Результаты полевых исследований Г. были опубликованы в 1934-1951 гг. в научных журналах, прежде всего в ежегоднике Американских школ исследований Востока в Аммане. Но главные выводы были сделаны в 2 его монографиях, рассчитанных на обычного читателя (The Other Side of the Jordan, 1940; The River Jordan, 1946). Методика Г. в восстановлении исторической действительности и соотнесении ее с текстом ВЗ состояла в выстраивании параллелей между наблюдаемыми на археологических памятниках явлениями и их возможным отражением в Библии. Г. предполагал, напр., что фиксируемый археологией кризис в кон. III тыс. до Р. Х. и постепенное запустение ранее густозаселенных районов, возможно, подтверждают библейский рассказ о гибели городов Содома и Гоморры (Быт 19). Следующие 700 лет, т. е. весь период развитого бронзового века, согласно Г., изученные районы территории совр. Иордании были заселены исключительно кочевниками и этим резко отличались от земель к западу от реки. Возврат к оседлой жизни и формирование нового слоя поселений приходится, по мнению Г., на XIII в. до Р. Х. и связан как с наступлением раннего железного века, так и с формированием новых общностей населения, известных в ВЗ как аммонитяне , эдомитяне, моавитяне и израилиты. Не ранее этого времени датировал Г. возникновение повествования об исходе и о завоевании Ханаана. Такие умозаключения Г. создали образ археолога-библеиста, уверенного в историчности текста ВЗ, видевшего в нем надежную основу для интерпретации любых древностей Сиро-Палестинского региона. Этот образ позднее навлек на него резкие упреки в отсутствии критического анализа источников. Его оппоненты (напр., амер. гебраист Л. Финкельстайн, дат. археолог Франкен и др.) неоднократно критиковали риторические высказывания Г. (такие, напр., как уверенное заявление о том, что «ни одно археологическое открытие никогда не вступало в противоречие с данными Библии. Было проведено множество исследований, которые в общих чертах и в деталях подтвердили библейский взгляд на историю» - Rivers in the Desert. 1959. P. 31).

http://pravenc.ru/text/165177.html

Пророк видит Господа в величии грядущим из Эдома, в одежде забрызганной и омоченной в виноградный сок, и на свой вопрос о причине этого получает ответ, что то, что он видит есть кровь эдомитян, которых Господь истоптал в своем гневе, как винодел истаптывает виноградные грозди, для отмщения за свой народ, которого Эдом преследовал с самою страшною ненавистью, и для доставления вечного спокойствия своему избавленному народу от этого врага его. Три заключительные речи: гл. 63:7 – гл. 66. Первая заключительная речь: гл. 63:7 – гл. 64. Благодарственная, покаянная и просительная молитва. Общества, находившегося в плену Пророк в заключение произносит от имени пленников благодарственно-покаянную и просительную молитву. После введения ( Ис.63:7 ), он обращает свой взор ко временам законодательства, когда сыновние отношения Израиля к Господу торжественно объявлены были и законно установлены ( Ис.63:8 ). Между тем как Господь во все времена являл себя спасителем своего народа, Израиль всегда оказывал неблагодарность и вынуждал Бога являть своему народу враждебные действия ( Ис.63:10 ), пока он, наконец, вследствие наказаний пришел к сознанию, вспомнил о прошедших милостях и молит теперь о возобновлении их ( Ис.63:10–15 ). Израиль основывает свои прошения на своем усыновлении Богу ( Ис.63:16 ). Да престанет Его гнев, и да придет Он сюда с милостью к своему народу ( Ис.63:17–19 ), и откроется своею силою врагам своего народа ( Ис.64:1,2 ). Никто другой не помогал кроме Его и Он всегда помогал тем, которые в правде обращались к Нему: почему же теперь Ему не помочь ( Ис.64:3,4 )? Народ, правда, исповедует, что он не достоин помощи, но Господь, Отец своего народа, и Он не может не видеть, как поругано место Его святилища ( Ис.64:5–11 ). Вторая заключительная речь. гл. 65. Ответ Господа на молитву народа с указанием на призвание язычников и торжество церкви Господь отвечает на эту молитву сначала словом суда остающейся в нераскаянности части народа: эта часть народа, так упорно отвергающая от себя любовь Божию, должна испытать теперь крайний гнев Божий, и божественная правда дотоле не успокоится пока не совершится полное ей удовлетворение ( Ис.65:1–7 ; Рим.10:20,21 ). Но Господь истребит не весь народ и отделит то, что можно спасти и этому остатку возвратит свое наследие ( Ис.65:8–10 ). Оставившие Господа, служащие чужим богам и не хотящие обратиться к Богу, без милосердия подпадут суду ( Ис.65:11–16 ); для благочестивых же Господь создает все новое, ради которого забудутся все древние горести ( Ис.65:17–19 ), – состояние совершенного блаженства и мира ( Ис.65:20–25 ). Третья заключительная речь, гл. 66. Исключение беззаконников из предстоящего торжества церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Вероятно, Саул вел не столько завоевательные, сколько оборонительные войны. 15:1–35 Роковая ошибка Саула 15:2–8. Амаликитяне. Кочевой народ, населявший пустыню к югу от Иуды, в Негеве и на Синайском полуострове. Библейские авторы рассматривают амаликитян (наряду с эдомитянами) как потомков Исава. Амаликитяне враждовали с израильтянами, начиная с Исх. 17:8–13 , где они пытались помешать израильтянам пройти в Западную Азию из Египта. В этом фрагменте мы впервые сталкиваемся с описанием вторжения израильтян на территорию Амалика. В небиблейских источниках амаликитяне не упоминаются. 15:3. Заклятие. Словом «заклятие» передается идея полного уничтожения. Подобно некоторым видам жертв, которые полностью принадлежали Богу (а не разделялись со священниками и жертвователями), военная добыча также могла иногда принадлежать только Богу. Как и жертва всесожжения, полностью сжигаемая на жертвеннике, заклятие предполагало полное уничтожение. Поскольку война была инициирована Богом и представляла Его суд над врагами Израиля, израильтяне выполняли священную миссию, подчиняясь Яхве как своему военачальнику Это была Его война, и добыча принадлежала Ему, как победителю. Хотя представление о боге-воителе встречается на древнем Ближнем Востоке повсюду, концепция herem имеет более узкое значение, и единственное упоминание этого понятия встречается в моавитской надписи Меши. Впрочем, идея полного уничтожения отражена и в хеттских материалах. Наиболее наглядной аналогией, позволяющей объяснить понятие herem, является радиоактивное излучение. В результате ядерного взрыва многое будет уничтожено, но еще больше – облучено. Страх и осторожность, которые вызывают у нас облученные предметы, имеют много общего с тем, как израильтяне относились к предметам, преданным заклятию. Понятно, что, если нечто подверглось облучению, это непоправимо. Именно в такое положение поставил себя Саул, не исполнив повеления о заклятии. Несмотря на то что народы, жившие за пределами обетованной земли, не подлежали заклятию, для амаликитян, совершивших злодеяния против Божьего народа (15:2), Бог сделал исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Он правил около 25 лет и снова прославил Египет. Для усиления своего могущества он предпринял поход на запад и покорил Ливию. С помощию ливийских отрядов Тиргака покорил весь Египет и даже весь север Африки – до Гибралтара. На барельефе в Мединет-Абу Тиргака изображен владыкой многих царей и князей. Естественно было этому воинственному и могущественному властителю попытаться отомстить Ассирии за поражение своего предшественника. Вскоре представился повод. Езекия, в союзе с Филистимлянами, Тирянами и другими Малоазиатскими народами, просил его помощи против Ассирии. Тиргака собрал свои войска и пошел в Азию. Сеннахирим также не мог спокойно смотреть на могущество Египта, и двинулся к Египту, мимо Иерусалима и Лахиса. По ассирийским памятникам поход Сеннахирима считается успешным. Но по библейским, греческим и египетским сказаниям, он кончился поражением Сеннахирима. Показание последних, без сомнения, справедливо. Так Египет опять достиг своей славы. Но после Сеннахирима и Тиргака Египет пал. Асаргаддон вступил в Египет, а затем свергнута была Эфиопская династия. Эти события случились после пророка Исаии. Политическое состояние Иудейского царства во время пророка Исаии Пророк Исаия в своей книге определяет время своего служения. Он пророчествовал при иудейских царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии ( Ис. 1:1 ). В описании своего видения (6:1) пророк Исаия точнее определяет начало своего служения: год смерти царя Озии. Таким образом, при описании современного Исаии политического состояния Иудеи, необходимо коснуться царствования Иоафама, Ахаза и Езекии. Но нельзя совершенно игнорировать царствования Озии, потому что оно подготовило дальнейшее состояние Иудеи. Царь Озия, в свое продолжительное правление (805–758 г. до Р. X), привел в порядок внутреннее состояние Иудеи и возвысил значение ее среди азиатских государств. Вскоре по вступлении на престол, Озия освободился от врагов безбоязненно опустошавших Иудею. Он разбил Эдомитян и подчинил их Иудее. Их отличною гаванью, Элафом, Озия воспользовался для развития Иудейской внешней торговли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

На это отвечает, Вилдад указанием на совершенство Бога и греховность человека, на то, следовательно, что никто не может роптать на свое страдание. После этих троекратных ответов друзей Иова на речи Иова, последний сам произносит заключительное слово, распадающееся на три части, из которых первая излагает непостижимое величие Бога, вторая изображает кары грешника и указывает на страх Божий, как на путь к мудрости, а в третьей Иов снова оглядывается на всю свою прежнюю жизнь, не чувствуя при этом никакой вины за собою. Затем, очевидно, по первоначальному плану книги следовало решение, которое сообщил Иову сам Бог. На красоте и гармонии, царящих в сотворенном мире, показывает Он ему Свое величие и ничтожество человека. Уже давно признали в этих изображениях одно из самых могучих проявлений еврейской духовной жизни. Книга кончается тем, что Иов признал свое ничтожество перед Богом и, выдержав испытание, был одарен Богом за свое потерянное счастье с избытком. Вопрос о справедливости Бога со своею жгучестью впервые поставлен у Иеремии, Иезекииля и второго Исайи. Но там трактуется, главным образом, о вполне определенном положении в данный исторический момент, когда отдельные личности в израильском народе должны были отчасти невинно искупать вину всего народа или же, когда сравнительно невинное позднейшее поколение было наказано за вину своих отцов. Во всяком случае, все, что там высказано, обусловливается верою в особенное отношение Бога к Израилю. А в книге Иова об этом больше и речи нет. Бог и человек противопоставлены друг другу. Праведный человек, по принципу, всеобщность, которого заранее предполагается, имеет известное право на милость Бога; но во всем остальном Бог и человек являются только как противоположности, человек – как часть творения, Бог как всемогущий творец. Это основной тезис для всей постановки вопроса не подлежит никакому сомнению, что это мировоззрение вообще могло выработаться только со времени Эздры, и то, что стерты национальные краски, благодаря чему эдомитяне выступают образцами благочестия и мудрости, – подходит только к эллинистической, и именно птоломеевской эпохе, к которой лучше всего подходят и изображения крокодила и гиппопотама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столь неординарное в жизни пророка событие произошло в 10-й год Седекии, царя иудейского. Это был 18-й год царствования Навуходоносора ( Иер.32:1 ) и соответствовал он 587 г. до Р.Х. 19 долгих месяцев иерусалимские стены противостояли атакам противника. Состоявшая из пехоты, конницы и колесничных войск армия Навуходоносора бессильна была что-либо предпринять против хорошо укреплённой естественной крепости, неприступно возвышавшейся над горою Сион. А потому единственным средством (хотя это и очень утомительно) оставалось только одно – ждать пока у осаждённых иссякнут припасы и они капитулируют. Для предупреждения внезапных нападений вавилоняне окружили свой полевой лагерь сторожевыми постами. С целью проникнуть внутрь крепости или произвести обрушение участка крепостной стены, они устраивали подкопы, применяли тараны, крюки, метательные машины, а также осадные башни и лестницы. Подходили к концу работы по возведению вокруг Иерусалима осадных укреплений и высотных башен, с которых можно было обстреливать защитников города отравленными стрелами. Всё свидетельствовало о предстоящем штурме. Но в сердцах осаждённых теплилась ещё надежда. С выступавших над крепостными стенами сторожевых башен день и ночь велись наблюдения не столько за перемещением противника, сколько в надежде увидеть на горизонте долгожданное облачко пыли от приближающейся египетской конницы. Вдруг как гром среди ясного неба от лазутчиков пришло известие: эдомитяне, недавние партнёры по антивавилонской коалиции заняли по отношению к Иерусалиму предательскую позицию, выступив на стороне Навуходоносора ( Пс.136:7 ). Иудея осталась представлена самой себе. Рассчитывать больше было не на кого. Тем временем Иерусалим испытывал все муки осады. Хотя осаждённые защищались с исключительной стойкостью и наносили врагу огромный урон, ситуация с каждым днём становилась всё драматичнее. Виной тому были не только смертоносные стрелы противника, но и разразившийся голод, так как из-за затянувшейся осады запасы продовольствия иссякли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

«Адерет» – символ будущей царской власти потомков Исава, которые именовались по его имени эдомитянами, или идумеями. ...Спустя почти два тысячелетия в Иудее воцарилась, при поддержке римлян, последняя династия эпохи второго храма – династия Иродов, во времена которой жили на земле Иисус Христос и апостолы. Это была династия идумейского происхождения... Имя " Иаков Йааков, происходит от глагола , что значит «запинать», в смысле «преодолевать», «одерживать победу», а также «оставлять след» и «следовать»; это тот, кому суждено бороться и победить, а также – «оставить след», то есть стать образцом, или прообразом. ...Иаков изображает внутреннего человека» 874 . Что продал Исав, от чего он добровольно отказался? Он продал преимущество чести и власти, особую часть наследства, но главное – «особенное благословение от отца и, по мнению некоторых, преимущественное право священнодействовать» 875 . Продал то, что было «не простым благожеланием». но словом, «управляемым Богом и облеченным силой и действом» 876 , ту силу, что «облекала человека властью и могуществом над всем миром, что обитала в патриархах и, посредством духовных общений, переходила от предков к потомкам», ту силу, что возбуждается верой и изливается на благословляемого всей полнотой своей 877 . Исав, таким образом, продал особые дары Божии, почивающие на первенце, и сделал это по собственной воле – «что мне в этом первородстве?» 878 А теперь – посмотри в себя, душа моя! Посмотри – ежедневно согрешая (признай это – ведь сама ты на всякий день говоришь: не вем, откуду яже ненавижду, та люблю, а благая преступаю 879 ), ежедневно медля с покаянием (а помнишь ли слова Писания: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» ( Лк. 12, 20 )?!), не презираешь ли и ты, как безумный Исав, свое первородство? Господь создал тебя, первородного, от земли и поставил владеть всею тварью, всем, что Он по благости Своей сотворил. Господь не покинул тебя Промыслом Своим, когда ты – в лице прародителя своего Адама – совершил первый грех, затмив им образ и подобие Божии, которые были даны тебе в акте творения, нет, Он промышлял о тебе, Он выводил тебя из внутреннего Египта, земли греха, так же, как выводил народ израильский из Египта чувственного, материального, географического.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Рубрики Коллекции Фото Когда написана Библия? Датировка книг Ветхого Завета остается загадкой для ученых 4 мин., 19.04.2016 Поделиться Недавно были опубликованы статьи зарубежных ученых , посвященные исследованию глиняных черепков с надписями на иврите, сделанными еще до вавилонского пленения евреев. Может ли такое исследование серьезно повлиять на современную библеистику и разрешит ли оно споры о датировке библейских текстов, «Фоме» рассказал лингвист и библеист, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев. В Израиле, прежде всего в древних городах Лахише и Араде, найдены остраконы, т. е. черепки глиняных сосудов, использовавшиеся в древнем мире как материал для различных записок и писем. Для науки остраконы ценны тем, что сохраняются даже тогда, когда разрушается город или когда их просто выкидывают, и они заносятся землею. Поэтому на остраконах до нас дошли тексты тех эпох, от которых не сохранилось то, что считалось более важным с точки зрения писцов, и потому писалось на коже или пергаменте — например, юридические или священные тексты. В опубликованной недавно статье нескольких израильских археологов речь идет об арадских остраконах. Арад — это крепость на самом юге Иудеи, которая должна была охранять Иудею от племен, живших южнее. Прежде всего от эдомитян —близкородственного древним евреям народа, жившего на юго-восток от Иудеи. Арад был относительно небольшим фортом, существовавшим несколько столетий, примерно с X-IX веков до н. э. и до завоевания Иудеи вавилонянами в начале VI веке до н. э. До нас дошли остраконы разных эпох существования этого форта. Самая большая коллекция остраконов относится к последнему периоду, видимо, когда уже шла война с вавилонянами. Из Библии мы знаем, что одновременно с нашествием вавилонян с севера, с юга на Иудею напали эдомитяне. Ученые предполагают, что в черепках последнего периода существования Арада упоминаются враждебные действия со стороны Эдома.

http://foma.ru/kogda-napisana-bibliya.ht...

Более распространенное мнение о месте последнего суда то, что он произойдет близ Иерусалима, в так называемой долине Иосафатовой. Основывается оно на словах пр. Иоиля: знамение хочу Я сотворить на небе и на земле... солнце превратится в тьму и луна в кровь... кто призовет имя Господа, спасется ( Иоил.2:30–32 ); и далее: соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд ( Иоил.3:1–15 ). О какой долине говорится здесь, с определенностью сказать трудно. Указывают на долину к юго-востоку от Иерусалима на расстоянии трех часов пути (долина «Фекое»), где иудейский царь Иосафат поразил Эдомитян, Амаликитян и Моавитян. Другая долина, известная тоже под именем Иосафатовой, находится между Иерусалимом и Масличною горою и названа так, по мнению Освальда, от поставленного там памятника Иосафату 451 . К этой последней предания магометан и евреев приурочивают место суда 452 . Христиане, по замечанию. Bautz " a, от древности разделяли то же ожидание, имея для этого еще специальное основание в том, что Иисус Христос в Иерусалиме потерпел самое страшное унижение и принес великую искупительную жертву за мир 453 . Вся вероятность приведенного мнения основывается на том, что пр. Иоиль говорит о Страшном Суде и под долиной, о которой упоминает, разумеет географически определенную местность. С первым можно согласиться, потому что идея суда Иеговы и победа Его над всеми враждебными Ему силами изложена у пророка в таких чертах, которые в полной мере приложимы только к последнему суду, как всестороннему осуществлению божественной правды, в котором найдут свое заключение все предшествующие суды Божии. Но что касается того, будто пророк указывает для будущего суда и определенное место на земле, то это совершенно ошибочно. Соответствующее выражение: «долина Иосафатова», слово, употребленное в еврейском подлиннике, значит собственно: «долина, где судит Иегова», но LXX и Вульгата усмотрели в этом выражении собственное имя и перевели: «долина Иосафатова». Но если бы даже было доказано, что пророк употребил здесь собственное имя, то и тогда едва ли было бы можно делать какие-либо заключения о месте Страшного Суда. Пророк мог употребить данное выражение, совершенно не имея в виду географически определенной долины, но помня лишь, что здесь совершился суд Божий над тремя побежденными царем Иосафатом народами, и особенно то, что самое имя Иосафат значит: «суд Божий», или: «Бог судит» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Во втором отделе он обещает дать ответы на обычные исагогические вопросы: об изложении и языке книги, о времени ее происхождения, подлинности, каноническом достоинстве, о тексте ее оригинальном и в переводах, толковательной литературе и характере предлагаемого экзегесиса книги. – Программа начертана обширно. Очевидно, автор желает, чтобы ни одна частность и ни одна подробность не ускользнула от внимания читателей. Рассмотрим и мы подробнее намеченные в программе пункты. Первый вопрос – о личности пророка Амоса и времени его служения – вопрос не только интересный, но и в высшей степени, разумеется, важный. К сожалению, сведения о пророке весьма скудны. Автор мог заимствовать их только из его книги и более ни откуда. Из собственных же слов Амоса видно, что он был бедным пастухом в иудейской пустыни близ Фекои – своей родины. От этого занятия Бог его взял Себе на служение (7, 15) и послал пророчествовать в Вефиль – столицу израильского царства. Это было при Озии царе иудейском (810–783 г.) и при Иеровоаме II, царе израильском (823–783 г.), за два года до землетрясения (1, 1 ст.). Время служения Амоса падает, так. образом, на конец девятого и на начало восьмого века. „По свидетельству исторических ветхозаветных книг, говорит автор, иудейское и израильское царство при современных Амосу царях, Озии и Иеровоаме II, достигли замечательной, после не повторявшейся, степени высоты и могущества. Озия совершенно подчинил эдомитян и филистимлян, сделал данниками аммонитян, укрепил стенами Иерусалим» и проч.... „Иеровоам победил и подчинил на севере сирийцев и овладел их столицею – Дамаском,... привел, по внешнему территориальному пространству, израильское царство в блестящее положение его при Соломоне» и т. д. Время служения пророка Амоса автор изображает характерно и дает ясное понятие о современном ему политическом состоянии израильского царства. Что же касается собственно сведений о самом пророке, то тут, кроме самых кратких, заимствованных из книги самого же пророка, нет никаких „биографических сведений», хотя их и называет так сам автор (стр. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010