· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он отвоевал Англию не только физически, но и духовно. Альфред Великий переводил отцов Церкви, христианизировал языческую римскую философию и учил десяти Заповедям в своих законах: «Закон Англии есть закон Божий, как он записан в Библии; и король, и суды подвластны ему и не могут его изменять». Он начал восстанавливать старую английскую цивилизацию, чьи школы при кафедральных соборах с древних пор преподавали латынь и греческий язык, музыку и астрономию. Альфред отправлял миссии в Европу, чтобы вернуть ее из язычества. Этот великий правитель был поистине велик, потому что в нем горело духовное видение Англии, обновленной во Христе, восстановленной в благочестии и учености прежних лет. Дети Альфреда, их дети и дети их детей – Эдуард Старший, Этельстан, Эдмунд I, святой Эдгар Мирный – завершили его труды, приведшие к великому духовному и культурному процветанию и подъему Англии в X веке, кульминацией которого стало судьбоносное мученичество и самопожертвование святого Эдуарда-Мученика в 978 году. Альфреда называли «Альфред провозвестник правды», «Альфред законодатель», «английский пастырь», «утешитель Англии», «любимец Англии», «отец английской духовной литературы». О, где старый дух? Дух Альфреда Великого? Существовавший до того, как трон обесценился порочностью и золотом, Еще когда люди были едины с государством? (Уильям Хик. «Северная звезда», 1841). Не удивительно, что Честертон написал о нем: «Альфред родился в Уонтидже и правит Англией до Судного дня». Подходя к концу нашего обзора трагедии английской истории и к современному раскрытию этой истории, мы в праве задать себе вопрос: есть ли у нас надежда на нового Альфреда? Возможно ли в эти времена сомнений восстановление настоящей монархии, которая была во времена Уэссекса? Можно ли рассчитывать на возвращение Англии во времена до прихода Вильгельма, до начала ее трагедии, на исторические пути ее судьбы? Есть ли надежда на то, что Англия восстановит свою душу? А если эта надежда есть, то, когда же это произойдет? О, когда, когда? Только когда видимая Англия начнет бережно хранить невидимую Англию: Когда наш последний лук сломается, о королева, Когда мы метнем наш последний дротик, Под грустным, зеленым вечерним небом, Высоко держа развалившийся крест, Лежа под теплой западной травой, Придем ли мы наконец-то домой? …… Не скажу ничего для Вашего утешения, Ничего, что потакало бы Вашему желанию, За исключением того, что небо все темнеет, А море поднимается все выше.

http://pravoslavie.ru/72418.html

Если Толкин отдал должное европейской (германской и кельтской) мифологии, то Льюис недвусмысленно показал, что в наше время христианство – единственная сила, способная противостоять всемирному злу. Поэтому “Хроники Нарнии” – неудобная книга в нынешний политкорректный век, призывающий нас забыть о своих национальных, религиозных и культурных корнях. Но книга Льюиса неудобна не только этим. Некоторым христианам, мнящим себя блюстителями чистоты веры, “Хроники Нарнии” могут показаться никчемными сказками, пустяками и побасенками. Как тут не вспомнить замечательные слова из “Театрального разъезда” Николая Васильевича Гоголя. “Побасенки!.. Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиною покрылись бы души. Побасенки!.. О, да пребудут же вечно святы в потомстве имена благосклонно внимавших таким побасенкам: чудный перст провиденья был неотлучно над главами творцов их”. Сложно сказать, хотел ли Эндрю Адамсон исключить из своего творения религиозные мотивы, столь очевидные у Льюиса, но в фильме они прослеживаются весьма отчетливо. Книга “Лев, колдунья и платяной шкаф” имеет несомненное и неслучайное сходство с Евангелием. Поэтому лента “Хроники Нарнии” напомнила мне фильм Мела Гибсона “Страсти Христовы”, хотя многие сравнивают ее с монументальной экранизацией “Властелина колец” или с вездесущим “Гарри Поттером”. Начало книги и фильма не предвещает евангельского развития сюжета. Обыкновенные дети из семьи Пэвэнси – Питер (его играет Вильям Мозли), Сьюзен (Анна Попплеуэлл), Эдмунд (Скандер Кейнс) и Люси (Джорджи Хенли) – из-за бомбежек Лондона во время Второй мировой войны покидают город и отправляются погостить к почтенному профессору, живущему в самом центре Англии, в старом доме, похожем на рыцарский замок. Играя в прятки, они находят большой платяной шкаф, дверца которого оказывается дверью в сказочную страну Нарнию, где живут волшебные существа: говорящие звери, фавны, гномы, кентавры и единороги. Уже целую вечность в Нарнии царит зима, насланная Белой Колдуньей, захватившей эту страну (ее играет английская актриса Тильда Суинтон). Христианские аналогии очевидны: Белая Колдунья – диавол, вековечная зима – то сумрачное состояние, в котором пребывало человечество от грехопадения Адама и Евы до пришествия Спасителя.

http://foma.ru/neudobnaya-kniga.html

Сборник колокольных партитур содержит образцы церковных звонов локальных исполнительских традиций России. Произведения колокольного искусства, представленные в сборнике, могут использоваться в качестве учебного материала при практическом освоении данного вида церковного творчества. Сборник колокольных партитур «Со своей колокольни» первый опыт систематизации церковного колокольного звона локальных исполнительских традиций. Его автор, священник Павел Радин, имеет высшее музыкальное образование и, будучи опытным практикующим звонарем, хорошо разбирается в специфике сохранившихся местных церковно-певческих и звонарских традиций. В 2011 году во всем англоязычном мире отметили 400-летие публикации так называемой «Библии короля Иакова» перевода Библии на английский язык, выполненного под патронажем короля Англии Якова I (1566-1625) и выпущенного в 1611 году. За исключением нескольких книг Ветхого Завета, весь текст был переведен с тех языков, на которых Священное Писание было написано изначально. Ее значение для английского языка и культуры исключительно и сохраняется по сей день, хотя сейчас язык ее понимается с усилием и большинство носителей английского читают Библию в других переводах. В июне 2011 года вышла очередная книга протоиерея Александра Федосеева «От Лубен до Харькова». Автор доктор богословия и философии, настоятель храма св. Новомучеников и исповедников Российских, главный редактор историко-публицистического интернет-альманаха «История XX века». Статьи отца Александра дают ответы на сложные вопросы бытия, его книги помогают читателям найти причины духовного характера происходящим в нашей стране событиям. О творчестве и теме новой книги, актуальности расколов и современной церковно-политической ситуации в Украине мы поговорили с Александром Федосеевым священником, писателем и отцом пятерых детей. В конце 2010 г. в российский кинопрокат вышел очередной фильм, снятый студией Уолта Диснея по знаменитому сказочному циклу «Хроники Нарнии», написанному английским христианским писателем К. С. Льюисом, ««Покоритель зари» или Плавание на край света». Он является продолжением снятых ранее той же студией фильмов «Лев, колдунья и платяной шкаф» и «Принц Каспиан». Поэтому почти все его главные герои Каспиан, теперь уже король Нарнии, рыцарственный Мыш Рипичип, а также английские школьники Эдмунд и Люси Певенси, снова попавшие в сказочную страну, на сей раз вместе со своим зловредным кузеном Юстэсом, воспринимаются зрителем как старые знакомые.

http://zavet.ru/obs/

Корк, поэтому к кон. XV в. контроль над церковными должностями и земельными владениями в бывшем еп-стве Клойн перешел к представителям локальных ветвей англо-ирл. рода Джеральдинов (Фицджеральдов). Из-за этого во время Реформации англ. властям не сразу удалось ослабить позиции католич. духовенства. Крупнейший местный землевладелец, декан соборного капитула Джон фиц Эдмунд Фицджеральд, выступал как верноподданный английской короны и союзник колониальной администрации в борьбе с мятежной англо-ирл. и гэльской знатью. В то же время он оставался твердым сторонником католицизма, содержал в Клойне католич. священников и помогал насельникам закрытых монастырей. Только после смерти Фицджеральда (1612) протестант. клирики получили возможность занять кафедральный собор. Однако позиции протестантского духовенства оставались шаткими, т. к. в 1575 г. в результате мошеннической сделки земельные владения Клойнской кафедры перешли к Фицджеральдам (эти земли так и не были полностью возвращены). Во 2-й пол. XVI в., во время восстаний ирландцев против англ. короны, территория еп-ства неоднократно подвергалась разорению. Лишь в 1638 г. была восстановлена протестант. Клойнская кафедра (в 1835 диоцез включен в объединенное еп-ство Корк, Клойн и Росс). Католич. епископская кафедра была восстановлена в 1747 г. (до 1850 еп-ство Клойн и Росс). В Клойне сохранился бывш. кафедральный собор во имя К. (принадлежит англикан. Церкви Ирландии), возведенный во 2-й пол. XIII в. В XVI-XVII вв. здание сильно обветшало, в то же время собор неоднократно подвергался перестройкам. Собор св. К.- приземистый 3-нефный храм с трансептом и хором; с севера к алтарной части примыкает зал капитула. Стены собора, прорезанные двойными и тройными окнами, первоначально имели зубчатое завершение. Алтарная часть отделена от нефа и от рукавов трансепта узкими невысокими арками. Собор имеет деревянные перекрытия; бóльшая часть убранства относится к XIX в., среди памятников выделяется скульптурное надгробие еп. Дж. Беркли (1733-1753).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

О жизни прп. Меревенны Благодаря ее авторитету долгое время очень многие высокопоставленные женщины и девушки охотно вступали в эту монашескую общину Преподобная Меревенна (Merewenna, Merwenna, Merwinna, Merewenne, Maerwynn), скорее всего, принадлежала к английской знати. Примерно в 967 году король Эдгар назначил ее настоятельницей возрожденного им монастыря Ромси. На протяжении многих лет обитель находилась под покровительством короны, и даже Эдмунд, младший сын Эдгара, был похоронен в монастырской церкви в 972 году. Община получала много пожертвований от королевской семьи. Будучи первой игуменией возрожденной обители Ромси, Меревенна жила святой жизнью, развивая новую общину и во всем проявляя себя как способная руководительница. Благодаря ее авторитету и влиянию долгое время очень многие женщины и девушки, занимавшие высокое положение в обществе, включая членов королевской семьи, охотно вступали в эту монашескую общину. В ту эпоху монашество являлось одной из важнейших частей жизни английского общества и оказывало влияние на каждодневную жизнь почти каждого жителя страны. Подпись святой Меревенны можно увидеть на ряде сохранившихся важных документов того времени: среди них хартия о жаловании земель для возрождения монастыря Кроуленд (здесь она единственная мать-настоятельница; остальные подписавшиеся – король, архиепископы, епископы и ряд игуменов) и письмо, в котором осуждаются святотатцы, которые причиняли вред Церкви (среди подписавшихся были архиепископы и другие игумении, пользовавшиеся большим авторитетом). Известно, что святитель Этельвольд, епископ Уинчестерский (Ethelwold of Winchester), который вместе со святителями Дунстаном и Освальдом много сделал для возрождения английской Церкви в X веке, глубоко чтил Меревенну и восхищался ею. Этот архипастырь часто советовался со святой настоятельницей, держал ее в курсе событий в стране и время от времени останавливался в обители Ромси, чтобы на краткое время отдохнуть в тишине от постоянных архипастырских трудов. По преданию, святитель Этельвольд передал монастырю Ромси несколько волос Пресвятой Богородицы – считается, что эту святыню подарил новоучрежденной английской Церкви святитель Григорий Двоеслов, креститель англов, еще в начале VII века.

http://pravoslavie.ru/157115.html

Я думаю о нем. О том, в ком Англия нуждалась всегда и теперь еще нуждается; кто строил некогда церкви и вновь возведет их, когда исчезнет жадность и умрет невежество, а красота воссияет вновь и несчастный человек вновь ее сделает своей. Джон Мейсфилд. Удивления Освященные земли Английская земля освящена древними святыми. Хотя многие древние английские церкви уже исчезли или не освящены более в честь английских святых, но до сих пор большая часть наших земель посвящена древним святым, как это было тысячу и даже более лет назад. В какой бы район Англии мы ни поехали, обязательно встретим земли, разделенные на приходы , издавна посвященные тому или иному святому или святым. Путешествуя по Англии, мы чаще всего будем проезжать «землю Пресвятой Девы», «землю святого Петра», «землю святого Андрея», «землю Всех святых» и так далее. Изучая этот вопрос, выясняешь, что чаще всего донорманнские церкви в Англии были посвящены Пресвятой Богородице, Всем святым, апостолу Петру, архангелу Михаилу, апостолу Андрею, святому Иоанну Предтече, святителю Николаю, апостолу Иакову, апостолу Павлу, Пресвятой Троице, святому мученику Лаврентию, святому Иоанну Богослову, преподобному Мартину, святому великомученику Георгию, Животворящему Кресту и местным английским святым, таким как святые Кутберт, Освальд, Ботульф, Эдмунд, Свитин и Вилфрид. По крайней мере, так были освящены более 9000 древних церквей! Все эти церкви находились за пределами Лондона. А что же было в самой столице, которая была заселена уже как минимум два тысячелетия тому назад? Каких же святых чтили в Лондоне? Римский Лондон Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, что первоначальный Лондон – римский Londinium – весьма отличался от Лондона современного. Древний Лондон занимал лишь сравнительно небольшую территорию на северном берегу Темзы – сейчас это территория Лондонского Сити (по-латыни – Civitas). В I веке римляне построили здесь первый деревянный мост над самой мелкой частью Темзы. Название «Темза» кельтского происхождения и означает «темная река». В те времена Темза, дикая и с еще не углубленным руслом, была как минимум вдвое шире, чем сегодня. Римо-британский Лондон снабжался водой из притока Темзы под названием Уолбрук (что в переводе с английского означает «ручей бриттов»).

http://pravoslavie.ru/43699.html

Миссия И., начатая в Англии в 1580 г. пресвитерами Эдмундом Кампионом и Робертом Персонсом , была прервана в 1581 г. казнью Кампиона (канонизирован католич. Церковью в 1970). В Ирландии миссия И. началась по поручению Лойолы в 1542 г. в Тироне и Донеголе. В 1565 г. открылась школа И. в Килмаллоке (графство Лимерик). Во время гонений на католиков в 1575 г. в Корке был повешен Эдмунд О " Доннелл, 1-й мученик-иезуит в Европе. Ввиду того что в протестант. Англии публичная деятельность И. была невозможна, орден открыл на континенте коллегии и дома для католич. эмигрантов из Англии, Шотландии и Ирландии: Английскую коллегию в Риме (1579), коллегии в Дуэ (Франция, с 1559), Саламанке (Испания, с 1592) и Севилье (с 1619), англ. новициат в Льеже (с 1614), дом в Лувене (Лёвене, с 1614) и др. В 1623 г. была учреждена Английская пров. ордена, в 1633 г. в Англии и Уэльсе находилось ок. 200 И. Благоприятные для деятельности И. периоды (правление Стюартов) чередовались с гонениями, к-рые были вызваны обвинениями в заговорах («пороховой заговор» 1605; «поповский заговор» 1678) и сменой власти (гражданская война 1641-1660; «Славная революция» 1688). И. постоянно присутствовали на Британских о-вах как члены др. орденов или нелегально. Научная и образовательная работа была важной частью деятельности И. Они основывали астрономические обсерватории, составляли географические карты неизвестных европейцам земель. Иезуит пресв. Христофор Клавиус был одним из авторов реформы календаря при папе Римском Григории XIII . Важный вклад в становление совр. научной хронологии, а также в развитие комплексного исследования христ. догматики, патристики и церковной истории внес франц. иезуит Дионисий Пето (Петавиус; 1583-1652). И. составили первые словари япон. языка (на португал. языке в 1602), изучали кит., вьетнамский, индейские языки, санскрит. Болландисты , предпринявшие с 1643 г. научное издание «Acta Sanctorum» , собрали много ценных средневек. рукописей и способствовали развитию почитания святых. В XVIII в. иезуит пресв. Руджер Бошкович достиг серьезных успехов в области астрономии, физики, геодезии и математики. Критика и запрет ордена

http://pravenc.ru/text/293585.html

Сердце девушки забилось радостно... Как тепло, как хорошо в саду!.. Жди меня, мой радостный, мой сладостный, Я в заветный час к тебе приду. Ой, зачем тобою сердце вынуто? Для кого теперь твой блещет взгляд? Мне не жаль, что я тобой покинута, - Жаль, что люди много говорят. Прямо к речке тропочка проложена. Спит мальчонка - он не виноват. Я не буду плакать и печалиться, Не вернется прошлое назад. Под окном черемуха колышется, Осыпая лепестки свои. За рекой уж голоса не слышатся, Не поют там больше соловьи... И тогда я подумал: всё-таки это знак свыше. «Vox populi - vox Dei» («Голос народа - голос Божий»). Проблема не в народе. Русский народ в основе своей глубоко духовен. Я это чувствую. Народ, на самом-то деле, мало виноват в том, что ныне так отравлен. Виноваты те, кто его травят. Кто внушают ему пошлость и равнодушие. Кто хотят, чтобы все так и сидели под «техносовокупление» в доме Чайковского, тупо вперив глаза в мобильные телефоны, ни с кем не разговаривая, не жалея друг друга, попивая кофеек как ни в чем не бывало. Чтобы всем было просто на всё наплевать. Английский философ Эдмунд Бёрк однажды заметил, что «единственное, что нужно для триумфа зла, - это чтобы хорошие люди ничего не делали». Так что делать? Ведь, если честно, ничто не ново. То, с чем мы сталкиваемся сейчас, происходит везде - и в Америке и в Европе. Может быть, всегда так было? Шекспира переписывали и в XVIII веке. Пошлость везде и всюду. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем... Суета сует, - сказал Екклесиаст, - суета сует, всё - суета!» В древнейшем стихотворении мира, найденном при раскопках города Ур в Месопотамии, неизвестный поэт, живший за 4000 лет до Рождества Христова, пожаловался с удивительной точностью: Несчастный современный человек! Таскается один-одинешенек По шумным улицам грязного города. Голова у него раскалывается от едкой боли. Он уже не слышит голос Бога своего, Поющего ему в тишине. Сцена из спектакля «Лир. Комедия» по мотивам трагедии Шекспира. Режиссер-постановщик: К.Богомолов

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Святой Свитин Винчестерский «Тебе, о Бог-Творец, Сын Всемогущий и Дух Утешитель, в Троице прославляемый, я молюсь и прошу о милости в моих нуждах… Даруй мне, О Небесный Господь, победу и истинную веру» (из стихотворения «Иудифь» святителя Свитина Винчестерского). Есть такие святые Божии, которые настолько смиренны, что их величие открывается лишь через много лет после земной жизни. Сильные мира сего не видели этих святых и не слышали их тихого голоса, поэтому выходит так, что их как бы «обошли вниманием». Примером такой кротости и смирения является Пречистая Божия Матерь, о Которой в Евангелии говорится очень мало. Однако спустя века Ее уже почитали как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», а древнеанглийский писатель и аббат Эльфрик Эйншемский († 1020) отмечал, что Она «поднялась и возвысилась над всеми небесными силами». Весь мир каждый день возносит молитвы к Божией Матери. Еще один пример такого смирения был явлен в 1959 году на греческом острове Митилена, когда людям в сонном видении были открыты жития и местонахождение мощей святых мучеников Рафаила, Николая и Ирины, пострадавших за Христа от турок в 1463 году, то есть почти за 500 лет до этого. Бог открывает нам святых в самое благоприятное время, когда мы больше всего нуждаемся в них. Кто знает, какие еще святые объявятся православному миру; кто знает, какие еще чудеса веры откроются нам в наше назидание? Нам известно лишь, что для вечного Бога «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8). А для нас это имеет особое значение, ибо мы знаем, что только «вчера» английская земля была объединена в «православное содружество народов». И предлагаем рассказ о еще одном святом, ставшем примером кротости, величие которого в Царствии Небесном было явлено Господом лишь через сто с лишним лет после окончания его земной жизни. Это святой Свитин Винчестерский, память которого празднуется 2/15 июля – день преставления и 15/28 июля – день перенесения мощей. В 793 году закончился золотой век английского христианства VII и VIII столетий: монастырь Линдисфарна был разграблен и разрушен викингами. Начался темный век для английской Церкви и народа. Казалось, будто повсюду каждое живое существо возносило Богу молитву: «От ярости северных людей избави нас, о Господи». Эта мрачная эпоха IX столетия породила сотни мучеников, среди которых были святой Эдмунд – король Восточной Англии, убитый в 869 году, святая игуменья Эбба и все монахини монастыря в Колдингеме, святой игумен Феодор с 79 монахами в монастыре Кроуленд, святой настоятель Хедда и 84 насельника обители Питерборо, святой монах Беокка и с ним 89 братьев в Чертси, а также многие другие мученики в Эли, Торни, Бартни, Рекалвере, Нортгемптоне и в графствах Дорсет и Йоркшир – все они пострадали около 870 года.

http://pravoslavie.ru/31180.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010