Демокрита , полагавшего, что источником знания о богах являются их материальные «образы», наполняющие мир. Кроме того, Антисфен мог выступать как продолжатель засвидетельствованной Ксенофонтом сократовской тенденции к пантеистическому отождествлению единого бога и природы (см.: Xen. Mem. I 4; IV 3; подробнее см.: Brancacci. 1985/1986; Rankin. 1986. P. 87-100; ср.: Giannantoni. 1990. P. 251-253). Любые внешние изображения и подобия единого бога Антисфен считал не отражающими его природу и потому ложными и ненужными. Так, согласно свидетельству Феодорита Кирского, «Антисфен... провозглашает о Боге всего сущего: Его нельзя узнать на изображениях, Его нельзя увидеть глазами; Он ни на что не похож, поэтому никто не может узнать Его по изображению» ( Theodoret. Curatio. I 75; см. также: Clem. Alex. Strom. V 15. 108; Idem. Protrept. VI 71; Euseb. Praep. evang. XIII 13. 35; ср.: SSReliq. V A 181; АнтКин. С. 100. 24). Последующие К. восприняли от Антисфена убежденность в том, что все человеческие представления о богах относятся к сфере «закона» и потому должны быть «переоценены» и отброшены как ложные ( Goulet-Caz é . Religion. 1996. P. 60). Вместе с тем монотеизм Антисфена остался уникальным случаем для кинизма, поскольку идея единого природного бога не нашла отклика в кинической традиции (ср.: Clem. Alex. Protrept. 6. 71. 2). Вероятнее всего, это объясняется практико-эмпирической установкой кинизма: существование единого бога по природе не дано человеку в опыте, поэтому такой бог является лишь теоретической идеей, от рассмотрения которой К. намеренно уклонялись (ср.: Tillich. 2003. S. 92-93). Отказавшись от учения о едином боге, К. на общий философский вопрос о существовании и природе богов давали ответ, выдержанный в духе строгого агностицизма.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

1). Гераклит, таким образом, неявно признал существование некоторых законов мышления, не придав этому то значение, которое придаст Аристотель. Отрицательно относился Гераклит и к современной ему религии, возражая против культов, мистики, однако веря в богов, в загробную жизнь, в то, что каждому будет воздано по его заслугам. Для бога всё прекрасно и справедливо. Люди же признали одно справедливым, другое – несправедливым. Таким образом, у Гераклита впервые встречается мысль о совершенстве всего мира, об абсолютной доброте бога и о том, что несчастье и несправедливость возникают только от того, что они нам таковыми кажутся, ибо наше знание о мире неполно. То, что нам кажется злом и несправедливостью, для бога является справедливостью и гармонией. Гераклит после себя школы не оставил. Были философы, которые считали себя гераклитовцами, среди них был Кратил, по имени которого назван один из диалогов Платона. Кратил утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и один раз. Поскольку всё течёт и всё изменяется, то обо всём вообще ничего нельзя сказать, ибо как только ты скажешь, то вещь перестаёт быть тем, о чём ты хотел сказать. Кратил поэтому лишь показывал пальцами. §4. Элейская школа Ксенофан Ксенофан жил несколько раньше, чем Гераклит, однако оказал влияние на элеатов, поэтому его философию лучше изучать вместе со всей элейской школой, к которой относятся Парменид, Зенон и Мелисс. Годы рождения Ксенофана в разных источниках указываются по-разному: то 580, то 570, то 564 г. до Р.Х. Умер после 473 г. до Р.Х. Происходил из Колофана, что в Малой Азии. В 25 лет он переезжает на юг Италии, в Сицилию, где и проходили остальные годы его жизни. Сфера деятельности Ксенофана довольно разнообразна: он и философ, и поэт, и проповедник. Писал элегии и силлы. На одну из элегий Ксенофана написал подражание А.С.Пушкин. Ксенофан занимался и филологией – пытался найти закономерности в греческом языке. Однако нас интересует его философия и в первую очередь его учение о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

604 В этих речах Ксенофана слышится не только отрицательное отношение к народным религиозным представлениям, но и скептическое отношение к возможности религиозного познания вообще. Правда, в других отрывках сохранившихся от него (всех их сохранилось 31) видна как будто бы вера не только в Бога, но и в богов, но эти отрывки плохо вяжутся со всем тем, что сохранилось до нас от элейской школы и затем эти отрывки вполне согласимы и совместимы с отрицанием общегреческих верований. В первый период греческой философии не одни элеаты, но и философы других направлений относились свободно и нередко отрицательно к религии своего народа. Но замечательно, что такое отношение к греческой религии существовало в философии главным образом тогда, когда за него можно было дорого поплатиться, когда отрицание государственных богов и введение новых божеств каралось цикутой. Позднее, когда греческая религия стала терять под собою государственную и общественную опору, философия постепенно стала брать её под свою защиту. В этом отношении особенно замечательна та философия, которой и завершилась история греческой философии, это – философия неоплатоническая. Эта философия как будто хочет подняться до религии. О том, над чем Ксенофан смеялся, эта философия говорит, что она еще не может вполне это понять. Так неоплатонизм относился к мифам. Мифы, по неоплатонику Саллюстию – современнику и другу императора Юлиана, это как бы божественные оракулы, они вместе и прикрывают и возвещают истину, говоря о ней в прикроенной аллегорической форме Саллюстий называет мифы подобными богам, языком достойным богов, он признает пять видов мифов: богословские, физические, психические, чисто материальные и смешанные. Как образец его толкований можно привести его объяснение мифа о Сатурне (Кроносе), пожирающем детей. Если рассматривать этот миф как богословский, Сатурн, по Саллюстию, представляет мышление, сущность которого заключается в постоянном возвращении самого в себя; если толковать физически, Сатурн (Кронос – Χρνος) будет вечностью, дети его моментами времени, которое возвращается в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( 61 , 1) Хилону Лакедемонянину приписывают изречение «ничего сверх меры». Но Стратон в своей книге Об открытиях приписывает его Содаму из Тегеи. Дидим же думает, что гном этот принадлежим Солону. Он же приписывает Клеобулу такое изречение: «Мера есть во всем наилучшее». (2) Что касается изречения «поручившись за кого–либо, жди беды», то Клеомен в своей книге о Гесиоде пишет, что ранее всех об этом говорил Гомер: Всегда неверна за неверных порука.  В школе Аристотеля считают, что это изречение принадлежит Хилону, а Дидим приписывает его Фалесу. (3) Пойдем далее. Изречение «все люди злы» или «люди по большей части злы» (оно известно в этих двух формах), следуя Сотаду из Византия, приписывают Бианту. Они же изречение: «Усердие все очищает» приписывают Периандру, а гном «пользуйся случаем» — Питтаку. (4) Солон был афинским законодателем, а Питтак дал законы Митиленам. ( 62 , 1) От названных мужей произошли три философские школы, каждая из которых называется по тому месту, где она процветала. Италийская школа была основана Пифагором, ионийская — Фалесом и элейская — Ксенофаном. (2) Согласно Гиппоботу, Пифагор был сыном Мнесарха с острова Самос. Однако Аристоксен в Жизнеописании Пифагора, а также Аристарх и Теопомп утверждают, что родом он был из Тира. Неанф говорит, что он происходил из Сирии или из Тира, так что большинство согласны, что Пифагор был варварского происхождения. (3) Но и Фалес, как свидетельствуют Леандр и Геродот, был финикийцем, а согласно другим происходил из Милета. (4) Он, как кажется, был единственным из философов, получившим свое знание непосредственно у египетских мудрецов. Поэтому никто из древних не называется его учителем, даже Ферекид, учеником которого был Пифагор. ( 63 , 1) Италийская школа основана была Пифагором и расположена в Метапонте, однако она не пережила ее создателя. (2) Преемником Фалеса был Анаксимандр, сын Праксиада из Милета. За ним следовал Анаксимен, сын Евристрата из Милета. Далее следовал Анаксагор, сын Гегезибула из Клазомен. Именно он перенес ионийскую школу в Афины. (3) Преемником его был Архелай, которого слушал Сократ. Но их покинул бывший каменотес И правдолюб, очаровавший эллинов словами,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(61, 1) Хилону Лакедемонянину приписывают изречение «ничего сверх меры». Но Стратон в своей книге «Об открытиях» приписывает его Содаму из Тегеи. Дидим же думает, что гном этот принадлежим Солону. Он же приписывает Клеобулу такое изречение: «Мера есть во всем наилучшее». (2) Что касается изречения «поручившись за кого-либо, жди беды», то Клеомен в своей книге о Гесиоде пишет, что ранее всех об этом говорил Гомер: Всегда неверна за неверных порука. 57 В школе Аристотеля считают, что это изречение принадлежит Хилону, а Дидим приписывает его Фалесу. (3) Пойдем далее. Изречение «все люди злы» или «люди по большей части злы» (оно известно в этих двух формах), следуя Сотаду из Византия, приписывают Бианту. Они же изречение: «Усердие все очищает» приписывают Периандру, а гном «пользуйся случаем» – Питтаку. (4) Солон был афинским законодателем, а Питтак дал законы Митиленам. Вслед за ними Пифагор, ученик Ферекида, первым назвал себя философом. 58 (62, 1) От названных мужей произошли три философские школы, каждая из которых называется по тому месту, где она процветала. Италийская школа была основана Пифагором, ионийская – Фалесом и элейская – Ксенофаном. (2) Согласно Гиппоботу, Пифагор был сыном Мнесарха с острова Самос. Однако Аристоксен в «Жизнеописании Пифагора», а также Аристарх и Теопомп утверждают, что родом он был из Тира. Неанф говорит, что он происходил из Сирии или из Тира, так что большинство согласны, что Пифагор был варварского происхождения. (3) Но и Фалес, как свидетельствуют Леандр и Геродот, был финикийцем, а согласно другим происходил из Милета. (4) Он, как кажется, был единственным из философов, получившим свое знание непосредственно у египетских мудрецов. Поэтому никто из древних не называется его учителем, даже Ферекид, учеником которого был Пифагор. (63, 1) Италийская школа основана была Пифагором и расположена в Метапонте, однако она не пережила ее создателя. (2) Преемником Фалеса был Анаксимандр, сын Праксиада из Милета. За ним следовал Анаксимен, сын Евристрата из Милета. Далее следовал Анаксагор, сын Гегезибула из Клазомен. Именно он перенес ионийскую школу в Афины. (3) Преемником его был Архелай, которого слушал Сократ.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010