Начиная со времен Коины, имена епископов тщательно записаны в документе, называемом Эдесская Хроника 28 . Между Квоной и Раббулой эдесский престол занимало девять епископов. Из них Айталаха, преемник Саада, принимал участие в великом никейском соборе в 325 году по Acta S. Confess. Guriae et Schamonae. Romae, 1899. В настоящее время для лиц, интересующихся мученическими актами Гурия, Самона и Авива, особенно важен сборник: Die Akten der edesseuischen Bekenner Gurjas, Samonas und Abibos aus dem Nachlass von Oscar von Gebhardt herausgegeben von Ernst von Dobschültz (Texte und Untersuchungen. В. XXXVII, H. 2. Leipzig 1911), – сборник, в котором изданы: 1) мученические акты Гурия, Самона и Авивы в дословном немецком переводе с сирийского, точнее – с позднейшей редакции оригинала, 2) древний греческий перевод начальной сирийской редакции тех же актов, 3) древний греческий перевод второй сирийской редакции, 4) позднейшая переделка первого греческого перевода, в связи с повестью о совершенном эдесскими страдальцами чуде, 5) Метафрастово сказание об их подвигах и чуде, 6) латинский перевод древнейших греческих актов Гурия и Самона, 7) похвальное слово в честь всех трех мучеников Аревы, епископа Кесарии Каппадокийской (Х-го века), 8) несколько небольших стоящих в связи с тем или другим греческим текстом минейных заметок и 9) краткая выдержка из Martyrologium romamum. В сборник, таким образом, вошло все наиболее важное из древних и средневековых текстов, повествующих о Гурии, Самоне и Авиве. А. С. P. X. 29 . Одним из последующих епископов был Барсес, изгнанный арианами. Деятельность Раббулы, епископа эдесского с 412 по 435 год, будет рассматриваться в одной из следующих глав. Его епископство является глубокой межой в истории сирийской церкви. В его, именно, время старые еретические учения исчезли, и образовались новые партии монофизитов и несториан. В богослужебных обрядах и церковной дисциплине его управление обозначает конец старого и начало нового. Здесь необходимо хотя бы кратко отметить одно значительное событие из всеобщей истории 4-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

В некоторых старых источниках Эдесса так и переводится — Водена. Нимало не сомневаясь, что множество благочестивых преданий о чудесах Божиих основаны на истинных свидетельствах, в данном случае мы считаем должным привести упоминание сирийской эдесской хроники о том, что в ноябре 201 г. в Эдессе было сильное наводнение, во время которого воды разлившейся реки Дайсан разрушили дворец Абгара Великого и сильно повредили христианский храм, после чего река и была отведена в новое русло, а старое было превращено в городские пруды, на берегу которых был воздвигнут новый царский дворец. Эдесская хроника: пер. Н. В. Пигулевской//Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. Тишри — октябрь, Нисан — апрель: сирийский календарь по названиям месяцев совпадает с еврейским, но год по нему начинается с Тишри, а не с Нисана. Эдесские хроники. Осроэна стала полностью христианской, по одним данным, около 150 г. от Р. Х., по другим — между 170 и 214 гг. при царе Авгаре IX. См. К источнику живой воды. Готфам для постоянного расселения на восточных территориях Византии были выделены две области — Фригия и Лидия, называемые федерациями. Со времен последних ассирийцев в Эдессе правил Совет десяти. Традиции этого Совета были настолько устойчивы, что он пережил македонское и сирийское владычество, царский период, диктат Рима, власть персов, Византии, крестоносцев, господство мусульман… Правил он и в описываемое время в конце IV в. Поразительно, но Совет десяти просуществовал в Эдессе вплоть до 1924 года. Калиги — воинская обувь. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Переплеты ремней часто доходили до колен. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. Архонт — эквивалент сегодняшнему общему понятию «офицер». Игра слов. Греческое название василька «кентавров цветок» связано с мифом о кентавре Хироне, излечившем настоем васильков рану, нанесенную ему воспитанником Гераклом. Стратилат ( греч .) — основное значение «воевода», «военачальник». Однако это наименование не всегда поддается точному определению.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Издания. Nau E. ROC 15 (1910). Р. 53−72, 182−91 (с фр. переводом); древний гр. перевод: Gebhardt О. TU 51. S. 148−199, где ошибочно предполагается, что греческий был первоначальным языком этого повествования. Исследования. Burkitt E С. Euphemia and the Goth. London, 1913; Baumstark. S. 96. Г. Легенда о Юлиане. Так называется вымышленное сочинение, состоящее из трех частей и находящееся в рукописи Brit. Mus. VII в., написанное неким эдесским монахом между 502 и 532 гг., и на протяжении того же века подвергшееся пересмотру. Из этой легенды черпают свои сведения мусульманские историки ат-Табари и аль-Йакуби. Сочинение излагает историю Константина и трех его сыновей, мученичество некоего епископа Евсевия при Юлиане Отступник, и историю Иовиана при Юлиане и после его смерти. Издание. Hoffmann J. G. E. Julian " s der Abtrunnige. Syrische Erzählungen. Leiden, 1880. Исследования. Asmus Α. Julian " s autobiographischer Muthus ais Quelle des Julian " s rom ans. ZDMG 68 (1914). S. 701−704; Baumstark. S. 183. Глава 3. Хроники и другие сочинения Общее исследование. Haase F. A christuche Kirchengeschichte nach orientauschen Quellen. Leipzig, 1925. § 148. Малые хроники Под этим удобным общим заглавием были одновременно изданы различные древние хроники согласно следующему порядку: 1. Эдесская хроника. Составлена анонимным автором, очевидно эдессянином, в конце VI в. на основании официальных местных записей и других источников. Повествование начинается наводнением 201 г., о котором автор рассказывает по описанию нотариев, являющемуся первым точно датируемым документом, составленным по-сирийски. По всей хронике рассыпаны ценные сведения о епископах и священных сооружениях Эдессы. Издание выполнено по единственной рукописи Vat. Syr. 163 VII в. Издания. Assemani J. S. ВО. Т. 1. P. 388−417; Hallier L. Untersuchungen über die Edessenische Chronik. TU. 9, 1. Leipzig, 1892; Chronica Minora. Ed. I. Guidi. CSCO. Vol. 1 (Ser. Syri 1). Lovanii, 1903. P. 1−13; лат. перевод: Assemani. Op. cit.; Guidi L. Op. cit. P. 1−11; англ. перевод: Journal of Sacred Literature 5 (1864). P. 28−29; нем. перевод: Hallier L. Op. cit.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Хотя данная книга не посвящена исключительно христологическим вопросам, она представляет очень полезное введение в богословско-философский контекст сирийского христианства, породивший особую христологию сирийской (особенно восточносирийской) традиции. Нисибинская школа – крупнейшая сирийская богословская школа, созданная под влиянием антиохийского богословия и существовавшая с середины IV по начало VII века. После захвата Нисибина персами в 363 году оказалась за границами Римской империи и вскоре стала центром восточносирийской церковной науки и местом взаимодействия очень разных христианских культур. С точки зрения Бекера, именно эти условия «плавильного котла» послужили основой жизнеспособности Нисибинской школы в иноверном, часто враждебном окружении безо всякой поддержки извне. Начало книги посвящено взаимодействию Нисибинской школы с другим знаменитым богословским центром, Эдесской школой. Главы с пятой по седьмую посвящены собственно рассказу о богословских особенностях Нисибина. Основным источником для автора служит хроника Нисибинской школы, известная как «Причина основания школ», автором которой иногда называют несторианского епископа Халванского Бар-Хадбшаббу (VI-VII вв.). Бекер доказывает, что в жанровом отношении этот текст не уникален и связан с такими литературными формами, как греческие протрептики, ученые рассуждения о причинах и следствиях и групповые жизнеописания. «Причина» излагает историю мира как цепочку передачи знания от школы к школе, начиная с того момента, когда еще до создания вселенной Бог наставляет в премудрости ангелов. Бекер отмечает тесную связь Нисибинской школы с позднеантичной неоплатонической традицией. Эта связь была основана на авторитете в Нисибине переведенных на сирийский трудов Феодора Мопсуетского. Однако такая развитая интеллектуальная среда, как Нисибин, просто не могла не предложить собственной интерпретации этой традиции, что и произошло. Последняя часть книги рассказывает о связи нисибинской научно-богословской традиции с восточносирийским монашеством. Несмотря на сухой слог автора, книга Бекера – это практически не заменимое на данный момент пособие, в котором анализируются механизмы синтеза греко-римской и сирийской (или, шире, ориентальной) интеллектуальной среды, без знания которой сложно понять христологические споры V столетия.

http://bogoslov.ru/article/6168618

А.А. Федоров-Давыдов Глава седьмая. Иерусалимские короли I. Осада Антиохии Умирая, Балдуин назначил быть преемником своей власти графа Эдесского Балдуина Бургского. Многие рыцари не хотели допустить этого, но один из приближенных к Балдуину, граф Иосцелин Куртнейский, собрал большее число голосов за Балдуина. И последний был объявлен Иерусалимским королем. В награду за это Балдуин II передал графство Эдесское Иосцелину. Но в то время Антиохия терпела много: из Сирии, Персии Месопотамии поднялась на нее мусульманская сила под предводительством эмира Эль-Гази. Боэмунда не было, Танкред уже умер; сын Боэмунда был несовершеннолетним, и княжеством управлял за него Рожер Сицилийский. Быстро шлет Рожер в Иерусалим гонцов просить помощи у короля иерусалимского. Но враги не ждут и крепким кольцом стягиваются вокруг Антиохии. Рожер видит, что дело плохо, что времени дальше терять нельзя, и вышел в битву дать отпор мусульманам. Но битва была неудачная; Рожер был убит, и если бы иерусалимский король не подоспел и не нанес решительного удара мусульманам, последние прочно утвердились бы в антиохийских владениях. Теперь снова начались бедствия христианских колоний в Палестине. Магометане не оставляли своей заветной мысли – изгнать крестоносцев из Палестины раз навсегда и восстановить свое могущество на Востоке. Деятельно беспрестанно то там, то тут поднимались новые ополчения сарацин и нападали на христианские владения. Былого единодушия, былой цельности крестоносного войска уже не было, да теперь и интересы его разбились согласно интересам крестоносных князей. А последние спешили устроиться прочно во вновь завоеванных областях, и каждый действовал против магометан сам по себе, за свой страх. Так, после неудачных битв граф Эдесский Иосцелин и приближенные рыцари были взяты в плен и заточены в одну из месопотамских крепостей. Явившийся на помощь к ним иерусалимский король подвергся той же участи. Верные до сих пор крестоносцам армяне помогли, было, им: они завладели магометанской крепостью и освободили Иосцелина; но сами зато снова подверглись осаде полчищ магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале царствования он был занят приведением в порядок дел в Антиохии. Сын Боэмунда I, Боэмунд II погиб в битве с Иосцелином Куртнейским, графом Эдесским; в Антиохии начались смуты и раздоры. Вдова Боэмунда II, Элиза, задумала овладеть правлением, и Фулько пришлось идти и смирить ее. Антиохия сиротствовала, не имея правителя, и Фулько вызвал графа Раймунда Пуату, сына Вильгельма Аквитанского. И когда он явился в Антиохию, Фулько выдал замуж за него дочь Боэмунда II, Констанцу, и Раймунд Пуату стал неограниченным правителем Антиохии. Но в это время у него самого, в Иерусалимском королевстве, возникли волнения среди князей, и он поспешил к себе для восстановления порядка. Еще около 1130 года, наместник Галеба Моссульского князя Имадеддина Ценги (Занги) прошел опустошительным походом Антиохийскую область и разграбил богатую Лаодикею. В 1137 году сам Имадеддин Ценги двинулся на запад и обложил Триполийский замок Барин. Фулько спешно пошел на помощь, но дорогой Ценги напал на него в глухой гористой местности и разграбил его войско. С небольшим отрядом Фулько пробрался в Барин и заперся в нем, но Ценги шел неотступно следом за ним. X. На выручку Фулько Весть о несчастье с Фулько сразу подняла в Иерусалиме, Эдессе и Антиохии целый ряд ополчений. И это единодушие смутило Ценги. Он Предложил Фулько удалиться со всеми людьми из крепости и позволил даже разрушить стены ее. Все небольшие сирийские государства не в силах были сражаться с князем Моссульским. Надо было сначала теснее соединиться между собою. Иерусалим и Антиохия стояли против Ценги рука об руку. К ним присоединился и визирь Анар мусульманского Дамаска, ища помощи у христиан от притязаний Ценги. Этот союз устрашил Ценги и он отошел к северу. И за все время, пока живы были эти три человека – Фулько, Раймунд и Анар, – Ценги не совершил никаких завоеваний в Сирии. Поэтому середина XII века была спокойным временем для крестоносцев. Границы их завоеваний были надежно укреплены крепостями; поля были возделаны и давали хорошие урожаи. Торговля стала развиваться широко, и бедствовавшие еще недавно рыцари стали позволять себе даже роскошь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернуться 27 Нимало не сомневаясь, что множество благочестивых преданий о чудесах Божиих основаны на истинных свидетельствах, в данном случае мы считаем должным привести упоминание сирийской эдесской хроники о том, что в ноябре 201 г. в Эдессе было сильное наводнение, во время которого воды разлившейся реки Дайсан разрушили дворец Абгара Великого и сильно повредили христианский храм, после чего река и была отведена в новое русло, а старое было превращено в городские пруды, на берегу которых был воздвигнут новый царский дворец. Эдесская хроника: пер. Н. В. Пигулевской//Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. Вернуться 28 Тишри – октябрь, Нисан – апрель: сирийский календарь по названиям месяцев совпадает с еврейским, но год по нему начинается с Тишри, а не с Нисана. Вернуться 30 Осроэна стала полностью христианской, по одним данным, около 150 г. от Р. Х., по другим – между 170 и 214 гг. при царе Авгаре IX. Вернуться 32 Готфам для постоянного расселения на восточных территориях Византии были выделены две области – Фригия и Лидия, называемые федерациями. Вернуться 33 Со времен последних ассирийцев в Эдессе правил Совет десяти. Традиции этого Совета были настолько устойчивы, что он пережил македонское и сирийское владычество, царский период, диктат Рима, власть персов, Византии, крестоносцев, господство мусульман… Правил он и в описываемое время в конце IV b. Поразительно, но Совет десяти просуществовал в Эдессе вплоть до 1924 года. Вернуться 34 Калиги – воинская обувь. Толстая подошва сандалий была покрыта шипами. Переплеты ремней часто доходили до колен. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов. Вернуться 36 Игра слов. Греческое название василька «кентавров цветок» связано с мифом о кентавре Хироне, излечившем настоем васильков рану, нанесенную ему воспитанником Гераклом. Вернуться 37 Стратилат (греч.) – основное значение «воевода», «военачальник». Однако это наименование не всегда поддается точному определению. В Византии это мог быть и титул, и должность, как правило военная, но, тем не менее, стратилат зачастую нес функции гражданского управления, следил за порядком во вверенном ему административном центре, области или городе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С первых веков по Р. Х. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религ. верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и мон-рей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Ст. Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI-VII вв. по Р. Х. относится скульптура из Аджина-Тепе (в Юж. Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв. Древнейшее сообщение о распространении в Б. христианства содержится в соч. «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в нач. III в. по Р. Х. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в р-не совр. границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персид. шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из нек-рых сир. городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христ. вероучение среди гуннов. К ним неск. раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патр. Мар Абы (в 549), к-рый, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов , сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие. Интересное свидетельство о христианстве в Б. дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христ. миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный мон-рь VI-VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле с. Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре к-рого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X-XII вв.), к-рое, возможно, принадлежало христ. общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.

http://pravenc.ru/text/77402.html

Таким образом, мы можем сделать вывод, что несколько вызывающих доверие сообщений об Иакове Нисибинском, по-видимому, проливают свет на историю возникновения сирийского монашества. Около 280 года, если не раньше, в горах в окрестностях Нисибина уже существовало отшельничество, которое было связано с институциональным христианством Церкви. Эти выводы поддерживаются рядом подобных наблюдений, к сожалению, не столь надёжных. Обратимся к другим известным месопотамским монахам раннего периода. Следующим по известности после Иакова был Юлиан Сава, Феодорит говорит о нём как об одном из наиболее выдающихся деятелей месопотамского монашества. В сирийских источниках присутствуют сведения, которые дополняют то, что говорит Феодорит. О Юлиане хорошо знал Ефрем, который составил гимны в его память. К сожалению, лишь в одном из них он приводит подробности биографии Юлиана. Ефрем сообщает, что Юлиан пребыл в монашестве около 50 лет. Поскольку Эдесская хроника датирует смерть Юлиана 678 годом греческой эры, то есть 367 годом по Р. Х., можно сделать вывод, что Юлиан Сава стал монахом приблизительно во втором десятилетии IV века. При этом даже у Ефрема, который хорошо представлял себе ситуацию, мы не встречаем утверждения о том, что Юлиан Сава был одним из первых монахов. Согласно описанию Ефрема, Юлиан следовал монашескому образу жизни, которому следовали и его предшественники. Для нас это, безусловно, очень важно. Рассмотрение свидетельств о других монахах ранней эпохи приводит примерно к таким же выводам: сирийское монашество возникло не позже конца III века. Конечно, не следует каждое свидетельство, найденное в источниках, считать доказательством в строгом смысле этого слова – ведь у нас нет способа проверить эти сведения. Вместе с тем, все эти свидетельства в их совокупности вряд ли возможно опровергнуть. Мы не должны верить всему, что утверждают авторы, но при этом следует учитывать, что многое может оказаться недалеко от истины. Как бы то ни было, перед нами несколько авторов, писавших об истории монашества на основе той информации, которая была им доступна; все они понимали, что монашеское движение возникло до конца III века. При этом, по-видимому, эти авторы хорошо владели своим предметом. Мы не можем указать какую-то конкретную дату, но обращение к сведениям о самых ранних известных монахах (ни один из которых не считается первым монахом) поддерживает наши выводы. Итак, если отдать предпочтение тому, что весьма вероятно, по сравнению с тем, что не подтверждается фактами, то мы приходим к выводу, что монашество к первым десятилетиям IV века уже существовало в Месопотамии. Время же возникновения монашества относится, безусловно, к ещё более ранней эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Анонимная сирийская хроника, недавно переведенная на французский, дает детальное описание осады и взятия Эдессы Зенги. Последний, как говорит хронист, «покинул Эдессу через четыре дня после ее взятия... Жители Эдессы выкупили своих пленников, и город был вновь заселен. Правитель Зайн-эд-Дин, неплохой по характеру своему человек, отнесся к ним очень хорошо.» Однако после смерти Зенги в 1146 г., бывший князь Эдессы Жоселин вновь овладел городом. Тогда сын Зенги, Нур-ад-Дин, вновь захватил Эдессу без большого труда. На этот раз произошло избиение христиан. Женщин и детей продавали в рабство и город был почти полностью разрушен. Это было тяжелым ударом для христианского дела на Востоке, так как Эдесское княжество по своему географическому положению являлось форпостом крестоносцев, задачей которого было принимать на себя первую тяжесть мусульманского натиска. Ни Иерусалим, ни Антиохия, ни Триполи помочь эдесскому князю не могли; а между тем, после Эдессы и этим латинским владениям, особенно Антиохии, стала серьезнее угрожать мусульманская опасность. Падение Эдессы произвело сильное впечатление на Западе. Однако, папа того времени Евгений III не мог стать инициатором и вдохновителем нового крестового предприятия, так как разыгравшееся в сороковых годах в Риме демократическое движение, в котором принимал деятельное участие знаменитый Арнольд Брешианский, создавало для папы в «Вечном Городе» ненадежную обстановку и даже заставило Евгения III на время покинуть Рим. Настоящим инициатором похода был, по-видимому, французский король Людовик VII, а проповедником его, приведшим эту идею в исполнение, был знаменитый монах Бернард из Клерво, огненное слово которого подняло сначала Францию. Перейдя затем в Германию, он убедил принять крест германского государя Конрада III и воодушевил к походу немцев. Надо сказать, что западные народы, наученные горьким опытом первого похода и немало разочарованные в его результатах, уже не выказывали прежнего воодушевления, и на собрании в Везеле (в Бургундии) французские феодалы были настроены против похода.

http://sedmitza.ru/lib/text/434310/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010