Отпустив народ, ликующий царь возвратился во дворец, чтобы поделиться своей радостью и со своими близкими. Но там он был встречен насмешками и укорами высокомерной жены Мелхолы. Ядовитая усмешка была на ее лице, и она сказала Давиду: «Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Обиженный несправедливым укором Мелхолы, Давид ответил ей: «Пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему…» (2 Цар. 6:20–21). После этого царь разлюбил Мелхолу навсегда, и ей не пришлось родить Давиду сына. Несмотря на счастливую жизнь, Давид постоянно тревожился о том, что он живет в роскошном дворце из кедрового дерева, а Ковчег Божий находится в шатре. Ему хотелось построить храм Иегове, который своим великолепием превзошел бы царский дворец. Свою мысль он высказал пророку Нафану. Пророк горячо одобрил эту идею, но в ту же ночь получил откровение от Бога, Который запретил Давиду строить храм, так как он всю жизнь воевал и пролил много крови. Давид смиренно покорился воле Божией и отказался от намерения украсить свою столицу великолепным храмом. Такой храм построил впоследствии его наследник — Соломон. Расширение и укрепление царства Еврейского Объединив все израильские племена и покорив филистимлян, Давид принялся расширять границы своего государства. Прежде всего он подчинил себе моавитян и эдомитян. Потом против его воли вспыхнула война с дружественным ему племенем аммонитян. Война была тяжелой и опасной, ибо аммонитяне призвали на помощь пятерых арамейских царей. Тем не менее решающее сражение окончилось полной победой израильтян. Таким образом, под властью Давида оказалась также значительная часть Сирии. В Дамаске стоял отныне мощный израильский отряд и там пребывал царский наместник. Благодаря своим завоеваниям Давид создал крупную державу, границы которой простирались от Египта до самого Евфрата. Филистимляне, разгромленные Давидом, теряли постепенно свою политическую независимость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Библеист Елена Сморгунова – о новых археологических находках в Святой Земле Источник:  Благовест-инфо Необыкновенные археологические открытия, сделанные совсем недавно на Святой Земле, заставляют не только по-новому интерпретировать книги Библии, но и дают новый смысл библейской истории, считает известный российский библеист, исследователь древнееврейского языка Елена Сморгунова. Об этом она рассказала во время лекции " Двенадцать библейских пророков. Находки на Святой земле " , которая состоялась 10 марта в культурном центре " Духовная библиотека " . Один из двенадцати так называемых " малых библейских пророков " Авдий в своей книге дает пророчество о Суде Божьем над Эдомом и Дне Господнем, когда состоится суд над всеми народами и придет избавление Сиона. Книга пророка Авдия, состоящая из 21 стиха, до сих пор считается самой короткой книгой пророчеств Ветхого Завета. Однако, вместе с тем, именно этот текст всегда вызывал у ученых больше всего вопросов. На некоторые из них Елена Сморгунова смогла найти ответы. Эдом или в греческой транскрипции Идумея – древняя страна в Передней Азии, к югу от территории древней Палестины, между Мёртвым морем и заливом Акаба (сегодня это залив между Аравийским и Синайским полуостровами). Со 2-й половины II тысячелетия до Рождества Христова эта территория была населена эдомитянами, объединившимися в единое государство. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 до Р.Х., а к концу VI века до Р.Х. – овладели частью южной Палестины. С образованием в конце III века до Р.Х. Набатейского царства большая часть территории Эдома вошла в его состав. Западный Эдом с частью южной Палестины представлял самостоятельное царство Идумею, которое в конце II века до Р.Х. было завоёвано иудейским царём из династии Хасмонеев. Сегодня часть древней Идумейской земли находится на юге Израиля, в пустыне Негев, недалеко от известного со времен Библии города Беер-Шева. Пророк Авдий, предсказывая падение Эдома и полное его опустошение, произносит такие слова: " ...Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава, и обысканы тайники его... " (книга пророка Авдия, 1, 5-7)

http://religare.ru/2_39272.html

Ревекка решила поступить так потому, что ещё при рождении Бог открыл ей, что младший поработит старшего; и Ревекка думала, что теперь настало время, когда должны были исполниться слова Господа; а потому, когда Исав ушел, она велела Иакову выбрать из стада козленка приготовить из него кушанье; потом руки Иакова покрыла кожей козленка, чтоб он мог казаться таким же косматым, как и Исав одела на него одежду последнего и послала к отцу. Исаак спросил «кто тут?» – «Исав, первенец твой», отвечал Иаков, «я сделал, как ты сказал мне; сядь, поешь дичи моей и благослови меня». Исааку послышался голос Иакова; он велел подойти к нему, ощупал его и сказал: «голос, голос Иакова, а руки, руки Исава». Когда же он почувствовал запах от охотничьей одежды, то сомнения его рассеялись. Он поел кушанье и потом благословил Иакова. Он положил на голову его руки и сказал: «Да даст тебе Господь множество хлеба и вина; да послужат тебе народы и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими; проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны». Едва ушел Иаков, как пришел Исав. Узнав, что брат его был уже и получил благословение, Исав в горести воскликнул: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» Исаак понимал, что тем благословением, которым он благословил Иакова, благословить Исава он не мог, потому что оно было произнесено по вдохновению Божию; но он пожалел Исава и тоже благословил его, говоря: «Ты будешь жить в местах плодородных; будешь жить мечом твоим (т. е. будешь вести войны). Ты послужишь брату твоему, но придет время, когда ты избавишься от власти его». В этом благословении предсказана вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь – Ирод Великий, который подчинил себе последних. Потеряв право первородства, Исав задумал убить Иакова. Ревекка узнала об этом и посоветовала Иакову удалиться в Месопотамию к брату её Лавану. Не желая огорчать престарелого Исаака, Ревекка выставила другую причину для путешествия, а именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из родных: «Я жизни не рада от дочерей хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли, то к чему мне жить». Исаак внял её жалобе, благословил Иакова и сказал: «Бог всемогущий да благословит тебя, да размножит тебя, да даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и твоему потомству, чтоб наследовать землю эту, которую Бог дал Аврааму». Иаков жо потихоньку от брата ушел из родительского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Эдом, так гордящийся неприступностью своего положения среди скал и утесов Трансиордании, будет повергнут. Несмотря на то что эдомитяне.похвалялись в своих горделивых сердцах, они испытают унижение и презрение; гордость их сердца обольстила их, подобно тому, как была обольщена и за то наказана Ева в райском саду ( Быт. 3:13 ). Слово скалы может быть истолковано как «Села» (см.: NIV mg.), столица эдомитян (см.: «Введение»). В горделивом самовосхвалении Эдом считал свою неуязвимость равной неуязвимости парящих орлов и далеких звезд. Эдомитяне забыли, что угрозу могут представлять не только штурмы неприятельских войск. Против них выступит и одержит победу Сам Бог – Создатель неба и земли, против Которого не устоят никакие скальные крепости. Он низринет эдомитян с их высот, и в этом они могут быть уверены, ибо так говорит Господь. Самонадеянность – это недостаток, присущий Божьему народу в той же мере, в какой он был присущ Эдому. Народ Божий забыл о невозможности ускользнуть от пристального внимания Бога к самонадеянной «безопасности» среди гор. Церкви также следует помнить не только о преисполненном презрения и постоянно наблюдающем за нею внешнем мире, но и о том, что даже самые потаенные ее слабости и раздоры невозможно скрыть от Бога. Эдом получил хороший урок, который должны усвоить все мы, будь то отдельные личности или целые народы. Мы принесем гораздо больше пользы и себе, и Царству Божьему, если будем помогать тем, кто попал в беду, а не насмехаться над ними в их слабости. Подобное презрение противоречит желанию Бога, чтобы мы заботились об униженных. К тому же это противоречит здравому смыслу, ибо поверженные могут воспрянуть и сказать последнее слово, как это сделала Иудея, которая одерживала победы под предводительством своего Бога. 5–7 Предательство. От картины, нарисованной в последних стихах, автор возвращает своих слушателей к их повседневной жизни. Они были хорошо осведомлены о ворах и грабителях, тайком проникавших в их дома для грабежа и насилия. Эти преступники, способные украсть лишь столько, сколько им под силу унести, уподобляются собирателям винограда, которым закон ( Втор. 24:21 ) предписывал оставлять немного ягод для бедных. Но это ничто по сравнению с разграблением, которому подвергнется Эдом. У Исава, прародителя эдомитян ( Быт. 36:1,9 ), именем которого иногда определяется весь народ, будут отобраны даже сокровища из тайников; не останется ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

7 Эдом, обращаясь к которому пророк семь раз употребляет местоимение ты в разных падежах, будет предан даже союзниками и живущими с ним в мире. Еще одна группа бывших друзей названа по–древнееврейски просто «твой хлеб», что следует, по–видимому, понимать как ядущие хлеб твой (см. Пс. 40:10 , где эта идиома аналогична выражению «человек мирный»). Поскольку в Израиле было принято устраивать совместную трапезу после заключения договора (см.: Быт. 31:54 ; Исх. 24:11 ; ср.: 1Кор. 11:23–26 ), очевидно, это были партнеры по договору, которые изменили своему слову. Удар, нанесенный прежними друзьями, будет для Эдома полнейшей неожиданностью. Нет в нем смысла – видимо, пророк хочет сказать, что гордившийся своей мудростью Эдом не понял лицемерия своих союзников. 8–9 Надвигающаяся гибель. Эдом потеряет оплат нации – мудрых и благоразумных, которые были хорошо известны за его пределами (Елифаз, советчик Иова, был родом из Фемана, Иов 2:11 ; Иер. 49:7 ; ср.: 3Цар. 4:30 ), а также свою армию. Как можно предположить, его отважные воины поражены будут страхом и истреблены. Это кульминация в цепи утрат: сначала материальные ценности (5–6), затем мудрость и благоразумие (7–8) и, наконец, военный потенциал (9). Все структуры общества будут разрушены. 10–15 Преступления Эдома 10–11 Неожиданное соседство слов притеснение и брат подчеркивает ужасающее предательство Эдома по отношению к Израилю, названному здесь Иаковом (ср.: Чис. 20:14 ; Втор. 23:7 ; Ам. 1:11 ). Это напоминание о старой вражде Исава с родным братом ( Быт. 25:19–34; 27:1–28:9; 33 ) – вражде, унаследованной их потомками. Подробности этого постыдного притеснения описаны в следующих стихах. Первой стадией было пассивное отношение к бесчинствам врагов. Хотя эдомитяне и могли сказать: «это сделали не мы, а ваши враги», то есть чужие… и иноплеменники, но поступили они как один из них, так как не помогали иудеям. 12–14 Противодействие Израилю стало принимать все более оскорбительные формы. От безразличия эдомитяне перешли к злорадству, входили в самые ворота (ср.: Пл. Иер. 4:12–13 ), чтобы лучше видеть, а затем захватывать брошенное имущество. В конце концов они дошли до того, что стали нападать на бежавших из Иуды ( 4Цар. 25:4–5 ) и выдавать захватчикам уцелевших. За то, что они убивали беспомощных, их постигнет та же участь (9–10), и никто не останется в живых (18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Гарантией исполнения этих слов является то, что Господь сказал это. 19–21 Возрождение Израиля Следующие три стиха, в отличие от предыдущих пророчеств, изложены не в поэтической форме, а в прозе. На этом основании некоторые исследователи полагают, что данные стихи были добавлены позднее. Однако доводы их неубедительны, поскольку писатели, как древние, так и современные, способны писать не только в одном стиле. Переход с поэзии на прозу не доказывает принадлежность текста разным авторам. В некоторых местах этого раздела язык оригинала неясен, но главная идея выражена вполне отчетливо. 19 Этот и следующий стихи касаются территориальных завоеваний. Отныне Израиль завладеет своим «наследием» (17). Те, которые к югу, то есть живущие в пустыне южнее Вирсавии, по–видимому, отберут землю у эдомитян. Это могло означать, что некоторые иудеи переселятся на родину эдомитян за Иорданом – на гору Исава, однако доказательств такого переселения у нас почти нет. Более вероятно, что этот стих подразумевает возвращение израильтян в ту область Иудеи, которая была захвачена Эдомом, вытесненным со своей территории набатеями в VI–IV вв. до н. э. (см.: Введение). Долина между морским побережьем и горной местностью названа по имени ее наиболее известных жителей – Филистимлян, которые также потеряют свою землю. Израиль подчинил себе эту область при Маккавеях ( 1Мак. 10:84– 89; 11:60–62 ), как подчинил в 106 г. до н.э. при Иоанне Гиркане (Ant. 13.5.2–3) и Самарию – бывшую столицу Северного царства – Израиля (ср.: 3Цар. 16:24; 21:1 ). Местность, окружающая Самарию (названная полем Самарии или полем Ефрема в честь основного северного колена), попала под власть Иуды уже в 153 г. до н. э. ( 1Мак. 10:38 ). Менее ясно значение Вениамина – небольшого южного колена, владеющего Галаадом, расположенным к востоку, в.Трансиордании. Эта территория тоже покорилась Маккавеям в 164 г. до н. э. ( 1Мак. 5:9–54 ). 20 Толкование этого стиха затруднено неясностью древнееврейского текста. Однако эта трудность разрешается благодаря параллелизму двух частей стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

с Исход 18 и 19, (относительно времени выбора судей), – Втор. 1ср. с Чис. 14:2–3 , – даже Втор. 3ср. с Чис. 20:12 . Но каким образом у писателя могло составиться представление, например, о том, что прежде отправления соглядатаев Моисей побуждал народ тотчас же безбоязненно идти в Ханаан и взять его во владение ( Втор. 1:21 ), когда об этом нет ни слова в книге Числ 14 главе, или – что эти соглядатаи отправлены были по предложению народа, когда рассказ об этом в книге Числ прямо начинается божественным повелением ( Чис. 13:2 ), – что эдомитяне будут бояться евреев ( Втор. 2:4 ), когда по книге Числ ( Чис. 20:18–21 ) едомский царь смело выступает против евреев с многочисленным войском, или – что эдомитяне вместе с моавитянами доставляли евреям провиант ( Втор. 2:29 )? – Впрочем, Кнобель, отрицая существование у писателя других каких-либо письменных памятников, вместо этого предполагает у него знакомство с местностью и историей страны (этим, по его мнению), объясняются „вставочные в речи Моисея замечания ( Втор. 2:10–12, 14, 20–23 ; Втор. 3:9 ), а также и собственные его показания о Лаване а Дизагаве ( Втор. 1:1 ) и о расстоянии между Хоривом и Кадесом”); а таким образом Кнобель косвенно допускает существование у писателя другого источника знаний, кроме его соображений. Знакомиться с историей страны писатель может только, без сомнения, или из устных преданий, или из различного рода памятников. 295  Из этих утраченных теперь источников исторического и юридического содержания почерпнул, по мнению Эвальда, девтерономик сведения, не находящиеся в других частях Пятикнижия. Gesch. d. V. Isr. I, 184. 296  Справедливо Клейнерт (также принадлежащий к критическому направлению, находит не совсем понятным то положение Шрадера, что свободное отношение девтерономика к истории времён Моисея находится в связи с более поздним и более развитым воззрением этого писателя, так как это положение противоречит основным началам развития священной историографии. „Это, – говорит он, – исторический закон, проявляющийся с самой строгой определённостью также и в ходе ветхозаветного развития, что чем дальше идёт время, тем приобретает более обязательной силы для благочестивых в народе твёрдо установившееся предание о священных древностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В текстах из Мари описывается даже обычай посылать вестников в храм, чтобы сообщить божеству о военной обстановке и воззвать к его помощи в грядущем конфликте. 3. Топография Эдома. Эдом расположен среди горных хребтов, тянущихся от реки Заред до залива Акаба на юге. Эта местность изобилует горными вершинами, достигающими 570 футов над уровнем моря, крутыми утесами, пещерами и уступами, которые предоставляют хорошее укрытие с военной точки зрения. В таких же труднодоступных местах располагались некоторые города эдомитян, например, Восор и Петра – город на неприступной вершине Umm el-Biyara, который отождествляют с Селой. 5. Значение виноградника. Эдом славился своими виноградниками, которые росли на склонах гор. Разрушение страны уподобляется двойному грабежу: воровству в городе и разграблению виноградников. То, что оставили после себя воры в винограднике, заберут «обиратели» винограда. Все остатки сгнили или раздавлены. 6. Связь Исава с Э домом. Использование имени Исава как синонима Эдома основано на том, что Исав считается родоначальником эдомитян в Быт. 36:31–39 (см.: Мал. 1:2,3 ). До установления царства в Израиле в Эдоме правили восемь царей. 6. Тайники. Это выражение встречается в Ветхом Завете только здесь, а потому, в отсутствие дополнительных разъяснений в другом контексте, вызывает трудности при переводе. Близкие понятия в Ис. 45 («сокрытые богатства») и Иер. 49 («потаенные места») подтверждают правильность избранного варианта перевода. В данном тексте подчеркивается тотальное разграбление Эдома. В Древнем мире существовали клады, но это было особенно характерно для Эдома, ландшафт которого позволял укрыть от взоров посторонних даже целые города. 7. Нарушение правил международного этикета. Международные договоры, например, между Египтом и Хеттским царством (Рамсесом II и Хаттусили III), или вассальные договоры ассирийского царя VII в. до н. э. Асархаддона действовали как пакты, которые гарантировали взаимную безопасность сторон и требовали от партнеров по договору предоставления военной помощи, информации и обеспечения надлежащей законодательной базы в рамках договора. Эдом обвиняется в нарушении всех этих соглашений: беженцы выдворялись из страны и сопровождались до границ своих стран без всякого снисхождения; нарушались условия о ненападении на союзников; обычаи гостеприимства, подразумевающие совместные трапезы как основу мирных соглашений (см.: в Пс. 40и утверждения в текстах из Мари и Эль-Амарны по такому поводу) полностью игнорировались. Нарушение условий договора при удобном случае или с целью выгоды часто описывается в древних источниках. Примером может служить отказ Египта предоставить необходимую военную помощь хананейским царям в эпоху Амарны, а также случай с вавилонским царем Набонидом, который разорвал свой договор с Мидией в пользу Персии, поскольку видел в ней большую угрозу для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:5. Сладкое. Редкая встречаемость этого слова позволяет полагать, что речь в данном случае идет не об особой пище или блюде, а о любых деликатесах, украшавших царский стол. 4:5. Багряница (пурпур). Снова здесь аллюзия на царственность, поскольку упоминается цвет царского облачения. Багряница и пурпур были дорогими красителями (см. коммент. к Чис. 4и Есф. 8:15 ), и они использовались в основном для тканей, из которых шились торжественные одежды для вельмож и высшего духовенства. 4:10. Каннибализм. См. коммент. ко 2:20. 4:17. Ожидание помощи от союзников. В 597 г. до н. э., когда Навуходоносор предпринял свой карательный поход на Иерусалим, Египет был главным союзником, на которого рассчитывала Иудея. В том же году Навуходоносор посадил на иудейский престол Седекию. Он почти незамедлительно начал переговоры с малыми западными государствами, стремясь объединить силы против Навуходоносора (см. коммент. к Иер. 27:3 ). В 595 г. до н. э. египетский престол занял новый фараон Псамметих II. Ему вскружили голову успехи в победах над нубийцами на юге, и в одном папирусе сообщается, что он совершил поездку в Палестину, чтобы отпраздновать там свой военный успех. У Иудеи были основания ожидать от него помощи против Вавилона. Какие народы вошли в состав новой коалиции при ее окончательном оформлении, неизвестно. Египетское войско выступило против Вавилонии в 588 г. до н. э. (см.: Иер. 37:5–7 ), и если полагаться на Пс. 136:7 , то союзники Иерусалима эдомитяне предали его, перейдя на сторону Вавилона, когда стало ясно, что Иерусалим не выдержит осады. 4:21. Роль Эдома. Эдом стал вассалом Ассирии во время царствования Тиглатпаласара III и находился под ассирийским гнетом практически в течение столетия, вплоть до смерти Ашшурбанипала. Вполне вероятно, что они добровольно подчинились Навуходоносору в 605 г. до н. э. Хотя некоторые беженцы из Иудеи нашли убежище в Эдоме, эдомитяне оставались безучастными к судьбе разрушенного Иерусалима (см.: Пс. 136и Авд. 11 ). Вавилонская кампания, направленная против Аммона и Моава в 594 г. до н. э., по-видимому, не коснулась Эдома. Вероятно, они не понесли никакого ущерба до военной кампании Набонида в 552 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Содержание его проповеди тоже очень простое – Авдий передает слова Господа эдомитянам, ближайшим родственникам евреев: «если ты и взлетел, как орел, если свил себе гнездо среди звезд – и оттуда тебя низвергну!» За что же эдомитян ждет такое наказание? «Не смотрел бы ты на день своего брата, на день его беды, не радовался бы в день гибели сынов Иуды… Не стоял бы на перекрестках, убивая беглецов; не выдавал бы уцелевших в день беды! Близок День Господень ко всем народам – как ты поступал, так и с тобой поступят; что творил, к тебе и вернется!» Предком эдомитян был Исав, брат-близнец Иакова, от которого произошли израильтяне, и два этих народа действительно считали друг друга ближайшими родственниками. Только, как показывает и новейшая история, ссоры между такими братскими и соседскими народами запоминаются надолго и служат источником черной зависти и злобы. Датировать точно это пророчество невозможно, но вполне вероятно, что оно прозвучало во время возвращения иудеев на Родину, к чему окрестные народы отнеслись с большой опаской. Как, зачем? Они уже распорядились тем, что осталось после переселения иудеев, и вот, теперь придется потесниться, отдавать всё обратно? Авдий дает ясное предупреждение, что ждет Эдом за его недоброжелательство и злорадство. Можно считать, что это предсказание окончательно сбылось в конце II в. до н.э., когда Идумея (так тогда назывался Эдом) была завоевана иудеями, а ее жители были обращены в иудаизм, в основном насильно (кстати, это единственный пример такого рода). С тех пор об Эдоме-Идумее как о самостоятельном государстве уже никто не слышал, а скоро и само это название вышло из употребления. Малахия: грядущий Вестник Книга пророка Малахии идет последней в списке двенадцати «малых пророков», и он вероятно, и в самом деле был последним из них по времени жизни – а стало быть, вообще последним ветхозаветным пророком, чья книга дошла до нас. Его имя означает «Вестник Господень», и оно очень подходит к содержанию его пророчеств. Когда точно он жил, сказать трудно, но, скорее всего, он был современником Эзры и Неемии, о которых пойдет речь в следующей главе – это вторая половина V века до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010