Судебному процессу власти придавали большое пропагандистское значение, и для него был выбран большой зал в здании театра в Иваново-Вознесенске, куда были доставлены из Шуи все обвиняемые. Суд продолжался с 21 по 25 апреля. Отец Павел виновным себя не признал, сказав, что не препятствовал изъятию. Для содействия правительственной комиссии и была избрана комиссия из прихожан. Суд настойчиво пытался узнать, получал ли отец Павел инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательными распоряжения Патриарха. «Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал, — сказал он. — Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения. Мне было ясно, что ценности отдавать нужно, но я не мог их передавать своими руками. Могут брать — мы препятствовать не будем, но отдавать их своими руками мы не должны». После окончания судебного следствия заместитель председателя Верховного ревтрибунала Галкин стал предлагать обвиняемым более тесное сотрудничество с судом — оклеветать и себя, и Церковь, и затем перед властью принести покаяние за несовершённое преступление. «Я думаю, что в последнем слове, — сказал он, — некоторые подсудимые выскажут свое раскаяние перед властью в своих преступных деяниях. Это может дополнить судебное следствие и осветить полнее происшедшие факты...» Обвинитель Смирнов потребовал расстрела для четырех обвиняемых. Галкин после этого еще раз предложил: «Признание и искреннее раскаяние — это лучшая защита. Суд это, безусловно, будет учитывать». «Стоя перед казнью, — сказал отец Павел в своем последнем слове, — я лгать не могу. И повторяю, что участия в сопротивлении изъятию не принимал...» 25 апреля в 18 часов 15 минут был оглашен приговор: протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков были приговорены к расстрелу. Верующими сразу же тогда было послано ходатайство во ВЦИК о помиловании осужденных. Рассмотрев дело, Президиум ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу, и Калинин обратился с просьбой об этом в Политбюро. 2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов без колебаний проголосовали за расстрел, и 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был утвержден. На следующий день Президиум ВЦИК, в соответствии с распоряжением Политбюро, утвердил приговоры к расстрелу.

http://foma.ru/shujskoe-delo-iz-pulemeta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Д. Барановский. Фотография. 40–50-е гг. ХХ в. Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской губ. - 12.06. 1984, Москва), архит., реставратор, один из основоположников новых методов реставрации и консервации архитектурных сооружений. Окончил Московское строительно-техническое уч-ще (1912) и отд-ние археологии Московского археологического ин-та с золотой медалью (1918). Во время первой мировой войны служил начальником строительного участка на Западном фронте (авг. 1915-1918). Преподавал историю рус. архитектуры в Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та (1919-1922) и в МГУ (1922-1923). С 1919 г. старший научный сотрудник московской секции ГАИМК, старший научный сотрудник-архитектор ЦГРМ (20-е - нач. 30-х ХХ в.). В 1933 г. был репрессирован, до 1936 г. находился в ссылке в г. Мариинске (Кемеровская обл.), после освобождения - сотрудник музея г. Александрова. С 1938 г. являлся членом структур гос. охраны памятников разных уровней, один из основателей ВООПИК (1966). Создатель музеев в с. Коломенском (1923-1933 директор), в Чернигове (1946), В Юрьеве-Польском (1947), в Андрониковом мон-ре в Москве (1960). Реставрационная деятельность Б. началась в 1911 г. с обмеров Введенской ц. Свято-Троицкого Болдинского мон-ря в Смоленской губ. В 1919-1929 гг. он реставрировал в мон-ре Введенскую ц. и звонницу, организовал музей. Б. реставрировал средневек. храмы в Смоленске (апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Архангела Михаила и др., 1923-1963), в Ярославле (здания Спасского мон-ря, храмы св. Архангела Михаила, св. Николы Мокрого, св. Николы «Рубленый город», 1918-1931), в Угличе (храмы Алексеевского мон-ря) и в Ростове (ц. св. Исидора и храмы Борисоглебского мон-ря). По его инициативе была создана Ярославская реставрационная комиссия (1918; с 1922 - Ярославское отд-ние ЦГРМ). Б. обмерял и изучал, первоначально под рук. И. Э. Грабаря , храмы и деревянные гражданские сооружения Русского Севера (1920-1931), Соловецкий мон-рь (1922-1923), храмы Новгорода (1922-1923). Участвовал в экспедициях по Волге (1930) и в Белоруссию (1929). В 1922 г. Б. обследовал ряд крупнейших древнерус. мон-рей, провел фрагментарную реставрацию боровского Пафнутьева (1923-1927) и перемышльского Лютикова (1927-1932) мон-рей в Калужской обл. Во Владимире и области он обследовал и реставрировал храмы вмч. Георгия в Юрьеве-Польском (1922-1950), Княгинина мон-ря (1924), вмч. Димитрия Солунского (1939-1941).

http://pravenc.ru/text/77518.html

Мыло Шуйское для бани – пуд 1 рубль 80 копеек. Свечи сальные – пуд 1 рубль 50 копеек 2586 . В перечене принадлежностей одежды упоминаются кафтаны, камзолы, шубы, шляпы, шапки, штаны, галстухи 2587 . Ежегодно выдавали по две рубахи, камзол и штаны фабричной каламинки 2588 . Выдавали покупную шапку. Шубы бараньи были выдаваемы «не повсягодно и не всем равно, но по рассмотрению господина профессора в их учении». Камзол иногда указывается сермяжный, и портки тоже. Выдавали также рукавицы, чулки, кафтаны, галстух, шляпу 2589 . В 1742-м году делали многим учащимся кафтаны, камзолы и штаны, причем сказано, что платье им сшито было в 1738-м и 1739-м годах и что получившие платье в 1738-м году «чрез, четворолетное время совсем себе поделанное платье износили» 2590 . Мундиры были из василькового сукна с суконными же алыми воротниками, лацканами и обшлагами 2591 . Обуви выдавали 3 пары сапог: к Пасхе, Александрову дню и Рождеству; выдавали и башмаки с пряжками 2592 . Чернила варили из сандалу и купоросу, для перьев покупали гусиные крылья по 3 копейки десяток и по деньге крыло 2593 . На первых порах «содержащиеся по указу Ее Величества при Александро-Невском Монастыре Славяно-Греко-Латинская Школа» не имела «потребных к наукам элементарей и грамматик Греко-Латинских». Архимандрит Петр в марте 1726-го года просил у Святейшего Синода распоряжения о высылке из Московской Типографии литер Греческой азбуки, а из Петербургской – Латинской, имея, вероятно, в виду напечатать учебники в Монастырской Типографии. Греческого шрифта не оказалось в Москве нужнаго запаса, а был ли получен Латинский, также нет сведений 2594 . Впоследствии недостатка в учебных пособиях не было. Содержание Школы – профессора, грамматиста, сторожа и школьников – отнесено было распоряжением архимандрита Петра 30-го января 1726-го года на суммы, собираемые «за погребательные в Невском Монастыре места». Провиант отпускался в счет этих сумм по справочным ценам. Для учета получаемых денег и провианта установлены были, «за шнуром и за печатью», особые приходо-расходные книги. Для заведывания экономической частью в Школе назначен был подьячий Иван Прокофьев под ведением наместника Монастыря, иеромонаха Иллариона 2595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«А тюрьмы нам нечего бояться…» Исповеднический подвиг святителя Афанасия (Сахарова) и его духовные наставления В этом году исполняется 55 лет со дня блаженной кончины священноисповедника Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского. Митрополит Зиновий (Мажуга) однажды сказал о нем близко знавшим святителя людям: «Если бы вы знали, рядом с кем живёте! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет». Детство и годы обучения Святитель Афанасий (Сахаров) Сергей Сахаров – таким было мирское имя епископа Афанасия. Он родился 2 июля 1887 года в селе Царёвка Тамбовской губернии. Родители его жили во Владимире: отец, Григорий Сахаров, был надворным советником в отставке; мать, Матрона Сахарова, происходила из простых крестьян. Имя мальчику родители позволили выбрать самому, разложив перед ним несколько листиков с написанными на них именами чтимых святых. Младенец потянулся к тому из них, где значилось имя преподобного Сергия Радонежского. Отец Сергея умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет, воспитанием занималась мать. В возрасте девяти лет он поступил в Шуйское училище. Поначалу учеба Сереже давалась тяжело, однажды он даже был оставлен на второй год, однако закончил училище юноша уже в числе способнейших учеников. Особое место среди его главных увлечений в это время заняла литература, поэзия, любимым автором был А.К. Толстой. Сам юноша пытался писать стихи. Ещё в самом раннем возрасте Сергей полюбил церковное богослужение. Дома он часто играл «в церковь», со временем научился даже вышивать церковное облачение. На вопросы, кем он хочет стать, мальчик без колебания отвечал: «Архиереем». Однако играми всё не ограничилось. В возрасте двенадцати лет Сергей написал свой первый тропарь Шуйско-Смоленской иконе Божий Матери. Главную роль в таком глубоком нравственном воспитании ребенка, безусловно, сыграла мать будущего святителя. Будучи весьма благочестивой женщиной, она всегда имела желание, чтобы ее сын принял монашество. Монашеский постриг

http://pravoslavie.ru/107562.html

Страшный " девиз " эпохи, выбранный в качестве названия выставки, – " Не должно вам быть " . Таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование, можно сказать, что по тому же принципу в нашей стране стали воспринимать христиан. " Не должно " – и точка. Кажется, вопрос был только в том, как именно церковных людей уничтожить. Вдоль стен храмовой галереи – стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. Фактически эти тексты – расшифровка документального фильма, который можно посмотреть в самом конце экспозиции. На выставке Найдите 20 минут – и попросите любезных и деликатных смотрителей выставки включить Вам это кино. Смотреть видео легче, чем читать, и ни один текст не заменит кадры кинохроники 90-летней давности. " Голод " , " Шуйское дело " , " Процесс " московских церковников " " , " " Дело " митрополита Вениамина " , " Итоги кампании " , – в нескольких разделах представлена история начала гонений на Церковь. Эти кадры заставили плакать молодую женщину в синем платке, и не только ее. Вряд ли можно остаться равнодушным, когда тебя ставят перед лицом страшной реальной истории твоей страны и твоей Церкви. В 20-х годах в стране наступил голод. В августе 1921 года был образован Всецерковный комитет для организации помощи голодающим, который на самом деле собирал существенные средства, но решением правительства комитет был закрыт. Правительство решило забрать церковное имущество и издало Декрет об изъятии церковных ценностей. Целей было две: номинальная – помочь голодающим, более реальная – лишить Церковь возможности помогать и таким образом сделать ее менее привлекательной для людей. Важный момент: изымались в том числе и богослужебные предметы, которые использовались во время совершения Таинств, например, Потиры. Патриарх предлагал возмещать стоимость этих вещей, только бы они оставались в храмах и не подвергались осквернению, но в этом было отказано. – Что доносится до Вас со всех сторон? – Спрашивали Патриарха Тихона

http://religare.ru/2_96854.html

Скачать epub pdf Родился 2 июля – г. Скончался отец – 23 фев[раля] 1889г. Шуйское Дух[овное] Училище – 1896–1902 гг. Начал прислуживать в алтаре август – 1899 г. Владимирская Духов[ная] Семинария  – 1902–1908 [гг.] Прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем  – 1902–1906 [гг.] То же и иподиаконом – 1906–1908 [гг.] Посвящен в 1-ую степень церковного клира – чтеца 6 мая 1907 г. Московская Духов[ная] Академия – 1908–1912 [гг.] 1 Пострижен в монашество – 12 окт[ября] 1912 г. Посвящен во иеродиакона – 14 окт[ября] 1912[г.] Посвящен во иеромонаха – 17 окт[ября] 1912 [г.] Преподаватель Полтавск[ой] Дух[овной] Сем[инарии] 2  – нояб[рь] 3  1912 г, – сентябрь 1913 г. Преподаватель Владимирской Дух[овной] Сем[инарии] 4 – 1913– 1918 гг. Член Поместного Всероссийского Собора 5    – янв[арь] – сент[ябрь] 1918 [г.] 6 Член Владимир[ского] Епархиал[ьного] совета 1918–1920 [гг.] Член Владимирского Епархиального Совета – 1918–1920 г. Наместник Владимирского Рождествина монаст[ыря] – 1920–1921 гг. Возведен в сан архимандрита – 20 янв[аря] 1920 г. Настоятель Боголюбова монастыря – с 18 июня 1921 [г.] Хиротонисан во епископа Ковровск[ого] 7  – 27 июня 1921 г. Арестован 8  – 17 марта 1922 г. В срочном порядке препровожден в Рев. Воен. Трибунал и освобожден – 18 марта 1922 [г.] Арестован в Вел[икую] Среду – 30 марта 1922 [г.] В заключении во Владимирской тюрьме был с митр[ополитом] Сергием (Страгородским) 9  архиеп[ископом] Вятским Павлом (Борисовским) 10 , епископом Суздальским Василием (Зуммером) 11 . Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церков[ных] ценностей в Сузд[альском] Спас[ском] монастыре 12    – 27 мая 1922 г. Приговорен к 1 году заключения], по амнистии освобожден – 28 мая 1922 г. Арестован – 15 июля 1922 [г.] Во Владимирской тюрьме был с епископом Муромским Серафимом (Руженцевым) 13 Без допроса освобожден – 25 июля 1922 г. Арестован – 10 сентяб[ря] 1922 г. Во Владимирской тюрьме был с архиепископом Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским 14 , архиепископом Астраханским Фаддеем (Успенским) 15 , епископом Звенигородским Николаем (Добронравовым) 16 , епископом Вязниковским Корнилием (Соболевым) 17 , епископом Переславским Дамианом (Воскресенским) 18  и епископом Суздальским Василием (Зуммером) 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

лавры и Спасо-Вифан. мон. с присовокупл. опис. Махрищ. мон.», 1794 г.; “Историч. опис. Махрищского мон.», Москва, 1852 г.; Архим. Леонид, “Махрищский м-рь; синодник и вкладная книга», напечатано в “Чтен. И. Общ. ист.», 1878 г., III, 1–38; “Ист. Росс. Иер.», III, 60; V, 55; Ратшин, 33; “Матер. для стат. России», 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.», 1817 г., 68; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); Проценко, “М-ри в России», 35; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 198; VII, 452; VIII, 47; “Словарь истор. о свят.», 256; “Ист. Опис. Тр.-Сергиевы лавры», 150; “Труды Влад. губ. стат. Комит.», VII, 36; “Церковно-ист. месяцесл. св. Тр.-Сергиевой лавры», 14; “Полн. собр. Закон.», 1764 г., XVI, 12060; “Владимир. губ. вед.», 1842 г., 14; 1844 г., 12; Иером. Иоасаф, “Церков. истор. опис. Суздаль, достопам.», 25 (еп. Суздаль. Варлаам I, игум. м-ря, 1570 – 1585 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 82, 204 (преп. Стефан), 205 (преп. Варлаам); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 237, 49; Ключевский, “Жит. свят.», 278, 285, 390; “Акты юридич.», 12 (Судный список 1505 – 1511 г. о праве влад. Москов. митроп. деревнею Голямовскою); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 92, 31 (Жал. льготн. гр. 1433 г. людям села Зеленцина; игум. Феогност), 172, 52 (Правая грам. 1534 г. по спорному делу Баскакова с м-рем; игум. Иона), 552, 82 (Духовн. 1460 г. старца Андриана Ярлыка); II, 338, 147 (Купчая 1473 г. на дерев. Васильевскую; старец Андрей Афанасьев); “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, Отд. 1, 127 (в 1588 г. здесь погребен еписк. Суздаль. Варлаам); 1865 г., IV, смесь, 124 (о припис. к Тр.-Серг. лавре), 131 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. I, 72 (к м-рю было приписано село Семеновское-Шуйское, в коем состояло в 1678 г. 90 двор., в 1752 г. 583 души крест.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 183 (приписан при ц. Мих. Феодоровиче); 1883 г, II, смесь, 82 (Александров. слобода); “Полн. собр. лет.», 121 (житие преп. Сергия; уход его на Махрище, к игум. Стефану); “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Живя под крылышком матери-вдовы, постоянно в женском обществе, мальчик выучился шить и вышивать бисером и даже любил этим заниматься, а впоследствии в ссылке шил себе облачение 4 и вышивал бисером ризы на иконы. (Его и похоронили в облачении собственной работы.) В церковь Сережа ходил охотно. Богослужение, в особенности архиерейское, производило на него большое впечатление. Дома он любил играть «в церковь », «в службу», т. е. надевать на себя платки в виде облачения, кадить, благословлять и т. д. Он даже пытался шить себе «облачения». На вопрос своей вышеупомянутой крестной: «Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?» (она сама была врач) – он ответил: «Нет, мама крестная, я буду архиереем». Родную мать Сережа очень любил и в годы тяжелых испытаний в невольной разлуке сильно тосковал о ней. Отца не помнил, но, видно, от обоих родителей унаследовал ту прямоту и принципиальность, которые пронес сквозь всю свою многострадальную жизнь, и ту любовь к св. Церкви и Родине, которой горело и болело его сердце, пока не перестало биться. Желая направить сына на добрый путь, Матрона Андреевна стремилась дать ему духовное образование. Это было нелегкое дело, потому что в духовные училища принимались почти исключительно дети священнослужителей. Во Владимирское духовное училище Сережу устроить не удалось. Но Господь все же помог молодой вдове в добром её намерении. Она жила на квартире у родственника своего мужа, служащего казенной палаты, Сергея Васильевича Соловьева. Он был старостой Спасской церкви во Владимире, а его брат, о. Иоанн Соловьев, в Иваново-Вознесенске был настоятелем собора и благочинным, заслуженным и влиятельным протоиереем (в городе, не имевшем архиерейской кафедры, влияние соборного настоятеля почти равнялось влиянию епископа). С его помощью удалось поместить Сережу в Шуйское духовное училище. На годы учения сына в Шую переехала и Матрона Андреевна. Таким образом Сережа Сахаров живущим в училище никогда не был и всегда находился под материнским присмотром, ограждавшим его от влияния товарищей, которое в тогдашней духовной школе не всегда могло быть хорошим. Сережа поступил в училище в 1896 г. в девятилетнем возрасте. По-видимому, на первых порах учение давалось ему не совсем легко: в 3-м классе остался он на второй год. С августа 1899 г., когда ему исполнилось 12 лет (в 3-м классе), он начал прислуживать в алтаре. 14-ти лет, в 1902 г., Сережа окончил духовное училище и вместе с матерью вернулся во Владимир, поступив в тамошнюю духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

4­ числа писал я в Петербург А. В. Гаврилову: «Посылаю Вам при сем доставленный мне из Москвы священником П. Виноградовым список мнения М. Филарета по делам Московского Тюремного Комитета. Если нельзя уже этот документ поместить в нашем издании, то не дадите ли ему место в ваших Синодских Ведомостях? Сердечно радуюсь, что наш общий и совместный четырехлетний труд приводится к окончанию; но душевно скорблю о бедственном положении сотрудника нашего Николая Ивановича (Григоровича). Когда выйдет из типографии последняя часть нашего издания, прошу вас непременно приехать в Тверь, чтобы вкупе воздать благодарение Господу за Его благодатную помощь к совершению столь важного плодотворного труда и затем разделить со мною праздничную по сему случаю трапезу». В этот же день посетил меня прибывший из Москвы Корпусный Командир, генерал Аркадий Димитриевич Столыпин – брат (по матери) Прасковье Александровне Игнатьевой. Г. Столыпин в шестидесятых годах (с 1875 г.) был наказным атаманом казачьих войск в Оренбурге, и там составленною им и препровожденною к Обер-Прокурору Св. Синода, графу А. П. Толстому, запискою, под заглавием: «подробный ход дела по обращению уральских раскольников», – подал повод сему последнему к обширной переписке в 1859 г. с Московским митрополитом Филаретом 528 . – В последнюю Турецкую войну (1877–78 г.) генерал Столыпин состоял генерал­губернатором в г. Филиппополе. 7­ ч. получен мною препровожденный при письме от 23 января от председателя съезда уполномоченных от Шуйского училищного округа, священника села Тейкова Петра Виноградова, адрес от лица всего духовенства этого округа следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко! Дар Вашего Высокопреосвященства в Шуйское Духовное училище, увековечивающий память о Вас – бывшем ученике его – ныне славнейшем Архипастыре, духовенство округа Шуйского глубоко ценит как материальное благодеяние для преемственного ряда стипендиатов Вашего имени в родном нам училище и как неоцененный живой пример попечительности о присных, приемлемый нами в назидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Шуйское. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Троицкая Шуйская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шуйская Троицкая, 1814 года, каменная (с. Шуйское). Престолы в честь: Святой Троицы - главный, Крестителя Господня Иоанна Предтечи, прор. Илии, сщмч. Леонтия Ростовского, Всех Святых, свт. Николая Мирликийского, прп. Феодосия Тотемского, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Обновлённый холодный храм во имя Св. Троицы освящён 17 сентября 1872 г. Придельный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящён 23 (?) сентября 1880 г. Приписная Шуйская Успенская, 1786 года, каменная (через реку от с. Шуйское). Престолы в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, свт. Николая Мирликийского, вмц. Варвары Илиопольской. Указом Св. Синода от 19 июля 1915 г. за открыта штатная диаконская вакансия при Шуйской Троицкой церкви, с содержанием на местные средства. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь восстанавливается. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14610

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010