По надписям на стенах уцелевших дворцов царей Ассирийских, насколько правильно эти надписи разбираются новейшими учеными, оказывается, что Сеннахирим, царь ассирийский, не смотря на свое страшное поражение в Иудее, все-таки совершил после этого еще несколько завоевательных походов в Сузиану, Вавилон и, по сказанию древних историков, в Киликию. Преемник его Асаргадон воевал против городов Финикии, против Армении и Киликии также, он покорил эдомитян и часть их переселил в Ассирию, он же подчинил под власть царства ассирийского немногочисленный и в истории совершенно неизвестный народ Bikni. Кроме того, из 2Пар.33:11 мы узнаем, что вожди этого царя поймали иудейского царя Маннасию, заковали его в цепи и отвели пленником в Вавилон. По примеру своих предшественников, Асаргадон построил для себя царский дворец в Кала (Kalah) или Нимруд (Nimrud), подвергшийся, впрочем, еще до окончательной своей отделки совершенному разрушению от пожара. Имя преемника этого царя, сохранившееся на надписях, ученые читают: Assur-banipal, который, по показанию надписей, вел войны против Сузианы, против египетского царя Тиргака, против Сирии, Киликии и Аравии, он воздвиг многие, носящие его имя, здания и между ними царский дворец в Койюдшике (Koyudschik), с библиотекой в нем из глиняных таблиц. Он имел сына, имя которого читают: Asur-emid-ilin и которого признают за одно лицо с Саракосом (Sarakos) древние писатели, – с тем Саракосом, при котором, вместе с разрушением Ниневии, погибло ассирийское царство. (Ст. Keil, Comm. ub. d. Zw. proph. § 396). Таким образом, если принять во внимание представленные нами походы Сеннахирима (Sanherib) и его преемников в разные области, предпринимаемые ими с целью завоевательной; то в то время, когда войско Сеннахирима потерпело поражение под стенами Иерусалима, нельзя было с человеческой точки зрения предвидеть и предсказать, что это чудесное поражение, заставившее Сеннахирима поспешно удалиться в Ниневию ( 4Цар.19:35–36 ), будет иметь своим непременным последствием конечное разрушение Ниневии и падение всесветной ассирийской монархии; потому что, как мы показали, ближайшие к этому поражению события говорили противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Прохождение в исламе обряда обрезания, подобно тому, как и в иудействе, является своего рода критерием принадлежности к исламу или иудаизму, что наделяет их последователей стремлением к обособленности и сознанием исключительности своей религии. Сама необходимость присутствия этого обряда трактуется в исламе по – разному. Как правило, наблюдаются два смысловых направления, объясняющих возникновение (присутствие) этого обряда: религиозное и медикаментозное. Религиозное обоснование: Обрезание – является «символом» ислама. Хотя мусульманами это мнение принимается неоднозначно. «Например, один из известных полководцев арабомусульманской армии при халифе аль – Муттасиме (IXb.) Авшин Хейдар ибн Каус (в Северном Азербайджане), который десятки лет верно служил халифу и жестоко подавил антихалифское восстание хуррамитов, попал под подозрение халифа. При совершении суда над ним стало известно, что Афшин не был подвергнут обряду обрезания. Когда судья Ибн Абу Дауд спросил Афшина, почему он не сделал себе обрезание, тот ответил, что «не видит в этом уклонения от норм ислама, а не сделал из – за боязни, что, если у него отрежут часть его тела, то он умрет». Этот пример говорит о том, что в раннем средневековье переход в ислам не сопровождался обязательным соблюдением обряда обрезания» 174 . Следование примеру Ибрагима (Авраама), отца пророков Диакритическая функция – т.е. это критерий, отличающий мусульманина от представителя другой религии (кроме иудаизма) Также обряд может иметь языческие корни и быть рудиментом древней традиции (финикийцев, египтян, аммонитян, эдомитян, маовитян) приносить часть тела в качестве жертвы богам (пожертвовать часть, дабы спасти целое) Является проверкой мужества человека или служит в качестве инициации при его вступлении во взрослую жизнь. Известно, что в исламе этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. После обрезания мальчик уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

25–26 – второе приложение к тому же отделу. На вскаго, стризающаго власы по лицу своему, ср. русский перевод: всех стригущих волосы на висках, или букв. с евр. «всех стригущих край» (лица своего), т. е. волосы на лбу и на губе. Эти слова пророка Иеремии напоминают закон Моисея, содержащийся в Лев. 19:27 : не стригите края головы вашей (т. е. висков), и не порти края бороды твоей. Пророк не называет ни головы, ни бороды, но называет только «край» и этим словом, повидимому, напоминает указанный закон Моисея. Он говорит о народе, который делал то, что было запрещено иудеям, т. е. выстригал себе виски и края бороды. По свидетельству Геродота (III, 8), это делали жители пустынной Аравии, т. е. те самые люди, которые у пророка Иеремии называются «обитающими в пустыни». Как этих обитателей пустыни, так и Египет, Иудею, Эдома, аммонитян, моавитян пророк называет, по слав.-греч. переводу, «обрезанную имущими плоть свою,» – только плоть, но не сердце, – обрезанными (по плоти) и (в то же время) необрезанными (по духу), ср. Иер. 4:4 , т. е. не придающими нравственного смысла обряду обрезания, не борющимися с злыми влечениями своими. В таком смысле название обрезанных и в то же время не обрезанных может принадлежать не только Иуде, но и другим вышеназванным народам. Об египтянах положительно известно, что их высшие касты обрезывались (Герод. II, 36, 104). Под жителями пустыни, стригущими края лица своего, нужно разуметь особенно Кидар ( Иер. 49:32 , ср. Иер. 49:28 ); а Кидар происходил от Исмаила ( Быт. 25:13 ), Исмаил же был обрезан. Что Исмаил передал обычай обрезания и своим потомкам, видно из того, что между жителями той страны еще до ныне держится обрезание, не смотря на то, что в коране нет заповеди об обрезании. Об эдомитянах, аммонитянах и моавитянах нельзя сказать с достоверностию, что они обрезывались, хотя относительно первых, как потомков Исава, это вероятно. Но пророк говорит об обрезании, которое не имело влияния на нравственную жизнь. Обрезывавшиеся иудеи, египтяне и арабы в нравственном отношении не были нисколько лучше идумеев, аммонитян и моавитян. Весь дом Израилев, хотя и обрезанный плотию, но необрезанный сердцем, упал нравственно до той степени, на которой стоят как народы, подобно ему обрезывающиеся только плотию, но не сердцем, так и народы, не принявшие ни того, ни другого обрезания. Равные нравственные качества повлекут за собою и одинаковое возмездие. Дом Израилев, как и все необрезанные сердцем народы, Господь «посетит», и день этого посещения будет для них днем погибели (ср. Иер. 6:15, 8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Малахия подкрепляет свое утверждение ссылкой на Иеремию. За две сотни лет до Малахии пророк Иеремия объявил о грядущем (для той эпохи) суде над Иудеей: «И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею, без жителей» ( Иер. 9:11 ). Пророчествуя о том же для Эдома, Малахия поясняет, что, подобно Иудее, Эдому не избежать праведного суда Божьего. По–видимому, кара настигла Эдом через набатеев, постепенно вытеснивших эдомитян из их отчизны в 550–400 гг. до н. э., после чего эдомитяне заселили Южную Палестину, область, позднее названную Идумеей. Полукочевые племена набатеев привели в запустение города Эдома, потому что их стада, потребляя зеленый покров в качестве подножного корма, полностью истребили в окрестностях этих городов пахотную землю. Если Иуде будет даровано восстановление, в чем отразится любовь Господа к избранному народу, то суд над Эдомом пребудет неизменным и непреложным. Отдельные идумей (эдомитяне) будут оставлены (как следует из 1:4; ср. с идумеями, позднее приступавшими ко Христу, Мк. 3:8 ), однако как народ они исчезнут с лица земли навсегда. Первый диалог завершается исповеданием Божьего всемогущества в мире. Будущее всеобщее поклонение Господу (его нередко ошибочно трактуют в свете универсализма, находящего все языческие религии угодными Богу) является подтемой книги, ее Малахия освещает в 1:11,14 и 3:12. 1:6–2:9 Обличение скупых жертвоприношений Израиля Действительно ли мы любим Бога превыше всего? С благоговением ли мы поклоняемся и служим Ему? В этом втором диалоге Малахия переходит в «контратаку» по поводу жалоб, о которых шла речь в первом диалоге. Сомнению следует подвергать не любовь Бога к Израилю, а наоборот, любовь Израиля к Богу. Хотя Малахия и признает, что весь народ повинен в оскорблении Бога, которое проглядывает в скупости приношений (1:14), обличает он в этом прежде всего священников Израиля. Это объясняется тем, что обязанностью священников было хранить святилище от осквернения и тщательно проверять всякое приношение, чтобы исключить слепых, хромых и уродливых животных ( Лев. 22:17–25 ; Втор. 15:21; 17:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Этот случай решил и его судьбу, и он должен был вместе с братом своим Аароном и со всем старшим поколением народа сложить свои кости в пустыне. Новое поколение должен был вести и новый вождь. От стана Кадеса, где Моисей своим жезлом в раздраженном недоверии разбил все свои надежды и где также умерла его сестра Мариам 102 , он с тяжелым сердцем повел свой народ к пределам Палестины, в которую ему самому не суждено было войти. И едва он двинулся в путь, как совершилось печальное событие, которое было грустным предвестием скорого осуществления суда Божия и над ним самим 103 . К северо-западу от каменистых развалин города Петры высоко поднимается над окружными холмами утесистая гора Ор со своими двумя остроконечными вершинами. На одной из этих вершин испустил дух свой великий первосвященник израильского народа Аарон, в объятиях своего сына и преемника Елеазара и в присутствии истинно любящего брата, который был для него руководной звездой в течение всей жизни. Величественная гора была достойным местом смерти такого человека. Она была символом величия его духовной жизни, которая всецело была посвящена народу. С горы открывалось дивное зрелище на пустыню, бывшую местом сорокалетнего пребывания злополучного народа, а там, к северу, в неясной синеве дали, виднелась даже холмистая почва обетованной земли. Бедная гробница на вершине этой горы у местных арабов признается и почитается именно за гробницу Аарона, хотя есть признаки ее позднейшего происхождения. После тридцатидневной стоянки под сению горы Ор, сделавшейся могилой Аарона, народ должен был двинуться опять на юг, в обход земли эдомитян, не давших согласия пропустить израильтян через свои владения. Обход этот, по необходимости, опять был труден, и народ стал опять «малодушествовать» и роптать на Моисея, и за это наказан был нападением ядовитых змей, от укушения которых погибло множество народа 104 . Единственное спасение от этого бедствия для израильтян было в знамении веры, изображавшемся для них в виде медного змея, бывшего символом будущего избавления, по слову самого Избавителя: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Приложение XXXVI к стр. c прилож. 805/Земля Мадиамская При определении географического положения той земли Мадиамской, в которую удалился Моисей от лица фараона, предметом недоумений в современной библейской литературе служит собственно то, жили ли мадианитяне, священником которых был Иоаор, на восточной стороне Эланитского залива, как думают одни 830 , или на – западной, как – другие 831 . Вообще же положение этой мадиамской области около Эланитского залива не подвергается сомнению, так как к этому географическому пункту необходимо приводят все относящиеся сюда библейские и внебиблейские указания, при том или другом их понимании. Так – по Быт.25:6 , Авраам отослал сыновей наложниц, а между ними, конечно, и родоначальника мадианитян, в землю восточную, на восток от Ханаана, т. е. вообще в Аравию 832 , живя в которой они ведут торговлю с Египтом ( Быт.37:28:36 ) и, как восточные соседи моавитянь ( Чис.22:4. 7 и д.) и эдомитян ( Быт.36:35 ). входят в дружественные и враждебные столкновения с этими народами. Что владения мадианитян от восточной границы Ханаана простирались и далее на запад по направлению к Красному морю, указанием на это служат развалины известного древним и позднейшим географам 833 города Модиана или Мадиама, находившегося на восточной стороне Эланитского залива; к местности, лежащей вблизи этого же залива, приводить, наконец, и библейское повествование о событии у горы Божией ( Исх.3:1 ), как принадлежащей во всяком случае к центральной группе гор Синайского полуострова. Что касается частнейшего намеченного выше вопроса, то решение в том и другом из указанных направлений находит в библейском повествовании и внебиблейских свидетельствах своего рода данные, хотя и не вполне равносильные. Так в пользу мысли о восточной стороне залива, как месте жительства Иофора, в библейском отношении говорит, во первых, то, что Иофор для свидания с Моисеем приходит, очевидно ( Исх.8:1, 2, 5:6 ), из довольно отдаленной местности и затем по окончании свидания возвращается в землю свою ( Исх.8:27 ), которая должна быть иной, отдельной и более или менее отдаленной от места свидания, далее – то, что во время странствования по пустыне израильтяне нигде, по Библии, не встречаются с мадианитянами; из внебиблейских свидетельств в подтверждение этого географического представления указывают на названные выше развалины города Мадиама, соединенного в арабском сказании 834 с воспоминанием о Моисее и Шуейбе, как называется у арабов Ховав: наконец, указывают на то, что на Синайском полуострове, где у египетских фараонов были рудники, едва ли Моисей мог считать себя в безопасности от преследования 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

8, 1–14. Повествования об успешных войнах с филистимлянами, моавитянами, сирийцами и эдомитянами. Египет и Ассирия, ослабленные внутренними смутами, в это время не могли влиять на события в соседних малых странах. 8, 15–18. Краткое описание правления Давида в период расцвета его успехов и славы (с перечислением должностных лиц), сходное с аналогичными описаниями Самуила ( 1Цар. 7, 15–17 ) и Саула (l Цар. 14, 49–52). Добавлено одним из редакторов книги, так же, как и аналогичный фрагмент 20, 23–26. 2Цар. 9 – 20 . В этом большом отделе излагается хроника семьи Давида и борьбы за престолонаследие, заимствованная из произведения хорошо информированного автора, вероятно, пророка, очевидца событий; очень высоко ценится по своим литературным достоинствам и объективному, беспристрастному изложению фактов. Эта хроника прерывается в глл. 21 – 24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида, и оканчивается в 3Цар. 1 – 2 , где описывается конец царствования Давида в связи с восхождением Соломона. 9, 1–13. Доброе отношение Давида к Мемфивосфею, сыну Ионафана (2, 4), который получил все земли Саула и доступ ко двору. 10 – 12 глл. Война с аммонитянами. Поводом к ней послужили бесчестие послов Давида и заключение новым аммонитским царем Анноном союза с сирийцами. Эта война описана подробнее других войн в связи с тем, что она представлена священным автором как сцена, на фоне которой показаны прелюбодеяние Давида с женой Урия Хеттеянина и убийство ее мужа. В то время как храбрый военачальник Урия вместе с главнокомандующим Иоавом осаждал Равву, столицу аммонитян, Давид совершил прелюбодеяние с его женой – красавицей Вирсавией (11, 1–4). Когда не удалась попытка скрыть прелюбодеяние от умного, хитрого и мужественного Урии, специально вызванного из действующей армии (11, 5–33), Давид предписал главнокомандующему Иоаву устроить смерть Урии в битве (11, 14–25), и после исполнения приказа взял Вирсавию в жены (11, 26–27). 12, 1–14. Пророк Нафан своей мудрой притчей о богатом человеке, отобравшем у бедняка единственную овечку, обличил царя в прелюбодеянии и убийстве и пробудил совесть Давида, признавшего себя виновным и глубоко раскаявшегося, но в то же время пророк возвестил ему о возмездии – трагических бедствиях в его собственной семье, которые будут продолжаться до конца его жизни: «меч не отступит от дома твоего во веки», т. е. во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

32 От имени Ийоайона (библ. Иавана) по Флавию произошло название Ионии; он считается родоначальником греков. 33 От Толбела (библ. Тубал, Фувал) по Флавию произошли иберы. Ныне это грузины, живущие на равнине к югу от Кавказских гор. 35 Терас (библ. Фирас) – родоначальник тирренцев, живших вблизи Афона. Согласно Флавию, Фирас – родоначальник фракийцев. 36 Это имя, довольно часто встречающееся в «Книге Юбилеев», одинаково с именем Сатана как по значению, так и по происхождению (от евр. мастифат – «противостоять, противодействовать»). 38 С детством Авраама у евреев и арабов связано множество преданий. Рожденный матерью тайно в пещере, Авраам, по одной версии, пробыл там три, по другой – тринадцать лет, а по третьей – лишь десять дней. Когда он вышел из пещеры и увидел восходившее среди чудной природы солнце, то готов был преклониться перед ним и почитать его за божество. Но смена дневного светила луною и звездами так поразила его, что Авраам заключил, что планеты не могут быть самостоятельны и что они должны управляться постороннею силою, а именно всемогущим Творцом. 40 Харран – город на севере Месопотамии, лежавший на перекрестке важнейших торговых дорог, чуть в стороне от пути, соединявшего Месопотамию с Сирией и Палестиной. 43 Здесь, вероятно, опущены некоторые подробности о преследовании Авраамом врагов; в противном случае трудно понять дальнейший рассказ о царе содомском. 45 «...ибо грех Аморреев доселе еще не наполнился» – Бог откладывает передачу ханаанской земли потомкам Аврама до тех пор, пока прежние обитатели этой земли сами, своими грехами, не лишат себя права жить на ней. Аморреи здесь – общее имя всех доизраильских жителей Палестины. 46 Кенеи – народ, живший на юге Палестины; кенеем был тесть Моисея. Кенезеи (кеннззен) – народ» живший к югу от Мертвого моря, родственный эдомитянам. К кенеэеям принадлежал Калев, один из героев завоевания Ханаана. Аморреи (амореи, амурру) – самый могущественный хананейский народ, занимавший седьмую часть всей Палестины; западносемитские кочевые племена, поселившиеся в Сирии и Месопотамии. Еще в VII–VI вв. до P. X . Сирию и Палестину нередко продолжали называть «страной Хатти к Амурру». В Ветхом Завете хеттами и аморреями часто называются жители доизраильской Палестины ( Иез. 16,3 ). Согласно книге Чисел (21,21–26), царство аморреев до прихода израильтян в Палестину находилось к востоку от Иордана. Гергесен (гиргасийцы) – народ, живший к западу от Иордана. Евеи – народ, живший в городах среди прочих хананейских племен; делились на самостоятельные общины с монархическим, как в Сихеме, или демократическим управлением. Они жили также по склонам Ливана и Антиливана. Рафейн (в Библии – Рефаимы; Быт. 14, 5 ) – легендарные люди гигантского роста, неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

315. Чему же нас учит все сказанное? Мы должны стремиться к единственному пределу нашей жизни: быть призванными в служители Божии благодаря тому, что мы совершили в жизни. Когда ты поборешь всех врагов: египтянина, амаликитянина, эдомитянина, мадианитянина, – когда перейдешь через воду и получишь просвещение от облака, усладу от дерева и воду от скалы, когда вкусишь небесной пищи: когда в чистоте и непорочности совершишь восхождение на гору и, оказавшись там, будешь научен трубными звуками Божественной тайне; когда в непроницаемом мраке с верою приблизишься к Богу и там узнаешь о таинстве скинии и о достоинстве священства; 316. когда станешь камнетесом своего собственного сердца, чтобы запечатлеть на нем Божественные слова; когда уничтожишь золотой идол, то есть изгладишь из своей жизни пристрастие к стяжательству; когда возвысишься настолько, что бессильно будет против тебя колдовство Валаама (а под волшебством тебе надо понимать многообразие обманов этой жизни, посредством которых люди, словно испив отравы из кубка Кирки 57 , лишаются собственной природы и принимают вид бессловесных тварей), – когда все это произойдет с тобой и произрастет в тебе жезл священства, не извлекающий для этого никакой влаги из земли, но имеющий в себе самом достаточно силы, чтобы принести плод миндаля – на первый взгляд горький и твердый, но внутри съедобный и вкусный; когда ты приведешь к исчезновению все, что восстает против твоего достоинства, чтобы оно исчезло под землей, как Дафан, или было истреблено огнем, как Корей, – тогда приблизился ты к цели. 317. А целью я называю то, ради чего все совершается. Как в земледелии целью служит сбор плодов, в строительстве – сооружение жилища, в торговле – богатство, а в утомительных состязаниях – венок, так в возвышенной жизни целью служит звание служителя Божиего, а к нему добавляется и то, что ты не будешь засыпан курганом, то есть жизнь твоя будет чиста и свободна от груза зла. 318. Повествование называет и другой признак этого служения: глаза его не помрачились, и лицо не истлело ( Втор.34:7 ). Как же может помрачиться взор того, кто постоянно пребывает во свете, удалившись от мрака? И не примет никакого тления тот, кто на протяжении всей своей жизни творил нетленные дела. Человек, воистину ставший образом Божиим и ни в чем не уклонившийся от Божиего облика, несет в себе признаки Первообраза и во всем Ему уподобляется, украшая свою душу нетлением, неизменностью и непричастностью к любому злу. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Это выведение из городов становится напротив понятным, если пленники обречены были на подневольные работы в особых избранных для этого местах, каковое представление и выражено в переводе 70-ти по большинству его списков и в первопечатной славян. Библии. Во 2-х. Выраженное в Вульгате и других позднейших переводах данного места кн. Царств представление об особых мучительных казнях, каким подвергнуты были пленные аммонитяне и которые состояли в распиливании, раздавливании и сожжении, не может быть признано за правдоподобное потому, что не имеет чего-либо соответствующего в обращении ц. Давида с военнопленными из других народов: ни Мосвитяне ( 2Цap. VIII, 2 ), ни Эдомитяне ( 3Цap. XI, 15 – 16 ) не были предаваемы особым мучительным казням. Такая беспримерность совершения последних над одними аммонитянами требует естественно объяснения, каким не может однако служить то, что Давид во время этой войны находился, вследствие своего тяжкого греха ( 2Цap. XI ), в состоянии отчуждения от Бога 31 , так как этот грех снят был с царя прежде окончания войны ( 2Цap. XII, 13 ). Если другие библеисты исключительное – в царствование Давида – применение мучительных видов смерти к аммонитянам объясняют тем, что этот народ жестоко поступал с побежденными 32 то и этим объяснением нельзя вполне удовлетвориться, потому что при этом остаются непонятными побуждения, по которым Давид, не употреблявший подобных способов казни в отношении к пленникам из других не менее жестоких и враждебных народов, поступил иначе с одними аммонитянами. Неподдающаяся удовлетворительному объяснению исключительная жестокость Давида, в характере которого „всего меньше было жестокости“ 33 , с одними аммонитянами колеблет естественно уверенность в точности того перевода данного места кн. Царств, которым вводится в историю этого царствования непонятное событие. И, в 3-х, образовавшееся у новых переводчиков данного места книги Царств представление о названных здесь орудиях, как именно орудиях смертной казни, не имеет твердого основания в существующих и по настоящее время сведениях относительно этих предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010