В сущности, перед нами — личная и политическая драма, которая еще не раз будет повторяться на протяжении всей человеческой истории. Идумеяне (эдомитяне) и евреи были близкородственными народами, что не мешало им, мягко говоря, не любить друг друга. В ходе своих завоевательных походов Давид покорил Идумею, но ее народ не желал смириться с участью побежденных. В то самое время, когда Давид и главнокомандующий его армией Иоав вели войну на два фронта — с аммонитянами и сирийцами одновременно, в Идумее был поднят мятеж. Восставшие перебили немногочисленные еврейские гарнизоны и бросили трупы израильтян на съедение птицам и зверям. Эти события вынудили Иоава прервать военную кампанию и бросить свои основные силы в Идумею. Похоронив убитых товарищей («…и военачальник Иоав пришел для погребения убитых»), Иоав начал огнем и мечом расправляться с мятежниками. При этом израильтяне убивали исключительно тех, кто оказывал им вооруженное сопротивление, и именно так следует, по мнению комментаторов и историков, понимать фразу «и избил весь мужеский пол в Идумее». Шесть долгих месяцев ушло у Иоава на войну с действовавшими партизанскими методами идумеями и создание в этой провинции новых, куда более мощных, чем прежде, охранных гарнизонов. Наконец, после гибели царя Идумеи, видимо, руководившего этим восстанием, оставшаяся в живых часть его войска, признав свое поражение, вместе с маленьким принцем Адером (Ададом) бежала через Синайский полуостров в Египет. Фараон, разумеется, сразу же понял, что горящие жаждой реванша эмигранты могут стать выгодными союзниками в случае возможной войны с Давидом и пригодиться в будущем для создания марионеточного Идумейского государства, играющего роль буфера между Египтом и Израильским царством. Именно поэтому он дал приют идумеям, оказал Адеру полагающиеся ему царские почести и фактически создал при своем дворе идумейское правительство в изгнании. Шли годы. Адер рос, одержимый ненавистью к захватчикам-израильтянам и мечтой вернуть себе трон отца. При этом фараон продолжал всячески привечать принца и даже отдал ему в жены свояченицу, а его детей воспитывал вместе с собственными детьми, то есть тоже как принцев. Известие о гибели Давида, воцарении малолетнего Соломона и последовавшей вскоре после этого казни Иоава привело Адера к мысли, что пришло время для исполнения его заветных мечтаний. Адер стал просить фараона разрешить ему пуститься в военный поход для освобождения своей родины и, разумеется, рассчитывал, что владыка Египта пошлет вместе с ним и часть своей армии.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Хитрец Иаков 6 мин., 12.07.2012 Мы говорили в прошлый раз об одном странном и даже скандальном эпизоде в книге Бытия — о несостоявшемся жертвоприношении, когда Авраам был готов по велению Бога убить собственного сына Исаака. Но если посмотреть на внука Авраама по имени Иаков — вся его жизнь состоит из скандальных эпизодов. Он был одним из двух близнецов, его брата звали Исав и тот считался старшим — ведь даже из близнецов кто-то появляется первым. Шли годы, дети росли, и вот однажды охотник Исав вернулся домой голодным и увидел, что его брат-домосед сварил чечевичную похлебку. Но хитрый Иаков предложил необычную плату за миску похлебки: права первородства. Исава это не слишком-то заботило, он легко отказался от будущих прав ради вкусного обеда. Хендрик Тербрюгген. Исав продает свое первородство. Ок. 1627 г. Впрочем, сделка сделкой, а реальные права на это первородство еще следовало получить от отца — Исаака. К тому времени он уже состарился и ослеп. Однажды он решил передать старшему сыну, Исаву, свое благословение (тогда это было не просто благопожелание, а введение в наследство, включая и особое избранничество). Отец приказал Исаву отправиться на охоту и приготовить ему любимое кушанье из дичи. В те времена люди не стыдились признавать, насколько они зависят от пищеварения: вот поест он вкусного, и тогда благословит сына от души. В ход событий вмешалась мать близнецов Ревекка, которая благоволила младшему сыну. Она сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды Исава и обернула его руки козлиной шкурой — ведь у Иакова, в отличие от Исава, кожа была без волос. Старик Исаак от души поел козлятины и охотно поверил, что перед ним — старший сын, и передал ему всё, в том числе и главенство над братом. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». От Исава, согласно Библии, произошел народ, родственный евреям — эдомитяне или идумеи, которые жили в основном на территории нынешней Иордании.

http://foma.ru/xitrecz-iakov.html

Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, которую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоятельство, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–14 ). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба ( 4Цар. 14:22 ; 2Пар. 26:2 ). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их ( 2Пар. 28:17 ). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами ( 4Цар. 16:6 ). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь ( Иер. 27:3 ), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность ( Пс. 136:7 ; Ис. 63:1–4 ; Иер. 49:7–22 ; Плач. 4:21–22 ; Иез. 35:5.15 ; Иез. 36:5 ; Авд. 1:10–14 ). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как ⇒ Идумея, а сами Э. – идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем которой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Равным образом и дальнейший рассказ рассматриваемой главы книги Бытия о новых (два только имени – Феман и Кеназ сходны с предыдущими) одиннадцати старейшинах идумейских ( Быт. 36:40–43 ) не заключает в себе мысли о новой перемене, происшедшей в управлении Идумеи и состоявшей будто бы в том, что после восьмого её царя снова эта страна перешла или передана была в управление начальников колен. Этим предположением некоторые думают объяснить происхождение в 36 главе Бытия второго списка идумейских старейшин; а некоторое основание для этого находят в словах 1 книги Паралипоменон: и умер Гадар и были старейшины у Эдома ( 1Пар. 1:51 ), которыми писатель „как будто хочет сказать, что по смерти Гадара царская власть была отменена и восстановлено было древнее государственное устройство с наследственной аристократией” 168 . Но порядок речи в данном месте книги Паралипоменон, на котором основывается эта догадка, может быть понимаем как в смысле хронологической постепенности одного события за другим, так и в смысле логической последовательности, по которой писатель сначала говорит о важнейшем – царях, а потом о низшем – старейшинах, точно также как выше он говорил сначала о господствовавших на Сеире потомках Исава, а потом – о побеждённых ими хорреях (из чего никто, однако, не выводит, что хорреи поселились на Сеире после эдомитян). А вследствие этого порядок речи в приведённых словах книги Паралипоменон утрачивает значение надёжного вспомогательного средства для объяснения 40 стиха 36 главы Бытия, служившей к тому же единственным, как полагают 169 , источником в данном случае для писателя книги Паралипоменон, в своих древнейших родословиях сокращавшего только повествование книги Бытия. Между тем слова книги Бытия сами в себе заключают достаточное объяснение того, почему повествователь после царей снова перечисляет старейшин. Он говорит: сии имена старейшин Исавовых по племенам их, по местам их, по именам их ( Быт. 36:40 ). Так как затем каждому из старейшин придан один только термин (а не три, как следовало бы ожидать) и так как имена первых идумейских старейшин и происшедших от них племён или колен были уже названы прежде ( Быт. 36:15–19 ), то, следовательно, этот новый перечень старейшин заключает в себе не имена собственно старейшин или колен, а названия занимаемых ими городов или селений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

СЧЕТ ЛЕТ ПО AHTUOXIU – этот фрагмент (И209 20 ) принадлежит Амартолу, и утверждение о начале летоисчисления по Антиохии ( κατ ντιχειαν τν τν ριθμς Б300 1 ) здесь не поддается расшифровке. Эра Селевкидов (Селевков, Антиохов и других правителей Антиохии) началась с 312 г. до н. э. (Иосиф Флавий ведет по ней счет; см., например, об Антиохе IV Епифане в Древ 12.5.3) и кончилась после свержения в Антиохии последнего Селевкида Помпеем в 64 г. до н. э. ИРОД ИЗ ИНЫХ ПЛЕМЕН – Ирод, сын Антипатра, был идумей (эдомитянин); население Идумеи было обращено в иудаизм в конце II в. до н. э. Иосиф Флавий (Древ 14.15.4) подчеркивает незнатность Ирода. И210 ИНОПЛЕМЕННОГО АНАНИИЛА: λλογεν τν ννιλον Б300 8 . В Тр имени нет; по свидетельству Иосифа Флавия, Ананиил не был туземным евреем, он был из иудеев, переселившихся за Евфрат, из священнического рода (Древ 15.3.1). БЛАГИЕ – так в S: блази ; в Тр порча: гла И210 17 «Благой, благие» Врем – частый заменитель для «помазанный, помазанные» в силу омофоничности и взаимозаменимости в греч. тексте конкретного χριστο «помазанные» и обобщенно-оценочного χρηστο «благие». См. И38, 211, 212 и др. Сущ. χρσμα (sic!) смешивается также с χρσμα «пророчество». ГИРКАНОМ – Гиркан II, внук Гиркана I, сын Александры и Александра Ионная, первосвященик и правитель Иудеи. Ранен парфянами в 40 г. Умерщвлен Иродом Великим в 30 г. ОТВЕТИТЬ: да в щать (сп2 вщать) И210 20 (и на И213 16 , 285 9 , 300 15 , 336) в соот. с το ποκριθναι инф. аор. мед.-пасс. κα το οκοδομσαι Б301 12 (в Септ Дан. 9:25 без артикля: ποκριθναι κα οκοδομσεις); в значении медия гл. ποκρνομαι в НЗ и в позднем, визант. значит «отвечать». Так в Супр. [Фасмер I, 169], Острож: ко вщати и ко съградити . В пассиве гл. ποκρνομαι имеет значение «отделяться, уходить», что по смыслу более соответствует этому месту пророчестве Даниила. Однородность субст. инфинитивов наталкивает на понимание: «от исхода слова выйти и отстроить», а не «от исхода слова постановления отстроить». В синод. пер. «как выйдет повеление о восстановлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Бегите, обративши тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана; ибо погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего. 7, 8. Феманом в Ветхом Завете назывались и старший сын Елифаза, сына Исавова ( Быт. 36:11 ), и страна, в которой жили потомки Фемана ( Иез. 25:13 ; Авд. 1:9 ; Авв. 3:3 ), следовательно, область Идумеи, и самые эти потомки Фемана. Последнее значение может принадлежать этому слову и в настоящем случае. Из настоящего места можно также видеть, что страна Феман славилась своими мудрецами. Но так как в Авд. 1:8  «мудрые» и «благоразумные» представляются живущими во всем «Эдоме», на «всей горе Исавовой»: то не употреблено-ли в настоящем месте имя Феман () в нарицательном смысле страны, лежащей к югу от Иудеи, и не означает-ли потому это имя всей идумейской страны? Воззвание пророка к мудрости идумеян в связи с угрозою Исаву погибелью равносильно вопросу: «разве вы сами не видите, не понимаете, как близка к вам погибель? Отчего не примете вы мер к спасению от этой погибели?». – Дедан, находился-ли он во время пророка Иеремии под властию эдомитян, или был только их независимым соседом (ср. толк. Иер. 25:23–25 ), – во всяком случае и ему грозила опасность во время посещения (ср. Иер. 5:9 ) Божия на Эдома. Повидимому, боговдохновенный пророк относится к Дедану до некоторой степени доброжелательно, советуя ему спасаться ( снидите в пропасть=скройтесь в неприступных или тайных местах) от погибели, которою грозит Исаву. Но необходимость бежать и скрываться в пещерах была для Дедана тою чашею гнева Божия, которую и он должен был (по Иер. 25:23 ) испить вместе с другими народами. Непотребна бысть (=inutilis facta est) мдрость ихъ – небуквальное выражение смысла евр. текста (=русск. перевод). Попрано бысть мсто ихъ (=70 толк.), ср. русск. (=масор.) текст: бегите, обративши тыл. 70 толковников вм. масор. читали, повидимому, , а приписали значение, свойственное слову сирийскому пнито – бок, часть, страна. к жестка сотвор: (погибель Исалю)… Последние два слова (=вульг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Нет возможности смотреть на них в том месте, где они открываются взору, не приводя себе на память слова пророка: «терн взойдет в его дворцах, крапива и ежевика в его крепостях», и проч. Писатель может присовокупить, что когда он в первый раз входил в разрушенное здание через узкое отверстие в стене, то он нечаянно наступил на высокую и густую крапиву и, убедившись в колючем свойстве её, не имел потом ни нужды, ни охоты продолжать свои испытания. Вот в каком состоянии находится теперь последнее еще не совсем развалившееся строение гордой столицы Идумеи. Его другие стены, как видно в картине, снятой Лабордом, растрескались и отчасти повалились на землю. Нижняя часть одной колонны фасада имеет девятнадцать футов в окружности и равняется в этом отношении колоннам большого храма в Бальбеке. Толщина стены дворца имеет слишком восемь футов. Часть упавшей колонны имеет около пяти футов в диаметре. Ворота, или триумфальная арка близ дворца сохранила обломок, который хотя и не может считаться благородной развалиной и не может долее служить памятником какой-либо давно забытой победы некогда страшных эдомитян, однако, стоя одиноко подобно развалившемуся зданию, к которому вела от этой арки мощеная дорога, она сохранила еще довольно, чтобы служить памятником их столицы и того во веки веков незабвенного торжества, которое было одержано словом Иеговы над столицей врагов Израиля. Город, окруженный утесами и скалистыми холмами, имеющими, по крайней мере, две мили в окружности, возвышающимися более чем на две тысячи футов над большой долиной Араба и построенный на горе Сеировой, народом, навлекшим на себя проклятие Иеговы, лишен теперь всякого могущества за исключением одного– свидетельствовать, подобно другим городам этой страны, о том, что угроза Его «ниспровергать», как бы часто он ни «созидался» вновь, есть «дело истинное». Такие неразличимые развалины походят на развалины многих других городов, на развалины Иудеи и Израиля, Аммона и Моавии, и на развалины более сильных городов, которые беспрепятственно распространялись над гораздо обширнейшей местностью; но так как пророк, произнося слова Бога истины против Эдона, говорил о людях, которые, обольстившись гордостью своего сердца, поселились на «утесах скалы» или на Селе, и поставили гнездо свое так высоко как орел, то не на дне долины, как бы оно ни было возвышенно по местности своей, может быть найдено полное исполнение таких приговоров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Он продолжил с верой (7–11). Вечером возвращаются они, как злобные псы (7), но Давид не боится их, он ищет Бога (10), полностью полагаясь на Его водительство (11), он уверен в том, что сможет пережить все напасти и смотреть (но не злорадствовать) на своих клеветников. Он сохранил свой нравственный потенциал и посвященность Богу (12–14). В ст. 12 Давид говорит: народ мой, поскольку он действительно их царь. Он ищет не личного покоя, но хочет, чтобы народ увидел деяния Божьи и извлек из них урок, чтобы весь мир узнал, что такое провидение Божье на земле (14). Точно так же речь идет не об отмщении, но о том, чтобы грех, гордость, клятва, ложь (13) были наказаны. В разгар бедствий Господь дарует Давиду песнь. Злобные псы все еще воют (15, 16), но Давид уже начинает песнь восхваления: А я буду воспевать (17)… Тебя буду воспевать (18). Как должно быть удивились стражи, слыша посвященное Господу пение Давиды и Мелхолы. Псалом 59. Развевающееся знамя Давид находился в горестных раздумьях по поводу своих военных операций. Согласно истории, описанной в 2Цар. 8:3–7 , он одолел Адраазара, царя Сувского. Адраазар охранял северную границу своего государства, а Давид в это время оккупировал юг страны. Но он еще не успел насладиться победой, как пришла весть, что идумеи (эдомитяне) ворвались в Иудею со стороны Мертвого моря. Создавалась ситуация, когда в отсутствие царя и армии только что созданное иудейское государство могло погибнуть, не успев фактически сформироваться. Эти обстоятельства отражены в ст. 3: реальная опасность угрожала не со стороны Эдома – их ожидал гнев Господень (инструментом для выражения которого был Эдом). Поэтому только молитва (обратись к нам) могла быть для них спасением. Потряс землю (4; ср.: Исх. 19:18 ; 1Цар. 14:15 ), вином изумления (5; ср.: Ис. 51:17 ) – метафоры, передающие присутствие Бога и Его гнев, но есть знамя, которое должно развеваться (6), – знамя молитвы (7). Суть в том, что Бог даровал Свои обетования о земле, о народе и о защите от врагов (8–10). Бог – единственная наша надежда (11, 12), поэтому молитва – единственная наша защита (13). Весть псалма выходит за рамки конкретных исторических событий, она актуальна в любых тяжких обстоятельствах, в том числе и тогда, когда мы совершаем серьезные проступки. Она заключается в том, чтобы уповать на обетования Божьи и развернуть знамя молитвы. Если мы не верны, то Господь все равно остается верным Своим обетованиям: «…ибо Себя отречься не может» ( 2Тим. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Господствующее мнение не естъ непременно правильное мнение. Оно основывается главным образом на сравнении пророческой речи Авдии с пророчеством Иеремии ( Иер. 49:7 −22). Так как это последнее пророчество не только по содержанию, но и по букве имеет много сходства с пророчеством Авдии: то полагают, что Авдия пророчествовал одновременно с пророком Иеремией и при тех же самых обстоятельствах, которыми вызвано произнесение ( Иер. 49:7–22 ). Авдия угрожает Эдому за то, что этот последний радовался, “несчастию» брата своего – Иуды – в день «погибели его“, «стоял на перекрестках“ дорог, чтобы ловить и «предавать“ в руки врагов тех из иудеев, которые искали спасения в бегстве. Большинство толковников полагают, что пророк имел при этом в виду то же поведение эдомитян, о котором говорил современник Иеремии, пророк Иезекииль, называя это поведение «жестоко мтительным» по отношению к Иудеи. Слова Авдия об Эдоме, как об одном из тех, которые бросали жребий об Иерусалиме, т. е. считали себя имеющими одинаковое право на обладание столицею Иудеи по праву завоевания, – эти слова находят поразительно сходыми с словами Иезекииля ( Иез.36:3 ): «так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрек слово на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою (т. е. Иудею) во владение себе, с сердечною радостию и с презрением в душе обрекая ее в добычу себе“. Находят, что Авдия говорит о том же, о чем и Иезекииль. Тот и другой пророк падение Иерусалима представляют уже совершившимся событием, и это падение, по мнению толкователей, какк представляется у Иезекииля, так и у Авдии должно быть признано делом халдеев. Далее, обращая внимание на ( Пс.136 ), это излияние чувств из уст сидящих со слезами на глазах по берегам вавилонских рек. Пережившие дни разрушения Иерусалима халдеями иудеи вспоминают пред Господом о сынах Эдома, которые в “день Иерусалима» говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его!“ Не тоже ли, говорят, и тут злорадство идумеев о погибели Иудеи, на которое указылает Авдия, и “погибель или несчастие Иудеи“ у Авдии не есть-ли то разрушение Иерусалима, в котором принимали действительное участие идумеи, поджегшие храм Господень по преданию еврейскому ( 2Ездр. 4:43 )? Так, повидимому, легко изъясняются слова Авдии об отношении идумеев к бедствию Иуды словами других ветхоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

При таком общем преобразовательном значении жертвоприношения, Исаака, по толкованию святых отцов и учителей церкви, и частные обстоятельства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать в не врат его (Евр. 13:12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие своей смерти — крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресенье предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день. Обетование в 15–19 ст. есть заключение всех обетовании, бывших Аврааму, и потому отличается особенною торжественность. Обетование о семени, через которое все человечество получит благословение, относится к явлению в мир Христа Спасителя, искупившего человечество. Исав и Иаков (Быт. 25 гл) Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно подчинены были Идумеи Иоанном Гирканом (за 120 лет до Рождества Христова), который заставил жителей Идумеев принять обрезание, когда, таким образом, Идумеи подчинились Евреям не в политическом только, но и религиозном — нравственном отношении. С этого времени имя Идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории. В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостолов, прообразовательное значение. Они предуказывали судьбу двух народов — Иудеев, плотских потомков Исаака и христиан — верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал Евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага, «усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования», от них произошел по плоти и Искупитель человечества (Рим. 9:4–5); Иаков же был прообразом язычников. Но, не смотря на это, Евреи не наследовали великих благ обетовании, данных отцам их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010