Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК [сир.  ; Кириак Тагритский] ( 16/19.08.817, Мосул, Сев. Ирак), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 8/15 авг. 793). Род. в г. Тагрит (ныне Тикрит, Ирак), учился и принял постриг при мон-ре Столба (Эстуно) в Бизоне, в окрестностях Эр-Ракки (Каллиник, Сирия). К.- единственный яковитский патриарх, вышедший из этого мон-ря, что, по мнению М. Оза, могло лежать в основе ряда конфликтов во время его предстоятельства. Основными источниками сведений о К. являются анонимная сир. хроника, доведенная до 813 г., «Хроника» патриарха Михаила Сирийца (XII в.), который в свою очередь опирался на несохранившуюся «Хронику» патриарха Дионисия Телль-Махрского (818-845), преемника К., и «Церковная история» еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.). К. был избран патриархом 8 авг. (по др. сведениям - 15 авг.) 793 г. на церковном Соборе в Харране. Первые годы его Патриаршества прошли в обстановке внутренних распрей сиро-яковитского духовенства, в к-рых К., пользовавшийся сначала значительным авторитетом ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 484), должен был выступать посредником. Так, в Эдессе он попытался примирить местного митр. Захарию с паствой, к-рая уже неск. лет упорно отказывалась его принять. В итоге стороны пошли на компромиссное решение: 4 округа Эдесской епархии были отданы в подчинение Захарии, но должны были вернуться в ее состав после его кончины; над остальными К. поставил нового епископа. Одной из главных задач К. было преодоление конфликта между севирианами (последователями патриарха Севира Антиохийского), к-рых представлял Патриарший престол, и юлианистами (приверженцами учения еп. Юлиана Галикарнасского), к-рые пользовались поддержкой в епархиях Армянского нагорья и подчинялись собственному «патриарху» Гавриилу. Разногласия между ними временно прекратились после соглашения 787/8 г., но вскоре возобновились. Предметом ожесточенного спора был вопрос о правомерности выражения: «Мы преломляем Небесный Хлеб (    ) во имя Отца и Сына и Святого Духа» - в чинопоследовании Евхаристии. Не разделяя терпимого отношения своего предшественника Георгия ( 789/90) к его использованию, К. открыто выступил за его запрет, но натолкнулся на сопротивление видных иерархов, в частности еп. Севира Самосатского, и клириков важного яковитского центра - г. Кир.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

История Иоанна была издана W. Cureton " ou, The third part of the ecclesiastical history of John bishop of Ephesus. Oxford 1853. Английский перевод сделал Payne-Smith, Oxford 1860, немецкий — Schönfelder, München 1862. Другие Joannis episcopi Ephesi scripta historica в Land, Anecdota syriaca t.II, Lugduni Batavorum 1868; [переведены на латинский язык van Dowen " oM и Landow. Com-mentarii de beatis orientalibus et historiae ecclesiasticae fragmenta. Amsterdam 1889]. Об истории ср. . Land, Joannes Bischof von Ephesos, der erste syriche Kirchenhistoriker. Leyden 1856.    С православной точки зрения излагается история в Хронике эдесской. Об авторе ее нельзя сказать ничего, потому что самое сочинение анонимное, но нужно заметить, что автор его моложе Захарии и старше Иоанна ефесского. Оно состоит из 106 параграфов и обнимает время от возникновения эдесскои церкви до 540 года — до 14 года царствования Юстиниана. Рассказ этот крайне краток, но в высшей степени важен по хронологической точности и важности тех памятников, из которых автор мог черпать свои сведения. В его распоряжении мог быть городской архив, после безвозвратно погибший. [Хроника издана была у Ассемания в Bibliotheca orientalis (1719) и перепечатана Михаэли-сом (1786). Затем ее издал и перевел на немецкий язык L. Hallier в Texte u. Untersuchungen v. Gebhardt u. Harnack IX, 1, 1892. Теперь она появилась в издании . Guidi с латинским переводом в Corpus scriptorum orientalium, Scriptores syri, ser. Ill, torn 4: Chro-nica minora. Pars I. Paris 1903].    Затем нужно назвать между сирийскими писателями, как заметного деятеля, Дионисия телл-махрского, XXII сирийского (яковитского) патриарха, скончавшегося в 845 г., или 1157 г. эры Селевкидов. Он был хронографом, продолжавшим дело своих предшественников; приемы его были примитивного свойства, что вытекало из цели его сочинения: на какую-либо оригинальность он не претендовал, он хотел только доставить своей пастве полезное чтение, а поэтому, если находил какое-либо назидательное сочинение, в котором изложено то или другое событие – прямо и списывал, указывая источник. Так, им сохранены хроника Евсевия, рассказ Иисуса Столпника о бедствиях, постигших Месопотамию, сообщения Захарии. Кроме того, он пользовался Иоанном ефесским, и, несмотря на то, что третья его книга уже издана в полном сирийском тексте, его произведение не утрачивает своей цены, потому что он заимствует не только из его 3-ей книги, но и из предшествующих. Как продолжатель сирийской историографии, доведший историю до своего времени, Дионисий телл-махрский удерживает значение первостепенного историка для своего времени, о котором рассказывает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

    Скан Patrologia Latina 151 Иоанна Смеры; анонимные формулы     PL 152: Бруно Кёльнский     Скан Patrologia Latina 152     PL 153: Бруно Кёльнский; Гвиго I, приор картезианцев; Гвиго II, приор картезианцев; Бернард, приор картезианцев; Иоанн Картезианец; Гуго (епископ Линкольнский); Ламберт из Сквилласе     Скан Patrologia Latina 153     PL 154: Гуго (аббат Флавиньи); Вольфельм из Браувайлера; Эккехард из Ауры; анонимные «Трирские деяния»; Теодерик Трирский; Эбервин Трирский; аноним «Из истории трирских мучеников»; Стефан Льежский; анонимная «Хроника св. Губерта Арденнского»     Скан Patrologia Latina 154     PL 155: Госцелин Кентерберийский; Лантфилд Винчестерский; Луп (протоспафарий); Манхи Турский; Манегальд (магистр); Павел Шартрский; Готфрид Бульонский; Ида (графиня Болонская); переписка и документы, связанные с первым крестовым походом; Ансельм из Рибмона; Одо (епископ Байё); Гуго (архиепископ Эдесский); Фульк Анжерский; Раймунд де Курамонта; Дермаций Ирландский; Раймунд Ажильский; Роберт из Сен-Реми; Пётр Тудебод; Фульхерий Шартрский; Гило Парижский; Гальтерий (писец); Фретелл (архидиакон); Иоанн (пресвитер Вюрцбургский); анонимы о первом крестовом походе; документы Балдуина I Иерусалимского, Людовика VII и Людовика IX Французских; Радульф Арденс; Томас (епископ Йоркский); Рихард, аббат Думелльский; Альберик (епископ Остии); Сулькард, монах Вестминстерский; Амат (архиепископ Бордо); документы синодов в Бордо (1080) и Хероне (1078); Поппо (епископ Мецский); Ансельм IV (архиепископ Миланский)     Скан Patrologia Latina 155     PL 156: Гвиберт Ножанский; Герман (монах)     Скан Patrologia Latina 156     PL 157: Жоффруа Вандомский; Теодерик (епископ Шартрский); Тиофрид (аббат Эхтернахский); Пибо (епископ Тульский); Суавий, аббат св. Севера; Фолькард (аббат Лоббе); Адельгорий (архиепископ Магдебургский); Гуго (архиепископ Лионский); Пётр Альфонси; Гальтер (епископ Магелонский); Литберт (аббат св. Руфа); Вернер (аббат св. Блеза); Роберт (аббат Молесма)     Скан Patrologia Latina 157

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

50 ЛЕТ – в основном тексте греч. и пер. «55 лет». Гл. 90.5. ДРУНГАРИИ ДРОМА – восстанавливаем по Эрм. В основном тексте по Унд слова дром нет. Роман I Лакапин был старшим военачальником флота. Гл. 91.2. ИЗ ЭЛЛАДЫ. В основном тексте действия Рендакия описываются в гл. 91.2 и 91.3, заговор против Романа – в гл. 91.4, нападение болгар – в конце гл.. 91. 4. Гл. 91.7. О ВОЙНЕ ЦАРЯ ΠΕΤΡΑ. Правитель Болгарии Петр воевал с хорватами, венграми и другими народами. СВОЮ ДОЧЬ. Это Мария – внучка царя Романа I, дочь его сына Христофора. Распределение содержания по подглавам здесь и в основном тексте не совпадает: о войне Петра с хорватами и пр. в основном тексте рассказывается в гл. 91.6, о мире и женитьбе на визант. княжне – в гл. 91. 7. Гл. 91.8. ДОМЕСТИК СХОЛ – военачальник Романа I Иоанн Куркуас. И26 Гл. 91.9. НА 120 ДНЕЙ. После этих слов возобновляется Криница по Тр., л. 15а. Гл. 91.10. ЗА ЦАРЯ – Константина VII. Гл. 91.11. НА 10 ТЫСЯЧАХ КОРАБЛЕЙ; в Тр. людии – порча из лодии. Место заимствовано летописцем Нестором в ПВЛ под 6415 (907) r., о походе князя Олега на Царьград. Гл. 91.12. ХРИСТОВ ОБРАЗ. В 942 г. Иоанн Куркуас заставил эдесских граждан выдать полотно Христа с отпечатком образа Спасителя. Это была самая ценная икона Константинополя. История создания образа (Спаса Нерукотворного) – на И222. К предисловию И27 Предисловие, как и сама Хроника, не является самостоятельным сочинением Амартола. Мысли о противопоставлении безыскусственности христианского слова и вычурности до- и внехристианских учений; самоуничижительный тон и умаление собственных заслуг до той степени, какая получается нагнетанием синонимов и поясняющих подробностей; густота лексики с отрицательной семантикой и просто бранной для нехристианских учений – это общие места святоотеческой литературы и основанных на ней Хронографий. Вместе с узнаваемыми речевыми штампами и риторическими приемами они составляют жанровые приметы предисловия-леммы «Вселенских хроник " . См.: [Шестаков LVIII. Кн. 3, 1891, 89–110]; [Чичуров 1975, 203–217]; [Чичуров, 19816, 81]; [Чичуров 1989, 136]. Слав. текст Предисловия – одно из самых темных мест Врем, превосходя другие темные и невразумительные места длиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от сщмч. Варсиса Е., как и Протоген, не упоминается ни в визант., ни в сир. агиографических источниках, за исключением яковитского Минология IX в., происходящего из мон-ря Кеннешре (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), где память Е. значится 21 хазирана (июня). Подобная ситуация имела место в средние века и на Западе, пока кард. Цезарь Бароний не счел нужным внести имена Е. и Протогена в офиц. Мартиролог Римско-католической Церкви на основании повествования блж. Феодорита. При этом дни памяти Е. (5 мая) и Протогена (6 мая) были выбраны произвольно. В древнерус. нестишных Прологах 2-й редакции, составленной во 2-й пол. XII в., под 25 авг. появляется сказание, озаглавленное «37 мучеников в Византии, Фракии и Филиппополе», но передающее эпизод с молодой христианкой из повествования Феодорита и Созомена об эдесских исповедниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 586), причем императором вместо Валента назван Юлиан Отступник (360-363). Под этой же датой сказание о «святых исповедниках Христовых, пострадавших в Едесе от ариан», основанное на сообщении блж. Феодорита, помещено в Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского. Ист.: Theodoret. Hist. eccl. IV 16-18; V 4; ActaSS. Mai. T. 2. P. 10-11; MartRom. Comment. P. 173-174; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 42. (PO; T. 10. Fasc. 1. [N 46]); Untersuchungen über die Edessenische Chronik/Hrsg., übers., komment. L. Hallier. Lpz., 1892. S. 101-103. (TU; Bd. 9. H. 1) (рус. пер.: Эдесская хроника/Пер.: Н. В. Пигулевская// Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 470-471); ЖСв. Авг. С. 434-438. Лит.: V[enables] E. Eulogius (4)//DCB. 1911. P. 310; Sauget J.-M. Eulogio di Edessa//BiblSS. Vol. 5. Col. 219-220. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187186.html

Сиракузы – древнегреческий, римский, а затем византийский город на острове Сицилия. С конца IX в. – в руках арабов, а через столетие – норманнов. Сириаки, сиры – население Сирии, говорившее на арамейском наречии. Сирика – ценные ткани, изготовленные в Византии из импортных материалов, в первую очередь из шелка и тонкой шерсти, иногда с вышивкой золотными нитями. Пользовались спросом за пределами Империи, служили в качестве дипломатических подарков, для выкупа христианских пленников у варваров. См.: оксос. Сирикарий – византийский ткач сирики. Сирикопрат – торговец сирикой. Сирия – древнее название области между Средиземным морем на западе и рекой Евфрат и Сирийской пустыней на востоке, населенной арамейцами. В XVI-XV вв. до н. э. в северной С. существовало государство Митанни, в XIV в. завоеванное хеттами. С XI в. до н. э. С. сначала принадлежала ассирийцам, потом вавилонянам и персам. В 332 г. до н. э. завоевана царем Александром Македонским, в 312 г. здесь возникло эллинистическое царство Селевкидов, а в 64 г. до н. э. оно было покорено Римом. В ранневизантийское время делилась на две провинции. Первая Сирия охватывала территорию северной С. и сирийское побережье от города Палта до Селевкии (3). Главный город – Антиохия на Оронте. Вторая Сирия охватывала территорию южной С. Главный город – Апамея. В 636 г. С. была завоевана арабами (с VIII-IX вв. сиры или сириаки стали арабоязычными), в 968 г. – египетским султаном, в 1078 г. – сельджуками, в 10991187 гг. – в руках крестоносцев, а с 1198 г. – опять владение мусульман Египта. С 1517 г. находилась под властью турок-осман. Далеко не все сирийцы знали греческий язык, но как историки Византии имеют особенно большое значение. Ныне С. – область азиатской Турции (185,5 тыс. кв. км). Плоскогорье с горными хребтами Ливан и Антиливан и реками Эль-Аси (древ. Оронт) и Иордан постепенно переходит на востоке в сирийско-аравийскую пустыню, распадается на собственно С. и Палестину. См.: Келесирия, Финикия, Ливан, Дамаск, Пальмира, Кесария Пелестинская, Лаодикея Сирийская, Селевкия, Кирр, Вероя (2), Бостра, Эмеса, Йешу Стилит, Евагрий Схоластик , Иоанн Епифанийский, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Эдесская хроника, Кирилл Скифопольский , Симеорн Стилит, Симеон Стилит Младший (Дивногорец), Симеон Юродивый, Савва Великий (Освященный), яковиты, Бар Эбрей, Дионисий Тельмахрсский, Михаил Сирией, гассаниды, Хамданиды, Пигулевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

икон Богородицы - Влахернитисса, Елеуса, Одигитрия. Они приобретают роль символа идеологии правящих фамилий, становятся определенным средоточием имп. благочестия и религиозности. В литургический календарь входят пышные шествия в честь икон, напр., в кон. XII в. икона Одигитрии приносилась из мон-ря Богородицы Одигон в Б. д. Из многочисленных произведений монументального искусства Б. д. единственными сохранившимися являются напольные мозаики перистильного двора в р-не дворца Дафна (предположительно VI в.). Они выполнены в обычном для ранней Византии эллинизирующем стиле, играют декоративную роль и лишены к.-л. образов христ. тематики. Об искусстве Б. д. приходится судить по средневек. описаниям, а также по нек-рым сохранившимся лицевым рукописям, создававшимся по заказу императоров или их приближенных и отразившим идеи и эстетические вкусы той или иной эпохи. Из описания Евсевия Памфила известно, что имп. Константин на потолке «самого большого» зала Б. д. поместил мозаичное изображение креста. Такой же крест и поверженный дракон рядом с ним были изображены на мозаичной панели в вестибюле дворца ( Eusebius. Vita Constantini. III 48). Источники эпохи ранней Византии (Прокопий Кесарийский, Иоанн Эдесский, Пасхальная хроника и др.) сообщают о великолепии дворца, о постройках тех или иных императоров. В «Хронографии» Феофана (нач. IX в.) есть рассказ о том, как в 726 г. по приказу имп. Льва III Исавра был уничтожен мозаичный образ Христа на воротах Халки ( Theoph. Chron. P. 405), и это стало началом иконоборческой эпохи. Однако неизвестно, когда эта мозаика была создана, и даже достоверность рассказа Феофана ставится под сомнение совр. исследователями. Еще один рассказ о снятии образа с Халки относится к 814 г., к правлению имп. Льва V (Scriptor Incertus de Leone/Ed. I. Bekker. P. 354-355). После возвращения к иконопочитанию в сер.- 2-й пол. IX в. в Б. д., как и по всей империи, реализуется обширная программа по украшению зданий в соответствии с новыми эстетическими принципами.

http://pravenc.ru/text/149715.html

И. б. Ш. принадлежит много трудов на сир. и араб. языках в области историографии, богословия и апологетики, канонического права, филологии и др. Значительное число произведений И. б. Ш., исследований о нем и сводная библиография, в разные годы издававшиеся Х. Самиром в периодической печати, были включены в его монографию ( Samir. 1996). Составленная И. б. Ш. двуязычная «Летопись» («Хронография»;    ; 1018/19) является крупнейшим из восточносир. исторических сочинений. Она сохранилась в единственной рукописи (Lond. Brit. Mus. Add. 7197), современной автору (возможно, частично автограф), где сир. текст и араб. перевод по преимуществу самого И. б. Ш. приведены в параллельных столбцах. Труд состоит из 2 частей: 1) хронологические таблицы, списки римских пап и Александрийских патриархов до Халкидонского Собора, различных царских династий, в т. ч. Сасанидов (на основе данных Иакова Эдесского ), католикосов Церкви Востока до IX в. включительно и собственно хроника восточносир. Церкви (гл. обр. в Месопотамии) с 25 (от принципата Тиберия и царствования в Эдессе Авгарей) до 1012 г. (по образцу «Хроники» Евсевия Кесарийского), часто с указанием источников напротив каждого абзаца анналов, благодаря чему сохранились заглавия мн. утерянных работ (церковных хроник Нисибина и др. городов Месопотамии, сир. трактата по истории халифов, труда мусульм. ученого IX в. Абу Джафара Мухаммада аль-Хуваризми); 2) синхронистические таблицы и изложение методики согласования различных систем летосчисления, в т. ч. эры Йездигерда (с обзором иран. календарей и зороастрийских праздников, независимым от данных мусульм. энциклопедиста аль-Бируни) и эры хиджры. В «Летописи» приведены ценные сведения по эпохе Сасанидов, истории Церкви в Персии и ранней истории курдов. Основное богословское сочинение И. б. Ш. «Книга доказательства истинности веры» (изд. в нем. переводе по араб. рукописи, хранящейся в Ватикане: Horst. 1886) состоит из 4 частей: 1) триадологической против мусульман; 2) христологической против иудеев; 3) опровержения взглядов «мелькитов и яковитов» - против православных и монофизитов; 4) об исповедании и самоопределении «восточных», т. е. членов Церкви Востока (несториан). Вторая часть включает краткую историю Соборов; особое внимание уделено причинам, по к-рым Церковь Востока отвергает Эфесский Собор 431 г. и осуждение Нестория . И. б. Ш. подчеркивает, что неприятие Церковью Востока именования Девы Марии Богородицей не означает умаления Ее почитания.

http://pravenc.ru/text/389403.html

Chronique de Michel le Syrien. Editee pour la premiere fois et traduite en franijais par J. — B. Chabot. T. 1–2. Paris, 1900. Lib. VII, cap. II. 1) В сообщении о соборе, р. 124а 19 _ 20 : «по стэпк гп рптгк treip -от ггггк кж. 224: Les premiers etaint: Eusebius, qui, je pense, etait de Rome; Alexandre d " Alexandrie avec Athanase, son disciple; Jacques de Nisibe, et Eustathius d " Antioche. 2) В списке отцев, p. 124b 19 _ 20 : rrenp сгзпк чэгп 247: Premierement ceux de Rome: Eusebios [далее в рукописи пропуск двух–трех слов, восполняемый Chabot таким образом: eveque de Cordoue; — Vito] et Vinquentos, pretres, pour le pape. (У Seeberg " a. S. 70, сирийский текст p. 124 a приведен в совершенно искаженном виде). В примечаниях Chabot поясняет в обоих случаях, что нужно читать вместо «Евсевия» «Осий». Хроника издана по эдесской рукописи. Неизвестно, как в данном случае обстоит дело в другой — зафаранской — рукописи и в арабском переводе (ср.: Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. Пер. под редакцией и с дополнениями проф. Π. К. Коковцова. СПб., 1902. С. 1804). В армянском переводе хроники (изд. 1871) в соответствующем первому месте читается, однако (Р. 131–132): «И главными были следующие: Осий Кордубский (Ουσιος Κουρτουβιο), Витон и Викентий пресвитеры вместо папы Римского, Александр Александрийский, Аристакес Великой Армении и Малой, Юлий [=Евлалий] Севастийский, Евстафий Антиохийский, Иаков Низибийский» (Во французском переводе Langlois, 1868. Р. 117: Александр Александрийский, Макарий Иерусалимский, Аристакес, Осий, Витон и Викентий, Юлий, Иаков). Особого списка отцев собора в переводе не имеется. 226 Ср.: Seeberg, 70–71. Из замечания у Михаила Сирийца: «Евсевий [который] был, я думаю, из Рима», Зееберг делает вывод, что Михаил нашел «Евсевия» уже готовым в своем источнике. Однако, это замечание могло относиться у него и к неизменному «Осию». (В Index coenobii Nitriensis Осий если и не производится из Рима, то оказывается «епископом Кордубы, города Италии». Gelzer, 96–97). Судя же по армянскому переводу, вместо этого замечания нужно бы ожидать в тексте Михаила чего-либо вроде «Витон и Викентий, пресвитеры из Рима», и вместо «Евсевий» — «Осий». Можно думать, между прочим, что и указанное выше арабское " wsjbws ( Gelzer, 149, Х 47 ) появилось как замена «Евсевием» Осия (ср. 149, Х 42 : " wsjws). 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

736 . Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1861. – 430 с. 737 . Черноусов Е. Сирийский источник по истории Византии//ВВ. – 1927. – Т 25. – С. 24–33. 738 . Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора (тексты, пер., коммент.). – М.: Наука, 1980. – 216 с. 739 . Шангин М. А. Византийские политические деятели первой половины Х в.//Византийский сборник. – М.; Л., 1945. – С. 228–248 [Публ., пер. и исслед. рукописи Арефы Кесарийского «Хиросфакт или Ненавистник чародейства " ]. 740 . Шангин М. А. Новый географический текст//Вестник древней истории. – 1938. – 4. – С. 252–255. 741 . Шандровская В. С. Византийская басня «Рассказ о четвероногих» (XIV в.) [Пер. и исслед.]//ВВ. – 1956. – Т 9. – С. 211–249. 742 . Шапошников А. К. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии (переводы, толкования и комментарии)//Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. Крымско-готский сборник. – Симферополь: Биз- нес-Информ, 2005. – С. 173–209. 743 . Шестоднев Георгия Пизида в славяно-русском переводе 1385 г/Изд. И. А. Шляп- кин. – СПб., 1882. – 45, 22 с. (Памятники древней письменности. – Т 32). 744 . Шляпкин И. А. Георгий Писидийский и его поэма «О миротворении» в славянорусском переводе 1385 года. – СПб., 1890. – 31 с. 745 . Шмит Ф. И. Кахриэ-джами//ИРАИК. – София, 1906. – Т 11. – С. 227–259 [Житие Михаила Синкелла, IX в.]. 746 . Шрайнер П. Miscellanea Byzantino-Russica//ВВ. – 1991. – Т 52. – С. 151–160 [фрагменты византийских текстов, касающиеся русско-византийских отношений IX-XV вв.]. 747 . Шульц Ю. Ф. Паллад Александрийский. Эпиграммы//ВВ. – 1964. – Т 24. – С. 259–289. 748 . Щапов Я. Н. «Суд царя Леона и Константина» как сербский памятник рецепции византийского права//ВВ. – 2003. – Т 62 (87). – С. 249–260. 749 . Эдесская хроника//Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 468–476. 750 . Эклога. Византийский законодательный свод VIII века: Вступ. ст., пер., коммент. Е. Э. Липшиц. – М.: Наука, 1965. – 226 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010