2016. P. 29-51). Специалисты указывают на сходные процессы духовного самоутверждения и в других христ. конфессиях. В сиро-яковитской среде роль, подобную роли прп. Иоанна Дамаскина, сыграл Иаков Эдесский , крупнейший сир. мыслитель и церковный писатель. Во 2-й пол. VII в. происходит подъем монашеского движения в среде несториан (см. Церковь Востока ), ярким представителем которого стал Исаак Ниневийский (прп. Исаак Сирин ). Об активности Церкви Востока в эту эпоху свидетельствует также миссионерская деятельность в евразийских степях и Танском Китае. Ист.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897-1903. Т. 1-2; The VIIth Cent. in the West-Syrian Chronicles/Ed. A. Palmer. Liverpool, 1993; «Хроника» Йоханнана Бар Пенкайе о времени араб. завоевания/Пер.: Ю. Фурман//Символ. М.; П., 2010. 58. С. 365-385; Theoph. Chron.; Eutych. Annales. Pars 1; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Batav., 1898. Ser. 1. T. 6; 1881-1883. Ser. 2. T. 1; 1883-1885. T. 2; 1885-1889. T. 3. Лит.: Wellhausen J. The Arab Kingdom and Its Fall. Calcutta, 1927 (рус. пер.: Велльхаузен Ю. Арабский халифат: Золотой век ислама. М., 2018); Бартольд В. В. Ислам// Он же. Соч. М., 1966. Т. 6. С. 104-111; он же. Ислам и мелькиты//Там же. С. 651-658; Vaglieri L. V. The Patriarchal and Umayyad Caliphates//The Cambridge History of Islam/Ed. P. M. Holt e. a. Camb., 1977. Vol. 1A. P. 57-103; Grabar O. e. a. City in the Desert: Qasr al-Hayr East. Camb. (Mass.), 1978. (Harv. Middle Eastern Stud.; 23/24); Большаков О. Г. История халифата. М., 1989-2010. 4 т.; Piccirillo M. The Christians in Palestine during a Time of Transition: 7th-9th Cent.//The Christian Heritage in the Holy Land. L., 1995. P. 47-56; Kennedy H. Egypt as a Province in the Islamic Caliphate, 651-868//The Cambridge History of Egypt. Camb., 1998. Vol. 1. P. 62-85; Schick R. Archaeological Sources for the History of Palestine: Palestine in the Early Islamic Period: Luxuriant Legacy//NEA.

http://pravenc.ru/text/Омейядах.html

3) Хроника Самуила Анийского, 374 армянского писателя второй пол. XII в., начинается с сотворения мира и доводится до 1179 г. По примеру сочинения Евсевия, послужившего образцом, она распадается на две части, из которых одна содержит изложение исторических фактов, а другая хронологическо-синхронистическую таблицу, причем параллельно указаны олимпиады, годы от Рождества Христова, годы царствования императоров римских, византийских, царей армянских, патриаршествования католикосов и годы армянской эры. 375 Первая часть, как основанная на Евсевии, не имеет значения; вторая же, будучи основана частью на известных сочинениях, частью на сочинениях, до нас не сохранившихся, напр., ученого филолога Саркавага (т. е. диакона), не лишена интереса. Впрочем, интерес ограничен вследствие скудости заметок. Только под 1045 и 1074 гг. Самуил говорит несколько подробнее о распространении греческого влияния в Армении, о борьбе Романа Диогена с турками и его судьбе, – в других местах он чрезвычайно краток, отрывочен и делает пропуски. 376 4) История Киракоса Гандзакского? армянского писателя († 1272), обнимающая время с 286 по 1265 гг. и важные для современной автору истории Армении под владычеством монголов, для истории предшествующей не имеет самостоятельного значения. Автор пользуется для древнего времени, в том числе и для XI в., трудами прежних историков, которых у него насчитывается 17, между ними Аристакес Ластивертский, Матвей Эдесский и Самуил Анийский. По отношению к заимствованиям из сохранившихся армянских историков Киракос интереса не представляет, тем более что группировка фактов у него неудачная, 377 сообщения не всегда точны и верны; интерес сводится лишь к некоторым известиям, почерпнутым из несохранившихся памятников. 378 5) Всеобщая история Вардана Великого (t 1271), 379 обнимающая время от сотворения мира до 1267 г., имеет такое же значение, или немного большее, как история его соотечественника и сотоварища Киракоса. Вардан, вращавшийся в круговороте политических и церковных событий, принимавший в них участие и имевший возможность изучить нравы татар, для своего времени сообщает важные сведения, основанные на личном опыте. Но для прежнего времени он компилирует Матвея Эдесского, Самуила Анийского, Киракоса Гандзакского и других известных и неизвестных (последних не менее шести) армянских писателей, дополняя их показания народными легендами. Для XI в. интересны заимствования из неизвестных источников об отношениях армян к Византии; некоторые из них имеют легендарный характер, 380 но есть и вполне достоверные. 381

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

и изданной в К-поле в 1782 г. В ней Л. С. упомянут трижды. В разд. «О приделе сотника Лонгина» подробно описан этот придел в храме Гроба Господня, принадлежавший сначала эфиопам, а затем переданный грекам; излагается история Л. С. ( Ованнес Ганна. 1782. С. 44). В разд. «О капелле Разделения риз» рассказывается, что в ней хранились 4 части ризы Спасителя, тогда как о нешвенном хитоне был брошен жребий (Ин 19. 23-24). Между этой капеллой и приделом Л. С. было место длиной в 25 шагов, где находилась арочный проем со ступеньками, одна из дверей храма Гроба Господня. Когда-то, по словам автора, это место было завалено большим камнем и заделано известью, а сейчас, уточняет автор, камня и риз нет. «Это место принадлежит нам (армянам.- Авт.), и мы каждую пятницу отслуживаем молебен Христу, и там горят 5 неугасимых лампад» (Там же. С. 45). В конце книги приводится «Список святых мест святого города Иерусалима», в к-ром упомянут и придел Л. С. (Там же. С. 143). В средневек. арм. миниатюрах Л. С. обычно изображается стоящим по правую сторону от Креста, как один из праведников, в то время как Стефатон - воин, давший Господу уксус вместо воды, представлен слева от Распятия, что отражает символические достоинства правой (солнце, копье, олицетворение Церкви) и левой (луна, трость с губкой, олицетворение синагоги) сторон Креста. Более того, в отличие от Л. С. Стефатон, по примеру изображений Иуды, всегда представлен в профиль, с искаженным лицом. Иногда Л. С. тоже изображается в профиль с выражением ужаса на лице, т. е. показан тот момент, когда сотник еще не уверовал во Христа (Матен. 6201. Ованнес Ганна. 1782. Л. 7 об., 1038 г.; 7736. Л. 19 об., XI в.; 2744. Л. 6, 1305 г.). Есть серия миниатюр, в к-рых капли из потока крови, хлынувшего из раны Спасителя, падают и на лицо Л. С., что символизирует спасение и прозрение через кровь Христа после удара копьем (напр., Евангелие XV в. из Эчмиадзина Матен. 69. Л. 15 об.). Ист.: Книга сия повествует о Страстях Христовых, понесенных Им перед Понтием Пилатом, судьей Иудеи, и первосвященниками Анной и Каиафой, сказанная блаженным Иаковом, братом Господа. К-поль, 1710. С. 113-116 (на арм. яз.); Ованнес Ганна. Книга истории св. и великого града Божьего Иерусалима и св. мест Господа нашего Иисуса Христа. К-поль, 1782 (на арм. яз.); Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых. Венеция, 1813. Т. 7. С. 319-361 (на арм. яз.); Всеобщая история Степаноса Таронского, Асолика по прозванию, писателя XI ст./Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. М., 1864; Хроника патриарха Михаила Сирийца. Иерусалим, 1870 (на арм. яз.); Всемирная история Степаноса Таронеци Асолика/Ред.: С. Малхасянц. СПб., 1885 (на арм. яз.); Сокровищница арм. старого и нового письменного наследия//Апокрифы Нового Завета. Венеция, 1898. Т. 2. С. 375-377 (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1 (на арм. яз.); Матфей Эдесский. Хронография/Под ред. Гр. Бартикяна. Ереван, 1991 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

3. Из всеподданнейших телеграмм наместника ген.-адьют. Алексеева а имя Его Императорского Величества. Ив. Пр. Стр. 485–488. Возможно ли и какой панихидой молить Бога о спасении усопших христиан не православной церкви? Е. Воронец. Стр. 489–499. Основные черты миссионерской методики. Д. Боголюбов . Стр. 500–504. В чем заключалось искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом? А. Пахарнаев. Стр. 505–511. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По поводу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 512–517. Ответ раскольникам о соборных правилах, определяющих возраст для посвящения пресвитеров и диаконов. N. N. Стр. 518–529. Из записок и дневников. О переселении сектантов жидовствующих в Палестину. Свящ. Михаил Тифлов. Стр. 530–537. Беседа о графе Толстом. (Черты к его характеристике ). И. Н. Стр. 538–548. Из воспоминаний миссионера. (По поводу 15-летия по кончине о. прот. С. Н. Кашменского). Свящ. Е. Зубарев. Стр. 549–557. О сектантской музыке. Мисс. Базарянинов. Стр. 558–559. Случайная беседа православного о мощах святых. Мисс. Калиник Картушин. Стр. 560–562. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Из духовной журналистики. Экзегетические статьи: Истолкование слова “Сын Человеческий”, Ин. 10:12–13 ; Иерем. 31:22. – Превосходство учения о новозаветной любви, сравнительно с ветхозаветным и языческим.– Исторические статьи.– Неповрежденность свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе Христе.– К сказанию о сношениях Эдесского князя Авгаря с Иисусом Христом.– К вопросу о единении церквей: Ответ старокатоликам.– Очерки религиозной жизни в Германии.– Школа Ричмаского богословия в Лютеранстве.– Ислам и братство Гурия. Свящ. М. Лисицын. Стр. 563–573. Основные начала христианского воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. составил В. Д. Харьков. П. Козицкий. Стр. 573– 575. Хроника. Из мира инославии и из жизни заграничного сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

495  „Свидетели – вы, как этот (Диодор) выводил некогда (в эпоху Валента – см. cit. loc. Феодорита и Никифора Каллиста) за реку весь город и преподавал здравое учение” Laus Diodori. PG LII, col. 764; русский перевод III. 2, стр. 819. 500  Рассказ о жизни и чудесах блаж. Юлиана-Сабы содержится в „Истории Боголюбцев” Феодорита Кирского , 2 главе (Hist. Relig. 2. PG, LXXXII, col. 1305–1324; русский перевод И. Б. 26–46 стр.). Феодорит передаёт сведения об Иулиане, сообщённые учеником последнего, Астерием. 502  Hist. Eccl. IV, 27 . S. 267–268; 293–294 стр. Hist. Relig. col. 1321–1324; русский перевод 43–47 стр. О св. Афанасии и Антонии – Athanasii Vita S. Antonii 69–70. PG XXVI, col. 911–942; русский перевод III, 233. 503 Блаженный Феодорит в своей „Церковной Истории” не знает в эпоху Валента двух гонений. Он считает одно гонение, продолжающееся как бы беспрерывно (H. Eccl. IV, 21–27 ). Но внимательное изучение событий рассматриваемой эпохи позволяет нам усмотреть именно два приёма жестокой гегемонии омиев. Первый период – описанное гонение, второй период с 370 года до конца царствования Валента. Так историю царствования Валента представляют Gwatkin (Studies of Arianism. Londres, 1900. 240 p.), Cavallera (Le schisme d’Antioche. Paris, 1905 p. 133), Дюшен (История древней Церкви, т. II, перевод с французского Москва 1914. 263, 246 стр.). История жизни св. Иоанна Златоуста с 367–370 г. также предполагает присутствие Мелетия в Антиохии – Palladius. De vita S. Joannis Chrys. PG XLVII, col. 18. Puech S. Jean Chrysostome. Collection Le Saints. 1900. Ch. II). 506  Смерть Юлиана последовала в 367 г., как свидетельствует Эдесская Хроника (Scriptores syri. S. III, т. IV. Chron. Min. I ed. Guidi 5 p.). Ha основании этой даты, мы делаем и некоторую перестановку сообщений Феодорита о визитациях подвижников в общину Диодора. Феодорит говорит сначала о путешествии Афраата к Диодору (IV, 26), а затем Юлиана (IV, 27). 507  Жизнь Афраата излагает также Феодорит в своём труде „История Боголюбцев” (Hist. Relig. 8. Cit. Т. PG col. 1367–78; русский перевод 4–105 стр. В Церковной Истории Феодорита о Диодоре и Афраате – IV, 25, 26. Ed Parmentier. S. 263–266; русский перевод 290–293 стр. Ср. Niceph. Cal. Cit Η. Eccl. XI . Col. 645–648 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Дата составления З. Р. х. приводится в кн. 1 по сир. эре: 880 г. (569 г. по Р. Х.). Отдельные части этой хроники были написаны в 555 г. (XII 7) и в 561 г. (XII 4); изложение событий во время правления имп. Юстиниана было сделано при жизни императора (до 565). Письмо Симеона, еп. Бет-Аршамского, об истории Химьяритских мучеников включено в З. Р. х. в том же виде, что и в «Церковной истории» Иоанна Эфесского (завершена после 585). Время написания обоих произведений указывает на то, что именно Иоанн Эфесский заимствовал письмо у автора З. Р. х., а не наоборот. Др. схожие фрагменты обоих сочинений скорее всего были написаны независимо друг от друга. О личности автора сведения немногочисленны. В кн. 7 автор говорит о своем знакомстве с участником военных действий между Византией и Персией под Амидой (ныне Диярбакыр, Вост. Турция) в 503 г. (VII 5). В кн. 9 автор упоминает, что знает человека, бежавшего из готской Италии в К-поль (т. е. до 536) (IX 18). Впрочем, в обоих случаях нельзя сказать, является ли это ремаркой автора З. Р. х. или скопировано им из к.-л. источника. Кроме того, однажды, сообщая о событии, происшедшем в Амиде, автор употребляет местоименное наречие «здесь» - вероятно, он живет в Амиде. Также на связь с Амидой указывают фрагменты VII 3-5, IX 19, X 1, XII 7. З. Р. х. открывается вводной главой с изложением общего плана сочинения. В кн. 1 после вводной главы приводятся дискуссия о хронологии кн. Бытие, история Иосифа и Асенефы, Житие свт. Сильвестра, папы Римского, и рассказ об обретении пресв. Лукианом мощей святых Стефана, Гамалиила и Никодима. Завершается она рассказом о 2 ранних сир. писателях. Кн. 2 содержит Житие 7 спящих Эфесских отроков (II 7), а затем последовательно излагаются церковно-исторические события с К-польского Собора 448 г. К концу кн. 9 изложение доведено до освобождения Рима от готов в 536 г. Книги 2-6 практически полностью посвящены церковным делам, в книгах 7-9 содержится много сведений из светской истории. От кн. 10, в к-рой рассказывалось о событиях 537-548 гг., сохранилось лишь содержание глав, а также нек-рые фрагменты текста, отчасти восстанавливаемые на основе сочинений Михаила Сирийца, Григория Бар Эвройо и Иакова Эдесского. Кн. 11 утрачена полностью; от кн. 12 остался фрагмент, повествующий о событиях 553-556 гг. (XII 4-7). На этом сохранившаяся часть З. Р. х. завершается, хотя само сочинение, как следует из введения, было доведено до 569 г.

http://pravenc.ru/text/182657.html

Все эти наблюдения заставляют предположить, что молодая растущая и развивающаяся Церковь вряд ли могла избежать влияния столь страстного проповедника христианства. Помимо этого, нас также интересует вопрос о том, где именно на Востоке Татиан продолжил свою работу и осуществлял деятельность по распространению своего понимания христианства. По этому поводу мнения расходятся. В то время как Кукула искал это место в Малой Азии, Поншаб предположил, что это могла быть Антиохия Сирийская. Высказывалось также предположение, что Татиан мог жить и работать в метрополии Месопотамии – Эдессе. Этот взгляд поддерживали Цан и Гарнак. Современные учёные в основном считают приход Татиана в Эдессу очевидным фактом, полагая, что столь великий человек должен был быть как-то связан со столь великим местом, как месопотамская метрополия. Проблема, однако, заключается в том, что в поддержку этого взгляда нет никаких надёжных данных. К счастью, некоторые соображения по этому поводу всё же имеются. У нас есть надёжные источники об условиях жизни в Эдессе и, в особенности, о тогдашних духовных лидерах. Эдесская хроника упоминает имена Маркиона, Мани и Бардесана как людей, которые были тесно связаны с духовным прошлым христианства в Эдессе. Этот документ, однако, никак не упоминает Татиана, что составляет достаточный повод для того, чтобы искать в другом месте. Кале предположил, что Татиан мог вернуться в те места, из которых он происходил, и поселиться там. Это представляется гораздо более вероятным, чем всё остальные предположения. Кроме того, следует учитывать, что Адиабена также была достаточно важным центром. Когда Татиан , воспламенённый христианской верой, вернулся туда, он должен был обнаружить там достаточное число общин. Известно, что к 224 году там было 20 епархий, – для появления такого их числа распространение общин должно было продолжаться в течение значительного времени до этого. Где бы Татиан ни применял свою энергию и рвение, его деятельность составила важную веху в процессе роста и развития сирийского христианства. b. Роль Evangelin da-Malle

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОНН [Греч. Νννος; сир.  ; лат. Nonnus], еп. Эдессы (449-451, 457-471). Основными источниками сведений о Н. являются деяния Вселенских Соборов, а также Эдесская хроника, составленная на сир. языке в кон. VI в. Избран на кафедру в июле 449 г., после того как имп. Феодосий II (408-450) принял решение о низложении еп. Ивы , признанного виновным в несторианстве ; данное решение вскоре было подтверждено на II Эфесском («Разбойничьем») Соборе. В лит-ре высказывалось мнение, согласно к-рому Н. может быть отождествлен с диак. Нонном, упомянутым в сир. актах Собора. Этот диакон был направлен к архиеп. Антиохийскому Домну II (441/2-449), отказавшемуся явиться на соборные заседания под предлогом болезни. Желая спасти свое положение, Домн согласился с осуждением Ивы, еп. Эдесского, а также Феодорита , еп. Кирского. Однако группа оппозиционных по отношению к Домну монахов зачитала во время соборных заседаний его послания, адресованные архиеп. Александрийскому Диоскору (444-451). Из текста этих посланий следовало, что Домн резко отрицательно относился к 12 анафематизмам свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444), направленным против Нестория ; в результате Домн был осужден. В 451 г. Н. участвовал в заседаниях Вселенского IV Собора в Халкидоне уже как противник Диоскора. На 9-й сессии Собора Иву оправдали, сняли с него обвинения, выдвигавшиеся против него ранее, и восстановили на Эдесской кафедре. Однако Н. не был лишен кафедры и продолжал принимать участие в соборных заседаниях. Подпись Н. стоит под Халкидонским оросом (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 131; ДВС. Т. 4. С. 49). Поскольку за Н. не обнаружили серьезных преступлений, а на Соборе он открыто засвидетельствовал свою правосл. веру, его не стали лишать епископского сана. Дело Н. было передано на рассмотрение архиеп. Антиохийского Максима (449-455). Последний, по всей видимости, решил, что Н. следует повторно занять Эдесскую кафедру после смерти Ивы, к-рая наступила 28 окт. 457 г.

http://pravenc.ru/text/2577943.html

Н. был одним из адресатов окружного послания («Энкиклион»; греч. Εγκκλιον) имп. Льва I (457-474), разосланного в кон. 457 или нач. 458 г. В послании император, занимавший прохалкидонские позиции, предложил всем епископам империи дать оценку определениям IV Вселенского Собора, а также обсудить ситуацию в Александрии (текст «Энкиклиона» см.: Evagr. Schol. Hist. eccl. II 9). В результате народного волнения на Пасху 457 г. здесь был убит сщмч. Протерий , архиеп. Александрийский, и кафедру занял антихалкидонит Тимофей II Элур . Н. и 8 подчиненных ему епископов из пров. Осроена высказались в поддержку Халкидонского Собора и осудили Тимофея (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 40-41). Ту же т. зр. выразило и большинство епископов империи. Эдесская хроника сообщает о широкой строительной деятельности Н. в Эдессе и ее окрестностях. При нем были возведены ц. св. Иоанна Крестителя, больница для прокаженных близ ворот Бет-Шемеш, мартириум во имя св. бессребреников Космы и Дамиана при больнице, а также некоторое число мон-рей. Кроме того, при Н. строились мосты, дороги и городские башни. Несмотря на то что с 449 г. Н. сменил на кафедре Иву, осужденного «Разбойничьим» Собором, в восточносир. традиции за ним закрепился образ вполне правомыслящего епископа. В «Хронографии» Илии бар Шинайи , еп. Нисибинского († 1046), к нему не прилагается эпитет «яковит» в отличие от предшественника Ивы на кафедре Раввулы († 435/6), к-рый с определенного момента стал сторонником свт. Кирилла Александрийского. В литературе высказывалось предположение, что Н. активно препятствовал деятельности Нарсая († не ранее 502), убежденного приверженца антиохийского богословия, на посту главы Эдесской школы. В «Истории святых отцов, за веру гонимых», или «Церковной истории», Бар-Хадбшаббы Арбайи (VI в.) говорится о «еретике» Кийоре, еп. Эдессы, интриговавшем против Нарсая ( Barhadb. Hist. eccl. 31. P. 599-600), однако известный исследователям Кийоре не занимал Эдесскую кафедру: как сообщает Бар-Хадбшабба Халванский (кон. VI - нач. VII в.) в соч. «Причина основания школ», он был 1-м главой школы. Именно при нем здесь начался перевод с греч. языка на сирийский произведений Феодора , еп. Мопсуестийского († 428), крупного представителя Антиохийской школы, что привело к рецепции Церковью Востока антиохийской христологии ( Barhadb. Halw. Caus. P. 382-383). Т. о., вост. сирийцы не могли именовать Кийоре «еретиком». Издатель «Истории...» А. Шер предложил исправить Кийоре на Н., однако более вероятно, что Бар-Хадбшабба Арбайя имел в виду др. Кийоре (Кира), занимавшего Эдесскую кафедру в 471-498 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 804; см. также: Chron. Edess. 71, 74).

http://pravenc.ru/text/2577943.html

Послания Павла, комментарий Поэма (История) об Александре Великом Правила монастыря горы Излы Пророки, катены на 178−179 Протоевангелие Иакова Псевдо-Дионисия хроника Псевдо-Климентовы Встречи Пчела – см. Книга Пчелы Пятикнижие, катены на 178−179 Рай Восточных Рай Отцов – см. Пардайса Энанишо Рай Эдемский (Авдишо Нисибинского) Рассеяние апостолов Самуил, катены на 233 Седры Символ константинопольский Синодик Сирийский мартирологии Томос папы Льва Устав Нисибинской школы Учение Аддая – см. также Деяния Аддая Учение Петра – см. также Деяния Петра Учение св. Апостолов – см. Doctrina Apostolorum Учение Симона-Кифы Хабшошьята Хроники Анонимная Арбельская в ркп. Brit. Mus. Add. 14603 в ркп. Brit. Mus. Add. 14642 Евсевия (Chroncorum canonum liber) Иакова Эдесского Мари ибн Сулаймана Мариса и Амра Маронитская Несторианская (анонимная) Псевдо-Дионисия Илии бар Шинайи Сеерта Смешанная Эдесская (Chronicon Edessenum) Церковная история Евсевия Церковная история Михаила Сирийца Церковная история Бархадбешабба Церковная история Захарий Ритора Энотикон Указатель географических названий, этнонимов и языков Аввы Макария пустыня – см. Скитская пустыня Авида Авраамиев мон. близ Кеннешрина Адиабена (Хадьив) Адиабенская митрополия Адурбадаган (Адурбайган) Азия (провинция) Азия (часть света) Акра Александрийская кафедра Александрийская школа Александрия Алеппо (Вероя, Халеб) Алеппская епископия Алкош – см. также Раббан Хормизда мон. Амвросианская библиотека в Милане Амида (Амед) Амидская епископия и хорепископия Амидский монастырь Андраполь Анкира Антиохийская школа Анкирский Собор Антиохийская кафедра; патриархи Антиохийский Собор Антиохия Апамея Апамея, апамейцы Апостолов мон. Арабская литература переводы Арабские рукописи сирийским письмом – см. Каршуни Арабский халифат Арабский язык Арабы Арбела (Ирбил); см. также Хазза Арбельская школа Ареван – см. Махозе-д-Ареван Арзон (Арзанена) Армения, армяне Армянская литература; переводы Армянский католикосат Ассирийский язык Атариб, аль – см. Литарба

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010