Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Эдомитяне, идумеи Эдомитяне, идумеи, потомки Исава ( Быт. 36:1–19 ), поселившегося ко времени возвращения Иакова из Месопотамии в р-не горы Сеир ( Быт. 32:3 ; Быт. 36:6–8 ). Эдомитяне полностью отвоевали Сеир у хорреев ( Быт. 14:6 ; Быт. 36:20–30 ; Втор. 2:12.22 ). Наряду со старейшинами в Библии упоминаются и восемь эдомитянских царей ( Быт. 36:31–39 ). Последний из царей Эдома, год смерти которого не приводится, мог быть современником Саула. Результаты иссл. показывают, что в то время цари у Э. избирались; позднее ( 3Цар. 11:14 ) речь идет уже о цар. династии. Во время странствования израильтян по пустыне эдомский царь запретил им проходить через его землю. Поскольку война с Э. израильтянам была запрещена, они пошли в обход Эдома ( Числ. 20:14–21 ; Втор. 2:4–8 ; Суд. 11:17 ). В отличие от аммонитян и моавитян, Э. в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор. 23:8–9 ), но ВЗ рассказывает о длит. вражде между евреями и Э. с момента их первого столкновения. На протяжении 400 лет дело не доходило до открытых воен. действий; первым против Э. выступил Саул ( 1Цар. 14:47 ); Давид полностью подчинил их себе, чем подтвердил предсказание Валаама ( Числ. 24:18 ). За битвой в Соляной долине следует покорение всей земли Э. ( 2Цар. 8:13–18 ; 1Пар. 18:12–17 ). Иоав с войском в течение шести месяцев остался в Эдоме и уничтожил там все мужское население ( 3Цар. 11:15–22 ), лишь цар. сыну Адеру удалось спастись бегством в Египет. После смерти Давида и Иоава Адер вернулся в свою страну врагом Соломона ( 3Цар. 11:14–22.25 ), но не смог воспрепятствовать предпринятому этим царем строит-ву кораблей в портовом городе Ецион-Гавере ( 3Цар. 9:26–28 ) и сооружению медеплавильных печей. При Иосафате, продолжившем строительство кораблей в Ецион-Гавере, эдомитянами правил иуд. наместник ( 3Цар. 22:47–50 ), который в 4Цар. 3 назван «царем». При этом наместнике Э. принимают участие в совместном походе израил. царя Иорама и иуд. царя Иосафата против моавитского царя Месы (Меши) ( 4Цар. 3:4–27 ). Когда в отместку за это моавитяне и аммонитяне нападают на Иудейское царство, в их войске оказываются и Э., которые, однако, первыми пострадали во вспыхнувшей между союзниками ссоре ( 2Пар. 20:1.10.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Господствующее мнение не естъ непременно правильное мнение. Оно основывается главным образом на сравнении пророческой речи Авдии с пророчеством Иеремии ( Иер. 49:7 −22). Так как это последнее пророчество не только по содержанию, но и по букве имеет много сходства с пророчеством Авдии: то полагают, что Авдия пророчествовал одновременно с пророком Иеремией и при тех же самых обстоятельствах, которыми вызвано произнесение ( Иер. 49:7–22 ). Авдия угрожает Эдому за то, что этот последний радовался, “несчастию» брата своего – Иуды – в день «погибели его“, «стоял на перекрестках“ дорог, чтобы ловить и «предавать“ в руки врагов тех из иудеев, которые искали спасения в бегстве. Большинство толковников полагают, что пророк имел при этом в виду то же поведение эдомитян, о котором говорил современник Иеремии, пророк Иезекииль, называя это поведение «жестоко мтительным» по отношению к Иудеи. Слова Авдия об Эдоме, как об одном из тех, которые бросали жребий об Иерусалиме, т. е. считали себя имеющими одинаковое право на обладание столицею Иудеи по праву завоевания, – эти слова находят поразительно сходыми с словами Иезекииля ( Иез.36:3 ): «так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрек слово на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою (т. е. Иудею) во владение себе, с сердечною радостию и с презрением в душе обрекая ее в добычу себе“. Находят, что Авдия говорит о том же, о чем и Иезекииль. Тот и другой пророк падение Иерусалима представляют уже совершившимся событием, и это падение, по мнению толкователей, какк представляется у Иезекииля, так и у Авдии должно быть признано делом халдеев. Далее, обращая внимание на ( Пс.136 ), это излияние чувств из уст сидящих со слезами на глазах по берегам вавилонских рек. Пережившие дни разрушения Иерусалима халдеями иудеи вспоминают пред Господом о сынах Эдома, которые в “день Иерусалима» говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его!“ Не тоже ли, говорят, и тут злорадство идумеев о погибели Иудеи, на которое указылает Авдия, и “погибель или несчастие Иудеи“ у Авдии не есть-ли то разрушение Иерусалима, в котором принимали действительное участие идумеи, поджегшие храм Господень по преданию еврейскому ( 2Ездр. 4:43 )? Так, повидимому, легко изъясняются слова Авдии об отношении идумеев к бедствию Иуды словами других ветхоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Во времена правления Иорама, сына Иосафата, Э. поставили собств. царя и, несмотря на поражение в битве, смогли утвердить свою независимость ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). Решающей победы над ними добился Амасия, завоевавший их столицу Селу, которую он переименовал в Иокфеил («Оплот Бога»). Но то обстоятельство, что он привез в Иерусалим эдомитских идолов и поклонялся им, свело на нет успех его завоеваний ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–14 ). Его сын Озия (Азария) присоединил к Иудее Елаф и вернул выход к заливу Акаба ( 4Цар. 14:22 ; 2Пар. 26:2 ). Но когда на Иудею напали Факей и Рецин (733 г. до Р.Х.), Э. также вторглись в страну, взяли пленных и увели их ( 2Пар. 28:17 ). Порт Елаф вновь, теперь уже навсегда, был утрачен израильтянами ( 4Цар. 16:6 ). При ассир. царях Тиглатпаласаре III, Саргоне II, Синаххерибе (библ. Сеннахириме), Асархаддоне и Ашшур-банапале Эдом, как и Иудея, был обложен данью, что вызвало восстание этих гос-в в союзе с Ашдодом (Азотом), которое было подавлено в 711 г. до Р.Х.; в 701 г. до Р.Х. Э. вновь пришлось покориться. Во времена Навуходоносора в Эдоме жил царь ( Иер. 27:3 ), который, по-видимому, вел с иуд. царем Седекией переговоры о заключении союза. Но когда Иерусалим был завоеван, Э. напали на побежденных и заняли юг Иудеи вплоть до Хеврона. Такое вероломство придает плачам иудеев и предсказаниям суда над Эдомом особую пронзительность ( Пс. 136:7 ; Ис. 63:1–4 ; Иер. 49:7–22 ; Плач. 4:21–22 ; Иез. 35:5.15 ; Иез. 36:5 ; Авд. 1:10–14 ). По мере продвижения на север Э. теряли обжитые ими тер., уступая их набатеям. Маккавеи возвращают Иудее Хеврон и в конце II в. до Р.Х. принуждают Э. к обрезанию, присоединяя их таким образом к иуд. народу. С тех пор область совместного проживания иудеев и Э. зачастую называется греч. и рим. писателями как ⇒ Идумея, а сами Э. – идумеями. В середине I в. до Р.Х. к власти в Иудее приходит идумейская династия, основателем которой был Антипатр, отец Ирода Великого. После разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) Э. как народ исчезают с ист. арены.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

113 См.: Гондецкий С., еп. Введение в синоптические Евангелия/Пер. с польск. М., 2004. С. 179–188. 119 См.: Алексеев АЛ. и др. Библеистика. С. 41; Дрейн Д. Путеводитель по Новому Завету. С. 246–248; Wenham D., Walton S. Exploring the New Testament P. 77–79. 122 Характеристику некоторых из таких подходов см., например, Гондецкий С., еп. Введение в синоптические Евангелия. С. 201–224; Браун Р. Введение в Новый Завет. С. 56–61; Wenham D., Walton S. Exploring the New Testament. P. 81–100; 137 Брек И., прот. Православие и Библия сегодня/Православие и Библия сегодня. Киев, 2006. С. 277,286. 140 В насмешку подданные коверкали его имя Эпифан (Явление (божества), произнося его как Эпиман – Помешанный. 142 См.: Браун Р. Введение в Новый Завет. С. 91; Green J.B. Смерть Иисуса//Иисус и Евангелия. 2003. С. 598. 143 Идумеи происходили из земли Эдом на юге от Мертвого моря (население – эдомитяне (или идумеи) – потомки Исава). Антипатр происходил из семьи, насильственно обращенной в иудаизм во времена Иоанна Гиркана. 145 Обзор проблем, связанных с этим эпизодом истории и датой Рождества Христова, см., например: Дрейн Д. Путеводитель по Новому Завету. С. 56–60; Иисус Христос в документах истории/Сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. СПб.: Алетейя, 1998. С. 17–22. 149 Что было с Пилатом потом – неизвестно. Некоторые предания утверждают, что и он, и его жена стали христианами, а в Коптской Церкви они почитаются как святые мученики. Но у историка Евсевия сообщается, что Пилат покончил жизнь самоубийством в правление императора Калигулы (37–41 гг. по Р.Х.). 152 Строго говоря, слово «тетрарх» означает «владыка четвертой части» (дословно – четвертовластник) и восходит к Филиппу Македонскому, разделившему Фессалию на четыре «тетрархии». 153 Степень успешности определялась в основном по способности собирать налоги в пользу метрополии. 155 Colonia Aelia Capitolina. Элиа – родовое имя Адриана, Капитолина – то есть в честь римского бога Юпитера, как он почитается в своем великом храме на Капитолийском холме в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь: Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество ( Быт. 12:1–3 ). Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов ( Быт. 12:7 ). Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом ( Быт. 13:3,14 ). Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом ( Быт. 15 ). Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание ( Быт. 17:1–21 ). Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома ( Быт. 18 ). Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила ( Быт. 21 ). Восьмое, при жертвоприношении Исаака ( Быт. 22 ). 23. Исав и Иаков (Быт. 25) Два сына Исаака – Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов – идумеев или эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ – потомки Иакова – вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно идумеи были подчинены Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Х.), который заставил их принять обрезание. Тем самым идумеи подчинились евреям не только в политическом, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории. В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предсказывали судьбу двух народов – иудеев, плотских потомков Исаака и христиан – верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага «всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование, от них произошел по плоти и Искупитель человечества» ( Рим. 9:4–5 ), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих благ обетований, данных их отцам. Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

При таком общем преобразовательном значении жертвоприношения, Исаака, по толкованию святых отцов и учителей церкви, и частные обстоятельства, сопровождавшие это событие, имели прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю. Именно Исаак исходит из дома отца к месту, назначенному Богом для жертвоприношения. Иисусу Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать в не врат его (Евр. 13:12); Исаак нес на себе древо для жертвы, Христос нес орудие своей смерти — крест. В том обстоятельстве, что вместо Исаака принесен был овен, предуказывало страдание Христа только по человечеству. Его тридневное воскресенье предуказывалось тем, что Исаак вернулся живым на третий день. Обетование в 15–19 ст. есть заключение всех обетовании, бывших Аврааму, и потому отличается особенною торжественность. Обетование о семени, через которое все человечество получит благословение, относится к явлению в мир Христа Спасителя, искупившего человечество. Исав и Иаков (Быт. 25 гл) Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ — потомки Иакова — вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно подчинены были Идумеи Иоанном Гирканом (за 120 лет до Рождества Христова), который заставил жителей Идумеев принять обрезание, когда, таким образом, Идумеи подчинились Евреям не в политическом только, но и религиозном — нравственном отношении. С этого времени имя Идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории. В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостолов, прообразовательное значение. Они предуказывали судьбу двух народов — Иудеев, плотских потомков Исаака и христиан — верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал Евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага, «усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетования», от них произошел по плоти и Искупитель человечества (Рим. 9:4–5); Иаков же был прообразом язычников. Но, не смотря на это, Евреи не наследовали великих благ обетовании, данных отцам их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Выяснив во второй части своей пророческой речи причины страшного наказания, имеющего постигнуть Эдом, Авдий в третьей и последней части своей книги (17–21) переходит к утешению иудеев, к изображению той награды, которую получат они за перенесенные несчастья. 17 . «В горе же Сиони будет спасение, – говорит пророк, – и будет свята, и наследят дом Иаковль наследивших я». Под горою Сион в Св. Писании разумеется нередко город Иерусалим, храм иерусалимский и даже вообще Церковь Божия ( Ис.2:2–4 ; Мих.4:1–2 ; Зах.8:1–2 и др.); «и будет свята», т.е. будет свята гора Сион от восстановленного на ней храма. Слова: «и наследят дом Иаковль наследивших я» – понимаются различно. Некоторые толковники «наследивших я» переводят: hereditates suas – владении свои, т.е. владения, которые ранее принадлежали им – иудеям, а потом были захвачены идумеями и другими народами 59 . Но LXX, Вульгата и халд. парафр. эти слова переводят: τος κατακληρονομσατας ατος, possessores suos, – владетелей своих, т.е. иудеи даже покорят своих прежних господ, подчинят своей власти своих прежних победителей, или, как говорит бл. Феодорит, иудеи «овладеют вашей (идумеев) и других сопредельных народов землей» 60 . 18 . «И будет дом Иаковль огнь, дом же Иосифов пламень, а дом Исавов в тростие и возгорятся на них и поядят я, и не будет избегаяй дому Исавову яко Господь глагола». В Св. Писании огнь и пламень нередко употребляются в значении разрушения, уничтожения, как напр., у Ам.1:4 ; Ос.3:14 ; Ис.9:18, 10:16, 26:11 ; Прем.3:7 ; Чис.21:28 и др. Выражение – «дом Иаковль» понимается в смысле двух колен израильских (Иудина и Вениаминова), а – «дом Иосифов» остальных десяти колен. «Тростие» – stipula – солома, как символ всего слабого, незначительного, непрочного ( Исх.15:7 ; Ис.5:24, 33:12, 47:14 ; Наум.1:10 ; Мал.4:1 ), указывает на ту скорость, на ту легкость, с какой будут истреблены идумеи, т.е., по выражению Ефрема Сирина , «иудеи истребят идумеев, как огонь истребляет солому, и истребление их будет совершенное» 61 . Слова: «Не будет избегаяй дому Исавову» – указывают на то, что наказание непременно постигнет эдомитян, никто не избежит суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

И тут в ход событий вмешалась Ревекка, которая благоволила младшему сыну. Она сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды Исава и обернула его руки козлиной шкурой – ведь у Иакова, в отличие от Исава, не было волос на теле. Старик Исаак от души поел козлятины и охотно поверил, что перед ним – старший сын. Он благословил его такими словами: «вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» На долю Исава уже почти ничего не оставалось. В древности люди верили, что благословение – не просто доброе пожелание, но совершенно объективная передача одним человеком другому реально существующих благ. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». От Исава, согласно Библии, произошел народ, родственный евреям – эдомитяне или идумеи, которые жили в основном на территории нынешней Иордании. Как мы видим, об Исааке Библия говорит не так уж и много. Во всех историях, которые мы рассказали здесь, Исаак играл в основном пассивную роль: Авраам вел его к жертвеннику, Елиезер добывал для него невесту, а Ревекка с Иаковом вынудили его благословить не того сына, которого он хотел. Тем не менее, и для мировой истории, и для патриархов нужны не только яркие личности, но и такие спокойные люди, которые живут своей тихой жизнью. Зато сын Исаака, Иаков, окажется куда как активен и хитер… Врезка: Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Хотя скудно, киновия св. Феодосия существовала еще до XV века. С тех пор она опустела и представляет лишь развалины. Обе эти обители: св. Саввы и св. Феодосия, как будто нарочно, по Промыслу свыше, были поставлены рядом, дабы служить наглядным доказательством, что оба пути одинаково могут вести ко спасению. Идумея. Южную часть иудейской области занимала Идумея. Эта страна была заселена идумеями или эдомитянами, потомками Исава, которые прежде вели кочующую жизнь и утвердились в этих южных частях Иудеи во времена Вавилонского плена. Гиркан, один из вождей иудейского народа, между 135–106 г. до Рождества Христова, покорил идумеев, принудил их обрезаться, принять закон Моисеев, и навсегда присоединил идумеев к Иудее. Иродова фамилия, господствовавшая над Иудеею во времена Спасителя, была идумейского происхождения Антипатр, отец Ирода, был знатный идумеянин. Кроме упомянутых, в провинции Палестине первой было еще более 20 городов, имевших епископов в IV–VI в.в. – А именно епископии были: в Доре, Антипатриде, Ямнии, Созузе, Гадаре, Рафии, Серифеи, Антедоне, Елевферополе, Диоклетианополе, Иерихоне, Ливии, Сикамазоне, Азоте, Гераре, Петре, Меноаде, Ветилии, Зебулоне и Архелаиде. Палестина третья Эта провинция занимала пустынную местность от Идумеи до горы Синая, известную под именем каменистой или Петрейской Аравии. Имя Палестины третьей местность эта получила при Трояне. В IV–VIII столетиях здесь было несколько городов, в которых были епископские кафедры: Петра, Ариндела, Арад, Харакомба, Ареополис, Елуза, Зоара (Сигор) Федон, Фаран, Елиа (иначе Елаф), Метрокомия или Бакоф, Парембола (т. е. лагерь) и Медаба. Таким образом справедливым оказывается сказание древних писателей, что в период от времен Равноапостольного Константина до дней Ираклия в праздничный день Христов звон церковных колоколов непрерывною цепью шел от Антиохии до Синая, на расстоянии слишком 800 верст. В пустынной и удаленной местности Палестины третьей церковная жизнь не имела особенно выдающихся событий. В церковно-историческом отношении замечательна только гора Синай.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

20, 21. Что здесь под Феманом можно разуметь всю Идумею, как страну, лежащую к югу от Иудеи, видно из соответствия (параллелизма) между первою и второю частями первой половины стиха Иер. 49:20 . Истинно самые малые из стад повлекут их: так ослабеют гордившиеся своею силою идумеи (ср. Иер. 49:22 ). Соответствующее этим словам русского перевода еврейское чтение могло бы, впрочем, быть переведено яснее в виду того, что в настоящем отделе завоеватель представляется пастырем, берущим власть над стадом. Стадо будет уведено с своего пастбища, ср. Иер. 49:19 , но не стадом же, а пастырем. «Истинно повлечет их (завоеватель, «пастырь», «лев») как самых малых из стада – такой перевод более соответствовал бы связи речи. И опустошат (или: опустошит) жилища их – перевод, также подходящий к связи речи; но евр. текст значит здесь буквально: «поистинне изумится над ними жилище их». Подобно как пророк Исаия представляет горы и холмы поющими песнь и деревья в поле рукоплещущими Израилю, возвращающемуся из плена в отечество ( Ис. 55:12  ср. также Ис. 14:8, 44:23 ; Иез. 31:15 ), Иеремия представляет жилище идумеев изумляющимся их выселению. Судя по естественным свойствам местожительства Эдома, по искусственным его укреплениям, нельзя было ожидать, что народ этот может быть изгнан из своих городов. Сам народ и держался такой мысли (ср. Иер. 49:16 ). Когда в действительности произойдет противное ожиданиям, то удивлением поражено будет, по представлению пророка, то самое жилище, в котором сам Эдом считал себя безопасным и неприступным. Но «падение» Эдома произведет более или менее сильное впечатление и на соседние страны, из которых лежащие к югу от Эдома разумеются у пророка в словах: у моря Чермнаго (точнее с евр. «на море Чермном»). Под «землею», которая потрясется от шума падения эдомитян, нужно разуметь всю систему государств югозападной Азии, с которыми идумеи имели сношения отчасти торговые (город Элаф, торговая гавань на берегу Эланитского залива, привлекал к себе израильтян и сирийцев и даже подпадал иногда под их политическое влияние, см. 4Цар. 14:22, 16:6 ), отчасти политические (см. 3Цар. 11:14 , и сл. 4Цар. 3:9 ) и на которых прекращение торговли идумейской, вследствие опустошения Идумеи, не могло не отразиться с большею или меньшею силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010